Налоговое право частное или публичное?

  • автор:

Понятие служебного права. Предмет и методы служебного права. Служебное право как подотрасль административного права Российской Федерации.

Служебное право как наука. Служебное право как учебная дисциплина. Общее и особенное с наукой и отраслью права.

Перспективы развития служебного права Российской Федерации.

Тема 2. Понятие и виды служебной деятельности в Российской Федерации

Служба как вид социальной деятельности.

Понятие, виды и система правовых источников государственной службы.

Конституционно-правовые основы государственной службы. Федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты как правовые источники государственной службы. Законодательство о государственной службе.

Виды и уровни государственной службы. Критерии классификации государственной службы.

Применение трудового законодательства к служебным отношениям: современное состояние и перспективы

Понятие муниципальной службы. Основы правового регулирования муниципальной службы.

Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

Тема 3. Служебное правоотношение как центральный элемент служебной деятельности

Служебное правоотношение как центральный элемент служебной деятельности. Общие подходы к теории служебных правоотношений.

Виды служебных правоотношений. Признаки служебных правоотношений.

Объект служебных правоотношений

Характеристика субъектов служебных правоотношений Государственный служащий: понятие и признаки. Муниципальный служащий. Наниматель как субъект служебных правоотношений. Представитель нанимателя.

Содержание служебных правоотношений. Права и обязанности служащего. Права и обязанности нанимателя.

Тема 4. Условия и процедуры возникновения служебных правоотношений

Понятие государственного служащего. Виды государственных служащих.

Правовой статус государственного служащего. Права и обязанности государственного служащего. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.

Общая характеристика способов замещения должностей государственной и муниципальной службы. Конкурс как способ замещения должности государственной и муниципальной службы: правовая природа, недостатки и преимущества. Конкурсные методики и процедуры: правовое значение. Внеконкурсный порядок поступления на государственную и муниципальную службу.

Испытание при замещении государственной должности государственной службы.

Тема 5. Соглашения о прохождении государственной и муниципальной службы

Служебный контракт как способ замещения должности государственной службы: правовая природа и сущность. Содержание служебного контракта. Виды служебных контрактов. Контракт о прохождении военной службы.

Трудовой договор с муниципальным служащим. Трудовой договор (контракт) с главой местной администрации.

Тема 6. Условия и процедуры прохождения и прекращения служебных отношений

Понятие и сущность прохождения государственной и муниципальной службы.

Повышение по службе (продвижение по службе): понятие, принципы. Классный чин, воинские и специальные звания, дипломатические ранги. Квалификационный экзамен.

Понятие аттестации государственных и муниципальных служащих. Развитие института аттестации государственных служащих. Механизм аттестации государственных и муниципальных служащих. Проблемы развития аттестационной практики в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Правовые основания прекращения государственно-служебных отношений.

Прекращение государственно-служебных отношений по инициативе государственного служащего.

Прекращение государственно-служебных отношений по инициативе представителя нанимателя.

Прекращение государственно-служебных отношений в силу закона по специальным основаниям.

Юридическое оформление прекращения государственно-служебных отношений.

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

4.1.1. В ходе реализации дисциплины «Служебное право» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

– при проведении занятий лекционного типа: опрос

– при проведении занятий семинарского типа: тестирование, домашняя контрольная работа, контрольная работа, решение задач

4.1.2. Зачет проводится с применением следующих методов (средств):

итоговая письменная работа, включая ответы на теоретические вопросы и практическое задание.

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся

Типовой пример тестирования по теме 2,4

Правоотношения, складывающиеся при осуществлении государственными гражданскими служащими должностных полномочий, делятся на:

1) предметные и обеспечивающие;

2) внешние и внутренние;

3) основные и вспомогательные;

4) организационные, документационные, информационные, финансово-хозяйственные.

Тест 2

В правовой статус государственного гражданского (муниципального) служащего включаются:

1) общий, специальный, особенный и индивидуальный правовые статусы;

2) права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии;

3) правовое положение служащего при прохождении и прекращении службы;

4) особый порядок поступления на службу и ее прохождения.

Тест 3

Сущность государственной гражданской службы и муниципальной службы заключается в том, что:

1) служба предоставляет возможность гражданам реализовать свои способности к труду, т.е. право на труд;

2) в конституционно-правовом смысле служба обеспечивает право равного доступа граждан Российской Федерации к управлению делами государства, по своему содержанию является профессиональной служебной (трудовой) деятельностью;

3) служба престижна, позволяет обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье;

4) служба осуществляется в интересах государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, юридических и физических лиц, обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина.

Тест 4

Принцип стабильности государственной гражданской службы заключается в:

1) постоянном замещении гражданским служащим одной и той же должности гражданской службы в государственном органе;

2) использование только внутреннего кадрового резерва гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы.

3) невозможности прекращения государственно — служебных отношений;

Служебное право

Указ Президента РФ №403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» от 11 августа 2016 года внес определенность в отношении государственного органа, который должен ведать вопросами государственной службы. Им стало Министерство труда и социальной защиты РФ. Данный выбор не покрывает всего комплекса деятельности государственной службы и не может быть поддержан серьезной теоретической аргументацией.

У семи нянек дитя без глазу

Требование о наличии соответствующего органа (до настоящего времени не исполненное) было сформулировано еще Федеральным законом №119 от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации». Этот же вопрос поднимался, но не был решен за время проведения административной реформы Путина-Фрадкова 2003-2004 годов. В результате в неоформленном виде государственный аппарат существует до сих пор, что, вероятно, в немалой степени обуславливает его негативные качества.

Статья 26 Федерального закона N119-ФЗ предусматривала создание федерального органа по вопросам государственной службы. Она гласила: «Координация деятельности по реализации задач, вытекающих из настоящего Федерального закона, осуществляется Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации» (часть 1). Но уже тогда Виктор Козбаненко совершенно правильно писал, что «вряд ли целесообразно закрепление полномочий, носящих сугубо прикладной характер (анализ, организация, координация, разработка), по сути, за совещательным органом при Президенте РФ».

В результате органами контроля за деятельностью государственной службы оказались многочисленные структуры, в частности: президентский контроль, парламентский контроль, контроль Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, судебный контроль, правозащитный контроль, прокурорский надзор, финансовый контроль и даже «общественный контроль». А как известно, у семи нянек дитя без глазу.

Указ Президента РФ №403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» от 11 августа 2016 года ввел определенную ясность. Президент обязал Правительство Российской Федерации (п. 2) «передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих». Привлекает оценка указом того факта, что «выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих», в соответствии с постулатами административной реформы 2003-2004 годов, является объектом внимания государственного органа, классифицируемого как «министерство». С чем я лично согласен.

Вопросы служебного права

Но вот назначение Министерства труда (был период, когда эта функция передавалась и Министерству здравоохранения и социального развития), во-первых, не покрывает всего комплекса деятельности государственной службы, а во-вторых, не может быть поддержано серьезной теоретической аргументацией такого выбора. Главное – отношения государственной службы не являются вопросами ни трудового (основанного на коллективно-договорном методе правового регулирования), ни гражданского права (основанного на идее свободного подряда лиц равноправных и вольно определяющихся, на гражданско-правовом методе правового регулирования). Они суть вопросы права служебного.

Чем отличаются отношения государственной службы? Привожу табличку некоторых субъективно понятых отличий в их неточных формулировках, позволяющих, однако, увидеть суть проблемы. Еще в Федеральном законе №119-ФЗ 1995 года юридически точно было сформулировано, что государственный служащий имеет не заработную плату, а денежное содержание, которое состоит (ст. 17 Закона) из «должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы». Вменение в настоящее время в компетенцию Министерства труда только зарплаты не соответствует объему функций государственной службы.

Критерии, по которым различаются труд вообще и государственная служба

Критерии Вид деятельности
труд вообще государственная служба
Комплектование Свобода предложения Повинность
Основание начала По договору Обязанность
Источник правового регулирования Трудовой кодекс Устав
Возмездность Исключительно за деньги Может и бесплатно
Характер возмещения Зарплата Жалованье, оклад
Субъект предоставления «услуги», сторона договора Работодатель Наниматель
Права субъекта правоотношения Общегражданские Ограничены
Отношения
субъектов
Материальные, договорные Властные
Рабочий день 8 часов Не нормирован
Характер
правосубъектности
Права и обязанности Компетенция, полномочия
Ответственность Трудовая Дисциплинарная
Пенсия Ординарная Повышенная
Обеспечение принуждением Принуждение государственное или частное Только государственное принуждение

Министерство гражданской службы

Таких критериев можно было бы привести и много больше. Но все они в совокупности должны подвести к мысли о совершенно самостоятельной функции служебного права. А этот вывод, в свою очередь, требует, чтобы надлежащим органом регулирования государственной службы стало бы именно Министерство гражданской службы.

В компетенцию такого министерства обязаны входить не только и не столько вопросы «заработной платы», оклада, жалованья государственных служащих, сколько организация подготовки кадров государственной службы в широком смысле – от первоначального специализированного образования до повышения квалификации, определение базовых документов организации выполнения государственными служащими своих обязанностей, особенности полномочий, чины и ранги, обеспечение государственной службы всем оборудованием, разрешение конфликтов, вплоть до создания, в конечном счете, судов административной юстиции по вопросам государственной службы, которые в ряде стран называются дисциплинарными трибуналами. Важным результатом правильной организации государственной службы станет ликвидация платы за занятие государственной должности ищущими синекуры лицами. Но поначалу надо преодолеть мышление, будто государственная служба – это простой наем к очередному начальнику в рабство.

Наконец, еще одним недостатком обозреваемого указа является в большой мере его анонимный характер. Под ним стоит подпись единственного лица – президента.
Сокрытие процедуры подготовки указа, сокрытие его авторства как бы не порочит юридическую силу акта, но сокращает его возможности быть совершеннее из-за отсутствия его предварительного обсуждения специалистами. Авторы скрылись за подписью президента. А Цезарь, как говорится, «вне подозрений». Он всегда прав. И обсуждать тут нечего.

Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.Ф. Ноздрачева // СПС КонсультантПлюс. 2005. Козбаненко В. А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное. – Конституционное и муниципальное право, 2003, N3. Зубарев С. М. Контроль за деятельностью государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования. – Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007. Демин А. А. Создание ведомства государственной службы – необходимое условие модернизации российского государства. – В кн.: Административно-правовые отношения в условиях модернизации российского государства. /Отв. ред. д.ю.н., проф., заслуженный юрист РФ Н. Ю.Хаманева. – М.: Учреждение Российской академии наук Институт государства и права РАН, 2011, стр. 84-100. См.: Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации. Учебник. 9-е издание. – М.: Юрайт, 2015, стр. 29.

Публичное и частное право

Публичное право – подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. Предмет регулирования публичного права: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций.

Признаки публичного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес – акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентационное влияние;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) использует новейшие технические приемы.

Отрасли права, которые входят в публичное право:

1) конституционное право;

2) административное право;

3) уголовное право;

4) финансовое право (включая бюджетное и налоговое);

5) административно-процессуальное право;

6) уголовно-процессуальное право;

7) международное публичное право;

8) международное гуманитарное право.

Частное право – это подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

Предмет регулирования частного права: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.

Признаки частного права:

1) регулирует отношения между частными лицами;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самопроявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, которые являются обращенными к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность за свои обязанности и действия;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Отрасли права, которые входят в частное право:

1) гражданское право;

2) семейное право;

3) авторское право;

4) жилищное право;

5) трудовое право;

6) гражданско-процессуальное право;

7) международное частное право.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес – область публичного права, частный – область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному – неимущественные отношения);

3) метод правового регулирования (в публичном праве – метод субординации, в частном – координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное – частных лиц между собой).

Публичное и частное право

Предмет и метод правового регулирования, лежащие в основании деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частную и публичную, известные еще со времен Древнего Рима. По известной формуле римского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное — к пользе отдельных лиц.

Публичное и частное право — это, с одной стороны, противоречивые, а с другой — взаимосвязанные грани права. Сегодня правовые системы многих цивилизованных стран основываются на принципе разделения права на частное и публичное (ФРГ, Франция, Италия, Испания и др.). Мировая юридическая наука признает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым.

Представим деление права на частное и публичное с указанием предмета, признаков, метода, относящихся к каждому из них:

Публичное право

Частное право

— подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения.

— подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

Предмет регулирования публичного права

Предмет регулирования частного права

— область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

— область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тд.

Признаки публичного права:

Признаки частного права:

1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством;

2) обеспечивает публичный интерес — акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей(подданных) перед государством;

3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права;

4) предполагает широкую сферу усмотрения;

5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие;

6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

7) широко использует новейшие технические приёмы.

1) регулирует отношения частных лиц между собой;

2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;

4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования;

5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту;

6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

7) сохраняет классическую юридическую технику.

Метод публичного права — императивный

Метод частного права — диапозитивный

Отрасли права, в которых началом является публичное право:

Отрасли права, в которых началом является частное право:

— конституционное,

— административное,

— уголовное,

— финансовое,

— включающее бюджетное и налоговое,

— административно-процессуальное,

— уголовно-процессуальное,

— международное публичное,

— международное гуманитарное право и др.

— гражданское,

— семейное,

— авторское,

— жилищное,

— трудовое,

— гражданско-процессуальное,

— международное частное право и др.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес — область публичного права, частный — область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (в публичном праве — метод субординации, в частном — координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное — частных лиц между собой).

Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобладают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых — диспозитивный (автономии).

Преобладание в отрасли права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и соответственно определенного сочетания императивного и диспозитивного методов регулирования, что свидетельствует об отсутствии «чистых» отраслей права.

Например, предпринимательское право — система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если методом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равенство сторон-предпринимателей), то вторых — императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям — в пределах компетенции управленческого органа).

Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета правового регулирования требуют сочетания нескольких методов правового регулирования.

В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необходимый для рационального использования природных ресурсов, экономических мер регулирования качества окружающей среды.

Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (императивный) административного и (диспозитивный) гражданского права.

Процессуальным отраслям права — гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву — свойственны элементы как диспозитивного, так и императивного метода, при превалировании одного из них. Разумеется, система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике.

ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ

В. СОЛОВЬЕВ
Времена активных перемен в социальной и экономической жизни, как правило, совпадают со значительными изменениями в национальном праве. Именно такой период переживает сейчас российское общество.
Исследуя такую сравнительно новую отрасль, как налоговое право, и такую основополагающую категорию, как ответственность, в налоговом праве, необходимо учитывать важнейшие тенденции, намечающиеся или уже в значительной степени проявившие себя в российском праве. Ориентация только на устоявшиеся взгляды и подходы, преобладавшие в юридической науке несколько лет, а тем более десятилетий, способна привести к неверным суждениям относительно текущей ситуации и перспектив ее развития.
Это в полной мере относится к отмечавшейся давно, но ставшей более очевидной в последнее время тенденции, состоящей во взаимном проникновении принципов и подходов частного и публичного права. Рассмотрим, каким образом эта тенденция проявилась в налоговом праве и налоговом законодательстве.
Налоговое право, сравнительно недавно появившееся на российском правовом поле, традиционно относится к публичному праву. Строительство в России гражданского общества вызывает изменения характера общественных отношений. Эти тенденции отражают изменение роли государства в качестве субъекта имущественного оборота и принципов имущественных отношений с участием государства.
Во первых, налоговые правоотношения часто возникают, изменяются, прекращаются как следствие фактов, порождающих возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Иллюстрацией могут служить создание юридического лица, ведение предпринимательской деятельности, принятие наследства, покупка участка земли, ликвидация предприятия. Перечисленные действия приводят к возникновению, изменению или прекращению как гражданских, так и налоговых правоотношений.
Во-вторых, не соответствует действительности представление о том, что диспозитивный характер преобладающего числа норм гражданского права и императивный характер большей части норм налогового права создают непреодолимую стену или пропасть, разделяющую налоговое и гражданское право. Гражданское законодательство в ряде случаев содержит нормы, устанавливающие между субъектами неравноправные отношения, ограничивающие свободу воли одного из них. В то же время есть примеры, когда налоговое законодательство урегулирует отношения на основе свободы и автономии воли их участников.
В-третьих, налоговое право, существовавшее еще в начале века в рамках экономической науки и не имеющее многовековой истории как цивилистика, восприняло и широко использует такие основополагающие понятия и институты гражданского права, как юридическое и физическое лицо, представительство и другие.
В Гражданском кодексе однозначно зафиксирована неприменимость гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК).
С другой стороны, и гражданское, и налоговое законодательство — живой организм, чутко реагирующий на потребности и процессы, реально происходящие в обществе, и поэтому оно не могло слепо придерживаться традиций и игнорировать изменение роли публичного субъекта — государства в хозяйственных и коммерческих отношениях.
Проявление диспозитивности в налоговых отношениях
Принцип диспозитивности, считающийся одним из признаков гражданского права, оказывается тем не менее не применимым к ряду гражданско-правовых отношений. С другой стороны, этот принцип, считающийся антиподом императивности — основного метода регулирования в публичном праве, все больше проникает в отрасли публичного права. Проиллюстрируем сказанное на примере налогового права.
В нем, как в любой отрасли публичного права, отношения сторон регламентированы законом, и, таким образом, простор для выбора после вступления в налоговые отношения у налогоплательщика практически отсутствует. А насколько неизбежно для частного субъекта само вступление в налоговые правоотношения? Как возникают обязанность по уплате налога и иные обязанности, регламентированные налоговым правом? Мы рассмотрим эти вопросы только в связи с частным субъектом — налогоплательщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК).
Говоря о диспозитивности налоговых отношений, мы имеем в виду частного субъекта, поскольку он всегда стоит перед выбором: оказываться или нет в невыгодном положении должника. Что касается публичного субъекта, то в этих отношениях он всегда кредитор, и возникновение дополнительных налоговых отношений отвечает публичным интересам.
Широта выбора или степень диспозитивности при вступлении в налоговые отношения определяется не юридической, а скорее экономической категорией — объектом налогообложения. Значимость его для интересов частного субъекта обратно пропорциональна степени диспозитивности налоговых отношений.
Чем важнее для частного субъекта объект налогообложения, тем сложнее от него отказаться, тем с большей вероятностью частный субъект станет налогоплательщиком. В качестве примера крайней позиции можно рассматривать подушную подать в России XVIII века. Она взималась независимо от материального положения, правоспособности или дееспособности частного субъекта. В этой ситуации объект налогообложения совпадает с субъектом. В таком случае всякая диспозитивность отсутствует. Но наш пример носит искусственный характер, поскольку ныне таких налогов нет.
В соответствии с п. 1 ст. 17 НК налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. Определение объектов налогообложения — вопрос скорее экономический, политический, какой угодно еще, только не юридический.
Зная объекты налогообложения, их значимость для себя, субъект может выбрать, вступать ли ему в имущественные отношения, следствием которых станет возникновение обязанностей по уплате налогов и сборов. Такой сложно формализуемый параметр, как уровень свободы выбора, и будет определять степень диспозитивности налоговых отношений.
Налоговые правоотношения часто становятся производными от иных, как правило, имущественных отношений. Перечень объектов налогообложения, полученный на основании анализа действующего законодательства, позволяет сделать вывод: количество уплачиваемых частным субъектом налогов прямо пропорционально его социальной активности и объему его имущественных прав. Чем больше прав имеет субъект, тем больше налоговых обязанностей у него возникает. Чем от большего числа прав откажется частный субъект, тем меньше налоговых обязанностей он будет иметь.
Кто-то обходится без собственных транспортных средств и не платит транспортный и дорожный налог; не имеет имущества и недвижимости в таком объеме, чтобы платить налог; не занимается лицензируемыми видами деятельности; не выезжает за границу…
В то же время многие из тех, кто недавно обходился без перечисленного, теперь уже не могут представить свою жизнь без автомобиля, поездок за рубеж. За обретение соответствующих возможностей они готовы платить государству соответствующие налоги и сборы.
Особая статья — предпринимательская деятельность, которой, как известно, занимаются по своей воле и ради собственного интереса. Нельзя сказать, что, регистрируя юридическое лицо, предприниматель не подозревает об обязанности встать на учет в налоговом органе, не знает, что одной из целей предпринимательской деятельности является получение прибыли, а с прибыли в соответствии с законом необходимо платить налог. Видимо, предприниматель вступает в налоговые отношения все же по собственной воле, в полном соответствии с гражданско-правовым принципом диспозитивности отношений.
Еще одно проявление диспозитивности — решение частного субъекта о соблюдении обязанностей по уплате налогов. Отношения по их уплате — вид имущественных отношений субъекта. В случае недостатка средств и при наличии нескольких обязанностей по оплате, зная о возможных видах и размерах ответственности по каждой из обязанностей, субъект имеет возможность осуществлять их погашение в последовательности, определяемой своими экономическими интересами.
Если санкции за невыполнение договорных обязательств превосходят санкции за неуплату налогов, в первую очередь могут удовлетворяться частно-правовые обязательства в ущерб публично-правовым обязанностям.
Если отношения не переходят в уголовно-правовую область и учитывается возможность применения штрафных санкций, имущественные обязанности, возникшие из закона, ничем не отличаются от обязательств, возникших из договора. За одним исключением — внесудебной процедуры взыскания недоимки с юридического лица. Но и об этом частному субъекту известно до того, как он принял соответствующее решение.
Все сказанное — лишь иллюстрация проявлений принципа диспозитивности в налоговом праве.
Методы регулирования в публичном и частном праве
Для публичного права важное значение имеют методы правового регулирования. Как известно, они представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти методы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Применяются методы не изолированно, а в сочетании, комплексно, ибо в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия.
Методы правового регулирования весьма многообразны, но их можно разделить на две большие группы, свойственные публичному и частному праву. В юридической литературе выделяется метод диспозитивного регулирования с присущими ему свойствами децентрализации и координации и метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление и строгая субординация участников правоотношений . Нетрудно сделать вывод о диспозитивном методе как характерном для отраслей частного права и об императивном методе, свойственном отраслям публичного права.
———————————
Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 294 — 303.
Однако было бы неверным, различая базовые методы, не видеть их взаимосвязи. Строгий водораздел не означает изолированного применения каждого из названных методов только в отраслях частного или только публичного права.
Это в полной мере относится к такой основополагающей категории налогового права, как метод регулирования. На наш взгляд, суждение, что налоговое право использует административно-правовой метод регулирования, не отражает реальную ситуацию. Идентификация метода регулирования по названию одной из отраслей права весьма спорна. Можно считать свершившимся фактом формирование финансового права в качестве самостоятельной отрасли и налогового права — его подотрасли . Метод регулирования в рамках одной отрасли подчас существенно изменяется, поскольку непосредственно зависит от предмета — типа общественных отношений и характера предписаний, урегулирующих отношения.
———————————
Орлов М.Ю. Основные вопросы теории налогового права как подотрасли финансового права. Кандидатская диссертация. М., 1996 г.
В теории права имеет место мнение, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования императивные и диспозитивные нормы .
———————————
Общая теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н., Т. 2. М., 1998. С. 234 — 235.
Императивные — это категорические нормы, не допускающие отступлений от предписанного правила. Они характерны для публичного права, где стороны находятся в неравном положении. Императивными могут быть и нормы отраслей частного права. Например, в п. 2 ст. 51 ГК говорится, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Диспозитивные нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило на случай отсутствия соглашения.
Совокупность норм и составляет содержание правового воздействия на общественные отношения. Различие между отраслями по методу регулирования состоит в удельном весе используемых императивных и диспозитивных норм. Поскольку удельный вес императивных и диспозитивных норм в каждой отрасли права индивидуален, используя только этот критерий, можно сделать вывод: у каждой отрасли свой собственный метод регулирования.
Наличие императивных норм в гражданском праве, а диспозитивных — в налоговом затрудняет качественное разграничение методов частного и публичного права. Законодательно это разграничение наиболее явно нашло отражение в Гражданском кодексе.
В п. 1 ст. 2 ГК говорится, что гражданским законодательством регулируются отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Поскольку процессуальное равенство субъектов, по крайней мере, законодательно декларируется, речь, видимо, идет об имущественных отношениях. Автономия воли и имущественная самостоятельность сторон в налоговом праве не вызывают сомнений, чего нельзя сказать о равенстве участников налоговых отношений.
Равенство — общая, философская категория. Без ее конкретизации применительно к предмету наших исследований дальнейший анализ может оказаться затруднительным.
Власть и закон в публичных правоотношениях
Для публичного права в целом и налогового права в частности характерно организованное воздействие на сознание и поведение людей. Такое воздействие направлено на достижение общих целей, всегда выражено в официальных, то есть установленных и признанных обществом и государством, формах и обеспечено средствами и институтами, включая принуждение.
Отрасли публичного права широко оперируют понятием «власть». От заложенного в каждом случае определенного смысла зависит построение правовых актов, их толкование и применение. От четкости понятия зависит адекватность закрепления статуса субъектов публично-правовых отношений, устойчивость их функционирования и взаимоотношений.
Платон предвидел гибель того государства, где закон не

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *