Методы планирования доходов

  • автор:

Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового движения денежных средств в планируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

  • – прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
  • – амортизационные отчисления;
  • – устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);
  • – средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;
  • – паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;
  • – долгосрочные банковские кредиты;
  • – займы;
  • – пожертвования и благотворительные взносы;
  • – поступления от долевого участия в строительстве;
  • – финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

План по прибыли рекомендуется составлять в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях. Одновременно целесообразно определять влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль.

Прибыль от реализации продукции целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно методом прямого счета с последующим суммированием результата в целом по предприятию.

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пп) рассчитывается по формуле:

где Пб – фактическая прибыль, полученная в отчетном году: Jи – прогнозируемый годовой индекс инфляции.

Балансовая прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции, включает также прибыль от прочей реализации и от внереализационных операций.

Под прибылью от прочей реализации понимается финансовый результат от реализации основных фондов, сырья, материальных активов в виде лицензий, патентов, торговых марок, ценных бумаг, иностранной валюты и прочего имущества предприятия.

Внереализационные прибыли (убытки) характеризуют дополнительные возможности предприятия получать доходы в рыночных условиях. Перечень источников таких доходов достаточно широк. К ним можно отнести:

  • – доходы от сдачи имущества в аренду и лизинг;
  • – доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (приобретение акций, покупка облигаций и т.д.);
  • – сальдо уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с госбюджетом и внебюджетными фондами);
  • – прочие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде; доходы от дооценки товаров; проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия).

При планировании внереализационных операций важно учесть не только прибыль, но и убытки, которые могут иметь место в плановом периоде.

После прибыли амортизационные отчисления являются вторым источником финансовых ресурсов предприятия. Они предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов (здания, сооружения, рабочие машины, оборудование и др.) и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году по формуле:

где АО – плановая сумма амортизационных отчислений, млн руб.; На – средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествующий планируемому, %; Соф – среднегодовая плановая стоимость амортизируемых основных фондов, млн руб.

Средняя норма амортизации рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за год, предшествующий плановому, на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов.

Следует иметь в виду, что в случае применения метода ускоренной амортизации средняя фактически сложившаяся норма амортизации по предприятию может быть увеличена не более чем в два раза. Имеются также особенности в начислении амортизации на малых предприятиях и по арендованным основным производственным фондам. Так, малым предприятиям разрешено в первый год эксплуатации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 20% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы не свыше трех лет. Этот метод может применяться как в сочетании с методом равномерной амортизации, так и при использовании метода ускоренной амортизации.

При сдаче в аренду предприятиями отдельных объектов основных производственных фондов амортизация планируется и начисляется с отнесением суммы в состав расходов от внереализационных операций, а поступающая от арендатора плата зачисляется в состав доходов от внереализационных операций. При сдаче в аренду целых предприятий или их структурных единиц (например цехов, участков) амортизация по арендуемым основным фондам планируется арендным предприятием с отражением отчислений в составе себестоимости производимой продукции.

К устойчивым пассивам относятся средства, не принадлежащие предприятию, но по условиям расчетов постоянно находящиеся в его обращении. Предприятие может до момента погашения задолженности распоряжаться ими по своему усмотрению. Поскольку такое положение может носить систематический характер, устойчивые пассивы являются объектом планирования. В качестве финансовых ресурсов планировать их целесообразно в минимальных размерах.

К устойчивым пассивам относятся следующие средства:

  • – задолженность по заработной плате рабочим и служащим предприятия;
  • – отчисления во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты груда, а также резерв предстоящих платежей по отпускам работающих;
  • – задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, авансовым платежам клиентов.

При составлении финансового плана в качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов. Для расчета этой величины первоначально определяются устойчивые пассивы на конец планируемого года. Затем методом сравнения устойчивых пассивов на конец планируемого года с устойчивыми пассивами, учтенными на начало планового периода, определяется величина изменения задолженности.

В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые (членские) взносы членов трудового коллектива предприятия.

Доходы от выпуска ценных бумаг планируются исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении предприятия ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж.

Финансовые ресурсы в форме паевых взносов характерны для предприятий коллективной формы собственности. Паевые взносы имеют место при создании предприятия или в случае расширения его уставного капитала.

Членские взносы характерны для совместного предпринимательства. Эти виды поступлений ресурсов могут иметь постоянный характер и уплачиваться с определенной очередностью, что находит свое отражение в финансовом плане.

Мобилизация внутренних ресурсов в капстроительстве как источник доходов может иметь место при выполнении строительных работ на предприятии хозяйственным способом. К источникам финансовых ресурсов в этом случае относятся плановые накопления, снижение себестоимости работ, сокращение потребности строительного комплекса в оборотных средствах или ускорение их оборачиваемости.

Базовой основой для планирования доходов государственного бюджета является бюджетно – финансовая политика Республики Беларусь, разрабатываемая на очередной финансовый год.

Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь.

Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.

Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными финансовыми организациями осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь.

Работа по планированию и формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

  1. Планирование всех видов доходов;

  2. Распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

  3. Определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субсидий, субвенций);

  4. Формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится оценка методов мобилизации государственных доходов. Особое внимание уделяется сложившейся налоговой системе и налоговой нагрузке на субъектов хозяйствования, так как через налоги государство получает основную часть доходов.

На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов бюджетов Республики Беларусь, исходя из прогнозных макроэкономических показателей (ВВП, темп роста ВВП к предыдущему году, инфляция, среднемесячный размер заработной платы, обменный курс белорусского рубля). На этом этапе могут быть использованы три основных метода прогнозирования:

  1. Детализированное моделирование.

  2. Применение фактической налоговой ставки.

  3. Определение эластичности налогов (способности налоговых поступлений реагировать на рост ВВП, т.е. определение зависимости темпов роста налоговых поступлений от темпов роста ВВП).

Наиболее точным является метод детализированного моделирования. Прогнозные расчеты на основании данного метода осуществляются посредством оценки базы соответствующего налога. При этом использование такого метода требует многовариантных расчетов для выбора оптимального варианта.

В основу плановых расчетов принимаются прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий год, изменение налогового и таможенного законодательства, а также ожидаемое поступление соответствующих доходов за текущий год.

В практике планирования бюджетных доходов на 2012 год использовались различные методы. Так, расчет подоходного налога с физических лиц произведен исходя из сложившейся динамики поступления и прогнозируемого темпа роста облагаемого фонда оплаты труда. В основу расчета подоходного налога принят прогноз по фонду оплаты труда в экономике страны с учетом льгот по уплате подоходного налога.

Расчет налогов на доходы и прибыль, уплачиваемых организациями, произведен исходя из ожидаемого исполнения текущего года и планируемых темпов роста прибыли, а также изменений налогового законодательства.

На объем поступлений в бюджет налогов на фонд заработной платы (чрезвычайного налога, обязательных отчислений в государственный фонд занятости) оказали влияние прогнозный рост фонда оплаты труда в экономике и уровень изъятия этих налогов.

Методы планирования расходов

В торговле, как и в других сферах деятельности, расходы планируются уже на стадии создания предприятия и разработке его бизнес плана.

Особенности планирования расходов предприятия

Особенности структуры планирования расходов торгового предприятия представлены на рисунке 1.

Планирование расходов организации

Планирование инвестиционных расходов

Планирование инвестиций. Инвестиционные расходы «не относятся к финансовым расходам деятельности предприятия и планируются на этапе создания фирмы, оценку инвестиционного проекта собственник может осуществить своими усилиями или с помощью услуг специализированных организаций, в том числе аудиторских». Сущность инвестиционного планирования заключается в разработке бизнес плана предприятия или нового продукта (услуги). В ходе планирования инвестиций «осуществляется планирование расходов на оборудование, сырье и материалы, расходов на трудовые ресурсы».

Планирование себестоимости товаров

Планирование себестоимости реализуемых товаров. Торговые организации, планируя себестоимость реализуемых товаров, «определяют основных поставщиков и объемы закупок, поэтому вместе с этим видом планирования осуществляется и планирование продаж». Закупочная стоимость товаров всегда ниже, если закупки производятся непосредственно у производителя и осуществляются крупными партиями, при этом необходимо учитывать возможности логистики компании покупателя и возможности осуществления ею хранения товаров.

Планирование расходов на продажу

Планирование расходов на продажу. в состав данных расходов, применительно к торговому предприятию, включаются: расходы на оплату труда работников, амортизацию, отчисления во внебюджетные фонды и т.д. Планирование данных расходов необходимо для того что бы предприятие по мимо валовой прибыли, смогло получить прибыль от продаж.

Планирование прочих расходов

Планирование прочих расходов и налогов. Планирование налогов торговой организации может осуществляться довольно в ограниченных масштабах, т.к. для таких предприятий предусмотрена единственная система налогообложения – ЕНВД, а величина налога напрямую зависит от величины физического показателя (количества работников, торговой площади) и от местоположения самой торговой организации.

Методы и способы планирования расходов

Планирование расходов организации, связанных с производством и реализацией продукции (работ и услуг), осуществляется с применением различных способов и методов, которые зависят от ряда факторов: от размеров предприятия, видов деятельности, масштабов деятельности, формы собственности, а так же возможностей учета и учетного процесса.

Разбивка расходов на постоянные и переменные затраты, в т.ч. необходима для планирования переменных затрат, которые имеют прямую зависимость с объемом производства и реализации продукции хозяйствующего субъекта.

Для определения планируемой величины переменных затрат используется следующая формула:

ПЗпер = УД.ед. * Vп

где ПЗпер – планируемая величина переменных затрат, УД.ед. – удельные затраты на единицу продукции, Vп – планируемый объем выпуска продукции.

В том случае, если при планировании расходов имеется возможность опираться на фактические данные отчетного периода, то переменные затраты могут планироваться с использованием следующей формулы:

ПЗпер = ФЗотч * Vо

где ФЗотч – фактические затраты отчетного периода, Vо –объем выпуска продукции в отчетном периоде.

При планировании общей величины себестоимости, очень часто в практике, применяется «метод формирования планируемой себестоимости на основе сметы затрат». Данный метод подразумевает составление сметы затрат по элементам, и планирование каждого элемента затрат, с учетом потребностей производства, факторов, влияющих на изменение расходов.

Существуют различные виды производств: материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое. Тип производства зависит от доли определенного вида затрат в себестоимости, так если в структуре затрат наибольшую долю занимают материальные затраты, то производство считается материалоемким, если основная доля затрат – это затраты на оплату труда, то такое производство будет трудоемким, а если в удельном весе затрат, основная доля приходится на амортизацию, то такое производство называют фондоемким.

Таким образом, при планировании затрат материалоемкого производств, в первую очередь необходимо уделять внимание расходу сырья и материалов на производство и реализацию продукции. При трудоемком производстве, планирование расходов должно быть основано на аспектах текущего уровня производительности труда.

Прогнозирование расходов

Прогнозирование расходов может осуществляться на основании использования следующих статистических методов:

— прогноз расходов на основе тренда.

На первоначально этапе производится аналитическое выравнивание ряда динамики, а затем строится уравнение линейного тренда:

yt=a0+a1 ∙ t

a0=Σ yi / n

a1=Σyi ti / Σti2

где yt – прогноз ряда динамики расходов, а0 – среднее значение ряда динамики, a1 – среднее значение ряда динамики с учетом выравнивания, t – период прогнозирования

— прогноз расходов на основе среднего абсолютного прироста.

yn+l=yn+Δ∙ L

где yn−конечный уровень ряда динамики, yn+l — прогнозируемый уровень ряда, Δ−средний абсолютный прирост, L – период прогнозирования

— метод прогнозирования расходов на основе среднего коэффициента.

yn+l=yn∙ Крl

где Кр−средний коэффициент роста, y1− значение данных в базисном периоде.

Планирование затрат, связанных с производством и реализацией продукции происходит с применением различных методов, зависящих от размеров предприятия, общеэкономических условий, масштабов деятельности, а так же возможностей учета.

При учете затрат с точки зрения постоянных и переменных расходов, основная доля планирования осуществляется в отношении переменных затрат. Определяется планируемая сумма переменных затрат, как произведение удельных затрат на единицу продукции, умноженной на плановый объем выпуска в натуральном выражении.

В случае, когда при планировании есть возможность опираться на фактические данные отчетного периода, планируемое значение переменных затрат рассчитывается, как фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде, умноженная на фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.

При планировании часто применяется метод формирования планируемой себестоимости на основе сметы затрат. При этом смета составляется по элементам затрат. В отношении каждого элемента планируются затраты и осуществляются разработки исходя из потребностей производства, учитывая использование факторов снижения себестоимости.

Валовые затраты формируются совокупностью затрат по элементам. Из них при этом исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с выполнением и оказанием услуг, собслуживанием хозяйства или отдельно возмещаемых помимо цены товарной продукции.

На плановую себестоимость оказывают влияние множество различных факторов. Так, если в структуре себестоимости большую долю имеют материальные затраты, значит мы имеем дело с материалоемким производством, и в управлении затратами целесообразно направить свои усилия на снижение уровня материальных затрат. Если в себестоимости значительную долю составляет оплата труда с начислением социального налога, понятно, что производство трудоемкое, и следует уделить внимание повышению производительности труда, это приведет к удельному снижению себестоимости. Сделать это можно, повысив уровень фондовооруженности, механизации или автоматизации труда. Если в структуре расходов значительную долю занимает амортизация основных фондов, то мы имеем дело с фондоемким производством. Целесообразно изучить степень эффективности их использования, а также загруженность производственных мощностей и предпринять действия для улучшения использования основных фондов. Таким образом, доля амортизации на единицу продукции снизится и себестоимость упадет.

Кроме того на размер себестоимости готовой продукции повлияет изменение объема остатков незавершенного производства, а так же расходов будущих периодов и создание резервов предстоящих платежей и расходов.

Прогнозирование расходов, которые не зависят от изменения товарооборота, осуществляется по сумме расходов, сложившейся в базисном году. Например, расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, расходы на текущий ремонт, амортизация основных фондов и др. Абсолютная сумма расходов, «сложившаяся в базисном году по данной статье, может оставаться без изменения и в планируемом году или увеличится за счет изменения условий договора аренды, запланированного ремонта и пр.».

Необходимость планирования и прогнозирования расходов, в условиях рынка, является очевидной. Так как основным фактором конкуренции, при прочих равных условиях, является цена реализуемого товара или услуг. Эффективная система планирования расходов позволит на долгосрочный период произвести расчет себестоимости производимой (реализуемой) продукции, что поможет выстроить динамику цены ее реализации. Прогноз расходов на будущие периоды, так же может стать источником информации, необходимой для прогнозирования общего финансового состояния предприятия, уровня платежеспособности и ликвидности, риска возникновения банкротства.

Таким образом, обобщая выше представленный материал, можно сделать следующие основные выводы:

— расходы, затраты и издержки предприятий являются относительно идентичными понятиями, основное отличие которых между собой заключается в их классификации, методов формирования, распределения и использования конкретным предприятием на практике;

— анализ расходы предприятия проводится с целью их оптимизации. При этом используются методы вертикального, горизонтального, факторного и корреляционного анализа;

— планирование расходов торгового предприятия производится в несколько этапов. Основными элементами планирования расходов в предприятиях торговой сферы, являются: себестоимость; расходы на продажу; прочие расходы.

7.2. Методы планирования бюджетных расходов

При планировании бюджетных расходов используются два основных метода: нормативный и программно-целевой.

Нормативный метод используется при планировании расходов на бюджетные мероприятия. Нормативы устанавливаются законом или подзаконными актами и являются основой для составления смет бюджетных учреждений.

Нормативы могут быть в виде денежного выражения натуральных показателей, удовлетворяющих социальные потребности. Например, норматив на питание одного ребенка в учреждении дошкольного образования в день.

Другим видом нормативов являются нормы индивидуальных выплат. В качестве примера может служить тарифные ставки оплаты труда работников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке: 14 разряд ЕТС – 2020 рублей в месяц.

Третьей группой нормативов являются нормы расходов и потребления соответствующих услуг в виде физических показателей. Лимиты потребления энергии, лимиты потребления воды и др.

На основании натуральных показателей и финансовых нормативов составляются бюджетные сметы расходов.

Сметы могут быть индивидуальными – для отдельных учреждений, общие – для групп однородных учреждений. Сводные сметы составляются по распорядителям кредитов. Сметы по централизованным мероприятиям составляются по однородным расходам для группы учреждений. Например, смета расходов на приобретение компьютерной техники для сельских школ России.

Смета должна отражать:

— реквизиты организации;

— свод расходов (фонд заработной платы, ЕСН, материальные затраты, оплату услуг, расходы на приобретение оборудования);

— свод доходов – объем финансирования из бюджета и средства получаемые бюджетной организацией за счет оказания платных услуг;

— производственные показатели учреждения – численность, площади;

— расчеты, обосновывающие заявленные расходы.

Для преодоления разнородности применяемых нормативов Бюджетный кодекс предусматривает установление минимальных государственных социальных стандартов и финансовых норм и нормативов в целом по Российской Федерации, а также по отдельным субъектам.

Целостного акта по стандартам пока не принято, но по отдельным отраслям они существуют. Например, федеральный стандарт уровня затрат на содержание жилья и коммунальные услуги в жилищном фонде на 1 кв. м. Этот показатель в зависимости от регионов колеблется в пределах 18-30 руб./кв. м общей площади жилья.

На уровне субъектов РФ органы государственной власти могут устанавливать, в соответствии с федеральными нормативами, региональные нормы и нормативы, которые используются как для расчетов расходов региональных бюджетов, так и для определения контрольных показателей бюджетов муниципальных образований в целях определения объемов финансовой помощи муниципальным бюджетам.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.

Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.

Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.

Целевые программы подразделяются на: программы развития отраслей, например, Федеральная целевая программа модернизации транспортной системы России 2002-2012 г.; программы развития регионов, например федеральные программы «Юг России», «Развитие Курил и Сахалина»; программы решения социальных задач – федеральная программа «Старшее поколении».

Программы могут включать самостоятельные подпрограммы, направленные на решение более локальных задач. В качестве примера сошлемся на федеральную программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», которая включает самостоятельные подпрограммы «Борьба с туберкулезом», «Неотложные меры по предупреждению распространения наркотиков и заболеваниями, вызываемых ВИЧ».

Целевые программы как документ содержат набор разделов, включая цели и задачи, ожидаемые от реализации результаты, заказчика программы, исполнителей, мероприятия и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом и по годам.

Конкретные объемы финансирования на каждый год по каждой программе устанавливаются соответствующим законом о бюджете.

Следует отметить, что суммы, определенные в программе далеко не всегда совпадают с теми, что закладываются в законе о бюджете на определенный год.

В основе финансирования программ лежит сметный подход, который определяет в рамках функциональной классификации расходы на конкретную программу. Рассмотрим распределение средств на примере

фрагмента федеральной программы «Молодежь России на 2001-2005 годы»:

Расходы

ЦСР

Рз

Пр

ВР

Мин

Сумма,

тыс. руб.

Подпрограмма физического воспитания и оздоровления

Государственный комитет РФ по физической

культуре

Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения возникающих проблем, проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *