Методы аудиторской выборки

  • автор:

Аудиторская выборка

Понятие аудиторской выборки

Определение 1

Аудиторская выборка – это способ аудитора отбирать в процессе аудита определенные элементы для проверки.

В некоторых случаях, сплошная аудиторская проверка нецелесообразна, отнимает время и ресурсы. В таких случаях аудитор прибегает к аудиторской выборке.

Например, если аудитор проверяет правильность документального оформления каких-либо операций, он может выборочно взять несколько документов за проверяемый период. Так, аудитор сделает вывод, что документы по аналогичным операциям заполняются правильно с соблюдением всех необходимых реквизитов.

Аудиторская выборка может производиться несколькими способами. Главное правило при использовании любого ее метода – является обеспечение репрезентативности.

Определение 2

Репрезентативность аудиторской выборки – это равная вероятность отбора элементов из их общего объема в процессе аудита.

Методы аудиторской выборки

Прежде всего, аудиторская выборка может быть осуществлена одним из трех методов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Аудиторская выборка 470 руб.
  • Реферат Аудиторская выборка 240 руб.
  • Контрольная работа Аудиторская выборка 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Случайный отбор. При таком методе аудиторской выборки, аудитор отбирает элементы случайно, «вслепую», не используя никакие параметры отбора. Например, на основании таблицы случайных чисел.
  2. Систематический отбор. При таком методе аудиторской выборки, аудитор применяет некоторую систему. Это могут быть определенные количественные или стоимостные интервалы при отборе элементов. Например, аудитор проверяет каждую четвертую аналогичную хозяйственную операцию в проверяемом периоде.
  3. Комбинированный отбор. При таком методе аудиторской выборки, аудитор применяет различные способы случайного отбора в комбинированном виде. То есть, для одного объекта аудита применяется одна методика случайного отбора, а для другого объекта – другая.

Среди методик отбора, чаще всего аудиторы прибегают к нестатистическим методам.

Аудиторская выборка может классифицироваться и по другим признакам:

  1. Аудиторская выборка на соответствие. При такой аудиторской выборке, аудитор, прежде всего, оценивает систему внутреннего контроля учета аудируемого объекта на предприятии.

    Такая проверка также имеет название качественной проверки. Аудитор, в общем, рассматривает законность операций и их оформления, соответствие внутреннему регламенту компании, полноту отражения всех операций аудируемого объекта и т.д.

  2. Аудиторская выборка по существу. При такой аудиторской выборке, аудитор, проверяет правильность и своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета операций, которые составляют объект аудита. То есть, выборочно проверяются обороты по счетам и их конечное сальдо.

    Такая проверка также имеет название количественной проверки. Основная задача аудитора при аудиторской выборке по существу состоит в проверке тождественности сумм по отдельным операциям и их отражение в учете и отчетности.

Интерпретация результатов выборочной проверки

По окончании аудита, аудитор должен интерпретировать ее результаты. В данное мероприятие включены:

  • Анализ каждой ошибки, которая имела место при выборке. Таким образом, аудитор проверяет общую достоверность результатов аудита.
  • Экстраполяция результатов аудита на весь объект проверки. То есть, аудитор сопоставляет методы распространения результатов аудиторской выборки методам построения такой выборки.
  • Оценка риска выборки. То есть, аудитор должен оценить, что риск не превышает максимальную величину.

Замечание 1

Таким образом, аудиторская выборка имеет несколько методик. Аудитор при выборе того или иного метода ориентируется на специфичность аудируемого объекта, а также на собственный опыт подобных проверок.

Методы формирования аудиторской выборки

Для построения выборки аудиторская организация должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки.

При выработке порядка проведения проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна наметить цели проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь этой цели. Затем аудитор должен определить возможные ошибки, оценить необходимые ему доказательства, которые требуется собрать, и на этой основе установить совокупность рассматриваемых данных. Изучаемая совокупность должна соответствовать целям аудита и состоять из набора единиц, которые могут быть идентифицированы определенным образом. Аудиторская организация проводит выборку элементов совокупности наиболее эффективным и экономичным методом, позволяющим ей достичь поставленных целей аудита.

Построение аудиторской выборки, т.е. отбор элементов из совокупности, может проводиться одним из следующих методов (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Методы построения аудиторской выборки

Вероятностные методы — это случайный, систематический и комбинированный виды отбора элементов из совокупности.

Случайный отбор обеспечивает получение случайной выборки. Случайная выборка — эго набор элементов, отобранных так, чтобы каждый элемент совокупности имел равную вероятность быть выбранным. Для этого можно использовать как статистические методы, так и нестатистические (например, метод магического числа), т.е. определить объем выборки но своему желанию. Однако предварительная оценка объема выборки должна быть сделана при помощи статистической модели.

Статистический метод — это выборочное исследование, при котором используется теория вероятностей для построения выборки и ее оценки с целью формулирования заключения о совокупности в целом. Основные характеристики данного метода:

  • ? выборка из совокупности формируется случайно;
  • ? для расчетов и выражения результатов используются статистические методы.

Нестатистический метод выборочной проверки — выборочное исследование, при котором аудиторы не применяют статистических методов для выражения результатов. Технологией отбора элементов может быть произвольный выбор или какой-то другой метод, не основанный на математических методах.

Систематический отбор — эго разновидность вероятностных методов отбора, в котором имеется существенный недостаток — возможность необъективности в формировании выборки. Однако у него имеются и достоинства — простота, обеспечивающая скорость отбора, и автоматическая расстановка номеров но порядку. Упрощается и процесс документирования процедуры выборки. Систематический отбор предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится либо на определенном количестве элементов совокупности, либо на их стоимостной оценке. Аудитор задается объемом выборки, затем вычисляет интервал, выбирает случайное число для определения начальной точки отсчета и отбирает соответствующие элементы из совокупности.

Пример. Допустим, необходимо отобрать 55 дубликатов счетов- фактур но реализации из совокупности дубликатов счетов-фактур с № 115 до № 425. Интервал в данном случае рассчитывается так:

(415- 115): 55 = 6.

Случайно выбранное число для начальной точки отсчета, которое аудитор выбирает в соответствии со своей профессиональной интуицией, — 3. Таким образом, начиная с номера 118, т.е. 115 + 3, составляется выборка, включающая каждый шестой элемент совокупности.

Комбинированный отбор представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Рассмотрим подробнее использование при случайном отборе такого статистического средства, как таблицы случайных чисел (табл. 3.5), которые представляют собой списки чисел, объединенных в табличную форму для облегчения отбора случайных чисел, состоящих из многих цифр. Таблицы имеют пронумерованные строки и столбцы.

Таблица случайных чисел

Строка

Колонки

Использование таблицы состоит из четырех основных этапов. Этан 1. Установить нумерационную систему для совокупности. Каждый элемент совокупности должен быть идентифицирован номером. В случае если совокупность состоит из ненумерованных документов, должен быть создан определенный тин нумерационной системы.

Пример. Допустим, что при проверке сальдо дебиторской задолженности по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в многостраничном списке дебиторов каждая строка, представляющая собой сальдо но отдельно взятому дебитору, является элементом исследуемой совокупности. Идентификация элемента номером осуществляется следующим образом: на странице 1 строка № 15 имеет номер 0115; на странице 2 строка № 25 имеет номер 0225 и т.д.

Этап 2. Установить соответствие между таблицей и совокупностью. При подборе нумерационной системы для совокупности данное соответствие устанавливается путем определения количества цифр, используемых в таблице случайных чисел, и их связи с нумерационной системой совокупности.

Пример. Допустим, что аудитор получает выборку 100 дубликатов счетов-фактур по реализации из совокупности, начинающейся с документа № 3115 и заканчивающейся документом № 8518. Номер представляет собой четырехзначное число, следовательно, в таблице, содержащей пятизначные числа, необходимо использовать четыре знака.

Этап 3. Установить маршрут использования таблицы. Маршрутом определяется, какие цифры используются в таблице и сам метод чтения таблицы. Например, допустимо использовать либо первые три цифры, либо три средние, либо три последние. Соответственно для четырехзначного числа можно использовать либо четыре первые, либо четыре последние цифры. Числа выбираются считыванием по вертикали вниз или по горизонтали вдоль ряда.

Выбор маршрута произволен, но однажды выбрав определенный маршрут, следует последовательно его придерживаться.

Этан 4. Выбрать начальную точку. Выбор случайной начальной точки в таблице необходим для исключения предсказуемости выборки. Допустимо выбрать начальную точку наугад, в соответствии с профессиональной интуицией аудитора.

Сведения о выборе маршрута движения по таблице и координатах начальной точки заносятся в рабочую документацию аудитора (они являются конфиденциальной информацией по отношению к аудируемому лицу).

Пример. Используем табл. 3.5 для случайного отбора 15 единиц совокупности — номеров счетов-фактур по реализации начиная с №3115. Будем использовать первые четыре цифры пятизначных чисел, указанных в таблице, начиная с номера, находящегося на пересечении третьей строки (1002) с колонкой № 2. Маршрут движения вертикальный. Выпишем эти числа: 5472, 6854, 6783, 6782,6724,5163,3646,6186,3631,5893,7131,4882,4462,8119,5711.

При использовании таблиц случайных чисел необходимо соблюдать некоторые особые условия.

Во-первых, — документировать способ применения таблицы. Рабочая документация полезна для перепроверки и повторного просмотра полученного ряда чисел; расширения выборки, если необходимы дополнительные элементы, и г.д. В любом случае документация должна содержать информацию, достаточную для восстановления случайных чисел в будущем: название таблицы и номер страницы, данные о соответствии между совокупностью и используемой таблицей, маршрут, указания начальной точки и объема выборки.

Во-вторых, при использовании таблицы могут возникнуть затруднения, связанные с отбрасыванием неподходящих чисел; они возникают при увеличении номера элемента совокупности.

Пример. Допустим, что при аудите выручки от реализации продукции на крупном предприятии необходимо получить случайную выборку из совокупности пронумерованных транспортных накладных с № 10315 но № 10999. Если использовать табл. 3.5 для поиска подходящих номеров, то обнаружится всего два номера — 10909 и 10399, а остальные будут отброшены. Для уменьшения количества отбрасывания можно применить рациональные методы, уменьшающие значимость номера элемента совокупности. Как следует из данного примера, пятизначные номера содержат первые две одинаковые цифры, которые можно не учитывать. Таким образом, мы получим совокупность из документов с трехзначными номерами, с № 315 по № 999, к которым можно применить известные правила пользования таблицей случайных чисел.

В-третьих, существует проблема отбора элементов из совокупности с заменой и без замены. При получении случайной выборки элемент совокупности может быть включен в выборку более одного раза в том случае, если случайный номер, соответствующий этой единице, может быть получен из таблицы более одного раза (отбор с заменой), при отборе без замены элемент может быть включен в выборку только один раз.

Невероятностный отбор. Известны три группировки методов невероятностного отбора, используемых в аудиторской практике: блочный отбор, беспорядочный отбор, оценочные методы (рис. 3.1).

Блочный отбор — эго отбор последовательности нескольких элементов. Проблема данного метода — отбор первого элемента блока, который осуществляется случайным или неслучайным способом. После отбора первой единицы блока остальные получают автоматически. Необъективность метода достаточно высока.

Пример. Допустим, что необходимо отобрать 150 элементов из совокупности (дубликатов счетов-фактур по реализации за отчетный период) блочным методом. Можно отобрать сразу 150 документов подряд за период, в котором, по мнению аудитора, отражены все характерные особенности совокупности; можно этот период разбить по крайней мере на 10 периодов и отобрать блоки по 15 документов (что значительно повышает объективность экспертизы); можно отобрать по 50 документов за три периода и т.д.

Беспорядочный отбор. Применение данного метода в значительной степени зависит от уровня профессиональной подготовки и интуиции аудитора, а также его профессиональных привычек и пристрастий. Сущность метода заключается в том, что при исследовании совокупности аудитор формирует выборку вне зависимости от ее объема и характеристик. В результате такого отбора определенные единицы совокупности всегда имеют большую вероятность попадания в выборку по сравнению с другими (например, отбор задолженности известных дебиторов, или наибольших сумм, или сумм в верхней части страницы и т.д.), что усиливает необъективность аудита.

Оценочные методы. Многие аудиторы (а в нашей стране — большинство аудиторов) предпочитают профессиональные оценки при отборе единиц для проверок операций. Когда объем выборки невелик, случайная выборка зачастую не является представительной. Используя данный метод, аудитор, в отличие от случайных методов, старается выбрать элемент, вероятнее всего содержащий ошибку. Для этого аудитор опирается на свой опыт, результаты наблюдений за СВК данного предприятия. В первую очередь аудитор проверяет наиболее крупные в стоимостном выражении элементы, ошибки в которых могут повлечь особенно печальные последствия. Кроме того, аудитор проверяет наиболее слабые места в учете, где, по мнению проверяющего, существует большая вероятность ошибиться либо опыт предыдущих проверок показывает, что именно здесь часто допускаются ошибки.

Обычно при оценочном методе учитывают следующее:

  • ? при отборе единиц для проверки в выборку должны быть включены операции всех основных типов в цикле;
  • ? когда разный персонал ответственен за проведение операций в течение отчетного периода, должны проверяться некоторые операции, подготовленные каждым из ответственных лиц;
  • ? особое внимание уделяется нетипичным операциям, так как именно они с большой вероятностью могут быть неправильно отражены в учете;
  • ? если аудитор тестирует наличие количественных ошибок, то единицы совокупности с большими суммами следует проверять более тщательно, чем с небольшими. Этот принцип настолько важен, что используется и при рассматриваемом ниже отборе с применением стратификации;
  • ? детально исследуют операции, внутренний контроль которых недостаточно эффективен или отсутствует вообще;
  • ? часто ошибки допускаются в период смены лица, ответственного заданную операцию. Если на предприятии сменился бухгалтер, можно не без оснований предположить, что именно в период начала работы нового бухгалтера можно обнаружить нарушения (поскольку часто он еще не имеет опыта работы на конкретном предприятии и не знаком с особенностями учета на нем);
  • ? в силу российской специфики законодательного регулирования бухгалтерского и налогового учета, когда изменения вносятся едва ли не каждую неделю, при этом они могут неоднозначно трактоваться и носят весьма расплывчатый характер, можно ожидать ошибки именно в таких вопросах учета.

Последнее правило также порождено российской действительностью: особенно тщательной проверке подвергаются те операции, за нарушение которых законодательство предусматривает особо строгую ответственность. (Часто операции, за нарушение которых не предусмотрена ответственность, не проверяются вообще, что явно неправильно, хотя такой подход и обеспечивает наилучшее соотношение актуального показателя «стоимость проверки аудиторской фирмой — штрафы после налоговой проверки».)

Блочный отбор, беспорядочные и оценочные методы могут быть весьма полезны и используются в аудиторской практике тогда, когда методы случайного отбора оказываются более трудоемкими при приемлемом уровне выборочного аудиторского риска. Следует также иметь в виду, что если выборка элементов из совокупности производилась методами блочного, беспорядочного или оценочного отбора, то к ней нельзя в дальнейшем применять технику статистических измерений, т.е. количественного или качественного выборочного исследования. Если аудитор намерен применять такую технику, то им могут быть использованы только вероятностные (статистические) методы отбора.

Помимо перечисленных методов вероятностного и невероятностного отбора существует прием, призванный повысить эффективность выборки, который некоторые аудиторские стандарты (например, Положения о стандартах аудита (SAS) Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA)) относят к отдельному методу получения выборки. Речь идет об отборе с применением стратификации. В российском стандарте № 16 «Аудиторская выборка» данный прием упоминается в поди, «з» и. 3). Стратифицированный отбор является очень полезным при аудите почти всех участков учета и заслуживает отдельного рассмотрения.

Данный прием предполагает деление генеральной совокупности на несколько взаимоисключающих категорий, или групп. И только после этого в каждой из групп проводят выборку, вероятностную или невероятностную — в зависимости от методов оценки результатов, которые собираются применить. Разбивка совокупности на группы преследует цель достижения большей эффективности. Если совокупность поддается разбивке на группы так, что внутри каждой из них оказываются относительно однородные элементы, то для достижения тех же целей аудита можно использовать меньший объем выборки.

Чаще всего за основу стратификации берут стоимость элемента, хотя аудитор может ориентироваться и на местоположение, тип операции или дату счета. В большинстве случаев самые значительные но стоимости элементы подвергаются 100%-ной проверке.

В качестве наглядного примера непосредственно из области аудита можно указать на такой раздел, как проверка основных средств. У крупного экономического субъекта из всего массива таких объектов иногда бывает целесообразно выделить в отдельную совокупность здания и строения, поскольку они обладают наибольшей стоимостью (небольшая в процентном значении ошибка может иметь большое абсолютное значение), постановка их на баланс сопровождается значительным количеством документации, проверка которой требует специальных навыков проверяющих, значительных затрат времени и г.д. В отдельную группу можно выделить транспортные средства, поскольку существует специальный порядок расчета их амортизации, их убытие в связи со списанием или продажей может сопровождаться злоупотреблениями, не всегда можно убедиться в их физическом наличии и т.д. С учетом специфики деятельности клиента и особенностей задания аудитор может разбить проверяемые основные средства на подсовокупности и по другим признакам и в каждой такой группе независимо от других определять порядок проверки, степень выборочное™, аудиторские риски и допустимые ошибки, а также способ анализа результатов.

Аудитор имеет право прибегать к нерепрезентативной, т.е. к непредставительной выборке. Это возможно только тогда, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом. Нерепрезентативная выборка может использоваться, когда аудитор проверяет отдельно взятую группу операций либо при проверке класса операций, по которым установлены возможные ошибки.

Методы аудиторской выборки

Сущность аудиторской выборки

При проведении аудита аудитору необходимо проверить большой объем информации, что часто невозможно осуществить из-за больших трудозатрат, поэтому применяется аудиторская выборка.

Определение 1

Под аудиторской выборкой понимают совокупность данных, которые подвергнутся аудиторской проверке, но не с помощью сплошного метода, а выборочным путем, следуя при этом нормам законодательства.

Величина ошибки, которая является допустимой для аудитора, определяет размер выборки. Чем ниже вероятность ошибки, тем больший размер выборки необходим.

Аудиторская практика предполагает в своей основе две методики выборок:

  • методика качественного выборочного наблюдения;
  • методика количественного выборочного наблюдения.

Определение 2

Под качественным выборочным наблюдением понимают частоту появления отдельного признака, возникающего не в денежном эквиваленте.

Например, при проверке документов, целью является – выражение мнения о его правильности, соответствует ли он нормативным актам, внутрифирменным инструкциям.

  • Курсовая работа Методы аудиторской выборки 470 руб.
  • Реферат Методы аудиторской выборки 250 руб.
  • Контрольная работа Методы аудиторской выборки 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определение 3

Под количественным выборочным исследования понимают отклонения в денежном эквиваленте в общей совокупности.

Например, стоимостное изменение объектов ОС по определенным позициям в общей совокупности ОС в бухгалтерской отчетности.

Для того, чтобы провести качественный аудит, необходимо применять один из выборочных методов.

Методы аудиторской выборки подразделяются на:

  • вероятностно-статистические (методы, которые основаны на теории вероятности и математической статистике);
  • нестатистические (методы, которые основаны на той информации, что содержится у аудитора, а она в свою очередь помогает распространить результативные показатели выборки на общую совокупность деятельности).

Рассмотрим условия, влияющие на метод аудиторской выборки:

  1. Неопределенность условий, в которых проводят аудит.
  2. Необходимость точности в результатах выборки.
  3. Величина объема совокупности.
  4. Возможное местонахождение ошибок.
  5. «Слабые» места в учете.
  6. Надежность системы внутреннего контроля.
  7. Предположение, что результаты по окончании аудиторский процедур могут не соответствовать запланированным.

Рассмотрим некоторые из перечисленных методов более подробно.

Аудитору перед проверкой необходимо определить какое количество элементов будет проверяться. Если ему необходимо проверить небольшой объем элементов с повышенным риском, то используется нестатистический метод.

Если аудитор сомневается, что выбранные объекты смогут дать объективную оценку проверке, то он имеет право увеличить выборку и использовать нестатистические методы.

В силу своей опытности, аудитор знает где именно могут содержаться ошибки, а значит в данной сфере провести сплошную проверку. Также сплошная проверка применяется тогда, когда аудитор обнаруживает большое количество ошибок. Но если сплошная проверка невозможна, то аудитор применяет нестатистические методы выборки.

Если аудитор выражает свое доверие системе внутреннего контроля, то может применять нестатистический метод.

Аудитору на этапе планирования аудита необходимо учесть все факторы, влияющие на выбор конкретного метода проверки, и выбор его будет зависеть от профессиональных качеств и опыта.

Замечание 1

Нормы законодательства гласят, что вне зависимости от выбранного метода проверки, аудиторская выборка должна быть надежной и предоставлять надлежащие аудиторские доказательства.

По окончании выборки, необходимо выполнить следующие этапы:

  1. Проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;
  2. Экстраполировать полученные результаты при выборке на весь объем проверяемой совокупности;
  3. Оценить риски выборки.

Замечание 2

Аудитору необходимо фиксировать в документах все действия по проведению выборки и ее результаты.

Выборка

Выборка проводится с целью применения контрольных процедур в отношении менее чем 100% объектов проверяемой генеральной совокупности.

Генеральная совокупность — полный набор элементов, составляющих данную совокупность, в от­ношении которой контролер предполагает сделать выводы.

Первоочередной задачей аудитора и контролера при проведении выборки является определение наиболее опти­мального метода отбора элементов для тестирования. При этом возможно:

1) отобрать все элементы (сплошная проверка);

2) отобрать специфические (определенные) элементы;

3) отобрать отдельные элементы (сформировать аудиторскую выборку).

Сплошная проверка может быть целе­сообразна, если:

1) генеральная совокупность состоит из небольшого числа эле­ментов большой стоимости;

2) неотъемлемый риск и риск средств контроля являются вы­сокими, а другие средства не позволяют получить достаточные ау­диторские доказательства;

3) повторяющийся характер расчетов или иных процессов, осу­ществляемых с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, делает сплошную проверку эффективной с точки зрения со­отношения затрат и результатов.

Сплошная проверка:

— обычно не применяется при проведении тестов средств контроля,

— однако часто используется при проведе­нии аудиторских процедур по существу.

Аудитор и контролер могут решить отобрать специфические (определенные) элементы генеральной совокупности, основываясь на следующих факторах.

Отбираемые специфические статьи могут включать:

а) элементы с высокой стоимостью или ключе­вые элементы выборки.

Например, элементы, которые:

— являются подозрительными, необычными,

— в особой мере подвержены риску,

— ранее были связаны с ошибками;

б) элементы, стоимость которых превышает определенную величину, чтобы подвергнуть проверке большую часть общей суммы
оборотов по счету бухгалтерского учета или группы однотипных
операций;

в) элементы для получения информации по специальным вопросам, таким как:

— особенности деятельности организации,

— характер ее хозяйственных операций,

— состояние систем бухгалтерского учета и контроля;

г) элементы для проверки процедур, позволяющие определить,
выполняется ли организацией конкретная процедура.

Проверка отобранных специфических элементов в пределах оборотов по счету бухгалтерского учета или группы однотипных операций может быть эффективным средством получения ауди­торских доказательств.

Однако следует помнить, что она не яв­ляется аудиторской выборкой. Поэтому выводы по результатам процедур, применяемых к отобранным таким способом элемен­там, не могут быть распространены на всю генеральную совокуп­ность.

При использовании этого метода анализируется потребность в получении надлежащих аудиторских доказательств в отношении оставшейся части генеральной совокупности, если оставшаяся часть является существенной.

Аудитор и контролер с учетом имеющихся сведений могут принять решение о проведении выборочной проверки путем отбо­ра отдельных элементов, т.е. применить статистический под­ход.

Общее требование в этом случае — репрезентативность, т.е. представительность выборок, а именно: все элементы изучаемой генеральной совокупности должны иметь равную веро­ятность быть отобранными в выборку.

Аудитор и контролер могут использовать один из следующих методов:

1. Случайный отбор, который проводится по таблице случай­ных чисел или с помощью соответствующих компьютерных про­грамм.

Этот метод применяется, если объем совокупности превы­шает 1000 элементов.

2. Систематический отбор предполагает, что элементы отбира­ются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранно­го числа.

Интервал строится:

— либо на определенном числе элемен­тов совокупности (например, изучение каждого двадцатого документа из всех документов данной категории),

— либо на их стоимо­стной оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элементов).

3. Комбинированный отбор представляет собой комбинацию случайного и систематического отбора.

При применении методов, связанных со статистической вы­боркой, объем отобранной совокупности может определяться на основании:

— теории вероятностей,

— математической статистики,

— (либо) профессионального суждения аудитора.

На практике наибо­лее часто применяются следующие методы:

а) случайный (либо систематический со случайным выбором
начальной точки) отбор тестируемой совокупности;

б) применение теории вероятностей для оценки результатов
выборки, включая оценку риска, связанного с использованием выборки.

Подход к выборке, который не соот­ветствует ни одной из приведенных характеристик, считается не­статистическим (нестатистической выборкой) и может приме­няться только в исключительных случаях.

Если применяются отдельные составляющие статистического подхода, то нельзя применять статистиче­ские методы для измерения риска.

Построение и объем выборки

При анализе отбираемой для тестирования совокупности элемен­тов необходимо принимать во внимание и сопоставлять цели теста и характеристики генеральной совокупности.

Важно обеспечить, чтобы генеральная совокупность была:

1. Надлежащей с точки зрения цели процедуры выборки.

На­пример, если цель заключается в проверке завышения суммы кре­диторской задолженности, то генеральная совокупность может быть определена как перечень задолженностей кредиторам.

2. Полной.

Например, если аудитор или контролер собирается отобрать из какой-либо папки первичные документы для выбо­рочной проверки, нельзя прийти к определенным выводам отно­сительно всех документов за соответствующий период, если нет уверенности в том, что действительно все документы были подшиты в папку.

При этом подходе выборка производится из всей генеральной совокупности.

Другой подход заключается в стратификации генеральной сово­купности.

Может, например, использоваться выборка только для того, чтобы сделать какие-либо выводы относительно средств кон­троля, например, за первые 10 месяцев года и использовать аль­тернативные процедуры или самостоятельно отобранную сово­купность применительно к оставшимся 2 месяцам.

Стратификация — процесс деления генеральной совокупности на страты (подмножества), каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками (на­пример, со стоимостью).

Эффективность выборки может быть повышена, если прово­дится стратификация генеральной совокупности путем разделе­ния ее на дискретные подмножества, которые имеют четкие иден­тифицирующие характеристики.

Это позволяет уменьшить объем выборки без пропорционального увеличения риска, связанного с использованием выборочного метода. Страты (подмножества) должны быть тщательно определены таким образом, чтобы каж­дый элемент выборки по своим характеристикам мог быть вклю­чен только в одну страту.

Результаты процедур, применяемых к какой-либо отобранной совокупности элементов в рамках одной страты, могут распространяться только на элементы, которые со­ставляют такую страту.

Для вывода в отношении всей генераль­ной совокупности аудитору требуется проанализировать риск и существенность в отношении остальных страт, которые составля­ют всю генеральную совокупность.

Пример. На 20% общего числа элементов генеральной сово­купности может приходиться 90% суммы оборотов по счету бух­галтерского учета. Аудитор может провести исследование ото­бранной совокупности этих элементов. В этом случае аудитор оценивает результаты этой отобранной совокупности и делает вы­воды о свойствах элементов, составляющих 90% стоимости, обо­собленно от остальных 10%, применительно к которым будут ис­пользоваться другой отбор или другие методы получения доказа­тельств, либо такие 10% могут быть сочтены несущественными.

Характер и причина ошибок

При тестировании по существу аудитор и контролер могут определить, что у многих из обнаруженных ошибок есть общие характеристики (например, вид операции, место совершения операции, участок производства, период).

В таких обстоятельст­вах они могут принять решение:

— выявить все элементы генераль­ной совокупности, которые обладают этой общей характеристи­кой,

— провести аудиторские процедуры применительно к такой страте,

— исследовать, не являются ли такие ошибки умышленными, в том числе в результате совершения недобросовестных дейст­вий.

В некоторых случаях аудитор или контролер может устано­вить:

— ошибка обусловлена каким-то отдельным событием, ко­торое происходит лишь в конкретно определяемых случаях,

— следовательно, она не является репрезентативной по отношению к другим ошибкам в генеральной совокупности (аномальная ошибка).

Аномальная ошибка — это ошибка вследствие единичного слу­чая, которая не может произойти повторно.

Для того чтобы признать ошибку аномальной, необходимо иметь достаточную уверенность в том, что она не является репре­зентативной по отношению к генеральной совокупности.

Чтобы обеспечить такую уверенность:

а) внут­ренний аудитор проводит дополнительную работу, которая зависит от конкретной си­туации;

б) цель дополнительной работы — получить достаточные доказа­тельства того, что ошибка не затрагивает оставшуюся часть генеральной совокупности.

Пример 1. Ошибка, вызванная сбоем в работе электронно-вычислительной техники, который имел место лишь однажды в течение некоторого периода времени.

В этом случае оценивается последствие указанного сбоя (например, путем изучения конкретных операций, обработанных в течение этого дня) и анализируется влияние причин такого сбоя на аудиторские процедуры и выводы.

Пример 2. Ошибка, которая вызвана приме­нением неправильной формулы при вычислении всех значений стоимости материально-производственных запасов в каком-либо конкретном подразделении организации. Для того чтобы при­знать ошибку аномальной необходимо удостовериться в том, что во всех других подразделениях использовалась правильная фор­мула.

Экстраполяция (распространение) ошибок

По результатам проверки по существу контролер должен экстраполировать (распространить) ошибки, выявленные в ото­бранной совокупности, оценивая их возможную величину во всей генеральной совокупности.

Контролер оценивает общую ошибку в генеральной совокупности, чтобы получить обобщенное представление о величине ошибки и сравнить его с величиной существенности, определенной на стадии планиро­вания.

Если обороты по счету бухгалтерско­го учета или группа однотипных операций были подразделены на страты, то экстраполяция ошибок проводится отдельно по каждой страте.

Совокупность типичных, прогнозируемых и аномальных ошибок по каждой страте рассматривается с точки зрения их влияния на достоверность финансовой (бухгалтерской) и управ­ленческой отчетности.

Когда ошибка признана аномальной, она может быть исключе­на при экстраполяции ошибок, найденных в отобранной совокуп­ности, из всей генеральной совокупности.

При этом последст­вия любой такой ошибки, если она не исправлена, должны быть рассмотрены и дополнены к общей величине ошибок, не являю­щихся аномальными.

материалы к ГОСАМ / Лекция 3-2 Методы лингвистики (частн)

Специальные методы лингвистических исследований включают:

1. Методы сбора данных: (кабинетные – анализ литературных источников, словарей, т.е. вторичной информации; полевые – получение информации непосредственно от носителей языка). Для получения достоверных результатов используемые данные должны быть репрезентативными, то есть отражать реальную картину распределения лингвистических единиц в целом и представлять лингвистическое разнообразие рассматриваемых единиц;

— метод сплошной выборки – отбор единиц в порядке, представленном в источнике (всех подряд);

— метод случайного выбора – отбор единиц в случайном порядке (открыв страницу наугад);

— метод контролируемого отбора – согласно установленным критериям (например, анкетирование, интервьюирование, эксперимент).

Основные подходы к изучению языка:

— диахронический подход изучает изменения в языке за определённый промежуток времени и отражает хронологическую перспективу;

— синхронический подход исследует реальное состояние языка в определённый отрезок времени без учёта временного фактора.

2. В лингвогенетических, типологических и сравнительно-исторических исследованиях используют:

А) подходы: культурно-исторический, включающий исторический подход (в рамках которого явления языка рассматриваются как результат динамики развития общества и культуры), морфологический подход (изучающий составляющие языкового явления), антропологический (представляющий язык и культуру как отражение социального опыта человека);

В) методы:

  • сравнительно-исторический метод, целью которого является исследование законов развития родственных языков, представляет собой комплекс приёмов историко-генетического исследования языковых семей, языковых групп, отдельных языков, позволяющий выявлять закономерностей их развития. Метод реализуется с помощью следующих приёмов: 1) генетического отождествления фактов; 2) реконструкции архетипов; 3) внешней и внутренней лингвистической реконструкции; 4) хронологизации; 5) локализации явлений и их системно связанных совокупностей. Разработкой принципов метода занимались: В. Гумбольдт, А.А. Потебня, А.Х. Востоков, Я. Гримм и др.;

  • типологический метод направлен на определение общих лингвистических категорий для классификации родственных и неродственных языков;

  • исторический метод позволяет исследовать языковую структуру (развитие фонетики, морфологии, синтаксиса и др.) в её хронологическом (историческом) развитии;

  • ареальный сравнительный метод позволяет изучать языки ареалов на основе информации о локализации языкового явления, хронологии и информации о миграции населения;

  • сопоставительный метод направлен на изучение сходства и различий структуры языков. Процедуры метода: описание и сопоставление. Сравнения могут быть сопоставительного и типологического характера;

  • дескриптивный метод основан на технике идентификации, состоит в описании и анализе составляющих языка в контексте его функционирования в социуме. Элементы языка рассматриваются формально и семантически, однако описательное изучение языка реализуется по-разному в различных научных школах (логико-грамматическая школа Ф.И. Буслаева, грамматико-психологическая школа А.А. Потебни, формально-грамматическая школа Ф.Ф. Фортунатова);

  • стилистический метод направлен на исследование стилей и связан с изучением природы и признаков стилей языка и речи.

3. В переводоведении используют следующие методы:

  • дефинитивный;

  • тезаурусный;

  • контекстуальный;

  • сопоставительный;

  • типологии контекстов;

  • метод символической интерпретации.

4. Методы семантических исследований:

  • Методика семантического описания рассматривает отношения между значением языкового знака и его употреблением, определяет характеристики объекта, позволяющие сделать его денотатом описываемой языковой единицы.

  • Семантический анализ основан на сборе материала, выдвижении первоначальных гипотез о значении анализируемой единицы, это её семантическое толкование.

  • Контекстуальный анализ основан на наблюдении слов в типичных контекстах речи и выявлении их взаимовлияний. В основе метода допущение о том, что различия в значении всегда связано с различием в контексте.

  • Семантико-синтаксический анализ направлен на изучение семантики предложений (связь между грамматической формой и контекстом).

  • Методы структурного анализа изучают отношения и связи между элементами языковой структуры и включают:

  • дистрибутивный анализ рассматривает совокупность всех контекстов, в которых встречается языковая единица. (Дистрибуция языкового элемента имеет вид формулы: take + prep и т.д.) Комплементарная, или дополнительная, дистрибуция – когда два языковых элемента не могут встречаться в одинаковом окружении;

  • трансформационный анализ используется для определения структурно-семантических связей между языковыми единицами, в том числе при изучении языка в переводе. Процедуры трансформационного анализа: перестановка, замена, расширение, опущение. Метод позволяет установить словообразовательные отношения между словами, изучить синонимичные формы выражения при рассмотрении стиля с позиции грамматики, является способом определения мотивированности некорневых слов;

  • морфемный анализ направлен на изучение минимальных значащих элементов языка и их морфематической принадлежности;

  • компонентный анализ (анализ слова и семы) позволяет исследовать содержание значимых единиц языка для разложения значения на минимальные семантические составляющие. Метод направлен на решение проблем полисемии, синонимии, антонимии и контекста и эффективен при описании парадигматических групп (предметных, синонимических, словообразовательных);

  • словообразовательное моделирование – разработка стабильной структуры, имеющей обобщённое лексико-категориальное значение и способной наполняться различным лексическим материалом. В процессе моделирования учитывается структура и семантика отдельных лексем и система организации лексики в целом;

  • метод коммутации (коммутация – отношения между двумя единицами, если их замена в определённом контексте ведёт к взаимозамене единиц противоположного плана);

  • валентностный метод применяется при изучении единиц различных уровней языка (словообразовательных моделей, фразеологических единиц). Под валентностью понимается способность единиц разного уровня к сочетанию;

  • метод оппозиции основан на противопоставлении языковых единиц одного уровня (морфем, фонем и др.) и выявлении различий между ними. Типы оппозиций:

  • привативная оппозиция: один из членов контрастивной пары является сильным и характеризуется определённым признаком, которого нет у другого, слабого члена (e.g. girl – girls);

  • градуальная оппозиция основана на степени проявления признака в контрастивных группах;

  • эквиполентная оппозиция предполагает при логической равнозначности членов оппозиции отличие их общего дистинктивного признака (e.g. to sleep – to have a nap).

  • пропорциональная оппозиция – корреляция между наборами бинарных оппозиций (e.g. red – reddish).

  • изолированная оппозиция ограничена одной парой.

  • многомерная оппозиция: основа сравнения включает не одну оппозицию, а другие элементы системы.

  • Методы коммуникативно-функционального анализа:

  • Моделирование функционально-семантических полей, под которыми понимают группировку средств разных уровней языка, основанную на определённой семантической категории, а также комбинирование языковых средств.

  • Прагматический анализ (анализ речевого акта) объясняет значение лингвистических выражений с позиции их использования в речевом акте (вопрос, уверение, обещание и т.д.).

  • Дискурс-анализ – анализ языковых форм, определение цели и функций их использования в коммуникации. Основные направления исследований: структура нарративов, значение и контекст в дискурсе, скрытое значение, интертекстуальность, невербальные средства коммуникации, социальная ситуация коммуникации, лингвистическая манипуляция (труды У. Лабова, М.М. Бахтина, М. Фуко и др.).

  • Текстовый анализ направлен на изучение языка письменного текста, его лексики, грамматики, риторической организации. Текстовый анализ является частью дискурс-анализа и имеет следующие виды: стилистический текстовый анализ, переводческий текстовый анализ, компаративный переводческий анализ.

  1. Методы когнитивного анализа:

  • Анализ фреймов исследует лингвистические формы выражения обработанных мозгом реальных ситуаций (концепция Э. Уофмана). По Ч. Филлмору, фрейм представляет собой концептуальное или когнитивное восприятие определённой ситуации на основе систематизации опыта.

  • Анализ когнитивных метафор.

  • Концептуальный анализ исследует содержание концепта, позволяет конструировать модель структуры концепта и описывает специфику её вербализации в языке (А. Вежбицкая, Н. Арутюнова, В. Телия и др.). Концепт рассматривается как вербальное построение, которое может быть вербализовано словами, фразеологизмами, предложениями и текстами. Н.Н. Болдырев выделяет следующие типы концептов: конкретно-чувственный образ, идея, схема, понятие, прототип, фрейм, скрипт, сценарий, гештальдт. В. Маслова называет этапы концептуального анализа: 1) определение референтной ситуации принадлежности концепта, 2) изучение лексикографических определений, 3) исследование этимологии лексических единиц, 4) изучение концепта в различных контекстах, 5) уточнение ассоциативных связей лексической единицы, определяющей концепт, 6) выявление основных определяющих признаков и построение модели.

6. Методы лингвогеографических исследований включают: картирование ареалов распространения языковых явлений, опрос информантов, построение изоглосс, системное описание диалектных явлений, интерпретацию карт и лингвистических атласов.

7. В психолингвистике и психологии речи используется множество экспериментальных методик, направленных на изучение значения слова. Выделяют следующие категории экспериментов:

  • эксперименты по наименованию (выявление чувственной, смысловой и эмоциональной окрашенности в изоляции от предметного содержания);

  • эксперименты на возможность (невозможность) употребления данного слова в данном контексте;

  • эксперименты по экспликации субъективного содержания;

  • ассоциативные эксперименты (синтагматические ассоциации, парадигматические ассоциации);

  • эксперименты по семантическому шкалированию позволяют изучать аспекты субъективного содержания знакового образа, лежащие вне инвариантной области, смысловую окрашенность;

  • эксперименты по оценке семантической близости слов;

  • эксперименты по выявлению зависимости психологического оперирования словами (например, запоминание) от их содержательных характеристик;

  • эксперименты по систематизации понятий (регистрируют различные аспекты субъективного содержания – когнитивный инвариант, чувственную окрашенность, потенциальную экспликативность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *