Монополизация российской экономики

  • автор:

Уровень монополизации современной экономики России

Цель работы заключается в изучении монополистической конкуренции — рыночной ситуации, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: оценить методы конкуренции; определить уровни монополизации современной экономики; описать работу антимонопольного регулирования в России; разработать пути повышения конкурентоспособности российских субъектов. Объектом исследования в данной работе выступаетмонополизация современной экономики России. Предметом исследования является монополистическая конкуренция, как самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Основные характеристики монополистической конкуренции: относительно большое число некрупных фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары. В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость.

Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем.

Анализ уровня монополизации современной экономики России

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен. Если эти требования недостижимы, то рынок признается монополизированным, а действующие на нем фирмы подлежат демонополизации. Контроль за степенью монополизации наиболее чувствителен в отраслях, генерирующих технологические нововведения и оказывающие влияние на состояние всей экономики. Монопольная политика вызывает в ответ формирование государственной политики, главной задачей которой становится поддержание высокой конкурентоспособности рынков.

В России с переходом к рыночным отношениям, когда предприятия получили реальную экономическую самостоятельность, остро встала проблема демонополизации экономики. Предприятия, освободившись от зависимости перед вышестоящими органами, министерствами и ведомствами, поучив полное право определять объемы производства и цены реализуемой продукции, начали действовать как классические рыночные монополии.

Основной из всех проблем советской экономики был маленький рынок сбыта ее продукции и небольшие объемы производства. Основным целевым рынком был СССР или, в лучшем случае, Советский Союз плюс Восточная Европа. Продажи на таком небольшом рынке не позволяли иметь конкурентоспособные масштабы производства. В то же время на внутреннем уровне советско-российская экономика оказалась высоко монополизированной. Но даже несмотря на это российские предприятия из-за своей малозначительности оказались неспособными добиться настоящей эффективности в условиях либерализации цен и начавшейся вслед за ней разрушительной инфляции.

Экономика России претерпевает существенные изменения. В ходе приватизации очевидно уже разрушены старые технологические комплексы, этому способствовали процессы разрушения общего экономического пространства сначала между Союзом и странами Восточной Европы, потом между республиками бывшего СССР. Но если в начале приватизации многие экономисты считали, что предприятия сами, под влиянием рыночных механизмов, начнут искать пути к новым формам объединений, создавать новые хозяйственные комплексы, то они ошибались. Необходимо участие государства, которое должно координировать деятельность предприятий, указывать им общие ориентиры.

Государственный монополизм в России, складывался под влиянием следующих факторов: наличие административно командной системы управления: директивное управление и централизованные доходы; устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса; концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить и распространившуюся в свое время систему натурального распределения, которая разрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий.

В силу своего значения для экономики внимание привлекают три главные монополии — «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.

Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов

С момента создания и в процессе функционирования каждая промышленная и коммерческая компания поставлена перед проблемой обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной. Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из ряда преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

Среди российских компаний международной конкурентоспособностью обладают лишь занятые в экспортоориентированном сырьевом секторе, производстве военной техники и вооружений, выпуске уникального современного технологического оборудования, разработке новых товаров и материалов. Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как у ведущих транснациональных корпораций. В борьбе на мировых товарных рынках российские компании могут использовать лишь ценовые факторы. Но в современной борьбе за мировые рынки необходимо реализовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые на деле доступны лишь крупным транснациональным компаниям. Официально ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК.

Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных. К транснациональным компаниям относятся компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др.

Наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке — это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому следует выделить основные факторы, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность: необходимо проектировать предприятия на основе ГПС; организационная структура должна строиться на основе целей предприятия; специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов; в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга; среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности.

Ресурсные факторы: постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших; следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё; стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия; стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства.

Технические факторы: проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии; увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст; следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.

Управленческие факторы: повышать статус квалифицированных менеджеров; разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов; соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей; проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т. е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам.

Рыночные факторы: необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры; обеспечить доступ к рынку новых технологий; принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ; обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным; повышать уровень квалификации маркетологов и работников сбыта; повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания.

Фактор эффективности функционирования организации: повышение научного уровня управления; прослеживание интенсивности капитала по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала; финансовая устойчивость функционирования организации; повышение эффективности использования всех ресурсов.

Выводы и предложения

Если предприятие будет выполнять все требования, из предложенного перечня, или хотя бы большую часть, то его вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше оно будет иметь конкурентных преимуществ, тем выше его эффективность и перспективность.

Переход от плановой экономики к рыночной осуществляется непоследовательно, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но редко это оказывается действенно. Государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Литература:

1. Вечканова, Г. Р. Микроэкономика: 8-е изд. / Г. Р. Вечканова, Г. С. Вечканов — СПб.: Питер, 2010. — 208 с.

2. Липсиц, И. В. Раскрывая тайны экономики / И. В. Липсиц, Л. Л. Любимов. — М.: «Вита-Пресс», 2005.

3. Экономический обзор. Развитие российской экономики в 2010 г. // ЭКО. — 2011. — № 2.

Современная степень монополизации российских рынков

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль — ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

  • 1. Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.
  • 2. Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
  • 3. Собственность на все производственные ресурсы. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.
  • 4. Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
  • 5. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма — монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма — естественный монополист. Она может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 204 с..

Экономические объекты, на которые распространяется исключительное право государства: сбор налогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и телеграф. Государственные монополии не исключают конкуренции со стороны частных предприятий, производящих замещающие товары и услуги.

Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно-организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.

В условиях российской действительности регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения.

Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией — монопольно низкие, иногда демпинговые. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

  • 1. Отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами.
  • 2. Искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.

Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось, снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

До 2008 года в России было три главных естественных монополиста:

  • 1. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач).
  • 2. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа).
  • 3. МПС (железнодорожные перевозки).

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ — отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Год 2008-й вошел в историю российской экономики как год, в который прекратила существование одна из крупнейших монополий — РАО «ЕЭС России». Тем самым завершится один из важнейших этапов реформы электроэнергетики, единственного на данный момент столь масштабного преобразования Трипопень Е. «Реорганизация РАО «ЕЭС»: ретроспектива и взгляд в будущее» // РЦБ. 2008.-№4. с.20-22.

Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты Дерябина М. «Реформирование естественных монополий: теория и практика» // Вопросы экономики. 2006.-№1 с.102-121.

У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Возможен также вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советским укладом народного хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.

Массовые импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках. Множество, как правило, торговых, предприятий создают конкурентную среду, которая формирует определенный тип рынка. Можно констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшается и усиливается конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами, как это следует из экономической теории, является снижение продажных цен и, соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

Монополизация российской экономики проблемы и пути решения (стр. 3 из 7)

1.3Последствия монополизации экономики

1.3.1 Ущерб, приносимый монополией

Сравним совершенную конкуренцию и монополию с точки зре­ния воздействия на объем продаж и уровень цен. Представим, что в отрасли функционирует большое число малых фирм, производящих одинаковую продукцию.

Рисунок 1 — Объем производства и цена в условиях совершенной конкуренции и монополии

где

D – рыночный спрос;

S – рыночное предложение;

Qc– равновесный объем производства;

Рс – равновесная цена;

E – точка равновесия;

MR – предельный доход;

Qm– оптимальный объем производства;

Рт– рыночная цена;

На рисунке 1 изображены кривые рыноч­ного спроса D и рыночного предложения S. Равновесный объем (Qc) рынка и равновесная цена (Рс) для условий совершенной конкуренции определяются исходя из положения точки равновесия Е, находящейся на пересечение кривых спроса и предложения. Фирма принимает ры­ночную цену и устанавливает оптимальный объем выпуска на основе правила Р=МС.

Теперь предположим, что одна крупная фирма поглощает все фирмы отрасли и превращается в монополию. При этом уровень из­держек остается прежним. Учитывая положение кривой предельного дохода (MR), монополист устанавливает оптимальный объем производ­ства (Qm) и рыночную цену (Рт). Так как кривая MRрасположена ниже кривой спроса монополиста, то Qm< Qc, aPm>Pc.

Следовательно, монополизация отрасли приводит к сокращению объема производства и увеличению цены, при этом монополия наносит обществу существенный экономический ущерб.

Но монополия не всегда приводит к отрицательным последстви­ям. Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба производ­ства может сделать более низкие издержки на единицу продукции дос­тупными для монополиста, но недоступными для конкурентов. Аргу­ментация состоит в том, что при чистой конкуренции каждая фирма имеет только небольшую долю рынка. Эта небольшая доля оттесняет каждую фирму выше кривой средних издержек в долгосрочном перио­де так, что издержки на единицу продукции высоки. Экономия, обу­словленная ростом масштаба производства, не достигается, и следова­тельно, средние издержки высоки. В таких случаях фирма должна быть большой по отношению к рынку, то есть она должна быть монополи­стом, чтобы эффективно производить.

Х — неэффективностъ более свойственна для монополистов, чемдля конкурентных фирм.

1.3.2 Х – неэффективность

Одной из особенностей рыночного поведения монополистов является х – неэффективность. Этот общепринятый в мире термин ведет свое происхождение не из экономической науки, а из рус­ской литературы. Описывая потенциал русской и французской армий в «Войне и мире», Лев Толстой, кроме материальных фак­торов (численности войск, их вооружения и др.), выделил еще и х – фактор — боевой дух войска. Присутствие или отсутствие х – фактора предопределяет эффективность, с которой будут использова­ны материальные факторы силы. В результате чего малое и плохо вооруженное войско может порой наголову разбить превосходящие силы противника.

Американский экономист X. Лейбенстайн этот термин стал использовать применительно к монополии. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать боевой дух «экономического войска» на высоком уровне фирму волей-не­волей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, сни­жать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

В случае с монополией этот естественный ограничитель отпа­дает — конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности исполь­зования ресурсов. Все ненужные расходы — от зарплаты лодыря-рабочего, бездельничающего во время рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров — легко мо­гут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплачивать. В целом х — неэффективностью на­зывается бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Х-неэффективность имеет место тогда, когда фактические из­держки фирмы для любого объема производства больше, чем мини­мально возможные издержки. Рост издержек монополистов может быть вызван следующими причинами:

· исчезновение стимула к эффективности производства, т.к. от­сутствует конкуренция;

· необходимость сохранения монопольных привилегий.

Не случайно в ряде отраслей малые фирмы используют больше инноваций, чем крупные. Использование инноваций монополистами приводит к снижению издержек и увеличению прибыли. Влияние мо­нополистов на научно-технический процесс представляется противоре­чивым. Экономисты не сходятся во мнении относительно того, на­сколько монополия способствует научно-техническому прогрессу. Не­которые полагают, что монополия более прогрессивна, чем чистая кон­куренция, потому что ее способность реализовать экономические при­были обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие доказывают, что отсутствие конкурентных фирм ослабляет стимул монополиста осуществить нововведение.

2 Монополизация российской экономики: проблемы и пути решения

2.1История монополизации экономики России

Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.

Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально нерегистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства ( «Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910- 1914г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *