Методы процессного управления предприятием

  • автор:

48 (255) — 2011

Вопросы управления

УДК 338 (075.8); 65.290-2

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

К ОБНОВЛЕНИЮ

О. А. ТОЛПЕГИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail:Tolpegina_Olga@mail. ги Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности проведения комплексного анализа организационного уровня управления, внешнеэкономических, социальных, природных и других условий хозяйствования, способности предприятия к обновлению. Методика построения матрицы по данным экспертных оценок по каждому объекту анализа содержит развернутую систему показателей по отдельным элементам исследования.

Анализ уровня управления представляет собой обследование функциональных служб и сфер управленческой деятельности предприятия, нацеленное на выявление их стратегически сильных и слабых сторон. Анализ так или иначе связан с оценкой эффективности принятия управленческих решений. В качестве объектов исследования принято выделять следующие основные элементы: — организационная структура управления и оценка соответствия структурного и кадрового потенциалов организации ее целям и стратегии развития;

— состояние менеджмента;

— уровень маркетинга;

— организация финансов и бухгалтерского учета;

— уровень управления внешнеэкономическими связями;

— природоохранная деятельность и рациональное использование природных ресурсов;

— человеческие ресурсы: оценка социального развития трудового коллектива и использование человеческого фактора в производстве;

— культура и образ организации.

Оценить организационную структуру управления, соответствие структурного и кадрового потенциалов организации ее целям и стратегии развития предлагается по количественным и качественным параметрам, характеризующим:

— количество структурных подразделений на всех уровнях управления предприятием;

— структуру и строение аппарата управления: подчиненность структурных подразделений и функциональную обособленность выделенных структурных единиц, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации;

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*

— наличие или отсутствие дублирования функций;

— степень централизации и децентрализации управления (количество звеньев по вертикали и горизонтали);

— состав, обеспеченность управленческими кадрами и организацию их труда;

— требования к повышению квалификации;

— понимание персоналом целей деятельности своего подразделения и предприятия в целом;

— техническую оснащенность управленческого труда и методы управления;

— прогрессивность методов управления. Показатели состава, структуры органов

управления характеризуются удельным весом управленческих кадров в целом и по отдельным функциональным группам в общей численности работающих.

О степени централизации управленческих функций можно судить по удельному весу работников заводоуправления в общей численности работников управления. Коэффициент управляемости Купр рассчитывается по формуле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КУПр = а / у) I (^ / ^

где у — число уровней управления;

Rф / Rн — фактическая и нормативная численность работников, приходящихся на одного /-го руководителя.

Коэффициент управляемости показывает, какое число рабочих, приходится на одного мастера (начальника смены, цеха и т. д.), т. е. характеризует количественную подчиненность в отдельных структурных подразделениях. Оптимальным значением коэффициента управляемости является единица.

Многими специалистами рекомендуются некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира при определении масштаба (нормы) управляемости. Например, считается, что для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать семерых. В последние годы в Европе чаще фигурирует число пять, в США — десять. В то же время в нижнем звене организации масштаб управляемости может достигать 20-30, т. е. у одного руководителя может быть до 20-30 подчиненных работников. Аргумент в пользу снижения масштаба управляемости выдвинул в 1960-х гг. американский психолог Д. Миллер в статье «Магическое число 7 ± 2, или предел восприятия человеком». В этой статье на основе экспериментов был сделан вывод о том, что

число 5 является нижней, почти безошибочной границей восприятия информации человеком, 9-10 -верхняя, почти обязательно ошибочная граница.

Техническая оснащенность управленческого труда может оцениваться по следующим количественным и качественным составляющим:

— использование новейших технических средств и программного обеспечения в управленческой деятельности (доля в общей стоимости основных производственных фондов и нематериальных активов);

— степень механизации управленческого труда;

— оснащенность управленческого труда в расчете на одного работника управления и др. Степень прогрессивности применяемых методов управления устанавливается по критериям их эффективности, которые рассчитываются отношением того или другого результата деятельности к затратам на управление или к численности управленческого персонала:

— объем товарной продукции в расчете на одного работника управления;

— стоимость основных средств, приходящаяся на одного работника управления;

— коэффициент эффективности управления (Валовый доход (выручка) / Расходы на содержание аппарата управления).

Управленческое обследование во многом связано с субъективными суждениями, поскольку объектами анализа выступают самые разные характеристики деятельности, которым не всегда возможно дать количественную оценку. Например, обобщенная характеристика эффективности организационной структуры управления, уровня менеджмента и маркетинга, социального развития коллектива и др. не поддается однозначным оценкам. Поэтому для проведения анализа и создания комплексного обобщенного представления об уровне и эффективности управленческой деятельности рассмотрим методику построения матрицы на основе экспертных оценок.

Уровню управления по основным объектам анализа присваивается количественная балльная оценка по заранее выбранным параметрам (направлениям оценивания) и установленным критериям.

Максимальный балл по каждому оцениваемому направлению составляет 10, он соответствует наилучшему показателю. Минимальный балл — 1, который указывает на неудовлетворительный уровень управления по данному элементу.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

Набранная сумма оценок характеризует состояние управления по исследуемому объекту (организационной структуре, уровню менеджмента, маркетинга, управления персоналом, организации бухгалтерского учета и др.).

В качестве ориентиров оценки организационной структуры управления могут быть выбраны такие, как степень жесткости/гибкости организационной структуры, дублирование управленческих функций, доля управленческого персонала и др. (табл. 1). Каждому оцениваемому параметру соответствует один из трех предложенных вариантов с соответствующим количеством баллов.

Качество менеджмента — одно из главных условий успешности компании в рыночной среде. Оно оценивается общей эффективностью управления предприятием (организацией), а также эффективностью отдельных функциональных подсистем и сбалансированностью управления всех уровней: системы привлечения ресурсов и их использования, системы прогнозирования, планирования и координации, контроля, оценки бизнес-процессов и др. Общую эффективность управления можно

охарактеризовать по следующим интегрированным показателям:

— производительность труда (количество произведенной продукции на одного работника в час);

— уровень продаж на одного сотрудника (оценивается коммерческая активность в расчете на одного работника);

— умение работать в конкурентной среде (оценивается по количеству конкурентов);

— средний возраст команды менеджмента (оценивается потенциал развития руководителей). Перечисленные параметры качества менеджмента предлагается рассмотреть по оценочной системе, приведенной в табл. 2.

К настоящему времени наукой не выработаны единые методические основы комплексной оценки эффективности маркетинга для практического использования в аналитической работе предприятий. Поэтому к оценке уровня и качества маркетинговой политики предлагается подходить, исходя из сравнительной характеристики конкурентных преимуществ предприятия, непрерывного совер-

Таблица 1

Оценочные показатели организационной структуры управления

Показатель оценки организационной структуры управления Количественная оценка, соответствующая каждому условию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1-3 4-6 7-10

Степень жесткости/гибкости организационной конфигурации (стиль руководства) Жесткий, автократический Нейтральный Гибкий, демократический

Наличие дублирующих функций Многократное дублирование В единичных случаях Отсутствуют

Степень централизации/децентрализации (коэффициент управляемости) 1-2 менее 1 1

Доля управленческого персонала 18-22 и более 13-17 8-12

Техническая оснащенность управленческого труда Низкая Средняя Высокая

Прогрессивность методов управления (объем товарной продукции в расчете на одного работника управления) Снижается На постоянном уровне Увеличивается

Таблица 2

Оценочные показатели эффективности менеджмента

Показатель оценки эффективности Количественная оценка, соответствующая каждому условию

менеджмента 1-3 4-6 7-10

Производительность труда Ниже среднего по виду На уровне среднего по Выше среднего по виду

экономической деятель- виду экономической экономической деятель-

ности деятельности ности

Объем продаж на одного работника Ниже среднего по виду На уровне среднего по Выше среднего по виду

экономической деятель- виду экономической экономической деятель-

ности деятельности ности

Количество конкурентов 1-4 5-7 8 и более

Возраст команды менеджмента 10-15 и более 5-9 2-4

Повышение квалификации Нет Эпизодическое Регулярное

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

шенствования организации маркетинга. Выполнение маркетинговых задач по выбранным аспектам исследования оценивается баллами, приведенными в табл. 3.

Критерии оценки социального развития трудового коллектива и использования человеческого фактора в производстве характеризуют особенности кадрового состава и социально-психологического климата в коллективе. Они могут быть представлены системой индикаторов, показывающих средний возраст сотрудников предприятия и уровень необходимой квалификации и компетентности, текучесть кадров, степень заинтересованности работников в результатах своего труда, понимание персоналом системы целей предприятия в целом и своего подразделения, уровень средней заработной платы и др. (табл. 4).

Отвечая на конкретные вопросы в сфере управления, предложенная методика выражает состояние предприятия через обобщающий показатель, т. е. усредненную оценку многообразных аспектов управленческого труда. Для этого строится итоговая матрица (табл. 5) со следующей последовательностью расчетов:

— каждому объекту исследования присваивается вес значимости, определяемый экспертным путем исходя из его приоритетности и актуальности в управлении. Сумма весов по всем объектам должна быть равна единице (в качестве

Оценочные показатели

примера возьмем одинаковый вес по каждому объекту — 0,25);

— против каждого оцениваемого показателя в столбце «оценка» заносится присвоенное в ходе исследования фактическое значение от 1 до 10 (в качестве примера проставлена максимальная оценка по всем показателям);

— в столбце «вес» заносится значимость каждого показателя-фактора, определенного экспертным путем. Сумма весов также должна быть равна единице;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в столбце «баллы» рассчитывается количество набранных баллов по каждому фактору умножением оценки на вес значимости;

— индекс рассчитывается суммой всех набранных баллов;

— итоговый индекс или усредненная оценка уровня управления определяется произведением индекса на вес значимости по каждому объекту, соответственно, с последующим суммированием всех результатов.

Поскольку максимальная оценка равна 10, следовательно, наивысший итоговый индекс также будет равен 10. Чем значение меньше 10, тем больше нерешенных проблем в сфере управления, тем менее эффективны принимаемые решения.

Способность предприятия к обновлению рассматривается с позиции гибкости его производс-

Таблица 3

маркетингового уровня

Перечень маркетинговых задач Количественная оценка соответствующая каждому условию

1-3 4-6 7-10

Исследование рынка Не ведется Ведется в узком сегменте рынка Ведется по всему рынку

Изучение спроса потребителей Не ведется Ведется в узком сегменте рынка Ведется по всему рынку

Изучение конкурентов по взвешенному рейтингу Ниже большинства конкурентов Ниже самых сильных конкурентов Самый высокий

Таблица 4

Оценочные показатели социального развития трудового коллектива

Показатели оценки развития трудового коллектива Количественная оценка соответствующая каждому условию

1-3 4-6 7-10

Средний возраст сотрудника предприятия, лет Более 55 лет 50-40 40-25

Текучесть кадров от среднесписочной численности, % Более 40 40-20 20-10

Система обучения персонала Нет В единичных случаях Да

Понимание персоналом системы целей предприятия в целом и своего подразделения Нет Формируется Да

Уровень средней заработной платы в сравнении с регионом или видом экономической деятельности Низкий Средний Высокий

Социально-психологический климат Неблагоприятный Неустойчивый Благоприятный

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Таблица 5

Исходные данные для расчета итогового индекса оценки уровня управления

Показатель Оценка Вес Баллы Индекс

Организационная структура управления — 0,25

Степень жесткости/гибкости 10 0,2 2 10

Дублирующие функции 10 0,2 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень централизации 10 0,2 2

Доля управленческого персонала 10 0,1 1

Техническая оснащенность 10 0,1 1

Прогрессивность методов 10 0,2 2

Эффективность менеджмента — 0,25

Производительность труда 10 0,2 2 10

Объем продаж 10 0,2 2

Конкуренция 10 0,2 2

Возраст команды менеджмента 10 0,2 2

Повышение квалификации 10 0,2 2

Уровень маркетинга — 0,25

Исследование рынка 10 0,34 3,4 10

Изучение спроса (потребителей) 10 0,33 3,33

Изучение конкурентов по взвешенному рейтингу 10 0,33 3,33

Социальное развитие трудового коллектива — 0,25

Средний возраст сотрудников предприятия 10 0,1 1 10

Текучесть кадров 10 0,2 2

Обучение персонала 10 0,2 2

Понимание персоналом системы целей предприятия в целом и своего подразделения 10 0,1 1

Уровень средней заработной платы в сравнении с регионом или в отрасли 10 0,2 2

Социально-психологический климат 10 0,2 2

твенной структуры (способности переходить от одного типа производства к другому с использованием тех же самых орудий труда) и возможности быстрой перестройки производственного механизма для выпуска продукции, востребованной на рынке и освоения производства новой продукции.

Степень гибкости определяется способностью предприятия в кратчайшие сроки производить объем новой продукции, необходимый для максимального результата при минимальных изменениях в структуре производственных фондов.

Гибкость предприятия характеризуется группой финансово-экономических и технико-экономических показателей.

Это, во-первых, оценочные критерии финансового состояния. В этом смысле способность предприятия к обновлению близка по смыслу понятию финансовой устойчивости, что объясняется наличием необходимых финансовых ресурсов для инновационного совершенствования и увеличения объемов выпускаемой продукции. Показатели, характеризующие финансовый потенциал, — это величина основного и оборотного капитала, собс-

твенных средств, объема продаж, затрат на производство и реализацию продукции, размер чистой прибыли, направления ее использования.

Во-вторых, технико-экономические индикаторы способности к обновлению. Определяются они по времени прохождения нового продукта по различным этапам, начиная с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и заканчивая производственным циклом (освоение, производство, реализация).

Показатели, которыми оценивается инновационная деятельность, носят предположительный характер и включают:

— технико-экономический результат;

— экономическую эффективность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— производственные, непроизводственные и капитальные затраты в сфере производства и эксплуатации.

Годовой экономический эффект рассчитывается отношением прибыли, полученной от реализации новых изделий, к капитальным затратам, вложенным в разработку:

ROI = Р / КВ,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР*?жг(Ъ4

где ROI — рентабельность капитальных вложений в инновационный проект;

Р — прибыль от реализации новых изделий в рамках инновационного проекта; КВ — капитальные вложения. В-третьих, отношение количества инноваций предыдущего периода к их количеству в отчетном году показывает способность к обновлению в динамике за ряд лет и лучше других показателей характеризует потенциал предприятия. Воспользовавшись системой оценочных значений, можно получить ответ на вопрос о степени инновационной активности, а значит, о технических и финансовых возможностях предприятия.

Параметры оценивания по рассмотренной методике анализа организационной структуры и эффективности управления могут меняться, уточняться, поскольку не существует единых подходов и универсальных критериев. Очевидно лишь то, что

Таблица 6 Оценка динамики инновационной деятельности

Количественная оценка,

Соотношение количества соответствующая каждому

инновации условию

1-3 4-6 7-10

Отношение количества 2 и более 1 к 1 1 к 2 и

инноваций прошлого года к 1 более

к отчетному году

Отношение количества 2 и более 1 к 1 1 к 2 и

инноваций позапрошлого к 1 более

года к отчетному году

Отношение количества 2 и более 1 к 1 1 к 2 и

инноваций базисного года к 1 более

к отчетному году

управление предприятием должно способствовать выполнению текущих задач и соответствовать достижению стратегических целей.

Список литературы

1. Китов О. В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2010.

3. Поршнев А. Г. Качество, результативность и эффективность менеджмента // Элитариум: центр дистанционного образования — www. elitarium. ru.

4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Свиридова Н. В. Система рейтингового анализа финансового состояния организаций. М.: АльфаМ, 2007.

6. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Перспектива, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фелпс Б. Умные бизнес-показатели: системы измерений эффективности как важный элемент менеджмента. М.: Баланс-Клуб, 2004.

8. ХиггинсР. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений. 8-е изд. М: Вильямс, 2008.

А. Д. УЛЬЯНОВ,

доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: alex_ulyanov@inbox.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.

A. D. ULYANOV,

Candidate of Law, Associate Professor,

Associate Professor at the Department of Work

Organization of the Law Enforcement’s Bodies

and Units (Center for Command Staff Trainings)

(Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia)

Scientific specialty: 12.00.11 — Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.

УДК 35:001.4

Управленческая деятельность как научная категория

Administrative Activity as a Scientific Category

В статье исследуется понятийный аппарат управленческой деятельности руководителя, его смысловое содержание и признаки. Подчеркивается простая мысль, что потенциальные возможности повышения эффективности и качества труда руководителя заключаются прежде всего в организации его профессиональной деятельности. Зачастую «видимость» управления посредством издания большого числа правовых актов и проведения множества организационных мероприятий «размывает» его целевую сущность, его объективные результаты.

Руководитель, управление, организация, деятельность, категории.

Leader, management, organization, activity, categories.

Любая организованная социальная система существует и функционирует благодаря осуществляемому в ней руководству. Ее деятельность целенаправленна, она реализуется посредством присущей организации системы управления, предполагающей в первую очередь присутствие действующего руководства как организацией в целом, так и ее структурными подразделениями и отдельными сотрудниками. Потенциальные ресурсы повышения эффективности и качества работы нужно искать прежде всего в самой организации, в процессе ее функционирования, которая, как органическое свойство системы, выступает внутренним источником совершенствования и развития. Разноплановый характер функционирования ОВД обусловливает исключительно высокие требования к уровню управленческой деятельности

руководителя. Очевидно, что это качество приобретается не сразу, а в процессе практической работы, обучения.

О важности управленческого мастерства, об ответственности руководителя за состояние дел в организации говорил еще Петр I: «Ибо командующий высокий генерал душе человеческой в теле уподобляется, зане в нем без души ничто двигается…» . Примечательно также, что когда президент США Г. Трумэн заселился в овальный кабинет Белого дома, он в первую очередь установил на рабочем столе табличку с напоминанием «Больше ответственность перекладывать не на кого» .

Следует отметить особое значение личности руководителя в военизированных иерархических структурах, построенных по принципу единоначалия. При этом особенно важны-

ми при руководстве подчиненными здесь становятся знания управленческого, правового и психологического характера, умения и навыки налаживания коммуникаций, владение информационными технологиями, риторические способности.

Известно, что руководитель, принявший любое управленческое решение, несет ответственность за конечные результаты его исполнения. Эффективные либо посредственные решения, принимаемые начальником, сказываются на показателях трудовой деятельности всего коллектива. Если руководитель бюрократ, корыстен, подчинен лишь своим меркантильным интересам, то от такого должностного лица позитивных результатов ожидать не приходится. Недостаточное владение начальствующим составом сведений об условиях жизни своих сотрудников, неудовлетворительное знание их личных и деловых способностей и умений, слабый контроль за поведением подчиненных в служебное время, невнимание к их личным проблемам, потребностям, низкий уровень индивидуальной и воспитательной работы — все это приводит к негативным последствиям. Подобного рода кабинетный стиль управления коллективом влечет за собой отсутствие знания о реальном положении дел, что приводит к фактической потере управляемости, профессиональной некомпетентности1.

К сожалению, не все современные руководители умеют правильно организовать свою профессиональную деятельность, оптимально распределить свое рабочее и личное время. Отчасти это обусловлено отсутствием соответствующих навыков и знаний. Причем анализ специальной литературы, посвященной теории и практике научной организации труда, позволяет сделать вывод об отсутствии комплексных исследований в этой сфере, что в свою очередь затрудняет сформировать соответствующую научно обоснованную учебную базу.

Тем не менее требования к современному руководителю достаточно высоки. Он должен быть прежде всего не только глубоко образованным и знающим конкретную область деятельности человеком, но и обладать способностями и навыками к глубокому творческому анализу. Кроме того, современный руководитель обязан владеть анализом и оценкой не только криминальной ситуации, но и определять характерные особенности и современные тенденции развития общества как динамичного соци-

1 Профессиональная компетентность руководителя рассматривается как интегральная характеристика степени профессиональной готовности, определяющей способность продуктивно решать управленческие задачи, возникающие в реальных условиях оперативно-служебной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.

ально-правового феномена, знать основы оперативного искусства и тактики, теорию управления, менеджмент, методы прогнозирования, планирования и моделирования и др.

Однако приходится констатировать, что даже самые высококвалифицированные специалисты, заслуженно пользующиеся прекрасной репутацией, зачастую не владеют навыками правильной организации своего труда, не умеют отличить главное от второстепенного, выделить перспективные задачи. У многих начальников органов внутренних дел систематически не хватает времени, что вынуждает их проводить на рабочем месте большую часть суток. А это, в свою очередь, приводит к медленному и неэффективному решению возникающих проблем. Нередко следствием этого становится практика у некоторых должностных лиц оправдывать посредственные результаты своей деятельности сложностью обстановки.

В современных условиях требуются профессиональные навыки принципиально иного, нового свойства. От систематизации знаний, специфики управленческого труда как научной категории, ее обоснования, упорядоченных функций руководства, правильно выбранных методов работы зависят конечные результаты правоохранительной деятельности в целом. В наше время актуальной остается фраза китайского философа, видного представителя «школы бинц-зя» («школы военной философии») Сунь-Цзы: «Все люди знают ту форму, посредством которой я победил, но не знают той формы, посредством которой я организовал победу» .

Следует отметить, что в специальной литературе понятие «организация» трактуется неоднозначно. Так, в ряде случаев в это понятие входит определенная социальная структура: государственный или общественный орган, коллектив работников; в других — состояние субъекта и объекта управления, их упорядоченность, совокупность функциональных и структурных связей. Кроме того, понятие «организация» иногда рассматривается как важнейшая функция управления, как созидательная деятельность, вектором которой является упорядоченность состояния любых социальных систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что существующие точки зрения на толкование понятия «организация» взаимосвязаны между собой, поскольку организация, которая представляет собой упорядоченное состояние системы, является продуктом целенаправленной реализации организаторской функции управления, своего рода функции «организации организаций». Ее исполнение предполагает формирование конкретных социальных образований. В частности, речь идет о создании их организационной и функциональной структур; об обосновании штатной численности;

о подборе и расстановке кадров; об информационном, материально-техническом и финансовом обеспечении данной системы; установлении устойчивой взаимосвязи между ее взаимодействующими элементами.

В силу того, что теоретическое воспроизведение действительности и ее мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий, рассмотрим управленческую деятельность в плоскости характерных признаков и свойств. Именно категории являются необходимым интеллектуальным средством совершенствования управленческой деятельности ее преобразования.

Чтобы проанализировать и правильно понять содержание характеристик управленческой деятельности, проследить существующие связи между вышеобозначенными категориями, на теоретическом уровне представим авторское видение терминов «труд» и «деятельность». В связи с этим рассмотрим понятийный аппарат, связанный с термином «труд руководителя».

В толковых словарях русского языка деятельность трактуется как занятие, труд, работа каких-либо органов . Словарь синонимов подчеркивает, что понятие «труд» аналогично понятию «деятельность» . Однако, на наш взгляд, содержание социальных явлений, обозначаемых рассматриваемыми терминами, имеет определенные отличия. Их возможно разграничивать в первую очередь на уровне конкретного субъекта. Причем понятие «деятельность» несколько шире, так как в него входит не только труд, как область материального производства, но и коммуникации, взаимные связи с другими людьми, включая субординационные отношения.

По мнению философов и социологов, сущностью любой социальной реальности является совокупность актуальных и соразмерных изменений и преобразований, которые осуществляет организация как определенный коллектив работников для поддержания целостности и устойчивости при сотрудничестве с иными социальными образованиями, а также обеспечения их динамического равновесия с внешней средой; способность развиваться в краткосрочной и долгосрочной перспективе . Поэтому деятельность формирует не любые изменения, а лишь те, которые целеустремлены на сохранение свойственной организации предметной определенности .

Анализ специальной литературы, освещающей данный вопрос, свидетельствует о том, что в широком смысле понятие «управленческая деятельность» включает весь спектр элементов организаторской работы, связанной с управлением: организационная структура, кадры, информационное обеспечение, планирование, контроль, регулирование, учет. В более

узком плане управленческая деятельность связывается с подготовкой, принятием и организацией осуществления управленческих решений. Отдельные авторы определяют управленческую деятельность как труд руководителя по определению цели и задачи управления, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями которого будут отдельные сотрудники или коллектив в целом.

Однако нельзя согласиться с распространенной в научной литературе точкой зрения, согласно которой управление (особенно в правоохранительной сфере) трактуется исключительно через понятие «деятельность», что затрудняет восприятие всей многогранности этого явления. Содержание такой деятельности состоит лишь в правотворчестве, исполнении действий административного характера, направлении ее на реализацию нормативных предписаний, правовых установок и проведении организационных мероприятий. Однако такая трактовка управления «размывает» его целевую сущность, объективные результаты их достижения. Такой подход всегда позволяет создавать видимость управления посредством издания большого числа правовых актов и проведения множества организационных мероприятий.

Представляется, что с функциональной точки зрения категорию «деятельность» целесообразно характеризовать как:

а) объяснительный принцип — категорию философско-методологического содержания, выражающая базовое основание человеческого существа;

б) предмет беспристрастного научного анализа, т. е. нечто синтезируемое и воспроизводимое в форме нового знания в научных теориях и дефинициях;

в) предмет проектирования, предоставляющий возможность определять условия и способы эффективной (оптимальной) реализации конкретных видов деятельности;

г) предмет управления, т. е. то, что следует организовывать на основе совокупности фиксируемых признаков.

Учитывая данную точку зрения, понятие «деятельность» можно объяснить через целесообразную активность субъекта, направленную на изменение и преобразование объекта воздействия для поддержания целостности и равновесия со средой существования. При этом целесообразность следует рассматривать как деятельность, сообразуемую с целевой установкой. Целесообразная деятельность, по существу, есть свойство каждого человека и общностей. Лишь они могут посредством сознания формулировать идеальные модели поведения и подчинять им свою деятельность. В связи с этим раскрыть содержание категории «деятельность» без вза-

имосвязи с понятием «управление» невозможно. Управление нельзя представить без деятельности, оно является необходимой составной частью деятельности, внутренне присуще ей.

Следует отметить, что управленческая деятельность обладает рядом признаков.

1. Является составной частью общего процесса функционирования организации, как коллектива сотрудников, и связана со всеми направлениями деятельности.

2. Носит подчиненный характер по отношению к исполнительской деятельности. Управленческая деятельность — синтез индивидуальной и совместной деятельности. Для нее характерна не прямая, а опосредованная связь с конечными результатами функционирования организации. Принципиальная особенность управленческой деятельности заключается в том, что в процессе ее осуществления создаются организационные, правовые, ресурсные и иные условия для выполнения основных задач, возложенных на соответствующую организационную структуру. Сама же по себе управленческая деятельность не имеет какой-либо ценности. Ее предназначение состоит в обеспечении реализации целей, задач и направлений деятельности социальной системы. Поэтому ее можно представить в виде совокупности выработанных людьми умений, навыков, способов, операций и действий человека в области управления.

3. Обладает интеллектуальным качеством. Это свойство ярко проявляется при выработке и реализации управленческих решений — декларативные указания, нелепый приказ лишь дискредитируют руководителя. Управленческая деятельность — сложный труд руководящего состава, который обладает особым интеллектуальным качеством: поиском и проникновением в сущность явлений, динамику событий, преодолением бесконечных препятствий изменчивости и неоднозначности средовых факторов, недоступных рутинному руководителю. Смысл управленческой деятельности состоит в получении оптимального результата управляемого воздействия, что невозможно без интеллектуальных, творческих усилий.

4. Несет большую информационную нагрузку, что требует обработки огромных потоков сведений, данных, на основе которых принимаются управленческие решения. В современных условиях массив информации возрос во много раз, поэтому в работе управленческого аппарата должны использоваться инновационные процессы, новые информационные технологии. От качества социально-правовой информации, ее новизны и достоверности зависит эффективность принимаемых решений.

5. Имеет волевой характер. Воля понимается как баланс способности выбора цели деятельности и внутренних усилий, необходимых

для ее осуществления. Специфика управленческой деятельности связана с наделенными в установленном порядке полномочиями, которые нередко реализуются определенным понуждением к выполнению сотрудниками нормативно установленных действий. Работа в коллективе с необходимостью диктует подчинение внутреннего «эго» исполнению должности, возможной переоценке личных качеств и согласования своих действий с общими целями. Порою даже внешний вид должностного лица имеет существенное воспитательное значение.

6. Всегда осуществляется в коллективной среде. Организационное построение по подразделениям и штатным должностям любой организации формирует лишь логическую модель упорядочивания совместного труда членов коллектива, что предполагает налаживание сотрудничества как внутри организации (внутреннее взаимодействие), так и вне ее (внешнее взаимодействие), а также координацию усилий для решения общих задач.

7. Является сложным механизмом психологического взаимодействия между руководителем и подчиненным. В связи с этим все управленческие действия руководителя должны основываться на знании психологических особенностей сотрудников, их мотивации, умении поставить себя на место подчиненного, предвидении дальнейшего развития ситуации, определении возможных ближайших и отдаленных последствий своих поступков, стремлении к самопознанию и совершенствованию. Даже на уровне простых линейных структур руководителю невозможно командовать, не установив простых человеческих отношений с подчиненными.

8. Характеризуется комплексностью, поскольку включает целый ряд компонентов: люди, информация, материальные и технические средства и др.

9. Может оцениваться по ее собственным параметрам, однако подлинным ее критерием служит конечный продукт труда всех сотрудников.

10. Отличается жесткой правовой регламентацией. Существенная часть ее элементов закреплена в нормативных актах, упорядочивающих всякую деятельность и «привязанных» к конкретным должностям: полномочия, компетенция, сфера труда, способы выполнения управленческих функций.

Таким образом, под управленческой деятельностью следует понимать организационное обеспечение функционирования аппаратов, органов, подразделений, служб социальных систем, направленное на эффективное и рациональное достижение нормативно закрепленных целей в любой сфере. Цель управленческой деятельности — обеспечение эффективного функционирования организационной системы.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Граждан В. Д. Социология управления: 1. учебник. М., 2008.

2. Литвак Б. Г. Практические занятия 2. по управлению Мастер-класс: учеб. пособ. М., 2002. 3.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. 4. М., 1997.

4. Петр I. Устав Воинский 1716 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Ystav1716. 5. htm (дата обращения: 16.05.18).

5. Словарь синонимов и антонимов современ- 6. ного русского языка. 500000 слов. М., 2013.

6. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. URL: http://www.milresource.ru/Sun-Zi.html 7. (дата обращения: 26.04.2018).

Grazhdan V. D. Sociologiya upravleniya: ucheb-nik. M., 2008.

ство» рассматривать в свете парадигмы маркетингового микса, то сильные стороны, свойственные маркетингу отношений, в такой его трактовке будет невозможно использовать.

В подходе через отношения в дилерских сетях становится особенно очевидно, что маркетинг вложен в общий прогресс менеджмента дилерских сетей. Концепция маркетинга отношений — есть признание сетевых и виртуальных организаций и подчеркивает долгосрочные интерактивные отношения, с одной стороны, между поставщиком и клиентом, и долгосрочной доходностью — с другой. Маркетинг отношений признает, что каждый участник трансакций

— частично занятый продавец и что и клиент, и продавец могут быть активными сторонами, рассматривая друг друга как равных партнеров в экономических отношениях.

Список литературы:

1. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2006.

2. Пустынникова Ю. Искусство управления каналами сбыта // Управление компанией. — 2003. — № 9. — С. 16.

3. Горчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. Управление каналами дистрибуции. — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005.С. 156.

Герасимов Б.Н.

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Международного института рынка, г. Самара

УДК 65.01

МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Теория, методология и технологии управления экономическими системами являются равноправными разделами современной науки. Важное место в управлении современными организациями занимает менеджмент, который, в свою очередь, включает несколько элементов. Показана структура технологии управленческой задачи и место в ней элементов менеджмента. Современные теория, методология и технологии управления экономическими системами и российский менеджмент имеют вполне реальные перспективы для развития.

Ключевые слова: управление, системы, теория, методология, технологии, менеджмент, управленческая задача.

MANAGEMENT OF PROCESSES CONTROL OF ECONOMIC SYSTEMS

Key words: control, system, structure, theory, methodology, technologies, management, administrative task.

Прошло 20 лет, как в нашу жизнь начало входить понятие «менеджмент». Сейчас выпускаются специалисты, есть кафедры и даже подразделения с таким же названием в организациях. Многие профессии называются со слова «менеджер». Однако место и роль менеджмента вызывает много споров. Связано это, как нам кажется, с содержанием и формами процессов управления и менед-

жмента, протекающих в организациях, а также их взаимоотношением между собой. Многие авторы произвольно трактуют понятие «менеджмент», что приводит к искажению содержания и отношения процессов управления и менеджмента . Пожалуй, только в работах показывается несколько иное место менеджмента в экономических системах.

В науке управления экономическими системами можно выделить три равноправных раздела: теория, методология и технологии .

Теория управления экономическими системами включает основные понятия, принципы и концепции управления, содержание и формы видов управленческой деятельности, состав и содержание факторов внешней и внутренней среды организаций, структуру и иерархию процессов и подсистем управления, состав и взаимодействие функций управления, состав и содержание показателей эффективности управленческой деятельности. Основное направление развития теории управления — это формулирование законов целесообразной человеческой деятельности по преобразованию интеллектуальных и материальных ресурсов в продукты для обеспечения высокого качества жизни человека.

В результате исследований, проведенных автором, были выделены элементы организации, основные объекты и процессы и другие структурные элементы экономических систем типа «организация». Структура системы управления включает подсистемы (процессы), функционально-управляющие блоки (подпроцессы), функциональные задачи управления (ФЗУ), функциональные процедуры управления (операции). По этому вопросу достигнуто некоторое согласие в научной литературе. Эти элементы могут быть выделены по разным признакам. Наиболее надежно это делается одновременно по функциональному и процессному признакам.

Функций управления, по мнению автора, девять: нормирование, прогнозирование, планирование, организация, учет, контроль, анализ, регулирование, координация . Последовательное решение ФЗУ в рамках одного объекта (процесса) или каких-либо их частей собственно и представляет собой управленческую деятельность.

Методология управления экономическими системами занимается процессом использования знаний в практической деятельности, а также получением знаний на основе практической деятельности и перенесением их в теорию. В основе знания о методах управления лежат онтологические представления о мышлении и деятельности. Знание, используемое управленцем, имеет 3 составляющих: онтологическую, т. е. сущностные характеристики; идентифицирующую — специфические характеристики для данного объекта; ситуационную — характеристики, специфические для данного времени. Необходимость двух последних составляющих требует исследования идентификации объекта и анализа ситуации . Первое может быть выполнено как заранее, так и непосредственно, а второе только в процессе самой управленческой деятельности. Поэтому составной частью методологии менеджмента

являются исследования, обеспечивающие получение временной и ситуационной (пространственной) составляющих процессов и объектов организации.

Современная методология управления должна оснащать мышление управленца средствами построения цепочек знаний, позволяющих получить необходимые понятия, синтезируя их из разных предметных областей, а затем используя для объяснения наблюдаемых и прогнозируемых феноменов и управления ими .

Методология группирует существующие методы по функциям управления, видам и типам управления в социальных и экономических средах, процессам и их частям и другим признакам.

Технология менеджмента — это совокупность каких-либо действий по решению ФЗУ, реализуемых в рамках управления процессами и их частями. Автором были выделены несколько групп технологий управления, в том числе функций управления, процессов и их частей, этапов разработки и принятия управленческих решений, видов управленческой деятельности .

Технологии управления могут выполняться на уровне этапов укрупненно, на уровне операций (совокупности процедур), и более подробно на уровне самих процедур. Автором также выполнена классификация технологий управления и показана их взаимная входимость.

В качестве единичных процедур технологий -«строительных кирпичей» — предлагаются логические, социальные, психологические и технические средства. Такое разделение позволит получить адекватные результаты в процессе управления.

Технологии управления — это наиболее близкий к существующей практике раздел управленческой науки. Очевидно, для того, чтобы успешно выполнить описание технологий для многократного использования, необходимо самому побыть не один год в шкуре управленца и иметь перед собой структуру управленческой деятельности. При этом надо стремиться представлять технологии управления понятно, последовательно и достаточно полно. Выполнение технологии управления в виде рисунка или таблицы позволяет однозначно понимать операции и (или) процедуры и их взаимодействие. Эффективность технологии управления на уровне ФЗУ связана с выбором метода реализации отдельных процедур, метода принятия управленческого решения и технологии менеджмента.

Менеджмент — это управление процессами и человеческими отношениями . Менеджмент представляет собой формы взаимодействия индивида с окружающим миром, которые зависят от ряда факторов: системного, индивидуального и социального характера. В управлении процессом или какой-либо его частью менеджмент обязательно вкрапляется в технологию решения ФЗУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В управлении человеческими отношениями основным фактором является поведение сотрудников, групп и организации в целом. Собственно менеджмент и служит интеграции поведения и деятельности работников для эффективного решения всех видов ФЗУ, а также способствует консолидации коллектива для достижения целей и миссии организации.

Менеджмент включает по работе следующие элементы: власть, лидерство, мотивацию, ком-

Следует заметить, что управленцы в своей деятельности редко используют только один элемент менеджмента. На практике при взаимодействии руководителя с подчиненным используется сразу несколько элементов менеджмента. Например, руководитель при проверке выполнения выданного ранее задания демонстрирует свое право его проверять (законная власть), обнажает какой-то стиль управления (например, демократический), выполняет конкретный вид коммуникаций (личная беседа), побуждает ускорить процесс окончания решения задачи (мотивация); проявляет конкретный тон и тембр голоса (деловая этика), приближает или отодвигает возникновение будущего конфликта.

Менеджмент, влияя на человеческие отношения, призван сделать поведение человека в организации предсказуемым и адекватным, что должно способствовать успешному решению управленче-

муникации, конфликты, социальную ответственность, стиль, деловую этику, групповую динамику, введение изменений. Менеджмент также можно условно разделить на три части: теорию, методологию и технологии. Таким образом, каждый элемент менеджмента имеет свои формы и содержание, методы выполнения и технологии реализации. Рассмотрение элементов менеджмента показало, что все они связаны с влиянием на людей или их группы в процессе деятельности (см. табл.).

ских задач, а значит, и достижению целей и миссии организации. Некоторые виды элементов менеджмента в организации достаточно четко формализованы. Например, формы и содержание материального поощрения сотрудников, правила делового этикета, структура деловых совещаний, программа преодоления сопротивления изменениям. Другие элементы имеют неформальные средства воздействия, например, некоторые виды власти, лидерство, стиль и т. д. Однако существуют прецеденты структурирования конструктивных конфликтов, нематериальной мотивации и даже средств профилактики сопротивления изменениям.

Для успешной реализации технологий решения управленческих задач необходимо использование методов выполнения процедур (ВП), методов принятия управленческих решений (ПУР), а также применение элементов менеджмента.

Элементы менеджмента, влияющие на поведение людей

Наименование Назначение элемента

Лидерство Влияние на сознание людей примером, поступками, обаянием

Мотивация Влияние на работников через совокупность необходимых им потребностей. Побуждение работников к усилиям для определенного поведения и деятельности

Конфликты Влияние через нахождение (создание) противоречий, регулирование напряженности в отношениях людей

Власть Влияние через демонстрацию возможности руководителей и возможных последствий той или иной деятельности и/или поведения

Коммуникации Влияние через содержание и адрес передачи информации (совещание, личная беседа, ритуалы и т. д.)

Социальная ответственно сть Влияние через принятие руководством организации на себя дополнительных обязательств в отношении условий жизни работников и окружающего населения

Групповая динамика Влияние через формальные группы. Влияние через неформальные отношения

Стиль Влияние через соотношение внимания к деятельности и поведению людей и результатам труда

Деловая этика Влияние на людей через нормы, стандарты и правила поведения

Совместная деятельность Влияние через коллективную ответственность работников за выполненную работу и адекватное поведение

Введение изменений Влияние за поворот сознания работников в сторону позитивного восприятия реформ и новаций

В качестве методов ВП могут использоваться математические (статистические, расчетные, сравнения, выборки и т. д.), социологические (опрос, тестирование, собеседование) и т. д. Для реализации управленческих задач могут использоваться несколько методов ВП. При этом методы могут давать различные результаты по точности, трудоемкости и другим параметрам. Однако желательно знать заранее весь их спектр, чтобы осознанно осуществить выбор для получения заданных результатов. Включение метода ВП может быть представлено с четким обоснованием выбора. Чем сложнее метод, тем больше времени на его использование и тем выше должна быть квалификация специалистов. Поэтому должен быть выбран конкретный ВП для технологий менеджмента, который соответствует уровню управленцев. В отдельных случаях могут быть выбраны сразу несколько методов с указанием конкретных условий их применения. Но такая информация может быть доступна только для управленцев организации. Результаты исследования могут быть представлены в описательном или табличном виде.

Методы ПУР могут быть единоличные, коллективные, экспертные и т. д. Они присутствуют прак-

тически при любом решении управленческих задач. Это связано с тем, что могут быть различные способы решения управленческих задач, как по методам, так и по качеству их реализации. Например, наименование метода ПУР и процедуры, в которых он используется, могут прилагаться к инструкции решения управленческой задачи. При этом должно быть подробное описание каждой процедуры технологии решения задачи. Необходимо также представление примеров, которые раскрывают сущность процедурной деятельности при решении управленческой задачи.

При решении управленческой задачи обязательно используются элементы менеджмента. Например, коммуникации, лидерство, мотивация и т. д. Вкрапление их в решение управленческой задачи позволяет продвигать деятельность от начала до конца. Кроме того выявляются специалисты, способные использовать соответствующие элементы менеджмента. Практически все элементы менеджмента также реализуются с помощью технологий, большинство из которых достаточно обстоятельно описаны в работе . Модель решения управленческой задачи представлена на рисунке.

Заказ на решение управленческой задачи

Компетенция

управленцев

Квалификация

подчиненных

Свойства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидов

Технология решения управленческой задачи

Информационные ресурсы

Методы выполнения процедур

Методы принятия управленческих решений

Элементы менеджмента

Состав процедур

Средства реализации логические социальные психологические технические

Поведение

работников

Деятельность

работников

1 Г

Результаты

Принятие решений по изменению заказа на решение управленческой задачи

Этапы процесса развития дилерских сетей

Затруднения специалистов, использующих эле- ленческой деятельности, когда нужна адекватная менты менеджмента при решении управленческой реакция в результате сочетания различных ситуа-задачи, как правило, связаны с реализацией управ- ционных факторов .

Например, решение типовой управленческой задачи требует такой организации деятельности, при которой подчиненные получают навыки и умения преодоления противоречий, барьеров, тупиков, создаваемых новой формой формулирования и представления проблем, в рамках которой необходимо решить комплекс управленческих задач. Важно, чтобы подчиненные были носителями тех проблем, которые им необходимо разрешить в процессе решения управленческих задач. При этом очень важно, чтобы управленческая деятельность затрагивала процессы мышления и деятельности специалистов. Очевидно, что это непростой итерационный процесс, в котором занято много специалистов.

Общепризнано, что национальный менталитет -важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру национальной модели управления. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая взаимосвязь . Проявление биопсихо-логической программы поведения людей сказывается на различных сферах человеческой деятельности: в быту, общении, на производстве. Значительное влияние она оказывает на управление. Так, анализируя формы и методы управления в разных странах, нельзя не учитывать немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую расхлябанность.

Без понимания взаимного отношения элементов менеджмента при их одновременном использовании нельзя определить эффективность каждого из элементов, а тем более того или иного их сочетания. Однако в настоящее время научные исследования проводятся, в основном, по одному какому-то элементу менеджмента (мотивации, лидерству и т. д.) без изучения участия других элементов, без оценки их влияния и выделения доминант.

Все это происходит в рамках российского менталитета с учетом культуры, принятой в организации. Полиэлементное содержание менеджмента в отношениях «руководитель — подчиненный» после окончания диалога позволяет не только представить дальнейшие шаги каждого, но осмыслить перспективы их взаимоотношений в ближайшем будущем. Таким образом, можно будет усиливать тот или иной элемент для создания гармонической системы менеджмента.

Когда сообщается информация о смене менеджмента какой-либо компании, то имеется в виду не только смена состава совета директоров, топ-менеджеров. Основные элементы организации, такие как ресурсы, технологии, структура, задачи, процессы, как правило, не меняются. Чаще всего подвергается пересмотру цель, миссия, культура организации, но, чаще всего, меняется менеджмент. При этом подбирается такое сочетание содержания элементов менеджмента, при котором существенно меняется влияние на человеческие отношения, что должно сказаться на эффективности деятельности компании. Причем так, чтобы это про-

низывало все уровни ее иерархии. Смысл такой смены: коренное изменение отношения работников к своей деятельности и результатам труда. Особенно это проявляется при смене руководства спортивных команд, когда требуется быстрое достижение результатов.

А пока отсутствие рекомендаций в литературе по использованию элементов менеджмента для создания эффективных моделей поведения управленцев заменяют опыты и интуиция компетентных управленцев. Возможно, некоторые технологии настолько индивидуальны, что их сложно воспроизвести другому управленцу.

Но очевидно и то, что у того или иного управленца должно присутствовать определенное сочетание внутренних личностных свойств, позволяющих выйти на высокий уровень профессионализма в сфере управленческой деятельности. Таких, какие были у выдающихся политиков, театральных режиссеров и спортивных тренеров, не оставивших учеников. Поэтому отсутствуют и соответствующие технологии обучения специалистов выбору эффективных коммуникаций с указанием состава и «силы» тех или иных элементов менеджмента в процессах продуктивной и репродуктивной деятельности.

Автор убежден, что именно во вкраплении тех или иных элементов менеджмента в процесс управленческой деятельности и проявляются особенности национального менталитета. Наполнение технологий элементов менеджмента, описанных в работе , фрагментами других элементов позволит повысить эффективность процесса управления и заявить эти образцы поведения управленцев в современной российской модели для дальнейшего использования.

Таким образом, поведение работников в организации — это сложный, многофункциональный и взаимосвязанный процесс, который влияет на деятельность организации и ее имидж во внешней среде. Практически все элементы менеджмента реализуются с помощью некоторого спектра технологий, часть из которых достаточно обстоятельно описана в работе .

Основные тенденции развития науки управления экономическими системами можно представить в виде следующих направлений:

— использование системного, процессного, функционального, а при необходимости ситуационного подходов в управленческой деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— проблематизация рыночных условий и управленческой деятельности организации;

— формирование важнейших постулатов организационной культуры, которые повлияют на результативность работников;

— интеграция элементов поведенческого менеджмента для формирования и развития активной профессиональной позиции работников;

— генерация, выращивание и введение инновационных идей для повышения качества и эффективности элементов организации;

— формирование системы экономической безопасности организации.

Предстоит большая работа по созданию стройных постулатов по экономическим системам:

в области теории — введение только объективно необходимых понятий, принципов и законов управления в экономической сфере, выделение и описание областей применения единиц управленческой деятельности;

в области методологии — осмысление форм и содержания основных видов профессиональной управленческой деятельности, описание основных методов и средств управления в эффективных организациях;

в области технологии — описание опыта успешной управленческой деятельности в виде взаимосвязанных операций, которая позволяет эффективно решать управленческие задачи и разрешать проблемы организаций.

В области российского менеджмента необходима разработка методов раздельного и совместного влияния на людей различных элементов воздействия в рамках управленческой деятельности, исследование результатов их применения и описание технологий с использованием различных методов, разработка средств поддержания и развития отдельных факторов российской ментальности.

Таким образом, можно констатировать, что если элементы и процессы управления экономическими системами типа «организация» являются достаточно устойчивыми и предсказуемыми, то элементы менеджмента имеют достаточно широкую трактовку вообще, а в рамках национального менталитета, в частности.

Список литературы:

1. Виханский ОС, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учеб. — М.: Гардари-ки, 2007. — 416 с.

2. Богатырев В.Д., Герасимов Б.Н. Основы теории управления экономическими системами: учеб. пособие. — Самара: СГАУ, 2008. — 260 с.

3. Герасимов Б.Н. Технологии управления: монография. — Самара: СИБиУ, 2010. — 472 с.

4. Герасимов Б.Н. Основы российского менеджмента: Методология менеджмента: учеб. пособие. — Самара: СМИУ, 2008. — 172 с.

5. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии: пер. с англ.

— СПб.: Питер, 2004. — 368 с.

6. Коротков Э.М. Концепции менеджмента. — М.: ДеКа, 2004. — 896 с.

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учеб.: пер. с англ. — М.: Дело, 2007. — 701 с.

8. Пудич ВС. Системные компоненты менеджмента: монография. — Чебоксары: ИД «Пегас», 2009. — т. 1 -560 с. т. 2. — 502 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учеб.-практ. пособие. — М.: Интел-Синтез, 1996. — 248 с.

10. Цлаф В.М. Методология современного менеджмента: метод. пособие. — Самара, 2004. — 124 с.

Горлов В.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента и налогового консалтинга Российского университета кооперации, г. Липецк

УДК 657.633.5

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются элементы внутреннего контроля предприятия, система контроля, действия руководства организации по установлению и поддержанию этой системы.

Ключевые слова: система контроля, контрольная среда экономического субъекта, модель COSO.

SYSTEM OF INTERNAL CONTROL OF THE ENTERPRISE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *