МВФ критика

  • автор:

Квоты в МВФ

13 июля 2016 г.

Взносы по квотам являются важнейшим источником финансовых ресурсов МВФ. Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая в целом основывается на его относительном положении в мировой экономике. Квота государства-члена определяет максимальный размер его финансового обязательства перед МВФ и его число голосов, а также влияет на его доступ к финансированию от МВФ.

При вступлении страны в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что и квоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. МВФ использует формулу расчета квот для содействия оценке относительного положения государства-члена в организации.

Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.

Квоты выражаются в специальных правах заимствования (СДР), расчетной единице МВФ. Крупнейшим государством-членом МВФ являются США, квота которых в настоящее время (по состоянию на 25 января 2016 года) составляет 42,1 млрд СДР (примерно 58 млрд долл.), а наименьшим по размеру — Тувалу, с квотой 1,8 млн СДР (примерно 2,5 млн долларов).

Условия для реализации увеличения квот, решение о котором было принято в рамках 14-го общего пересмотра квот, были выполнены 26 января 2016 года. В результате квоты каждого из 188 государств-членов МВФ увеличатся в совокупности до 477 млрд СДР (приблизительно 659 млрд долл. США) с приблизительно 238,5 млрд СДР (примерно 329 млрд долл. США).

Квоты выполняют несколько важных функций в МВФ

Квота государства-члена определяет финансовые и организационные отношения с МВФ, в том числе:

Взносы . Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую государство-член обязано предоставить МВФ. Государства-члены должны вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 процентов должно быть внесено в СДР или широко принимаемых валютах (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов), остальное ¾ в собственной валюте государства-члена.

Число голосов . Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Голоса каждого государства-члена МВФ состоят из базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 СДР квоты. Реформа 2008 года зафиксировала число базовых голосов на уровне 5,502 процента от общего числа голосов. Текущее число базовых голосов почти втрое превышает число таких голосов до реализации реформ 2008 года.

Доступ к финансированию . Сумма финансирования, которую государство-член может получить от МВФ (его лимит доступа), определяется на основе его квоты. Например, в рамках договоренностей о кредитах «стэнд-бай» и о расширенном кредитовании, государство-член может заимствовать до 200 процентов своей квоты ежегодно и до 600 процентов нарастающим итогом. Вместе с тем, в исключительных случаях размеры доступа могут быть увеличены.

Порядок пересмотра квот

Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два главных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между государствами-членами.

Что касается первого вопроса, общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности государств-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности. По второму вопросу, общий пересмотр позволяет увеличить квоты государств-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. Специальные увеличения вне общих пересмотров производятся нечасто, но увеличения квот для 54 государств-членов, утвержденные в рамках реформы 2008 года, представляют собой недавний пример.

Общие пересмотры квот

Пересмотр квот

Принятое решение

Общее увеличение квот (в процентах)

Первый пятилетний

Увеличения не предложено

Второй пятилетний

Увеличения не предложено

Февраль и апрель 1959 года

60,7

Третий пятилетний

Увеличения не предложено

Четвертый пятилетний

Март 1965 года

30,7

Пятый общий

Февраль 1970 года

35,4

Шестой общий

Март 1976 года

33,6

Седьмой общий

Декабрь 1978 года

50,9

Восьмой общий

Март 1983 года

47,5

Девятый общий

Июнь 1990 года

50,0

Десятый общий

Увеличения не предложено

Одиннадцатый общий

Январь 1998 года

45,0

Двенадцатый общий

Увеличения не предложено

Тринадцатый общий

Увеличения не предложено

Четырнадцатый общий

Декабрь 2010 года

100,0

Увеличение квот в два раза и значительное перебалансирование долей квот

Пятнадцатого декабря 2010 года Совет управляющих, высший орган, принимающий решения в Фонде, завершил 14-й общий пересмотр квот, который предусматривал пакет далеко идущих реформ квот и управления Фонда. Этот пакет реформ, который вступил в силу 26 января 2016 года, обеспечивает беспрецедентное 100‑процентное увеличение совокупных квот и существенное перебалансирование долей квот. Это позволит более точно отражать меняющиеся относительные веса государств-членов МВФ в мировой экономике.

Этот пакет реформ опирается на предыдущие реформы, которые были приняты в 2008 году и вступили в силу 3 марта 2011 года. Они позволили укрепить представительство стран с динамично развивающейся экономикой, многие из которых относятся к категории стран с формирующимся рынком, путем специальных увеличений квот 54 государств-членов. Они также расширили право голоса и участие стран с низкими доходами благодаря увеличению числа базовых голосов почти в три раза.

Развивая реформы 2008 года, 14‑й Общий пересмотр квот обеспечит следующее:

  • будет увеличен вдвое общий размер квот с приблизительно 238,5 млрд СДР до приблизительно 477 млрд СДР (примерно 659 млрд долл. по текущим обменным курсам);
  • будет перераспределено более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством;
  • будет перераспределено более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам;
  • будут существенно реструктурированы доли квот. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) войдут в число 10 крупнейших акционеров Фонда;
  • будут сохранены доли квоты и голосов беднейших государств-членов. Эта группа стран определяется как страны, которые отвечают критериям Tрастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) и чей доход на душу населения в 2008 году был меньше 1135 долл. США (порогового уровня, установленного Международной ассоциацией развития) или двукратного размера этой суммы в случае малых стран.

Комплексный пересмотр действующей формулы расчета квот, был завершен в январе 2013 года, когда Исполнительный совет представил свой доклад Совету управляющих. Результаты этого пересмотра послужат основой для достижения Исполнительным советом широкого консенсуса относительно новой формулы расчета квот в ходе его работы над 15‑м общим пересмотром квот. Работа по 15-му общему пересмотру квот была отсрочена до реализации реформ 2010 года.

У всех современных развитых языков, в том числе и у русского, есть общий, международный фонд слов, составляющий главным образом научную, техническую и общественно-политическую терминологию, например: меридиан, республика, социализм и др. Это так называемые и н т е р н а ц и о н а л ь н ы е слова, или и н т е р н а ц и о н а л и з м ы.

По своему происхождению интернациональные слова большей частью латинские и греческие, например: греч. – демократия, поэма, поэт, философия и пр., лат. – республика, меридиан, привилегия, пролетариат и пр. Среди слов международной терминологии имеются слова и из новых языков, например: франц. – буржуазия; англ. – митинг, лидер и др.

В связи с возрастанием роли России и русского языка в XX в. некоторые русизмы вошли во многие языки мира, пополнив собой международный лексический фонд: совет, спутник, перестройка, гласность и др.

Среди интернационализмов имеется целый ряд терминов, искусственно образованных, большей частью из греческих и латинских элементов: термометр, телефон, микрофон, телескоп, велосипед, миллиметр, километр, космодром и др. Хотя в состав перечисленных слов входят, как уже сказано, греческие и латинские корни, такие слова в целом нельзя признать ни греческими, ни латинскими по той простой причине, что в древних языках таких слов не было, как не существовало и предметов и явлений, обозначаемых ими.

Освоение иноязычных словообразовательных элементов. Осваивая иноязычные слова, русский язык воспринял и наиболее часто встречающиеся элементы этих иноязычных слов: суффиксы, приставки, корни и пр. Этими элементами стали свободно, пользоваться при образовании новых слов на русской почве; например, суффиксами — и з м ; -и с т, — из а ц и я : ленинизм, связист, телефонизация, технизация; приставками а н т и — и к о н т р-: антинародный, контрудар и пр.

ТАБЛИЦА ВАЖНЕЙШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (для справок)

ави(а)(лат. avis – птица) – авиация, авиапочта

авт(о) (греч. autos – сам) – автомат, автограф

агр(о)(греч.agros–поле) – агроном, агрикультура

акв (лат.aqua–вода)–аквариум, акведук, акваланг

анти (греч. anti–против) – антивоенный, антициклон

§ 28. Кальки. Особым приёмом обогащения словаря является калькирование иноязычных слов и выражений. Кальки – это слова и выражения, представляющие как бы точные снимки с иноязычных слов, полученные путём замены каждой значащей части иноязычного слова соответствующей значащей частью, имеющейся в русском языке, например: нем. Vor-steli-ung; vor – приставка, соответствующая русской приставке п р е д-; stell – корень, который находим в глаголе stellen – ставить, -ling – суффикс в наименованиях действий, которому в русском соответствуют суффиксы -е н u или -а н и;

в результате получаем слово-кальку представление.

МВФ – уникальная организация, которой просто нет аналогов. Ее влияние на современный валютный рынок остается существенным, но ее часто критикуют. Так что послужило созданию данной организации? Кто являлся первичным основателем международного валютного фонда? В чем основная идея ее системы? Мы ответили на эти вопросы, а еще нашли самую актуальную информацию касательно работы МВФ на сегодняшний день.

Как и зачем был создан Международный валютный фонд

Международный валютный фонд был создан практически сразу после Второй мировой войны в 1945 году. История фонда тесно связана с Организацией Объединенных наций (ООН). При этом МВФ независим от ООН, хоть эти организации и связаны специальным договором о сотрудничестве. Соответственно, обе организации являются самостоятельными и независимыми – как отдельные единицы.

Решение о создании МВФ было принято на Бреттен-Вудской конференции ООН, на которой были пересмотрены принципы функционирования мировой валютной системы. Кроме прочего, была установлена твердая цена золота в долларах, который стал базовой валютой.

На этой же конференции впервые возникла идея создания еще одной важной организации – Международного банка реконструкции и развития.

В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда было подписано представителями 29 стран. Данное соглашение положило начало для создания МВФ, однако же, полноценно он начал свою деятельность лишь 1 марта 1947 года. Официальной же датой создания Международного валютного фонда принято считать 27 декабря 1945 года.

Первой страной социалистического лагеря, которая вступила в Международный валютный фонд, стала Румыния, вступившая в МВФ в 1973 году. Но уже в середине 80 годов долг Румынии вырос до 22 миллиардов долларов. А первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция. Страна получила деньги с целевым предназначением – на восстановление экономики после Второй мировой войны. Данный кредит был выдан МВФ Франции уже в 1947 году.

Вскоре примеру Франции последовали и другие европейские страны. В результате основным средством накопления европейцев стал «сильный» доллар, а собственные «слабые» валюты обесценивались.

Инфляция и рост цен стали главными проблемами европейских государств. Тогда Европа решила бороться с этим путем укрепления собственных валют. Таким образом, денежные реформы были проведены в нескольких странах Европы (Бельгия, Австрия, Франция, Голландия, Дания, Норвегия, Финляндия).

Система и основные принципы работы МВФ

Изначально Международный валютный фонд создавался в качестве организации, которая будет выдавать краткосрочные и среднесрочные займы государствам, испытывающим дефицит платежного баланса и необходимость в поддержании стабильности национальной валюты.

В основу Бреттен-Вудского соглашения был положен план Главы американской делегации –– Гарри Декстера Уайта – высокопоставленного чиновника Министерства финансов США. Но истинными авторами данного документа считаются совсем другие персоны – это Генри Моргентау и Марринер Экклз. Генри Моргентау был в тот момент министром финансов США, он занимал этот пост 11 лет. С октября 2019 года и по настоящее время главой Международного валютного фонда является болгарский экономист Кристалина Георгиева.

Сейчас членами МВФ являются 187 стран, то есть, это практически все признанные государства мира (в ООН их 193).

Касательно роли МВФ в современной мировой финансовой системе ходят споры. Как говорит Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, «МВФ – это некий ледокол, который прокладывает путь, за которым следует уже корабль, под названием «хозяева денег».

Международный валютный фонд имеет большое количество штатных аналитиков, которые систематически разрабатывают рекомендации и требования к государствам – заемщикам. К слову, в структуре МВФ работают около 2600 человек из более чем 130 стран мира.

Целями Международного валютного фонда являются:

  1. Содействие увеличению объемов торговли между государствами мира;
  2. Содействие сотрудничества между различными государствами в валютно-финансовой сфере;
  3. Создание условий, необходимых для поддержания стабильности основных мировых валют;
  4. Оказание поддержки государствам – участникам фонда в формировании многосторонней системы осуществление взаиморасчетов;
  5. Выдача кредитов государствам для решения их проблем в отношении платежного баланса и поддержания стабильности местных валют.

Для этого организация способствует улучшению международного сотрудничества и международной торговли, принимает меры по обеспечению стабильности обмена и котировок различных мировых валют, консультирует государства по вопросам улучшения их экономического положения, а также создает и совершенствует стандарты ведения финансовой статистики.

В чем заключается уникальность МВФ

Международный валютный фонд является уникальной организацией, аналогов которой больше нет во всем мире.

Кроме уникальной системы, МВФ обладает и собственным уникальным платежным средством, которое называется SDR (СДР).

Данная аббревиатура переводится как «специальные права заимствования». СДР представляет собой искусственное резервное и платежное средство, которое не обладает наличным воплощением. Данное платежное средство существует исключительно в безналичной форме, и его эмиссией занимается МВФ.

СДР отображается в форме записи на банковских счетах, которые, по сути, не являются долговыми обязательствами или валютой. Обращение данного платежного средства осуществляется лишь в рамках системы МВФ. Оно применяется для регулирования сальдо платежных балансов, а так же для расчетов по крупным кредитным обязательствам. Кроме того, данное платежное средство может быть использовано для восполнения дефицита платежного баланса.

Решение о создании специальных прав заимствований было принято в конце 1969 года. По состоянию на конец декабря 2018 года, состояние МВФ составляло 217 миллиардов СДР.

Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-участниц.

Международный валютный фонд обладает собственным руководящим органом, места в котором распределяются между странами-участницами в соответствии с размером их квот. Порядок принятия решения в МВФ имеет определенный регламент. Для того, чтобы принять то или иное решение, требуется 85% голосов. При этом, с момента создания организации, 17% голосов находится в руках США.

Таким образом, США обладает своеобразным правом вето: так как без одобрения Штатами невозможно принять ни одно важное решение. Это, конечно, вызывает волну критики от других государств. Тем не менее, США продолжают использовать свое преимущество и препятствуют перераспределению квот. Это им нужно для того, чтобы сохранить свое эксклюзивное положение.

Высшим руководящим органом Международного валютного фонда является Совет управляющих.

Отношения СССР и России с МВФ

Изначально сотрудничество с Международного валютного фонда в СССР рассматривалось как решение проблем структурной перестройки советской экономики. На одной из встреч Эдуарда Шеварнадзе с главой МВФ того времени отмечалось, что «в складывающемся новом характере международных отношений созрели условия для начала переговоров о присоединении СССР к МВФ». Участие в этой организации, подчеркнул на встрече, Шеварнадзе, в СССР рассматривали как логическое продолжение курса на широкое включение в современные меры хозяйственной связи.

Советское правительство придавало большое значение участию СССР в разработке принципов международного сотрудничества. В рамках данных целей руководство шло на определенные уступки союзникам ради возможности воздействовать на формирование послевоенного международного экономического порядка.

Поддержание образа влиятельного игрока на международном рынке так же было в приоритете. Однако Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, написал отказную резолюцию на вступление в МВФ.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов так объяснил причину отказа от вступления СССР в МВФ: «Роль сыграли догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».

Сотрудничество России с международным валютным фондом после распада Советского Союза осуществлялось в рамках обязательств по проведению конкретной макроэкономической политики. С 1992 года России пришлось взять кредит у МВФ на сумму 22 миллиарда долларов США. Деньги начали брать сразу после распада СССР: стране были нужны кредиты. Это Россия объясняла необходимость получения новых кредитов стабилизационными мерами в рамках переходной экономики (сумма была относительно небольшая – только 3 миллиарда долларов США). Однако несмотря на небольшой объем очередного кредита, общая задолженность росла.

В рамках механизма финансирования системных преобразований Россия вновь получила 2 кредита по 1,5 миллиарда долларов от МВФ в 1993 году. В 1994 году главной макроэкономической целью России стало подавление инфляции и ужесточение денежно-кредитной политики. Чтобы это все реализовать, в 1995 году Россия получает очередной крупный кредит в размере 6,8 миллиарда долларов США.

В то время МВФ ужесточает требования к потенциальным заемщикам. Главными условиями стали:

  1. Сокращение дефицита государственного бюджета до 6% ВВП;
  2. Снижение инфляции до 1% в месяц;
  3. Устранение внешнеторговых льгот;
  4. Либерализация экспорта нефти;
  5. Отмена экспортных пошлин до 1996 года.

В марте 1996 года Международный валютный фонд вновь предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов США. Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением.

Россия длительное время была крупнейшим заемщиком Международного валютного фонда. К 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более, чем в три раза.

Однако в связи с объявление дефолта по внутреннему государственному долгу в 1998 году кредитный пакет помощи России был заморожен. С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А спустя 5 лет, в 2005 году, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности, полностью погасив свои обязательства.

Впоследствии Россия получила статус кредитора Международного валютного фонда. После приобретения данного статуса, Россия, решением Совета директоров МВФ, была включена в группу разработки плана финансовых операций фонда.

В настоящее время Россия с некоторой периодичностью проводит консультации с Международным валютным фондом по всем основным вопросам экономического ситуации и развития мировой экономики.

Прогнозы МВФ на развитие мировой экономики в ближайшие годы

В октябре прошлого года МВФ спрогнозировал весьма пессимистичное развитие экономики на ближайшие 3 года. При чем речь идет о синхронном замедлении роста экономик для большинства государств мира.

К слову, по мнению МВФ, рост мировой экономики в период 2019-2020 годов составит максимум 3%, а, в частности, российская экономика увеличит темп лишь на 1,1%. Российские оценки чуть выше, так, глава Счетной Палаты Российской Федерации Алексей Кудрин заявил, что «Потолок роста ВВП России в ближайшие годы составит 1,5-2%».

Прогноз для других стран еще печальнее: МВФ считает, что Германия фактически приближается к рецессии. Рост экономики США, который предвиделся в районе 3%, будет значительно ниже, так же подметил международный валютный фонд.

27 февраля 2020 года официальный представитель МВФ Джерри Райс, на регулярном брифинге для журналистов заявил, что МВФ готовится скорректировать (снизить) показатели прогнозов роста мировой экономики.

«Сегодня у меня нет для вас новых цифр, но, очевидно, что коронавирус повлияет на рост. Многое зависит от темпов восстановления в Китае и других странах», – прокомментировал ситуацию Джерри Райс.

Аналитики МВФ считают, что перспективы развития мировой экономики неутешительны: вскоре мировые державы ожидает глобальный спад производства и рост торговых барьеров. «Торговая война между крупнейшими экономиками мира быстро распространяется по всему миру, в результате чего потери будут нести все страны», – высказала свое мнение профессор российской экономической школы Наталья Волчкова.

По словам Директора Центра структурных исследований РАНХиГС Алексея Ведева, – «пока нет никаких реальных стимулов для роста экономики в 2020 году».

С учетом всего этого стоит помнить об амбициозных целях по национальным проектам, стартовавшим с 2018-2019 годов – если в сложившихся условиях даже МВФ не дает хороших прогнозов, чего стоит ждать от российской экономики?

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

  • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
  • Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

Договор о МВФ – основной источник международного финансового права. Договор состоит из Вводной и 31 статьи, а также нескольких дополнений (приложений); каждая статья поделена на разделы. В российской правовой и экономической литературе название Договора о МВФ переводят на русский язык по-разному: Соглашение о МВФ; Статьи соглашения о МВФ; Устав МВФ и т.п.

В первоначальный текст Договора несколько раз на основании резолюций Совета управляющих вносились изменения, которые вступали в силу в июле 1969 г.; с 1 апреля 1978 г.; в ноябре 1992 г.

Кратко структуру Договора можно передать следующим описанием основных статей, из которых проистекают некоторые взаимные права и обязанности Фонда и государств-членов.

Статья I определяет цели МВФ как содействие расширению и сбалансированному росту внешней торговли, устранению валютных ограничений, нарушений платежного баланса.

Статья II определяет, что первоначальными членами Фонда являются государства, представленные на валютно-финансовой конференции Объединенных Наций и подтвердившие свое членство до 31 декабря 1945 г. Другие государства становятся членами МВФ на условиях, определяемых Советом управляющих. Эти условия, включая условия подписки, должны основываться на требованиях, предъявляемых к государствам, являющимся членами Фонда.

Статья IV касается наблюдения со стороны Фонда за национальными режимами валютных курсов государств-членов.

Статья V содержит некоторые условия содействия решению проблем платежного баланса; предусматривается исключение государства из организации за систематическое нарушение Соглашения.

Статья VIII исходит из недопущения валютных ограничений в сфере текущих операций.

Статья IX определяет статус, привилегии и иммунитеты Фонда, его должностных лиц и персонала, предоставляет возможность приостановления членства в Фонде по волеизъявлению государства-члена.

Статья XI обязывает государство-члена не вступать и не разрешать своим финансовым органам вступать в какие-либо сделки и сотрудничать со странами – нечленами Фонда или лицами на их территории, когда это противоречит Договору о МВФ или задачам Фонда.

Статья XII определяет полномочия Совета управляющих, общие условия формирования Исполнительного совета, компетенцию Директора-распорядителя Фонда, содержит правила приобретения государствами голосов, обязывает предоставлять Фонду статистические данные о состоянии экономики и допускать представителей Фонда для изучения на месте экономического положения.

Статья XIV предоставляет вступающим государствам возможность сохранять и приспосабливать к изменяющимся условиям действовавшие на дату вступления ограничения в отношении расчетов и трансферт по текущим операциям.

Статьи XV–XVIII касаются вопросов функционирования системы СДР. Так, например, Фонд может отказать государству-члену в кредитах, если государство не выполняет свои обязательства по Договору о МВФ.

Статья XXVI фиксирует право государства на выход из МВФ.

Статья XXVIII устанавливает порядок принятия поправок, инициативу внесения которых имеют государства-члены, управляющие, Исполнительный совет.

Статья XXIX предусматривает, что толкование Договора осуществляется в ходе дискуссий в рамках Исполнительного совета, приводит основания, по которым приостанавливается право пользования кредитами из специальных фондов.

Остановимся на отдельных статьях Договора более обстоятельно. Во Вводной статье провозглашается создание МВФ и двух департаментов в его структуре – Департамента общих счетов и Департамента специальных прав заимствования (СДР). Именно через эти Департаменты осуществляются все операции и сделки МВФ.

Статьи I–III посвящены целям МВФ, членству в Организации, квотам государств-членов в уставном капитале МВФ. В качестве целей декларируется, что МВФ будет: способствовать развитию международного сотрудничества в валютнофинансовой сфере, служить механизмом для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами; способствовать сбалансированному росту международной торговли; содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; за счет предоставления общих ресурсов МВФ государствам-членам исправлять диспропорции в платежных балансах, уменьшать масштабы этих нарушений.

Статья III определяет, что квоты государств – участников МВФ устанавливаются в искусственных платежно-расчетных единицах – СДР. Это одна из статей, в которые вносились поправки, поскольку весь механизм СДР был привнесен в текст Договора поправками 1976–1978 гг.

Государства-участники вносят в рамках своих квот деньги в национальной валюте, в валюте других государств или в ценных бумагах, в частности в векселях. Тем самым обозначается «соседство» мировой денежной системы и мирового рынка ценных бумаг. На этих же принципах осуществляются расчеты не только государств с МВФ, но и расчеты между самими государствами – участниками МВФ.

Важнейшей статьей Договора о МВФ считается ст. IV, которая обязывает государства-участники сотрудничать с МВФ и друг с другом «в обеспечении упорядоченности валютных режимов» и «в содействии стабильности системы валютных курсов». Государства не вправе манипулировать валютными курсами или «международной валютной системой», что должно содействовать стабильности платежных балансов и не позволит получить несправедливые преимущества в конкуренции с другими государствами. Нормы ст. IV интересны тем, что подводят под международно-правовое регулирование сразу несколько вопросов, представляющих собой важные опоры международного экономического (в том числе и финансового) правопорядка. Так, продолжается развитие международно-правового института валютных курсов; сотрудничество государств в обеспечении стабильности валютных курсов провозглашается на уровне принципа международной финансовой системы. Добавились нормы, запрещающие государствам манипулировать валютными курсами и, в чем особая новизна, – «международной валютной системой» в целом. Кроме того, подобно тому, как мировое сообщество государств борется с нечестной конкуренцией в международной экономической системе с помощью ВТО, данной статьей Договора выражена воля бороться с нечестной конкуренцией посредством механизма МВФ. Наконец, статья фиксирует стремление бороться с несправедливыми преимуществами, что позволяет сделать вывод о правовом обосновании идеологии справедливости в международной финансовой системе.

Статьей IV закрепляется право МВФ осуществлять контроль над международной валютной системой. Каждое государство обязано уведомлять МВФ об изменениях в своем валютном режиме, а МВФ осуществляет надзор за валютной политикой государств и может потребовать от государства провести консультации по вопросу валютных курсов.

Понятно, что реальная практика далека от многих из провозглашаемых принципов, норм и от международно-правовой идеологии в международной финансовой системе.

Следует констатировать, что прежде всего США и другие развитые государства особенно активно манипулируют валютными курсами. Это наглядно проявилось и в период глобального финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. Более того, сложившийся международный финансовый правопорядок позволяет США в одностороннем порядке манипулировать всей «международной валютной системой» в целом. Нет нужды подчеркивать, что подобное манипулирование производится в целях обеспечения односторонних преимуществ, на которых предполагается выиграть в конкуренции с другими «государствами-противниками». При таком поведении государств «справедливость» остается лозунгом, не обеспеченным юридическими гарантиями.

Таким образом, недостаток контрольно-надзорных механизмов в сфере валютных курсов, пробелы в материальноправовых нормах, касающихся манипулирования валютными курсами, отсутствие процессуальных норм об ответственности государств в случае нарушения запрета на манипулирование валютными курсами, отсутствие гарантий справедливости в распределении преимуществ и в борьбе с несправедливыми преимуществами – все это недостатки, присущие механизму МВФ.

Статьи V–VII Договора о МВФ касаются операций, которые осуществляет МВФ, включая вопросы переводов валюты и валютных резервов МВФ. Предусмотрено, что государства поддерживают отношения с МВФ через центральные банки, казначейства или аналогичные органы. Основный вид операций МВФ сводится к предоставлению (продаже) государству- участнику, по его просьбе, определенного количества СДР или валюты другого государства из резервов («общих ресурсов») МВФ в обмен на национальную валюту государства, желающего совершить такую покупку. Речь идет об «обмене», или о купле-продаже: МВФ продает СДР или иностранную валюту за национальную валюту государства-покупателя. Источником СДР или иностранной валюты служит «счет общих ресурсов» – своего рода финансовые резервы мирового сообщества государств, сосредоточенные в руках МВФ.

Имеется в виду, что подобную покупку иностранной валюты (или СДР) государство осуществляет, когда складывается неравновесие платежного баланса и иностранная валюта необходима для того, чтобы восстановить баланс. Однако МВФ предоставляет валюту по заявлению государства только при определенных условиях (например, в резервах МВФ не должно быть слишком много национальной валюты государства-покупателя; если государство не лишено права на покупку валюты из «общих резервов» и др.). При этом МВФ самостоятельно принимает правила использования «общих ресурсов», и в этих правилах устанавливает другие условия, позволяющие учитывать конкретную специфику ситуаций.

По правилам, если государство хочет приобрести валюту (СДР) в объеме своей квоты в уставном капитале, то препятствий для этого почти нет, и необходимые ресурсы могут быть перечислены государству довольно быстро. Равным образом нет препятствий для того, чтобы выкупить ту часть резервов МВФ, которая состоит из собственной национальной валюты.

Операции с валютой производятся с согласия государства, валюта которого предоставляется или принимается. Этой нормой еще раз подтверждается право собственности государства- эмитента в отношении своей валюты, в данном случае право распоряжения. Государство – «хозяин» валюты обязано сотрудничать с МВФ, если его национальную валюту покупает у МВФ любое другое государство.

Среди прочих операций, входящих в юрисдикцию МВФ по Договору, указываются, в частности, операции по купле-продаже золота.

Статьей VI Договора о МВФ за государствами-членами закрепляется право принимать меры контроля для регулирования международного движения капитала, но такие меры не должны ограничивать расчеты по текущим операциям, т.е. расчеты, которые обслуживают международную торговлю.

Для пополнения резервов МВФ вправе заключать с государствами-участниками соглашения о займах либо покупать национальную валюту государства-участника за СДР.

Интерес представляет положение ст. VII (раздел 5), касающейся валютных резервов, в соответствии с которым государства не должны ссылаться на обязательства по международным соглашениям, заключенным до Договора, таким образом, чтобы это препятствовало действию данной статьи Договора. Этим положением, по сути, устанавливается приоритет нормы Договора по сравнению со «сталкивающимися» нормами других международных договоров, которые имеются у государств – членов МВФ.

Одной из центровых статей Договора о МВФ, наряду со ст. IV, является ст. VIII, касающаяся общих обязательств государств- участников. В соответствии с этой статьей государства обязаны не налагать ограничения на платежи и переводы по текущим операциям без утверждения МВФ. Тем самым государства отказываются по Договору от части своей юрисдикции, что можно расценивать как добровольное самоограничение суверенитета, идущее в русле глобализации.

Как результат в Договоре о МВФ юридически закреплен принцип конвертируемости национальных валют (ст. VIII) по текущим операциям, т.е. во внешней торговле. Государства имеют право не брать на себя обязательства по ст. VIII, и большое количество стран не взяли его. Вместе с тем МВФ активно побуждает своих членов переходить к конвертируемости национальной валюты в сфере текущих платежей.

В соответствии со ст. VIII Договора государствам – членам МВФ запрещается участвовать в дискриминационных валютных соглашениях и «использовать практику множественности валютных курсов». Государства принимают на себя обязательство сотрудничать с МВФ и друг с другом в части своих валютных резервов, имея в виду выполнение задачи совершенствования международного надзора за ликвидностью и превращение СДР в «основной актив международной валютной системы».

Статьи IX–XIV Договора о МВФ посвящены правовому положению МВФ, его иммунитетам, привилегиям, отношениям с другими международными организациями, со странами, не являющимися членами МВФ, вопросам внутренней организации и управления, переходным положениям.

Следующая серия статей Договора (XV–XXV) посвящена СДР и всем аспектам функционирования данного механизма в системе МВФ. МВФ в рамках Департамента специальных прав заимствования распределяет СДР между государствами- членами. Все операции с СДР производятся только через этот Департамент. Стоимость одной единицы СДР определяется квалифицированным большинством голосов. Каждое государство хранит на счете своего центрального банка резервы МВФ в национальной валюте данного государства. Прочие активы МВФ (конвертируемая валюта, золото) хранятся в депозитариях ряда государств, которые назначаются пятью государствами-членами, имеющими наибольшие квоты, либо по выбору самого МВФ. Хранителем СДР является сам МВФ, который проводит операции с СДР через счет общих ресурсов. МВФ может назначить другие государства держателями СДР.

Юридически (согласно ст. XVIII Договора) все СДР распределяются между государствами-членами в привязке к их квотам на пятилетние периоды. Каждое государство вправе на «свои СДР» покупать у другого участника эквивалентную сумму его национальной валюты (ст. XIX) –либо по договору с этим другим участником, либо в порядке назначения этого другого участника МВФ. Подобная покупка возможна только в случаях проблем с платежным балансом и национальными резервами соответствующего государства. С операций в СДР никакие налоги взиматься не должны.

Статьи XXVI–XXXI Договора касаются выхода государств из МВФ, ликвидации МВФ, поправок в Договор и его толкования, используемой терминологии и заключительных положений.

В Дополнении (приложении) «С» Договора «Паритеты валют» указано, что по предписанию МВФ могут быть установлены паритеты валют в СДР или «ином эталоне», а таким «эталоном» «не будет выступать золото или одна отдельная валюта». Именно данное положение при очередной серии поправок в 1976–1978 гг. юридически «отвязало» национальные валюты от золота и доллара США, и государства получили право самостоятельно «выбирать» иностранную валюту, к которой они «привяжут» свою национальную денежную единицу. Денежные единицы многих государств остались привязанными к доллару, но уже «по собственному выбору».

Таким образом, история установления валютных паритетов в системе МВФ показывает, что, с одной стороны, доллар США постепенно теряет легитимность, но, с другой – все еще продолжает сохранять доверие многих государств, особенно тех, чья международная торговля «завязана» на США и которым, соответственно, нужна именно американская валюта.

Выбор валютного паритета осуществляется на основании Дополнения С следующим образом: государство обращается в МВФ со своим предложением относительно избранного им паритета валют, а МВФ дает согласие или формулирует возражения (и, значит, в случае возражений МВФ избранный государством паритет не может применяться, а государство должно провести с МВФ консультации по вопросу валютного режима и его соответствии Договору о МВФ). Эта норма вновь демонстрирует, что государства-члены передали МВФ часть своей суверенной компетенции, в данном случае – по установлению валютных паритетов (валютных курсов).

Получив согласие МВФ на установление соответствующего валютного паритета, государство обязано удерживать курс в определенных пределах, а именно в пределах 4,5% (п. 5 Дополнения С). Любое изменение паритета возможно только в случае «существенного нарушения равновесия» платежного баланса и только после консультации с МВФ. МВФ вправе квалифицированным большинством голосов принимать решения о единых пропорциональных изменениях во всех паритетах валют – тем самым в руки МВФ предоставлен механизм по глобальному управлению всей международной финансовой системой в части валютных курсов.

Государства – участники МВФ имеют право получить от МВФ необходимые валютные ресурсы, однако различные суммы можно получить в разных правовых режимах. Получение денег в размере первых 25% квоты (так называемая «резервная доля» государства) происходит почти автоматически – по просьбе государства; государство как бы изымает часть внесенных им при вступлении средств; обязательства вернуть затем полученные средства в свободно конвертируемой валюте у государства не возникает.

Если государство желает получить финансовые ресурсы сверх 25% квоты, но в переделах до 125% квоты (так называемые «кредитные доли»), требуется решение Исполнительного совета, и действует упрощенный механизм получения средств: государство «просто» покупает необходимую ему свободно конвертируемую валюту в соответствующих пределах на свои национальные деньги – с обязанностью потом выкупить свою национальную валюту обратно. Выделение денег осуществляется «траншами» – частями; по 25% квоты. Предоставление каждого следующего «транша» обставляется все возрастающими условиями и (или) требованиями со стороны МВФ; обязательства государства-заемщика фиксируются в специальном «Протоколе о намерениях».

Если государству – в связи, например, с внутренним финансовым кризисом – нужны дополнительные ресурсы, задействуются другие механизмы, число которых во второй половине XX в. увеличилось: заключаются соглашения о предоставлении кредитов (Stand-by Arrangements), используются специальные программы «расширенного финансирования» и «дополнительного финансирования». По разным программам в принципе можно получить от МВФ на возвратных условиях ресурсы до 420% от размера квоты.

В рамках «расширенного финансирования» заключаются соглашения о расширенных кредитах (Extended Arrangements), т.е. фактически открываются кредитные линии, средства с которых идут на стабилизационные макроэкономические программы государства-члена, но, конечно, на дополнительных, более жестких, условиях. Выделение каждого «транша» в исполнение этих соглашений контролируется МВФ; тем

самым вся внутренняя экономическая политика государства, каждый принятый нормативный акт, любая мера экономического характера ставятся под надзор МВФ, а предоставление финансовых ресурсов приобретает условный характер. Условное предоставление «помощи» ставит проблему вмешательства МВФ во внутренние дела государств, пределов такого вмешательства. Очевидно, что МВФ при таком подходе представляет собой механизм, «прививающий» рыночную экономику и несущий «ценности» западного мира всем прочим государствам.

В 1977 г. в МВФ появилась Система «дополнительного финансирования» (Supplementary Financing Facility – SFF) – с целью содействия странам с хроническим дефицитом платежного баланса. В 1981 г. в качестве своеобразного продолжения программы «расширенного финансирования» была создана программа увеличенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Fund’s Resources – PEAFR). В этих программах МВФ предоставляет кредитные ресурсы, которые сам приобретает у третьих государств, превращаясь, таким образом, в некоего посредника между нуждающимся государством и государством, готовым предоставить кредитные ресурсы.

В 1990-е гг. в МВФ в целях финансирования преобразований экономики постсоветских стран был создан и функционирует до сих пор фонд «системной трансформации» (Systemic Transformation Facility – STF). Так, в 2009–2010 гг. МВФ открыл Белоруссии кредитную линию в размере 3,5 млрд долл., обусловив ее требованием снизить объемы кредитов на государственные программы, реформирования финансового сектора и проведения приватизации.

Помимо названных, у МВФ имеются также программы «компенсационного и непредвиденного финансирования» (Compensatory and Contingency Financing Facility – CCFF), «финансирования буферных (резервных) запасов» (Buffer Stock Financing Facility – BSFF), связанные с возмещением государствам потерь на мировых товарных рынках и содержанием резервных товарных запасов на складах.

В 1990-х гг. в МВФ появились новые программы: структурной перестройки (Structural Adjustment Facility – SAF) и расширенной системы структурной перестройки (Enhanced Structural Adjustment Facility – ESAF), а также программы финансирования платежных балансов в случаях стихийных бедствий.

В Договоре о МВФ нет положений, которые позволяли бы отступать от норм Договора, вводить ограничительные меры против других государств по соображениям безопасности. В 1952 г. решением МВФ было признано право государств-членов прибегать к ограничению международных платежей, но под контролем МВФ. В 1979 и 1986 гг. США воспользовались этим правом, когда решили блокировать государственные авуары Ирана и Ливии.

Хотя право и система МВФ не отвечают высоким международно-правовым принципам, в то же время механизм МВФ подвержен внутренней трансформации; МВФ ищет способы выживания в новых условиях меняющегося международного экономического правопорядка. В настоящее время поставлен вопрос о реформировании системы МВФ, обсуждаются и прорабатываются различные варианты реформы. Одна из идей – придать МВФ функции по констатации банкротства государств («суверенного банкротства»). Согласно таким представлениям Фонд должен будет в будущем официально констатировать состояние суверенного банкротства и тем самым «давать отмашку» на соответствующие последствия, а также на начало финансовой помощи. Среди американских специалистов существует предложение создать международный суд по делам о несостоятельности стран-должников с правом вводить автоматический мораторий и предоставлять специальный статус для финансирования операций должников, осуществлять реструктурирование долга и меры по облегчению его бремени. В этих предложениях явно просматривается желание перенести принципы англосаксонского права о банкротствах предприятий на суверенные государства. Есть предложения «узаконить» в международно-правовом порядке принцип приостановки выплат по долгам на основании решения МВФ и принцип специального статуса финансирования операций государства-должника.

Экономический совет СНГ в 2008 г. принял Решение «О предложениях государств – участников СНГ по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса», в котором предложено: наделить МВФ функцией надзора и контроля, прежде всего за транснациональными банками в целях создания системы раннего оповещения, позволяющей отслеживать все крупные международные сделки и появляющиеся на рынке новые производные финансовые инструменты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *