Могут ли рассмотреть дело без ответчика?

  • автор:

Новая редакция Ст. 167 ГПК РФ

1. Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

2. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.

В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

3. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В случае, если гражданин, в отношении которого подано заявление о признании его недееспособным, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрение дела в его отсутствие допускается при условии признания судом причин его неявки неуважительными.

4. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

5. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

6. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.

Комментарий к Статье 167 ГПК РФ

1. Вопрос, связанный с последствиями неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, является одним из самых сложных в подготовительной части судебного заседания. Проверка явки участников процесса происходит сразу же после открытия судебного заседания (ст. 161 ГПК РФ). Обязательное извещение лиц, участвующих в деле, является одним из условий правомерности его проведения. При этом необходимо проверить, надлежащим ли образом извещены лица, участвующие в деле, имели ли они достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (ч. 3 ст. 113 ГПК РФ). Если участвующие в деле лица не извещены либо извещены ненадлежащим образом, разбирательство дела откладывается (статья 169 ГПК РФ).

2. Лица, участвующие в деле, — основная группа участников процесса, которые самостоятельно решают вопрос о форме и пределах своего участия в деле. Но, для того чтобы предотвратить негативные для них последствия в случае неявки в судебное заседание, закон возлагает на них обязанность известить суд о причинах неявки. Лица, участвующие в деле, обязаны также представить доказательства уважительности причин неявки в суд. И если лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены, но не явились в суд, решающее значение приобретает уважительность или неуважительность причин неявки. Признав причину их неявки уважительной (болезнь, служебная командировка), суд откладывает разбирательство дела.

3. Если суд признает причины неявки неуважительными либо сведений о причинах неявки от лиц, участвующих в деле, к началу судебного заседания не поступит, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие этих лиц.

Отдельные особенности в действующем ГПК РФ имеют правила извещения о месте и времени судебного разбирательства по отдельным категориям дел. С целью защиты прав лиц, страдающих психическим расстройством по делам о признании гражданина недееспособным, Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 21.11.2011) допускает рассмотрение дела в отсутствие гражданина, в отношении которого возбуждено судопроизводство, исключительно при условии признания судом причин его неявки неуважительными. В этом смысле норма ч. 3 ст. 167 ГПК РФ развивает положения ч. 2 ст. 116 ГПК РФ, в соответствии с которой вручение повестки по делу о признании адресата недееспособным или ограниченно дееспособным иным гражданам не допускается.

4. Часть 4 ст. 167 ГПК РФ устанавливает правила рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика, даже в случае уважительности причин его неявки, но если он не сообщил о них суду и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В этом случае при условии согласия истца дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства (ст. 223 ГПК РФ). Следует отметить, что в прежнем гражданском процессуальном законодательстве суд был уполномочен на рассмотрение дела в отсутствие ответчика, если ответчик умышленно затягивает производство по делу. Статья 167 ГПК РФ такой санкции не содержит, но в этом случае с ответчика, недобросовестно заявившего спор относительно иска либо систематически противодействующего правильному и своевременному рассмотрению дела, суд может взыскать в пользу истца компенсацию за фактическую потерю времени (ст. 99 ГПК РФ).

В действующем гражданском процессуальном законодательстве предусмотрена процессуальная санкция и против истца, не просившего о разбирательстве дела в его отсутствие и не явившегося в суд по вторичному вызову, — оставление заявления без рассмотрения (абз. 8 ст. 222 ГПК РФ). Обязательное условие при этом — ответчик не должен требовать рассмотрения дела по существу. Аналогичная санкция установлена и для сторон, не просивших о разбирательстве дела в их отсутствие, если они не явились в суд по вторичному вызову (абз. 7 ст. 222 ГПК РФ).

5. Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны могут просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Заявление об этом подается в письменной форме либо заносится в протокол судебного заседания, в котором такое заявление было сделано. По общему правилу суд не вправе признать обязательным участие сторон в судебном заседании, если они обратились к суду с такой просьбой (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2008 N 13).

В то же время суд вправе признать явку сторон либо одной из них обязательной. Прямое указание об этом содержится в нормах гражданского процессуального законодательства. Например, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ст. 246 и 252 ГПК РФ). Более того, ГПК РФ предусматривает возможность наложения штрафа на указанных лиц в случае неявки в судебное заседание. По некоторым делам особого производства явка сторон также является обязательной (ст. 273 ГПК РФ). Основаниями для признания судом обязательности участия в судебном заседании сторон либо одной из них могут быть также случаи, указанные в ч. 3 ст. 68, ч. 3 ст. 79 ГПК РФ, и др.

6. По ранее действовавшему законодательству неявка представителя не лишала суд права рассмотреть дело в его отсутствие при условии надлежащего извещения лица, участвующего в деле. Положение ч. 6 ст. 167 ГПК РФ связывает возможность отложения разбирательства дела с неявкой его представителя. Ходатайство о таком заявлении должно исходить от лица, участвующего в деле, которое должно представить доказательства уважительности причин неявки представителя.

Другой комментарий к Ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена последствиям неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей.

Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и представителей зависят от двух обстоятельств:

1) имеются ли сведения об их извещении;

2) являются ли причины их неявки уважительными.

При отсутствии сведений об извещении участвующих в деле лиц суд обязан отложить разбирательство дела, назначить время и место следующего судебного заседания и известить об этом неявившихся лиц в установленном порядке (см. ст. ст. 115 — 117 ГПК и комментарий к ним).

Если в судебное заседание не явилось участвующее в деле лицо, которое было надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, решение вопроса о последствиях его неявки будет зависеть от характера причин неявки: являются они уважительными или неуважительными.

Закон не определяет, какие обстоятельства надлежит считать уважительными причинами, оставляя решение данного вопроса на усмотрение суда.

В случае признания причины неявки уважительной суд может отложить разбирательство дела, в противном случае суд продолжает рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.

2. Часть 4 комментируемой ст. 167 ГПК РФ устанавливает последствия неявки в судебное заседание ответчика.

В случае неявки надлежащим образом извещенного ответчика суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие, если будут налицо два условия в совокупности:

1) он не сообщил суду об уважительных причинах неявки;

2) он не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Стороны также могут просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения. Действие данной нормы распространяется на всех участвующих в деле лиц с учетом их процессуального положения и в зависимости от того, явились ли в судебное заседание стороны.

Однако следует учитывать, что суд по конкретному делу с учетом его обстоятельств вправе независимо от этой просьбы признать обязательным участие в заседании того или иного участвующего в деле лица.

3. При неявке истца, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд должен отложить разбирательство дела. При двукратной неявке истца при тех же обстоятельствах закон предписывает суду оставить иск без рассмотрения. К таким же последствиям приводит двукратная неявка обеих сторон (см. ст. 222 ГПК РФ и комментарий к ней).

Cтадия подготовки дел к судебному разбирательству и ее задачи

Подготовка дела к судебному разбирательству — это самостоятельная обязательная стадия гражданского процесса, представляющая собой совокупность процессуальных действий, совершаемых сторонами (и представи­телями) под руководством судьи, направленных к обеспечению своевременного и правильного рассмотрения и разрешения дела.

Альтернативное определение

Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству — стадия гражданского процесса, заключающаяся в деятельности ее участников при определяющей роли судьи по созданию условий для своевременного и эффективного рассмотрения и разрешения спора по существу.

Цель подготовки дел к судебному разбирательству:

  • обеспечение его правильного и своевременного рассмотрения и разрешения, желательно, в первом судебном заседании. Подготовка дел к судебному разбирательству является той стадией процесса, в которой закладывается основа правильного разрешения дела любого вида судопроизводства.

Согласно ст. 147 ГПК РФ после принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает:

  • действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле;
  • сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей.

Задачи подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 148 ГПК РФ):

  1. уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела;
  2. определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон;
  3. разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса;
  4. представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле;
  5. примирение сторон.

Подробнее

Уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, — деятельность лиц, участвующих в деле, и суда по определению предмета доказыва­ния, т.е. совокупности фактов, имеющих юридическое значение, которые необходимо доказать сторонам с тем, чтобы суд правильно применил нормы материального права, определил права и обя­занности сторон.

Если стороны заблуждаются относительно со­вокупности подлежащих доказыванию фактов, то судья на основе нормы или норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение по делу и кем они подлежат доказыванию.

Примирение сторон — проявление принципа диспозитивности и желаемое действие сторон на любой стадии процесса, особенно в стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Подготовка дела к судебному разбирательству может иметь место только после возбуждения гражданского дела, т.е. после принятия заявления к производству.

Объем и содержание процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству

Объем подготовительных процессуальных действий по кон­кретным категориям гражданских дел и методика подготовки отдельных дел имеют свою специфику, определяемую характе­ром спорного правоотношения, сложностью дела, трудностями доказывания, степенью спорности аргументов каждой стороны, другими обстоятельствами.

Подготовка дела по содержанию многообразна. Ст. 150 ГПК РФ содержит перечень подготовительных действий, которые могут быть совершены в том или ином объеме в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Необязатель­но, чтобы все перечисленные действия совершались по каждому гражданскому делу. Для правильного примене­ния данной нормы требуется учитывать обстоятельства, имеющие юридическое значение по конкретному делу.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству сто­роны совершают следующие действия, характерные для состяза­тельного процесса (ст. 149 ГПК РФ):

  • истец (или его представитель) передает ответчику (его пред­ставителю) копии доказательств, заявляет ходатайства об ис­требовании доказательств, если он не может получить их без помощи суда;
  • ответчик (его представитель) может уточнить у истца его ис­ковые требования и фактические основания этих требований представлять истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме на иск, передавать доказательства, обо­сновывающие возражения;
  • исходя из принципа равноправия сторон ответчик, как и истец имеет право заявлять ходатайства перед судьей об истребовании доказательств, которые он или его представитель не могут по­лучить самостоятельно без запроса суда.

Действия судьи в стадии подготовки дела к разбирательству (ст. 150 ГПК РФ):

  1. разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;
  2. опрашивает истца, ответчика или их представителей по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;
  3. разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;
  4. принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения;
  5. разрешает вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства;
  6. извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;
  7. разрешает вопрос о вызове свидетелей;
  8. назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика;
  9. по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;
  10. в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;
  11. направляет судебные поручения;
  12. принимает меры по обеспечению иска;
  13. в случаях, предусмотренных статьей 152 Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;
  14. совершает иные необходимые процессуальные действия.

Судья направляет либо вручает ответчику копии искового за­явления и приложенных к нему документов, обосновывающих тре­бования истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений. Непредставление ответчиком письменных объяснений и доказательств в случае его неявки в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Методы содействия в собирании доказа­тельств:

  • истребование доказательств непосредственно от их обладателя в результате пересылки их в суд;
  • истребование доказательств посредством дачи запроса на руки заинтересованному лицу для получения доказательств;
  • истребование доказательств способом судебного поручения;
  • получение доказательств методом назначения экспертизы;
  • получение доказательств путем осмотра.

Согласно ст. 150 ГПК РФ судья:

  1. направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца;
  2. предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений;
  3. разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (т.е. фактически вынесению заочного решения).

В случае систематического противодействия стороны своевременной подготовке дела к судебному разбирательству судья может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени по правилам, установленным ст. 99 Кодекса.

Особенности подготовки дела с использованием документов в электронном виде

См. Постановление Пленума ВС РФот 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»

Судья в определении о принятии к производству искового заявления, заявления, административного искового заявления, а также в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в процессе рассмотрения дела, в том числе гражданского иска в уголовном деле, вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить в указанный им срок требующиеся для рассмотрения дела документы в электронном виде.

В частности, суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить с возможностью копирования текста ранее поданные на бумажном носителе:

  • исковое заявление,
  • встречное исковое заявление,
  • отзыв на иск,
  • проект мирового соглашения (проект соглашения о примирении),

а также предложить представить доказательства, содержащие в том числе математические расчеты, в виде электронных таблиц с применением встроенных формул расчета каждого промежуточного и итогового значения, графические объекты, химические, физические и иные формулы.

Проект мирового соглашения (проект соглашения о примирении) может быть представлен в суд в виде:

  1. электронного документа, подписанного сторонами усиленной квалифицированной электронной подписью, либо
  2. электронного образа документа, содержащего графические подписи сторон, заверенного простой электронной подписью одной из сторон.

При этом вопрос об утверждении мирового соглашения (соглашения о примирении) рассматривается в судебном заседании.

После принятия к производству обращения, к которому в качестве доказательств обоснованности заявленных требований приложены распечатанные копии страниц сайтов в сети «Интернет», суд вправе в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства по делу в целях собирания (обеспечения) доказательств незамедлительно провести осмотр данных страниц.

Кроме того, доказательства, подтверждающие распространение определенной информации в сети «Интернет», до обращения заинтересованного лица в суд могут обеспечиваться нотариусом.

ВАЖНО! При оценке таких доказательств суд не вправе признать недопустимым обеспеченное нотариусом доказательство только на основании того, что нотариус не известил о времени и месте его обеспечения владельца сайта или иное лицо, которое предположительно разместило в сети «Интернет» информацию, относящуюся к предмету спора.

Доказательства, истребуемые судом у лиц, не являющихся участниками судебного разбирательства, а также документы, представляемые в суд лицами, содействующими осуществлению правосудия (например, переводчиками, экспертами, специалистами), могут быть направлены в суд в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

В случае направления в суд электронных образов доказательств суд после возбуждения производства по делу может потребовать представления подлинников данных доказательств, в частности, если:

  • в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства подлежат подтверждению только такими документами (например, векселем);
  • невозможно разрешить дело без подлинников документов (например, расписки заемщика);
  • представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию;
  • у судьи возникли основанные на материалах дела сомнения в достоверности представленных доказательств и (или) вопрос об их достоверности вынесен на обсуждение лиц, участвующих в деле.

Последствия непредставления подлинников доказательств:

  1. возможность рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам;
  2. обоснование выводов суда объяснениями другой стороны спора;
  3. признание судом определенного факта установленным или опровергнутым;
  4. вывод суда о признании соответствующего обстоятельства другой стороной спора;
  5. возникновение необходимости истребования доказательства судом по своей инициативе.

Если участниками уголовного судопроизводства представлены в суд документы в виде электронных образов, то суд в целях проверки и оценки доказательств вправе потребовать представления подлинников этих документов.

Предварительное судебное заседание по делу в стадии подготовки к судебному разбирательству

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья может назначить предварительное судебное заседание (ст. 152 ГПК РФ) (назначается не по каждому гражданскому делу, а только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 152 ГПК РФ).

Цели предварительного судебного заседания:

  1. процессуальное закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству;
  2. определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  3. определение достаточности доказательств по делу;
  4. исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности.

Предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны извещаются о времени и месте предварительного судебного заседания, в ходе которого имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства. Участие сторон в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи допускается в порядке, установленном статьей 155.1 ГПК РФ.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 215, 216, 220, абз. 2-6 статьи 222 Кодекса, производство по делу в предварительном судебном заседании может быть приостановлено или прекращено, заявление оставлено без рассмотрения.

О приостановлении, прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения выносится определение суда. На определение суда может быть подана частная жалоба.

В предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.

При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.

Спор о детях

При рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.

О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со статьями 229 и 230 ГПК РФ.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СЛУЖБЫ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Никоноров А.Н.1, Хаджимуратов Р.К.2

‘Никоноров Алексей Николаевич — кандидат технических наук, кафедра общенаучных и общетехнических дисциплин;

2Хаджимуратов Руслан Камильевич — курсант, командно-инженерный (автомобильно-дорожный) факультет, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье описаны этапы подготовки офицерского состава в военных заведениях во время Великой Отечественной войны. Нужны были инженеры автомобильной специальности с хорошей технической подготовкой, а так как их оказалось очень мало, в академиях бронетанковых и механизированных войск и в Военно-транспортной начали готовить по 70 специалистов ежегодно. В целях увеличения автомобильных офицерских кадров в училище практиковались приёмы экзаменов от экстернов и ускоренная четырёхмесячная подготовка офицеров из лиц, имеющих высшее или незаконченное высшее образование. Поэтому к концу войны было уже более 1000 специалистов. Ключевые слова: инженеры, курсанты, автомобилисты, Великая Отечественная война.

УДК-378.’47

Накануне войны подготовка офицерского состава автомобильных частей велась в очень ограниченном количестве.

В 1939-1940 годах были сформированы Пушкинское автотехническое, Горьковское, Гомельское и Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетные училища для подготовки командиров и техников автомобильной специальности .

Но, осуществив только один выпуск, три училища накануне войны были перепрофилированы в танковые. Даже выпускники Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища не попадали по предназначению, а направлялись на переквалификацию для танковых войск .

Аналогичное положение дел было с подготовкой военных инженеров автомобильной специальности. Их готовили не более 70 человек в год в академиях Бронетанковых и механизированных войск и в Военно-транспортной.

С первых дней войны потребность в офицерах-автомобилистах катастрофически возросла. Для пополнения некомплекта в специалистах в автомобильные части назначались офицеры из кавалерии, танковых и стрелковых войск .

Великая Отечественная война показала, что большинство офицеров, поступавших по мобилизации на должности помощников командиров частей по технической части, были со слабой технической подготовкой, плохо знали правила эксплуатации автомобильной техники. Например, в 17 артиллерийских дивизиях прорыва РВГК только два помощника командиров дивизий по технической части получили образование в военных академиях.

В результате этого количество средств тяги и автотранспорта, пришедших «в негодность только от преждевременного износа, достигло 26% всего парка дивизии» .

С организацией Главного автомобильного управления Красной Армии подготовка офицеров-автомоблистов значительно улучшилась.

Орджонекидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище было передано Главному автомобильному управлению и с мая 1943 г. переключилось полностью на подготовку офицеров автомобильной специальности. В соответствии с профилем обучения оно было переименовано в Орджоникидзеградское автомобильное училище и мотоциклистов уже не готовило. Срок обучения в училище сократился до одного года. Училище готовило как строевых офицеров, так и техников. По плану ее ежегодный выпуск из училища должен был достигать 1300 офицеров, однако ряд недостатков тормозил нормальную учебу и план полностью не выполнялся .

Личный состав, прибывающий в училище в качестве пополнения, не соответствовал предъявляемым требованиям. Это, прежде всего, связано с низким общеобразовательным уровнем обучаемых. Но даже, несмотря на это, выпускные комиссии в актах отмечали достаточно высокую практическую выучку курсантов, но при удовлетворительных теоретических знаниях. Этому результату способствовала напряженная работа постоянного состава училища, дружный коллектив которого сумел обеспечить необходимый уровень знаний и добился правильной организации учебного процесса, совмещая высокие требования по поддержанию воинской дисциплины курсантов с постоянной заботой о них.

В целях увеличения автомобильных офицерских кадров в училище практиковались приёмы экзаменов от экстернов и ускоренная четырёхмесячная подготовка офицеров из лиц, имеющих высшее или незаконченное высшее образование.

Так, за 1944 г. было выпущено 955 офицеров после годичного обучения, 97 чел. — после четырёхмесячного обучения и 118 офицеров, сдавших экзамены экстерном. Всего Орджоникидзеградское автомобильное училище в 1944 г. подготовило 1170 офицеров .

Подготовленные училищем офицеры способствовали правильной организации эксплуатации и технического обслуживания автомобилей, прививали крепкую воинскую дисциплину и организовывали боевую и политическую подготовку в автомобильных подразделениях.

С 1944 года вся артиллерия резерва Верховного Главнокомандования переводится на механическую тягу. Механическая тяга становится основной и в остальных артиллерийских соединения и частях. Автомобили, артиллерийские тягачи и тракторы пришли взамен конной тяги. Для эксплуатации этой сложной автомобильной и гусеничной техники возникла потребность в офицерских кадрах и необходимость в подготовке автотракторных техников для артиллерийских частей и соединений.

В январе 1944 г. был подписан приказ о формировании в г. Куйбышеве курсов автотракторных техников Главного артиллерийского управления Красной Армии. Но подготовка в условиях курсов не полностью удовлетворяла требованиям, предъявленным к офицерским кадрам автотранспортной специальности. — В 1944 г. по приказу народного комиссара обороны курсы были преобразованы в училище автотракторных техников артиллерии Красной Армии. Местом дислокации училища был определён г. Челябинск .

В условиях постоянной потребности в офицерах автомобильной специальности для Красной Армии Верховное Командование также осуществляло подготовку офицерских кадров для наших союзников. Так, на основании директивы Генерального штаба от 5 сентября 1943 г. № Орг/7/138936 при Орджоникидзеградском автомобильном училище было сформировано польское отделение на 50 человек по подготовке офицеров автомобильной службы за счёт штатной численности училища.

В тяжелые военные годы не была забыта и подготовка офицеров запаса. Постановлением СНК СССР от 15 апреля 1944 г. № 413 и приказом ИКО от 30 мая 1944 г. № 75 вводилась военная подготовка студентов в гражданских вузах. За Главным автомобильным управлением был закреплён 21 институт , в том числе: автодорожные, механизации сельского хозяйства, автомеханические, политические и некоторые машиностроительные. Для военной подготовки студентов при выделенных вузах создавались специальные военные кафедры. На Главное автомобильное управление возлагалось не только комплектование кафедр соответствующими специалистами и преподавателями, но и обеспечение вузов автомобильным имуществом (автомобилями, литературой, плакатами, макетами и т. д.) .

В 1944 г. военная подготовка по автомобильной специальности проводилась со студентами 1 и 2 курсов общей численностью 7548 чел., в том числе 4105 женщин .

Таким образом, за годы войны было подготовлено необходимое количество офицеров автомобильной специальности. Только военно- автомобильное училище и Высшая офицерская автомобильная школа в эти суровые годы осуществили выпуск 4750 офицеров-автомобилистов .

Подготовка водителей автомобилей перед Великой Отечественной войной осуществлялась в подразделениях, в которых они проходили службу, а также в учебных автомобильных частях, подчиненных Главному автобронетанковому управлению. «По состоянию на 21 июня 1941 г. учебные автомобильные части были представлены: отдельным учебным автомобильным полком и отдельным учебным автомобильным батальоном» .

Великая Отечественная война потребовала большого количества водителей и младших специалистов автомобильной службы, имевшиеся на этот период учебные части не могли обеспечить укомплектование войск водителями и специалистами службы. В начале войны армия пополнялась водителями автомобилей, призванными по мобилизации из народного хозяйства или из числа солдат, прошедших кратковременную техническую подготовку в запасных (учебных) автомобильных полках, количество которых в первые недели войны было доведено до шести . В военных округах также имелись учебные автомобильные батальоны для подготовки водителей и сержантского состава.

Для удовлетворения потребности фронтов в водителях были вновь сформированы одиннадцать учебных автомобильных полков (1941-1942 гг.). Из этого числа пять полков в июне 1943 г. были расформированы в связи с сокращением тыловых частей и учреждений . В это же время были сформированы два учебных автомобильных полка: для подготовки водителей артиллерийских частей и подготовки автомобильных механиков. Эти части имели центральное подчинение.

В 1942 г. укомплектование вновь формируемых частей осуществлялось водителями, обеспеченными новыми автомобилями. «Были сформированы три учебных автомобильных батальона при Московском, Горьковском и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ульяновском автомобильных заводах, которые принимали из учебных автомобильных полков водителей, прошедших трёхмесячный курс обучения, но не имевших достаточных практических навыков (не более 10 часов практической езды на автомобиле ГАЗ-АА). В учебных батальонах обучались практическому вождению машин по специально разработанной программе, рассчитанной на десять дней. Всего эти батальоны подготовили 63,5 тысячи человек» .

По состоянию на 10 декабря 1944 г. непосредственно в ведении Главного автомобильного управления Красной Армии имелось 12 отдельных автомобильных полков. В этих полках велась основная работа по обучению и подготовке водителей.

В период с 1 января по 15 ноября 1944 г. полки подготовили и выпустили 42 313 водителей и 997 автомехаников.

Подготовка водителей осуществлялась в отдельном учебном автомобильном полку гвардейских миномётных частей и в отдельных автомобильных батальонах. Для артиллерийских частей в годы войны они сумели подготовить 62 171 водителя, из них: в 1942 г. — 6502, в 1943 г. ~ 18 251, в 1944 г.-23 193 и в 1945 г. — 14 225 человек .

Полк состоял из трёх батальонов (обшей численностью 1500 чел.): подготовки водителей численностью 555 человек; подготовки сержантов (роты: младших командиров, автомехаников, ремонтников); резерва командного состава, водителей автомобилей (роты: среднего комсостава, автомехаников и ремонтников, резерва водителей и автомобилей).

Фронтовыми (запасными) автомобильными частями за годы Великой Отечественной войны подготовлено для войск значительное количество водителей. Только за 1944 г. девятью полками было подготовлено 11 388 человек, в том числе 10941 водитель, 59 авторемонтников и 338 автомехаников .

В качестве наглядного примера работы фронтовых запасных автомобильных полков (ФЗАП) по подготовке водителей характерен опыт работы 34 ФЗАП 2-го Белорусского фронта. Сформирован данный полк в г. Котельниково по приказу НКО от 18 января 1943 г. № 042 и прошел путь с войсками до Нойштетина. До 10 апреля 1943 г. он входил в 6 автомобильную бригаду СВГК, занимался подвозом материальных средств и обеспечивал войска. Приступив к обучению специалистов службы с 10 апреля 1943 г., до конца войны он подготовил 3 592 человека, в том числе 170 командиров отделений, 96 автомехаников, 263 авторемонтника и 3063 водителя .

Следует особо подчеркнуть работу, проводимую в 34 ФЗАП по совершенствованию учебно-материальной базы. В первый год его создания она была недостаточной и не в полной мере обеспечивала учебный процесс по подготовке водителей и младших специалистов службы в сроки, установленные программой Главного автомобильного управления Красной Армии. В ходе умелой и вдумчивой работы, благодаря инициативе и самоотверженности офицерского и сержантского состава учебно- материальная база полка непрерывно развивалась. Это позволило к лету 1944 г. создать учебно-материальную базу согласно штату. В полку имелось 20-25 классов, в том числе «восемь были оборудованы для занятий по отечественным маркам автомобилей, один — по иностранным, один — для регулировочных, два — для электротехнических работ и другие» .

В ряде ФЗАП имелись и успешно использовались оборудованные в кузове автомобиля или прицепа передвижные классы. В этих классах имелась необходимая материальная часть, разрезные экспонаты, комплект плакатов, а также классная доска. Отдельные узлы и детали раскладывались по системам и хранились в ящиках.

При частой передислокации ФЗАП эти передвижные классы обеспечивали подготовку обучаемых. Кроме материальной части автомобиля будущие специалисты также изучали общую и специальную технику, автомобильную службу, правила эксплуатации и технического обслуживания, а также обучались практическому вождению машин.

В связи с весьма сжатыми сроками обучения (2,5-3) месяца постоянному составу ФЗАП приходилось интенсивно и целеустремленно работать, чтобы обеспечить фронт квалифицированными кадрами.

В конце войны возникла острая необходимость в подготовке автомобильных механиков в связи с вводом их в 1944 г. в штаты автомобильных частей и подразделений. Для выхода из создавшегося положения на эти должности назначались опытные водители, но сказывалось отсутствие у них достаточной теоретической и практической подготовки. В связи с этим 17-й ФЗАП в полном составе стал заниматься подготовкой механиков. В конце войны в Боровичах (Новгородская область) и Умани (Киевская область) созданы специальные школы автомехаников с десятимесячной программой обучения .

Для покрытия потребности в ремонтниках был сформирован первый авторемонтный батальон, который затем (в марте 1944 г.) был переименован в школу младших специалистов-ремонтников по штату № 032/21 численностью 999 человек с дислокацией в г. Сталиногорске. Данная школа готовила:

автомехаников, электромехаников, токарей по металлу, кузнецов, электрогазосварщиков, шиноремонтников, медников-заливщиков .

Опыт подготовки этих специалистов выявил ряд трудностей :

укомплектование переменным составом велось без учета специфики их предназначения по профессии и, как следствие, приводило к увеличению сроков подготовки, снижало квалификацию ремонтников;

фактическое отсутствие учебно-материальной базы (особенно станков, приборов, инструментов); фактически все обучение сводилось к практической работе на автомобильных складах и в мастерских. Сроки обучения устанавливались 6-10 месяцев.

Всего за годы войны было подготовлено 209 325 и переподготовлено 32164 водителя, а также подготовлено 1650 автомехаников, 1676 специалистов-ремонтников и 150 складских работников .

Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны была создана система подготовки кадров автомобильной службы, способная успешно выполнять задачи по обеспечению войск в условиях боевых действий.

Список литературы

1. Гойман В. По градам и весям родной земли. Петербург, 1913.

2. Автомобильная техника. Автомобильные войска. Автомобильная служба. М.: Воениздат, 1982,

3. Механическая тяга артиллерии в Великой Отечественной войне. М.: 1957.

4. Автомобильный транспорт в Великой Отечественной войне, перспективы его развития и использования в современной войне. Монография / Под ред. А.Л. Матвиевского. Л.: ВАТТ, 1960.

5. 50 лет на марше (к юбилею института). Военные автомобили в историческом аспекте. Становление и развитие института. Воспоминания ветеранов. Бронницы, 21 НИИ МО РФ, 2004.

6. Афанасьев А.С. Эксплуатация автотракторной техники в период становления Красной Армии и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СПб: ВАТТ, 1996.

7. Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1983.

8. Информационный сборник автотракторной службы. № 39. М.: Воениздат, 1967.

9. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1977.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Мотовилин Г.В. 100 лет русскому автомобилю и развитие авторемонтного производства. Саратов: Издательство «Слово», 1999.

11. История автомобильной службы и автомобильных войск Советской Армии / Под ред. М.А. Кузнецова. Л.: ВТА, 1953.

12. Федюнинский И.И. На востоке. М.: Воениздат, 1985.

13. Козловский П.И., Сосин А.И. Автомобильные перевозки войск Л.: ВТА, 1947.

14. Бои в Финляндии. Часть П. М.: Воениздат НКО, 1941.

15. 16-й Военно-исторический очерк о работе автомобильной службы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Т. I. М.: Штаб Тыла ВС СССР, 1948.

16. Карпушин И.С. Автомобильная служба и автомобильные войска Советской Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Л.: ВАТТ, 1979.

17. БогдановП.И. На Дороге жизни. Л.: Лениздат, 1975.

18. ШиянИ.С. Генерал армии Хрулев. М.: Воениздат, 1980.

19. Сборник руководящих приказов и директив по эксплуатации и техническому обслуживанию автомашин парка Красной Армии. № 2. М.: Воениздат НКО, 1945.

20. Бучин А.Н. 170 ООО километров с Г.К. Жуковым. М.: Молодая гвардия, 1994.

21. Сборник руководящих приказов и директив по эксплуатации и техническому обслуживанию автомашин парка Красной Армии, № 5. М.: Воениздат НКО, 1945.

22. Директива начальника ГАВТУ Красной Армии от 4.09.1943 г. № 537/УЭА «О подготовке автомобилей Красной Армии к осенне-зимней эксплуатации».

23. Краткая инструкция водителю автомобиля ЗИС-42. М.: Воениздат, 1944.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *