Мероприятия по охране поверхностных водных объектов

  • автор:

Природоохранные мероприятия должны намечаться по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем.

Природоохранные работы, выполненные на Московском НПЗ как по проекту реконструкции, так и по заводским планам природоохранных мероприятий, позволили, несмотря на почти двукратное увеличение мощности завода по переработке сырой нефти и значительное увеличение доли вторичных процессов, обеспечить как снижение суммарного выброса до величины установленного ПДВ, так и достижение средних значений ПДК по ингредиентам, относящимся к производственным выбросам завода.

Природоохранное мероприятие — направленная на существенное улучшение состояния окружающей среды форма деятельности. осуществляемая в определенном временном интервале.

Природоохранные мероприятия, проводимые пользователями природных ресурсов, в принципе должны полностью компенсировать отрицательное действие производства на окружающую среду и осуществляться за счет нх собственных средств и кредитов. Лишь в отдельных случаях допускается финансирование текущих мероприятий за счет централизованных источников.

Природоохранные затраты — это расходы на природоохранные мероприятия (снижение загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов и земель; мелиорация и рекультивация земель; рациональное ведение лесного хозяйства и т. п.). Одной из главных особенностей оценки экономической эффективности мероприятий по охране ОС является то, что ее (эффективность) недопустимо определять на основании анализа деятельности только в базовом году, ибо восстановление природной среды — процесс длительный. Поэтому различают первичный эффект и конечный комплексный социально-экономический эффект от проведения средозащитных мероприятий.

Природоохранные мероприятия при бурении скважин должны предусматривать ликвидацию шламовых амбаров и последующую рекультивацию кустовых площадок. Для этой цели необходимо снимать и сохранять плодородный слой почвы при подготовке площадки, транспортировать снятый слой к месту временного хранения и там складировать. В дальнейшем этот плодородный слой наносится на восстанавливаемые земли после окончания буровых работ и ликвидации амбаров.

Мероприятия СПУ рассматриваются как многоцелевые природоохранные мероприятия (ПОМ), направленные не только на улучшение производственных показателей предприятия, но и на уменьшение загрязнения окружающей природной среды в условиях, когда уже достигнут нормативный уровень ПДВ.

К природоохранным мероприятиям относятся все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию антропогенного воздействия на природную среду, улучшение и рациональное использование природных ресурсов. К числу таких мероприятий относятся: развитие природосберегающих строительных технологий с применением специальных машин и механизмов, оказывающих минимальное воздействие на природу; размещение строительных баз, обслуживающих объектов и систем транспортных потоков с учетом экологических требований; строительство очистных и обезвреживающих сооружений и устройств; рекультивация земель; меры по борьбе с деструкцией ландшафтов; мероприятия по защите от загрязнения и разрушения геологической среды, по охране и воспроизводству ресурсов растительного и животного мира.

Целью природоохранных мероприятии является обеспечение такого содержания загрязняющих веществ в воде, которое не окажет вредного воздействия ни на качество окружающей среды, ни на здоровье людей. Поэтому задача сводится к ограничению содержания загрязняющих веществ в сбросах .

Состав природоохранных мероприятий для разных этапов процесса строительства скважин приведен в табл. 100. Здесь же указана принадлежность каждого ПОМ к тому или иному классу в соответствии с разработанной классификацией, а также дается оценка экологической значимости в общей системе мер предотвращения загрязнения объектов природной среды. Указанная таблица является матрицей для выбора необходимого комплекса ПОМ при бурении скважин. Представленные здесь экологические нормативы выбираются в соответствии с принципами, изложенными выше. Затраты на выполнение необходимого комплекса средозащитных работ выбираются в соответствии с действующими нормами и установленными порайонными расценками. Представленный состав ПСЗм достаточно полно отражает глубину поиска оптимальных решений.

Планирование природоохранных мероприятий и рационального использования природных ресурсов является частью общего планирования народного хозяйства. Развивается оно в соответствии с долгосрочными программами в двух направлениях.

Эффективность природоохранных мероприятий в производства нефтяного кокса.

Третий уровень природоохранных мероприятий в классификационной структуре — группа ПОМ. Характерным признаком группы ПОМ является целевая направленность мероприятий. В принципе все природоохранные мероприятия следует рассматривать как одно- и многоцелевые ПОМ.

Программы и планы природоохранных мероприятий служат основой для составления соответствующего раздела плана экономического и социального развития НГК.

Наиболее прогрессивным превентивным природоохранным мероприятием является создание новых мало- и безотходных технологий, установка современных очистных сооружений. Например, на Чимкентском свинцовом комбинате использование новых фильтров и труб большей высоты позволили значительно сократить выбросы тяжелых металлов в окружающую среду, что подтвердили повторные обследования в этом регионе спустя 10 лет. Вопреки предварительному прогнозу содержание тяжелых металлов в верхних горизонтах почв повысилось незначительно.

Согласно предлагаемой классификации, все природоохранные мероприятия составляют четыре иерархических уровня — соответственно тип, категория, группа и вид ПОМ (см. рис. 90).

В связи с мáкcимaльнoй экономией средств на природоохранных мероприятиях для обеспечения беспрецедентно высоких темпов индустриализации в 20-е годы началось обострение экологической ситуации в СССР. Будто бы за ненадобностью была прекращена деятельность Государственного комитета по охране природы, созданного в 1925 г. Тогда же было закрыто большое количество заповедников.

Таким образом, предложенная классификация природоохранных мероприятий при строительстве скважин позволяет выявить роль и место каждого ПОМ в общей системе мер по защите природной среды от техногенного воздействия и дает возможность обоснованно подходить к выбору стратегии экологически безопасного ведения работ.

Для определения места и значимости каждого природоохранного мероприятия в достижении экологически безопасного (нормативного) качества окружающей среды при строительстве скважин необходима их строгая научная классификация, которая призвана создать объективные предпосылки прогноза техногенного воздействия на объекты природной среды, формирования и поиска оптимальных вариантов природоохранной деятельности буровых предприятий отрасли.

Достоверная оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий является крайне трудной задачей.

Определенная часть затрат на капитальные вложения в природоохранные мероприятия не может быть выделена из общих затрат на объект строительства или приобретения. Она составляет часть общих расходов, которые не воплощаются в конкретные части целого. Их нельзя выделить непосредственно, поскольку они не являются инвестициями только в интересах природоохранных мероприятий.

В соответствии с теорией экономики вложение денежных средств в природоохранные мероприятия является инвестиционным проектом. Средства при любой экономической системе ограничены, а вариантов вложений всегда много. Поэтому основанием для выбора предпочтительного проекта выступает сопоставление в денежном выражении требующихся затрат и предполагаемых выгод, т. е. определение экономической эффективности.

Временной методикой определения экономической эффективности затрат на природоохранные мероприятия рекомендуется разработка нормативов, отражающих эффект (предотвращенный ущерб), достигаемый в результате охраны окружающей природной среды. В методике приведены типовые рекомендации по определению эффектов от сокращения заболеваемости населения, предотвращения потерь сырья, от производительного использования оборудования, повышенния продуктивности сельскохозяйственных и лесных угодий, качества промышленной продукции и т.п., достигаемых в результате осуществления природных мероприятий. Однако разработка таких нормативов на сегодняшний день является трудоемкой задачей, требующей проведения комплексных исследований и проверок, для чего необходимо привлечение широкого круга специалистов, близких данной проблеме.

По указанным выше формулам рассчитываются эффективность комплекса многоцелевых природоохранных мероприятий для объекта в целом. Расчет лишь на этом уровне системы, отражая диалектику взаимосвязи с регионом воздействия, дает взвешенную оценку экологической эффективности мероприятия для отдельно взятой технологической линии (перехода), механизма, машины. В этом случае экологическая эффективность повышается, например в системе с последующей рекультивацией.

Культивирование природных ландшафтов следует стимулировать и на местном уровне налогообложения. За природоохранные мероприятия может снижаться ставка налогов, а в компенсацию этого — повышаться плата за использование приоритетных земель, особенно центральной части города. Следует повысить культуру использования средств Зеленого фонда: распределять их на конкурсной основе между мелкими и средними подрядными организациями, специализирующимися на выполнении работ по озеленению. Однако для аварийных, внезапных и престижных работ целесообразно оставить генерального подрядчика, который бы являлся структурой непосредственного подчинения Управлению по благоустройству города.

Для уменьшения негативных последствий хозяйственной деятельности человека на агроэкосистемы необходимо применение природоохранных мероприятий агротехники, целью которых является приближение агробиоценозов к природным экосистемам. Это позволит создать устойчивые агроэкосистемы, в которых поддерживается баланс питательных веществ в почве, продуктивность пастбищ, относительно высокое биоразнообразие и пр., т. е. превратить агроэкосистемы в гармонические составные части общего природного ландшафта Земли. Американский эколог В. Джексон, один из авторов книги «Сельскохозяйственные экосистемы» (1987, с. 221) пишет: «Веку эксплуатации экосистем должен прийти конец. Если для нас вообще существует сносное будущее, то сменит его век спасения экосистем… И, наконец, если разлад с природой с глубокой древности начался с сельского хозяйства, то пусть с него же начнется приближение к гармонии».

Здесь возможны два варианта учета этих расходов: по фактическим затратам на капитальный ремонт, которые относятся к текущим расходам на природоохранные мероприятия за отчетный период; путем создания резерва предстоящих затрат на капитальный ремонт. В последнем случае начисленный резерв на капитальный ремонт может отражаться на кредете счета «Резерв предстоящих расходов и платежей», а непосредственные расходы записываются в дебет этого счета — на уменьшение начисленного резерва. Суммы начисленного резерва на капитальный ремонт включаются в текущие расходы на природоохранные мероприятия.

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую среду.

Среди различных видов карт экологического районирования важное практическое значение имеет составление карты районирования территории по комплексам природоохранных мероприятий с учетом развития естественных и техногенных процессов (или карты регламентации хозяйственной деятельности). В некоторых странах составление таких карт по закону о планировании является обязательным.

В учебнике рассмотрены: современное состояние природной среды и ее характеристика; общие принципы рационального природопользования; вопросы экономики, финансирования и планирования природоохранных мероприятий; правовые основы охраны окружающей среды; методика составления экологического паспорта предприятия и ряд других вопросов.

Важным на данном этапе является всесторонний учет соблюдения в проектах нормативных требований по ограничению роста жилых комплексов за счет промышленного строительства, обоснование природоохранных мероприятий не только в пределах города, но и на территориях, прилегающих к нему, при непременном отражении характера и масштаба пространственного распространения фоновых загрязнений.

Затраты на восстановление окружающей среды. Для стран Евросоюза прямые экологические потери оцениваются в 5% от ВНП (затраты 1,5%), а, например, в Германии — 7%. Потери в США составляют 4…6%, расходы на природоохранные мероприятия -2% (60…80 млрд долл. в год). В России потери оцениваются в 10% в год, а затраты на природоохранные мероприятия не превышают 1%. Эти цифры показывают имеющиеся в России существенные недостатки действующего хозяйственно-правового механизма.

Экономические меры выполняют три функции. Первостепенное значение имеет их стимулирующая функция, позволяющая материально заинтересовать предприятия, загрязняющие природную среду, в проведении комплекса природоохранных мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Другая функция — компенсационная, направленная на восстановление потерь в природной среде. .Следует отметить также и превентивное влияние подобных мер для предупреждения возможных уклонений от требований экологической безопасности при планировании, размещении и проектировании предприятий-загрязнителей и других объектов.

Другой характерной чертой российской экономики является дефицит бюджета, эта проблема обычно решается увеличением налогов. Для экологической политики это имеет самые отрицательные последствия. При дефиците госбюджета природоохранные мероприятия не финансируются. А высокие ставки налогов не способствуют вкладыванию средств в охрану природы. При современных высоких налогах не реалистично вводить (или повышать) «зеленые” налоги для сбора средств на экологические проекты. Высокие ставки налогов стимулируют повсеместное уклонение от них. Уровень собираемости налогов сейчас значительно ниже 100%.

Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности и заорганизованности, в последнее время заметно снизился.

Задачей теоретической экологии является ознакомление человека с основами фундаментальной экологии, ее историей, взаимосвязью с другими науками, раскрытие взаимосвязи человека как части природы с природой, раскрытие и осуществление природоохранных мероприятий в результате нахождения баланса экономических и экологических интересов людей, помощь человеку в осознании им ценности всего живого на Земле и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы.

Простота конструкции пластинчато-каталитических реакторов с ка-тализаторным покрытием позволяет изготавливать их в механических цехах любых предприятий, имеющих организованные выбросы отходящих газов, содержащих примеси органических веществ, и обеспечивать природоохранные мероприятия с небольшими затратами.

Защита окружающей среды предполагает заблаговременную количественную оценку уровня ее загрязнения нефтью. Отсутствие научно обоснованного метода прогноза ожидаемых изменений в экологическом состоянии природы вынуждает проводить в настоящее время в больших масштабах природоохранные мероприятия без достаточного обоснования и с малой эффективностью. Учитывая, что полностью удалить пролитую нефть и исключить разливы нефти и нефтепродуктов пока невозможно, оценка веро— ятности предполагаемых разливов, их последствий для экологической обстановки является необходимым условием для определения оптимального объема и вида профилактической работы.

По существу нормативно регламентированные процедуры обоснования и перечисления экологических платежей выходят далеко за пределы сугубо финансовых вопросов и являются важным элементом системы контроля за воздействием деятельности организаций на окружающую среду и стимулирования природоохранных мероприятий со стороны государственных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды. На предприятии процедуры обоснования и перечисления экологических платежей в той или иной степени затрагивают многие виды деятельности в рамках административного управления, по которым установлены требования к системам управления окружающей средой в стандартах ИСО серии 14000.

Так, в теплоэлектроэнергетике, предприятия которой, с одной стороны, выделяются среди отраслей наибольшими объемами выбросов окислов азота (в 2000 г. в целом по отрасли — 927 тыс. т), а с другой — их крайне низкими концентрациями в отходящих газах, исключающими экономически приемлемое улавливание, в перечне природоохранных мероприятий особо выделены системы подавления образования оксидов азота в топках котлов. Такие системы не являются отдельными установками, а по существу представляют собой лишь элементы конструкции оборудования основного производства, которые могут давать природоохранный эффект при определенных технологических режимах.

При построении классификации ПОМ при строительстве скважин целесообразно выделить такие признаки, которые Оы достаточно глубоко отражали направленность мер на пресечение загрязненности окружающей среды при проведении горных работ и борьбу с ее последствиями. В метрологическом отношении классификационная структура природоохранных мероприятий должна опираться на принципы иерархической подчиненности и строгой взаимоувязанности всех уровней в пределах функционального назначения рассматриваемых ПОМ и отражать глубинные связи техногенного фактора и ассимилирующей возможности компонентов природной среды.

Характерно, что в США уже к началу 70-х годов стало очевидным, что все проекты использования ПЯВ для увеличения нефтеотдачи пластов не достигли своей цели, оказались убыточными и опасными в радиационном отношении. Поэтому в 1972 г. программа «Плаушер» была полностью свернута. В итоге, однако, на трех месторождениях, где такие ПЯВ были все же проведены, на обеспечение радиационной безопасности и природоохранные мероприятия американцам в настоящее время приходится тратить ежегодно по 6 — 8 млн. долларов.

В 1960—1970 г. приняты «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» (1968 г.), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969 г.), «Основы водного Законодательства Союза ССР и союзных республик» (1970 г.), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» (1975 г.), «Основы лесного Законодательства Союза ССР и союзных республик» (1977 г.). Важным природоохранным документом является Постановление Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» (сентябрь 1972 г.). В этих документах определен комплексный подход к решению задач охраны природы и рационального использования природных ресурсов во всех отраслях народного хозяйства, распределены функции между министерствами и ведомствами в области планирования и контроля за ходом реализации природоохранных мероприятий и состоянием природной среды.

Важным принципом управления охраной окружающей среды является народнохозяйственный, государственный подход к проблеме. Суть народнохозяйственного подхода состоит прежде всего в том, что деятельность предприятий должна быть оценена с точки зрения того ущерба, который причиняется различным отраслям народного хозяйства загрязнением окружающей среды данным предприятием. Кроме того, при расчетах экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды необходимо учитывать народнохозяйственный эффект от предотвращения загрязнения. Мероприятия, осуществляемые нефтяными предприятиями, несмотря на большие затраты по их внедрению, являются эффективными с точки зрения народнохозяйственных интересов. Такой подход позволит, преодолеть субъективную преграду на пути внедрения природоохранных мероприятий, выражающуюся в отношении к затратам на охрану окружающей среды со стороны производственников как к неэффективным, снижающим рентабельность собственного производства.

Результаты анализа (1997) выбросов наиболее распространенных в России вредных веществ от стационарных промышленных источников загрязнения атмосферного воздуха свелись к следующим показателям, млн т: диоксид серы — 5,71; оксиды углерода — 3,78; твердые вещества — 2,58; оксиды азота — 1,56; углеводороды (без летучих) — 1,10; летучие органические соединения — 0,90. Степень улавливания и обезвреживания выбросов в среднем 80,2 % .

Это под тверждается неудовлетворительным освоением из года в год выделяемых капитальных вложений на природоохранные мероприятия ( табл. 73).

В период строительства объектов основное влияние оказывается на земельные ресурсы и оно связано с отчуждением земель в постоянное (для площадочных сооружений) и временное пользование (для линейных объектов). При прокладке нефтегазопроводов происходит рытье траншей шириной 0,6 м, глубиной 1,6 м. Отводится полоса для работы строительных машин и механизмов. По окончании строительных работ траншеи закрываются, полоса отвода подвергается технической и биологической рекультивациям. Затраты на эти природоохранные мероприятия составляют как правило — 4-5% от общей стоимости эксплуатационных затрат.

Тепловые электростанции (ТЭС) в Российской Федерации производят примерно три четверти электроэнергии в стране. И хотя экологическое воздействие ТЭС за последние 4-5 лет значительно уменьшилось (табл. 1), они остаются одними из основных источников загрязнения воздушного бассейна. Средняя по отрасли степень очистки дымовых газов от золы на ТЭС заметно меньше, чем за рубежом, в массовом масштабе дымовые газы не очищаются от оксидов серы и азота, практически отсутствуют приборы непрерывного контроля за выбросами. Из общей массы золошлаковых отходов используется около 5%. Средства для реализации природоохранных мероприятий выделяются в недостаточном количестве, а многие ТЭС не располагают ими вовсе.

Все современные методы интенсификации нефтеотдачи пластов предполагают, как видно, глубокое энергоемкое воздействие на коллектор, содержащийся в нем жидкий углеводород, изменение тонкой, молекулярной структуры флюида, его фазового, агрегатного состояния, а также давления, температуры и т. д. В большинстве случаев даже при нормальном использовании современных методов интенсификации добычи нефхи они оказываются потенциально опасными для загрязнения окружающей среды. Пагубное воздействие их возможно на все экологически значимые объекты: воздух, воду, почву, растительный, животный мир и человека. Это означает, что при использовании всех методов интенсификации необходим соответствующий комплекс природоохранных мероприятий .

Степень загрязнения атмосферы зависит от количества выбросов вредных веществ и их химического состава, а также во многом от характеристики самого источника выбросов — высоты источника над уровнем земли, скорости, объема и температуры газового выброса из устья трубы, размеров неорганизованного источника, расположения источника на заводской площадке и т. д. В соответствии с этим источники загрязнения атмосферы различаются по мощности выброса (мощные, крупные, мелкие), высоте выброса (низкие, средней высоты и высокие), температуре выходящих газов (нагретые, холодные). Различают также передвижные и стационарные, организованные и неорганизованные, точечные и площадные источники загрязнения. Особенностью предприятия как объекта природоохранных мероприятий является разнотипность и рассредоточенность источников выбросов. Специфическими источниками загрязнения атмосферы на предприятиях являются неорганизованные выбросы, испарение углеводородов при хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также организованные выбросы, выделяющиеся при сжигании различных видов топлив и газов в трубчатых печах, на факельных установках, и отходящие газы регенерации с установок каталитического крекинга.

Мероприятия по защите поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения

Промышленные предприятия в процессе эксплуатации потребляют определенное количество чистой воды, а также сбрасывают очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению гидрографической сети и территории района его размещения. Основными источниками загрязнения поверхностных вод являются:

неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;

поверхностный сток с территории предприятия;

фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений;

аварийные сбросы сточных вод.

В целях рационального использования и охраны поверхностных вод предприятие должно обеспечить:

экономное и рациональное использование водных ресурсов;

наличие лицензии и договора на пользование водным объектом и соблюдение их условий;

предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод;

содержание в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств;

наличие контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды и соблюдение сроков ее государственной аттестации;

организацию учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами;

соблюдение установленных лимитов забора воды и сброса сточных вод;

разработку инженерных мероприятий по предотвращению аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, по обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов;

соблюдение установленного режима использования водоохранных зон;

предотвращение попадания продуктов производства и сопутствующих ему загрязняющих веществ на территорию производственной площадки промышленного объекта и непосредственно в водные объекты;

разработку плана мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта.

В процессе хозяйственной деятельности запрещается сбрасывать в водные объекты сточные (возвратные) воды:

содержащие вещества или продукты трансформации веществ в воде, для которых не установлены ПДК или ОДУ, а также вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контроля, за исключением тех веществ, что содержатся в воде водного объекта;

которые с учетом их состава и местных условий могут быть направлены в системы оборотного водоснабжения для повторного использования или для других целей;

оказывающие токсическое действие, по результатам биотестирования, на живые организмы;

дождевые и талые воды, отводимые с территорий промышленных площадок, не прошедшие очистку до установленных требований;

в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, в водные объекты, используемые для лечебных целей, а также в местах массового скопления рыб;

содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, а также содержащие вещества, концентрации которых превышают ПДК и их фоновые значения в водном объекте, если для них не установлены нормы предельно допустимого сброса (ПДС), указанные в разрешении на сброс сточных вод.

Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосбора, а также в системы канализации, пульпы концентрированных кубовых осадков, шламов, образующихся в результате обезвреживания сточных вод, других технологических и бытовых отходов. Не допускаются утечки в водные объекты от нефте- и продуктопроводов, а также сброс мусора. Не допускается сброс грунта, мусора, строительных и других материалов в водные объекты.

Предприятия должны обеспечивать санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора и отходов производства. Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств, других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод.

С целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов создаются водоохранные зоны. В их пределах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Для промышленных предприятий, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 года N 1404, в пределах водоохранных зон запрещаются:

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, мест складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, накопителей сточных вод;

складирование мусора;

заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

размещение стоянок транспортных средств;

проведение без согласования строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также землеройных и других работ.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод, случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов из емкостей и открытых продуктопроводов, разрывы трубопроводов в результате коррозии и дефектов монтажа и т.п. Для исключения возможности загрязнения окружающей среды сточными водами и жидкими продуктами производства предусматривают:

устройство дублирующих трубопроводов для своевременного отключения аварийных участков;

применение оборудования и трубопроводов, стойких к коррозийному и абразивному воздействию агрессивных жидких сред;

устройство емкостей и накопителей с соответствующими коммуникациями для аккумуляции аварийных сбросов сточных вод;

обвалование технологических площадок и сооружений, на которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких продуктов, с созданием системы сбора ливневых вод с этих площадок;

перекачку продуктов аварийных сбросов обратно на производство или очистные сооружения проектируемого объекта;

создание системы сбора загрязненного поверхностного стока с территории предприятия с последующей передачей его на очистные сооружения.

Все водопользователи должны иметь планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

В соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, а также количества загрязняющих веществ в них. Данные первичного учета используются для заполнения формы государственной статистической отчетности 2ТП-водхоз, составления проектов планов по охране и рациональному использованию водных ресурсов, правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за водопользование.

Данные первичного учета, заносятся в типовые формы ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами», ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами» и ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод» .

Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются с целью предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения и устанавливаются, исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Для каждого предприятия-водопользователя нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты производится путем установления предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами (ПДС) и планов мероприятий по достижению уровня ПДС со сроками их реализации.

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия — водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе — исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — это концентрация химического вещества в воде водоема, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, а также ухудшать гигиенические условия водопользования.

Временная допустимая концентрация (ВДК) определяет ориентировочный безопасный уровень воздействия химических веществ в воде, устанавливаемый расчетным путем.

Обеспечение регламентируемых значений ПДК и ВДК может быть достигнуто двумя путями — механическим рассеиванием химических веществ в водной среде или строгим контролем за их поступлением во внешнюю среду. Рассеивание химических веществ достигается разбавлением стоков в поверхностных водах. Во многом этот способ является следствием несовершенства технологий и способов очистки сбрасываемых вод и должен быть заменен ограничением и полным прекращением сбросов загрязненных вод в водоемы.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов.

В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально — экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.

Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых — исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов.

Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами разрабатывается предприятием-водопользователем в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и другой действующей нормативно-методической документацией.

Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. Согласованные нормативы ПДС утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователю ежегодно выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ.

Строгое соблюдение предельно допустимого выброса, устанавливаемого для каждого предприятия, обеспечивает выполнение санитарных нормативов и на сегодняшний день является одним из действенных средств охраны воды, воздуха и почв. Однако соблюдение нормативных предельно допустимых выбросов не всегда можно считать оптимумом. ПДК для многих соединений неоднократно пересматривались в сторону их уменьшения. Известно также, что многие живые организмы и растения чувствительнее людей к загрязнениям. Регламентирование химических веществ в окружающей среде (и в воде в частности) должно производиться не только с санитарно-гигиенических, но и с экологических позиций, что приведет к дальнейшему ужесточению нормируемых величин.

Все нормируемые значения допустимых концентраций веществ рассматриваются и утверждаются Минздравом России.

В целях максимальной защиты населения от облучения и охраны водных ресурсов от радиоактивного загрязнения для действующих и проектируемых предприятий рассчитывают предельно допустимые сбросы (ПДС). ПДС радионуклидов рассчитывают на основании требований непревышения предела дозы внутреннего и внешнего облучения, установленного нормами радиационной безопасности и основными санитарными правилами. Контроль за соблюдением установленных нормативов предельно допустимого сброса радиоактивных веществ входит в единую систему радиационного контроля, базирующегося на мониторинге окружающей среды, то есть системе слежения и контроля за ее состоянием. Единая система радиационного контроля за состоянием водоемов заключается в получении регулярной информации, которая позволяет систематически сопоставлять фактическое наличие радионуклидов с установленными нормативами. Этот контроль должен предусматривать определение объема сточных вод, поступающих от предприятий, их объемную активность.

В системах водного хозяйства промышленных предприятий, имеющих специальные стоки, существуют три независимые программы контроля: оперативный контроль суммарной активности стока перед сбросом; контроль содержания отдельных радионуклидов для определения радиоактивных веществ, поступающих в водоем за определенный период; контроль за водоемами, принимающими очищенные воды, для определения суммарного накопления в объектах окружающей среды. Очищенные воды после контроля содержания в них радионуклидов используют в оборотном водоснабжении или сбрасывают.

Основными направлениями в охране окружающей среды от действия радиоактивных веществ, используемых промышленностью, являются переработка и захоронение отходов. При этом стремятся к максимальному уменьшению отходов с целью облегчения последующего с ними обращения и уменьшения пространства, необходимого для их окончательного захоронения. Для этих целей при очистке радиоактивных стоков используют методы упаривания, ионного обмена, химического осаждения, а также электродиализ с применением ионообменных мембран. Для обработки твердых отходов применяют прессование и сжигание.

Наиболее важным и наименее освоенным в настоящее время этапом обращения с отходами является их окончательное захоронение. Отсутствуют общепризнанные рекомендации по их захоронению, а также единство взглядов в оценке безопасности биосферы. В настоящее время большинство государств захоранивают радиоактивные отходы в хранилищах, расположенных на поверхности земли или в приповерхностных геологических образованиях и оборудованных соответствующими инженерными барьерами. При этом большинство отходов переводят в твердую фазу.

Общей мерой по предотвращению попадания удобрений и пестицидов в открытые водоемы является создание прибрежных водоохранных зон. Они предусматривают проведение лесной и гидротехнической мелиорации, а также агротехнических мероприятий. Лесная мелиорация заключается в создании защитных полос, уменьшающих поверхностный сток и ослабляющих процессы водной эрозии. Агротехнические мероприятия предполагают правильное ведение сельскохозяйственных работ (вспашка полей, изъятие из севооборота склонов и так далее).

Для возможности использования вод, содержащих пестициды, для целей водоснабжения требуется применение специальных методов очистки. Эксплуатирующиеся в данное время системы подготовки воды для хозяйственно-питьевых целей, по существу, лишены методов, препятствующих проникновению пестицидов в очищенную воду. Оптимальным решением технологии обезвреживания пестицидов в природных и сточных водах является создание гибкой схемы, учитывающей их химическую природу. В качестве основы создания универсальной технологии обезвреживания пестицидов могут служить методы гидролиза, сорбции и окисления.

Гидротехническая мелиорация заключается в поддержании благоприятного водно-воздушного режима почвенных грунтов, препятствующего вымыванию питательных веществ, в применении научно обоснованных норм и технологий орошения и так далее.

В процессе забора больших количеств воды и нарушения экологического равновесия наблюдается истощение водных ресурсов. Вырубка лесов, осушение болот, спрямление русел, распашка прибрежных склонов, водная и ветровая эрозия почв приводят к истощению водоисточников.

Одним из важных мероприятий в борьбе с истощением является лесомелиорация. Она находит все более широкое применение. Основная роль лесных насаждений заключается в переводе поверхностного стока в подземный, в результате чего повышается уровень грунтовых вод и обеспечивается стабильное питание водных источников. Помимо этого лесопосадки уменьшают эрозию берегов и смыв его в водоемы. Леса по берегам водохранилищ и озер ослабляют скорость ветра и тем самым снижают высоту и ударную силу волн. Они уменьшают до 20-30% испарение в зоне посадки.

С целью поддержания нормального водного режима необходима охрана верховых болот, являющихся источником питания многих рек и регулятором весеннего стока. Немаловажную роль играют гидротехнические мероприятия, направленные па удержание поверхностного стока и перевод его в подземный.

Разработан ряд постановлений об усилении охраны рек от загрязнения, засорения и истощения. При этом устанавливаются водоохранные зоны лесов, а также согласовываются вопросы размещения и строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих па состояние вод, со схемами комплексного использования и охраны вод.

Для крупных ТЭС и АЭС возникает проблема рационального использования теплоты. В качестве мер в этом направлении заслуживает внимания отеплительное орошение сельскохозяйственных культур в открытом грунте, использование таких вод в теплицах, для отопления в городах, разведения рыб в водохранилищах-охладителях и другое.

В результате профилактических мер, предупреждающих образование веществ, способных загрязнять воду, и очистки сточных вод предотвращается вынос в источники водоснабжения основной массы примесей. Однако остающиеся в сбрасываемых водах вещества представляют собой не поддающиеся очистке или трудноокисляемые соединения, которые могут приводить к загрязнению природных вод. Кроме того, вода в источниках может загрязняться в результате аварий на очистных сооружениях промышленных предприятий городов, вследствие утечек вредных веществ и других причин.

Методы и технические средства, восстанавливающие и поддерживающие на заданном уровне качество воды, направлены на повышение ассимилирующей способности природных вод, на снижение пиковых концентраций примесей и на извлечение из воды загрязняющих веществ. Искусственная аэрация водотоков и водоемов повышает их ассимилирующую способность. Использование санитарных попусков для улучшения качества воды приобретает все большее значение как водоохранное мероприятие. Засорение и загрязнение водных объектов плавающими примесями ликвидируют соответствующими мусоросборщиками. Для удаления накопившихся донных отложений на зарегулированных реках периодически организуют гидравлическую промывку русел попусками, а на незарегулированных — искусственное взмучивание донных отложений в период паводков и половодий.

Мероприятия по охране подземных вод от загрязнения по своему назначению могут быть профилактическими и специальными (локализационного и реставрационного характера). Профилактические мероприятия представляют в основном тот же комплекс мер, что и для поверхностных вод. В промышленных районах для предотвращения инфильтрации сточных вод в водоносные горизонты необходимо предусматривать надежную гидроизоляцию, дренажи, противофильтрационную защиту в местах прокладки промышленной канализации, установки резервуаров со сточными водами. Для предотвращения вторжения морских вод в подземные можно использовать метод создания гидравлических завес путем закачки через скважины в эксплуатируемый водоносный горизонт пресных поверхностных вод.

Специальные мероприятия локализационного характера предусматривают в районах действующих источников загрязнения или ликвидированных, но при оставшемся очаге загрязнения, который может явиться вторичным источником загрязнения. Цель мероприятий — прекращение поступления загрязняющих примесей к защищаемому объекту (водозабору или водотоку). Для этой цели применяют различного рода вертикальные и горизонтальные дренажи, а также противофильтрационные завесы. При устройстве перехватывающих дренажей должен быть решен вопрос использования или безопасного сброса откачиваемых загрязненных вод. Завесы устраивают либо нагнетанием через скважины растворов, придающих породе водонепроницаемость, либо устройством в водоносном горизонте на всю его мощность узкой траншеи и заполнения ее водонепроницаемым материалом («стена в грунте») .

Специальные мероприятия реставрационного характера направлены на восстановление качества подземных вод и проводятся как в условиях действующего, так и ликвидированного источника загрязнения. В первом случае прежде всего решают задачу изоляции источника загрязнения устройством по его периметру противофильтрационной завесы либо перехватывающего дренажа. Восстановление качества воды в пределах очага загрязнения осуществляется действием водозаборов, а также нагнетательных скважин, подающих чистую воду в пласт для быстрейшего промывания пород. При ликвидированном источнике загрязнения действуют аналогичным способом, но без его изоляции.

С целью обеспечения требуемого качества воды в прибрежных зонах морей осуществляют различные организационно-технические мероприятия. К водоохранным мероприятиям, препятствующим попаданию поверхностного стока в море, относятся благоустройство пляжей и прибрежных мест отдыха, организация отвода поверхностных стоков за границы водопользования и другие. Для исключения сброса сточных вод и отходов с судов должны предусматривать их сбор и транспортировку на берег для последующей утилизации и обезвреживания. Для очистки акватории моря от попавшей нефти существуют специальные механизмы, обеспечивающие их сбор и последующую утилизацию.

Очищенные сточные воды сбрасывают в море через глубоководные выпуски различных конструкций. С их помощью осуществляют смешение сточных вод с морской водой. В результате этого снижается концентрация вредных веществ и достигается их распад в результате естественных биохимических процессов самоочищения. Показатели необходимой степени очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в море, характеристики других водоохранных мероприятий можно определять по заданному допустимому предельному сбросу (ПДС).

Вредное воздействие вод проявляется в результате наводнений, селей и дейчишей, волновых воздействий на берега морей и водохранилищ. В стране ежегодно затапливается 35-55 тыс. км2, а ущерб составляет сотни миллионов рублей. Защиту от наводнений проводят, осуществляя комплекс мероприятий, сочетающих активные (регулирование стока) и пассивные (обвалование, дноуглубление и другие) методы.

Противоселевые мероприятия можно разделить на две группы:

1) по предотвращению формирований селей;

2) по борьбе с уже сформировавшемся селевым потоком. К первой группе относятся агролесомелиоративные меры, строительство водоотводных и водосбросных каналов, устройство запруд, террасирование склонов; ко второй — противоселевые ловушки, селеудерживающие плотины, обводные лотки и каналы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *