Наилучшая доступная технология

  • автор:

Содержание

Общие мероприятия по НДТ

Наилучшая доступная технология (НДТ) представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сегодня в Российской Федерации стоит задача обеспечения комплексного подхода к внедрению НДТ как в рамках экологической, так и промышленной политики, а также совершенствование системы государственного регулирования на основе НДТ. В построении такой системы значительная роль отведена деятельности Росстандарта и механизмам стандартизации.

В соответствии с Правилами определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1458, Росстандарт осуществляет утверждение и опубликование на своем официальном сайте информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 1508 ФГАУ «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» определен организацией, осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий (www.burondt.ru)».

Для создания единых подходов при разработке справочников НДТ приказом Росстандарта создан профильный технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» . Немаловажной является работа по подготовке кадров, которая осуществляется в рамках текущей совместной работы Бюро НДТ и Академии стандартизации, метрологии и сертификации.

Справочники НДТ будут разработаны в качестве документов национальной системы стандартизации, ознакомиться с ними можно на информационных ресурсах Росстандарта.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. №1458 (pdf , 0.01 Мб) «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» в компетенцию Росстандарта входит опубликование Справочников НДТ в открытом бесплатном доступе на своем сайте, который является официальным источником их опубликования.

На сегодняшний день в России поставлена важная задача: обеспечение внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) не только в рамках промышленной, но и экологической политики. В данном вопросе большую роль играет такой орган исполнительной власти как Росстандарт.

В статье мы подробно рассмотрим понятие НДТ, их применение и последние изменения в законодательстве. А также разберемся с тем, что обычно содержат в себе справочники НДТ.

  1. Общая информация
  2. Справочники НДТ
  3. Как определить технологию в качестве НДТ?
  4. Изменения перечня основного технологического оборудования при НДТ

1. Общая информация

Наилучшие доступные технологии (НДТ) – это такие технологии производства, которые определяют, основываясь на последних достижениях науки и сочетания критериев охраны окружающей среды, с возможностью технического их применения.

Более официальное определение НДТ можно найти в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Звучит оно следующим образом: «НДТ – это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения».

Перечень основного технологического оборудования, которое применяется в случае использования НДТ, утвержден Правительством РФ. Данное распоряжение вступило в силу начиная с 1 января текущего (2019) года. В перечень вошло оборудование и устройства природоохранного значения. Кроме того, в документе упоминается оборудование, которое предназначается для выполнения основных технологических операций при проведении химических, физико-химических и других технологических процессов.

Заказать услуги по экологии

2. Справочники наилучших доступных технологий

Во-первых, давайте разберемся с тем, что такое справочник НДТ – это один из основных документов, целью составления которого является внедрение наилучших доступных технологий и установление соответствующих нормативов качества для конкретной отрасли.

Как правило, в европейских справочниках наилучших доступных технологий дается пошаговое описание НДТ для каждой отрасли промышленности, приведенной в Приложении I к Директиве «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений на окружающую среду». Эти документы очень важны, прежде всего, для выдачи хозяйствующим субъектам природоохранных разрешений на право хозяйственной деятельности, а также для формирования экологической политики. Отметим, что в данных справочниках не устанавливаются предельные значения загрязняющих выбросов и сбросов.

Обратим внимание на немаловажный момент: информационно-технические справочники НДТ необходимы при разработке перечня загрязняющих веществ (ЗВ). Это касается нового порядка инвентаризации выбросов.

Всё об инвентаризации выбросов в 2019

Справка

Начиная с 26.04.2019 г. действует новый порядок проведения инвентаризации. Подробнее ознакомиться с изменениями можно в Приказе Минприроды России N 352. Как правило, в ходе инвентаризации определяются показатели выбросов ЗВ, устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух.

Возвращаясь к теме НДТ – для видов деятельности, относящихся к наилучшим доступным технологиям, в число ЗВ также включаются маркерные вещества.

Справочники НДТ: Разработка и содержание

Кто разрабатывает?

Сегодня справочники НДТ разрабатываются государствами-членами Европейского союза и крупнейшими промышленными предприятиями. Этим занимаются отраслевые технические рабочие группы (ТРГ).

Справочники делятся на две группы: «горизонтальные» и «вертикальные». Что это значит?

«Горизонтальные» справочники имеют более общее применение, они относятся к большинству промышленных отраслей (количество – 7 шт.). В то время как «вертикальные» применяются лишь в одной или нескольких отраслях промышленности (на сегодняшний день таких справочников 26).

Во все справочники наилучших доступных технологий входит такая информация, как:

  • законодательные аспекты;
  • сведения о развитие конкретной отрасли промышленности в ЕС;
  • технологическое описание традиционно применяемых производственных процессов;
  • данные о выбросах (сбросах), образовании отходов, потреблении сырья и энергии на протяжении всего производственного цикла;
  • технологии и методологии, применяемые при идентификации НДТ;
  • краткое описание НДТ для конкретной отрасли;
  • оценка возможных экологических преимуществ при внедрении НДТ;
  • данные по ограничению применимости НДТ;
  • экономические показатели НДТ (капитальные и эксплуатационные затраты, расход сырья и материалов на единицу продукции и др.);
  • сведения о новейших технологиях, находящихся в стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или опытно-промышленного внедрения.

Помимо вышеперечисленных данных в справочник НДТ входят методы управления, техническое и технологическое описание обращения с отходами (включая твердые бытовые отходы). Каждая указываемая технология в справочнике содержит в себе оценку воздействия на окружающую среду. Также приводятся характеристики по эксплуатации, применение и особенности регулирования.

Скачать все справочники НДТ:

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 23-2017 «Добыча и обогащение руд цветных металлов»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 24-2017 «Производство редких и редкоземельных металлов»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 25-2017 «Добыча и обогащение железных руд»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 27-2017 «Производство изделий дальнейшего передела черных металлов»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 28-2017 «Добыча нефти»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 29-2017 «Добыча природного газа»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 30-2017 «Переработка нефти»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 31-2017 «Производство продукции тонкого органического синтеза»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 32-2017 «Производство полимеров, в том числе биоразлагаемых»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 33-2017 «Производство специальных неорганических химикатов»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 37-2017 «Добыча и обогащение угля»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 38-2017 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 40-2017 «Дубление, крашение, выделка шкур и кожи»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 41-2017 «Интенсивное разведение свиней»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 42-2017 «Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 43-2017 «Убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 44-2017 «Производство продуктов питания»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 45-2017 «Производство напитков, молока и молочной продукции»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов»

ИТС по наилучшим доступным технологиям ИТС 50-2017 «Переработка природного и попутного газа»

3. Как определить технологию в качестве НДТ?

Порядок определения технологий в качестве наилучших доступных описывается в Постановлении Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям». Но давайте разберемся с этим поэтапно.

1 этап – Выявляем статус технологии

Здесь все просто: все технологии делятся на новые и уже существующие. Письмом Минприроды РФ от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию» разъясняется, что новая технология – это та технология, которая предлагается в России впервые и проходит апробацию. Что касается не новых технологий – это технологии, на которые уже существует положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) на проект технической документации, с возможностью для сертификации.

2 этап – Подтверждаем статус технологии

Для новой НДТ необходима разработка проекта технической документации. Состав такой документации включает в себя:

  • ТР – технический регламент;
  • ТУ – технические условия;
  • Отчет по НИР – в нем излагаются основные данные, относящиеся к научно-исследовательской работе;
  • Материалы по результатам апробации;
  • Материалы по ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду.

После разработки проекта технической документации, согласно п.5 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проводится государственная экологическая экспертиза.

Для не новой НДТ достаточно подтвердить соответствие ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» – добровольное подтверждение (сертификат), обязательное подтверждение (сертификат или декларация о соответствии).

3 этап – Подтверждаем соответствие технологии критериям НДТ

В том случае, если технология относится к областям применения НДТ и отвечает ее критериям, а также есть в справочнике, то ее можно реализовать на объектах 1 категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Коэффициент 0 при расчете платы за НВОС (выбросы/сбросы) применяется тогда, когда соблюдены верхние границы тех. нормативов и показателей. В противном случае применяется коэффициент 100. Кстати! Если технология отсутствует в справочнике, необходимо промышленное ее внедрение как минимум на двух предприятиях. По данному вопросу стоит обратиться в Минпромторг России и Бюро НДТ с предложением о включении нужной технологии в справочник при его актуализации.

Если же технология НЕ относится к областям применения НДТ и НЕ отвечает ее критериям, реализация технологии не может быть допущена на объектах 1 категории НВОС.

Источник: Справочник эколога

4. Изменение перечня основного технологического оборудования при НДТ

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 01.08.2019 N 1712-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р», проведена корректировка перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий (НДТ).

Изменения, согласно Распоряжению, затронут следующие моменты:
1. Перечень будет дополнен новыми позициями 584 – 2050, включающими следующие наименования: 584 «Грохот инерционный», 585 «Грохот линейный», 586 «Дробилка конусная» и другие;
2. Уточняется наименование ряда позиций.

Согласно информации на сайте «Консультант Плюс», распоряжение вступит в силу в конце месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Если у Вас остались вопросы, касаемо наилучших доступных технологий и их внедрения на предприятие, либо другие вопросы в сфере экологии – обращайтесь за консультацией к нашим специалистам!

Проконсультироваться

Простыми словами: Наилучшие доступные технологии

Простыми словами 06 апреля 2018 Г. 08:00,

  • Что это такое
  • История появления: НДТ в Европейском Союзе
  • История появления: НДТ в России
  • Различия НСТ и НДТ
  • Процесс разработки
  • Задействованные ведомства
  • Справочник НДТ для молочной промышленности

НДТ — обширная тема, уже давно обсуждаемая мировыми отраслевыми сообществами. Для России она стала актуальна только несколько лет назад, и до сих пор не все понимают, зачем не только бизнесу, но и государству необходимо регулировать применение передовых технологий в отраслях. Milknews рассказал простыми (насколько это возможно) словами о появлении НДТ, справочниках по нему и ведомствах, которые все это разрабатывают и регулируют.

Что это такое

Наилучшие доступные технологии – это специальный перечень технологий по производству товаров, который устанавливает нормы по выполнению работ и оказанию услуг, которые соответствуют последним достижениям науки и соблюдают критерии по охране окружающей среды.
Такие технологии помогают обеспечивать высокую продуктивность производства, предотвращают негативное воздействие на окружающую среду, учитывая особенности каждой отрасли.

История появления: НДТ в Европейском Союзе

Впервые термин «наилучшие доступные технологии» появился в 1984 году в парламента и совета ЕС по вопросам комплексного предотвращения и контроля загрязнений.
Разработкой концепции НДТ и комплексных экологических разрешений (КЭР) специалисты занимались еще с 70-х годов. В Европейском Союзе крупные предприятия ключевых отраслей экономики обязаны получать КЭР и демонстрировать соответствие требованиям НДТ с 1996 г.
Основными документами по регулированию и внедрению наилучших существующих технологий являются справочники НДТ, отдельно написанные для каждой отрасли. Они используются как регулирующими органами при выдаче природоохранных разрешений, так и хозяйствующими субъектами для регулирования своей экологической деятельности. В европейских справочниках, в отличие от российских, не устанавливаются предельные значения для отходов.
Всего в ЕС на данный момент разработано 33 справочника, в которых содержатся законодательные аспекты НДТ, технологические описания применяемых производственных процессов и их сравнение с новыми, а также оценка экономических и экологических преимуществ при переходе на НДТ. Кроме того, в документах содержатся сведения о новейших разработках, находящихся на стадии НИОКР или опытно-промышленного внедрения.

История появления: НДТ в России

В Российской Федерации переход предприятий к контролю воздействия на окружающую среду прописан в законе «Об охране окружающей среды». Разработкой справочников по НДТ занимаются отраслевые рабочие группы, формально документы делят на узкоспециализированные (применимые к одной или нескольким отраслям) и на общие.

Различия НСТ и НДТ

Важно отметить, что только в России существует два термина, относящиеся к этому вопросу – наилучшая существующая технология и наилучшая доступная технология.
В России законом «Об охране окружающей среды» в 2002 был введен следующий термин:
«Наилучшая существующая технология — технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов».
Таким образом, речь идет о регулировании воздействия на окружающую среду применением самых последних научных разработок.
В 2014 году термин «наилучшая существующая технология» пропал из федерального закона, его сменил менее жесткий термин «наилучшая доступная технология». После принятия изменений в 2014 году в законе появилось такое определение:
«Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.
Если сравнить определения, становится понятна разница. НСТ, в силу того, что подразумевает использование самых последних разработок – лучше, но в то же время и дороже. В определении НДТ поясняется, что должна быть «техническая возможность ее применения», что несколько смягчает требование.

Процесс разработки

После принятия правок в ФЗ «Об охране окружающей среды» был сформирован список отраслей, в деятельности которых применяется НДТ.
в 2014 были утверждены меры для отказа от использования устаревших и неэффективных технологий и перехода на более современные и инновационные. Для реализации распоряжения был создан межведомственный совет, а также «дорожная карта» по переходу на принципы НДТ федеральных предприятий, бюджетных учреждений, госкорпораций и других компаний, в работе которых принимает участие государство.

Нормативно-правовая база и вся документация, включая существующие до этого справочники и реестры по НДТ были полностью переделаны, а для реализации инициативы в 2014 году Росстандартом было создано «Бюро наилучших доступных технологий».
Согласно другому в том же году был утвержден поэтапный график создания 47 отраслевых справочников НДТ. В 2015 и 2016 годах были опубликованы соответственно 10 и 13 справочников по НДТ. В 2017 году приказами Росстандарта было утверждено 28 справочников. Приказ об утверждении последнего из 51 справочника по наилучшим доступным технологиям подписан в конце декабря 2017 года Руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексеем Абрамовым.

Задействованные ведомства

Бюро НДТ было создано для координации рабочих групп при разработке справочников. Бюро осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, которое утвердили
Ниже представлена схема взаимодействия ведомств и технических рабочих групп в процессе разработки справочников по НДТ.


Техническая рабочая группа – это сообщество экспертов из органов исполнительной власти, государственных научных организаций, некоммерческих организаций, госкорпораций и представителей бизнес-сообщества, принимающих участие в разработке отраслевых справочников.
Диаграмма ниже показывает соотношение участников в составе ТРГ.

В первую очередь Бюро НДТ координирует деятельность рабочих групп при разработке справочников, этим занимается подведомственная Росстандарту ФГУП «ВНИИСМТ». Кроме того, был создан технический комитет по стандартизации (который на данный момент не имеет международных аналогов). Он был создан специально для обеспечения отраслевых компаний документами по стандартизации.

Технический комитет 113 «Наилучшие доступные технологии» был создан в 2014 году для разработки нормативно-методической базы. Одной из его функций является осуществление экспертизы проектов ИТС НДТ на их соответствие требованиям документов национальной системы стандартизации, а также подготовка заключений по проектам ИТС НДТ.
Также в 2014 году на основе Российского фонда технологического развития был создан Фонд развития промышленности – его деятельность направлена на модернизацию российской промышленности, он предлагает льготные условия софинансирования высокотехнологичных проектов, а также создание конкурентоспособных производств на базе НДТ.
Кроме того, для взаимодействия ведомств и экспертных сообществ между собой, Минпромторг в том же году учредил создание Межведомственного совета по переходу на принципы НДТ. В его состав вошли органы, ответственные за разработку справочников, а также представители промышленных союзов и ассоциаций.

Справочник НДТ для молочной промышленности

В конце 2017 года Росстандартом впервые был опубликован Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 45-2017 «Производство напитков, молока и молочной продукции». Он будет введен в действие с 1 июня 2018 года.
Справочник распространяется на производство молока и молочной продукции (для предприятий с проектной мощностью более 200 тонн переработки в сутки) и на производство мороженого (с мощностью 100 тонн готовой продукции в сутки).
Стоит учитывать, что документ не регулирует процесс получения сырого молока. Кроме того, он не регулирует вторичную деятельность при производстве молочных продуктов – для них прописаны другие справочники НДТ. К ним относятся, например, работа систем охлаждения, сбор и очистка сточных вод, очистка атмосферного воздуха, работа котельных.
Если ваше производство перерабатывает 200 и более тонн молока в сутки, вам придется выучить, что такое наилучшие доступные технологии (НДТ), а также применять их на практике, в первую очередь, при поставновке на учет по НВОС (негативному воздействию на окружающую среду) — хозяйствующие субъекты I категории опасности скоро будут обязаны использовать НДТ.
В настоящий момент все справочники носят рекомендательный статус. Предприятия, которые попадают под первой категории опасности в соответсвии с с 2019 г. будут в обязательном порядке получать комплексное экологическое разрешение, чтобы получить такое разрешение необходимо соответствовать критериям НДТ. Представитель из Бюро НДТ в разговоре с Milknews подтвердил, что предприятия, которые переходят на принципы НДТ, поддерживаются со стороны государства льготами, субсидиями и уменьшением платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В от 5 декабря 2017 г. на 200 страницах дана текущая характеристика отрасли на сегодняшний день, в нем описано оборудование, технологические процессы, способы и методы, применяемые в молочной промышленности, и приведены лучшие из них – в списке перечислены 33 уже используемых технологии и 21 перспективная, от систем экологического менеджмента и планирования производственного процесса до специальных технологий по изготовлению отдельных видов продукции.
В заключительных положениях и рекомендациях к документу указано, что в процессе создания справочника разработчики использовали специальную анкету для сбора информации. Она была направлена в 92 крупных российских предприятия, но из-за сжатых сроков 34 из них не смогли предоставить необходимую информацию вовремя, а часть анкет была заполнена не до конца. Из-за этого разработчики использовали материалы из проекта справочника ЕС по НДТ в молочной промышленности (BAT Reference Document for the Food, Drink and Milk Industries), а также пользовались общедоступными диссертациями и брали комментарии у отраслевых экспертов.
Также на основе анализа отечественных и зарубежных данных и проведенных в последние годы исследований в документе приведен список рекомендаций по дальнейшему развитию справочника. По мнению разработчиков, для продвижения идеи перехода к НДТ необходимо провести масштабную информационную кампанию и систему подготовки кадров. Обсуждение перемен должно подготовить к ним предприятия и разъяснить основные мотивы экологической модернизации отечественной экономики.
Кроме того, разработчики считают, что технологические показатели, приведенные в документе, должны быть проработаны при участии российских промышленников. Предприятиям рекомендуется накапливать информацию о выбросах веществ, потреблении сырья и энергоресурсов, проведении модернизации оборудования, а также экономических аспектах внедрения НДТ, чтобы в дальнейшем предоставить их разработчикам для уточнения материалов в справочнике.

Нормативные основы и условия внедрения наилучших доступных технологий

В соответствии с подп. «п» п. 27 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176, стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) относится к основным механизмам реализации государственной политики в сфере экологической безопасности.

Как известно, законодательную базу перехода на НДТ сформировал Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ), который затрагивает основы деятельности в области экологической безопасности с поэтапным, рассчитанным на длительный период внедрением НДТ.

Структура законодательства в области НДТ

В настоящее время законодательство в области НДТ имеет сложную структуру. Рамочные требования, непосредственно касающиеся НДТ, отражены во многих федеральных законах.

Основополагающим для перехода на НДТ является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), который:

• определяет понятие НДТ;

• устанавливает нормы в отношении областей, в которых применение НДТ является обязательным;

• предусматривает разработку информационно-технических справочников (далее — ИТС) для конкретных областей применения НДТ;

• предписывает обязательность применения технологических показателей НДТ;

• формулирует меры государственной поддержки внедрения НДТ.

Указанные нормы взаимосвязаны с распределением объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на категории и применимы в обязательном порядке к объектам I категории, критерии выделения которых установлены именно по принадлежности к областям применения НДТ. Поэтому при внедрении НДТ необходимо принимать во внимание правовые нормы, установленные как непосредственно в отношении объектов, относящихся к областям применения НДТ, так и к объектам I категории, которые практически равнозначны.

Изменения законодательства в отношении НДТ ориентированы на нормы европейского права, в частности, Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/1/EC от 15.01.2008 «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений» и 2010/75/ЕС от 24.11.2010 «О промышленных эмиссиях (комплексное предупреждение и контроль)». В пункте 7 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ прямо указано, что при разработке ИТС могут использоваться международные ИТС по НДТ.

В статье 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ в общем виде отражена совокупность критериев для определения НДТ:

• наименьший уровень НВОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

• экономическая эффективность внедрения и эксплуатации НДТ;

• применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

• период ее внедрения;

• промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих НВОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В качестве НДТ могут быть приняты только технологии, применяемые не менее чем на двух объектах. Технологии, применяемые на одном объекте, не подлежат признанию в качестве НДТ, и следовательно, на объектах, где применение НДТ является обязательным, применение таких технологий противоречит законодательству.

Соответствие технологий критериям НДТ определяется в ИТС по НДТ, которые содержат в числе прочего следующие сведения:

• указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

• описание НДТ для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в т.ч. перечень основного технологического оборудования;

• технологические показатели НДТ;

• методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их НВОС и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего НВОС.

Несмотря на то что состав сведений в ИТС и указания по их учету отражены в Федеральном законе № 7-ФЗ, статус и условия применения ИТС регулируются законодательством о стандартизации.

В силу ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) ИТС — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные.

Соответственно, ИТС (как документы стандартизации) предназначены для добровольного применения (т.е. невыполнение содержащихся в них положений само по себе не влечет правовых последствий) за исключением случаев, если на официально опубликованные ИТС есть ссылки (наименование и обозначение ИТС с указанием даты утверждения) в нормативных правовых актах.

Основным инструментом государственного регулирования в области НДТ является установление нормативными документами в области охраны окружающей среды (ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ) обязательных к применению технологических показателей НДТ, определяющих концентрации загрязняющих веществ, объем и (или) массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (выполняемой работы, оказываемой услуги), т.е. направленных в том числе на ресурсо- и энергосбережение.

Согласно ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования ИТС и являются основой для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории, собственных технологических нормативов, которые не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.

Обязательные к выполнению требования по внедрению НДТ и соблюдению технологических показателей НДТ установлены применительно ко всем стадиям жизненного цикла объектов:

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
(в редакции, действующей с 01.01.2019)

Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов

Проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения.

Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов

Не допускается выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в эксплуатацию в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.
Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Нормы о внедрении НДТ установлены в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно п. 2 которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны помимо прочего внедрять НДТ. В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) внедрять НДТ обязаны также юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники.

Согласно п. 4 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, включает в том числе информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ.

Как известно, в силу ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, будут обязаны в установленные сроки получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР). Кроме того, такие разрешения вправе получить лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых ИТС.

Предусмотренная ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ заявка на получение КЭР должна содержать обширную информацию, включая помимо прочего расчеты нормативов допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности) при наличии таких веществ в выбросах (сбросах), т.е. традиционному нормированию в рамках КЭР подлежат не все вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования по ст. 4.1 Федерального закона № 7-ФЗ. Загрязняющие вещества III и IV классов опасности в рамках КЭР подлежат нормированию без учета местных условий с определением технологических нормативов, не превышающих по величине технологические показатели, которые должны быть установлены в нормативных актах по охране окружающей среды.

Заявка на получение КЭР должна содержать в том числе обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), а само разрешение — НООЛР. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. При этом на объектах I категории НООЛР устанавливаются на основании КЭР. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии КЭР санитарным правилам и гигиеническим нормативам не предусмотрено.

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции, действующей с 01.01.2019) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, а также материалы обоснования КЭР (в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ), проведенной в отношении проектной документации таких объектов) являются объектами ГЭЭ федерального уровня.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 7-ФЗ государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ может осуществляться посредством:

• предоставления налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

• предоставления льгот в отношении платы за НВОС в соответствии с природоохранным законодательством;

• выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

В связи с этим п. 5 ч. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019; далее — НК РФ) установлено, что в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, может применяться ускоренная амортизация со специальным повышающим коэффициентом. К налоговым льготам относится также возможность предоставления инвестиционного налогового кредита при внедрении НДТ. Кроме того, в силу ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ с 01.01.2020 при выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ плата за НВОС фактически будет отменена.

В Российской Федерации внедрение НДТ, изначально закрепленное в природоохранном законодательстве, рассматривается как важный инструмент промышленной политики. Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 488-ФЗ) возможно предоставление субсидий на финансирование создания или модернизации промышленной инфраструктуры, в т.ч. с использованием НДТ, а в силу ст. 12 Федерального закона № 488-ФЗ — предоставление финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т.ч. посредством использования НДТ.

С переходом на НДТ тесно связан Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения в части эффективного использования энергоресурсов. При этом для объектов и технологий с высокой энергетической эффективностью установлены налоговые льготы, включая инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ) и применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации в отношении соответствующих основных средств (ст. 259.3 НК РФ), аналогичных установленным при внедрении НДТ. Однако эта взаимосвязь между внедрением НДТ и обеспечением высокой энергетической эффективности технологий в правовых нормах не отражена, и какие-либо ссылочные положения, касающиеся внедрения НДТ и повышения энергоэффективности, отсутствуют.

Формирование перечней основного технологического оборудования при разработке НДТ, вероятно, сопряжено с возможными рисками монополизации производства определенных типов и марок оборудования, применение которого по закону обязательно для признания технологии в качестве НДТ.

Здесь и далее выделено автором.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, если разрешения на строительство объектов, отнесенных к областям применения НДТ, выданы до 01.01.2019, требования п. 2 ст. 38 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) не применяются.

При этом из установленных в Федеральном законе № 7-ФЗ определения и содержания технологических нормативов не следует, что используемые для их разработки технологические показатели НДТ учитывают, насколько при их соблюдении при различных масштабах производства, гидрометеорологических условиях, степени концентрации производства в районе расположения предприятия с различной экологической обстановкой будет обеспечено соблюдение гигиенических нормативов качества окружающей среды.

На основании ст. 15 Федерального закона № 96-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории должны осуществляться на основании КЭР.

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2019) при проведении экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, оценка соответствия экологическим требованиям не осуществляется.

Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (с изменениями на 19 июля 2010 года)

Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 января 2006 года N 17-р

(с изменениями на 19 июля 2010 года)

Утвердить прилагаемый перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (абзац дополнен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года N 976-р.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 13 января 2006 года N 17-р

(в редакции распоряжения
Правительства Российской Федерации
от 6 июля 2006 года N 976-р —
см. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
видов основного технологического оборудования для производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

(с изменениями на 19 июля 2010 года)

I. Оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Перегонные установки (аппараты)

2. Аппараты, установки и колонны для очистки и ректификации этилового спирта (пункт дополнен распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1212-р

3. Комплектные установки для производства спирта и ликеро-водочной продукции

4. Аппараты для гидролиза растительного сырья

5. Ферментационное оборудование (аппараты дрожжерастительные, бродильные)

6. Гидротаторы этилена

7. Угольно-очистительные батареи

8. Угольные колонки

9. Песочные фильтры (фор-фильтры)

10. Машины (автоматы):
а) фасовочные (разливочные);
б) укупорочные;
в) этикетировочные;
г) инспекционные для алкогольной и спиртосодержащей продукции, расфасованной в потребительскую тару (подпункт в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1212-р;
д) с комбинацией функций, указанных в подпунктах «а»-«г» настоящего перечня

11. Агрегаты для разваривания сырья

12. Котлы колеровочные и сахарозаварные

13. Установки для фильтрования с тканевыми перегородками, намывные, пластинчатые, патронные, сепараторы и центрифуги, а также установки с функциями фильтрования и сепарирования (пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1212-р)

14. Теплообменники оросительные, погружные, рубашечные, кожухотрубные, пластинчатые, много- и однокорпусные (пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1212-р)

15. Оборудование для исправления и умягчения воды (пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1212-р)

16. Емкости для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1212-р)

II. Оборудование для оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

II. Оборудование для оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
(раздел в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1212-р —
см. предыдущую редакцию)

1. Мерники

2. Емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *