Налоговую тайну не могут составлять сведения

  • автор:

Налоговый кодекс определяет понятие налоговой тайны в ст. 102. Разберем на примерах, что является налоговой тайной, а какие данные относятся к коммерческой тайне.

Какие сведения относятся к налоговой тайне

Налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике и плательщике страховых взносов, которые получены налоговым органом или другими государственными органами.

Чтобы четко понимать границы, в которых соблюдается налоговая тайна, нужно знать перечень исключений. Так, налоговой тайной не являются:

  • ИНН;

  • сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

  • общедоступные данные, сведения из реестров ЕГРИП/ЕГРЮЛ;

  • данные о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения информации на сайте ФНС;

  • другая информация, перечисленная в пп. 1 — 13 п. 1 ст. 102 НК РФ.

Доступ к информации о налогоплательщиках, которая не относится к исключениям, налоговый кодекс защищает как налоговую тайну.

Налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, таможенные органы, их должностные лица и привлеченные эксперты не должны разглашать тайные сведения. Напротив, в отношении тайных сведений должен соблюдаться специальный режим хранения и доступа.

Важно: разглашение тайны или утрата документов, содержащих сведения, которые являются налоговой тайной, влечет ответственность.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривает ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ. Наказанием для виновного должностного лица может являться штраф, запрет занимать определенную должность или лишение свободы.

Какие сведения относятся к коммерческой тайне

Следует помнить, что также относится к разглашению налоговой тайны использование или передача третьему лицу данных, для которых налогоплательщик установил режим коммерческой тайны. Такая информация будет составлять налоговую тайну, когда о ней узнают должностное лицо налогового органа, фонда или эксперт при исполнении обязанностей.

Коммерческой тайной может являться любая информация, которая не известна третьим лицам и имеет коммерческую ценность. Если следовать положениям закона № 98-ФЗ, компания может отказать сторонним лицам в выдаче информации, которая относиться к коммерческой тайне.

Но для этого правообладатель должен установить меры по охране конфиденциальности тайны, которые указаны в ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ. Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.

Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.

Нельзя отнести к коммерческой тайне:

  • информацию из учредительных документов юрлица;

  • сведения из реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

  • данные о составе имущества ГУП, МУП и госучреждения, об использовании ими бюджетных средств;

  • информацию о состоянии противопожарной безопасности, безопасности пищевых продуктов и других факторах, которые влияют на обеспечение безопасности;

  • данные о численности, составе работников и о наличии свободных рабочих мест;

  • сведения о задолженности работодателей по выплате зарплаты;

  • информацию о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

Другие данные, которые не относятся к коммерческой тайне, перечислены в ст. 5 закона № 98-ФЗ.

Тайна или нет: разбор кейсов

Безусловно являются тайной сведения из паспорта физлица, а также информация из документов юрлица, которые налоговая инспекция получила в рамках налогового контроля. Но не всегда все так однозначно. Разберем на конкретных ситуациях, что является информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Является ли акт налоговой проверки налоговой тайной?

Материалы налоговой проверки являются тайными для третьих лиц. Однако самому налогоплательщику инспектор обязан предоставить эти данные. Кроме того, налогоплательщик имеет право ознакомиться со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам по итогам налоговой проверки.

Является ли налоговая декларация налоговой тайной?

Инспекторы могут предоставлять потенциальным контрагентам компании:

  • информация о задолженности контрагента перед бюджетом;

  • сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов.

Является ли бухгалтерский баланс налоговой тайной?

Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента являются коммерческой тайной. Инспекторы должны ограничить доступ к таким сведениям, которые они получили во время проверки компании.

Однако сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются исключением. Это общедоступная информация, которая размещена на сайте налоговой.

Получить только разрешенные законодательством данные о контрагентах можно в сервисе Астрал.СКРИН. Он предоставляет пользователям данные, собранные из официальных реестров, позволяет проверить статус и репутацию предпринимателя.

Раздел 20. Налоговый контроль и прочие формы налогового администрирования

Статья 557. Налоговая тайна

Примечание

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), за исключением сведений:

1) о сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, уплаченных (перечисленных) налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением физических лиц;

2) о сумме возврата налогоплательщику из бюджета превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога;

3) о сумме налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента);

4) о бездействующих налогоплательщиках и налогоплательщиках, признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда;

5) о представлении налогоплательщиком налогового заявления о проведении документальной проверки в связи с ликвидацией (прекращением деятельности);

Примечание

6) о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет налогоплательщику (налоговому агенту), за исключением физических лиц;

Примечание

6-1) о начисленной сумме налога на имущество, земельного налога, налога на транспортные средства физическим лицам;

6-2) о мерах ответственности, примененных в отношении налогоплательщика (налогового агента), нарушившего налоговое законодательство Республики Казахстан;

7) о наличии (отсутствии) регистрации в качестве налогоплательщика нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение, филиал, представительство или без образования постоянного учреждения в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса;

Примечание

8) о следующих регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента):

идентификационный номер;

фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, руководителя юридического лица;

наименование индивидуального предпринимателя, юридического лица;

дата постановки на регистрационный учет, дата снятия с регистрационного учета, причина снятия с регистрационного учета налогоплательщика (налогового агента);

дата начала и окончания приостановления деятельности;

резидентство налогоплательщика;

регистрационный номер контрольно-кассовой машины в налоговом органе;

место использования контрольно-кассовой машины;

применяемый налоговый режим;

9) исключен

Примечание

10) о непредставлении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности;

Примечание

11) не являющихся конфиденциальной информацией в соответствии с законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве;

Примечание

12) о коэффициенте налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), рассчитываемом в порядке, установленном уполномоченным органом.

2. Сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), являющиеся налоговой тайной, не могут быть представлены налоговыми органами другому лицу без письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента), если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговые органы представляют сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента) в следующих случаях:

Примечание

1) правоохранительным и специальным государственным органам в пределах их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, на основании мотивированного запроса на бумажном носителе либо в форме электронного документа, санкционированного прокурором. Санкция не требуется в случае запрашивания таких сведений прокурором;

Примечание

2) суду в ходе рассмотрения дел об определении налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, или ответственности за налоговые правонарушения;

3) судебному исполнителю в пределах его компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, при исполнении исполнительных документов с санкции суда, а по исполнительным документам, выписанным на основании вступивших в законную силу судебных актов, без санкции суда.

Порядок представления таких сведений устанавливается уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом по обеспечению исполнения исполнительных документов;

Примечание

4) центральному уполномоченному органу по государственному планированию.

Центральный уполномоченный орган по государственному планированию утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну;

5) уполномоченному государственному органу по финансовому мониторингу.

Уполномоченный государственный орган по финансовому мониторингу утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну;

Примечание

5-1) уполномоченным органам внешнего государственного аудита и финансового контроля в части сведений, необходимых при проведении внешнего государственного аудита.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета утверждает перечень должностных лиц уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно со Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета;

6) лицу, привлеченному к проведению налоговой проверки в качестве специалиста;

7) налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями;

Примечание

Примечание

8) уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды в части сведений, содержащихся в налоговой отчетности по плате за эмиссии в окружающую среду, о производителях с указанием их юридических адресов, объемов и видов произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров);

Примечание

9) уполномоченному органу в области государственной статистики.

Уполномоченный орган в области государственной статистики утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в области государственной статистики;

Примечание

10) уполномоченному органу в области реабилитации и банкротства.

Уполномоченный орган в области реабилитации и банкротства утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну;

Примечание

11) центрам обслуживания населения и государственным органам в части сведений, необходимых для оказания государственных услуг.

Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом в сфере информатизации и указанными в настоящем подпункте государственными органами;

Примечание

Примечание

12) государственным органам и (или) лицам, которым законодательством Республики Казахстан предусмотрено предоставление сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, составляющими налоговую тайну;

Примечание

13) антимонопольному органу в части сведений, необходимых для осуществления полномочий, установленных законодательством Республики Казахстан.

Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с антимонопольным органом;

Примечание

14) уполномоченному органу по предпринимательству в части сведений, необходимых для ведения реестра субъектов частного предпринимательства.

Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству;

15) уполномоченному органу в сфере таможенного дела. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну;

16) уполномоченному органу в сфере исполнения республиканского бюджета и обслуживания исполнения местных бюджетов.

Уполномоченный орган в сфере исполнения республиканского бюджета и обслуживания исполнения местных бюджетов утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Примечание

17) уполномоченному органу в области внешнеторговой деятельности в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в области внешнеторговой деятельности.

Примечание

3-1. Нормы пункта 3 настоящей статьи не распространяются на сведения и информацию о налогоплательщике, полученные налоговыми органами в процессе проведения легализации в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества».

Примечание

4. Налоговая тайна не подлежит разглашению:

должностными лицами налоговых органов, за исключением случаев, установленных настоящей статьей;

должностными лицами иных государственных органов, получившими сведения о налогоплательщике (налоговом агенте) от налоговых органов в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением государственных органов, уполномоченных законодательством Республики Казахстан на передачу сведений третьим лицам в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

5. Должностные лица налоговых органов, должностные лица иных государственных органов, получившие от налоговых органов сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, не вправе распространять такие сведения как в период работы в указанных органах, так и после своего увольнения.

Налоговая тайна не подлежит разглашению специалистами, привлеченными к проведению налоговой проверки, как при исполнении ими своих обязанностей при проведении налоговой проверки, так и после завершения их выполнения.

6. Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:

Пункты ст.102 НК РФ

установлен запрет на разглашение СНТ

определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа

предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)

За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:

О наказаниях, предусмотренных законодательством для налогоплательщиков, расскажут материалы рубрики «Ответственность и взыскания».

Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).

Как добиться возмещения убытков, причиненных нарушением налоговой тайны? Ответ на этот вопрос узнайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Посвященная налоговой тайне ст. 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.

По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:

  • непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
  • иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).

Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:

  • налоговые проверки;
  • осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
  • получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
  • иных предусмотренных НК РФ процедур.

Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).

Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:

  • СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
  • к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
  • получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
  • СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
  • порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.

Обратите внимание! Сведения о налогоплательщике, не относящиеся к налоговой тайне, можно проверить в сервисе от ФНС «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно проверить контрагента. Подробнее о проверке контрагента читайте .

Что налогоплательщику необходимо знать о термине «признак» — см. в материалах:

  • «Больничный лист — 10 признаков подделки»;
  • «Признак безусловности платежа в бюджетном обязательстве».

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2020

СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.

В 2020 году действует приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:

  • форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
  • схему заполнения формы;
  • алгоритм представления формы налоговикам.

Форма согласия состоит из двух листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:

Наименование поля

Схема заполнения

«Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными»

«1» — если налогоплательщик определяет СНТ общедоступными в полном объеме;

«2» — при выборе части СНТ в качестве общедоступных

«Период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными»

Отражаются даты начала и окончания соответствующего периода (например, если выбирается период за 2020 год, поле заполняется следующим образом: с 01.01.2020 по 31.12.2020)

Несоблюдение данной формы согласия может послужить основанием для отказа в его приеме налоговыми органами.

Как правильно заполнить и подать согласие на признание налоговой тайны общедоступной, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и переходите в готовое решение. Ознакомьтесь с образцом заполнения документа бесплатно.

С какими видами согласий и возражений сталкиваются налогоплательщики — см. в материалах и сообщениях:

  • «Согласие на обработку персональных данных несовершеннолетнего — образец»;
  • «Возражение на судебный приказ по транспортному налогу (образец)».

Итоги

Сведения, относимые в разряд налоговой тайны, представляют собой конфиденциальную информацию, доступ к которой законодательно ограничен. Засекреченные налоговые сведения с согласия налогоплательщика могут перейти в разряд общедоступных после оформления специального согласия, форма которого регламентирована совместным приказом Минфина и ФНС России.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *