Налоговые агенты права и обязанности

  • автор:

Налоговые агенты ‑ это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).

В отношении сборов налоговые агенты обязанностей не несут.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (ст. 21 НК РФ), если иное не предусмотрено НК РФ. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в порядке, установленном ст. 22 НК РФ.

На налоговых агентов возложены следующие обязанности:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. в течение одного месяца со дня письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Перечень обязанностей налоговых агентов с 2010 г. фактически является открытым, так как они несут и иные обязанности, предусмотренные НК РФ (п. 3.1 ст. 24 НК РФ). Например, особенности исполнения обязанностей налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и в других случаях установлены п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 220, п. 5 ст. 226 НК РФ.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод о том, что налоговый агент в налоговых обязательствах занимает особое место, исполняя роль посредника между налогоплательщиком и государством. При этом налоговый агент выполняет контрольную и аккумулирующую функции и является соединяющим звеном между налогоплательщиком и государством в определенных законом случаях.

Представительство в налоговых правоотношениях (ст. 26-29 НК РФ).

Налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

В статье 27 НК РФ выделяются две категории законных представителей налогоплательщика:

законные представители налогоплательщика-организации;

законные представители налогоплательщика ‑ физического лица.

Законные представителиналогоплательщика-организации (п. 1 ст. 27 НК РФ) ‑ лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве таковых выступают органы юридического лица (ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Основным документом, подтверждающим полномочия законного представителя налогоплательщика-организации, действующего в силу закона, является документ, подтверждающий избрание (назначение) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации (ст. 28 НК РФ).

Законные представители налогоплательщика – физического лица – лица, выступающие в качестве законного представителя этого физического лица в соответствии с гражданским законодательством РФ: родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. ст. 26, 28, 29, 32, 33 ГК РФ), т.е. физические лица, которые в силу прямого указания закона без специальной доверенности представляют интересы несовершеннолетних лиц либо совершеннолетних лиц, в предусмотренных законом случаях признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Статус лица, вступающего в отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, в соответствии с п. 3 ст. 26 НК РФ должен быть подтвержден документально. Например, родители несовершеннолетнего могут представить для этого свидетельство о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность, а усыновители, опекуны и попечители — решение суда или выписку из решения суда об усыновлении, об опеке, о попечительстве, документы, удостоверяющие личность, и т.д.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений (п. 1 ст. 29 НК РФ). Полномочия такого представителя подтверждаются доверенностью. Доверенность от организации выдается по правилам гражданского законодательства, доверенность от физического лица заверяется нотариусом или иными лицами в соответствии с гражданским законодательством (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Уполномоченным представителем организации на основании закона является также ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, который вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в случаях установленных НК РФ (п. 4 ст. 29 НК РФ).

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 29 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика(п. 2 ст. 29 НК РФ).

Налоговые органы в Российской Федерации (ст. 30 НК РФ) составляют единую централизованную систему контроля за:

— соблюдением законодательства о налогах и сборах;

— правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов;

— правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Систему налоговых органов составляют Федеральная налоговая служба и его территориальные органы.

Федеральная налоговая служба, находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Положение о Федеральной налоговой службе, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506.

К территориальным органам относятся:

управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

межрегиональные инспекции ФНС России;

инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Положения о территориальных органах ФНС России утверждены Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

К таким документам относятся налоговые декларации (расчеты), ведомости, ордера, чеки и т.п., а также первичные документы бухгалтерского учета или регистры налогового учета, различные платежные документы (платежные поручения, инкассовые распоряжения, поручения, квитанции к кассовым ордерам и т.п.).

При проведении налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ), в случае отказа произвести выемку необходимых документов (ст. 94 НК РФ), а также привлечь проверяемое лицо к налоговой ответственности (ст. 126 НК РФ);

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Виды налоговых проверок и порядок их проведения установлены ст.ст. 87, 88, 89 НК РФ;

3) производить в соответствии с законодательством о налогах и сборах выемку документов в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Выемка документов осуществляется по правилам ст. 94 НК РФ с соблюдением требований ст. 103 НК РФ;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах (см., например, п. 2 ст. 101 НК РФ);

5) приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. ст. 76, 77 НК РФ);

6) осматривать помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ), проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 40 НК РФ);

8) требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (п. 3 ст. 88 НК РФ);

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ (ст. ст. 46 — 48 НК РФ);

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (ст.ст. 95-97 НК РФ). Ответственность, названных лиц, установлена ст. 129 НК РФ;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Участие свидетеля регулируется ст. 90 НК РФ, его ответственность установлена ст. 128 НК РФ;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

— о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

— о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

— в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Перечень прав налоговых органов, содержащийся в п. 1 ст. 31 НК РФ, не является закрытым, так как п. 2 этой же статьи установлено, что налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ, например:

— право участия при определении источников дохода (ст. 42 НК РФ);

— право быть залогодержателем (ст. 73 НК РФ);

— право осуществлять зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).

Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности, установленные ст. 32 НК. Основополагающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее. К их числу относятся:

1. Соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ).

2. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ).

3. Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц (подп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок учета организаций и физических лиц установлен ст. ст. 83, 84 НК РФ.

4. Бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ):

о действующих налогах и сборах;

о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства» пояснил, что в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета, а по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.

5. Руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

6. Сообщать при постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ).

7. Принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. ст. 78, 79 НК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

8. Соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее. Положения о налоговой тайне сформулированы в ст. 102 НК РФ (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ).

9. Направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки (ст. 100) и решения налогового органа (ст. 101 НК РФ), а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ст. ст. 69, 70 НК РФ) (подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ).

10. Представлять в течение пяти дней налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков и участников этой группы по налогу на прибыль организаций (подп. 10.1 п. 1 ст. 32 НК РФ).

11. Осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

12. Выдавать по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

13. По заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 13 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Перечень обязанностей, содержащийся в п. 1 ст. 32 НК РФ, не является исчерпывающим, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п. 2 ст. 32 НК РФ).

Таможенные органы(ст. 34 НК РФ) пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов (НДС, акцизы) при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ и НК РФ.

Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС РФ) и подчиненные ему таможенные органы.

Не являются налоговыми органами и участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах в соответствии со ст. 34.2, 36, 37 НК РФ:

— Минфин РФ дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

— Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

— Органы внутренних дел.

Налоговый агент — это экономический субъект, который наделен особым правом исчислять и удерживать фискальные платежи с доходов налогоплательщика и затем перечислять данные средства в государственный бюджет. В статье расскажем, кого можно отнести к данной категории и какие права и обязанности закреплены за ними в НК РФ.

О ком идет речь

Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.

Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ. Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:

  1. НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
  2. НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. 146, 161 и 171 НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
  3. Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.

Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.

Права и обязанности

Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.

Ключевые права налоговых агентов:

  1. Бесплатно получать информацию и разъяснения от представителей ФНС в части применения режимов, видов и правил налогообложения.
  2. Запрашивать унифицированные бланки и требовать пояснений по правилам их заполнения и предоставления в ИФНС.
  3. Пользоваться установленными законом вычетами, льготами и послаблениями при наличии законных прав на их применение.
  4. Получить рассрочку, отсрочку или реструктуризацию долгов либо инвестиционный фискальный кредит, если имеются веские основания.
  5. Претендовать на своевременный возврат или зачет излишне перечисленных средств в бюджет.
  6. Инициировать сверки взаиморасчетов с государственными органами, получать соответствующие правки, выписки и пояснения.
  7. Отказаться от выполнения незаконных либо неправомерных действия инспекторов ФНС и иных должностных лиц.

Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:

  • в месячный срок сообщить в ИФНС о невозможности удержания фискальной задолженности с налогоплательщика;
  • вести достоверный учет по начисленным и выплаченным доходам, а также по удержанным суммам налогов и сборов, причем отдельно по каждому налогоплательщику;
  • своевременно предоставлять отчетности и документы, подтверждающие правильность и полноту произведенных расчетов;
  • обеспечить сохранность документации, подтверждающей факты совершенных операций, в течение 4 календарных лет.

данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, представляют в ИФНС по месту своего нахождения отчетность по налогу на прибыль не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего квартала (п.4 ст.289 НК РФ).

Налоговыми агентами по налогу на прибыль являются те организации, которые выплачивают доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, иностранным компаниям.

Положениями ст.24 части 1 Налогового кодекса определен порядок признания налогоплательщика налоговым агентом, а так же его права и обязанности.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по:

  • исчислению,
  • удержанию у налогоплательщика,
  • перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

При этом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено положениями Налогового кодекса. 📌 Реклама Отключить

Налоговые агенты обязаны:

1. Своевременно, правильно и в полном объеме:

  • исчислять,
  • удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам,
  • перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

2. Сообщать в ИФНС по месту своего учета в письменном виде:

  • о невозможности удержать налог,
  • о сумме задолженности налогоплательщика

в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

3. Организовать и вести учет:

  • начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов,
  • исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов,

по каждому налогоплательщику.

4. Представлять в ИФНС по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью:

📌 Реклама Отключить

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления

налогов.

5. Обеспечивать сохранность документов, необходимых для:

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления

налогов в течение четырех лет.

Порядок перечисления удержанных налогов для налоговых агентов аналогичен порядку, предусмотренном Налоговым Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

При этом, в соответствии с п.5 ст.24 НК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В статье будут рассмотрены положения действующего законодательства относительно:

  • Доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты,
  • Особенностей исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговыми агентами.

ДОХОДЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ И СТАВКИ НАЛОГА 📌 Реклама Отключить

Положениями ст.309 Налогового кодекса определены виды доходов, которые относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению у источника их выплаты.

К таким доходам относятся те доходы иностранных организаций, которые не связаны с их предпринимательской деятельностью в РФ, а именно (п.1 ст.309 НК РФ):

1) Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций.

Данные доходы облагаются по ставке 15% (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ).

2) Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п.1 и п.2 ст.43 Налогового кодекса).

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

3) Процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации:

📌 Реклама Отключить

  • государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

Данные доходы облагаются с учетом особенностей п.4 ст.284 НК РФ, по ставкам 15%, 9% или 0%.

  • иные долговые обязательства российских организаций, не указанные в абзаце втором настоящего подпункта;

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

4) Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование (или за предоставление права использования):

4.1) Любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая:

📌 Реклама Отключить

  • кинематографические фильмы,
  • фильмы или записи для телевидения или радиовещания,

4.2) Любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса.

4.3) Информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

5) Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей).

Исключение составляют акции, признаваемые обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п.3 ст.280 НК РФ.

При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в РФ.

📌 Реклама Отключить

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ либо в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК, в зависимости от порядка признания связанных с такими доходами расходов для целей НУ в соответствии с п.4 ст.309 НК РФ.

6) Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ либо в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК, в зависимости от порядка признания связанных с такими доходами расходов для целей НУ в соответствии с п.4 ст.309 НК РФ.

7) Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ.

В том числе:

  • доходы от лизинговых операций,

При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю. 📌 Реклама Отключить

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

  • доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.

Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

8) Доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках).

Термин «демередж» употребляется в значении, установленном Кодексом торгового мореплавания РФ.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки:

  • морским, речным или воздушным судном,
  • автотранспортным средством,
  • железнодорожным транспортом,

за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ. 📌 Реклама Отключить

Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

9) Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

10) Иные аналогичные доходы.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

Обратите внимание:Доходы, полученные иностранной организацией от продажи:

  • товаров,
  • иного имущества (кроме указанного в пп.5 и пп.6 п.1 ст.309),
  • имущественных прав,
  • осуществления работ,
  • оказания услуг

на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст.306 Налогового кодекса, обложению налогом у источника выплатыне подлежат (п.2 ст.309 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Кроме того, не признаются доходами от источников в РФ премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

В соответствии с п.3 ст.309 Налогового кодекса, доходы, указанные в п.1 ст.309 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности:

  • в натуральной форме,
  • путем погашения обязательств этой организации,
  • в виде прощения ее долга,
  • зачета требований к этой организации.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ У НАЛОГОВОГО АГЕНТА

Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, регламентированы положениями ст.310 НК РФ.

Такой налог исчисляется и удерживается в валюте выплаты дохода, а перечисляется в федеральный бюджет в валюте РФ.

📌 Реклама Отключить

Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению в соответствии со ст.309 НК РФ так же исчисляется в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы (п.5 ст.309 НК РФ).

При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату осуществления таких расходов.

Налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме, в случае, если:

1. Доход выплачивается иностранной организации:

  • в натуральной форме,
  • иной неденежной форме (в том числе в форме осуществления взаимозачетов),

2. Сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме. 📌 Реклама Отключить

Обратите внимание: Налоговые агенты не имеют права уплачивать налог с доходов иностранной организации за счет собственных средств.

Именно такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 30.09.2011г. №03-08-05:

«Что касается вопроса об уплате налоговым агентом — российской организацией налога из собственных средств, то необходимо отметить следующее.

Статьей 24 Кодекса на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации соответствующие налоги.

Согласно ст. 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 45 Кодекса).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации вместо налогоплательщика.»

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п.2 и п.4 ст.287 НК РФ).

При определении налоговой базы по доходам от реализации:

  • акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) в соответствии с пп.5 п.1 ст.309 НК РФ.
  • недвижимого имущества, находящегося на территории РФ с пп.6 п.1 ст.309 НК РФ,

из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 настоящего Кодекса (п.4 ст.309 НК РФ). 📌 Реклама Отключить

Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.

В соответствии с п.6 ст.309 НК РФ, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является:

  • иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ,
  • а доверительным управляющим является:
  • российская организация,
  • либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ,

то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим. 📌 Реклама Отключить

В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами облагаются налогом в РФ (п.3 ст.310 НК РФ):

  • по пониженным ставкам,

исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

Налоговый агент представляет информацию о суммах:

  • выплаченных иностранным организациям доходов,
  • удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период

в ИФНС по месту своего нахождения налоговый расчет, по форме утвержденной Приказом МНС РФ от 14.04.2004г. №САЭ-3-23/286@ «Об утверждении формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов». 📌 Реклама Отключить

Обратите внимание:В налоговой отчетности отражаются фактически выплаченные доходы иностранной организации, вне зависимости от не/удержания налога при их выплате.

В соответствии с п.5 ст.310 НК РФ, особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, установленные ст.310 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков и выплачивающими доход иностранной организации.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет соответствующих сумм налога осуществляется организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков, самостоятельно, без участия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением случаев, когда налоговым агентом по правилам настоящей статьи выступает такой ответственный участник).

📌 Реклама Отключить

КОГДА НАЛОГ УДЕРЖИВАТЬ НЕ НУЖНО

В соответствии с положениями ст.310 Налогового кодекса:

  • Российские организации,
  • Представительства иностранных организаций,

выплачивающие доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ и облагающихся у источника выплаты, обязаны исчислить и удержать налог с таких доходов.

Исключение составляют случаи, указанные в п.2 ст.309 НК РФ, а именно:

1) Когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ.

При этом, у налогового агента должна быть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

📌 Реклама Отключить

2) Когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, ст.284 НК ФР предусмотрена налоговая ставка 0%.

3) Случаев выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если налоговым законодательством РФ предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога.

4) Случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ.

При условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

В случае выплаты доходов российскими банками и банком развития — государственной корпорацией по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

📌 Реклама Отключить

5) В случае выплаты доходов организациям, являющимся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

6) Случаев выплаты доходов, связанных с распространением продукции средств массовой информации, касающейся XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, официальным вещательным компаниям.

7) Случаев выплаты процентных доходов:

  • по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам;
  • выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям, выпущенным этими организациями в соответствии с законодательством иностранных государств.

8) Случаев выплаты российскими организациями процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при одновременном выполнении следующих условий:

  • Долговые обязательства российских организаций, по которым выплачиваются процентные доходы, возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций.
  • Иностранные организации, которым выплачиваются процентные доходы по долговым обязательствам, на дату выплаты процентного дохода имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет действующие договоры, регулирующие вопросы избежания двойного налогообложения дохода организаций и физических лиц, и предъявили российской организации, осуществляющей выплату процентного дохода, подтверждение, предусмотренное п.1 ст.312 НК РФ.

Выполнение кредитными организациями функций налоговых агентов (А. Князев, журнал «Бухгалтерия и банки», N 9, сентябрь 2017 г.)

Следующим делом, на которое необходимо обратить внимание, будет дело N А40-116746/2015 по итогам выездной налоговой проверки ПАО «МДМ Банк», которая была проведена МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 9. По итогам этой проверки налоговым органом было выявлено неправомерное применение банком льготного режима налогообложения. В рамках выездной налоговой проверки МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 9 было установлено, что банк в проверяемый период выплачивал процентные доходы по долговым обязательствам российских организаций в пользу иностранной организации резидента Республики Кипр. Между РФ и правительством Республики Кипр 05.12.98 было заключено соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Статьёй 11 «Проценты» соглашения определён льготный режим выплат процентных доходов, который и был применён банком при выплате процентного дохода в пользу иностранных организаций резидентов Республики Кипр. МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в ходе проведения проверки были запрошены данные у кипрских коллег в отношении контрагентов проверяемого банка.

Стоит отметить, что эта практика (взаимодействия с зарубежными налоговыми органами) активно продвигается (используется) налоговыми органами в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. По заявлению представителей ФНС России, налоговые органы в дальнейшем будут всё больше и больше переходить к «точечным» налоговым проверкам, которые будут основываться на полученной информации о фактах налоговых правонарушений или получения необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, налоговые органы в своей практике будут активнее использовать риск-ориентированный подход, в рамках которого налоговые органы больше внимания будут уделять проверкам физических и юридических лиц, которые по итогам анализа находятся в наибольшей зоне риска с точки зрения налоговых правонарушений.

Однако вернёмся к рассматриваемому делу. В ответ на запрос налоговым органом был получен ответ налоговых органов Республики Кипр, из которого следовало, что контрагент по сделке является брокером и выполняет только агентские функции и не имеет собственного портфеля ценных бумаг, а все полученные доходы от ценных бумаг направляет клиентам.

Помимо взаимодействия с кипрскими налоговыми органами МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 9 в ходе проверки изучала финансовую отчётность контрагентов. Кроме того, проверяющими анализировались данные, размещённые на официальном сайте комиссии по ценным бумагам и сайте биржи Республики Кипр (Cyprus Securitiesand Exchange Commission) (www.nkb.com.cy).

Далее хочется обратить внимание на тот факт, что сотрудниками налогового органа в ходе проведения выездной налоговой проверки проводился анализ структуры группы (в которую входит проверяемый банк) в целом. На основании этого анализа было выявлено, что контрагент (резидент Республики Кипр) является дочерней компанией проверяемого банка. Данный факт позволил налоговому органу доказать в суде, что проверяемая кредитная организация владела исчерпывающей информацией о видах деятельности дочерней компании — о структуре её активов, видах и величине доходов. Строя доказательную базу на основании вышеизложенного, налоговый орган смог убедить суд в правомерности своей позиции.

Отметим, что суд в своём решении, в частности, указал на тот факт, что «согласно пункту 9 комментариев 2010 к статье 11 модельной конвенции ОЭСР требование о фактическом (бенефициарном) собственнике было включено… (в модельную конвенцию) для разъяснения значения слов «выплачиваемые резиденту», которые используются в пункте 1 статьи. Очевидно, что государство источника дохода не обязано отказываться от прав налогообложения процентных доходов лишь по той причине, что такой доход был сразу получен резидентом государства, с которым государство источника дохода заключило конвенцию. Термин «фактический собственник» используется не в узком техническом смысле, а, скорее, должен пониматься в контексте и в свете задач и целей конвенции, включая избежание двойного налогообложения и предотвращение случаев уклонения от уплаты налогов и избежания налогообложения».

Как видим, позиция суда и налогового органа однозначна: применение льготного режима налогообложения возможно только в случае, если известен конечный получатель дохода, к которому применимо соответствующее законодательство при наличии подтверждающих документов.

Этот вывод подтверждается и следующим решением суда по итогам выездной налоговой проверки МИ ФНС N 50 по г. Москве АО «Банк Интеза» (дело N А40-241361/2015). По итогам этой проверки МИ ФНС N 50 по г. Москве установила, что банком привлекались денежные средства от контрагента — резидента Великого Герцогства Люксембург. При этом банк выплачивал в проверяемом периоде данному контрагенту доходы в виде процентов по привлечённым денежным средствам.

Так как между РФ и Люксембургом заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее — соглашение), которое предусматривает льготный режим налогообложения по процентным доходам, банк воспользовался данным режимом и применял ставку налога 0%. МИ ФНС N 50 по г. Москве входе выездной налоговой проверки, так же как и в ранее описанных проверках, был применён весь спектр доступных инструментов. В частности, в рамках выездной налоговой проверки запрашивались данные у зарубежных коллег в налоговых органах Италии и компетентных органах Люксембурга, анализировалась финансовая отчётность как проверяемой организации, так и контрагента.

Кроме того, в рамках проверки анализировалась структура группы и вся цепочка взаимодействия в рамках анализируемых сделок. Итогом выездной налоговой проверки стало решение, в соответствии с которым проверяемый банк не исполнил должным образом обязанности налогового агента, так как контрагент по договору не являлся фактическим получателем дохода, а данная схема была использована её участниками для возможности использования льготной ставки 0%. В ходе судебного процесса налоговым органом была доказана своя позиция, которая в том числе была построена на следующей доказательной базе. В соответствии с финансовой отчётностью и письмами самой организации долговое финансирование было получено люксембургским контрагентом в рамках целевых займов за счёт средств общего контролирующего акционера (материнской компании — резидента Италии).

Тут необходимо обратить внимание на тот факт, что проверяемый банк располагал не только сертификатом резидентства, но и письмом от контрагента, в котором было указано, что бенефициарным получателем процентного дохода по договорам займа является компания — резидент Люксембурга. Однако ни в ходе рассмотрения материалов проверки, ни в судебном заседании этот документ не смог обеспечить защиты интересов банка. Связано это прежде всего с тем, что при рассмотрении использовался не формальный подход проверки наличия соответствующих документов, а изучались различные аспекты дела, в том числе косвенные факты, которые банк не смог оспорить в суде. К подобным аспектам, в частности, относится тот факт, что контрагент не уплачивал налоги по полученным доходам в виде процентов и при этом происходила капитализация прибыли (пополнение акционерного капитала контрагента на суммы прибыли).

Основываясь на этом факте, налоговый орган, а впоследствии и суд сделали выводы о том, что фактически налог не уплачивался ни на территории России, ни на территории Люксембурга. Кроме того, арбитражный суд в своём решении указал, что контролирующий акционер сам принимал решение о финансировании зеркальными займами российского банка. Этот факт, по мнению суда, подтверждается тем, что деятельность люксембургской компании носила ограниченный «посреднический» и транзитный характер с ограниченными функциями и полномочиями. Фактически штат люксембургской компании состоял из трёх сотрудников, при этом двое из них осуществляли подготовку налоговой и бухгалтерской отчётности. Кроме того, в штате отсутствовали специалисты, которые, исходя из их уровня компетенции, навыков, опыта работы, могли принимать решения по целевому финансированию российского контрагента.

Безусловно, банк, пытаясь защитить свои интересы и свою позицию, представлял не только документы (описанные выше — сертификат и подтверждение получателя дохода), но и письменные доводы о том, что компания — резидент Люксембурга самостоятельно распоряжается денежными средствами, в том числе полученными от итальянского акционера, а также что отсутствует какая-либо связь между краткосрочными займами компании резидента Люксембурга от резидента Италии и обязательствами по российскому банку. При этом в качестве подтверждения банк ссылался на финансовую отчётность компании — резидента Люксембурга.

Однако арбитражным судом было вынесено решение в пользу налогового органа. При этом в решении указано, что материнская компания — первичный кредитор в цепочке кредиторов и является бенефициарным получателем процентного дохода, о чём заёмщик (АО «Банк Интеза») в силу аффилированности, предполагающей подготовку в том числе консолидированной финансовой отчётности по группе, не мог не знать.

8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии сзаконодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Сборщикам налогов и сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие в силу прямого указания НК РФ прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

НК РФ (п. 5 ст. 9, ст. 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:

– осуществлять в установленном порядке (помимо налоговых и таможенных органов) прием и взимание налогов и сборов;

– контролировать уплату причитающихся налогов и сборов.

Основным отличием сборщиков налогов от налоговых агентов являются то, что сборщики сами не выплачивают доход налогоплательщику и не обязаны удерживать с него налоги. Как правило, сборщиками налогов выступают: исполнительные органы местного самоуправления относительно взимания земельного налога; органы ГАИ-ГИБДД – по сборам за выдачу или замену номерных знаков; суды, органы исполнительной власти и местного самоуправления, нотариусы, органы ЗАГСа – в части взимания госпошлины за совершение юридически значимых действий.

Общее в правовом статусе сборщиков налога и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции, применять меры по обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлять производство по делам о налоговых правонарушениях и т. д.

Одновременно, и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *