Меры предупреждения профессиональной преступности

  • автор:

Предупреждение преступлений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений

Н.Н.Бугера

Семейно-бытовое преступление – это результат разрешения общественно опасным деянием конфликта, возникшего между людьми, состоящими в определенных (в юридических и фактических) семейных (родственных) отношениях. Конфликты, приводящие к преступлениям в семейно-бытовой сфере, всегда связаны с самой личностью и ее поведением. Многое зависит от уровня зрелости, от того, готова личность или нет преодолевать противоречия законопослушным путем.

При классификации предупредительных мер по цели в криминологической литературе принято различать общее и специальное предупреждение преступлений, представляющее собой конкретизацию общесоциальных и специально-криминологических мероприятий в отношении конкретных лиц.

Основные общесоциальные меры предупреждения семейно-бытовой преступности: обеспечение занятости населения; активизация социально-правового контроля, под которым понимается целенаправленная организация жизнедеятельности людей на основе законов, за нарушение которых неотвратимо следует гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность; своевременная выплата зарплаты, пособий, пенсий; определение прожиточного минимума в соответствии с реалиями; мероприятия по поддержке развития образования и культуры в обществе, сохранению и развитию духовно-нравственного наследия.

Например, улучшение материальных условий жизни семей, в которых растут несовершеннолетние, есть результат применения общесоциальных мер. Экономика, как известно, является основой жизни общества, оказывает влияние на все процессы, происходящие в социуме. Поэтому одним из основных направлений общесоциальной профилактики преступлений в семье являются стабилизация экономических процессов, выход из глубоко кризиса, в котором находится Россия, подъем отечественной промышленности и сельскохозяйственного производства, что позволит государству вкладывать как можно больше средств в социальную сферу. Улучшение экономического положения семьи позволит повысить ее культуру, в том числе культуру внутрисемейных отношений. Рост уровня экономической жизни семьи означает и улучшение жилищных условий.

Существенное место в деятельности правоохранительных органов занимают предупредительные меры, проводимые в первую очередь милицией общественной безопасности в плане борьбы с преступностью на обслуживаемой территории по искоренению отдельных видов семейно-бытовых преступлений, осуществляемые применительно к внутрисемейным, личностно-бытовым и общественно-бытовым отношениям, а также участие работников правоохранительных органов в региональных общепрофилактических мероприятиях. При разработке мер по профилактике тяжких преступлений в семье, прежде всего, необходимо исходить из знания глубинных личностных причин и внешних условий, детерминирующих совершение столь тяжких преступлений. Это требование является одним из важнейших условий эффективной борьбы с ними.

Решающее значение в общей профилактике преступлений против детей и подростков имеет организация государством поддержки и помощи семье, установление доверия между ними. Роль семьи в профилактике семейно-бытовых преступлений весьма неоднозначна. На нее вообще не следует возлагать надежд, если это семья постоянно пьющих или тем более алкоголиков, для которой дети не представляют никакой ценности. Понятно, что стабилизация роста, а затем и снижение преступности могут быть обеспечены, во-первых, лишь при улучшении социальных условий жизни населения, а во-вторых, при нормализации сознания в нравственной и потребностной сферах, при восстановлении психического здоровья и положительного эмоционального состояния. Лучший способ профилактики противоправного поведения — создание человеческих условий жизни и обеспечение нормального воспитания детей.

Надо широко применять возможности средств массой информации, с помощью которых можно повлиять на обстановку в семье. Результатом деятельности средств массовой информации может стать преодоление отчуждения отдельных семей, укрепление связи между семьей и обществом, возникновение предпосылок для целенаправленного формирования общественного мнения по вопросам семейной жизни, преодоления конфликтности и, как результат, создание нормального микроклимата в семье, исключающего совершение ее членами правонарушений, преступлений.

Важным аспектом общей профилактики является борьба с пьянством и алкоголизмом, поскольку неумеренное употребление спиртного способствует потере самоконтроля, а, следовательно, и совершению преступлений.

В разные времена и в разных странах пытались контролировать и ограничивать продажу спиртных напитков. Например, в 1865 г. в Швеции был принят закон, в соответствии с которым спиртное разрешалось продавать в ограниченном количестве только в специальных харчевнях вместе с горячей пищей. В 1912 г. в Америке была введена 18-я поправка в Конституцию США о введении сухого закона. В конце 80-х гг. XX века в СССР также проводилась антиалкогольная кампания М.С. Горбачева. В итоге опыт введения сухого закона в большинстве стран оценивается негативно. Хотя были и положительные моменты: снижение преступности и самоубийств, уменьшение заболеваемости и травматизма, рост производительности труда.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что не надо запрещать алкоголь вообще, а необходимо воспитывать в человеке такие качества и создавать в обществе такие условия, при которых стало бы невозможным злоупотребление алкоголем либо хотя бы снижался уровень алкоголизации и «пивизации» населения. Мы согласны с мнением о том, что запретительные меры должны органически сочетаться с идеологическими, социальными, экономическими, медицинскими.

Существенную роль в преодолении преступлений в семье может сыграть религия. Отрыв от религиозных и духовных традиций является одной из наиболее характерных и заключающих в себе огромный разрушительный потенциал особенностей 19 века. Религиозная психология и этика всегда выполняли роль регулятора социальных и межличностных отношений, существенно снимающего напряженность и тревожность. Религиозные меры призваны поднять духовное воспитание и нравственность населения, патриотизм; воспитать в человеке чувство ответственности за свои поступки.

Нормы права, обеспечивающие реализацию задач профилактики преступлений против детей в семье, содержатся в гражданском, семейном, уголовном Кодексах и других отраслях законодательства РФ. Сюда можно отнести положения Конституции РФ об охране семьи, материнства и детства, Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях ребенка в РФ» (в ред. от 21.12.04 с посл. изменениями), где говорится о минимальных социальных стандартах основных показателей качества жизни детей. Концептуальные основы и конкретные меры определены в многочисленных документах, утвержденных Президентом и Правительством РФ. В их числе: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (в ред. от 05.10.02 г. с послед. изм.) «Об основных направлениях государственной семейной политики». Нормы семейного права Российской Федерации определяют, что на ее территории применяются правила международных договоров Российской Федерации. В п.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ говорится о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Ребенок в возрасте 14 лет и старше вправе самостоятельно обращаться за защитой. В ст. 63 говорится, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. За неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего предусмотрена уголовная ответственность (ст. 156 УК РФ). Положения Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают ограничение и лишение дееспособности родителей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками.

Успех предупреждения семейно-бытовых преступлений во многом зависит от эффективности применяемых специальных мер профилактики.

Основой специального криминологического предупреждения семейно-бытовых преступлений является деятельность районных, окружных, городских правоохранительных органов, составляющих основу системы субъектов специальной профилактики преступности в стране. В первую очередь эта функция возложена на службу общественной безопасности: участковых уполномоченных милиции и инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних ОВД.

Эффективность деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в семье во многом зависит от уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Сотрудники правоохранительных органов сами указывают на недостаточный опыт в работе с данным видом преступлений, возможно, поэтому они неохотно вмешиваются в семейные конфликты. Специалисты-практики постоянно должны повышать свою квалификацию, при этом подготовка кадров может осуществляться и без отрыва от службы, целью которой должна быть выработка общего понимания проблемы семейно-бытовых преступлений. Сотрудники органов внутренних дел должны иметь навыки принятия ответственности за следующие этапы процесса: определение характера ситуации, оценку обстановки; принятие необходимых мер вне зависимости от того, в какой момент они подключаются к решению проблемы.

Сотрудники ОВД должны располагать достаточной информацией об имеющихся ресурсах и службах оказания помощи. Поскольку потребности жертв могут быть самыми разнообразными, практические работники должны быть хорошо осведомлены о деятельности разных систем и органов, их возможностях, а также о процедурах обращения за помощью от имени жертв. Практикой выработаны и широко применяются различные формы профилактики семейно-бытовых преступлений. Это, в частности, внесение представлений и информации в государственные органы, организации и должностным лицам о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений. Так, причина роста преступности среди несовершеннолетних заключается в отсутствии должного контакта между службой органов внутренних дел и администрацией школ, училищ, отсутствии соответствующих семинаров для обучения формам и методам работы с подростками.

Внесение мотивированных представлений по месту работы и в учебные заведения также способствует улучшению воспитательной работы, укреплению производственной и плановой дисциплины, налаживанию надлежащего контроля за поведением несовершеннолетних. К сожалению, приходится констатировать, что иногда следователи недостаточно внимательно относятся к составлению текстов представлений, не показывают причин и условий совершения преступлений, не предлагают конкретных рекомендаций по их устранению. Большинство представлений носит по содержанию информационный характер. В них, как правило, излагается фабула представления, а затем предлагается действия обвиняемого обсудить на общем собрании. Такое отношение к составлению представлений недопустимо. Оно не только влияет на общее состояние профилактической работы, но и подрывает авторитет следственных органов.

Предупреждение сексуальных преступлений в семье в отношении детей, по сравнению с профилактикой других видов преступлений, отличается существенной спецификой и повышенной трудностью. Первостепенное значение здесь, по мнению Ю.М. Антоняна, имеет индивидуальная профилактика преступлений, поскольку она направлена на предупреждение самой возможности совершения преступлений путем обеспечения благоприятных условий жизни людей и изменения тех особенностей личности, которые могут привести к совершению конкретных преступлений. В семье изменение условий очень важно, но не следует забывать, что аморальные сексуальные влечения иногда независимы от условий жизни семьи в целом или отдельного ее члена.

Основными организаторами и исполнителями как общей, так и индивидуальной профилактики семейно-бытовых преступлений должны выступать участковые уполномоченные милиции. Именно эта категория сотрудников органов внутренних дел, с имеющимися в их арсенале силами и средствами, и знаниями своей территории и складывающейся на ней оперативной обстановкой, их постоянными контактами с различными общественными формированиями способна успешно решать задачи профилактики семейно-бытовых преступлений. Очень важно в соответствии с конкретной ситуацией избрать правильную форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное).

Наряду с участковыми уполномоченными милиции профилактикой указанной категории преступлений должны заниматься также аппараты уголовного розыска, инспектора ПДН, патрульно-постовая служба, пункты общественного порядка и внештатные сотрудники. Оперативно-розыскная профилактика, прежде всего, предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах и др.) Используемые при этом методы оперативно-розыскной деятельности разнообразны. Это и профилактическое воздействие через негласных сотрудников в отношении лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере, их разобщение путем проведения оперативных комбинаций, оперативное прикрытие объектов и др.

На наш взгляд в нашей стране целесообразно создать: а) при органах управления социальной защитой населения – межведомственные комитеты, занимающиеся одновременно изучением проблем социальной адаптации и профилактики административных правонарушений и преступлений, а также оказывающие помощь лицам с сексуальными перверсиями, куда войдут специалисты различной ориентации (педагоги, социологи, психологи, психиатры и др.); б) при органах внутренних дел – оперативно-профилактические отделы, специализировавшиеся в первую очередь на предупреждении преступлений против личности, корыстно-насильственных преступлений (тяжких и особо тяжких), так как именно эти преступления наносят наиболее тяжкий моральный и материальный ущерб потерпевшему, его родным.

По нашему мнению к непосредственной узконаправленной деятельности правоохранительных органов по предупреждению семейно-бытовых преступлений можно отнести следующие меры:

1. Своевременное реагирование сотрудников органов внутренних дел на сообщение о бытовых конфликтах. Большое профилактическое воздействие имеет своевременное прибытие сотрудников милиции на места по поступившим сообщениям и заявлениям о бытовых преступлениях.

К сожалению, на практике милицию вызывают уже тогда, когда преступление совершено, а не в период, ему предшествующий (семейный, бытовой конфликт, известный общественности), где можно было бы предупредить, предотвратить либо пресечь преступные намерения. Поэтому участковым уполномоченным милиции предлагается на закрепленной территории проводить разъяснительно-просветительскую работу с населением. Ее суть в том, чтобы убедить граждан в необходимости своевременного информирования органов внутренних дел об известных им фактах происшествий, правонарушений, так как без помощи населения сами сотрудники милиции бороться с преступностью не в состоянии. Уровень криминальной ситуации в каждом районе зависит от самих жителей, от их отношения к противоправному поведению.

2. Осуществление надлежащего учета лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению в быту, можно ожидать совершения преступлений и административных правонарушений; выявление и профилактирование лиц, ведущих паразитический образ жизни, а также лиц, образ жизни которых свидетельствует об их связях с криминальной средой.

3. Обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффективная охрана общественного порядка на улицах и в других общественных местах. Своевременное выявление «дебоширов» и бытовых хулиганов.

4. Проведение работы по организации своевременного изъятия оружия (в том числе нелегального) у лиц, нарушающих общественных порядок, недостойно ведущих себя в быту. Принятие мер по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядов.

5. Ведение активной, последовательной и настойчивой борьбы с распитием спиртных напитков в общественных местах.

6. Ужесточение контроля со стороны участковых уполномоченных милиции, следователей, сотрудников уголовного розыска за поведением в быту и на работе лиц, состоящих на учете в ОВД.

7. Направление мотивированных постановлений со стороны начальника исправительного учреждения, либо со стороны начальника РОВД в суд о решении вопроса о назначении ограничений и запретов в отношении лиц, продолжающих вести асоциальный и антиобщественный образ жизни.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 16.09.2002 № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» участковый уполномоченный, осуществляющий поквартирный обход жилого дома (подворный обход жилых домов), наряду с фамилией, инициалами и другими анкетными данными обязан установить наличие судимости у лица, проживающего на подведомственной территории (п. 1.5 указанного Приказа). На лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, — до погашения судимости составляется «Контрольная карточка» с указанием порядкового номера, фамилии, имени, отчества контролируемого лица, даты и окончания контроля.

8. Специалистам органов управления социальной защитой населения необходимо проводить профилактические беседы в детских образовательных учреждениях со школьниками и педагогами, а также по месту жительства с родителями о возможных вариантах поведения при столкновении с преступлениями семейно-бытового характера.

9. Органам внутренних дел необходимо более широко взаимодействовать со средствами массовой информации в целях повышения эффективности правовой пропаганды среди населения. Поскольку большинство сотрудников органов внутренних дел слабо владеют методикой чтения лекций, не умеют устанавливать должного психологического контакта со слушателями, не владеют приемами воздействия на аудиторию, то предлагается широко использовать возможности печати, радио и телевидения.

10. Участковые уполномоченные милиции должны организовать работу на своем участке на должном уровне так, чтобы обеспечить максимально полное поступление информации о неблагополучных семьях, конфликтующих соседях, семейных дебоширах, и фактах хулиганских проявлений в быту. С этой целью целесообразно изучать следующие источники информации: книги учета сообщений; журналы учета задержанных и доставленных в дежурную часть за совершение правонарушений в быту; письма и заявления граждан и должностных лиц; материалы о лицах, подвергнутых приводу для регистрации и официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения в семье и на работе.

11. Виктимологическая профилактика преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, например, изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты о преступных посягательств, насилия в семье с учетом повторяющихся наиболее опасных их видов.

12. Внесение следователями мотивированных представлений по месту работы, в учебные заведения, что способствует улучшению воспитательной работы, укреплению производственной и плановой дисциплины, налаживанию надлежащего контроля за лицами, совершившими семейно-бытовые преступления. Необходимо предлагать в представлениях конкретные рекомендации по устранению выявленных причин и условий по совершению такого рода преступлений.

Подводя итог, необходимо отметить, что в общем комплексе взаимосвязанных мер, осуществляемых различными звеньями государственного и общественного механизма предупреждения преступлений и правонарушений, важное место принадлежит органам внутренних дел. От их правильной организации профилактической работы во многом зависит общее состояние борьбы с преступностью, в том числе и с преступными проявлениями, возникающими на почве конфликтных семейно-бытовых отношений.

Криминология: учебное пособие / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – С. 468.

Горшков И.В., Зулкарнеев В.И. Тяжкие преступления в семье: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: ВНИИ МВД РФ, 1997. –С.64.

Профилактика умышленных убийств, совершаемых на бытовой почве: Сб. науч. тр. – Караганда: РИО ВШ, 1984. – С.45.

Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – С.439.

Приказ МВД РФ от 16.09.2002 № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — № 1. – С. 24.

Бурлинский район

Предупреждение профессиональной преступности

Профессиональная преступность — это систематическое совершение аналогичных (однотипных) преступлений в целях удовлетворения материальных потребностей, что формирует у профессиональных преступников определенную ориентированность на избранную противоправную деятельность. Эту преступность отличает систематичность совершения преступлений и каждое новое преступления обусловливает рост криминальной квалификации, определяет специализацию противоправных деяний. Указанные обстоятельства определяют направленность методик предупреждения профессиональной преступности.

Впервые понятие профессиональной преступности было дано на Гейдельбергском съезде Международного союза криминалистов в 1897 году. Первоначально это понятие связывалось с постоянным, систематическим совершением преступлений (прежде всего в сфере собственности), нежеланием преступника отказаться от совершения преступлений.

На съезде была принята следующая классификация преступников:

  • — случайные;
  • — обнаружившие серьезную неустойчивость в поведении или несколько раз совершавшие преступления;
  • — упорные (профессиональные).

Существование профессиональной преступности после революции 1917 года официально не признавалось советской криминологией в течение многих лет. Время и факты доказали, что на территории современной России, помимо официальной государственной структуры власти, существует еще одна — преступный мир. В нем имеются признаки, характеризующие легальную власть — «законодательство», «исполнительные органы», «экономические структуры», «теневая юстиция», «язык», «символика», «мораль», которые, конечно, не соответствуют общепринятым в обществе. Основу экономического могущества преступного мира создает деятельность тысяч воров и мошенников, вымогателей, т. е. профессиональных преступников различных уровней и видов. Это очередной раз подчеркивает сложность проблемы борьбы с профессиональной преступностью, необходимость для криминологии поиска эффективных средств и методов предупреждения.

Предупреждение криминального профессионализма в свое содержание включает меры совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Уголовно-правовые средства оптимизации противодействия профессиональной преступности заключаются в совершенствовании института множественности преступлений, максимальной индивидуализацией наказания и правильной квалификацией уголовных деяний профессиональных преступников. С сожалением можно констатировать, что формы и методы работы правоохранительных органов в целом существенно отстают от качественных изменений преступности. Особенно тяжело отражается на борьбе с профессиональными преступниками нарушение преемственности поколений сотрудников правоохранительных органов. Массовые увольнения личного состава милиции в начале 90-х, прокуратуры — в середине 90-х годов, упразднение некоторых служб (например, службы профилактики преступлений) сыграли свою отрицательную роль. Больше других пострадали оперативные подразделения. Вместе с опытными сотрудниками ушли знание уголовной среды, многие апробированные формы и методы борьбы с профессиональной преступностью. Отсутствие стабильного ядра квалифицированных работников является на сегодня одной из основных причин низкого уровня борьбы с профессиональной преступностью. Положение усугубляется развившейся в правоохранительной системе коррупцией, существенно подрывающей основы правоприменительной деятельности, неотвратимость ответственности и реализацию иных целей, возложенных на уголовную юстицию.

В комплексе причин профессиональной преступности существенное значение имеет криминальная субкультура. В противовес ей необходимы мероприятия специальной профилактики, по развенчанию преступной «романтики» проводимые территориальными правоохранительными органами и исправительными учреждениями. Совершенно очевидно, что работа по нейтрализации уголовных традиций, обычаев, законов неформальных объединений отрицательной направленности должна вестись на основе специальной программы, включающей широкий круг проблем по режиму содержания, корректированию установок преступников молодого возраста и воспитательному воздействию на осужденных. В этой работе обязательным является участие пенитенциарных социологов, психологов, специалистов по криминальной субкультуре. Большое значение имеет и развенчание культа «воровских» традиций и обычаев и их носителей — преступных авторитетов. Именно преступные обычаи и традиции являются предпосылкой воспроизводства криминального профессионализма. В системе мер борьбы с преступностью должны быть такие, которые не допускают героизации преступников. Важно исключить возможные контакты профессиональных преступников с несовершеннолетними правонарушителями в период отбывания наказания, в том числе и при содержании осужденных в больницах.

Важной составной частью деятельности по предупреждению рецидива преступлений являются меры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Необходимая подготовительная работа должна начинаться еще до истечения срока отбытия наказания и проводиться во взаимодействии с органами внутренних дел по предполагаемому месту жительства лиц, подлежащих освобождению. При этом следует обеспечить оптимальное сочетание мер помощи с наблюдением и контролем. Несмотря на трудности, связанные с издержками рыночных отношений, в ряде регионов России вопросы трудового и бытового устройства освобожденных решаются успешно. В этих целях используются возможности государственных предприятий, благотворительных организаций. Особое значение имеет обеспечение непрерывности контроля за поведением освобождаемых из исправительных учреждений злостных рецидивистов и профессиональных преступников и оказания на них предупредительного воздействия. С этой целью следует налаживать постоянные рабочие контакты между аппаратами службы исполнения наказания и правоохранительными органами территорий.

Для предупреждения новых преступлений со стороны преступников-профессионалов должны также использоваться меры виктимологической профилактики. В частности, имеет превентивное значение оповещение населения о повадках, преступном «почерке», характерных приемах маскировки, уловках, ухищрениях, способах подготовки, совершения и сокрытия преступлений профессиональными преступниками. При этом важно обеспечить разумное доведение информации до населения, с тем, чтобы она не способствовала приобретению преступных знаний, умений и навыков со стороны лиц, склонных к совершению преступлений.

В последние годы высказывались предложения о законодательном закреплении в Уголовном кодексе РФ понятия «профессиональный преступник». Суд, при наличии соответствующих оснований, признает лицо таковым и констатирует это в приговоре. Это должно влечь конкретные правовые последствия. Например, возможность применения норм об опасном и особо опасном рецидиве (ч. 2, 3 ст. 18 УК РФ) при меньшем числе судимостей или при меньшей тяжести умышленных преступлений, чем это сейчас требуется по закону. Или, скажем, более строгую изоляцию осужденных, признанных профессиональными преступниками, с тем, чтобы пресекать распространение криминальной субкультуры в местах лишения свободы. Или, например, включение в ряд статей уголовного кодекса квалифицирующего обстоятельства — совершение преступления лицом, признанным в установленном порядке профессиональным преступником (либо в виде промысла) и обязательность установления в отношении таких лиц испытательного срока после освобождения их из мест лишения свободы. Детали предлагаемого уголовно-правового института, условия и порядок его применения требуют дальнейшего обсуждения. Но его необходимость в обстановке активной криминализации общественных отношений, тех вызовов, которые бросает обществу преступный мир, его консолидация и повышающаяся агрессивность преступности, представляется достаточно очевидной.

В качестве мер предупреждения профессиональной преступности можно считать выявление профессиональных преступников и установление за ними постоянного контроля. Все профессиональные преступники должны находиться на криминалистическом учете, а их преступная деятельность постоянно отслеживаться. Необходима разработка компьютерной информационной системы, включающей данные обо всех профессиональных преступниках в стране и включать не только списки профессиональных преступников, но и способы совершения ими преступлений, их окружение и любую другую интересующую правоохранительные органы информацию. В настоящее время система такого учета и проходит внедрение.

Необходимо совершенствование работы правоохранительных органов в области борьбы с профессиональной преступностью, что требует, в частности, создания специализированных групп и подразделений по направлениям криминальных специализаций, так были в свое время созданы подразделения по борьбе с карманными кражами, мошенничеством и другими видами преступной профессиональной деятельности. Необходима узкая специализация не только подразделений, но и отдельных работников правоохранительных органов.

Необходимы научно обоснованные прогнозы развития профессиональной преступности и выработка на их основе эффективных предупредительных мер. Желательно также разработка системы возмещения вреда преступниками. Указанные меры позволят в современных условиях российской действительности снизить уровень профессиональной преступности, но криминологи должны постоянно работать над совершенствованием организации, поиском форм и методов оптимизации борьбы с профессиональной преступностью.

Меры профилактики профессиональной преступности

В предупреждении профессиональной преступности меры борьбы с криминальным профессионализмом. Рассмотрим деятельность правоохранительных органов по предупреждению профессиональной преступности на трех основных уровнях: И) управленческом; 2) организационный; 3) организационно-тактическом.

Управленческие меры прежде всего включают экономико-правовые, целью которых является нейтрализация противоправного обогащения профессиональных преступников, поскольку основой их существования есть соответствующая материальная база, которая, с одной стороны, включает значительные средства самих криминальных элементов, а с другой — возможности ее постоянного пополнения . На современном этапе очень важно создать надежную экономико-правовую защиту, что исключает или устраняет любые попытки посягательства на государственную или частную собственность. Сложность задачи заключается в предотвращении преступлений, содеянным с использованием

ЭВМ и компьютерной техники. Отсюда очевидно, что меры экономико-правового характера требуют исследования многих сфер экономики с учетом условий их перестройки и научного прогнозирования возможных причин и условий совершения преступлений в сфере экономики, нейтрализация которых является первым и, пожалуй, основным фактором предупреждения профессиональной преступности. К экономико-правовых мер предупреждения профессиональной преступности следует также отнести централизованную деятельность правоохранительных и финансовых органов по выявлению и изъятию накопленных преступниками больших средств, содержащихся в общих воровских и частичных кас.

К числу организационных мер предупреждения профессиональных преступлений следовало бы отнести следующие:

а) разработать региональные специальные планы борьбы с профессиональной и организованной преступностью;

б) на базе оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел создать службу индивидуального поиска для борьбы с профессиональными преступниками в общественных местах и местах сосредоточения криминальных элементов.

Идеологическое направление в профилактике профессиональной преступности включает работу по развенчанию криминальных традиций, подрыву авторитета лидеров уголовной среды, а также формирование у граждан определенного отношения к антиобщественному субкультуры с целью ослабления механизма ее воздействия на несовершеннолетних. Важное значение при этом придается систематическому использованию средств массовой информации.

По организационно-тактических мероприятий в предупреждении профессиональной преступности, то, заметим, об этом меньше вспоминают в юридической литературе. Возможно, этому способствовало то, что в течение длительного времени профилактика преступлений, совершенных профессиональными преступниками, чаще отождествлялась с уголовным наказанием. Кое-кто до сих пор смотрит на скамью подсудимых как на эффективное средство сдерживания девиантного поведения. Конечно, случаи добровольного отказа профессиональных преступников от привычного занятия — нечастые. Это, скорее всего, может свидетельствовать о крайне низком качестве профилактических мер. Отсюда следует, что общество, которое стремится к правового государства, гуманизации уголовной политики, должно направить свои усилия на реальную профилактику преступности, создав для этого надежную правовую базу. Ведь профилактика не только гуманнее наказания, но и дешевле экономически.

Организации профилактической работы должна предшествовать оценка состояния профессиональной преступности и особенности перерастания ее в организованные формы. На это могут указывать следующие обстоятельства:

а) увеличение разбойных нападений, грабежей и краж, совершенных с проникновением в жилище граждан; вымогательств, мошенничеств при купле-продаже автомашин, размена денег, игорных мошенничеств и других видов професіоналізованих преступлений;

б) использование преступниками при совершении преступлений милицейской форменной одежды, специально изготовленных или приспособленных орудий преступления (автоматическое оружие, радиостанция, взрывчатые или отравляющие вещества);

в) наличие данных о том, что потерпевшими являются лица, живущие на нетрудовые доходы;

г) выявления фактов орошения уголовно-воровских элементов с отдельными работниками правоохранительных или других органов;

г) данные о проведении на территории сходок криминальных элементов, криминальных разборок, разделение сфер влияния между преступными группами;

д) информация из пенитенциарных учреждений о поступлении в учреждение с «свободы» через нелегальные каналы продуктов питания, наркотических веществ, денег из воровских фондов для «подогрева» лидеров, находящихся в местах лишения свободы.

Если говорить о технических мерах предотвращения, то при анализе, например, распространенности карманных краж можно установить, что они тесно связаны с неудовлетворительной работой транспорта на определенных маршрутах движения, скоплением граждан в магазинах, отсутствием оперативных групп милиции в наиболее криминогенных местах. Деятельность профессиональных квартирных воров значительно облегчает не только то, что: слабо укрепленные двери, примитивная конструкция замков и недостаточно кодовых запирающих устройств в подъездах, а виктимологические условия (четвертая часть таких краж совершается с использованием условий, которые создаются самими жильцами). Причем в разных городах эти обстоятельства имеют свои особенности, их устранение — первый шаг к предотвращению деятельности профессиональных преступников. Органы внутренних дел должны проводить рейды спецопераций. Собственно, это целевые мероприятия по выявлению и изъятию из общественных мест определенных категорий лиц, совершающих преступления. Как правило, в результате блокирования районов области или города задерживается значительное количество бродяг, «гастролеров», лиц, совершающих кражи и мошенничества, сбывают наркотики и т.д.

Меры индивидуальной профилактики, в отличие от общей, направленные непосредственно на человека профессиональных преступников и обстоятельства, которые формируют их антиобщественную позицию. Индивидуально-воспитательное воздействие на личность правонарушителя связан с предотвращением противоправного поведения лиц, которые еще не имеют прочной антиобщественной установки. И это вполне понятно. Другое дело — преступник-профессионал, который уже прошел экзамен уголовным наказанием. Однако и здесь отрицать возможность принятия педагогических мер, видимо, нельзя. Когда речь идет о предотвращении преступлений со стороны профессионалов, стоит учитывать неизбежность принудительных мер, поскольку многие не поддаются воспитанию и, собственно говоря,- неисправимые. Они даже сами этого не отрицают. Вот почему так важно наряду с индивидуальной профилактикой принимать комплексные меры для пресечения преступной деятельности на стадиях подготовки или покушения на преступления.

Уголовно-правовой борьбе с профессиональной преступностью способствовало бы:

1) совершенствование института совокупности преступлений с целью индивидуализации наказания и правильной квалификации деяний. Необходимо закрепить в законе реальную и идеальную совокупность преступлений. При реальной совокупности целесообразно предоставить судам право назначения наказания путем равного или частичного сложения наказаний в пределах, установленных для данного вида наказания;

2) для усиления ответственности лиц, совершающих повторные преступления, не образуя реальной совокупности, ввести в ряд статей Уголовного кодекса Украины квалифицирующий признак — «совершение преступлений в виде промысла»;

3) с мстою объективной оценки содеянного, личности преступника и индивидуализации наказания, следовало бы в перечне отягчающих обстоятельств предусмотреть специализацию лица на совершении определенных преступлений;

4) совершенствование ряда норм уголовно-исполнительного законодательства, в частности:

а) запретить перевод из одной колонии в другую «воров в законе», других профессиональных преступников. Создать для этой категории осужденных специальные колонии;

б) создать централизованный учет профессиональных преступников за их направленностью.

в Общем, усиление борьбы с профессиональной преступностью требует разработки таких мер, которые позволили бы сделать экономически невыгодным совершение преступлений. Будет способствовать этому и совершенствования уголовно-процессуального и гражданского законодательства, регулирующего вопросы возмещения вреда, причиненного преступной деятельностью.

МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профилактика и меры обеспечения противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности

Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности — система скоординированных международных, межгосударственных, национальных государственных и корпоративных мер, направленных на предотвращение проникновения доходов от преступной деятельности в финансовую систему и экономику страны через соответствующие институты.

Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах; она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на индивидуальном (отдельном предприятии, учреждении, организации или в отношении отдельного индивида). Различают общие (общесоциальные) и специальные меры такой профилактики.

К числу общесоциальных профилактических мер в сфере экономической деятельности следует отнести комплексные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в государстве — оздоровлению экономики, упорядочивание отношений между субъектами хозяйственных отношений, функционирующих в сфере экономической деятельности, обеспечение экономической и правовой защищенности граждан, организаций и эффективного функционирования всех механизмов рынка.

Данные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля за преступностью в целом, и в частности за преступностью в сфере экономической деятельности.

Специально-криминологическая профилактика охватывает комплекс социально-экономических, политических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и других мер, направленных на профилактику преступлений в сфере экономической деятельности. Специфика специальных мероприятий по профилактике преступлений состоит в том, что они порождены наличием самих преступных действий и существованием конкретных причин и условий, способствующих их совершению, и предназначаются специально для устранения или нейтрализации этих причин и условий.

В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности существуют несколько основных групп субъектов, способных оказать профилактическое воздействие на криминальную ситуацию, складывающуюся в данном секторе экономических отношений.

Среди данного круга субъектов можно выделить в самостоятельные группы: органы государственной власти, банковские структуры, правоохранительные органы, контрольные органы, различные коммерческие структуры. К данным субъектам отнесем: Президента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан (являются субъектами общесоциальных мер), Министерство государственных доходов, Агентство по антимонопольной политике, Министерство внутренних дел соответствующие подразделения органов внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Национальный Банк Республики Казахстан, банковские и иные кредитные организации, органы валютного и экспортного контроля, организации, осуществляющие скупку, куплю — продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (являются субъектами специально-криминологической профилактики) и другие субъекты профилактики.

1. Меры социально-экономического характера:

Оздоровление экономики и повышение эффективности использования её ресурсного потенциала;

Повышение инвестиционной активности, связанной с предпринимательской деятельностью;

Обеспечение социальной, экономической и правовой защищенности российских граждан и организаций;

Обеспечение функционирования важнейших рыночных составляющих: свобода предпринимательства, честная, добросовестная конкуренция, защита частной собственности, согласование частных и публичных экономических интересов, соответствующее регулирование денежного и кредитного обращения, жесткий контроль за соблюдением валютного, налогового законодательства;

Иные меры.

2. Меры правового характера:

Построение правовых основ организации противодействия указанным преступлениям заключается в следующем:

Обновление правовой базы правоохранительной деятельности;

Устранение пробелов, коллизий и противоречий;

Создание юридических механизмов исполнения правовых решений;

Приоритет закона при сведении до минимума ведомственных нормативных предписаний;

Формирование правовых предписаний в соответствии с международными стандартами и международными обязательствами Республики Казахстан.

Среди данного круга мер, особо выделяют меры уголовно-правового характера. Уголовно-правовое воздействие — крайняя мера изменения негативных отношений

Уголовно-правовое регулирование отношений в сфере экономической деятельности должно включать следующие направления:

минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от проявления монополизма, недобросовестной конкуренции и т.д.;

противодействие криминальным проявлениям в сфере экономической деятельности.

В рамках данных направлений должны решаться следующие задачи:

Наиболее приемлемые варианты уголовно-правовых решений о квалификации преступлений;

Вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, учет обстоятельств исключающих общественную опасность и противоправность деяния и другие важные вопросы, возникающие в процессе реализации уголовно-правового закона;

Минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность, как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;

Обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от монополизма, конкуренции;

Охрана субъектов экономических отношений административно-правовыми средствами независимо от формы собственности;

Регулирование отдельных экономических отношений посредством гражданского законодательства.

Обеспечение неотвратимости ответственности.

Но возможность реализации указанных целей уголовной политики зависит в первую очередь от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Особенности воздействия уголовно-правовых мер обусловлены характером преступлений в сфере экономической деятельности, их структурой и динамикой, степенью общественной опасности, поскольку в результате проводимых государством реформ они претерпевают существенные изменения. Именно в такой ситуации правоприменителем на основе анализа должна быть сделана оценка сложившейся уголовно-правовой ситуации, приняты правовые меры для защиты экономических отношений от преступных посягательств.

Оценка уголовно-правовой ситуации в сфере экономической деятельности является задачей первостепенной важности, так как от ее решения зависит правовое, ресурсное и иное обеспечение противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Она складывается из анализа правовых, информационных и ресурсных сведений, а также сведений о кадровом обеспечении такой деятельности. От того, насколько правильно проведен мониторинг динамических изменений в правоприменительной практике будет зависеть полнота и своевременность воздействия на экономическую преступность.

3. Меры организационного характера.

Совершенствование общей стратегии и тактики противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности;

Необходимость хорошо отработанной координации и взаимодействия подразделений правоохранительных органов;

Обеспечение высокопрофессионального решения задач через продуманную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов;

Организация взаимодействия государственных органов с целью координации деятельности по противодействию;

Конструктивное взаимодействие и сотрудничество с правоохранительными и контролирующими органами государств-участниц СНГ и других стран;

Разработка и реализация государственных программ;

Продуманные и хорошо финансируемые программы противодействия.

 Деятельность судов по предупреждению преступлений

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соответствии с российским законодательством суды обязаны всей своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

В числе разнообразных задач, решаемых судом, важное значение имеет правильное определение мер наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Формы предупредительной работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел, частные определения о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности органов и учреждений юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность по предупреждению преступлений. На органы юстиции возложено не только непосредственное осуществление правовой пропаганды, но и методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

Предупреждение преступлений тесно связано с выполнением основной задачи суда — осуществлением правосудия, то есть с деятельностью по восстановлению нарушенных преступлением прав и свобод. Воспитательную и профилактическую функции выполняют выносимые судами частные постановления, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления. Частное постановление — это решение, вынесенное судом в строгом соответствии с законом, соблюдением процессуальной формы, наравне с другими решениями суда вступающее в законную силу и носящее обязательный характер. Практика показывает, что суд в подавляющем большинстве случаев выносит частные постановления о нарушениях, допущенных при расследовании уголовных дел. В этих частных постановлениях обращается внимание соответствующих должностных лиц на выявленные по делу нарушения закона. Одновременно выдвигается требование о принятии мер для недопущения нарушений в дальнейшем.

Судом обеспечивается строгий контроль за исполнением частных постановлений и принятием реальных мер по устранению отмеченных недостатков. Должностные лица, руководители организаций предоставляют в суд ответы о проделанной работе и о мерах, принятых и принимаемых для недопущения нарушений в дальнейшем. Частные постановления обсуждаются на оперативных совещаниях, проводимых руководителями правоохранительных органов, других организаций, где выясняются причины, приведшие к нарушениям, а лица, их допустившие. привлекаются к дисциплинарной ответственности или предупреждаются об ответственности в случае повторения подобных нарушений. Органы местного самоуправления, рассмотрев частные постановления по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, разрабатывают графики проведения рейдов по соблюдению правил благоустройства и озеленения, по выявлению и уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений.

При вынесении частных постановлений по делам о преступлениях несовершеннолетних руководители образовательных учреждений предупреждаются об активизации работы по выявлению неблагополучных семей, по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав выносятся представления в адрес учреждений, в которых обучаются лица, совершившие преступления, с целью предотвращения повторных нарушений в работе. Но итогам рассмотрения частных постановлений суда органами внутренних дел проводятся профилактические беседы с лицами, совершившими преступление. С личным составом проводятся дополнительные занятия по изучению ведомственных нормативных актов, уголовного и уголовно-процессуального закона. Кроме этого, судом выносятся частные постановления, в которых указываются примеры проявления высокой сознательности, упорства отдельных сотрудников правоохранительных и иных органов при выполнении своих служебных обязанностей, в связи с чем руководители соответствующих органов поощряют сотрудников по итогам работы. Криминология. Курс лекций. Алексеев А. И. «Щит-М», 1999.

При неисполнении частных постановлений руководителями предприятий. учреждений или организаций, судами могут вноситься представления в вышестоящие инстанции об ответственности таких руководителей. Недопустимо, чтобы выявленные при рассмотрении дела недостатки продолжали существовать и приводить к совершению новых преступлений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что частное постановление суда имеет большое профилактическое значение. Но только при оптимальной совместной деятельности правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и отдельных граждан могут быть созданы эффективные условия профилактики преступлений.

Одна из целей применения наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (специальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений (общее предупреждение или превенция). Следует подчеркнуть особое значение гласности судебного разбирательства для предупреждения преступности. Осуществляя правосудие по уголовным делам, суд исследует как причины и условия преступления, непосредственно входящие в характеристику объективной и субъективной сторон деяния, так и криминогенные факторы, проявившиеся иным путем, в частности в виде обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности. В ходе судебного разбирательства подлежат выявлению причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Соответственно, судом выясняются обстоятельства: возникновения у подсудимого антиобщественной ориентации (интересов, мотивов, взглядов, привычек, всего того, что составляет субъективные детерминанты преступления); непосредственно вызвавшие формирование преступного умысла, намерение совершить данное преступление (например, подстрекательство); облегчившие действие источников отрицательных влияний (например, безнадзорность несовершеннолетнего); способствовавшие реализации противоправных намерений (например, плохая охрана ценностей); конкретной жизненной ситуации криминогенного характера (например, провоцирующее поведение потерпевшего). Эти обстоятельства суд исследует прежде всего в целях назначения справедливого наказания. Вместе с тем очевидно большое значение данной стороны его деятельности для специально-криминологического предупреждения преступности. Ко времени судебного разбирательства конкретные меры по выявлению, оценке и устранению причин и условий, способствовавших преступлению, уже могут быть приняты органом дознания, следователем, прокурором, организациями и учреждениями, которым адресованы их представления по этому поводу. И суд, рассматривая уголовное дело, не ограничивает свою предупредительную деятельность собственным исследованием причин и условий преступления. Он также контролирует профилактическую работу других специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступности, оценивает ее с точки зрения законности, а также полноты, своевременности, эффективности. Суд должен выяснить, какие меры приняты по представлению следователя (прокурора) об устранении причин и условий преступления. При установлении фактов игнорирования этих документов, их несвоевременного или формального рассмотрения суд выносит частные определения (постановления) в адрес тех организаций, предприятий, учреждений, которым направляется представление, либо в вышестоящие органы. Аналогичным образом реагирует суд на факты невыполнения (формального, некачественного исполнения) органами дознания, следователями их юридической обязанности выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению.

Велика роль суда в предупреждении преступлений путем реализации норм уголовного законодательства с так называемой двойной превенцией. Так, наказанием за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью суд, несомненно, способствует предупреждению других, как правило, несравненно более опасных преступлений ( в данном случае убийств), которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполнения запугиваний, обещаний расправиться и т.п.

Аналогичным образом срабатывает механизм специально-криминологического предупреждения при рассмотрении судами дел частного обвинения, а также о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность, о незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбыте оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других преступлениях.

Предупреждение преступности осуществляется судами не только путем уголовного, но и административного, а также гражданского судопроизводства. В последнем случае определенную роль в специально-криминологическом предупреждении преступности наряду с судебными органами общей юрисдикции играют арбитражные суды, особенно в части выявления и устранения обстоятельств, способствующих уголовно наказуемым посягательствам на экономические отношения.

В начале 90-х годов вследствие односторонней трактовки правозащитной роли суда, сути его независимости наметилась тенденция к ограничению предупредительных функций судебной системы и даже сведению их на нет. Например, стали редкостью выездные заседания суда. Предпринимаются попытки освободить суды от обязанности выявлять причины и условия преступлений, соответствующим образом реагировать на них, контролировать деятельность субъектов предупреждения преступлений. Конечно, сложившиеся в прошлом представления об идентичности задач суда и органов уголовного преследования, об ответственности суда за состояние преступности должны быть отвергнуты как противоречащие самой идее судебной власти. Вместе с тем является необоснованным «отказ от воспитательно-профилактической функции правосудия, от возможностей предупредительного воздействия правосудия на преступность, формирования правового и нравственного сознания населения, культуры правоотношений» Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005..

Задача №1

Термины «предупреждение преступности» «профилактика преступности» некоторыми авторами выделяются смысловые оттенки данных понятий и рассматривают их как синонимы общего понятия «предупреждение преступности», однако определённые семантические отличия между ними всё же имеются.

Предупреждение преступности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений. А понятие «профилактика преступности» может пониматься как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия. Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности.

Задача №2

Правовая основа предупреждения преступности включает в себя нормы различных отраслей права. Основное значение имеют нормы Конституции РФ, пример ст. 21: «при проведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности». Для виктимологической профилактики правовые основы тоже заложены в Конституции РФ: «… права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом».

Уголовное право в свою очередь определяется круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности и весь процесс исполнения наказаний, который регулируется уголовно-исполнительным правом, способствует предупреждению преступности. Так же им регулируется предупреждение рецидива преступлений, регулируя порядок освобождения из мест лишения свободы, административный надзор за освобождёнными.

Уголовно-процессуальный закон, определяя общую задачу предупреждения преступности, устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных определений (постановлений) суда. Административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркотизмом, проституцией, нарушениями правил торговли, посягательствами на права потребителей, экологическими правонарушениями, тоже составляют правовую основу.

Из выше сказанного следует, что Конституция РФ, уголовный, уголовно-исполнительный, уголовно-процессуальный кодексы РФ и кодекс об административных правонарушениях, несут основную правовую нагрузку в юридическом упорядочивании процесса. Также следует отметить нормы гражданского, семейного, финансового, земельного и других кодексов. К примеру в гражданском кодексе есть нормы, которые предусматривают ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, в семейном кодексе нормы по лишения и ограничения родительских прав — порядок, основания, последствия.

Задача №3

Сейчас в России наблюдается процесс омоложения преступной уголовно наказуемого поведения несовершеннолетних. Четырнадцатилетними совершается гораздо больше преступлений, чем к примеру семнадцатилетними. Особенность преступлений несовершеннолетних, является большой из них процент совершённых группировками. Наблюдается вовлечение несовершеннолетних в преступные группировки взрослыми. Ранее преступления несовершеннолетних были в основном уличные, теперь же это проникновения в чужие жилища, кражи, разбои, грабежи. Для них в преступлениях есть уголовная романтика, акты смелости. Мотивы они приукрашивают, в своих и чужих глазах делая их более благородными. С годами отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершеннолетних. Это прежде всего обнищание многих семей, возрождение детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждый день борясь за существование. В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

Для тех подростков, которые остались в более или менее благополучных семьях, не порвали связей со школой, характерно как усиление отрицательного влияния традиционных, так и появление новых дефектов социализации в этих типах микросреды.

Требуется активизация работы институтов общесоциального предупреждения (таких, как государственные муниципальные и частные образовательные учреждения, отделы по делам семьи и детей, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, соориентированных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи их детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).

В системе органов и учреждений, центральным звеном, занятым профилактикой правонарушений подростков, должны стать комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно положению о комиссиях к их ведению также относятся:

а) устройство и охрана прав несовершеннолетних;

б) рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних;

в) осуществление государственного контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях.

Элементы предупреждения преступности несовершеннолетних:

1) Основную роль в деле предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних играют специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органов социальной защиты населения. Эта же цель реализуется деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений (СУВУ) органов образования для детей и подростков с девиантным поведением. В соответствии со ст. 11 ФЗ» Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , комиссии по делам несовершеннолетних (далее — КДН), образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов, обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КДН — предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий этой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путем организации контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяется рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представлений органов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования.

2) Системой органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы социальной защиты- это территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что они в большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательной профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, с теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит и бесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь в организации досуга несовершеннолетних и т.д.

3) Система профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключается в том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на “стационарной” основе. К таким учреждениям относятся а) социально-реабилитационные центры, б) социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей.

4) учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относится: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних

5) Органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции они участвуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координация деятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки на конкурсной основе .

6) Органы управления и учреждений здравоохранения — в последнее время становится все более существенной. В условиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации и наркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи, осуществления лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают.

7) Органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних

8) Органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названы вспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественно распорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой с несовершеннолетним и (или) его семьей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *