Модельный кодекс

  • автор:

Модельный закон СНГ

Смотреть что такое «Модельный закон СНГ» в других словарях:

  • Модельный закон — (англ. model law) рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом федеративного государства, гос ного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной… … Энциклопедия права

  • МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН — законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры). Создание З.м. практикуется в США (для штатов) и в СНГ (для государств… … Юридический словарь

  • модельный закон — законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений (иногда и пояснения к возможным вариантам, примеры). Создание З.м. практикуется в США (для штатов) и в СНГ (для государств… … Большой юридический словарь

  • МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН — имеющий рекомендательный характер акт, принимаемый либо международной ор ганизацией, либо законодательным органом федеративного государства в целях унификации законодательства разных государств или субъектов федерации: ориентир на согласованную… … Энциклопедия юриста

  • ЗАКОН (в праве) — ЗАКОН, в праве нормативный правовой акт (см. НОРМАТИВНЫЙ АКТ); установленное государством общеобязательное правило. В узком, юридическом смысле, под термином «закон» понимают юридический акт, принятый высшим представительным органом… … Энциклопедический словарь

  • ЗАКОН — в широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле 3. нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти … Энциклопедия юриста

  • Межпарламентская ассамблея СНГ — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Межпарламентская ассамблея государств участников СНГ … Википедия

  • Миротворческие операции СНГ — операции по поддержанию мира, проводимые по решению Совета глав государств СНГ в соответствии с Уставом СНГ, военным и гражданским персоналом одного или нескольких государств участников СНГ на территории государств Содружества… Источник:… … Официальная терминология

  • Локальные миротворческие операции в СНГ — Локальные миротворческие операции операции по поддержанию мира, проводимые в отсутствие мандата ООН, СНГ или иной региональной организации на основании двусторонних и/или многосторонних международных договоров и соглашений государства участника… … Официальная терминология

  • Культурное наследие народов СНГ — объекты духовной и материальной культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития национально… … Официальная терминология

МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК СТРАН СНГ: ОТРАЖЕНИЕ В МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ИГУМНОВА Н.П., САХАРОВ Н.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК СТРАН СНГ: ОТРАЖЕНИЕ В МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Статья посвящена проблеме постоянного обновления модельного библиотечного законодательства стран СНГ, дополнения и изменения правовых норм регулирования библиотечного дела, основных, в том числе новых перспективных, направлений деятельности, которые являются результатом развития библиотечной теории и практики. К их числу относится инновационная, информационная, международная и этнокультурная деятельность библиотек. Развитие модельного законодательства предполагает также введение концепций, положений, рекомендаций в систему подзаконных актов. Рассматриваются предложения о подзаконном акте — модельных рекомендациях по обязательному экземпляру печатного издания в электронной форме.

Ключевые слова: библиотечное законодательство, подзаконные акты, обновление, модельные рекомендации, обязательный экземпляр печатного издания в электронной форме.

IGUMNOVA N. P., SAKHAROV N. A. MODERNIZATION OF CIS LIBRARIES: REFLECTION IN MODEL LEGISLATION

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ИГУМНОВА Н.П., САХАРОВ Н.А. МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК СТРАН СНГ: ОТРАЖЕНИЕ В МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Начало разработки модельного библиотечного законодательства относится к 1992 г. в связи с подключением Библиотечной Ассамблеи Евразии к работе Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Первыми модельными законами стали законы о библиотечном деле, об обязательном экземпляре документов, о машиночитаемых носителях информации, национальной библиотеке и книжных памятниках. Это были главные реперные точки, на определении которых строилась как государственная, так и межгосударственная библиотечная политика стран СНГ. В законодательную систему того времени вкладывались идеи построения национальных библиотечных систем, действующих на демократической основе (ликвидация спецхранов и доступность документов, библиотечные ассоциации, другие), в условиях зарождающейся рыночной экономики и в соответствии с культурной политикой; повышения роли национальных и паранациональных библиотек; изучения и сохранения книжных памятников и перехода к информатизации.

Были приняты на межгосударственном уровне СНГ две редакции модельного Библиотечного кодекса как свода отдельных законов в 2001 г. и модернизированный 2003 г. .

Смысл модельного законодательства состоит в том, чтобы гармонизировать, сблизить по принципам, смыслу и содержанию национальные законы и, с другой стороны, служить ориентиром для использования новых, зарекомендовавших себя на практике, направлений деятельности.

В 2008 г. МПА СНГ приняла изменения и дополнения к модельному Библиотечному кодексу для государств — участников СНГ . В них были уточнены позиции, связанные с составом фондов и книжными коллекциями, отражением памятников письменности в государственном реестре книжных памятников, а также работы пограничных библиотек для сохранения и развития культурной самобытности народов, проживающих на приграничных территориях.

Но в наибольшей степени, они касались авторского права и электронных документов. Было прописано создание электронной библиотеки как за счет получения обязательного экземпляра документа, так и за счет перевода фондов в электронную форму в соответствии с национальным законодательством об авторском праве.

В 2016 г. была принята уже принципиально новая по структуре и содержанию библиотечной деятельности третья редакция модельного кодекса. К этому времен обнаружились пробелы, неэффективные положения, утратившие силу нормы права. Разработанные за прошедшее время модельные законы по авторскому праву, информационной, инновационной деятельности этнокультурному взаимодействию потребовали реализации новых подходов и отражения активно развивающихся направлений работы библиотек стран СНГ. Новая редакция представляла собой целостный, систематизированный и упорядоченный нормативно -правовой документ, собрала воедино положения, разбросанные по разным

нормативно-правовым актам, сняла избыточную детализацию правовых основ деятельности национальных и публичных (общедоступных) библиотек .

В том же 2016 г. в российском законодательстве был сделан еще один шаг вперед, когда в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» были внесены изменения и дополнения, в результате чего этот закон обрел ныне действующую редакцию. В настоящее время электронные издания определяются в нем как «документы, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме и которые прошли редакционно-издательскую обработку, имеют выходные сведения, тиражируются и распространяются на машиночитаемых носителях». Важным и своевременным стало следующее новое определение: «экземпляр печатного издания в электронной форме — электронная копия оригинал-макета, с которого осуществлялась печать документа, воспроизводящая информацию, содержащуюся в изданном документе (печатном издании), включая его текст, иллюстрации и все элементы оформления» .

Примечательно, что и в других государствах Содружества Независимых Государств возникла потребность ввести законодательную норму, определяющую правовой статус такого понятия как обязательный экземпляр печатного издания в электронной форме. Инициаторами введения этой нормы выступили ряд национальных библиотек. Это вполне логично, поскольку электронные документы становятся все более весомой частью общего массива документов, а именно национальные библиотеки призваны решать такую важную государственную задачу как обеспечение наиболее полного формирования национального библиотечного фонда. При этом в государствах СНГ активно развиваются электронные библиотеки, растет удельный вес электронных изданий, но отсутствует правовая норма об обязательном экземпляре печатного издания в электронной форме.

На XXIII Общем собрании Библиотечной Ассамблеи Евразии, состоявшемся 11 сентября 2019 г. в Бресте (Республика Беларусь) было

принято решение о создании Экспертного совета из руководителей национальных библиотек и межгосударственной рабочей группы для подготовки Модельных рекомендаций по установлению единых подходов по вопросу обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме. Представители рабочей группы были приглашены для предоставления информации на очередное заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по культуре, информации, туризму и спорту, состоявшееся 10 октября 2019 г. в Санкт-Петербурге. По итогам обсуждения от имени этой Комиссии в Перспективный план модельного законодательства в Содружестве Независимых Государств на 2020-2022 годы был внесен пункт о подготовке Рекомендаций по установлению единых подходов по вопросу обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме в государствах-участниках СНГ .

В настоящее время в рамках БАЕ идет процесс подготовки соответствующих Модельных рекомендаций. Российская государственная библиотека распространила среди национальных библиотек Содружества информационно-аналитические материалы по данной проблематике с изложением весьма неоднозначного российского опыта и предложила для обсуждения проект структуры и содержания Рекомендаций. Первоначальный обмен мнениями между национальными библиотеками Содружества, пожелавшими принять участие в данном проекте, показал, что по обсуждаемым вопросам и формулировкам существует достаточно высокий уровень согласия. Это позволяет рассчитывать на дальнейшую продуктивную работу по Модельным рекомендациям. В то же время нельзя не видеть и немалые трудности в реализации идеи о внедрении практику такого вида обязательного экземпляра как печатное издание в электронной форме.

Пока что не вызывает возражений вопрос о самом определении этого вида. За основу предлагается взять российский вариант определения, сформулированный в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре

документов». Этот вариант был хорошо проработан на экспертном уровне, и, видимо, он достаточно универсален.

Есть, по крайней мере, предварительное согласие и по вопросу о технических требованиях, которым должны удовлетворять электронные файлы обязательных печатных изданий. Как известно, современная сфера производства электронных продуктов на мировых рынках достигла высокой степени унификации и стандартизации, и это распространяется на изготовление электронных файлов печатных изданий, их формат, качество, условия хранения и использования.

Что касается порядка и сроков доставки производителями обязательных печатных изданий в электронной форме, а также определения состава библиотечно-информационных организаций, которые должны будут получать этот вид обязательных документов, то эти нормы предлагается не делать обязательными и едиными для всех, а определять их каждой из стран Содружества самостоятельно, в зависимости от ее конкретных условий и индивидуальных подходов.

Вероятно, одной из главных сложностей станет определение в Модельных рекомендациях оптимального баланса между правами и интересами правообладателей обязательных экземпляров и правами и интересами библиотек и их пользователей в сфере доступа к обязательному экземпляру в электронной форме. Не секрет, что в Российской Федерации эта проблема, несмотря на имеющиеся нормы федерального закона, решается далеко не удовлетворительно. По существу, многие издательства отказываются предоставлять РГБ и Российской книжной палате обязательные экземпляры своих печатных изданий в электронной форме, ссылаясь на то, что предоставление этих электронных копий в открытом доступе чревато изготовлением, причем в массовом масштабе, незаконных копий. Игнорировать наличие этой проблемы невозможно, но, здесь важно надо отметить, что в той же Российской государственной библиотеке предпринимается комплекс технологических мер по недопущению

незаконного копирования обязательного печатного издания в электронной форме. В любом случае, положения Модельных рекомендаций в этой части должны быть особенно выверенными и взаимоприемлемыми и для правообладателей, и для библиотек и их пользователей.

Предполагается, что на основе Модельных рекомендаций могут быть внесены дополнения в ряд статей ныне действующего модельного Библиотечного кодекса для государств-участников СНГ. Пока преждевременно говорить о том, насколько это получится, но такая перспектива существует. В целом, принятие Межпарламентской ассамблеей СНГ Модельных рекомендаций по установлению единых подходов по вопросу обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме будет способствовать дальнейшему развитию национальных библиотек Содружества в цифровую эпоху.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ (части первая-третья). — М.: РГБ. -2001. — 51 с.

2. Модельный библиотечный кодекс для государств-участников СНГ. -М.: РГБ. — 2017. — с. 46 — 49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Модельный Библиотечный кодекс для государств-участников СНГ: (новая редакция). — М.: Пашков дом. — 2017. — 67 с.

8. XXIII Общее собрание Библиотечной Ассамблеи Евразии // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. — 2019. — № 4. — С. 10-13.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Игумнова Наталия Петровна, Российская государственная библиотека, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, igumnovanp@rsl.ru Сахаров Николай Анатольевич, Российская государственная библиотека, советник дирекции библиотеки доктор политических наук, sakharovna@rsl .т

Модельный закон СНГ «Об основах регулирования Интернета»

Приложение

к постановлению МПА СНГ

от 16.05.2011 г. № 36-9

Межпарламентская Ассамблея государств – участников

Содружества Независимых Государств

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах регулирования Интернета

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера регулирования отношений настоящим Законом

1. Настоящий Закон устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования отношений, связанных с использованием Интернета, устанавливает порядок государственной поддержки развития Интернета, определяет отношения между участниками процесса регулирования Интернета и их функции при осуществлении регулирования, устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное прямо не установлено в настоящем Законе.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Интернет – глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов (Internet Protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц;

управление Интернетом – разработка и применение правительствами, государственными предприятиями и учреждениями, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование;

оператор услуг Интернета – лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием интернет-технологий;

уполномоченный орган (в области Интернета) – орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и использования Интернета;

национальный сегмент Интернета – включает в себя домены, признанные в установленном национальным законодательством порядке национальными доменами государства, интернет-ресурсы, расположенные в иных доменах или не относящиеся к каким-либо доменам, хостинг которым предоставляется на территории государства, а также сети связи национальных операторов связи, предоставляющих услуги по доступу в Интернет;

доменное имя (домен) – символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен DNS;

национальный домен первого уровня – домен, имя которого представлено кодом страны, утвержденным Международной организацией по стандартизации (ISO 3166), или иной домен;

национальный домен второго уровня – субдомен домена первого уровня, имя которого включает в себя имя домена первого уровня и собственное имя;

национальный регистратор – организация, осуществляющая регистрацию электронных адресов национальных доменов и ведение справочника указанных адресов.

Статья 3. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом

Субъектами отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:

— государство в лице его органов власти, уполномоченных на осуществление регулирования Интернета;

— пользователи Интернета – юридические и физические лица, которым предоставляются услуги Интернета;

— операторы услуг Интернета;

— саморегулируемые организации, участвующие в процессе регулирования Интернета.

Статья 4. Соотношение настоящего Закона и международных договоров

Если международным договором, участником которого является государство, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются положения международного договора.

Глава II. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 5. Основные принципы регулирования отношений, связанных с использованием Интернета

Регулирование отношений, связанных с использованием Интернета, осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

— обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации;

— учет особенностей построения и развития Интернета, включая установленные на международном уровне и действующие на момент принятия настоящего Закона применимые организационные правила и технические процедуры;

— ограничение сферы регулирования Интернета только теми предметными областями, в отношении которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требований действующего законодательства нормы и правила, установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета;

— нераспространение регулирования на отношения, связанные с развитием Интернета и не затрагивающие установленные законодательством права и интересы личности, общества и государства.

Статья 6. Подготовка нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием Интернета

1. Подготовка нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений, связанных с использованием Интернета, осуществляется при участии представителей саморегулируемых организаций пользователей и операторов услуг Интернета в качестве экспертов (специалистов).

2. Нормативные правовые акты, затрагивающие нормы и правила, которые регулируют технологические и организационные аспекты развития Интернета на международном уровне, подлежат обязательному согласованию с международными организациями, принявшими указанные нормы и правила.

Статья 7. Государственное регулирование и поддержка развития Интернета

1. Государство поощряет и поддерживает развитие Интернета.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления принимают меры, обеспечивающие:

— равноправный, недискриминационный доступ пользователей к Интернету;

— недопущение необоснованных ограничений деятельности операторов услуг Интернета и осуществляемого посредством Интернета обмена информацией;

— содействие развитию рынка услуг, оказываемых с использованием интернет-технологий, недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции.

3. Государство в лице уполномоченного органа государственной власти и саморегулируемые организации пользователей и операторов услуг Интернета совместно участвуют в разработке проектов международных норм, регулирующих технологические и организационные аспекты развития Интернета.

4. Бюджетные ассигнования, связанные с государственной поддержкой развития Интернета, предусматриваются законодательством о бюджете на соответствующий период и направляются органам исполнительной власти и иным организациям, участвующим в развитии Интернета.

Глава III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 8. Компетенция участников регулирования отношений, связанных с использованием Интернета

1. Участниками процесса регулирования Интернета являются государство, операторы услуг Интернета, саморегулируемые организации.

2. Государство в лице уполномоченных органов в процессе регулирования Интернета осуществляет:

— разработку, координацию и реализацию государственной политики на национальном, региональном и международном уровнях;

— создание благоприятных условий для развития, распространения и широкого применения Интернета и интернет-технологий;

— разработку, согласование и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с использованием Интернета;

— надзор за соблюдением законодательства, регулирующего отношения, связанные с использованием Интернета;

— содействие распространению передового опыта в области регулирования отношений, связанных с использованием Интернета;

— борьбу с правонарушениями, совершаемыми с использованием Интернета.

3. Операторы услуг Интернета в процессе регулирования Интернета осуществляют:

— разработку предложений, принципов и инструментария для заинтересованных сторон по вопросам регулирования отношений, связанных с использованием Интернета;

— участие в разработке государственной политики, проектов нормативных правовых актов в сфере использования Интернета;

— участие в разработке стандартов, применяемых при развитии Интернета.

4. Саморегулируемые организации в процессе регулирования Интернета осуществляют:

— общественный контроль за мерами, предлагаемыми и применяемыми государством;

— общественную экспертизу разрабатываемых и (или) принимаемых законов и иных нормативных правовых актов;

— участие в разработке стандартов, применяемых при развитии Интернета;

— участие в организации функционирования системы национальных доменных имен;

— контроль качества услуг, оказываемых операторами услуг Интернета;

— содействие решению задачи обеспечения равноправного доступа граждан к Интернету.

Статья 9. Международное сотрудничество в области регулирования Интернета

1. Международное сотрудничество в области регулирования Интернета осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также устоявшихся в международной практике обычаев и деловых обыкновений.

2. Уполномоченный орган в пределах своих полномочий представляет и защищает интересы государства в области Интернета, взаимодействует с уполномоченными органами иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области Интернета, осуществляемого государством, его гражданами и организациями, обеспечивает выполнение обязательств государства, вытекающих из международных договоров в области Интернета.

3. Национальный регистратор принимает такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальном сегменте Интернета, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих национальное законодательство или публичный порядок других государств либо используемых администратором домена для осуществления деятельности, запрещенной национальным законодательством.

4. Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области использования Интернета на территории государства, пользуются правовым режимом, установленным для собственных граждан, если иное не установлено национальным законодательством.

5. Компетентные судебные и правоохранительные органы по вопросам оказания правовой помощи по преступлениям в сфере компьютерной информации взаимодействуют с компетентными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами или на основе принципа взаимности путем направления и исполнения запросов.

Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в порядке, предусмотренном соответствующими международными договорами.

6. Взаимодействие и разрешение споров государств – участников СНГ по вопросам регулирования Интернета осуществляется через Координационный совет государств – участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, созданный решением Совета глав правительств СНГ.

Статья 10. Регулирование и государственная поддержка развития и эксплуатации инфраструктуры Интернета

1. Государство осуществляет стимулирование развития и использования инфраструктуры Интернета, в том числе путем применения налоговых льгот и преференций.

2. При принятии решений о государственной поддержке инфраструктурных проектов развития Интернета приоритет должен отдаваться передовым технологическим решениям, обеспечивающим более широкое использование Интернета гражданами по доступным для них ценам.

3. Государство создает условия для равного доступа к инфраструктуре Интернета для всех пользователей на недискриминационной основе.

4. Государство осуществляет целевую деятельность по распространению использования интернет-технологий во взаимодействии между государством, предприятиями частного сектора и гражданами, путем оказания государственных услуг с использованием указанных технологий.

Статья 11. Определение места и времени совершения юридически значимых действий

1. Юридически значимые действия, осуществленные с использованием Интернета, признаются совершенными на территории государства, если действие, породившее юридические последствия, было совершено лицом во время его нахождения на территории этого государства.

2. Временем совершения юридически значимых действий признается время совершения первого действия, породившего юридические последствия.

Статья 12. Коллизионные вопросы

В случае если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия иностранного и национального законодательства, то действует норма национального законодательства государства, на территории которого в соответствии со статьей 11 настоящего Закона считается совершенным юридически значимое действие.

Статья 13. Противодействие использованию Интернета в противоправных целях

Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в противоправных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 12 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *