Налоговая политика корпорации

  • автор:

Главная — Статьи

Вся система налогового планирования в интегрированных структурах имеет одну конечную цель — увеличение прибыли группы компаний в целом. Оценить ее эффективность можно только по степени влияния применяемых методов и способов налогового планирования на финансовые результаты деятельности группы и ее бизнес-единиц. Для оценки эффективности функционирования системы налогового планирования в интегрированных структурах авторы предлагают использовать систему показателей, состоящую из следующих групп.

1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.

Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн) отражает соотношение между собой показателей чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей хозяйствующего субъекта. Он рассчитывается по формуле:

Кэн = ЧП / Н,

где ЧП — планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли; Н — общая сумма налоговых платежей.

Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.

Налогоемкость реализации продукции (НЕ) позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции:

НЕ = Н / Р,

где Н — общая сумма налоговых платежей; Р — объем реализации продукции (работ, услуг).

2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.

Коэффициент налогообложения издержек:

КНЗ = НЗ / З;

коэффициент налогообложения цены:

КНЦ = НЦ / Ц;

коэффициент налогообложения прибыли:

КНП = НП / П,

где НЗ — сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства); НЦ — сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции; НП — сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли; З — сумма издержек (затрат) организации; Ц — цена продукции; П — сумма балансовой прибыли.

Показатели первой и второй групп характерны для зарубежной практики налогового планирования. В отечественной практике их применяют редко, хотя они полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить влияние льгот на финансовые результаты организации, эффективность деятельности фирмы в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения и пр.

3. Показатели эффективности использования налоговых льгот.

Коэффициент эффективности льготирования (Кэл) — отношение величины налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки (Р):

Кэл = Э / Р.

Этот показатель характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате применения льгот на один рубль выручки от реализации продукции, а также долю участия конкретной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки.

При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 — убыток.

Коэффициент льготного налогообложения (Клн) — отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы:

Клн = Э / Н.

При Клн, стремящемся к 1, эффективность льготы повышается.

Расчет коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния льготы на величину конкретного налога, а коэффициента эффективности льготирования — долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например: товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств и т.д.). Оба показателя оценивают каждую отдельную льготу и весь применяемый в группе организаций комплекс льготирования.

Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования (Кин) — доли инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии:

Кин = Э / И,

где Э — величина налоговой экономии, полученной по льготе; И — сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию.

При Кин, стремящемся к 1, налоговая эффективность инвестиций повышается.

4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.

Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) оценивает результативность деятельности хозяйствующего субъекта в данном регионе с точки зрения налоговых последствий:

Кэр = Нр / Р,

где Нр — совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в регионе; Р — общий объем выручки от реализации продукции за период.

Показатель Р может быть и другим, например: объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход и т.д., который организация выбирает в зависимости от направлений деятельности и видов получаемых доходов.

При Кэр, стремящемся к минимуму, привлекательность функционирования в регионе повышается. Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, сформировать величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.

Коэффициент реальной доходности (Крд) характеризует доходы, получаемые организацией, в зависимости от порядка их налогообложения. Учитывая различные ставки налогообложения, при составлении плана доходов организации можно рекомендовать выполнять налоговые корректировки, по результатам которых рассчитывается конкретный коэффициент.

Крд = Дн / Д,

здесь Дн = Д — Н, следовательно,

Крд = (Д — Н) / Д,

так как Н = Д x с,

Крд = (Д — Д x с) / Д,

значит:

Крд = 1 — с,

где Дн — сумма дохода с налоговой корректировкой; Д — сумма планируемого или полученного дохода от вложений; Н — сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет с данного вида дохода; с — ставка налога на доходы.

Крд стремится к 1. С помощью коэффициента реальной доходности можно выявить наиболее эффективные по налогообложению направления финансовых вложений и формирования доходов организации.

Все вышеперечисленные показатели целесообразно применять в процессе налогового планирования при оценке альтернативных вариантов налоговой политики и выборе оптимального варианта, а также при подведении итогов планирования и определении его результатов.

Полученная информация позволяет установить наиболее и наименее эффективные элементы налогового планирования, оценить результативность их с точки зрения как получаемой экономии, так и стоимости внедрения. На этой базе производится необходимая корректировка действующей системы налогового планирования, принимаются решения об отказе от неэффективных методов или о разработке новых.

Налоговая политика корпорации – это составная часть общей финансовой политики корпорации, включающая совокупность управленческих решений, направленных на взаимодействие налогоплательщика с государством в отношении полноты и своевременности уплаты в бюджет налоговых платежей, минимизации штрафных санкций.

Налоговая политика корпорации – это внутренний документ, закрепляющий способы и формы налогового планирования, налогового учета, взаимосвязь с учетной политикой, контроль за налогообложением с целью оптимизации налоговых платежей, в том числе по штрафным санкциям, и затрат, связанных с налогообложением (ведение документации и т.п.).

Цель налоговой политики – оптимизация всех расходов, связанных с уплатой налогов, – как непосредственно сумм налогов, так и косвенных затрат (ведение документации, заполнение и подача деклараций, оплата услуг налоговых консультантов и т.п.). Различают агрессивную, консервативную и сбалансированную налоговую политику.

Агрессивная налоговая политика

В ряде случаев для российских компаний характерно проведение агрессивной налоговой политики.

Такая политика заключается в сознательном принятии налоговых рисков ради получения налоговой экономии, а также использовании схем минимизации налогообложения и структурирования хозяйственных операции с целью снижения налогового бремени.

Следует различать агрессивную налоговую политику, основанную на юридически проработанной и надлежащим образом документированной позиции налогоплательщика, и агрессивную политику, заключающуюся в заявлении всех возможных льгот и вычетов в максимальных объемах без надлежащей аргументации.

В первом случае агрессивная налоговая политика может свидетельствовать о высоком уровне управления налогообложением в группе. Тогда как во втором она может быть следствием быстрого и (или) несбалансированного роста группы и недостатка внимания к вопросам соблюдения налогового законодательства со стороны ее руководства.

Как показывает практика, проведение агрессивной налоговой политики может быть негативно воспринято внешними инвесторами и отрицательно повлиять па репутацию корпорации, несмотря на то, что такая политика в ряде случаев ведет к получению компанией существенной экономии по налогам.

Консервативная налоговая политика

Консервативная налоговая политика предполагает готовность трактовать спорные вопросы, касающиеся порядка исчисления налогов, исходя из приоритетов, интересов бюджета с целью снижения налоговых рисков.

В частности, корпорации, проводящие такую политику, считают неприемлемой ситуацию, когда налоговые органы потенциально могут оспорить применение схем минимизации налогообложения, так как подобные обстоятельства наносят ущерб их репутации.

Отдельные налогоплательщики проводят излишне консервативную или «соглашательскую» налоговую политику, не заявляют своевременно налоговые вычеты и не используют в полной мере все имеющиеся налоговые льготы.

Подобная налоговая политика может привести к отвлечению дополнительных денежных средств на уплату излишне начисленных налоговых обязательств.

Кроме этого, оборотной стороной излишне консервативной налоговой политики может быть завышение налоговых активов по НДС в финансовой отчетности, если компания-налогоплательщик откладывает заявление налоговых вычетов по НДС с целью выравнивания платежей в бюджет.

Следует иметь в виду, что налоговая политика, предусматривающая наличие переплат по налогам, может cвидетельствовать не только об излишнем консерватизме и нежелании группы (или отдельной компании) вступать в разногласия с налоговыми органами, но и о наличии налоговых рисков, в отношении которых корпорация «резервирует» суммы потенциальных переплат по налогам, с тем чтобы налоговые органы не могли взыскать штрафы.

  • Кокорев Н. Формирование налоговой политики // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2001. № 26. Июнь.

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Цыганкова, Юлия Сергеевна

Выводы и заключения, содержащиеся в диссертационной работе, не претендуют на исчерпывающую полноту раскрытия всех аспектов формирования налоговой политики организации в современных российских условиях хозяйствования. Тем не менее, результаты анализа, теоретические выводы и практические рекомендации могут способствовать тому, что хозяйствующий субъект будет более комплексно подходить к формированию и реализации налоговой политики организации, увязывая данный процесс с положениями общей финансовой политики организации, основой которого будет стремление создать рациональную модель управления налоговым » бременем в целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Заключение

Подводя итоги проведенного диссертационного исследования, представляется целесообразным обобщить полученные результаты и сформулировать теоретические и методологические выводы относительно изучения процесса разработки и реализации налоговой политики организации в современных российских условиях.

Начиная наше исследование с исследования содержания налоговой политики организации и изучения основ ее формирования, нами было обращено внимание на наличие явных недоработок в этой области. Несмотря на кажущуюся полноту изученности данной проблемы, существуют неточности в отношении раскрытия сущности данного понятия.

В ходе проведенного исследования нами было обращено внимание на 9 то, что ученые-экономисты, говоря о налоговой политике, зачастую определяют ее относительно государственной деятельности, тогда как касательно налоговой политики на уровне хозяйствующего субъекта в литературе наблюдается некоторая неопределенность. Однако, в связи с тем, что политика как совокупность целей и задач, реализуемых в определенной сфере, присутствует у любого субъекта, параметры деятельности которого могут быть изменены им с помощью целенаправленного влияния в зависимости от уровня разработки и реализации политики, выделение и изучение политики отдельных хозяйствующих субъектов является небезосновательным.

Современное налоговое законодательство характеризует налоговую политику организации как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).

На наш взгляд, данное определение налоговой политики организации является узким, не отражающим в полной мере ту полноту мероприятий, которую подразумевает под собой «политика», сутью которой является установление форм, задач, содержания деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому мы предложили различать налоговую политику организации, трактуемую в «узком» смысле, то есть формируемую в рамках, установленных налоговым законодательством в соответствии с НК РФ; а 9 также налоговую политику организации в «широком» смысле, как внутрифирменную, разрабатываемую хозяйствующим субъектом самостоятельно, и связанную со всеми сферами его финансово-хозяйственной деятельности.

В современной экономической литературе существуют определения налоговой политики организации, характеризующие данную экономическую категорию, избегая ее отождествления с понятием налоговой учетной политики. Однако, на наш взгляд, рассмотренные дефиниции недостаточно полным образом раскрывают содержание налоговой политики организации. 9

В связи с чем, в рамках данной работы было дано авторское определение налоговой политики организации в широком смысле, являющееся результатом синтеза существующих дефиниций исследуемого понятия. При этом в известной нам экономической литературе экономисты, определяя налоговую политики организации, в качестве основной ее цели некорректно обозначают минимизацию налогового бремени предприятия, тогда как, на наш взгляд, целесообразнее говорить о рационализации налоговой нагрузки, под которой мы понимаем систему мер, направленных на изменение или поддержание наиболее разумного уровня налоговых изъятий, учитывающего не только интересы хозяйствующего субъекта в отношении обеспечения повышения эффективности бизнеса, но и интересы государства в части пополнения бюджета, что будет отвечать требованию нахождения компромисса интересов бизнеса и государства в налоговой сфере.

В рамках диссертационной работы исследованию была подвергнута налоговая политика организации в «широком» смысле в связи с тем, что именно данная налоговая политика, являющаяся результатом совместной работы собственников и работников всех функциональных областей деятельности предприятия по принятию управленческих решений, помогает сформировать необходимые мероприятия в направлении достижения необходимого экономически значимого эффекта.

Разработку налоговой политики организации, как и принятие любого управленческого решения, необходимо осуществлять с учетом факторов, влияющих на деятельность субъекта налоговой политики, и вносящих вклад в определение его приоритетов в ходе принятия того или иного решения. Ввиду, этого в диссертации нами был осуществлен анализ факторов, влияющих на процесс разработки налоговой политики организации, которые были сгруппированы в работе как условно внешние и условно внутренние.

В ходе анализа было доказано, что одним из основных факторов, воздействующих на формирование налоговой политики предприятия, является устанавливаемая в рамках государственной налоговой политики величина налогового бремени. В целях доказательности данного утверждения нами было рассмотрено влияние мер по снижению налогового бремени в рамках проводимой государственной налоговой политики на деятельность хозяйствующих субъектов. Таким образом, налоговое бремя является важнейшим элементом, объектом и условием формирования и реализации налоговой политики как на общегосударственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.

В рамках изучения роли налогового бремени в процессе формирования и реализации налоговой политики организации нами было исследовано содержание понятия «налоговое бремя». В результате анализа существующих определений исследуемого понятия нами была предложена его многоаспектная характеристика с позиции обобщающего понятия.

Предложенная дефиниция налогового бремени указывает на ограниченность позиции экономистов, определяющих налоговое бремя лишь как показатель, отражающий уровень изъятия части дохода хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц) на макро и микро уровнях. Авторское определение налогового бремени позволяет охарактеризовать данное понятие с нескольких аспектов: не только как базового показателя эффективности функционирования налоговой системы, отражающего степень налогового давления на доходы налогоплательщиков, но и с позиции понятия, характеризующего совокупность общественно-экономических отношений между государством и налогоплательщиками, а также как одного из основных факторов расширенного воспроизводства. Ведь в действительности адекватная оценка налогового бремени необходима в целях определения степени воздействия налоговых обязательств на экономическую активность хозяйствующего субъекта, а то есть на расширение производственной базы организации (повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности).

Максимально точная оценка величины налогового бремени является крайне важным при формировании налоговой политики организации. При этом правильность его расчета напрямую зависит от выбора способа исчисления.

В целях внесения ясности в проблему исчисления налоговой нагрузки на уровне хозяйствующих субъектов, на основе критического анализа методологической базы в области расчета налогового бремени был предложен авторский метод количественной оценки налогового бремени организации, состоящий из системы относительных показателей:

1) показателя общего налогового бремени, рассчитываемого как отношение начисленных налогов без налога на доходы физических лиц к добавленной стоимости;

2) показателя фактического налогового бремени, рассчитываемого как отношение начисленных налогов без налога на доходы физических лиц и косвенных налогов плюс 14 % косвенных налогов к добавленной стоимости без амортизационных отчислений. Данный показатель, позволяет определить реальную величину налоговой нагрузки предприятия с учетом переложения косвенных налогов на конечного потребителя (в перспективе);

3) коэффициента денежного изъятия при уплате налогов, позволяющий рассчитать удельный вес налоговых платежей, подлежащих уплате, в общем объеме полученной денежной массы от реализации продукции (работ, услуг) или имущества.

При этом, для того, чтобы управлять величиной налогового бремени в рамках налоговой политики организации необходимо воздействовать на составляющие, участвующие в расчете налогового бремени (величину и структуру начисленных налогов, составные элементы добавленной стоимости).

Предложенная система показателей дает общее представление о состоянии налогообложения на предприятии и качестве сформированной налоговой политики, и может являться маркером для налоговых реакций субъекта хозяйствования. Кроме того, она обеспечивает возможность сравнения налоговой нагрузки как во временном аспекте, так и по предприятиям различных сфер деятельности.

Исследуя механизм воздействия величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующего субъекта в сфере налогообложения, нами было рассмотрено, каким образом налоговое бремя влияет на выбор вида деятельности, организационно-правовой формы предприятия, режима налогообложения, места регистрации организации, выбор методов налоговой политики в процессе разработки налоговой политики хозяйствующего I субъекта как части общей финансовой политики.

В результате указанного исследования было доказано, что для малых предприятий (при наличии такой возможности) основным инструментом налоговой политики будет являться выбор режима налогообложения. В связи с чем в диссертационном исследовании был предложен авторский алгоритм выбора объекта налогообложения при переходе на уплату налогов по упрощенной системе, отличающийся от ранее предложенных алгоритмов целостностью и завершенностью. При этом, в известной нам экономической литературе алгоритм выбора объекта налогообложения при УСНО не рассматривается в предложенной нами форме: он учитывает уровень предполагаемой рентабельности, структуры затрат и доходов организации, а также изменения, касающиеся нормирования величины пособий по временной нетрудоспособности. Данный алгоритм позволит облегчить процесс осуществления выбора в пользу одного из двух возможных при упрощенной системе вариантов налогообложения, что было доказано посредством расчетов, осуществленных с помощью предложенного алгоритма.

В ходе исследования процесса формирования эффективной налоговой политики организации, нами было установлено, что ее эффективность выявляется через результат и его соответствие цели — рационализации налогового бремени ради повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Результат можно определить как цель после применения средств ее достижения — методов. Таким образом, эффективность налоговой политики организации во многом обуславливается методами, избранными для реализации поставленных в рамках процесса ее формирования целей.

В процессе рассмотрения проблемы выбора хозяйствующим субъектом методов формирования и реализации эффективной налоговой политики организации, нами было выявлено, что отдавая предпочтение тому или иному решению (при выборе вида деятельности, или же режима налогообложения, действуя в определенных рамках хозяйствования), зависящему во многом от величины налоговой нагрузки, мы будем использовать те методы, которые будут наиболее подходящими для выбранного вида формируемой налоговой политики.

Так, если для формирования грамотной консервативной налоговой политики хозяйствующему субъекту достаточно иметь в штате квалифицированного бухгалтера; для организации умеренной налоговой политики обязательным является оптимальное сотрудничество бухгалтерского, финансового, юридического отделов; то для формирования и реализации оптимальной налоговой политики активного типа целесообразной предусматривается организация специализированного налогового отдела компании (речь, в частности, идет о крупных компаниях, имеющих возможность прибегать в своей хозяйственной деятельности к методам активной налоговой политики организации).

В рамках исследуемой в данном параграфе проблемы нами было установлено, что средняя налоговая нагрузка 15 крупнейших российских компаний в 2005 году была равна 30,2 % налоговых отчислений от выручки, что подразумевает целесообразным функционирование на данных предприятиях специализированного налогового подразделения (в соответствие с табл. 9) в качестве основного инструмента формирования грамотной налоговой политики организации, с помощью которого компания сможет рационализировать свое налоговое бремя с целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

В результате обоснования потребности крупных компаний в специализированном налоговом подразделении в диссертационной работе была разработана примерная схема его организации.

Заключительным этапом формирования налоговой политики предприятия является оценка эффективности разработанной хозяйствующим субъектом налоговой политики. В ходе исследования проблемы формирования эффективной налоговой политики организации нами была уточнена методика оценки ее эффективности.

Предложенная методика предусматривает расчет групп относительных показателей, состоящих из: показателей общего налогового бремени; частных показателей налогового бремени; показателей эффективности налоговой политики организации; показателей эффективности использования прямых и непрямых налоговых льгот. Включение в систему относительных показателей оценки эффективности налоговой политики организации показателей, характеризующих величину налогового бремени, обусловлено тем, что налоговая нагрузка выступает в качестве важнейшего элемента, объекта и условия реализации приоритетов налоговой политики организации, являясь одновременно одним из основных индикаторов ее качества. Поэтому оценку эффективности сформированной налоговой политики необходимо, на наш взгляд, прежде всего, начинать с расчета налогового бремени.

При этом в известной нам экономической литературе в предлагаемых методиках оценки эффективности налоговой политики организации, не рассматривается показатель рациональности налоговой политики организации. Однако, ввиду конфиденциальности информации относительно » издержек, связанных с деятельностью по формированию и реализации налоговой политики организации, нам не удалось продемонстрировать применение данного показателя на практике.

Расчет предлагаемой нами системы относительных показателей поможет хозяйствующему субъекту оценить эффективность сформированной им налоговой политики, а также установить целесообразность действий по ее дальнейшему усовершенствованию.

Вследствие проведенного диссертационного исследования основная его цель посредством решения поставленных задач была достигнута.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *