Можно ли с биржи уйти в декрет

  • автор:

Ольга Бондаренко

Бухгалтер. Консультант по налоговому и бухгалтерскому учету. С удовольствием отвечу на ваши комментарии к моим статьям.

Сегодня в рубрике «Вопросы и ответы» мы отвечаем на вопрос читателя, который был задан на этой странице. Напоминаем, что каждый желающий может задать свой вопрос в рубрике Бесплатных консультаций и получить ответ. Сам вопрос звучит следующим образом:

Я с мая месяца стою на бирже труда. Там получала каждый месяц выплату в размере 872грн. Какая сумма декретных мне должна быть начислена?

Право на получение пособия по больничным листам по беременности и родам принадлежит женщинам, застрахованным в системе общеобязательного государственного социального страхования, а именно работающим женщинам, и частным предпринимателям, которые добровольно платят взносы. С пособия по безработице взносы не уплачиваются. Следовательно, Вы не являетесь застрахованным лицом и не имеете права на получение выплаты по больничному листу.

На Ваш случай распространяется действие Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» № 2811-XII от 21.11.1992 г. Согласно статьи 7-9 Закона 2811- XII пособие по беременности и родам женщинам, которые находятся на учете в государственной службе занятости и получающих пособие по безработице, предоставляется в размере 100 процентов от этой помощи. Однако, согласно ч.3 ст.7 «Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины № 1751 от 27.12.2001 г. для расчета пособия по беременности и родам учитывается минимальный размер пособия по безработице. Постановлением Правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы № 327 от 12.04.2012 г. на период до 31.12.2014 года установлен минимальный размер пособия:

Читайте также: Пособие по беременности и родам. Расчет декретных, бухгалтерский учет, назначение, отчетность и возмещение

544 грн. — для лиц, которые в течение года до регистрации в фонде занятости работали менее шести месяцев, или были уволены с работы по неуважительным причинам (прогул, грубое нарушение трудовой дисциплины и т.д.)

80% от прожиточного минимума (974 грн.) Для лиц, которые в течение 12 месяцев предшествующих регистрации более шести месяцев платили взносы.

Поскольку Вы получаете помощь 872 грн. в месяц, то, скорее всего, относитесь к первой категории, и пособие по беременности и родам Вам рассчитано исходя 544 грн. в месяц

В зависимости от продолжительности декретного отпуска 126 или 140 дней Вы можете рассчитывать на такую сумму:

544 грн. : 30,44 (среднемесячное количество дней) = 17,87 грн — среднедневная помощь

Читайте также: Особенности начисления пособия по беременности и родам для внутренних совместителей

17,87 грн. * 126 дней = 2251,62 грн.,

или при наличии патологии:

17,87 грн. * 140 дней = 2501,80 грн.

Для получения помощи нужно в женской консультации по месту нахождения на учете получить медицинскую справку установленного образца. Предоставить справку в отделение управления труда и социальной защиты населения по месту регистрации вместе со справкой из центра занятости. Обратите внимание, что срок обращения в органы социальной защиты не может превышать шесть месяцев со дня окончания отпуска по родам, указанного в медицинской справке.

Расчет пособия по беременности и родам для женщин, состоящих на учете в центре занятости 2.9 (57.65%) 17 votes

Анализ поступающих вопросов на портал официальных сайтов образовательных организаций в раздел «Консультации» (правовое обеспечение) по вопросу стимулирующих выплат заставляет вернуться к вопросу о стимулирующих выплатах, возможно, не в последний раз! В выпуске от 15 августа 2015 года был опубликован материал «Стимулирующие выплаты: право или обязанность работодателя»? Некоторые вопросы от наших читателей послужили основанием для очередной публикации на данную тему. Сегодня мы обсудим вопрос, связанный с необходимостью (обязанностью) работодателя осуществлять стимулирующие выплаты, когда работник уволился, находится в отпуске по уходу за ребёнком, получил дисциплинарное взыскание, а также вопрос установления конкретных сроков данных выплат.

pen

Начнём с вопроса установления заработной платы. Обращаемся к Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 135. «Установление заработной платы») — заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

pen

Действующим законодательством не регулируются вопросы премирования работников; также не установлены какие-либо правила начисления премий (стимулирующих выплат). Эти правила устанавливаются непосредственно в организации.

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что при установлении систем оплаты труда не должны нарушаться требования законодательства. Относительно вопросов премирования одной из немногих норм трудового законодательства является запрет дискриминации. Согласно ч. 1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК РФ).

Что необходимо сделать работодателю, чтобы невыплата стимулирующих конкретному работнику не рассматривалась как дискриминация? Очень часто на практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда стимулирующие выплаты (как составная часть заработной платы) выплачиваются в период, когда работник либо уволился, либо находится в отпуске по уходу за ребёнком, либо получил дисциплинарное взыскание.

?

Для того, чтобы у работника не было оснований в судебном порядке оспорить решение работодателя не выплачивать премию по указанным основаниям, судебная практика показывает важность грамотного оформления всех нюансов в локальных актах организации.

Приведём несколько примеров оформления (не будем указывать организации):

9. Премия не выплачивается сотрудникам:

а) находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

б) временно отстраненным от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020).

10. Сотрудникам, увольняемым со службы в ГФС России, премия в месяце увольнения не выплачивается, если увольнение производится по следующим основаниям:

а) грубое нарушение служебной дисциплины;

б) неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме;

в) отказ сотрудника от перевода на нижестоящую должность в порядке исполнения дисциплинарного взыскания;

г) нарушение условий контракта сотрудником;

д) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами;

е) утрата доверия;

ж) представление сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в ГФС России, а также представление сотрудником в период прохождения службы в ГФС России подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в ГФС России, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

з) осуждение сотрудника за преступление, а также прекращение в отношении сотрудника уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

и) совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел;

к) нарушение сотрудником обязательных правил при заключении контракта.

Таким образом, если в локальном нормативном акте не содержится дополнительных условий выплаты единовременной премии работникам (иных стимулирующих выплат), отказ в выплате премии работнику, который находится в отпуске по уходу за ребенком, уволившемуся по собственному желанию, но претендующему на стимулирующие выплаты, т. к. последние выплачивались за период, когда работник ещё работал в организации и достиг выполнение определённых показателей, является неправомерным.

Условия уменьшения (неназначения) премии

В систему оценки деятельности работника можно включить не только положительные (увеличивающие), но и отрицательные баллы, то есть приводящие к уменьшению размера премии, если к качеству работы сотрудника имеются претензии и нарекания.

Описывая данный раздел, следует ориентироваться на требования ч. 4 ст. 192 ТК РФ, в соответствии с которой применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, является недопустимым. Так, неправомерной будет норма о лишении премии (полностью или частично) в качестве дисциплинарного взыскания: нельзя лишить сотрудника уже заработанной премии. В этом случае в положение следует включить критерий премирования «отсутствие дисциплинарных взысканий», тогда работник не лишается премии, а у него не возникает права на ее получение.

Если в локальном нормативном акте содержится условие о том, что работнику, совершившему дисциплинарный проступок, стимулирующие выплаты не выплачиваются либо выплачивается в меньшем размере, необходимо помнить, что при лишении/снижении размера такой выплаты по данному основанию необходимо чётко соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса РФ. Рекомендуем в Положении об оплате труда (или в Положении о стимулирующих выплатах) указать все условия, при которых стимулирующая выплата не может быть выплачена работнику. В противном случае, при достижении всех показателей, работник имеет право претендовать на данную выплату, а отказ работодателя по причине наличия дисциплинарного взыскания у работника будет являться неправомерным. Вероятность того, что в судебном порядке работодателя обяжут выплатить работнику причитающуюся премию, равна 100%.

Кроме того, в данной части положения надо описать порядок премирования сотрудников, отработавших неполный период, иные ограничения при назначении премии. Очень часто возникают ситуации, когда стимулирование осуществляется по итогам работы в полугодии, а работник отработал только два-три месяца. Как ему платить? Все эти ситуации необходимо заранее предусмотреть, чтобы потом не было оснований расценивать это как дискриминацию в оплате труда.

Теперь рассмотрим вопрос периодичности осуществления стимулирующих выплат. Федеральная служба по труду и занятости в своём письме от 26.09.2016 № ТЗ/5802-6-1 указывает, что «Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда» (далее — Закон № 272-ФЗ) внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии с действующей частью шестой статьи 136 Кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.

С учетом новой редакции статьи 136 Кодекса заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30 (31) текущего периода, за вторую половину — с 1 по 15 число следующего месяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющих заработной платы и выплачиваются за иные, более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

В силу части второй статьи 135 Кодекса системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.

Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период, могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например за месяц, осуществляется в месяце, следующем за отчетным, или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год — в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то, по мнению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенному в письме от 15 сентября 2016 г. № 14-М0/В-6568, это не будет являться нарушением требований части шестой статьи 136 Кодекса в новой редакции».

Подводя итоги, акцентируем внимание — учреждение самостоятельно разрабатывает нормы, регулирующие премирование работников. Статьей 135 ТК РФ определено, что системы оплаты труда, применяемые в учреждении, описываются в локальных нормативных актах: коллективных договорах, соглашениях (в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права).

Одним из таких локальных актов может стать положение о премировании (стимулирующих выплатах). Положение о премировании может быть частью коллективного договора или положения об оплате труда. Его можно принять и как самостоятельный локальный акт учреждения. Как известно, в отдельный документ удобнее и проще вносить те или иные изменения.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.03.2017
  • Все консультации автора

Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). Для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, начавшейся в 2020 году, берутся два предшествующих календарных года — 2018 и 2019 годы.

Как провести замену расчетного периода работнице, которая в 2018 году находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет?

Соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия, если застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком либо в двух календарных годах, непосредственно предшествовавших году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

При этом замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

Сумму фактического среднего дневного заработка для выплаты пособия по временной нетрудоспособности следует соотнести с минимальным средним дневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (или 731, если год был високосным) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, Письмо ФСС РФ от 30.11.2015 № 02-09-11/15-23247). В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС.

📌 Реклама При этом следует учитывать, что сумму фактического среднего дневного заработка для оплаты пособия по временной нетрудоспособности нужно соотнести с минимальным средним дневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ с учетом продолжительности рабочего времени. За средний дневной заработок для расчета пособия принимается большая величина (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 11(1) Положения).

Учитывая разъяснения, изложенные в письме ФСС, рассмотрим различные ситуации замены расчетного периода для страхового случая, наступившего в 2020 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *