Международная организация уголовной полиции

  • автор:

В последнее время наблюдается активизация деятельности и увеличение числа транснациональных (международных) преступных организаций, которые используют развитие связей в своих преступных целях.

Международная организация уголовной полиции играет важнейшую роль в борьбе с международной преступностью и международному розыску преступников и лиц без вести пропавших.

История Интерпола началась 7 сентября 1923 года. На Международном конгрессе полиции 138 представителей из 20 стран учредили Международную комиссию уголовной полиции и приняли ее устав. В 1956 году Международная комиссия криминальной полиции переименована на «Международную организацию уголовной полиции — Интерпол».

В настоящее время в Организацию входят 186 государств мира.

Предназначением Интерпола является обеспечение координации международного сотрудничества правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности, борьбе с терроризмом, преступлениями в области высоких технологий, наркотрафиком, экономическими преступлениями, торговлей людьми и другими видами организованной преступности.

Целью является установление преступников и лиц без вести пропавших, находящихся в международном розыске.
Национальное центральное бюро Интерпола
в Республике Казахстан
Резкий рост международной организованной преступности заставляют Казахстан все более активно осуществлять международное полицейское сотрудничество. Для преступников стало обычным делом скрываться от правосудия за рубежом. Республика Казахстан принята в Интерпол на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной Организации Уголовной Полиции, состоявшейся 4 ноября 1992 года в Дакаре (Сенегал).
20 июля 1993 года Постановлением Кабинета Министров РК № 629 «О мероприятиях в связи с вступлением Республики Казахстан в международную организацию уголовной полиции (Интерпол)» в центральном аппарате Министерства внутренних дел Республики Казахстан создано Национальное центральное бюро Интерпола. С этого дня Казахстан пользуется возможностью осуществления международного розыска преступников и лиц без вести пропавших через Интерпол.
Сегодня НЦБ Интерпола в Республике Казахстан, в соответствии с законодательством, в рамках своих полномочий принимает меры по активизации взаимодействия казахстанских правоохранительных органов с Организацией Объединенных Наций, Шанхайской Организацией Сотрудничества, Европол и другими международными организациями и правоохранительными институтами.

Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола

УСТАВ
Международной организации уголовной полиции Интерпола*

* Вступил в силу 13 июня 1956 года, с изменениями по состоянию на 1 января 1986 года)

Общие положения

Общие положения

Статья 1

Статья 1

Организация, именуемая «Международной комиссией уголовной полиции» называется отныне: Международная организация уголовной полиции — Интерпол. Местом ее пребывания определена Франция.

Статья 2

Статья 2

Она имеет целью:

а) обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека;

б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.

Статья 3

Статья 3

Организации категорически запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Статья 4

Статья 4

Любая страна может уполномочить любой свой официальный полицейский орган, функции которого соотносятся с деятельностью организации, выступать в качестве Члена Организации.
Заявка на вступление в Члены направляется Генеральному секретарю соответствующим правительственным органом.
Решение о принятии в Члены утверждается Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов.

Структура и органы

Структура и органы

Статья 5

Статья 5

Международная организация уголовной полиции Интерпол включает:
Генеральную Ассамблею;
Исполнительный комитет;
Генеральный секретариат;
Национальное центральное бюро;
Советников.

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея

Статья 6

Статья 6

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации. Она состоит из делегатов, назначаемых Членами Организации.

Статья 7

Статья 7

Каждый Член Организации может быть представлен в ней одним или несколькими делегатами; однако делегация каждой страны имеет только одного руководителя, назначаемого компетентным правительственным органом данной страны.
Ввиду специального характера деятельности Организации ее Члены должны стремиться включать в состав своих делегаций:

а) высокопоставленных должностных лиц тех органов, которые выполняют полицейские функции;

б) должностных лиц, чьи функциональные обязанности связаны с деятельностью Организации;

в) специалистов по вопросам, включаемым в дня повестку заседаний Организации.

Статья 8

Статья 8

Генеральная Ассамблея имеет следующие функции:
выполнять обязанности, предусмотренные настоящим Уставом;
определять принципы деятельности и разрабатывать общие меры, которые должны способствовать выполнению задач, указанных в Статье 2 настоящего Устава;
рассматривать и утверждать общий план работы, предлагаемый Генеральным секретарем на следующий год;
устанавливать иные регламентирующие положения, полагаемые необходимыми;
избирать должностных лиц для выполнения указанных в Уставе функций;
принимать решения и давать рекомендации Членам Организации по вопросам, входящим в ее компетенцию;
определять финансовую политику Организации;
рассматривать и выносить решения о сотрудничестве с другими организациями.

Статья 9

Статья 9

Члены Организации, в рамках своих полномочий и в соответствии со своими обязательствами, принимают все меры для выполнения решений Генеральной Ассамблеи.

Статья 10

Статья 10

Генеральная Ассамблея проводит свои сессии ежегодно. По просьбе Исполнительного комитета или большинства Членов Организации могут быть созваны чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи.

Статья 11

Статья 11

В ходе сессий Генеральная Ассамблея может образовывать специальные комитеты для решения конкретных вопросов.

Статья 12

Статья 12

На заключительном заседании каждой сессии Генеральная Ассамблея определяет место проведения следующей сессии. Время проведения следующей сессии определяется по договоренности между Президентом и страной проведения после согласования Генеральным с секретарем.

Статья 13

Статья 13

Право голоса на Генеральной Ассамблее принадлежит только одному делегату от каждой страны.

Статья 14

Статья 14

Решения принимаются простым большинством голосов, за исключением тех, для принятия которых согласно Уставу требуется большинство в 2/3 голосов.

Исполнительный комитет

Исполнительный комитет

Статья 15

Статья 15

Исполнительный комитет состоит из Президента Организации, трех Вице-Президентов и девяти Делегатов.
Тринадцать членов Исполнительного комитета представляют различные страны в соответствии с принципом справедливого географического представительства.

Статья 16

Статья 16

Генеральная Ассамблея избирает из числа своих делегатов Президента и трех Вице-Президентов Организации.
Президент избирается большинством в 2/3 голосов: если такое большинство не набирается и после второго голосования, достаточным является получение простого большинства голосов.
Президент и Вице-Президенты представляют различные континенты.

Статья 17

Статья 17

Президент избирается сроком на 4 года. Вице-Президенты избираются сроком на 3 года. По истечению срока своих полномочий они не могут сразу же быть избраны на те же должности или Делегатами в Исполнительный Комитет.
Если в результате избрания Президента не выполняются или не согласуются положения Статьи 15 (пункт 2) или Статьи 16 (пункт 3), в этом случае избирается четвертый Вице-Президент с тем, чтобы на уровне Президента были представлены все четыре континента.
В этом случае Исполнительный комитет временно будет включать четырнадцать членов. Этот временный период заканчивается тогда, когда обстоятельства вновь сделают положения Статей 15 и 16 выполнимыми.

Статья 18

Статья 18

Президент Организации:

а) председательствует на сессиях Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета и руководит прениями;

б) осуществляет контроль за соответствием деятельности Организации решениям Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета;

в) по возможности поддерживает постоянную непосредственную связь с Генеральным секретарем Организации.

Статья 19

Статья 19

Девять делегатов в Исполнительный комитет избираются Генеральной Ассамблеей сроком на 3 года. По истечении срока своих полномочий они не могут сразу же быть переизбраны на те же должности.

Статья 20

Статья 20

Исполнительный комитет собирается на заседания не менее одного раза в год по созыву Президента Организации.

Статья 21

Статья 21

При выполнении своих обязанностей все члены Исполнительного комитета действуют как представители Организации, а не как представители своих соответствующих стран.

Статья 22

Статья 22

Исполнительный комитет:

а) осуществляет контроль за выполнением решений Генеральной Ассамблеи;

б) готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи;

в) представляет Генеральной Ассамблее рабочие планы или предложения, которые он считает целесообразным;

г) осуществляет контроль за деятельностью Генерального секретаря;

д) осуществляет все полномочия, которыми его наделяет Ассамблея.

Статья 23

Статья 23

В случае отставки или смерти какого-либо из членов Исполнительного комитета Генеральная Ассамблея избирает вместо убывшего лица другого члена, мандат которого действителен в течение срока полномочий мандата предшественника. Мандат члена Исполнительного комитета теряет силу, если лицо, избранное в Исполнительный комитет, не является более делегатом Организации.

Статья 24

Статья 24

Мандаты членов Исполнительного комитета действительны до завершения работы сессии Генеральной Ассамблеи, проводимой в год истечения срока их полномочий.

Генеральный секретариат

Генеральный секретариат

Статья 25

Статья 25

Постоянно действующие службы Организации составляют Генеральный секретариат.

Статья 26

Статья 26

Генеральный секретариат:

а) проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета;

б) выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью;

в) действует как специализированный и информационный центр;

г) осуществляет эффективное руководство деятельностью Организации;

д) поддерживает контакты с национальными и международными органами, при этом вопросы, связанные с розыском преступников , решаются через Национальные центральные бюро;

е) издает материалы, которые могут быть сочтены целесообразными;

ж) принимает на себя обязанности рабочего секретариата на сессиях Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета и любого другого органа Организации;

з) разрабатывает проект плана работы на следующий год, выносимый на рассмотрение и утверждение Генеральной Ассамблеей и Исполнительным комитетом;

и) по возможности поддерживает постоянную непосредственную связь с Президентом Организации.

Статья 27

Статья 27

Генеральный секретариат состоит из Генерального секретаря, технического и административного персонала, который выполняет функции по обеспечению деятельности Организации.

Статья 28

Статья 28

Кандидатура Генерального секретаря предлагается Исполнительным комитетом и утверждается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет. Генеральный секретарь может быть переизбран и на последующие сроки, но должен сложить полномочия до достижения 65-летнего возраста. Тем не менее, по достижении этого возраста ему может быть разрешено исполнять свои полномочия до истечения срока действия мандата.
Генеральный секретарь избирается из числа лиц, обладающих высокой компетентностью в вопросах деятельности полиции.
В исключительных обстоятельствах Исполнительный комитет может предложить на заседании Генеральной Ассамблеи отстранить Генерального секретаря от исполнения соответствующих полномочий.

Статья 29

Статья 29

Генеральный секретарь подбирает персонал и руководит его работой, решает вопросы бюджета, а также организует и направляет работу постоянных служб в соответствии с директивами, исходящими от Генеральной Ассамблеи или от Исполнительного комитета.
Генеральный секретарь представляет Исполнительному комитету или Генеральной Ассамблее любые предложения или проекты, касающиеся деятельности Организации.
Генеральный секретарь ответственен перед Исполнительным комитетом и Генеральной Ассамблеей.
Генеральный секретарь имеет право принимать участие в дебатах Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета и всех других подотчетных ему органов.
При выполнении своих обязанностей Генеральный секретарь представляет Организацию, а не какую-либо конкретную страну.

Статья 30

Статья 30

При выполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны ни запрашивать, ни принимать указаний от какого-либо правительства или органа за рамками Организации. Они воздерживаются от любых действий, которые могут препятствовать выполнению их международной миссии.
Каждый член Организации обязан уважать исключительно международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала и воздерживаться от оказания на них влияния при выполнении ими своих обязанностей.
Все члены Организации делают все от них зависящее для оказания содействия Генеральному секретарю и персоналу в выполнении ими своих функций.

Национальное центральное бюро

Национальное центральное бюро

Статья 31

Статья 31

При выполнении поставленных целей Организация опирается на постоянное и активное сотрудничество своих Членов, которые в рамках законодательств своих стран должны делать все возможности для добросовестного участия в ее деятельности.

Статья 32

Статья 32

Для обеспечения вышеупомянутого сотрудничества каждая страна определяет орган, который будет выступать в качестве Национального центрального бюро. Национальное центральное бюро осуществляет взаимодействие:

а) с различными учреждениями страны;

б) с теми органами других стран, которые выступают в качестве Национальных центральных бюро;

в) с Генеральным секретариатом Организации.

Статья 33

Статья 33

В тех случаях, когда в каких-либо странах положения Статьи 32 настоящего Устава не применимы или но позволяют эффективно осуществлять централизованно координируемое сотрудничество, Генеральный секретариат совместно с этими странами определяет наиболее приемлемые альтернативные способы сотрудничества.

Советники

Советники

Статья 34

Статья 34

По научным вопросам Организация может обращаться к Советникам.

Статья 35

Статья 35

Советники исполняют исключительно консультативные функции.

Статья 36

Статья 36

Советники назначаются Исполнительным комитетом сроком на 3 года. Их назначение считается окончательным только после уведомления о нем Генеральной ассамблеей.
Советники избираются из числа лиц, пользующихся всемирно известным авторитетом в какой-либо из областей, представляющих интерес для Организации.

Статья 37

Статья 37

По решению Генеральной Ассамблеи Советник может быть отстранен от исполнения соответствующих функций.

Бюджет и ресурсы

Бюджет и ресурсы

Статья 38

Статья 38

Ресурсы Организации складываются из:

а) денежных взносов Членов Организации;

б) пожертвований, даров, субсидий, дотаций и прочих ресурсов, принятие которых должно быть одобрено Исполнительным комитетом.

Статья 39

Статья 39

Генеральная Ассамблея определяет принципы финансового участия Членов Организации, а также максимальные ежегодные расходы Организации на основании сметы, представляемой Генеральным секретарем.

Статья 40

Статья 40

Проект бюджета Организации составляется Генеральным секретарем и представляется на утверждение Исполнительному комитету.
Он вступает в силу после его принятия Генеральной Ассамблеей.
В том случае, если Генеральной Ассамблее не представится возможность утвердить бюджет, Исполнительный комитет принимает все необходимые меры и действия, в соответствии с общими принципами и статьями предыдущего бюджета.

Отношения с другими организациями

Отношения с другими организациями

Статья 41

Статья 41

Во всех случаях, где это будет сочтено целесообразным, и с учетом целей и задач, изложенных в настоящем Уставе, Организация устанавливает отношения и сотрудничает с другими межправительственными или неправительственными организациями.
Общие положения и условия, касающиеся отношений с международными, межправительственными или неправительственными организациями, считаются действительными только после их утверждения Генеральной Ассамблеей.
Организация может консультироваться с международными неправительственными, национальными правительственными или национальными неправительственными организациями по всем вопросам, входящим в ее компетенцию.
С согласия Генеральной Ассамблеи исполнительный комитет или в экстренных случаях Генеральный секретарь могут в рамках своих полномочий и деятельности принимать на себя обязанности других международных учреждений или организаций, а также обязанности по исполнению международных соглашений.

Применения, изменения и перевод текста Устава

Применения, изменения и перевод текста Устава

Статья 42

Статья 42

Изменения в настоящий Устав могут быть внесены по предложению либо Члена Организации, либо Исполнительного комитета.
Генеральный секретарь информирует Членов Организации о любых предложениях по внесению изменений в настоящий Устав и не позднее чем за три месяца до их представления на рассмотрение Генеральной Ассамблее.
Все решения о внесении изменений в настоящий Устав принимаются Членами Организации большинством в 2/3 голосов.

Статья 43

Статья 43

Тексты настоящего Устава на французском, английском и испанском языках считаются равнозначными.

Статья 44

Статья 44

Порядок применения настоящего Устава определяется Генеральной Ассамблеей в Общих Правилах и Приложениях, положения которых принимаются большинством в 2/3 голосов.

Временные положения

Временные положения

Статья 45

Статья 45

Все органы, представляющие перечисленные в Приложении 1 (не публикуется) страны, считаются Членами Организации, если они не заявляют через соответствующие правительственные органы о своем непринятии настоящего Устава. Такое заявление должно быть сделано в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Устава.

Статья 46

Статья 46

На первых выборах в результате жеребьевки определяется Вице-Президент, мандат которого действителен в течение года.
На первых выборах в результате жеребьевки определяются два Делегата в Исполнительный комитет, мандаты которых действительны в течение года, а также два других делегата, мандаты которых действительны в течение двух лет.

Статья 47

Статья 47

Лицам, безупречно прослужившим в течение длительного времени в системе органов Международной комиссии уголовной полиции (МКУП), Генеральной Ассамблеей могут быть присвоены почетные звания в соответствующих органах Международной организации уголовной полиции (МОУП).

Статья 48

Статья 48

Вся собственность, принадлежащая Международной комиссии уголовной полиции, передается Международной организации уголовной полиции.

Статья 49

Статья 49

В настоящем Уставе:
под Организацией во всех случаях понимается Международная организация уголовной полиции;
под Уставом во всех случаях понимается Устав Международной организации уголовной полиции;
под Генеральным секретарем понимается Генеральный секретарь Международной организации уголовной полиции;
под Комитетом понимается Исполнительный комитет Организации;
под Ассамблеей или Генеральной Ассамблеей понимается Генеральная Ассамблея Организации;
под Членом или Членами понимается Член или Члены Международной организации уголовной полиции в соответствии со Статьей 4 Устава;
под делегатом (ед. число) или делегации (множ. число) понимается лицо или лица, входящие в состав делегации или делегаций, как это определено в Статье 7 Устава;
под Делегатом (ед. число) или Делегатами (множ. число) понимается лицо или лица, избранные в Исполнительный комитет в соответствии с условиями, изложенными в Статье 19.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА

THE INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR COOPERATION

THROUGH INTERPOL

В статье проанализированы основные направления совершенствования правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с преступностью в рамках Международной организации уголовной полиции. Особое внимание уделено международному сотрудничеству российских правоохранительных органов.

Современное развитие мирового сообщества последовательно демонстрирует отчетливую тенденцию к постоянному расширению международных контактов не только на официальном межправительственном уровне, но между представителями общественности двух и более стран по самым разнообразным вопросам. Немаловажную роль в этих процессах играет формирование глобального информационного пространства, существенно расширяющего границы международных отношений. К сожалению, не всегда развитие трансграничных связей приводит к положительному эффекту. Особенно это касается интернационализации преступности, которая превратилась в одну из глобальных проблем современности, угрожающих цивилизации.

В настоящее время многие преступники совершают преступления, связанные с какими-либо формами противозаконной де -ятельности на территории нескольких стран. Совершение такого рода преступлений за -трудняет установление личности преступников, их арест и в конечном счете — экстради-

цию. Помочь полицейским органам различных стран в такой ситуации могут только непосредственное взаимодействие и обмен оперативной информацией, которые основываются на четко разработанной и унифицированной законодательной базе.

Одной из попыток решения этой проблемы стало формирование современного облика Международной организации уголовной полиции, более известной как Интерпол. Эта организация является мировым центром по выработке совместной стратегии и тактики борьбы с преступностью. Президент России В.В. Путин, поздравляя представителей организации с 85-летним юбилеем, который отмечался 7 октября 2012 г., назвал «колоссальной» работу сотрудников Интерпола. Как отметил российский президент, в настоящее время Интерпол «может похвастаться самыми передовыми технологиями, развитой правовой базой, агентурной сетью, охватывающей практически все страны мира. Это все позволяет эффективно пресекать преступную деятельность, разоблачать организованные бандит-

ские группировки, раскрывать международные преступления».

Вопросы, относящиеся к деятельности Интерпола, приобретают все большую актуальность для нашей страны, расположенной на пересечении многих торговых и миграционных путей. При этом Российская Федерация на современном этапе планирует существенно усилить внимание к сотрудничеству с зарубежными правоохранительными органами в области противодействия преступности. Так, министр внутренних дел России В.А. Колокольцев на встрече с Генеральным секретарем Интерпола Рональдом Ноублом в марте 2013 г. заявил, что Россия «намерена и в дальнейшем укреплять свои позиции в Организации и определенные шаги в этом направлении уже сделаны».

Исторической точкой отсчета существования современного Интерпола является 1956 г., когда на 25-й сессии Международной комиссии уголовной полиции, проходившей в Вене, был принят Устав организации. В 1971 г. ООН признала Интерпол полноценной межправительственной организацией. В 1989 г. штаб-квартира Организации была перенесена в г. Лион (Франция).

90-е годы стали периодом существенного расширения состава Интерпола за счет новых членов — государств Центральной и Восточной Европы, препятствиями для вступления которых до этого служили в основном политические причины. 7 апреля 1990 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции — Ин-терпол», и 27 сентября того же года СССР стал полноправным членом этой организации. Его правопреемницей в настоящее время является Российская Федерация.

Основными направлениями развития Интерпола как универсальной межправительственной организации в последние два десятилетия стали: во-первых количественное расширение состава (на 1 мая 2014 г. членами Организации являются 190 стран мира); во -вторых, внедрение инновационных разработок (например, с 2002 г. — веб-коммуникационной системы I-24/7, с 2005 г. — технологии MIND / FIND, обеспечивающей оперативным сотрудникам прямое подключение к базе данных Интерпола); в-третьих, совершенствование организационной структуры Интерпола (например, создание в 1995 г. региональных бюро Интерпола, открытие в 2003 г. при Генеральном Cекретариате функционирующего круглосуточно без перерывов Центра командования и координации) .

Интерпол является классической межправительственной организацией со специальной компетенцией, поэтому в его правовом положении различаются три группы юридических норм:

• нормы, составляющие «внутреннее право» международных организаций;

• нормы, составляющие «внешнее право» международных организаций;

• законодательство государств — членов Интерпола.

Нормы «внутреннего права» Интерпола определяют структуру, компетенцию органов, их функции, а также деятельность в международных вопросах, связанных с режимом и трудовыми отношениями различных категорий персонала, разрешением имущественных, финансовых и иных проблем. Условно можно выделить следующие уровни «внутреннего права» Интерпола:

первый — Устав и Генеральный регламент, регулирующие основы правового положения Организации и ее структуру (к ним вплотную примыкают некоторые Правила, определяющие статус главных органов, например, Правила, касающиеся организации сессии Генеральной Ассамблеи, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ИнтерполаAG-2004-RES-12;

второй — резолюции Генеральной Ассамблеи Интерпола: обязательного характера — по вопросам функционирования Организации, рекомендательного характера — по вопросам, касающимся отдельных направлений международного сотрудничества (например, Draft Cooperation Agreement between the International Criminal Police Organization — INTERPOL and Crime Stoppers International.ResolutionAG-2010-RES-01);

третий — Служебные стандарты Интерпола, определяющие статус и деятельность должностных лиц в системе Организации (например, Служебные стандарты Национальных центральных бюро Интерпола (утверждены на 73 сессии Генеральной Ассамблеи (г. Канкун, Мексика 2004));

четвертый — Правила Интерпола, которые регламентируют наиболее важные аспекты деятельности Организации и ее Национальных центральных бюро (особую значимость, к примеру, имеют Правила организации контроля за информацией и обеспечения доступа к архивам Интерпола (Rulesonthecontrolofinfor-mationandaccesstoINTERPOL’sfiles), утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи Интерпола AG-2004-RES-08).

«Внешнее право» Интерпола обозначает арсенал правовых средств, с помощью которых Организация обеспечивает свой статус в конкретных условиях местопребывания, свои свя-

зи с государствами или другими (в том числе и неправительственными) организациями. Примером может служить Договор между Международной организацией уголовной полиции (Интерпол) и Правительством Французской Республики в отношении штаб-квартиры во Франции, который, с одной стороны, регулирует признание этим государством право -субъектности Интерпола по вопросам заключения контрактов, приобретения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, связанных с его деятельностью, а также участия в судебных разбирательствах; с другой — гарантирует Интерполу и его должностным лицам иммунитеты от французской юрис-дикции. Помимо этого Интерпол заключает международные договоры о сотрудничестве с другими субъектами международного права, например, с Советом Европы (1960), ООН (1997), Организацией американских государств

(2000), Организацией африканского единства (Африканским Союзом) (2001), Международной торговой палатой (2001), Европолом

(2001), Центром Восточно-Европейской Инициативы по противодействию трансграничной преступности — SECI Center for combating transbordercrime (2002), Европейским центральным банком (2004), Международной морской организацией (2006), Управлением ООН по наркотикам (2008) и др.

Специфика Интерпола, имеющего в странах

— членах этой организации в лице Национальных центральных бюро своих «агентов», обусловила целесообразность рассмотрения в качестве одной из составляющих его правовых основ внутригосударственного права. В Российской Федерации подобного рода источники представлены следующими группами:

1. Акты, непосредственно ориентированные на адаптацию организационного механизма Интерпола к российской правоохранительной системе. К ним относятся, прежде всего, Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» в редакции Указа Президента РФ от 27 октября 2011 г. № 1434, а также Приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации ин -формационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола». В настоящее время в связи с изменением нормативно-правовой базы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МВД России после вступления в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» идет процесс создания нового Положения о НЦБ Интерпола в России. Старый документ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190 , с 1 января 2012 г. утратил силу . В то же время, как справедливо отмечают некоторые ученые , так как НЦБ Интерпола является структурным подразделением МВД Российской Федерации, именно на это ведомство ложится груз ответственности за организацию и координацию сотрудничества российских правоохранительных органов с Интерполом, прежде всего по созданию и функционированию всех информационных ресурсов этой организации.

2. Акты, регулирующие вопросы, по которым возможно сотрудничество российских правоохранительных органов по линии Интерпола. Примерами могут служить федеральные законы от 17 января 1992 г. № 2202-! «О прокуратуре Российской Федерации», от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Приказ Министра внутренних дел от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», Приказ Министерства культуры РФ от 25 июня 2012 г. № 630 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги «Регистрация фактов пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, организация и обеспечение оповещения государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами об этих фактах» и др. Потребность в детализации регулирования международного сотрудничества российских правоохранительных органов с Интерполом и создания соответствующего надежного методического сопровождения отмечают многие исследователи .

Внутриорганизационные нормы устанавливаются на основе Устава и представляют собой начальную ступень в иерархии норм права Интерпола. Он содержит принципиальные положения, регламентирующие компетенцию Интерпола, его цели и задачи, а также направления участия в борьбе с международной уголовной преступностью. В Уставе содержатся нормы, регулирующие структуру организации и статус ее главных органов. В целом этот документ по своим юридико-техническим характеристикам мало чем отличается от учредительных договоров, определяющих статус универсальных межправительственных организаций .

Первые четыре статьи составляют Общие положения. В ст. 1 Устава закреплено официальное название Организации: «Меж-

дународная организация уголовной полиции (Интерпол)» и официальное место пребывания

— Франция.

Основными целями Интерпола, согласно ст. 2 Устава, являются: 1) обеспечение и развитие наиболее широкого взаимодействия между всеми заинтересованными органами уголовной полиции в рамках действующего в странах — участницах Интерпола законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека; 2) учреждение и развитие всех необходимых органов, которые будут эффективны в борьбе с преступностью. Узконаправленная специализация Интерпола раскрывается в ст. 3 Устава, которая запрещает Организации вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

В ст. 4 устанавливается порядок присоединения к Уставу и вступления в Интерпол. Любое государство независимо от регионального расположения имеет право уполномочить любой свой официальный полицейский орган выступать в качестве члена Организации. Просьба о вступлении в Организацию направляется Генеральному секретарю для последующего рассмотрения на Генеральной Ассамблее, которая утверждает решение о вступлении 2/3 голосов.

Ст. ст. 5—37 Устава регламентируют структуру Интерпола, организацию органов и их полномочия. Положения данных статей дополняются процедурными нормами ст. ст. 2—50 Регламента Международной организации уголовной полиции (принят одновременно с Уставом) в отношении Генеральной Ассамблеи, Исполнительного комитета, Генерального Секретариата и Советников. В случае расхождения положений Регламента с Уставом Организации действует последний .

В ст. ст. 38—40 Устава и 51—52 Регламента Интерпола урегулированы финансовые вопросы. Бюджет Интерпола составляют ежегодные взносы членов, а также добровольные пожертвования и другие источники, одобренные Исполнительным комитетом. Взносы выражаются в так называемых бюджетных единицах. Каждая страна при вступлении в Организацию заявляет, сколько бюджетных единиц она желала бы платить (от 2 до 100), исходя из размера своего населения и валового внутреннего продукта. Затем данное заявление должно быть утверждено на сессии Генеральной Ассамблеи.

Страна, не выполнившая по каким-либо причинам своих финансовых обязательств перед Организацией в предшествовавшем финан-

совом году, лишается некоторых из своих прав: права голоса на сессиях Генеральной Ассамблеи по большинству вопросов, права присутствовать на конференциях и иных мероприятиях, проводимых в рамках Интерпола, права проводить на своей территории подобные мероприятия, права направлять работников в Генеральный Секретариат и иных прав, не предусмотренных в Уставе .

Бюджетные вопросы и вопросы бухгалтерского учета в Организации урегулированы ст. 40 Устава и ст. 51 Регламента, а также Финансовыми правилами, принятыми Генеральной Ассамблеей Интерпола в 1990 г. (вступили в силу 1 января 1991 г., с изменениями на 2009 г.). В соответствии с ними проект бюджета составляется Генеральным секретарем и представляется на утверждение Исполнительному комитету. Бюджет вступает в силу после его принятия Генеральной Ассамблеей. За исполнение бюджета ответствен Генеральный секретарь, которому помогает финансовый инспектор. Его управление счетами контролируется аудиторами, назначаемыми Генеральной Ассамблеей на 3 года.

Статья 41 Устава позволяет Организации во всех случаях, когда это станет целесообразным, с учетом ее целей устанавливать отношения и сотрудничать с другими организациями, что эффективно применяется на практике. В соответствии с этой статьей Интерпол смог установить отношения с Комиссией ООН по наркотическим средствам, Экономическим и Социальным Советом ООН и другими международными организациями.

Международное полицейское взаимодействие в рамках Интерпола, исходя из его важнейших документов, строится на определенных основополагающих принципах, которые можно разделить на общие и специальные.

Общие принципы:

1. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека, заложенный в Уставе Интерпола, где указано, что взаимодействие учреждений уголовной полиции осуществляется не только в рамках национальных законодательств, но и «в духе Всеобщей декларации прав человека», которая была принята 10 декабря 1948 г. в рамках Организации Объединенных Наций . В сфере уголовнопроцессуальных правоотношений прежде всего это означает неукоснительное соблюдение права на личную неприкосновенность. Именно поэтому лицо может разыскиваться по каналам Интерпола с целью экстрадиции (что, в свою очередь, повлечет его задержание и арест) только при наличии акта компетентного органа запрашивающего государства, позволяющего

ограничить свободу человека. Помимо этого развитие информационных систем создает не только позитивные, но и негативные последствия. В связи с этим еще в 1974 г. была принята резолюция «О конфиденциальности сведений», которая потребовала от Национальных центральных бюро и Генерального секретаря учитывать при обмене информацией принцип охраны личных прав граждан. На основе этой резолюции в дальнейшем неоднократно обновлялись Правила по доступу и управлению информацией в Организации.

2. Принцип равенства всех стран-участниц, который предполагает, что все страны, входящие в Интерпол, наделены равными правами, независимо от размера их финансовых взносов в бюджет Интерпола. Это проявляется прежде всего в том, что все делегации, присутствующие на Генеральной Ассамблее, имеют при голосовании по одному голосу. Даже если страна-участница не сможет уплатить взнос в бюджет Организации, она не будет лишена права голоса по наиболее важным вопросам повестки дня Генеральной Ассамблеи Интерпола (например, изменение Устава Организации).

3. Принцип уважения государственного суверенитета стран — членов Интерпола. В соответствии с данным принципом решения органов Международной организации уголовной полиции носят для ее участников рекомендательный характер. Тем не менее Национальные центральные бюро обязаны для оптимизации международного полицейского сотрудничества предпринимать в рамках своих национальных полномочий все возможные меры, содействующие проведению в жизнь решений Организации на территории их стран. Сотрудники Интерпола или иностранные полицейские не могут осуществлять свою деятельность на территории суверенного государства, если они не получили на это разрешения соответствующих властей.

4. Принцип обеспечения неотвратимости ответственности за совершенное противоправное деяние, который означает, что полиция любого государства — члена Интерпола обязана гарантировать, что любое лицо, независимо от своего служебного или материального положения, иных обстоятельств, в том числе своего местонахождения, понесет заслуженное наказание за совершенное им противоправное деяние.

Среди специальных принципов необходимо выделить следующие:

1. Принцип противодействия только общеуголовным преступлениям, что должно гарантировать нейтралитет Организации и уважение суверенитета государств в соответствии со ст. 3 Устава. Общеуголовными преступлениями мож-

но считать виновные общественно опасные деяния, которые подлежат наказанию в соответствии с уголовным законодательством большинства стран — участниц Организации и не носят политического характера. Полицейские органы при совместных действиях должны обращать внимание только на ту классификацию преступлений, относительно которой имеется согласованность.

2. Принцип всеобщности полицейского сотрудничества, который означает, что любое государство — член Интерпола может взаимодействовать с другим и это взаимодействие не должно быть затруднено географическими или языковыми факторами.

3. Функциональный принцип сотрудничества, который предполагает, что любой орган может извлечь пользу из международного сотрудничества полиции независимо от своего официального названия. В этом смысле под уголовной полицией понимаются функции, а не сама система органов. Интерпол через Национальные центральные бюро соответствующих стран взаимодействует со всеми государственными органами своей страны, в функции которых входит предупреждение, раскрытие и расследование уголовных преступлений, а также розыск преступников и без вести пропавших лиц.

4. Принцип гибкости и оперативности методов работы, что означает использование Интерполом в своей деятельности методов, учитывающих наличие большого разнообразия социальных и политических структур, а также ситуаций, возникающих в различных странах мира .

5. Принцип законности, требующий от сотрудников Интерпола и Национальных центральных бюро строгого следования и точного исполнения норм как национального законодательства, так и международного права.

6. Принцип гуманизма, раскрывающийся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Таким образом, к настоящему времени Интерпол представляет собой самую крупную международную структуру, координирующую международное сотрудничество по борьбе с преступностью, обладающую достойными традициями и развитой правовой базой. Тем не менее одной из главных насущных задач совершенствования правового регулирования международного сотрудничества российских правоохранительных органов с зарубежными партнерами в рамках Интерпола является дальнейшее расширение ведомственной нормативной базы, ее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

адаптация к практическим аспектам борьбы с преступностью.

ЛИТЕРАТУРА

12.05.2014).

3. Овчинский В. С. Интерпол (в вопросах и ответах). — М.: Инфа-М, 2008. — 368 с.

5. INTERPOL. History .

— URL: http://www.interpol.com/ (дата обращения: 23.05.2014).

6. Constitution and General Regulations // INTERPOL . — URL: http://www.interpol.com/ (дата обращения:

23.05.2014).

22.05.2014).

9. Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола: Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 32. — Ст. 3895.

10. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 октября 2011 г. № 1434 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 44. — Ст. 6240.

11. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: Приказ МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — 20 ноября. — № 47.

12. Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 43. — Ст. 4916.

13. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О полиции»: Постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 824 // Собрание законодательства Российской Федерации. —

2011. — № 42. — Ст. 5922.

14. Хозикова Е.С. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола // Законность и правопорядок в современном обществе. —

2012. — № 11. — С. 91—96.

15. Бабушкин А.А. Некоторые правовые вопросы осуществления оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 3. — С. 76— 79.

16. Водянов А.В. Международно-правовая значимость включенности Интерпола в противодействие преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных преступным путем // Государство и право. — 2012. — № 11. — С. 114—119.

17. Митин М.А. Национальное центральное бюро Интерпола в России: некоторые аспекты правового регулирования // Закон. — 2009. — № 1. — С. 84—87.

18. Смолина А.О. О некоторых аспектах международной коммуникации с Интерполом // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2014. — Т. 3. — № 2. — С. 49—52.

19. Ткачук П.А. Роль МОУП — Интерпол в борьбе с преступлениями, связанными с посягательством на культурные ценности // Вопросы современной юриспруденции. — 2013. — № 31.

— С. 111—115.

20. Родионов К.С. Интерпол в фас и профиль // Российская юстиция. — 1996. — № 1. — С. 49—50.

21. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.) // Информационный вестник НЦБ ИНТЕРПОЛА в РФ. — 1992. — №1. — С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Financial regulations of the ICPO-INTERPOL // INTERPOL .

— URL: http://www.interpol.com/ (дата обращения: 24.05.2014).

23. Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Ген. Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. —

1995. — 10 апреля.

24. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. — СПб.: Питер, 2004. — 201 с.

12.05.2014).

— URL: http://mvd.ru/news/item/890929/ (data obrascheniya: 14.05.2014).

3. Ovchinskiy V. S. Interpol (v voprosah i otve-tah). — M.: Infa-M, 2008. — 368 s.

4. O vstuplenii SSSR v Mezhdunarodnuyu or-

law7.ru/base29/part2/d29ru2445.htm (data

obrascheniya: 23.05.2014).

5. INTERPOL. History .

— URL: http://www.interpol.com (data obrascheniya: 23.05.2014).

6. Constitution and General Regulations // INTERPOL . — URL: http://www.interpol.com/ (data obrascheniya:

23.05.2014).

22.05.2014).

ektronnyiy resurs]. — URL:

http://www.interpol.com/ (data obrascheniya:

23.05.2014).

1996. — № 43. — St. 4916.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012. — № 11. — S. 91—96.

S. 84—87.

— S. 49—52.

S. 111—115.

20. Rodionov K.S. Interpol v fas i profil // Ros-siyskaya yustitsiya. — 1996. — № 1. — S. 49—50.

21. Ustav Mezhdunarodnoy organizatsii ugolovnoy politsii (Interpol) (vstupil v silu 13

24.05.2014).

24. Samarin V.I. Interpol. Mezhdunarodnaya organizatsiya ugolovnoy politsii. — SPb.: Piter, 2004. — 201 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Колесников Владимир Александрович. Профессор кафедры теории и истории государства и права. Кандидат политических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: vla-koles@yandex.ru.

Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. 8(473)200-53-53.

Завершая обзор проблем, хотелось бы отметить, что повышение эффективности реализации норм международного права в национальной правовой системе является одним из главных условий построения правовой государственности в России, так как демократическое правовое государство можно построить, только опираясь на прогрессивные нормы международного права, и в первую очередь — на обладающие повышенной социальной ценностью общепризнанные нормы о правах человека.

Очкасова И.В.,

аспирантка Самарского государственного университета

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЭКСТРАДИЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН (Организация Объединенных Наций), уставной обязанностью которой является решение проблем социального и гуманитарного характера. Это достигается путем установления единых стандартов и норм в данной сфере сотрудничества, принятия унифицированных конвенций, типовых договоров, других международно-правовых актов и правил обращения с правонарушителями. В эту работу включены как главные, так и вспомогательные органы ООН.

Так, в рамках ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) сосредоточены основные правоохранительные структуры. Среди них особое место занимает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданная в 1992 г., предшественником которой был Комитет по предупреждению преступности и борьбы с ней. Один раз в 5 лет Комиссия проводит Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они стали глобальными форумами по координации усилий всего человечества в борьбе с преступностью и унификации норм международного уголовного права.

Генеральная Ассамблея ООН принимает долгосрочные планы и программы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Данные программы рассчитаны на оказание государствам помощи в сборе и обмене информацией, подготовке кадров, предоставлении консультативных услуг в деле создания национальных программ предупреждения преступности.

В рамках Секретариата ООН имеется Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Секретариат владеет информацией о состоянии преступности и участвует в организации мероприятий по борьбе с ней. Специализированные учреждения ООН участвуют в борьбе с преступностью в рамках своих уставных задач. С 1952 г. в ООН издается «Международный обзор политики в области уголовного права», в котором публикуются статистические сведения о состоянии преступности, отчеты о проведенных конгрессах, данные о новом законодательстве и международно-правовых актах.

Кроме общих универсальных организаций, координацией сотрудничества в борьбе с преступностью занимаются специально созданные с этой целью международные организации, в частности такие, как Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и Европейское полицейское ведомство (Европол).

В начале XX века основным пунктом повестки дня для полицейских служб стоял вопрос об объединении разных государств в борьбе с преступностью в международном масштабе. Технические возможности (телефон, телеграф), а также стремление самих полицейских ведомств к объединению своих усилий в розыске преступников закономерно привели к созданию специальной организации.

14—18 апреля 1914 г. в Монако прошел I Международный конгресс уголовной полиции, который принято считать предпосылкой для создания международной организации уголовной полиции. Основными вопросами на повестке дня Конгресса были: организация международного учета криминалистической информации и унификация процедуры экстрадиции.

7 сентября 1923 г. создана постоянно действующая организация — Международная комиссия уголовной полиции (впоследствии получившая название Интерпол). При Комиссии в 1924 г. создан отдел информации о международных преступниках и международная служба их розыска.

Следующей вехой в развитии института экстрадиции в рамках данной международной организации можно выделить проходивший в 1926 г. в Берлине конгресс, на котором обсуждали вопросы выдачи преступников. В 1930 г. разработаны принципы, на основании которых могла осуществляться экстрадиция.

В 1946 г. на очередном послевоенном конгрессе в Брюсселе были приняты Временные положения о целях, задачах и принципах деятельности организации, деятельность которой нужно было возобновлять с нуля, так как картотеки были уничтожены фашистами. На брюссельском конгрессе было принято решение, что Комиссия не будет участвовать в делах военно-

го характера, то есть не будет заниматься поиском военных преступников, разыскиваемых на основании международных военных трибуналов. Существование такого указания, к сожалению, дало возможность скрыться определенной части военных преступников. Данное решение имеет силу и в наши дни.

В 1956 г. на XXV сессии Международной комиссии уголовной полиции в Вене принят новый Устав, и с этого момента Комиссия уже официально называется «Международная организация уголовной полиции — Интерпол».

В рамках данной организации сотрудничество осуществляется только по делам об общеуголовных преступлениях. С самого начала его деятельности усилия Интерпола были сосредоточены на борьбе с уголовными преступлениями международного характера. Подход в Интерполе к определению видов преступлений отличается от того, который сложился в теории международного уголовного права, где выделение таких преступлений обусловлено договорным (конвенционным) закреплением. В рамках Интерпола это понятие формируется в первую очередь под воздействием практики сотрудничества полицейских органов в борьбе с преступностью.

Что же касается вопросов экстрадиции, то в структуре самой организации вопросами предэкстрадиционных процедур занимается юридический отдел (третий отдел) Интерпола, в розыскной деятельности которого множество направлений, но самое ведущее — это розыск преступников с целью их выдачи (экстрадиции). Здесь следует иметь в виду, что в такой деятельности полиции отводится основная роль. Она обеспечивает присутствие субъекта выдачи. Сами же вопросы выдачи решаются по дипломатическим каналам с участием компетентных органов (как правило, суда и прокуратуры) на основании двусторонних договоров, национального законодательства и принципа взаимности. Следует в этой связи отметить, что Интерпол всегда указывал на необходимость заключения двусторонних или многосторонних договоров о правовой помощи, принятии законов о выдаче, в которых бы предусматривалась процедура экстрадиции. Стараясь помочь в заключении подобного рода договоров, Генеральная Ассамблея Международной организации уголовной полиции одобрила в 1999 г. Модельное соглашение о взаимодействии полицейских органов.

Интерпол призывает также к подписанию многосторонних международных договоров о выдаче, и с такими просьбами неоднократно обращался в ООН. Но, к сожалению, государства идут по другому пути, заключая между собой либо двусторонние договоры, либо региональные соглашения (например, Европейская конвенция о выдаче правонарушителей 1957 г., Панамериканская конвенция по экстрадиции 1981 г., Конвенция по экс-

традиции Экономического сообщества Западно-Африканских государств 1994 г. и др.).

Одним из основных видов деятельности Интерпола является международный розыск, который проводится за пределами государства, где было совершено преступление, на территории не менее двух или более стран.

Начинается международный розыск преступника с того, что полицейский орган обращается в НЦБ Интерпола в своей стране с просьбой (запросом) начать международный розыск преступника, бежавшего за границу, страна пребывания которого неизвестна. До обращения в НЦБ сотрудники должны владеть следующей информацией: факт совершения преступления; личность преступника; факт нахождения преступника за пределами запрашиваемого государства1. Сотрудник полицейского органа также должен иметь на руках ордер (постановление или иной национальный эквивалент) на арест (заключение под стражу) лица либо приговор суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы.

В просьбе (запросе) содержатся описание преступника (биографические данные, специальные приметы и т.п.), ссылка на документ, на основании которого производится розыск лица, а также заверение в том, что при обнаружении лица тут же будет направлено требование о его экстрадиции (выдаче). Затем НЦБ Интерпола проводит первичную юридическую экспертизу просьбы (запроса) на предмет ее соответствия ст. 3 Устава Интерпола (так, ст. 3 Устава закрепляет правило: «Организации строго запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера»)2, а также, если имеются основания полагать, что лицо находится в определенном (предполагаемом) государстве, — влечет ли уголовную ответственность на его территории совершенное деяние. Затем направляется формализованный запрос на «красное» извещение (циркуляр) «Разыскиваемый международный преступник» (арест с целью экстрадиции) в Генеральный секретариат Интерпола. При получении запроса его проверяют в Службе международных извещений Генерального секретариата. Если нужна дополнительная информация, она незамедлительно запрашивается. Затем составляется специальное извещение. Здесь можно выделить два их вида — «красное» и «синие». Первое из них применяется при розыске лица в странах, где на основании ордера, выданного полицией другого государства, возможен арест преступника (как правило, наличествует международное соглашение), а второе — для стран, где такая возможность отсутствует. В последнем случае лицо ра-

1 Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2001. С. 79.

2 Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) принят в Вене на 25-й сессии ГА Международной комиссии уголовной полиции в 1956 г.

зыскивается с целью установления его местонахождения и наблюдения за ним1.

Оба извещения содержат фотографию лица, отпечатки пальцев, мотивацию розыска, личные данные и просьбу при обнаружении задержать («красный» циркуляр) либо взять под наблюдение («синий» циркуляр). «Красный» циркуляр содержит также заверение о том, что при задержании немедленно будут отправлены необходимые для экстрадиции документы.

Получив «красное» извещение, каждое НЦБ проверяет соответствие содержащихся в нем сведений национальному законодательству. Затем лицо объявляется в розыск в соответствии с внутригосударственным законодательством, сведения о нем рассылаются в пункты пересечения границы. В последующем активная деятельность отводится полицейским (милицейским) органам, которые предпринимают определенные действия для розыска лица. Кроме того, Федеральная служба уголовной полиции ведет особую книгу розыска, в одном из разделов которой (F-210) регистрируются лица, разыскиваемые Интерполом.

В большинстве стран мира «красный» циркуляр Интерпола признается запросом о предварительном аресте. Так, в 1997 г. Генеральный секретариат Интерпола запросил министерства юстиции стран-членов о том, признается ли в их странах «красное» извещение в качестве основания для предварительного ареста. Результат был следующим: из 92 ответивших государств 65 дали утвердительный ответ (из них 36 указали на необходимость наличия соглашения со страной — инициатором розыска), а 25 дали отрицательный ответ (Канада, Российская Федерация, США и др.)2.

В мае 1996 г. во Франции проходила I Конференция Интерпола по вопросам международного розыска. На ней отмечалось, что наиболее эффективным с точки зрения достижения конечного результата розыска, то есть ареста и экстрадиции, является издание международных уведомлений о розыске с целью ареста и экстрадиции (RED NOTTCE), которые издаются Генеральным секретариатом Интерпола на основании формализованного запроса национального бюро, рассылаются государствам — участникам Интерпола и действуют в течение пяти лет3.

Розыск преступников с целью их ареста и последующей экстрадицией, как мы отмечали выше, является наиболее приоритетным направлением Интерпола. В практике международной борьбы с преступностью проблема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. СПб., 2004. С. 66-67.

2 ICPO-Interpol General Secretariat. Interpol Red Notices // International Criminal Police Review. 1998. № 468. P. 12.

3 Международный розыск // Инф. сб. НЦБ Интерпола. 1997. № 20. С. 24.

выдачи преследуемого лица едва ли не самая сложная, так как она непосредственно затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Решение всех вопросов, касающихся выдачи преступников, относится к внутренней компетенции государства. Государство само определяет юридические основания выдачи (наличие соответствующих договоров, взаимность, национальное законодательство), каналы, по которым такие вопросы разрешаются (дипломатические или юридические), указывает органы, правомочные выносить окончательное решение о выдаче (суд, прокуратура), а также выдвигает условия, делающие возможной или невозможной выдачу. Надо четко определить, что, несмотря на то что розыск проводится Интерполом в целях последующей выдачи лица, тем не менее Интерпол выдачу не осуществляет. Этот вопрос решается уполномоченными органами государств и, как правило, решение этого вопроса проходит по дипломатическим каналам через министерства иностранных дел. В международной экстрадиционной практике в последнее время наблюдается стремление упростить, а значит, и ускорить саму процедуру выдачи, особенно подготовительную стадию — задержание и арест скрывающегося преступника на территории государства пребывания. При участии Интерпола была разработана и проведена в жизнь идея временных (прелиминарных) арестов, то есть содержание под стражей разысканного преступника на тот период, пока по дипломатическим каналам не будут завершены переговоры и оформлена процедура его экстрадиции. Национальные учреждения стран-участников имеют постоянную связь с Генеральным секретариатом Интерпола по поводу розыска преступников, составляя, таким образом, единый слаженный механизм повседневного оперативного сотрудничества полиции всех стран — членов Интерпола. В настоящее время членами данной организации являются 184 государства, по численности стран-участниц Интерпол уступает лишь Организации Объединенных Наций.

В 1992 г. на встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств — членов ЕЭС (ныне — Европейского союза) была создана региональная полицейская организация, получившая название «ЕВРОПОЛ». С 1994 г. штаб-квартира данной организации находится в г. Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Ими создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах и др.

Европейский союз также поставил перед собой цель сделать экстради-ционную процедуру более гибкой и широкой по своему охвату. Договорные нормы в рамках ЕС постоянно расширяются, так к фундаментальному меж-

дународно-правовому акту Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г. были добавлены раздел III, гл. 4 «Экстрадиция» в Шенгенском соглашении 1990 г.; ст. 31 раздела VI Договора о ЕС 1992 г. (Маастрихтский договор); Конвенция об упрощенной процедуре экстрадиции от 10 марта 1995 г. и Конвенция об экстрадиции от 27 сентября 1996 г. На основании выше изложенных документов была принята Программа мер по разработке единого Европейского ордера на арест (European arrest warrant) в 2001 г.

13 июня 2001 г. принимается Рамочное решение Европейского совета «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между госу-дарствами-членами»1.

Многие государства ЕС ратовали за введение этого ордера с 2004 г., а Италия настаивала на его введении с 2007 г. Европейский ордер дает возможность упростить процедуру экстрадиции, а одним из существенных нововведений данного ордера является отсутствие требования о соблюдении принципа «двойного вменения», т.е. деяние должно быть признано преступлением как в государстве его совершения, так и в государстве суда или в государстве, на территории которого скрывается разыскиваемое лицо.

В 2005 г. единый ордер на арест был введен в странах ЕС, благодаря чему ежегодно в странах ЕС осуществляется примерно около двух тысяч арестов.

В апреле 2007 г. Европейский Верховный суд подтвердил законность данного ордера, что было одобрено Европейской комиссией стран ЕС. В решении суда было еще раз подчеркнуто, что доказывать принцип «двойного вменения или криминальности» излишне, так как лица подвергаются аресту по 32 пунктам за тяжкие преступления, которые признаются таковыми во всех государствах ЕС.

Европейский ордер на арест не сопряжен с полным демонтажем европейского механизма экстрадиции. Конвенция 1957 г., как и прежде, будет регулировать отношения по выдаче государств ЕС с другими государствами, не входящими в данный Союз. Упрощенная процедура выдачи лиц подлежит применению только между государствами, входящими в интеграционное европейское объединение, то есть в Европейский союз.

Из вышеизложенного следует, что международное сотрудничество в борьбе с преступностью выражается в скоординированных действиях государств в рамках международных организаций и в единообразии проводимой ими политики.

1 Сафаров Н.А. Европейский ордер на арест: трансформация процесса экстрадиции// Московский журнал международного права. 2003. № 4. С. 194—215.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *