Налоговое обязательство является относительным это означает

  • автор:

Для студентов всех форм обучения

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»

1. Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивный метод;

2. Налогово-правовые санкции:

б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;

3. Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принцип справедливости;

4. Основной метод в налоговом праве – это:

в) государственно-властные предписания;

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет :

б) применение мер налоговой ответственности;

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременный характер платежа;

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам — нет;

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,

16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:

б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться;

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;

20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:

в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;

21. В отличие от налогового планирования обход налогов — это:

б) активное поведение;

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;

23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются:

в) выездная и камеральная;

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:

б) только должностные лица организаций;

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:

а) может;

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:

а) со дня совершения правонарушения;

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:

а) указаны в НК РФ;

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родовой объект правонарушения;

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действием или бездействием;

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

г) независимо от возраста.

34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:

а) только объект налогообложения;

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственного и международного права;

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во всех перечисленных случаях.

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) только на федеральном уровне;

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральных, региональных и местных;

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налоговым законодательством;

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независимо от возраста;

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налоговым органом;

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщиком товаров (работ, услуг);

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализация товаров и услуг и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

б) постановлением Правительства РФ;

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъекты малого предпринимательства;

47. Размер земельного налога зависит:

г) от категории земель.

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщики налогов и налоговые органы;

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четырех лет;

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) срок уплаты налога;

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонний характер;

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:

а) обязательство имеет строго определенный состав участников;

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:

а) имеют право не выполнять;

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:

г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.

Налоговое обязательство и его признаки

Заслуга выявления общего понятия обязательства принадлежит римским юристам. Обязательство в римских источниках — определенная связь, устанавливаемая в отношениях между двумя лицами. Одно из них именуется кредитором, поскольку обязательство связывает его правом требования, а другое — должником, связанное не правом, а обязанностью, не требованием, а долгом. Сущность обязательства состоит в вытекающей из него обязанности что-либо сделать или предоставить. Обязательство понималось не только как правоотношение, но и как его активная и пассивная стороны.

Некоторые ученые-цивилисты полагают, что использование категории обязательства в налоговом праве неприемлемо, поскольку обязательство — это гражданское правоотношение и потому не может использоваться в других отраслях права. Однако позиция, основывающаяся на традиционном использовании понятия обязательства только в сфере гражданского права, не обоснована. Следует согласиться с аргументацией М.В. Карасевой, что категория «обязательство» является важнейшим достижением римского гражданского права; со временем, исходя из практики и потребностей развития товарных отношений, она изменяла лишь свою структуру. Налоговые отношения как система начали формироваться достаточно поздно. Французские ученые связывают формирование налогового права как самостоятельной системы норм с временами Французской буржуазной революции. Теория налогового права начала появляться тогда, когда теория гражданско-правового обязательства была уже разработана в деталях. С точки зрения исторической ретроспективы нет оснований для того, чтобы отказываться от возможности возникновения и развития правовой категории «налоговое обязательство».

Более того, исторически термин «обязательство» не мог использоваться при регулировании отношений, в которых участвует государство, поскольку такого подхода к налоговым правоотношениям государство научным деятелям не позволило бы. Это также объясняется неразвитостью правового регулирования в сфере налогообложения, отсутствием прав и гарантий их реализации у налогоплательщиков. Только на современном этапе в России началось бурное развитие налогового права и совершенствование механизма налогообложения. Отсюда возникла необходимость разработки правовых категорий, технико-юридических приемов для регулирования правоотношений в сфере налогообложения.

Как и гражданское право, налоговое право призвано регулировать отношения, возникающие в ходе воспроизводственного оборота — в процессе производства, обмена, распределения и производственного потребления. Как справедливо отмечает М.В. Карасева, «главным доказательством возможности существования юридической категории „налоговое обязательство“ наряду с гражданско-правовым обязательством является их общая экономическая основа». Экономическая функция налогового обязательства состоит в опосредованном распределении имущества (в стоимостной форме), созданного в производстве и реализованного в процессе обмена, в то время как гражданско-правового — «в опосредованном перемещении имуществ и иных результатов труда из сферы производства в сферу обращения и через последнюю — в сферу потребления».

Речь идет не о распространении на налоговые обязательственные отношения норм о гражданско-правовых обязательствах, а о разработке отраслевого понятия «налоговое обязательство». Обязательство как правовая форма может использоваться для регулирования иных общественных отношений. «Более широкое использование обязательственно-правовой формы, распространение ее за рамки гражданско-правовых отношений возможно при определенных объективных и субъективных условиях. В подобных случаях происходит не расширение сферы действия норм гражданского законодательства, а использование формы, сложившейся в области гражданского права и получившей относительную самостоятельность. Не распространение обязательств как институтов гражданского права на иные общественные отношения, а использование обязательства как особой правовой категории, правовой формы… Правовая категория — более широкое и в то же время абстрактное понятие, выражающее определенную закономерность в правовой организации общественных отношений. Правовой институт тесно связан с отраслью права. Правовая категория стоит как бы над системой отраслей права.» Так, в административном праве немало внимания уделяется проблеме административного договора в системе административного права.

Использование обязательства в качестве правовой формы для отношений, не регулируемых гражданским законодательством, связано с определенным преобразованием этой формы, появлением признаков, которые отличаются от признаков гражданско-правовых обязательств. Так, в Бюджетном кодексе РФ установлены расходные и бюджетные обязательства.

Отрасли публичного права, в том числе финансового, в последнее время все активнее используют понятия, свойственные частному праву. Однако это не свидетельствует о том, что финансовое право стремится к стиранию различий отраслей права, напротив, использование категорий частного права позволяет увидеть, уяснить эти различия.

В обязательственном правоотношении обязательство и обязанность соотносятся как целое и его часть. Основанием для отнесения того или иного правоотношения к обязательству служит наличие определенных характерных черт обязательства как межотраслевой категории. Обязательство — это всегда имущественное правоотношение относительного характера, в рамках которого должник обязан совершить определенные действия в пользу кредитора, а последний имеет право требовать исполнения этих обязанностей должником. Обязательство всегда гарантировано мерами государственного принуждения. Для правового регулирования обязательства используются определенные технико-юридические приемы, связанные с порядком исполнения, обеспечения обязательства и его прекращением.

Признаки обязательства свойственны и определенным видам налоговых правоотношений, прежде всего основному, в рамках которого публично-территориальное образование реализует свое право на получение суммы налога. Обязательственный характер имеют следующие производные налоговые правоотношения:

· обеспечительные — правоотношение, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных налоговых платежей, и правоотношение, основанное на заключении договоров залога или поручительства;

· возникающие в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов.

Обязанность по уплате налога, на которой построен Налоговый кодекс РФ, касается только одной стороны налогового правоотношения — налогового должника. Государство, используя термин «налоговая обязанность», регулирует налоговые обязательственные отношения односторонне, определяя только обязанности налогоплательщика и иных лиц, оставляя, однако, в правовом вакууме другую сторону — само государство.

Налоговое обязательство — урегулированные нормами налогового права общественные отношения, в силу которых налогоплательщик обязан уплатить налог, а публичный субъект вправе требовать от налогоплательщика исполнения своих обязанностей.

Некоторые представители науки финансового права рассматривают налоговое обязательство как правоотношение по уплате налога, которое возникает между налогоплательщиком и государством в лице компетентных органов. Конституционный Суд РФ включил в налоговое обязательство обязанность по уплате не только налога, но и пеней (см. Определения от 05.11.1999 N 195-О, от 04.06.2001 N 130-О и от 06.12.2001 N 257-О). Существует также точка зрения, согласно которой в налоговое обязательство входят не только действия, направленные на уплату налога, но и действия организационного характера, связанные с постановкой на учет в налоговом органе, с получением государственными органами информации о налогоплательщике и др. Отдельно можно выделить материальные и организационные налоговые обязательства.

В налоговом праве существуют следующие виды налоговых обязательств:

· основное, в рамках которого публично-территориальное образование реализует свое право требования на получение в установленный законодательством срок суммы налога;

· обеспечительное, которое делится на охранительное налоговое обязательство, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (производно от основного налогового обязательства), и договорное обязательство, вытекающее из заключения договоров залога или поручительства для обеспечения основного налогового обязательства и обязательства по уплате пеней;

· налоговое, возникающее в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.

Важнейшим признаком гражданско-правового обязательства является его имущественный характер. В рамках налогового обязательства частная собственность должника передается кредитору в виде предмета налогового платежа — налога, пеней, а также ему возвращаются излишне выплаченные денежные средства в счет уплаты налога, пеней, штрафа. Налоговое обязательство связано с движением денежных средств, которое происходит между налогоплательщиком, налоговым агентом, с одной стороны, и публично-территориальным образованием — с другой. Налоговое обязательство имеет имущественный характер. Цель налогового обязательства — удовлетворить требования имущественного характера налогового кредитора.

В рамках налогового обязательства зачастую реализуются процедурные права и обязанности, не имеющие имущественного характера. Существование налогового обязательства невозможно без действий по реализации этих прав и обязанностей (например, предоставление документов для проведения камеральной налоговой проверки), а также процедурных правоотношений, в рамках которых они совершаются, являются необходимыми стадиями для достижения цели налогового обязательства. Действия процедурного характера, реализуемые в налоговом обязательстве, не влияют на имущественный характер правоотношения.

И гражданское, и налоговое обязательство носят относительный характер. Исполнение должником своих обязанностей происходит адресно, строго определенным лицам. Налоговое и гражданское обязательства различаются статусом кредитора. В налоговом обязательстве кредитор — это лицо, обладающее властными полномочиями, установившее обязанность по уплате налога и имеющее право требования исполнения этой обязанности, а также право требования компенсации имущественных потерь в случае ненадлежащего исполнения данной обязанности. Исключение составляют обязательства, в которых публично-территориальное образование выступает в качестве налогового должника, обязанного совершить определенные действия в пользу налогового кредитора (налогоплательщика, налогового агента). Это обязательства, возникающие в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов.

Основные права и обязанности, принадлежащие публично-территориальному образованию как кредитору либо как должнику в налоговом обязательстве, являются для государственных органов правом-обязанностью, поскольку должностные лица государственных органов состоят на службе у государства и призваны реализовывать права и исполнять обязанности государственных органов. Так, в ст. 33 НК РФ к обязанностям должностных лиц налоговых органов отнесена реализация прав и обязанностей налоговых органов. Аналогичный вывод можно сделать относительно иных прав, подлежащих обязательной реализации кредитором в налоговом обязательстве (например, право-обязанность проводить камеральные налоговые проверки, право-обязанность требовать перечисления сборщиками налогов суммы налога).

Некоторые представители финансового права не считают налоговое обязательство относительным правоотношением и выделяют общерегулятивные налоговые правоотношения — связи, выражающие основные конституционные права и обязанности. Обязанность каждого налогоплательщика вовремя уплачивать законно установленные налоги реализуется через абсолютное правоотношение. Эта обязанность всеобщая, и государство вправе требовать ее исполнения от неограниченного круга субъектов. Однако согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Установить налог — значит определить плательщика налога и все его элементы. Государство может требовать уплаты налога только от лиц, подпадающих под категорию «плательщик налога», которая устанавливается законодательством в отношении каждого вида налога. Право требования уплаты налога государство реализует в рамках конкретного правоотношения (налогового обязательства), в котором должник-налогоплательщик четко определен. Структурное отличие абсолютного правоотношения от относительного состоит в том, что в первом всегда индивидуализирована только одна, управомоченная сторона, в то время как обязательства, являясь относительными правоотношениями, «представляют собой правовую связь строго определенных лиц как на управомоченной, так и на обязанной стороне». Всякое обязательство всегда относительно.

Налоговое обязательство, как и гражданское, — это активное правоотношение. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Но если в гражданском праве на должника возлагается не только обязанность совершения каких-либо действий, но и воздержание от них, то для налогового обязательства это неприемлемо.

Большинство налоговых обязательств сложные по своей структуре, а потому обязанности, связанные с совершением активных действий для достижения цели обязательства, исполняются не только налоговым должником, но и кредитором. Так, публично-территориальное образование совершает активные действия в основном налоговом обязательстве при проведении зачета сумм излишне уплаченного (взысканного) налога, при предоставлении налоговых льгот, исполнении обязанности в случаях, установленных законодательством, по исчислению суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком. Налоговое обязательство реализуется за счет активных действий участников правоотношений, направленных на удовлетворение имущественных прав налогового кредитора.

Налоговое обязательство является обязательством только с положительным содержанием, потому как обязанные субъекты должны совершить в пользу кредитора определенные действия: уплатить сумму налога, перечислить сумму налога в бюджет (внебюджетный фонд) публично-территориального образования, уплатить пени, возвратить сумму налога и др. Налоговое обязательство не предусматривает воздержания от определенных действий в пользу кредитора. В гражданско-правовом обязательстве присутствует отрицательное содержание — обязанность должника воздержаться от определенных действий. Цели налогового обязательства можно достичь только активными положительными действиями субъектов правоотношения.

Налоговое обязательство всегда обеспечено мерами государственного принуждения. К ним относятся меры защиты, направленные на восстановление нарушенных прав (взыскание налога, пеней, не уплаченных в установленный законодательством срок); обязание в судебном порядке произвести зачет излишне полученных налоговых платежей; взыскание своевременно не возвращенных денежных средств, излишне полученных в качестве налоговых платежей; взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне полученных налоговых платежей. Мерами принуждения являются меры ответственности, установленные в законодательстве о налогах и сборах в отношении налогового должника в основном налоговом обязательстве.

Меры государственного принуждения реализуются за рамками налогового обязательства в отдельно возникающих охранительных правоотношениях. На стадии неисполнения налоговой обязанности у публично-территориального образования возникает право-обязанность на принудительное исполнение налоговой обязанности, заключающееся в необходимости привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица. Это право-обязанность возникает и реализуется в рамках охранительного правоотношения по принудительному исполнению налоговой обязанности. Реализация обязывающих норм происходит в два этапа: 1) исполнение обязанности по уплате налога и пеней на основании индивидуально-правового акта (требования об уплате сумм налога, пеней); 2) исполнение банком, судебными приставами индивидуально-правового акта о взыскании сумм налога, пеней (решения). Охранительное правоотношение по принудительному исполнению налоговой обязанности направлено на восстановление нарушенного права публично-территориального образования на получение в установленный законодательством срок сумм налога, пеней.

Учитывая особый характер налоговых обязательственных правоотношений, их значимость в жизнедеятельности государства и общества, законодатель установил право публично-территориального образования без обращения в судебные органы в установленных законом случаях на принудительное исполнение налоговой обязанности. В предусмотренных законодательством случаях право-обязанность на принудительное исполнение налоговой обязанности в части взыскания неуплаченной суммы налога можно реализовать только в судебном порядке в рамках процессуальных правоотношений (например, взыскание налога с индивидуального предпринимателя).

Реализация мер государственного принуждения в налоговых обязательствах, где налоговым кредитором является налогоплательщик либо налоговый агент, происходит посредством использования механизма судебной защиты прав.

Налоговая обязанность исполняется добровольно. Правоотношения по принудительному ее исполнению не входят в состав налогового обязательства, а являются способом защиты имущественных прав и направлены на восстановление нарушенного права требования налогового кредитора.

Налоговое обязательство имеет односторонний характер. В гражданско-правовом обязательстве, как правило, правовые возможности субъектов имеют двусторонний характер, что является выражением юридического равенства субъектов гражданского правоотношения. В финансовом праве налоговое обязательство ввиду субординационного характера налоговых правоотношений имеет односторонний характер. Налогоплательщик обязан уплатить налог, а публично-территориальное образование, выступающее на стороне кредитора, не предоставляет ему эквивалента его действиям. В свое время эту особенность налогового обязательства выделил С.Д. Цыпкин: «На одну сторону возлагается только обязанность (уплатить налог), в то время как на другую — только право требовать исполнения этой обязанности». Право требовать исполнения обязательства не обусловливается каким-либо действием управомоченного лица, «тогда как в обязательствах взаимных право одной стороны составляет эквивалент ее действия в пользу другой». М.В. Карасева отмечает, что сугубо односторонний характер налогового обязательства свидетельствует о неравенстве сторон этого обязательства, что является правилом для финансового права. В НК РФ закреплено, что налог — индивидуально безвозмездный платеж (ст. 8). Основное налоговое обязательство определило односторонний характер производных налоговых обязательств.

Налоговое обязательство — сложное правоотношение. В теории права выделяют следующие его виды:

· правоотношение со сложной динамической структурой;

· обычное сложное правоотношение;

· система правоотношений (комплексное правоотношение), в которой центральное правоотношение со сложной структурой сопровождают производные и зависимые от него иные правовые связи.

В зависимости от вида налогового обязательства отличается и его структура. Так, основное налоговое обязательство, договорные налоговые обязательства, обязательства по уплате пеней — это сложные правоотношения. В состав каждого из них входят основное обязательственное правоотношение и производные правоотношения. В рамках основного правоотношения исполняется обязанность по уплате налога, пеней; в рамках производных правоотношений перечисляются сборщиками налогов суммы налогов, пеней, проводятся камеральные налоговые проверки, зачет, а также реализуются иные производные права и обязанности. Обязательства, возникающие в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов, а также обязательства по уплате процентов за несвоевременный возврат излишне полученных налоговых платежей являются обычными сложными правоотношениями, состоящими из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Налоговое обязательство является срочным, поскольку исполнение субъектами возложенных на них обязанностей, направленных на получение суммы налога публично-территориальным образованием, осуществляется всегда в установленный законодательством срок. Так, для налогоплательщика и налогового агента сроки уплаты налога устанавливаются отдельно для каждого обязательства по конкретному виду налога. Сроки выражены в установлении налогового периода, отчетного периода и иных сроков уплаты налога в рамках налогового периода. Для сборщиков налогов установлены и определенные сроки, в которые они обязаны произвести действия, направленные на перечисление суммы налога. Обязанности по уплате пеней, возврату, зачету сумм излишне полученных налоговых платежей также исполняются в установленные законом сроки.

В отличие от гражданско-правового обязательства любое налоговое обязательство носит денежный характер — опосредует движение денежных средств от должника к кредитору. Цель налогового обязательства — получение налоговым кредитором предмета налогового платежа. В основном налоговом обязательстве это получение суммы налога; в обязательстве по уплате пеней — получение суммы пеней; в договорном налоговом обязательстве, вытекающем из заключения договора залога, поручительства, — получение сумм налога, пеней; в обязательстве, возникшем в связи с излишним получением сумм налога, пеней, штрафа, — получение излишне уплаченных (взысканных) сумм; в обязательстве по уплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных налоговых платежей — получение суммы процентов.

Так как налоговое обязательство является одним из видов финансовых правоотношений, ему свойственны следующие общие признаки финансовых правоотношений:

· оно возникает в особой сфере финансовой деятельности государства;

· является публичным правоотношением;

· существует только в правовой форме;

· является экономическим отношением.

Таким образом, налоговое обязательство — это публичное правоотношение имущественного характера, возникающее в ходе воспроизводственного оборота при формировании налоговых доходов публично-территориального образования, в силу которого обязанное лицо должно совершить определенные действия по передаче управомоченному лицу предмета налогового платежа, а последнее имеет право требования совершения этих действий под угрозой применения мер государственного принуждения в случае неисполнения данных обязанностей.

Налоговое обязательство

Налоговое обязательство – это вид финансово-экономического взаимодействия между государством и физическим лицом, при котором лицо является плательщиком установленного налога, а государство и государственные структуры имеют право взимать налог любыми способами, способствуя исполнению налогоплательщиком своих обязательств.

Как только налогоплательщик регистрирует в установленном порядке некоторое личное имущество, подлежащее уплате налога, он становится обязанным выплачивать сбор. Существует несколько ситуаций, в которых налогоплательщик перестает быть налогоообязанным.

Обязанность прекращается в случае:

  • полной и своевременной выплаты одноразового сбора
  • смерти владельца имущества до установления нового налогоплательщика
  • ликвидации компании-плательщика
  • возникновения иных обстоятельств, установленных законодательством и означающих прекращение обязанности по выплате налогов

Все сборы должны быть оплачены в установленный период. Если сборы не выплачены в указанный законом срок, государство имеет право применить меры принудительного исполнения обязательств. Плательщик имеет право погашать сборы и налоги досрочно.

Извещение о неуплате

Лицо, владеющее налогооблагаемым имуществом, обязано самостоятельно выплачивать сборы в течение временного промежутка, установленного законодательно. Исключения – несколько видов налогов, при которых выплата производится после получения извещения. Если плательщик не выплатил сбор в установленный период, налоговая служба присылает требование об уплате – особый документ, официально сообщающий должнику о размерах долга и сроках уплаты.

В требовании содержится следующая информация:

  • общая сумма долга
  • отдельно указаны набежавшие проценты
  • сроки погашения задолженности
  • максимальный срок выполнения требований об уплате
  • каждое требование содержит перечень мер, которые можно применить к должнику в случае дальнейшей неуплаты

Взыскание налога

Взыскание обычно производится налоговыми органами с расчетных счетов. Также налог может быть удержан из заработной платы по согласию работодателя. В иных случаях (отсутствии достаточной суммы на счете или отсутствии информации о существовании счетов), налоговая служба имеет право взыскать налог в виде личного имущества неплательщика.

Изымать имущество в счет уплаты сбора у юридических лиц можно без специального судебного решения, в так называемом бесспорном порядке. При изъятии имущества у физического лица, требуется предъявить судебное решение. Имущество изымается с таким расчетом, чтобы его стоимость при продаже на условиях рынка была максимально приближена к сумме задолженности.

Имущество изымается в такой последовательности:

  • наличные деньги
  • ценные бумаги
  • нежилые помещения – для физических лиц, для юридических – помещения, не задействованные в процессе производства
  • транспорт
  • материальные ценности

Налоги взимаются исключительно после того, как руководители нескольких инстанций вынесут соответствующее решение. В первую очередь, изъятие должно быть разрешено руководителем того налогового органа или отдела, в котором разбирается дело неплательщика. Решение руководителя отправляется к приставу не позднее, чем через трое суток после его подписания. Все постановления об изъятии печатают на гербовой бумаге и заверяют личной печатью руководителя. После того, как судебный пристав получил постановление, у него есть два месяца на выполнение всех процессуальных действий по изъятию имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *