Монополист

  • автор:

(natural monopolies in Russia)

— Монополия производителя, продавца или покупателя («монопсония») товаров и услуг, объективно возникающая в связи с особым характером производства или реализации товаров и услуг на определённых рынках.

Законы РФ относят к естественным монополиям основную часть железных дорог, аэропорты, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, магистральные нефте- и газопроводы, сети магистральных электропередач, государственные почтовые учреждения. До рыночных реформ 90-х годов и начала 21-го столетия к естественным монополиям в России также относилась большая часть производства электроэнергии и жилищно-коммунального хозяйства. К монопсонии можно отнести право государство на закупку вооружений. Поскольку монопольное положение создаёт возможность для производителя и продавца соответствующих товаров и услуг необоснованного манипулирования ценами и условиями поставок из-за отсутствия конкуренции, предприятия в этих отраслях во всех странах являются или государственными или объектами жёсткого государственного регулирования.

&nbspГосударственная монополия на алкоголь

Указ

Президента Российской Федерации
О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции
В целях обеспечения государственного контроля за выпуском и продажей алкогольной продукции, устранения имеющихся недостатков в сфере производства и реализации этой продукции, проведения эффективной государственной политики, направленной на оздоровление населения постановляю:
1. Совету Министров — Правительству Российской Федерации принять комплекс мер, направленных на восстановление государственной монополии на алкогольную продукцию, в том числе:
упорядочить осуществление лицензирования хозяйственной деятельности в сфере производства и продажи алкогольной продукции, установить квотирование производства и отпуска спирта и декларирование его оборота;
ввести государственную регистрацию предприятий и их филиалов, осуществляющих производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции;
ввести обязательную сертификацию на соответствие алкогольной продукции отечественного и импортного производства установленным требованиям;
обеспечить контроль за рекламой алкогольной продукции.
2. Установить, что производство, хранение и оптовая продажа этилового спирта (за исключением спирта-сырца, получаемого попутно из отходов от основного производства) осуществляются исключительно на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с порядком, устанавливаемым Советом Министров — Правительством Российской Федерации, предприятиям, зарегистрированным органом, осуществляющим контроль за обеспечением государственной монополии на алкогольную продукцию.

Производство и оптовая реализация другой алкогольной продукции разрешается в установленном порядке предприятиям только при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности и внесении их в Государственный реестр предприятий, которым разрешена такая хозяйственная деятельность.
3. Запретить продажу алкогольной продукции с рук, а также в не оборудованных и не приспособленных для хранения и продажи такой продукции помещениях.
4. Контроль за продажей населению алкогольной продукции возложить на местные органы исполнительной власти, контрольные органы торговли, органы санитарно-эпидемиологического надзора, службы стандартизации и метрологии во взаимодействии с правоохранительными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководители и другие должностные лица торговых предприятий несут ответственность за продажу населению алкогольной продукции, не отвечающей установленным требованиям, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В целях обеспечения государственной монополии на алкогольную продукцию Совету Министров — Правительству Российской Федерации преобразовать Государственную инспекцию по контролю за производством и качеством спиртов и алкогольных напитков в Государственную инспекцию по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации и поручить ей обеспечение контроля за выполнением настоящего Указа.
Возложить на указанную Государственную инспекцию осуществление следующих основных функций:
проведение лицензирования хозяйственной деятельности предприятий в области производства, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции, а также осуществление надзорных и контрольных функций на этих предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, включая предприятия с иностранными инвестициями, расположенные на территории Российской Федерации;
осуществление квотирования выпуска алкогольной продукции на предприятиях в соответствии с федеральной целевой программой производства и реализации алкогольной продукции;
составление и ведение единого Государственного реестра предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность;
осуществление на территории Российской Федерации государственного контроля за фактическими объемами производства алкогольной продукции, распределением, использованием и хранением произведенного спирта и другой алкогольной продукции, а также за соблюдением технологической дисциплины с целью обеспечения высокого качества алкогольной продукции на всех стадиях производства и эффективностью использования сырья при выработке алкогольной продукции;
проведение экспертизы предприятий для определения их соответствия требованиям, предъявляемым к хозяйственной деятельности в области производства и реализации алкогольной продукции;
представление в установленном порядке в Государственную налоговую службу Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и их органы на местах информации о выявленных нарушениях в хозяйственной деятельности предприятий для принятия соответствующих мер.

6. Совету Министров — Правительству Российской Федерации:
привести ранее принятые нормативные акты по регулированию отношений в производстве и продаже алкогольной продукции в соответствие с настоящим Указом;
разработать и утвердить нормативы использования ценных видов пищевого и непищевого сырья при производстве спирта;
рассмотреть в целях упорядочения производства спирта и стабилизации уровня цен на алкогольную продукцию вопрос о возможности централизованных поставок сырья для производства спирта;
разработать федеральную целевую программу производства и реализации алкогольной продукции на 1994 год;
в 3-месячный срок разработать Положение о Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации, утвердить ее структуру;
установить для работников Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров — Правительстве Российской Федерации порядок доступа на проверяемые предприятия, взаимодействия с местными органами государственного управления, в том числе по вопросам связи и обеспечения транспортом, привлечения в необходимых случаях для совместной работы сотрудников правоохранительных, финансовых и налоговых органов Российской Федерации.
7. Правительствам республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в целях ускорения проведения лицензирования и формирования единого Государственного реестра предприятий, осуществляющих производство алкогольной продукции, в месячный срок обобщить сведения обо всех предприятиях, осуществляющих изготовление, розлив и хранение алкогольной продукции на соответствующих территориях.
8. Государственному комитету Российской Федерации по статистике по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами утвердить положение о порядке и сроках представления обязательной статистической отчетности предприятиями и организациями независимо от форм собственности для обеспечения государственного контроля за производством и реализацией спирта и другой алкогольной продукции, составления прогнозов развития этой отрасли.

Что такое монополия. Рынок монополии и монопольная цена

Монополия — это тип рынка, при котором вся отрасль состоит из одной фирмы. Существует только один продавец-монополист, у него нет конкурентов, а его товара нет заменителей.

Монополией также называют компанию, которая полностью контролирует предложение определенных товаров или услуг на определенном рынке. В этом случае монополия — синоним понятия монополист.

Монополист контролирует производство и сбыт определенных товаров или услуг, конкуренция отсутствует. В результате фирма может завышать цены и не стремиться к качеству — из-за отсутствия альтернатив покупателям придется с этим мириться.

Цена, устанавливаемая монополистом, называется монопольной ценой.

Монополией в обиходе также называют исключительное право или возможность производства, продажи, использования чего-либо. Например: «Государство обладает монополией на выпуск наличных денег».

Если на рынке конкурируют от двух до пяти крупных фирм, это называется олигополией. А полная противоположность монопольному рынку — это рынок свободной конкуренции, где множество производителей предлагает одинаковые товары и услуги. Если множество производителей предлагают уникальные, но взаимозаменяемые товары — это рынок монополистической конкуренции.

О других типах рынка читайте в статье: Что такое конкуренция. Типы рынка

Признаки рынка чистой монополии

  • Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.

  • Не существует близких товаров-заменителей.

  • Отсутствие свободы входа на рынок.

  • Все решения принимаются в условиях определенности — монополист обладает полной информацией о рынке.

Чем плохи монополии

Существование монополий невыгодно потребителям. Стремясь максимизировать прибыль, монополист поднимает цены до наивысшего возможного уровня.

При этом производится меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке — монополисту важно получить прибыль, а не удовлетворить нужды покупателей. Таким образом, монополия одновременно провоцирует дефицит — нехватку товаров или услуг.

Монополисту нет необходимость постоянно повышать качество, как это делают фирмы в условиях конкуренции. Также монополии не приходится столь активно снижать производственные издержки, рационально использовать ресурсы, внедрять новые технологии.

В то же время монополии тратят ресурсы на поддержание своего исключительного положения в отрасли, недопуск конкурентов на рынок. Монополия не дает конкурентам появиться, получить прибыль и предложить потребителю более качественные и дешевые товары и услуги.

Откуда берутся монополии

Первые в истории монополии создавались сверху, когда государство давало одной фирме привилегированное право торговли тем или иным товаром (например, табаком). В настоящее время государства также иногда применяют протекционистские меры — защищают своих производителей от иностранной конкуренции, и это может вести к возникновению монополий.

Монополии могут образовываться и без помощи государства: когда успешная фирма выдавливает конкурентов с рынка либо поглощает их.

В некоторых отраслях монополизации способствуют высокие издержки или законодательные барьеры, которые мешают новым фирмам войти на рынок.

Другими причинами появления монополии могут быть: технологическое лидерство; контроль над источниками сырья; эффект масштаба — снижение средних издержек с увеличением фирмы; эффект цепной реакции — распространение определенного товара усложняет пользование товарами конкурентов.

Чаще всего к возникновению монополии ведут сразу несколько причин.

Что такое закрытая и открытая монополия, двусторонняя монополия

Закрытая или государственная монополия — это монополия, созданная властями с помощью законодательных ограничений.
Пример: государственная винная монополия, введенная в Российской империи в конце XIX века.

Открытая монополия — это временная монополия, возникающая после появления новой технологии или продукта. Она исчезает, когда конкуренты осваивают данную технологию и начинают производить аналогичную продукцию.
Пример: после того, как Александр Белл изобрел телефон, его компания AT&T стала монополистом на рынке телефонной связи. Однако затем у фирмы появились конкуренты, также освоившие производство телефонных аппаратов.

Монополия двухстороннего типа — это ситуация, в которой монополист-продавец имеет единственного покупателя. Обе стороны имеют определенную рыночную власть, но им приходится договариваться о ценах и условиях, поскольку альтернатив нет.
Пример: в городе одним градообразующим предприятием существует сильный профсоюз работников. Предприятие — единственный покупатель на рынке труда, а профсоюз — единственный продавец рабочей силы.

Что такое естественные монополии

Естественная монополия — это предприятие, объединенное единой сбытовой организацией, на рынке, где конкуренция невозможна в силу технологических особенностей. Долгосрочные издержки достигают минимума, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, поэтому возникновение монополии в данной отрасли отчасти обосновано.

К естественным монополиям принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

Другой пример естественной монополии в России — Российские железные дороги. Создать альтернативную систему железных дорог в стране невозможно, так что РЖД остается монополистом на рынке железнодорожных перевозок.

При этом существуют аналоги: в некоторых случаях можно пользоваться не поездом, а самолетом или автомобилем. Таким образом, компания РЖД — не монополия на рынке транспортных услуг, но монополист на рынке железнодорожных перевозок.

Российская Федеральная антимонопольная служба ведет реестр естественных монополий (по состоянию на 1 января 2019 года).

Виды монополий: концерн, картель, конгломерат

Противоположность естественной монополии — монополия искусственного типа. Это ситуация, при которой несколько предприятий объединяются, чтобы контролировать рынок.

Существуют различные уровни монополистических объединений:

  • Картель — формальная или неформальная договоренность между отдельными производствами о единой сбытовой политике (о ценах, объемах производства, рынках сбыта, дележе прибыли). Картельный сговор — договоренность о ценах и сбыте между несколькими крупными производителями. При этом организация производства остается на усмотрение отдельных фирм.

  • Синдикат — более высокая форма объединения, он предполагает централизованное снабжение, сбыт продукции и распределение заказов.

  • Трест означает, что отдельные фирмы теряют производственную самостоятельность. Прибыль распределяется в зависимости от вложенного капитала.

  • Концерн или конгломерат — высшая форма монополистического объединения. В концерны объединяются предприятия, связанные технологической цепочкой по производству конечного продукта. Это могут быть предприятия разных отраслей — производства. торговли, транспорта, услуг, финансовые учреждения. Отдельными предприятиями управляет руководство концерна или конгломерата.

  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данных видов товаров и услуг, причем данный товар не имеет заменителей.

Одна из задач государства в условиях рыночной экономики — защита конкуренции. Практически во всех странах существует антимонопольное законодательство и органы для регулирования монополий. Хуже всего поддаются регулированию естественные монополии.

В России поддержанием конкуренции занимается Федеральная антимонопольная служба. Основа российского антимонопольного законодательства — федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наличие монополии определяется по доле компании в общих продажах на рынке. Компаниям запрещается, в частности:

1. Установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (демпинг).

2. Изъятие товара из обращения, если результатом стало повышение цены.

3. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора.

4. Экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.

5. Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.

6. Создание дискриминационных условий. Необоснованное установление различных цен на один и тот же товар для разных покупателей.

7. Препятствование доступу других компаний на рынок или выходу с рынка.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

В наше время трудно представить предприятие оптовой или розничной торговли, которое в своей работе обходится без поддонов. Любые виды торговли связаны с перемещением товара от производителя к торговой точке или непосредственно к потребителю. Как же сохранить груз при перевозке? Казалось бы, ответ прост — груз нужно правильно уложить, надёжно закрепить и аккуратно довезти. Однако, избежать потерь при транспортировке грузов компаниям удаётся редко – часть товара, как правило, всё равно становится непригодной.

Не допустить потерь помогает стандартизация складских процедур и применение унифицированных поддонов. Аккуратно сложенный на поддон и надежно запечатанный груз – гарантия сохранности товара.

Поддоны (или как их ещё называют «паллеты») – это, во-первых, транспортная многооборотная тара, то есть самостоятельная транспортная единица, предназначенная для перевозки, комплектации, складирования и хранения продукции, во-вторых, одна из разновидностей непосредственно складского оборудования.

Поддоны используются для перевозки тяжелых, либо крупногабаритных грузов. С их помощью довольно легко перемещать товар по территории склада и осуществлять погрузочно-разгрузочные работы.

Виды поддонов

Существует 4 вида поддонов: деревянные, пластиковые, металлические, поддоны из картона. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Деревянные поддоны

При изготовлении деревянных паллетов берётся любая древесина, которая предварительно обрабатывается специальными средствами. Далее проводится термическая и технологическая обработка для того, чтобы уничтожить вредные микроорганизмы. Конструкция таких поддонов не занимает много времени и отличается от других своей дешевизной.

Паллеты из дерева подразделяются по прочности в зависимости от используемых пород деревьев, что очень важно при транспортировке большегрузных товаров. Готовые изделия, прошедшие специальную обработку, по нормам конвенции IPPC маркируются, тем самым подтверждая их санобработку.

Пластиковые поддоны

Пластмассовые паллеты намного легче деревянных. К тому же, поддоны из пластмассы удобнее и практичнее, так как они легко моются и их можно обрабатывать специальными средствами для дезинфекции.

При изготовлении используется смола различных типов, и в результате литья получаются ровные по всем параметрам изделия. Конструкция из пластмасс является самой безопасной при использовании во всех сферах деятельности. Однако, не все готовы покупать на сегодняшний день весьма недешевые конструкции из пластмассы.

Металлические поддоны

Металлические поддоны характеризуются высокой температурой плавления, поэтому используются в помещениях с повышенной температурой. Без сомнения, стальные и алюминиевые поддоны на порядок выше по прочности своих собратьев, поэтому могут транспортировать большегрузные товары.

Такими паллетами реже пользуются при перевозке грузов на длительные расстояния. Зачастую поддоны из металла используют для внутреннего перемещения на производстве.

Поддоны из картона

Поддоны из рифленого картона удобны при транспортировке грузов на длительные расстояния. Хотя у этих паллетов есть существенный недостаток — они влагопроницаемые. Поэтому срок службы и их утилизация выполняется фактически после каждого использования.

Основные стандарты паллет

1. Сертифицированный европаллет (EUR-паллет)

  • Размер. 800×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «EUR» в овале, выжженное на правых несущих ножках поддона. На остальных ножках наносится маркировка, с указанием производителя (FS, PKP, DB и т. п.), а также информация о серии и годе выпуска.
  • Конструкция. Верхняя часть европоддона состоит из пяти досок: широких (145 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, узкая, широкая, узкая, широкая. Нижнаяя часть паллета состоит из трёх досок (узкая, широкая, узкая) со снятыми фасками. На углах европаллета обязательно наличие фасок.

2. Сертифицированный финпаллет (FIN-паллет, финский паллет)

  • Размер. 1000×1200×145мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо «FIN» в прямоугольнике на правых несущих ножках поддона. На центральных ножках наносится информация, указывающая дату выпуска и код производителя.
  • Конструкция. Верхняя часть финского паллета состоит из 7 досок: широких (120 мм.) и узких (100 мм.). Доски чередуются в следующем порядке: широкая, 2 узких, широкая, 2 узких, широкая. Нижняя часть, как у европаллета, из 3-х досок: узкая, широкая, узкая, со снятыми фасками. На углах финского паллета обязательно наличие фасок.

3. Грузовой неодноразовый паллет 800×1200 мм

  • Размер. 800×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции европаллета.

4. Грузовой неодноразовый паллет 1000×1200 мм

  • Размер. 1000×1200×145 мм, толщина доски 20-22 мм.
  • Маркировка. Фирменное клеймо отсутствует.
  • Конструкция. Аналогична конструкции финпаллета.

Сорта паллет

Если у вас имеется необходимость отправлять производимые товары на границу или же на производстве установлены линии, имеющие жесткие требования к габаритам паллет, то, без сомнения, лучше остановить свой выбор на сертифицированных евро- или финпаллетах. Наличие клейма на каждом поддоне свидетельствует о том, что они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами.

Как в России, так и за рубежом широко практикуется использование б/у паллет, по своему состоянию они делятся на три сорта.

Высший сорт

  • практически новые, крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • использованы не более трех раз.

Первый сорт

  • крепкие, белые паллеты;
  • без трещин и сколов;
  • не подвергались ремонту.

Второй сорт

  • допускаются небольшие загрязнения и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие сколы и трещины (не более 30см в длину и 3см в ширину);
  • часть паллет может быть после ремонта.

Чем отличаются поддоны от европоддонов?

В России производство поддонов регламентируется двумя основными документами: ГОСТ 9078– 84 и ГОСТ 9557–87.

  1. ГОСТ 9078– 84. Очень общий и описывает всего лишь тот факт, что поддоны существуют, и что они могут быть из дерева. В нем нет жёстких привязок ни к габаритам, ни к количеству гвоздей, ни к толщине досок. Есть лишь установленные размеры – 1200х800 и 1200х1000 мм. Согласно этому ГОСТу в рамках, обозначенных в двух габаритах, можно делать все что угодно.
  2. ГОСТ 9557– 87. Более жесткий: практически на 95% он идентичен европейскому стандарту UIC 435-2 по производству европоддонов. Основное отличие поддонов, изготовленных в России, от евростандарта – это отсутствие клейм EUR и EPAL. Клеймы отсутствую, поскольку наша страна пока не прошла сертификацию. Остальные параметры в палетах идентичны — допуски, припуски, толщина, количество гвоздей, фаски. В итоге появились так называемые поддоны БК («без клейма») — аналоги европоддона, только не сертифицированные.

Клейма европоддонов

Для контроля поддонов на них наносят определенные клейма. Если поддон произведен в Европе, то на нём всегда имеются два фиксированных клейма – EUR и EPAL.

Метка EUR означает его «европринадлежность». Другое клеймо – EPAL, говорит о том, что поддон произведен с соблюдением требований Европейской паллетной ассоциации (в паллетном бизнесе это что-то наподобие ISO 9001).

Эта организация проверяет европейские производства, формулирует требования, которым они должны соответствовать. Наличие на поддоне такой метки свидетельствует о том, что он собран с соблюдением всех технологий и отвечает стандартам качества, а само производство функционирует по нужному формату, вплоть до требования по наличию специальных зон курения для сотрудников. На территории России нет, к сожалению, ни одного представителя EPAL, но переговоры ведутся.

Фитосанитарная обработка паллет

На центральной «бобышке» поддона ставят еще одно клеймо, в просторечье называемое «колосок». Оно говорит о том, что поддон прошел фитосанитарную обработку согласно стандарту ISPM 15. На этом клейме печатают название партии, метод обработки, указывается страна-производитель. На поддоне, выпущенном в Европе, указывают также номер партии и год производства.

По этим клеймам, которые являются неотъемлемой частью европоддона, можно узнать, где и когда его собрали. Однако, поскольку клейма часто ставят поддельные, надёжный способ определить, откуда тот или иной поддон, пока не найден.

Карантинный пограничный контроль древесины в обязательном порядке подразумевает соответствующую фитосанитарную обработку поддонов, которую проводят разными способами.

Способы фитосанитарной обработки

  1. Фумигация — обработка бромистым метилом. Поддон, либо древесину, которая используется для его производства, опрыскивают составом, убивающим всех вредителей и бактерии. Недостаток этого метода в том, что древесина после фумигации несколько меняет свойства, на ней остается какое-то количество раствора, что не всегда хорошо. По этой причине некоторые предприятия, особенно по производству или хранению пищевой продукции, вообще не принимают поддоны, прошедшие фумигацию. Производители поддонов постепенно переходят на более прогрессивные карантинные методы.
  2. Тепловая обработка — достаточно длительное выдерживание поддонов в камере с повышенной температурой, после чего микроорганизмы и вредители погибают. Тепловая обработка не очень популярна, поскольку метод этот дорогой, и с его помощью тяжело наладить обработку большого потока пиломатериалов. Кроме того, невозможно обеспечить равномерную температуру в термокамере, а потому продукция сохнет неравномерно.
  3. Камерная сушка. Является наиболее привлекательным на сегодняшний день методом фитосанитарной обработки. В камеру загружают пиломатериал, используемый затем для производства поддонов, выдерживают нужное время при температуре более 60 °С и соответствующей влажности. Весь процесс автоматизирован, камера оснащена специальной системой, обеспечивающей циркуляцию воздуха. В древесину вворачивают датчики, которые измеряют влажность и температуру, и как только она доходит до требуемой стандартом, процесс завершается.

Все поддоны, на которых продукция экспортируется, должны пройти фитообработку и иметь на себе соответствующее клеймо. Если же поддон будет использоваться в России, жесткие правила по обработке поддонов не действуют.

Российские организации, которые действительно обладают такими технологиями сушки, можно пересчитать по пальцам. Нередко, чтобы фальсифицировать продукцию, поддельное клеймо ставят недобросовестные компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *