Метод нмцк

  • автор:

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Содержание

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурс При любом размере Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукцион Более 3 млн руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировок Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений При любом размере Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики) При определении идентичности могут учитываться:

  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги
(ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов Идентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными
(ч. 14 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми При определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги),
не являющиеся идентичными
(ч. 15 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми При определении однородности работ (услуг) учитываются:

  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.
  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов Посмотреть расписание

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

НМЦК необходима для того, чтобы определить и выбрать способ закупки. Также она помогает отследить требования, установленные к ней.

В целом НМЦК используется как критерий, который:

  • влияет на способ закупки.

С 1 июля 2019 года изменились правила закупок у единственного поставщика. Ранее, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, такая закупка могла осуществляться заказчиком в случае, если ее сумма не превышала 100 000 руб. Теперь этот предел увеличился до 300 000 руб.

  • ограничивает возможности закупки у среднего и малого предпринимательства;
  • учитывается при определении обеспечения;
  • используется при антидемпинговых мерах.

Если НМЦК, которую установил заказчик, будет снижена более чем на 25 %, то нужно применить антидемпинговые меры.

  • определяет специфические требования к условиям закупки.

Так, исходя из НМЦК, могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки.

  • определяет предельное значение цены контракта, заключаемого по результатам закупки;
  • является одним из показателей оценки эффективности закупки.

В законодательстве установлено, что критерий НМЦК в связи с июльским нововведением будет использоваться как один из критериев оценки эффективности закупки.

  • влияет на наличие либо отсутствие заинтересованности участников закупки в процедуре.

Видя НМЦК, поставщик оценивает свои ресурсы — может ли он принять участие в закупочной процедуре и какую прибыль от этого участия он получит?

Специфика определения НМЦК

В настоящий момент для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, применятся методика, утвержденная Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. И в связи с внесением изменений в Закон 44-ФЗ она не изменилась.

Помимо того, что прописано в методических рекомендациях по расчету НМЦК, в самом Законе 44-ФЗ содержатся некоторые особенности определения НМЦК и цены контракта. В ст. 22 сказано, что специфичны способы закупки, которые:

  • относятся к стандартному жилью;
  • построены на земельных участках, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья.

В этом случае определение цены контракта регулируется непосредственно Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ.

Также в 44-ФЗ есть особенности определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением:

  • регулярных перевозок пассажиров;
  • багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Если закупки осуществляются в этой сфере, нужно смотреть закон, который ее регулирует. С 1 июля нужно обосновывать цену в соответствии с этим законом.

Стоит помнить и об отдельном нормативном документе – Федеральном законе от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который регулирует особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок товаров, включаемых в состав государственного оборонного заказа.

Таким образом, если дело касается трех способов закупки, перечисленных выше, нужно применять федеральные законы.

Обоснование НМЦК и ответственность заказчика

За неправильное обоснование НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком или цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ) для заказчиков предусмотрена ответственность.

  • Если закупочная документация утверждена с нарушениями.

Например, заказчик может ошибиться в выборе метода определения цены контракта. За это ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3 000 руб.

  • Если документы опубликованы с нарушениями.

Допустим, при опубликовании документации заказчик не представил расчет НМЦК. Или он опубликовал документацию, забыв указать, что это коммерческое предложение.

В этом случае размер штрафа для должностных лиц составит 15 000 руб., для юрлиц — 50 000 руб. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП).

  • Если нарушен порядок или форма обоснования НМЦК.

Такая ошибка будет стоить должностным лицам 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП).

Источники информации для обоснования НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком

К общедоступной информации о ценах относится информация:

  • о ценах, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
  • о ценах в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых публичными офертами;
  • о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • о котировках на электронных площадках;
  • о ценах, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
    о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ;
  • общедоступные результаты изучения рынка;
  • результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

5 методов расчета НМЦК

Все методы расчета НМЦК и цены контракта с единственным поставщиком перечислены в ст. 22 Закона 44-ФЗ. Остановимся на них подробнее, чтобы понять, чем эти методы отличаются друг от друга.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Это приоритетный метод, который используется большинством заказчиков. Предполагает установление НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на основании информации о рыночных ценах идентичных ТРУ, которые планируется закупить. С этой целью заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен ТРУ с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Источники сбора информации о рыночных ценах:

  • общедоступная информация о рыночных ценах (ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ);
  • информация от поставщиков, которые осуществляют поставки идентичных товаров — в этом случае заказчику придется делать запрос у поставщиков;
  • информация из ЕИС, полученная в результате размещения в ней соответствующих запросов цен ТРУ.

Данный метод заключается в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основе требований к закупаемым товарам, установленных ст. 19 Закона 44-ФЗ (если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров). Правила нормирования, требования к отдельным видам ТРУ, нормативные затраты на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов должны быть размещены в ЕИС.

Пока действует несколько уровней нормирования. Но правила нормирования будут меняться. Планируется, что оно станет одноуровневым.

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым ценам (тарифам) на ТРУ. Тарифный метод помогает понять, сколько, например, стоит 1 литр воды или 1 кВт энергии для потребления.

Помимо таких сфер, как водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, тарифный метод применяется при закупках услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи (полный перечень приведен в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 № 637).

Закономерно, что в качестве начальной цены единицы товара в данном методе указывается тариф.

Проектно-сметный метод предполагает определение НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком на следующие цели:

  • на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Данный метод применяется тогда, когда невозможно использовать иные методы. Его суть — в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (так называемая калькуляция стоимости единицы ТРУ). При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Затратным методом обосновываются арендная плата, зарплата персонала, налоги, расходы на комплектующие (сырье), ГСМ, коммунальные расходы, электроэнергию и т.д.

Информацию об обычной прибыли можно получить из анализа контрактов в ЕИС, а также из общедоступных источников информации, результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика (ч. 11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Закупка ТРУ без указания количества и объема

С 1 июля 2019 года заказчики вправе осуществлять такие закупки, когда не могут определить необходимое количество ТРУ. Ранее подобная ситуация возникала, когда производилась закупка, например, коммунальных услуг, так как их потребление и расчеты осуществляются по счетчикам.

Теперь, как только нельзя посчитать объем требуемой продукции, можно провести эту закупку без определения необходимого количества ТРУ. При этом, исходя из ст. 22 Закона 44-ФЗ, в таких случаях необходимо будет определить начальную цену единицы ТРУ, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. То есть исходя из цены продукции надо будет посчитать три единицы.

Соответственно, если количество поставленных товаров невозможно определить, заказчик, исходя из данных правил, должен обосновать только цену единицы ТРУ, то есть начальную цену единичных расценок (начальная цена ТРУ будет называться единичная расценка).

Не нужно будет обосновывать максимальное значение цены контракта. Как правило, максимальное значение цены контракта — это те лимиты, которые выделены для заказчика на приобретение данной продукции.

Без объема закупка проводится в ряде случаев. Если раньше Закон 44-ФЗ определял только 10 способов, то сейчас нет перечня продукции, который бы подпадал под закупку без объема, то есть заказчик проводит такие закупки на свое усмотрение.

В этом случае важно понимать условия, которые должны быть соблюдены заказчиком при закупке без объема:

  • Количество поставляемой продукции невозможно определить.
  • Согласно ст. 22, в таких закупках определяется начальная максимальная цена единицы продукции, начальная сумма цены продукции и устанавливается максимальное значение цены контракта. В извещении указываются все три позиции.
  • Все то же самое нужно будет отразить в закупочной документации. При определении предмета закупки важно установить преимущества.
  • Даются преимущества предприятиям УИС и организациям инвалидов от суммы цен единиц продукции в размере до 15 %.
  • Если в ходе процедуры применяются антидемпинговые меры, то их нужно учитывать.
  • В рамках определения победителя при проведении аукциона определяется участник закупки, который предложил наименьшую сумму цен продукции. То есть максимальное значение цены контракта остается неизменным. Участники закупки определяются именно по снижению суммы начальных цен.
  • Исходя из этого, контракт должен содержать порядок определения количества и объема продукции, порядок оплаты за фактический объем поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Все условия необходимо предусмотреть на этапе формирования закупочной документации.

Законом предусмотрено пять методов обоснования НМЦК. Но для закупок без объемов не подходит проектно-сметный метод.

Для обоснования начальной цены единицы товара применяются только четыре метода: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифный метод, нормативный метод и затратный метод.

Как рассчитать единицу продукции с помощью метода сопоставимых рыночных цен

Для этого необходимо определить товар, который закупается. На первом этапе определяется идентичность и однородность необходимой продукции. Кроме того, важно получить информацию о цене. Далее нужно определить однородность цен с помощью коэффициента вариации и рассчитать начальную цену единицы товара.

Что такое идентичность товара?

В соответствии с положениями Закона 44-ФЗ под идентичностью товара понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Хотя при определении идентичности допускаются незначительные различия во внешнем виде таких товаров.

При определении идентичности работ, услуг указываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Таким образом, можно найти источники информации, посмотреть закупаемую продукцию. Например, пойти на сайт завода-производителя и найти идентичный товар тому, который нужен.

Что такое однородные товары?

Под однородными товарами подразумеваются товары, которые, не являясь идентичными, обладают сходными характеристиками и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитывается несколько факторов:

  • качество;
  • репутация на рынке (если речь идет об услугах);
  • страна происхождения.

Откуда брать информацию о ценах?

При применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах должна быть получена с учетом всех сопоставимых условий. Но помимо однородности и идентичности продукции нужно учитывать условия поставки продукции и коммерческие условия.

Также заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок. И здесь нужно четко следовать методическим рекомендациям, которые установлены Минэкономразвития.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен может использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах, которая представлена в ч. 18 ст.22 Закона 44-ФЗ;
  • информация о ценах товаров, полученная по запросу у поставщиков, осуществляющих поставку идентичных товаров;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС (с целью проведения мониторинга).

В целом, за последнее время в расчете начальной цены единицы ТРУ методом сопоставимых рыночных цен ничего не изменилось.

Рассмотрим пример — закупка медицинского осмотра сотрудников. Заказчик не знает, сколько человек должны пройти осмотр, так как в компании наблюдается текучесть кадров. Кроме того, сотрудники трудоустраиваются не все сразу, а каждый в разное время.

В расчете стоимости единицы такой услуги поможет метод сопоставления рыночных цен. Нужно направить запрос на коммерческие предложения минимум пяти поставщикам. Получив ответ не менее чем от трех поставщиков, можно обосновать начальную цену единицы продукции.

Еще один пример — закупка канцелярских товаров. Объем в этом случае не определяется, однако для расчета цены единицы продукции обосновывается стоимость одной штуки товара (один карандаш, одна ручка и т.д.). Нужно отправить запрос поставщикам и дождаться от них ответ, чтобы понять, сколько это будет стоить по методу сопоставимых рыночных цен (5 запросов — 3 ответа).

Если продукция уникальная и метод сопоставимых рыночных цен не подойдет, выходом является размещение информации в ЕИС для получения ответов на запрос цены. Либо можно посмотреть цены на продукцию на сайте завода-производителя.

Что изменилось с 1 июля 2019 года

Методика определения начальной цены единицы товара в связи с новшествами, вступившими в силу в начале июля, не изменилась. Поэтому следует по-прежнему руководствоваться общими положениями, закрепленными в Приказе Минэкономразвития РФ от 2.10.2013 № 567.

В Законе 44-ФЗ зафиксирован принцип, продолжающий действовать и сегодня: правительство может определить сферы деятельности, при закупках в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, которые его устанавливают.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.07.2019 № 847, Минздрав как заказчик, осуществляющий закупки изделий медицинского назначения, должен определить методику расчета начальной максимальной цены по закупке медизделий. Планируется, что новые правила закупок начнут действовать с ноября.

Из нового документа, который появился в распоряжении РБК, становится понятно, что теперь заказчик обязывается помимо НМЦК устанавливать и начальную цену за единицу товара. Идеология НМЦК останется, однако появление так называемой референтной цены (цены сравнения) на лекарства станет конкретизированным.

Проект документа также предлагает более существенное повышение цены при повторном объявлении конкурса, в случае если тот не состоялся.

Есть в новых правилах довольно скользкие моменты, которые, по мнению экспертов из Ассоциации российских фармацевтических производителей, скрывают риски для поставщиков. Так, например, заказчик должен указать цену за единицу товара, но может не указывать конкретный объем необходимой партии лекарств. Из-за этого поставщики могут попадать в реестр недобросовестных, если у них не окажется нужного количества медикаментов, которые может потребовать заказчик.

С июля закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае приобретения ТРУ на сумму, не превышающую 300 000 руб. При этом не изменилось ограничение годового объема таких закупок:

  • не более 2 млн руб.;
  • или не больше 5 % совокупного годового объема закупок заказчика, но до 50 млн руб.

С 31 июля 2019 года начали действовать поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Так, увеличен единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика учреждениям культуры и образования. Они вправе заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 000 руб.

В качестве годового лимита установлены следующие параметры:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

Также увеличивается сумма закупки лекарств по решению врачебной комиссии. Суть новшества заключается в том, что через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет не на 200 000 руб., как ранее, а на сумму до 1 млн руб.

Кроме того, с 31 июля заказчики избавлены от обязанности размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика.

При подготовке обоснования начальной (максимальной) цены договора рекомендуется использовать цены трех или более поставщиков, исполнителей, подрядчиков, осуществляющих поставки необходимых товаров, выполнение необходимых работ, оказание необходимых услуг. При этом начальная (максимальная) цена договора может быть рассчитана подразделением-заказчиком, закупающим подразделением как среднеарифметическая либо минимальная из представленных на рынке цен на необходимые товары, работы, услуги от трех и более поставщиков, исполнителей, подрядчиков. При расчете начальной (максимальной) цены договора в порядке, указанном в настоящем пункте, не допускается использование предложений поставщиков, исполнителей, подрядчиков, цены которых отличаются от минимальной цены из предложенных другими поставщиками, исполнителями, подрядчиками, используемых в расчете, более чем на двадцать пять процентов.
Формы обоснований начальной (максимальной) цены договора — выдержка из Административного регламента формирования заявок на закупку и документации о закупке товаров, работ, услуг (Приложения 14-17).

Обоснование начальной (максимальной) цены договора на поставку товара, заключаемого по результатам закупки, на основании сведений о рыночных ценах предмета закупки – данная форма применяется для расчета цены договора на основании исследования рынка, в качестве подтверждения используются «скриншоты» с официальных сайтов компаний
Обоснование начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ (оказание услуг), заключаемого по результатам закупки, на основании сведений о рыночных ценах предмета закупки – данная форма применяется для расчета цены договора на основании исследования рынка, в качестве подтверждения используются «скриншоты» с официальных сайтов компаний
Обоснование начальной (максимальной) цены договора на поставку перечня товаров, заключаемого по результатам закупки, на основании сведений о рыночных ценах предмета закупки – данная форма применяется для расчета цены договора на основании ранее заключенных договоров или на основании коммерческих предложений компаний
ФОРМА «расчетного обоснования»: обоснование начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ, оказание услуг, заключаемого по результатам закупки– данная форма применяется для расчета цены договора на выполнение работ и оказание услуг, в т.ч. по научному блоку

Изменение объема продукции по 44-ФЗ

16.10.2019

Из данной статьи Вы узнаете:

  • почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
  • почему нельзя менять объем закупаемой продукции в контракте, заключенном по результатам проведения запроса котировок в электронной форме?
  • как правильно изменить количество поставляемого по контракту товара?
  • в чем отличительная особенность контрактов на поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг) при принятии решении вопроса об изменении объема?
  • как не «налететь” на административные штрафы, связанные с изменением объема, не только заказчику, но и поставщику?
  • какие есть особенности при осуществлении закупки у единственного поставщика?
  • и многое еще интересное про количество (объем) закупаемой по Закону № 44-ФЗ продукции.

Мы Вас заинтересовали? Тогда устраиваетесь поудобнее перед экраном и прочтите данную статью до конца. После прочтения не забудьте оставить свой отзыв (комментарий), а также вступить в нашу закрытую группу в WhatsApp, чтобы получать консультации от экспертов нашего консультационного центра!

Немного теории

Объем (количество) закупаемой по контракту продукции является его существенным условием. Изменение существенных условий в контрактах, заключенных или заключаемых по Закону № 44-ФЗ, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо названных в законе.
Основные из этих случаев следующие:

пп. «б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

пп. «в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Изменение объема при заключении и исполнении контракта: в чем разница?

Первые три указанных выше случая могут быть применимы только если контракт исполняется, т.е. уже заключен или, иными словами, уже подписан сторонами. Последний случай, предусмотренный ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, применяется в момент заключения контракта, т.е. в момент его подписания. Иными словами, для изменения объема в первых трех случаях от сторон требуется подписание дополнительного соглашения. В последнем же случае никакое дополнительное соглашение к контракту не подписывается, а контракт сразу заключается на измененный объем и цену! Это имеет решающее значение для определения наличия в действиях заказчика и поставщика состава административного правонарушения в части изменения объема в случаях, не предусмотренных законом.

Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой

Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):

Основание пп.»б” п.1 ч.1 ст.95 пп.»в” п.1 ч.1 ст.95 п.10 ч.1 ст.95 ч.18 ст.34
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? да да да нет
Что должно выступать предметом контракта? любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) любые товары, работы, услуги только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!)
Пределы изменения объема (количества) 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен без ограничений без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? да да да да
Направление изменения объема (количества) Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Только в сторону увеличения
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р. по п. 4 ч. 1 ст. 95) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации).
Применяется ли к закупкам с «неопределенным объемом”? нет нет нет нет
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте в документации о закупке

Почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?

Строительная сфера — опасна сама по себе. Очень часто именно из-за контрактов на выполнение строительных работ должностных лиц заказчиков и подрядчиков привлекают к административной, а иногда и к уголовной ответственности. С 1 июля 2019 года одной потенциальной причиной привлечения к ответственности стало больше.

Напомним, что до 1 июля 2019 года изменение объема выполняемых по контракту работ, в том числе строительных, в пределах 10% предусматривалось пп. «б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подпункта «в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ до 1 июля 2019 года не существовало. Соответственно, при осуществлении закупок строительных работ, извещения об осуществлении которых размещались до 1 июля 2019 года, очень многие заказчики предусмотрели в контрактах право сторон на изменение объема в пределах 10% со ссылкой на пп. «б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции.

Такие контракты исполняются по настоящее время, т.к. имеют продолжительные сроки действия. При этом, как известно, при любом строительстве рано или поздно возникает необходимость изменить объем выполняемых работ. Такая ситуация точно возникнет и по контрактам, заключенным до 1 июля 2019 года. Соответственно многие заказчики и подрядчики, ссылаясь на соответствующее положение заключенного между ними контракта, подпишут дополнительное соглашение об изменении объема работ. Кто-то это сделает в пределах 10%, как это было предусмотрено пп. «б” п. 1 ч. 1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции, считая, что «закон обратной силы не имеет” и правоотношениям должны применяться те нормы, которые действовали на момент заключения договора. А кто-то, что еще хуже, применит к таким контрактам положения пп. «в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, действующего с 1 июля 2019 года.

По мнению экспертов консультационного центра «Закон.гуру” (www.zakon.guru) ни одно из указанных оснований изменения контракта не может быть применено к контрактам в сфере строительства, заключенным до 1 июля 2019 года. Так, пп. «в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не может быть применен к таким контрактам по той простой причине, что в момент заключения соответствующего контракта данной нормы не существовало и стороны не могли предусмотреть ее использование в контракте, как обязательное условие ее применения. Подпункт «б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ также не может быть применен, если дополнительное соглашение к контракту подписывается после 1 июля 2019 года. Причина следующая: дополнительное соглашение к контракту, заключаемое сторонами после 1 июля 2019 года, влечет возникновение новых правоотношений, которых не существовало в момент заключения контракта (выполнить работы в ином (дополнительном или меньшем) объеме). Дополнительные объемы работ — это новые правоотношения, которые возникают в момент заключения дополнительного соглашения к контракту. Соответственно к таким правоотношениям должны применяться правила, действующие в момент их возникновения, т.е. действующая редакция Закона № 44-ФЗ.

Действующая же редакция Закона № 44-ФЗ прямо предусматривает, что пп. «б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяется к контрактам в сфере строительства (см. выше). Соответственно положения заключенного контракта и действующей редакции Закона № 44-ФЗ входят в противоречие между собой. При наличии указанного противоречия должны применяться нормы Закона № 44-ФЗ, а не контракта (т.к. закон имеет более высокую юридическую силу по сравнению с любым договором). Применяя положения пп. «б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в данной ситуации стороны рискуют быть привлеченными к ответственности. Мы не говорим о том, что такая ответственность обязательно наступит, но данной статьей мы хотим предупредить о рисках ее возникновения. Поэтому от заключения дополнительных соглашений в части изменения объема строительных работ рекомендуем воздержаться. В случае если контракт необходимо исполнить в меньшем объеме, то нужно просто расторгнуть контракт, а если в большем — провести новую закупку на новый объем работ.

Изменение объема закупаемой продукции в контрактах, заключенных с единственным поставщиком

Разберем данный раздел в виде вопросов. которые поступают в наш консультационный центр, и ответов, которые дают эксперты центра клиентам по договорам на оказание консультационных услуг.

Вопрос: А что действительно можно менять объем по контрактам, указанным п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ?

Ответ: да, можно

Вопрос: А в каком размере?

Ответ: в любом

Вопрос: И никаких ограничений?

Ответ: никаких.

Вопрос: А пролонгировать сроки в таких контрактах можно, поменять цену можно?

Ответ: можно.

Вопрос: А если контракт был заключен до 1 июля 2019 года?

Ответ: все равно можно все поменять.

Вопрос: Как оформить?

Ответ: дополнительным соглашением

Вопрос: А можно ли подписать дополнительное соглашение к контракту до 300 т.р., заключенному по п. 4 ч. 1 ст. 93, если изменение объема не приведет к превышению цены за 300 т.р.?

Ответ: нет, нельзя, т.к. ст. 95 запрещает менять объем в таких контрактах

Вопрос: А что же делать в таком случае?

Ответ: либо заключать еще один договор по п. 4 ч. 1 ст. 93 (есть определенные риски), либо проводить новую закупку.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *