Миграционное законодательство в 2018

  • автор:

ТАШКЕНТ, 27 окт — Sputnik. Солецкий районный суд впервые в российском судопроизводстве юридически признал геноцидом массовые убийства мирных жителей нацистами – по факту расправ в деревне Жестяная Горка Новгородской области в 1942 году, пишет РИА Новости.

В заключительном слове начальник гражданско-правового отдела прокуратуры Новгородской области Виталий Новиков отметил, что по уставу Нюрнбергского трибунала военные преступления не имеют сроков давности. При этом, по его словам, факты «истребления этнических групп советского народа» в войну до этого официально не признавались.

«Прошу фактом, имеющим юридическое значение, признать преступления «тайлькоманды» в отношении не менее 2,6 тысяч граждан на Жестяной Горке военными преступлениями против человечества и геноцидом национальных и этнических групп советского народа для колонизации захваченных земель немцами», — отметил Новиков.

В 1942 году в деревне Жестяная Горка нацистские каратели проводили массовые расстрелы мирного населения. Весной прошлого года в рамках всероссийского проекта «Без срока давности» поисковики нашли там более 500 останков, в том числе множество детских.

По данным прокуратуры, в 1942 году для массовых убийств мирных жителей нацисты создали «тайлькоманду» из более чем 20 человек во главе с офицерами-немцами и австрийцами. В качестве рядовых исполнителей там участвовали среди прочих выходцы из Латвийской ССР.

Благородство и геноцид. Почему Вторая мировая война все еще актуальна >>

Организатором массовых убийств прокуратура считает немецкого генерала Курта Херцога, осужденного в 1947 году советским военным трибуналом к 25 годам лагерей (умер в 1948-м). Вместе с тем исполнители расправ к ответственности так и не привлекались.

В 1942–1943 годах в деревне Жестяная Горка «тайлькоманда» систематически устраивала массовые казни мирных жителей и пленных красноармейцев – за это время, по данным прокуратуры, ее жертвами стали минимум 2,6 тысячи человек.

Без срока давности: СК ищет латвийских карателей, виновных в геноциде >>

Как выяснилось в ходе экспертиз более 500 костных останков, найденных в этих местах, среди убитых было 188 детей, младшим из которых было всего пять лет. Людей убивали выстрелами в голову, тупыми и рубящими ударами, часто множественными.

В этой связи помощник президента Владимир Мединский отмечал, что несмотря на колоссальные потери СССР в войне факт геноцида на международном уровне признан только в отношении евреев, цыган и сербов. Между тем, по данным Минобороны РФ, Советский Союз потерял 27 миллионов человек убитыми и умершими.

Основные законы, регламентирующие жизнь и работу иностранных граждан в России

  • ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 19.07.2017)
  • ФЗ 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 29.07.2017)
  • ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017)
  • Трудовой кодекс РФ. Скачать
  • ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства(ред. от 29.07.2017)
    (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)
  • Трудовая миграция раздел XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)

Статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся иностранных граждан

  • Весь Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) — Cкачать
  • Глава 18 КоАП РФ Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации — Cкачать
  • Статья 12.32.1 КоАП РФ
  • Статья 18.8 КоАП РФ
  • Статья 18.9 КоАП РФ
  • Статья 18.10 КоАП РФ
  • Статья 18.15 КоАП РФ
  • Статья 18.16 КоАП РФ
  • Статья 18.17 КоАП РФ
  • Статья 18.18 КоАП РФ
  • Статья 18.20 КоАП РФ
  • Статья 19.27 КоАП РФ

Законы и постановления, которые вносят изменения в основные законодательные акты, регламентирующие пребывание иностранных граждан в России

2018 год

«О внесении изменений в статьи 8 и 23 федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской федерации»

«О внесении изменений в федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

» О формах и порядке уведомления министерства внутренних дел РФ об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.»;

2017 год

Постановление Правительства №1400 от 20.11.17
«»О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы Правительство Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 28.09.2017 N 738
«»Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»

Федеральный закон от 17.04.2017 N 77
«»О внесении изменений в статьи 8 и 9 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.07.2017 N 243-ФЗ
«»О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

2016 год

Федеральный закон N 129 от 01.05.2016 г.
«О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

2015 год

Федеральный закон N 466 от 30.12.2015 г.
«О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон N 438 от 30.12.2015 г.
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации»

Федеральный закон N 202 от 29.06.2015 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Федеральный закон N 199 от 29.06.2015 г.
«О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон N 56 от 08.03.2015 г.
«О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2014 год

Федеральный закон N 357-ФЗ от 24.11.2014 г. (ред. от 08.03.2015г.)
«О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указ Президента РФ № 531 от 25.07.2014 г.
«О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637»
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации (Подписан в г. Сочи 11.07.2014) (Утратил силу)

Письмо Росздравнадзора № 01и-975/14 от 08.07.2014 г.
«О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон № 188-ФЗ от 28.06.2014 г.
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»

Федеральный закон № 157 от 23.06.2014 г.
«О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Приказ ФМС России № 380 от 26.05.2014 г.
«О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»

Приказ ФМС России № 379 от 26.05.2014 г.
«Об утверждении Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и Требований к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка»

Федеральный закон N 127-ФЗ от 05.05.2014
«О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон N 132-ФЗ от 05.05.2014 г.
«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон № 71 от 20.04.2014
«О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России № 255 от 01.04.2014 г.
«Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним»

Приказ Минобрнауки России № 255 от 01.04.2014 г.
«Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним»

2013 год

Федеральный закон № 383 от 28.12.2013
«О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 46 ФЗ»

Федеральный закон № 389 от 28.12.2013
«О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон № 393-ФЗ от 28.12.2013 г.
«О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ № 977 от 31.10.2013
«Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 475н от 23.09.2013 г.
«Об утверждении перечня профессий (должностей, специальностей) иностранных работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационных требований к таким работникам»

Постановление Правительства РФ № 800 от 12.09.2013 г
«Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»

Приказ ФМС России №372 от 05.09.2013
«О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147»

Федеральный закон №248 от 23.07.2013 г.
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Федеральный Закон №203 от 23.07.2013
«О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»

Федеральный закон №92 от 07.05.2013 года (ред. от 05.05.2014)
«О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Постановление Правительства СПб № 187 от 22.03.2013 г.
«О создании Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр трудовых ресурсов» »

2012 год

Федеральный закон № 321 от 30.12.2012
«О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Федеральный Закон № 312 от 30.12.2012
«О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Федеральный Закон № 308 от 30.12.2012
«О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 (ред. от 03.02.2014)
«Об образовании в Российской Федерации»

Приказ ФМС России № 357 от 06.10.2012 г.
«Об организации проведения Федеральной миграционной службой обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации»

2011 год

Федеральный закон №3 «О полиции» от 07.02.2011 (ред. от 05.04.2013)

2010 год

Федеральный закон 326-ФЗ от 29.11.2010 (ред. от 12.03.2014)
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Соглашение между правительством республики Белоруссия, правительством республики Казахстан и правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (от 19.11.2010) (Утратил силу)

Приказ Минздравсоцразвития РФ N 564н от 28.07.2010 (ред. от 19.10.2011)
«Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 N 18283)

Приказ Минздравсоцразвития России № 514н от 13.07.2010
«Об утверждении формы заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и порядка ее заполнения, а также формы заявления работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, а также о связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетнымпрофессионально-квалификационным группам» Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)

Приказ ФМС РФ №147 от 28.06.2010
«О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (вместе с «Порядком заполнения ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста», «Порядком представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина», «Порядком представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.07.2010 N 18010)

2009 год

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 987н от 14.12.2009 (ред. от 27.07.2010, с изм. от 05.03.2013)
«Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.02.2010 N 16440)

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
«О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Приказ МВД России и Федеральной Миграционной Службы № 338\97 от 30.04.2009 (ред. от 01.06.2013)
«Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда»
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2009 N 14037)

Приказ Минэкономразвития РФ №141 от 30.04.2009 года (ред. от 30.09.2011)
«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 N 13915)

2008 год

Федеральный закон № 294 от 28.12.2008 года (ред. от 02.12.2013)
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля»

Федеральный Закон №207 от 26.12.2008 (ред. от 02.12.2013)
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

2007 год

Приказ Росздравнадзора № 1148-Пр/07, ФМС России № 128 от 19.06.2007
«Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной миграционной службой и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за соблюдением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников и осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Приказ Роструда № 40, ФМС РФ N 66 от 03.04.2007
«Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2007 N 9420)

2006 год

Письмо ФНС РФ N ШТ-6-09/1278@ от 29 декабря 2006 г.
«О порядке постановки на учет налогоплательщиков»

Федеральный закон № 255-ФЗ от 29.12.2006 (ред. от 31.12.2014)
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Федеральный закон №110 от 18.07.2006 (ред. от 03.06.2009, с изм. от 29.12.2010)
О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Указ Президента РФ № 637 от 22.06.2006 (ред. от 25.07.2014)
«О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»)»

2002 год

Федеральный закон № 62-ФЗ от 31.05.2002 (ред. от 31.12.2014)
«О гражданстве Российской Федерации»

2001 год

Федеральный закон №173 от 17.12.2001 (ред. от 02.07.2013)
О трудовых пенсиях в Российской Федерации

Федеральный закон №167 от 15.12.2001 (ред. от 31.12.2014)
«Об обязательно пенсионном страховании в Российской Федерации»

1999 год

Федеральный закон № 99 от 24.05.1999 (ред. от 23.07.2013)
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

1998 год

Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 28.12.2013)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Федеральный закон № 128 от 25.07.1998 (ред. от 07.05.2013)
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

1996 год

Федеральный закон № 27 от 01.04.1996 г.
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

1993 год

Федеральный закон N 4528-1 от 19.02.1993 (ред. от 02.07.2013)
«О беженцах»

26-го декабря 2017 года в Государственную думу Правительством Российской Федерации был внесен законопроект № 350179-7 «О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». С текстом проекта можно ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы.

Законопроект № 350179-7 О внесении изменений в статьи 2, 20 и 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Проектом предлагается изменить существующую систему миграционного учета иностранных граждан.

Напомним, что в настоящее время согласно положениям действующего законодательства, судебной и правоприменительной практике постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания возможна как по месту их фактического проживания, так и по местонахождению (по адресу) организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Принимающей стороной может выступать как лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, так и лицо, у которого он осуществляет трудовую деятельность. Фактическое проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет при условии наличия трудовых отношений с принимающей стороной не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета.

Поскольку речь идет о кардинальных изменениях, целесообразно привести текст изменений, вносимых в Закон о миграционном учете.

Предполагается ввести новую трактовку места пребывания иностранного гражданина (далее — место пребывания).

В новой трактовке место пребывания — «жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».

Как видим, законотворцы вводят уточняющие формулировки понятию фактически проживает, а в отношении юридических лиц вводится отсылочная норма на статью 21 Закона о миграционном учете.

Напомним, что в соответствии со статьей 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:

  • ​жилой дом, часть жилого дома;

  • квартира, часть квартиры;

  • комната.

Возможность использовать в качестве места пребывания нежилое помещение (иное) сохраняется.

Предполагается ввести и новую трактовку термина принимающая сторона. В предлагаемой редакции «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — это:

  • гражданин Российской Федерации,

  • постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

  • юридическое лицо,

  • филиал или представительство юридического лица,

  • федеральный орган государственной власти,

  • орган государственной власти субъекта Российской Федерации,

  • орган местного самоуправления,

  • дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

  • международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо

  • представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение,

  • либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.»

Таким образом, принимающей стороной, то есть лицом, на которое Законом возлагается обязанность по представлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, признается любое из перечисленных выше лиц, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации (что предполагает наличие у указанного лица правоустанавливающих документов и заключение соответствующего договора между сторонами) предоставляет для фактического проживания (то есть для регулярного использования для сна и отдыха) жилое или иное помещение (то есть нежилое).

Предполагается ввести следующий порядок осуществления миграционного учета, прописав его в части 2 статьи 21 Закона о миграционном учете:

Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

а) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает (данная норма относится к иностранцам, имеющим разрешение на временное проживание или вид на жительство и зарегистрированных по месту жительства, которые в силу каких-либо причин проживают вне адреса регистрации и, следовательно, подлежат учету по месту пребывания);

б) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристической базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится (норма практически не изменилась. Сохраняется обязательный порядок постановки иностранного гражданина, в частности, по адресу гостиницы, где он проживает).

в) по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Итак, резюмируя вышеизложенное:

Постановка иностранного гражданина на учет по адресу организации (в соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ), в которой он осуществляет трудовую деятельность, будет возможна лишь при условии, что мигрант фактически проживает по ее адресу (то есть регулярно использует помещения организации для сна и отдыха).

Также постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они работают, возможна в случае, если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временном (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам.

Таким образом, постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они осуществляют трудовую деятельность, станет в принципе невозможна, а работодатели перестанут быть принимающей стороной для своих иностранных работников.

Рассмотрим предполагаемые последствия принятия проекта в том виде, в каком он внесен в Государственную Думу.

1. У работодателя (заказчика работ/услуг) исчезает обязанность постановки на учет по месту пребывания иностранных работников (за исключением тех единичных для масштабов страны случаев, когда иностранцы проживают в помещениях юридического лица).

Исчезает сама возможность совершения работодателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Исчезает извечный вопрос — обязательно ли при заключении договора с иностранным гражданином осуществлять его постановку на учет по месту пребывания от лица работодателя.

В органах миграционного учета исчезнут очереди представителей юридических лиц по вопросу постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу организации — работодателя.

2. Постановка на учет по месту пребывания станет возможно только по адресу фактического проживания иностранного гражданина, то есть в подавляющем большинстве случаев, в жилых помещениях, предоставляемых гражданами России.

Учитывая формулировку в термине принимающая сторона как лицо предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации помещение для фактического проживания иностранного гражданина возможно истребования органами миграционного учета документов, подтверждающий право пользования помещением, предоставляемым иностранному гражданину для проживания.

В органах миграционного учета на порядки возрастут очереди граждан России с обращениями о постановке на учет проживающих у них иностранных граждан.

3. С учетом того, что проектом не вводится особый порядок вступления закона в силу, закон вступит в силу по общему принципу — в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

В день вступления закона в силу все иностранные граждане, на момент вступления закона в силу поставленные на учет по адресу юридических лиц, окажутся вне правового поля. Поскольку привести свой правовой статус в соответствии с законом в течение указанного времени они (и органы миграционного учета) физически не успеют. Скорее всего речь пойдет о нескольких миллионах человек.

Такое положение вещей несомненно приведет к активизации деятельности сотрудников полиции (в течение нескольких месяцев) по пресечению нарушения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, перегруженности в работе судов общей юрисдикции, массовому принятию судебных актов об административном выдворении иностранных граждан с территории Российской Федерации, принятию решений о неразрешении им въезда в Россию в течение 5-ти лет. Это приведет к массовому оттоку иностранных граждан из Российской Федерации.

4. С учетом утраты работодателем статуса принимающей стороны работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда, будут лишены возможности обращения в органы власти в сфере миграции по вопросам продления, восстановления виз своих работников.

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 859 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства» за оформлением, продлением, восстановлением виз вправе обращаться иностранные граждане лично либо через принимающую иностранного гражданина в Российской Федерации сторону (что и происходит в настоящий момент времени). Таким образом, решать указанные вопросы придется самим иностранным гражданам.

5. Неурегулированным окажется и вопрос согласования пребывания иностранных граждан на территориях с регламентированным посещением, поскольку в настоящее время в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 4 июля 1992 г. N 470 «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» обязанность обращаться за согласованием возложена на принимающую организацию (фактически на работодателя).

Следует отметить, что в Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ранее еще в 2010 году вносились аналогичные по сути изменения.

Федеральным закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. пункты «а» и «б» части 1 статьи 3 Закона) также вводилась обязательная постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания только по адресу фактического проживания и исключались нормы, позволяющие работодателям выступать принимающей стороной по отношению к своим иностранным работникам.

Закон вступил в силу с 15-го февраля 2011 года. Однако уже 20 марта 2011 года по инициативе Минэкономразвития России был принят Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вернул все на свои места (пункты «б» и «в» части 1 статьи 1 Закона) и с тех пор понятия «место пребывания» и «принимающая сторона» не претерпевали изменений.

Источник: Инфо-Центр, Володин Евгений Владимирович

#Миграционныйучет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *