Муниципальное партнерство

  • автор:

Справка к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Источник: Минэкономразвития России

18 апреля 2016 г. Версия для печати Facebook Twitter LinkedIn Delicious Digg StumbleUpon Live Journal В Контакте Мой Мир Поделиться ссылкой

Федеральный закон от 13 июля 2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ) направлен на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры, а именно транспортной, социальной инфраструктуры, инфраструктуры связи и электроэнергетики, в целях повышения качества, предоставляемых населению услуг. Законом № 224-ФЗ устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации.

Законом № 224-ФЗ даны следующие определения ключевых терминов:

  • государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Законом № 224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества;
  • проект государственно-частного партнерства, проект муниципально-частного партнерства – проект, планируемый для реализации совместно публичным партнером и частным партнером на принципах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;
  • соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве – гражданско-правовой договор между публичным партнером и частным партнером, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, которые установлены Законом № 224-ФЗ.

Обязательными элементами соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве являются:

  1. строительство и (или) реконструкция (далее также – создание) объекта соглашения частным партнером;
  2. осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;
  3. осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;
  4. возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с Законом № 224-ФЗ.

Закон № 224-ФЗ допускает возникновение частной собственности на создаваемые или реконструируемые объекты общественной инфраструктуры. При этом инвестор обязан обеспечивать полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатацию объекта в соответствии с его целевым назначением, которое регистрируется в качестве обременения объекта.

Сторонами проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства являются публично-правовые образования и частные инвесторы – российские юридические лица. При этом проекты могут быть реализованы федеральными, региональными и муниципальными властями. Также, в целях отбора инвестора, допускается проведение совместного конкурса федеральными, региональными и муниципальными публично-правовыми образованиями.

Публичная сторона может участвовать в проекте государственно-частного, муниципально-частного партнерства через прямое софинансирование, предоставляя субсидию на реализацию проекта или государственную гарантию, а также через имущественное участие, в том числе предоставляя земельные, водные, лесные участки под создаваемый объект.

В интересах инвесторов Законом № 224-ФЗ вводится механизм гарантирования неизменности основных параметров, на основании которых принималось решение о реализации проекта. Так, в случае изменения макроэкономических условий или законодательства, напрямую затрагивающих проект (налоги, льготы и т.д.), вносятся обоснованные изменения в соглашение в части объема софинансирования публичной стороной проекта и сроков его реализации.

Закон № 224-ФЗ предусматривает отбор инвесторов на конкурсной основе, полностью урегулированной в законе. При этом прописан и альтернативный механизм, когда инвестор может подать заявку на строительство или модернизацию объекта публичной инфраструктуры по своей инициативе. В таком случае заявка размещается на сайте torgi.gov.ru, и, если в течение 45 дней иной инвестор не заявит о своей заинтересованности в реализации проекта, с инициатором заключается соглашение о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

Закон № 224-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.

Реализация положений Закона № 224-ФЗ предполагает разработку ряда подзаконных актов (постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минэкономразвития России).

Согласно Закону № 224-ФЗ Минэкономразвития России осуществляет следующие полномочия:

  1. обеспечение межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, если публичным партнером является Российская Федерация либо планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации;
  2. установление порядка мониторинга реализации соглашений;
  3. утверждение методики оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества;
  4. оценка эффективности проекта государственно-частного партнерства и определение его сравнительного преимущества в случае, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;
  5. согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является Российская Федерация;
  6. осуществление мониторинга реализации соглашений;
  7. содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения;
  8. ведение реестра заключенных соглашений;
  9. методическое сопровождение деятельности, связанной с подготовкой проектов, разработкой, реализацией и прекращением соглашений;
  10. обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о государственно-частном партнерстве в случае, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;
  11. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом № 224-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации необходимо привести свою нормативно-правовую базу в соответствие с Законом № 224-ФЗ до 1 июля 2016 года.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Гладун

Татьяна Николаевна

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов Балаковского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: gladun.t.v@mail.ru

Tatiana Nikolaevna Gladun

УДК 338(-21)

Муниципально-частное партнерство как инструмент социально-экономического развития муниципальных образований

Public-Private Partnerships at Municipal Level as a Tool of Socio-Economic Development of Municipalities

В статье рассматривается сущность понятия «муниципально-частное партнерство (МЧП)», сферы его оптимального развития; принципы муниципально-частного партнерства и его формы; преимущества реализации МЧП-проектов для муниципального образования и частного бизнеса.

Ключевые слова и словосочетания: муниципальное образование, частный бизнес, муниципальная поддержка, партнерство, МЧП-проекты, органы местного самоуправления.

На наш взгляд, на сегодняшний день важнейшей материальной предпосылкой экономического роста и повышения благосостояния населения является эффективно функционирующая инфраструктура муниципальных образований. Механизмом, обеспечивающим эффективность развития муниципальных образований, является муниципально-частное партнерство.

Реализация такого механизма на различных уровнях государственного и муниципального управления имеет особенности. Например, на уровне государственного управления субъектами данных отношений выступают государство в лице органов государственного управления и частный бизнес. В данном случае население играет роль потребителя конечных продуктов и услуг, созданных в ходе реализации государственно-частного партнерства.

В муниципально-частном партнерстве субъектами МЧП могут выступать: местные органы власти, частный бизнес и население. Отсюда видим, что в отличие от ГЧП в МЧП население играет роль не только потребителя, но и активного участника.

Таким образом, на уровне местного самоуправления эффективное социально-экономическое развитие возможно только при условии объединения усилий органов местного самоуправления, населения и частного бизнеса как равноправных партнеров. Именно этим и объясняется актуальность использования муниципально-частного партнерства в настоящее время.

Минэкономразвития России подготовило законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах РФ и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный законопроект направлен на привлечение в экономику регионов и муниципальных образований частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства.

Эта инициатива имеет огромное значение и для Саратовской области, поскольку инвестиции в инфраструктуру сегодня — один из главных приоритетов экономики нашего региона. Для того чтобы обеспечить рост производства, бытовых услуг, торговли, а в конечном счете, и нормальную жизнь населения, необходимо развитие и модернизация автомобильных и железных дорог, аэропортов, речных пристаней, комплекса коммунальной и социальной инфраструктуры.

В настоящее время государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований не могут и не должны брать на себя финансирование всех проектов в полном объеме. В этой связи необходимо использовать новые подходы, один из которых — государственно-частное (или муниципально-частное) партнерство. Данное партнерство необходимо, так как денег у частного капитала гораздо больше, чем в бюджете. Сегодня привлечение органов местного самоуправления к государственно-частному партнерству — уже осознанная на федеральном уровне необходимость.

Данный законопроект снимет часть барьеров, которые мешали созданию ГЧП-проектов в регионах.

Государственно-частное партнерство — эффективный и актуальный для Саратовской области инструмент развития экономики и привлечения инвестиций. В нашем регионе ГЧП особенно актуально в связи с необходимостью обеспечения устойчивой модернизации транспортного комплекса, инфраструктуры социального обслуживания населения в городах и на селе.

Муниципально-частное партнерство — это взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, объединениями юридических лиц, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных. Участие в муниципально-частных партнерствах осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения, к которым можно отнести следующие основные направления:

1. Транспорт общего пользования и транспортная инфраструктура.

2. Система жилищно-коммунального хозяйства, включая объекты газо-, тепло- и энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилого и нежилого фонда на территории муниципалитета.

3. Объекты энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии.

4. Объекты связи и телекоммуникаций муниципальной собственности.

5. Объекты, используемые в системе муниципального здравоохранения для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности.

6. Объекты образования, воспитания, культуры и иные объекты социально-культурного и социально-бытового обслуживания.

7. Объекты, используемые для осуществления спорта и туризма .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципально-частное партнерство основывается на следующих принципах:

— законности;

— добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон муниципально-частного партнерства;

— равноправия сторон муниципально-частного партнерства;

— договорной основы взаимоотношений сторон муниципально-частного партнерства;

— разделения ответственности, рисков и выгоды между сторонами муниципально-частного партнерства;

— кооперации материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических ресурсов;

— гласности и прозрачности отношений сторон муниципально-частного партнерства.

Формами муниципально-частного партнерства могут являться:

— вовлечение в инвестиционный процесс имущества, находящегося в собственности муниципального

Socio-Economic Development of the Areas

образования;

— реализация инвестиционных проектов, в том числе инвестиционных проектов местного значения;

— реализация инновационных проектов;

— арендные отношения;

— концессионные соглашения;

— соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического развития муниципального образования.

Формами муниципальной поддержки, оказываемой частным партнерам в целях развития муниципально-частного партнерства в местном сообществе, являются:

1) предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципального образования;

2) предоставление льгот по аренде имущества, являющегося собственностью муниципалитета;

3) субсидирование за счет средств бюджета муниципального образования части процентной ставки за пользование кредитом;

4) предоставление инвестиций в уставный капитал;

5) информационная и консультационная поддержка .

Проблемы экономического развития стоят сейчас перед каждым муниципальным образованием. Привлечение частных инвестиций в реализацию инфраструктурных инвестиционных проектов является одной из форм инициализации экономических импульсов экономического развития муниципальных образований.

Проекты муниципально-частного партнерства (МЧП-проекты) являются одной из форм развития государственно-частного партнерства с иерархическим разделением уровня ответственности, рисков по реализации проектов и экономических выгод, которые могут быть получены при реализации проектов муниципально-частного партнерства.

Разграничивая государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство, следует определить, что для ГЧП характерно использование инструментов софинансирования по уровням бюджета федерального значения и бюджетов субъектов Федерации, для МЧП — софинансирование исключительно из бюджетов муниципальных образований. Одновременно с этим выбор форм соглашений по реализации МЧП-проектов будет определять уровень риска и уровень ожидаемого дохода, находящихся в прямой зависимости.

МЧП-проекты способны обеспечить на длительную перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости населения, развития торговли, увеличение спроса на бытовые услуги и т. п.

Грамотное и эффективное управление МЧП-проектами, несомненно, позволит реализовать те преимущества, которые имеются у муниципальных образований. Комплекс преимуществ реализации МЧП-проектов можно разделить на два уровня и представить следующим образом :

1. Для муниципального образования:

— положительный социально-экономический эффект и пополнение бюджета (возможность ускоренной реализации инвестиционного проекта);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— привлечение частного капитала для строительства объектов общественной инфраструктуры;

— перевод части рисков за адекватное вознаграждение на частных инвесторов;

— оплата услуг, предоставляемых частным сектором, с возможностью сокращения денежных выплат в случае невыполнения требований по качеству;

— привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора (управление проектом);

— отсутствие бюджетных расходов на эксплуатацию объекта.

2. Для частного бизнеса:

— содействие органов местной власти в реализации проекта (административное и политическое);

— разделение рисков частных инвесторов с органами местного самоуправления;

— гарантии со стороны местной администрации минимальной доходности объекта, а также возврата вложенных средств в виде права на получение доходов от платной эксплуатации;

— возврата муниципалитетом средств (частичного или полного) при неудачной реализации проекта;

— возможность долгового финансирования;

— сохранение стратегического контроля за создаваемыми активами путем передачи управленческих функций специальной проектной или управляющей компании.

Однако наличие преимуществ от использования модели МЧП-проектов ничуть не исключает риски, с

которыми сталкиваются как муниципальные органы власти, так и частный бизнес. На сегодняшний день важнейшее препятствие на пути развития практики МЧП-проектов в сфере инфраструктуры — это неспособность муниципальных органов власти, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, подготовить и «упаковать» проект для инвесторов. Другое основное препятствие для развития МЧП-практики — отсутствие квалифицированных частных компаний, владеющих МЧП-инструментарием и вкладывающих средства в инфраструктурные проекты. Кроме этих препятствий, можно выделить: отсутствие подготовленных инфраструктурных проектов, ограничения в долгосрочных кредитах на финансовом рынке, несовершенство законодательной базы, отсутствие возможности предоставления бюджетных гарантий (поступления платежей инвестору), проблема обеспеченности местных бюджетов (нехватка средств для проектов), дефицит компетентных кадров, конфликт полномочий и интересов региональных органов власти и органов местного самоуправления (обособленность муниципальных органов управления). В качестве важной проблемы можно отметить отсутствие четкой отраслевой политики по развитию практики МЧП в отдельных сферах.

Учитывая вышеизложенное, в качестве рекомендаций можно выделить следующие направления развития МЧП-проектов:

1. Необходимо совершенствование законодательной базы и расширение правоприменительной практики. Развитие региональной законодательной базы.

2. Создать единый государственный орган по вопросам муниципально-частного партнерства и выработать единую концепцию развития МЧП в России.

3. Создать организационную структуру по инициированию и управлению проектами МЧП — «центр -компетенция».

4. Провести информационную и образовательную работу в рамках продвижения муниципально-частного партнерства. Решить кадровые проблемы.

Таким образом, успешная реализация проектов в сфере муниципально-частного партнерства на местном уровне будет способствовать укреплению доверия между органами местного самоуправления и бизнесом. А это очень важный момент, так как это доверие является фундаментом не только модернизации нашей экономики, но и создания точек эффективного инновационного и высокотехнологического роста и развития территорий, формирования центров достойной и благополучной жизни населения.

Библиографический список:

Кабанова И.Е.

Развитие государственно-частного и муниципально-частного партнерства обусловлено двумя главными факторами:

– изношенностью инфраструктуры и явно сформулированным запросом общества на новое качество этой инфраструктуры;

– недостаточностью средств федерального, региональных и местных бюджетов на поддержание, эксплуатацию и обновление инфраструктурных объектов.

Подавляющее большинство объектов коммунальной и социальной инфраструктуры было построено еще во времена существования Советского Союза и достигло предела нормативного срока службы. При этом население ожидает появления новых качественных современных медицинских и образовательных учреждений, спортивных сооружений, объектов культуры. Ни региональных, ни муниципальных бюджетных средств при тех объемах вложений, которые требуются в эту инфраструктуру, недостаточно, особенно в условиях дотационности подавляющего большинства муниципальных бюджетов. В указанной ситуации сотрудничество публичной власти и бизнеса, в частности в форме государственно-частного и муниципально-частного партнерства, видится наиболее оптимальным инструментом в целях привлечения внебюджетного финансирования осуществления социальных функций публично-правовых образований.

Осуществление государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об МЧП), Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также иными актами федерального и регионального законодательства и муниципальными правовыми актами.

В качестве заявленных целей создания партнерства в законодательстве указаны привлечение частных инвестиций и помощь со стороны частных инвесторов публичному партнеру в осуществлении его функций, в том числе в увеличении количества публичных услуг, оказываемых населению, а также в повышении их доступности и качества.

В законодательстве закреплен субъектный состав соглашения о муниципально-частном партнерстве, основание и содержание их деятельности (ст. ст. 3, 5 Закона об МЧП). Несмотря на указание в п. 4 ст. 3 Закона об МЧП на то, что в качестве публичного партнера может выступать уполномоченный на это орган местного самоуправления, публичным партнером является именно публично-правовое образование, т.е. само муниципальное образование как лицо, обладающее предоставляемым частному партнеру недвижимым имуществом.

По составу участников рынок государственно- и муниципально-частного партнерства в России еще только структурируется, поэтому выделение иных групп субъектов, участвующих в реализации проектов таких соглашений, далеко не всегда возможно. Практика привлечения, например, профессиональных операторов к управлению и эксплуатации объектов соглашений об МЧП имеет место, но системным явлением это еще не стало. К примеру, в автодорожной сфере операторы зачастую тесно связаны или даже создаются самими инвесторами (частными или публичными), по договору с которыми операторы получают фиксированную плату за создание необходимых элементов автодороги, ее обслуживание и поддержание в надлежащем состоянии, оборудование автодороги системой автоматизированного контроля движения, системой сбора платы, а также за сбор платы с пользователей по тарифам, утвержденным государственной компанией «Автодор».

В сфере коммунального хозяйства на частных операторов изначально делалась ставка как на ресурс обновления отрасли, поскольку подразумевалось, что они обеспечат профессиональное управление объектами ЖКХ, их техническое переоснащение и внедрение эффективных управленческих и технологических решений. Однако в коммунальной и социальной сферах, в отличие от автодорожной отрасли, отдельные операторы чаще всего отсутствуют – эксплуатацией объекта занимается частный партнер-инвестор. В современных российских условиях социальная сфера не представляется заманчивой для частных партнеров, но, как показывает зарубежный опыт, развитие муниципально-частного партнерства именно в этой сфере способно дать серьезный импульс созданию и развитию операторского бизнеса.

В свою очередь, эффективный операторский бизнес способен не только профессионально управлять инфраструктурными и социально значимыми объектами, но и становиться инвестиционно привлекательным фактором: они начинают направляться не просто в объекты, но в объекты с компетентным и успешным оператором.

Так, к примеру, было в Великобритании, где в рамках соглашений о муниципально-частном партнерстве начиная с 2005 г. были сооружены оздоровительные и досуговые центры локального значения в нескольких небольших и средних по количеству жителей городах, которые, по оценкам представителей местных властей, создали дополнительную привлекательность этих территорий, а у людей появилось желание здесь жить и работать. Строительство спортивно-досуговых объектов, принадлежащих на праве собственности муниципалитетам, послужило толчком к развитию отрасли управления такими предприятиями и появлению нескольких конкурирующих операторских сетей.

Российский опыт по привлечению частных инвесторов к реконструкции и эксплуатации социальных объектов пока не так успешен, в том числе из-за недостаточной активности публичных партнеров «на информационном поле». Для того чтобы перечень объектов для потенциальных частных партнеров, находящийся на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (раздел «Информация о конкурсах на право заключения концессионных соглашений/соглашений о ГЧП/МЧП и о предложениях инвесторов») был рабочим инструментом для инвестора, необходимо формировать его максимально детально, чтобы публикуемая информация представляла практическую ценность для участников рынка.

Муниципально-частное партнерство – это взаимодействие исключительно в целях исполнения полномочий, закрепленных за органами публичной власти, следовательно, наличие закрепленных и «стабильных» (не перераспределяемых в зависимости от политической конъюнктуры и результата противоборства различных элит – местных и региональных, региональных и федеральных и т.п.) полномочий – это ключевой фактор развития муниципально-частного партнерства.

В условиях довольно сложной системы распределения и перераспределения полномочий между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления по обеспечению деятельности инфраструктурных систем актуальность приобретает модель трехстороннего партнерства: «регион – муниципалитет – частный партнер». Следует отметить, что в чистом виде проекты муниципально-частного партнерства реализуются достаточно редко. Как правило, для успеха проекта необходимо подключение региональных властей.

В муниципальных правовых актах подчеркивается, что муниципально-частное партнерство представляет собой взаимовыгодное сотрудничество муниципального образования с частным партнером на основе соглашения в целях создания, реконструкции, модернизации, обслуживания или эксплуатации объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Практически любой проект муниципально-частного и государственно-частного партнерства подразумевает реализацию в течение длительного периода времени, как правило 10 – 15 лет и более. Обеспечить эффективную реализацию проекта и минимизацию рисков каждого из партнеров возможно, только контролируя каждый этап его жизненного цикла.

К обязанностям частного партнера относятся эксплуатация (в ряде случаев – и создание) и техническое обслуживание объекта соглашения в соответствии с условиями соглашения.

Объект МЧП должен передаваться частному партнеру полностью в тех случаях, когда он представляет собой имущественный комплекс. Иначе частные партнеры, не заинтересованные в получении, например, теплоэнергетического комплекса полностью, будут предпочитать брать объекты, наиболее привлекательные с точки зрения возврата вложенных инвестиций, оставляя иные объекты без финансовой поддержки, что может негативно сказаться на функционировании комплекса в целом.

В настоящий момент низкая инвестиционная привлекательность объектов коммунального комплекса обусловлена прежде всего высокими рисками прогнозируемости доходов будущих периодов, что напрямую связано с вопросами установления долгосрочных тарифов.

Значительная часть реализуемых в настоящее время проектов муниципально-частного партнерства в коммунальной сфере на самом деле практически не включает в себя серьезных инвестиционных обязательств частного партнера, равно как и обязательств публичного партнера по созданию условий для возврата вложенных инвестиций, тогда как инвестиционную привлекательность проектов муниципально-частного партнерства в коммунальном хозяйстве обеспечивает прогнозируемость будущих доходов, которая определяется в рамках российского законодательства значениями долгосрочных параметров тарифного регулирования. Наличие в соглашении четко закрепленного перечня долгосрочных параметров и понятных условий перечисления платы концедента дает концессионеру возможность проводить качественное планирование будущих денежных потоков и возвратности осуществленных инвестиций.

Также рекомендуется Вам:

Кроме того, передача коммунальных сетей частным партнерам в качестве объектов муниципально-частного партнерства связана с рисками ухудшения качества услуг и роста тарифов. Действительно, модернизация и реконструкция теплоэнергетического комплекса – финансово затратные мероприятия. Естественно, это приводит к увеличению тарифа на тепловую энергию для конечного потребителя. При этом рост тарифа ограничен индексами платы граждан. Следовательно, возникает необходимость выделения субсидии на покрытие разницы между тарифами, рассчитанными для населения с применением индекса платы граждан, и расчетным тарифом для частного партнера. Размер необходимых при этом субсидий может достигать сотен миллионов рублей, найти которые без помощи федеральных и региональных властей большинство муниципалитетов не сможет.

Отсутствие у органов местного самоуправления полномочий по установлению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг существенно осложняет заключение и реализацию инвестиционных проектов в данной сфере.

В качестве позитивного примера организации муниципально-частного партнерства можно привести французский опыт, который получил название «регулирование без регулятора», заключающийся в отказе от государственного регулирования тарифов в том случае, если объект коммунального хозяйства эксплуатируется частным партнером. Тариф частного оператора является рыночной конкурентной ценой, определяемой на основе публичного конкурса. В договоре между муниципалитетом и частным партнером фиксируются параметры изменения тарифа, обязательства оператора по обслуживанию существующих и новых потребителей, требования публичного партнера к качеству оказываемых услуг и к информации, которая будет ежегодно предоставляться муниципалитету.

Полезно в российской муниципальной, региональной и федеральной практике заключения партнерских соглашений учитывать юридические принципы, разработанные французской юридической доктриной для подобных договоров. Они касаются следующих аспектов:

– обеспечения права публичной власти на одностороннее изменение договора в случае, если это соответствует публичным интересам (однако данные изменения не могут касаться финансовых взаимоотношений публичного и частного партнера и существенных условий договора);

– обеспечения права населения на бесперебойность обслуживания и получение коммунальных услуг. Оператор в одностороннем порядке не имеет права приостановить исполнение своих обязательств по договору, даже если публичная власть нарушает его условия;

– обеспечения права оператора на получение достаточного дохода для выполнения своих обязательств. Если публичная власть в одностороннем порядке требует, к примеру, повысить качество предоставляемых услуг, то частный партнер должен иметь возможность повысить тариф, чтобы выполнить изменившиеся требования.

В результате реализации указанных принципов на рынке коммунальных услуг складывается здоровая конкуренция, способствующая как установлению конкурентных тарифов, так и улучшению качества оказываемых публичных услуг, на что направлено и российское правовое регулирование муниципально-частного и государственно-частного партнерства. Возможно, учет лучшего европейского опыта позволит реализовать заложенный в правовых нормах потенциал с тем, чтобы сделать муниципально-частное и государственно-частное партнерство одним из ключевых механизмов реформирования объектов коммунальной, дорожно-транспортной, социальной и производственной инфраструктуры.

Литература

1. Бик С. Эффективный оператор в проекте ГЧП может стоить больше самого объекта / С. Бик // ГЧП журнал. 2017. N 14. С. 10 – 15.

3. Изотов А. Муниципально-частное партнерство – путь развития муниципальных образований / А. Изотов // Российская муниципальная практика. 2017. N 1. С. 20 – 23.

СЗ РФ. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4350.

СЗ РФ. 2005. N 30 (часть II). Ст. 3126.

См., например: решение администрации Ермолинского сельского поселения Вяземского муниципального района от 26 июля 2017 г. N 11 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве на территории Ермолинского сельского поселения Вяземского района Смоленской области»; Постановление главы сельского поселения поселок Бабынино Бабынинского муниципального района от 18 июля 2017 г. N 65 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании сельское поселение «Поселок Бабынино». URL: http://babynino-adm.rn/documents/285.html.

См.: Бик С. Эффективный оператор в проекте ГЧП может стоить больше самого объекта // ГЧП журнал. 2017. N 14. С. 14 – 15.

URL: https://torgi.gov.ru/lotSearch1.html?bidKindId=6.

Есин В.В. Сферы применения муниципально-частного партнерства и государственно-муниципально-частного партнерства // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 67.

См.: решение администрации Ермолинского сельского поселения Вяземского муниципального района от 26 июля 2017 г. N 11 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве на территории Ермолинского сельского поселения Вяземского района Смоленской области»; Постановление главы сельского поселения поселок Бабынино Бабынинского муниципального района от 18 июля 2017 г. N 65 «Об утверждении Положения о муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании сельское поселение «Поселок Бабынино».

Там же. С. 209.

Изотов А. Муниципально-частное партнерство – путь развития муниципальных образований // Российская муниципальная практика. 2017. N 1. С. 22.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *