Локомотивная бригада обязана соблюдать требования пожарной безопасности

  • автор:

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает требования безопасности для локомотивных бригад при эксплуатации электровозов, тепловозов и дизель-поездов (далее — локомотивов), моторвагонного подвижного состава (далее — МВПС) и их техническом обслуживании. 2. К работе по техническому обслуживанию и эксплуатации локомотивов и МВПС допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие профессиональный отбор, профессиональное обучение, предварительный медицинский осмотр, сдавшие квалификационные экзамены на право управления локомотивом и МВПС, а также прошедшие инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности. В процессе работы локомотивная бригада в составе машиниста и помощника машиниста должна проходить повторные, внеплановые и целевые инструктажи, а также медицинский осмотр. 3. Машинист и помощник машиниста должны знать: конструкцию локомотива и МВПС, способы и приемы устранения неисправностей их оборудования; действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, правила оказания первой (доврачебной) помощи и место хранения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами, знать их назначение и дозировку употребления; расположение электрических проводов и электрических машин, приборов и аппаратов, которые находятся под напряжением на локомотиве и МВПС; требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. 4. Машинист и помощник машиниста обязаны: во время работы иметь при себе удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, служебное удостоверение с отметкой о сдаче свидетельства на право управления локомотивом и МВПС в отдел кадров депо и свидетельство помощника; при подъеме на локомотив и МВПС и сходе с них находиться лицом к локомотиву и держаться руками за поручни; быть одеты в спецодежду и спецобувь при проведении технического осмотра локомотива и МВПС. 5. На территории депо, в цехах и помещениях депо: 1) локомотивная бригада должна: соблюдать требования знаков безопасности труда и сигналов, предупреждающих об опасности; следить за движением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта; переходить смотровые канавы по переходным мостикам; ходить только по оборудованным служебным проходам. 2) локомотивной бригаде запрещается: находиться под поднятым грузом; заходить за защитные ограждения оборудования; касаться электроприборов и их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети. При обнаружении оборванного контактного провода принять меры к ограждению места обрыва и сообщить о случившемся знергодиспетчеру. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного контактного провода, следует отходить от него небольшими (не более 0,1 м) шагами, не отрывая ног от земли; открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением; во время маневров, вводе (выводе) локомотива, МВПС в депо и в ремонтное стойло (из депо и ремонтного стойла) находиться в местах отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!». 6. При нахождении на железнодорожных путях (далее — пути) локомотивная бригада должна выполнять следующие требования: проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая особое внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы и вагоны; переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, убедившись, что в этом месте нет движущихся на опасном расстоянии локомотивов, МВПС или вагонов; перед переходом пути, занятого подвижным составом, через переходные площадки вагонов следует убедиться, что в этом месте нет движущихся по смежному пути локомотивов, МВПС или вагонов; при переходе через переходную площадку вагона следует убедиться в исправном состоянии поручней и подножек; при сходе с переходной площадки необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, убедившись в отсутствии препятствий к сходу. В темное время суток место схода следует осветить фонарем; проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м; обходить группы вагонов или локомотивов, находящиеся на путях, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки. 7. Машинисту, помощнику машиниста запрещается: становиться или садиться на рельсы; находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении; переходить пути по стрелочным переводам; переходить или перебегать через пути перед приближающимся подвижным составом; подлезать под подвижной состав и залезать на автосцепки при переходе через пути. 8. После выхода из помещения в ночное время необходимо выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте. 9. Выходя на путь из помещения или из-за угла здания, ухудшающих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава. 10. Помощник машиниста может отлучиться с локомотива, МВПС только с разрешения машиниста. 11. При работе на машиниста и помощника машиниста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы: подвижные части оборудования тягового подвижного состава (далее — ТПС); повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень электромагнитных излучений; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей; токсические, раздражающие сенсибилизирующие вещества, проникновение которых может происходить через органы дыхания и кожные покровы; нервно-психические перегрузки с умственным перенапряжением на фоне монотонного труда с периодическими эмоциональными стрессами. 12. Локомотивная бригада должна быть обеспечена средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) согласно установленным нормам. 13. Машинист несет ответственность за пожарную безопасность и системы пожаротушения принятых им локомотивов и МВПС. Локомотивная бригада должна соблюдать следующие требования пожарной безопасности: в кабине машиниста, дизельном помещении, высоковольтной камере запрещается провозить посторонние предметы; служебные помещения и кабины машиниста локомотивов и МВПС следует постоянно содержать в чистоте; смазочные материалы должны находиться только в металлических емкостях (бидонах, масленках и т.д.) с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочный материал как чистый, так и грязный — раздельно в металлических ящиках, ведрах с крышками; все защитные устройства электрооборудования должны быть в исправном состоянии; не допускается курение в машинном отделении и использование открытого огня на локомотивах и МВПС; контролировать исправность систем пожаротушения, в том числе первичных средств пожаротушения. 14. Контроль и ответственность за выполнение требований безопасности помощником машиниста возлагаются на машиниста. 15. Локомотивная бригада должна соблюдать следующие требования личной гигиены: для предупреждения заболевания кожи рук при соприкосновении с дизельный топливом, смазочными материалами и водой для охлаждения дизеля следует пользоваться защитными мазями, пастами и «биологическими» перчатками (при выборе указанных защитных средств руководствоваться рекомендациями здравпункта депо); по окончании работы, связанной с применением защитных паст, руки вымыть водой с мылом, смазать борным вазелином или ланолиновым кремом, слегка втирая его в кожу; при возникновении раздражения кожи необходимо обратиться в здравпункт для оказания помощи. 16. Знание и выполнение требований настоящей Типовой инструкции является служебной обязанностью машиниста и помощника машиниста, а ее нарушение — нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДАЮ:

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Машиниста электровоза

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста электровоза (далее — Компания).

1.2. Машинист электровоза назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Машинист электровоза относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно Компании.

1.4. На должность машиниста электровоза назначается лицо, имеющее профессиональную подготовку, свидетельство на право управления электровозом и стаж работы не менее 1 года.

1.5. В практической деятельности машинист электровоза должен руководствоваться:

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка организации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании.

1.6. Машинист электровоза должен знать:

  • устройство, технические характеристики электровоза;
  • порядок содержания и ухода за электровозом в процессе эксплуатации;
  • устройство и технологию управления тормозами;
  • профиль железнодорожного пути;
  • путевые знаки на обслуживаемом участке;
  • схемы железнодорожных путей;
  • правила сцепки и расцепки подвижного состава;
  • инструкцию по техническому обслуживанию локомотивов в процессе эксплуатации;
  • основные режимы экономного расходования электроэнергии;
  • способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического и механического оборудования;
  • правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
  • инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
  • инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ;
  • основные требования, предъявляемые к перевозке груза и пассажиров;
  • порядок действия в нестандартных ситуациях;
  • техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;
  • порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи;
  • правила пользования тормозными башмаками;
  • график движения поездов;
  • основы электротехники.

1.7. В период временного отсутствия машиниста электровоза его обязанности возлагаются на .

2. Должностные обязанности

Машинист электровоза осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Управление электровозом и ведение поезда с установленной скоростью в зависимости от профиля железнодорожного пути, веса поезда с точным соблюдением графика движения.

2.2. Обеспечение безопасности перевозки и культуры обслуживания пассажиров, сохранности груза и подвижного состава.

2.3. Обеспечение рациональных режимов ведения поезда при минимальном расходовании электроэнергии.

2.4. Приемка и сдача электровоза: осмотр и проверка действия основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного и вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары.

2.5. Подготовка электровоза к работе и его экипировка.

2.6. Контроль за правильностью сцепления электровоза с первым вагоном состава и соединением воздушных рукавов, а также открытием концевых кранов между ними.

2.7. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с помощником машиниста и выполнение их.

2.8. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам.

2.9. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом.

2.10. Техническое обслуживание электровоза в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для машиниста электровоза.

2.11. Контроль визуальный и по приборам за техническим состоянием и работой в пути следования электрического, механического, тормозного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары.

2.12. Обеспечение плавности хода поезда, безопасности при посадке, высадке, перевозке пассажиров.

2.13. Проверка состояния механической части электровоза, буксовых узлов, колесных пар при остановке поезда на промежуточных станциях.

2.14. Выполнение маневровых работ на деповских и станционных путях с установленной скоростью.

2.15. Устранение неисправностей на электровозе или составе вагонов, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады, а в случае невозможности устранения — принятие необходимых мер по освобождению участка железнодорожного пути, занимаемого поездом, обеспечивая его безопасное передвижение.

2.16. Применение экстренного торможения для остановки поезда при внезапном возникновении препятствия или внезапной подаче сигнала остановки.

2.17. При работе без помощника машиниста электровоза выполнение его функций согласно инструкции.

2.18. Обучение помощника машиниста электровоза, а также лиц, проходящих стажировку по профессии «помощник машиниста электровоза», рациональным методам и приемам содержания, обслуживания и управления электровозом.

В случае служебной необходимости машинист электровоза может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Машинист электровоза имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).

3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Машинист электровоза несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы машиниста электровоза осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы машиниста электровоза является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы машиниста электровоза определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью машинист электровоза обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/»_­­___» _______ 20__ г.

(подпись)

Вопросы регулирования эмиссии отработавших газов дизелей локомотивов в Европе, Азии и Африке находятся в ведении Международного союза железных дорог (МСЖД) и в США — Агентства по охране окружающей среды (ЕРА). Международный союз железных дорог образован в 1922 г., его членами являются 150 железных дорог (58 стран). В 2006 г. ОАО «РЖД» стало полноправным членом МСЖД. С 50-х гг. XX в. действует Европейский институт железнодорожных исследований, который одновременно является центром исследований и сертификации МСЖД.

В начале 70-х гг. XX в. в связи с активизацией общественного движения против загрязнения окружающей среды в Европе были реализованы обширные программы электрификации для замены паровой тяги, и сейчас 85% железных дорог там работают на электрической тяге. Все европейские магистрали электрифицированы, за исключением железных дорог в Великобритании, Португалии и Греции, где электрификация затронула наиболее грузонапряженные маршруты. Дизельная тяга в странах Западной Европы ограничивается вспомогательными маршрутами. Европейские тепловозные дизели по сравнению с американскими имеют небольшие или средние размеры. Дизели повышенной мощности (более 2500 кВт) в Европе не выпускают, поэтому эмиссии тепловозных двигателей долгое время не уделялось должного внимания.

В 80-е гг. XX в. была составлена памятка МСЖД- 623, в которой приведены предельные значения выбросов и методы их измерений для маневровых тепловозов, а позднее — МСЖД-624, выполнение требований которой явилось обязательным для всех железных дорог — членов МСЖД. Согласно памятке ограничивалась величина эмиссии новых типов дизелей как магистральных, так и маневровых локомотивов. Международный союз железных дорог и входящие в него железные дороги в течение многих лет вырабатывали согласованные технические требования к дизельному подвижному составу.

С 2003 г. МСЖД были введены ограничения на загрязнение воздуха мелкими взвешенными частицами, которые сами но себе и в комбинации с другими загрязнителями представляют угрозу для здоровья человека. Эти частицы способны попадать глубоко в легкие человека и накапливаться, приводя к респираторным и сердечно-сосудистым заболеваниям, а также ухудшая другие показатели состояния здоровья. Любые концентрации мелких взвешенных частиц в атмосферном воздухе считаются вредными для здоровья. В России предельно допустимая концентрация на взвешенные вещества мелких размеров не установлена.

В настоящее время МСЖД выбрал активный путь улучшения имиджа железных дорог как экологически чистого вида транспорта с последовательным ужесточением требований к эмиссии вредных веществ в отработавших газах тепловозных дизелей. Несмотря на то что тепловозная тяга в Европе ответственна примерно за 1% загрязнений атмосферного воздуха, ужесточение предписаний МСЖД существенно влияет на уровень выбросов дизельных локомотивов и позитивно сказывается на положении железных дорог. Поскольку Россия является членом Европейского международного союза железных дорог, то его требования подлежат учету российскими стандартами по экологии.

С 2009 г. вступила в силу Европейская директива 97/68/ЕС с дополнением 2004/26/ЕС в части экологических требований к локомотивным дизелям. Она регулирует предельные величины содержания загрязнителей в выхлопных газах новых дизельных двигателей железнодорожного подвижного состава (тепловозов и дизель-поездов). Помимо содержащихся в директиве требований к новым двигателям, Европейская комиссия надеется, что железные дороги добровольно выйдут с инициативой по уменьшению загрязнения воздуха эксплуатируемыми двигателями дизельного подвижного состава. В этих целях МСЖД и Сообщество европейских железных дорог (CER) сотрудничают в рассмотрении технических, эксплуатационных, а также экономических и политических аспектов ограничения содержания загрязнителей в отработавших газах дизелей подвижного состава.

В настоящее время все железные дороги Европы сертифицированы по единому специализированному отраслевому стандарту IRIS (International Railway Industry Standard), который создан по инициативе Европейского союза железнодорожной промышленности (UNIFE) на базе международно признанного стандарта системы менеджмента качества ISO 9001, но имеет существенные дополнительные требования, которые касаются железнодорожной отрасли. В разработке этого стандарта принимали участие лидеры железнодорожной индустрии, такие как Siemens и Bombardier. Основная цель стандарта IRIS — повышение качества и надежности производимой железнодорожной техники. В отличие от ISO, в стандарте IRIS предусмотрен обязательный ежегодный надзорный аудит органа по сертификации, в ходе которого проверяется наличие системы постоянных улучшений. Если проведение постоянных улучшений не будет подтверждено, организация может лишиться полученного сертификата. ОАО «Российские железные дороги» и другие отечественные железнодорожные компании, а также предприятия транспортного машиностроения в течение 2012—2014 гг. осуществляют переход на стандарты качества IRIS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *