Методы борьбы с коррупцией в уис

  • автор:

УДК 328.185

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УИС В СФЕРЕ БОРЬБЫ

С КОРРУПЦИЕЙ. МЕТОДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Донскова Татьяна Викторовна ­ Российская Федерация, г. Москва, ФКУ НИИ

ФСИН России, научный сотрудник НИЦ ­ 1, e-mail: donskova.2019@mail.ru.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, коррупция, методы антикоррупционной деятельности, служебная компетенция, коррупционное правонарушение.

Коррупция представляет собой социальное явление, выражающаяся
во взаимоотношении между сторонами, одна их которых представляет собой власть, строятся
вне норм права, служебной этики или моральных принципов. Коррупция ­ это совокупность безнравственных и преступных проступков конкретных лиц.

Сдерживающими принципами злоупотреблений со стороны должностных лиц сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) ранее были:

  • Система нравственных ценностей, обусловленная социальной

значимостью в УИС в предупреждении правонарушений и преодолении преступных проявлений.

  • Страх перед возможной уголовной ответственностью, моральное осуждение коллег.
  • Долг, совесть, ответственность, воспринимались как неотъемлемые

качества присущие сотруднику УИС.

В современных условиях коррупционные отношения, например, в социально-экономической сфере, представляют собой «закоренелую» систему, основанную
на связях, контактах между должностными лицами, направленных на обогащение. Поэтому
они не могли не коснуться и УИС.

Глобальный подход к обсуждаемой проблеме вылился в принятии Федерального Закона
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который послужил в формировании правового фундамента для борьбы с коррупцией в современном обществе (далее ­ Закон о противодействии коррупции). Закон о противодействии коррупции содержит основные принципы противодействия коррупции, которыми должны руководствоваться органы государственной власти РФ. Также,
в законе прописаны меры по профилактике коррупции . Исходя из закона о противодействии коррупции, ФСИН России был принят ряд ведомственных актов. Утвержден план
по противодействию коррупции .

Противодействие коррупции в пределах своей компетенции обязаны осуществлять
все государственные органы, государственные служащие, в том числе ФСИН России. Руководители УИС в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований законов, и применение предусмотренных законами мер. Руководители государственных органов, таких как министерства, государственные комитеты, административные ведомства, а также граждане
в случае необходимости должны оказывать содействие УИС в борьбе
с коррупцией. Руководители и их подчиненные в УИС обязаны осуществлять свою служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ служебной компетенции государственного органа.

Служебная компетенция ­ представляет собой совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган или должностное лицо Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами. Сотрудник УИС должен соответствовать своему назначению, обеспечивать реализацию служебной компетенции государственного органа, обязан знать функции ФСИН России, и свои должностные обязанности, которые регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах и в должностной инструкции. Ответственно подходить к поставленным перед ним задачам и их реализации на практике, соблюдать все процедуры реализации служебной компетенции, в любых ситуациях действовать в интересах государства и общества .

Коррупция в УИС существует так, как сотрудник имеет возможность распоряжаться
не принадлежащими ему ресурсами путем принятия и непринятия тех или иных решений. Такими ресурсами могут выступать государственная собственность, бюджетные средства, государственные заказы и другие.

Коррумпированность в УИС, недостаточная квалификация кадров, занимающихся борьбой
с коррупцией, является главной проблемой для реализации антикоррупционной деятельности в УИС. В настоящее время усовершенствование кадровой работы, а также избавление «внутренних рядов»
от коррупционеров является главной задачей руководителей УИС. К важным задачам руководителей УИС можно отнести :

  • Предупреждение преступных проступков носящих коррупционный

характер правонарушения, а также их пресечение и выявление.

  • Укрепление авторитета УИС как государственной службы, а также формирование

у граждан уважения к ФСИН России и её служащим.

  • Обеспечение неотвратимой ответственности за совершение

коррупционных преступлений.

  • Восстановление нарушенных законных интересов, прав граждан.
  • Устранение последствий причиненных коррупцией.
  • Обеспечение безопасности государства и эффективного

функционирования ФСИН России.

Главная роль по борьбе с коррупцией во ФСИН России отведена подразделению собственной безопасности.

В 2009 году в соответствии с приказом директора ФСИН России
от 06.11.2009г. № 440 в структуре ФСИН России было решено создать Управление собственной безопасности (далее ­ УСБ). Уже с 2010 года во всех структурах территориальных органов
ФСИН России были созданы подразделения собственной безопасности, одной из главных функций, деятельности которых стала борьба с коррупцией во исполнение
Приказа ФСИН России от 02.03.2010 г. № 72 «О внесении изменений
в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний».

Подразделение собственной безопасности ­ представляет собой самостоятельное структурное подразделение ФСИН России, непосредственно подчиняющееся директору ведомства, выполняющее функции по борьбе с коррупцией, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности деятельности сотрудников УИС, а также правильному функционированию учреждений исполняющих наказания. За такое короткое время существования, подразделение привнесло существенный вклад в ФСИН России по борьбе с коррупцией.

Перед данным подразделением было поставлено множество функций
и задач, одной из главных задач в работе входило выявление и устранение условий, способствующих совершению коррупционных преступлений и иных правонарушений работниками УИС
и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России.

Сталкиваясь с таким явлением, как коррупция в УИС, возникает вопрос, «Как бороться с коррупцией?».

В настоящее время, методам уделяют большое значение,
в связи с тем, что на сегодняшний день активно идет борьба с коррупцией
в органах исполнительной власти, поэтому и система применяемых методов
к различным категориям государственных служащих разнообразна. Выбор метода происходит исходя из времени и способа применения, и других различных факторов. Существует множество мнений ученных из разных отраслей знаний по вопросу применения методов антикоррупционной деятельности. Рассмотрим несколько из них.

Л.Л. Попов, с административной точки зрения понимает под методом управления, прием практической реализации функций и задач исполнительной власти, в повседневной деятельности УИС основываясь в рамках служебной компетенции .

Опираясь на выводы Г.В. Атаманчука, который считает, что метод управленческой деятельности стоит понимать как оценку, анализ и приемы управленческих ситуаций, использования организационных и правовых форм, воздействия на поведение и сознание людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях .

В целом необходимо отметить, что методы могут классифицироваться
на различные группы. Рассмотрим наиболее подходящие к антикоррупционной деятельности в УИС, метод принуждения и убеждения.

Метод принуждения ­ это императивное навязывание конкретного варианта антикоррупционного поведения, то есть оказывается принудительное воздействие на сознание
и волю сотрудника.

Суть данного метода заключается в ограничении воли и отсутствия свободы выбора
у сотрудника УИС, в отсутствии у него какой-либо свободы выбора.

Следует учитывать, что применение метода принуждения используется строго в соответствии с действующим законом, согласно которому любое ограничение прав и свобод граждан допускается лишь при наличии оснований и в порядке, прямо предусмотренных этим законом.

А.В. Демин, считает, что метод принуждения антикоррупционной деятельности подразделяется на меры . Исходя из этого принуждение,
как метод антикоррупционной деятельности в УИС состоит из следующих мер:

  • · Мера ответственности – цель заключается в наказании и перевоспитании

нарушителя, совершившего коррупционное деяние. В зависимости
от совершенного коррупционного деяния юридическая ответственность
в зависимости от деяния подразделяется на дисциплинарную уголовную, гражданско-правовую, административную.

Сотрудник УИС, совершивший коррупционное преступление привлекается
к уголовной ответственности, по решению суда назначаются санкции (лишение права занимать определенные должности, лишение свободы, штраф). Дисциплинарное наказание применяют
за совершение дисциплинарных коррупционных проступков, санкции могут быть в виде выговора, строгого выговора, увольнения, предупреждения о неполном служебном соответствии.

Санкции по привлечению к административной ответственности в виде
конфискации запрещенных предметов, веществ, наложение штрафа. Гражданско-правовые санкции применяют в виде возмещения вреда, причиненного коррупционными действиями или неустойки.

  • · Мера безопасности ­ применяется для профилактики и предотвращения,

превенции коррупционных деяний, негативно сказывающихся для УИС.
Сюда можно отнести проверку сотрудников УИС по факту проноса запрещенных предметов (средства связи) через контрольно-пропускные пункты. Проведение оперативных мероприятий сотрудниками собственной безопасности ФСИН России по выявленным фактам коррупционных нарушений.

  • · Мера пресечения – служит для прекращения антикоррупционных

правонарушений, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности.

  • · Мера восстановления – применяется с целью восстановления нарушенных прав. Можно

выделить: восстановление на службе незаконно-уволенных сотрудников УИС в результате совершения коррупционных преступлений; обязанность возместить причиненный вред
ФСИН России в результате совершенных коррупционных деяний со стороны сотрудников УИС
и так далее.

Вторым методом антикорупционной деятельности в УИС является метод убеждения,
он направлен на то, чтобы сотрудники без принуждения выполняли антикоррупционные указания. Метод воздействует больше на сознание и волю сотрудника в моральном и материальном плане.Данный метод используется в отношении всех сотрудников без исключения. Метод убеждения обходится ФСИН России значительно дешевле, чем метод принуждения. Действуя
по данному методу, сотрудник осознает, что его интересы совпадают
с антикоррупционными требованиями ФСИН России. С помощью средств массовой информации ФСИН России имеет возможность оповещать сотрудников ведомства о проводимых антикоррупционных мероприятиях, разъяснять для каких целей они необходимы.

Социальные, поощрительные, экономические, организационные меры присуще методу убеждения. Существуют стимулирующие и разъяснительные меры:

  • · Стимулирующие меры ­ применяют в упрощении процедуры

государственных закупок осуществляемых для нужд ФСИН России; разработки социальных гарантий сотрудников УИС, льготным исчислением службы в УИС, материальное поощрение сотрудников и другие.

  • · Меры разъяснительные ­ необходимы для создания общественного

единого мнения (занятия по служебной подготовке с УИС по осуществлении антикоррупционной деятельности и противодействию; заслушивание на коллегиях, совещаний вопросов связанных
с противодействием коррупции в УИС; выступления Директора ФСИН России и его заместителей
в средствах массовой информации по антикоррупционной политике; распространение памяток
по противодействию коррупции в УИС).

Подводя итоги изложенному выше, хотелось обозначить,
что актуальность данной темы в наши дни растет. Масштабы коррупции, охватившей ФСИН России таковы, что об этой проблеме говорят журналисты, которые обнародуют результаты своих расследований. Последствия говорят о необходимости обязательного и систематического проведения профилактических мероприятий по предупреждению коррупций в УИС.

В настоящее время в этой борьбе остается только усовершенствовать поверки безопасности
в целях обеспечения того, чтобы на работу принимали персонал с самой лучшей характеристикой. Ставить важной задачей в профессиональной подготовке сотрудника УИС формирование определенного стиля поведения. Руководствующему звену, ставя ужесточить задачи в наиболее уязвимых областях.

Мы никогда не сможем полностью искоренить коррупцию, но можем
создать препятствия на ее пути.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Скобликов П.А. «Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России» ­ М.: Норма, 2007. 272с.

6. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления» Омега-Л, 2004г. ­ 301 универ. учебник.

7. Демин А.В. «Теория государства и права»: курс лекций ­ М.: ИНФРА-М, 2004. ­ 184 с.

List of references:

1. Federal law of 25.12.2008 № 273-FZ»on combating corruption».

3. Skoblikov P. A. » Actual problems of fight against corruption and organized crime in modern Russia » M.: Norm, 2007. 272c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *