Лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении

  • автор:

Правительство РФ опубликовало Распоряжение от 12 апреля № 975-р, которым утвердило перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая ораны исполнительной власти субъектов Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Данной нормой Кодекса за невыполнение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1000 до 30 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

За действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1, установлены следующие санкции: штраф для граждан в размере от 15 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от года до трех; для ИП и юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с поправками, внесенными в Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях 1 апреля 2020 г., неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общепита, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий) влечет штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; для юрлиц – от 200 до 300 тыс. руб.(ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).

Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов г. Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города, в том числе нарушение режима самоизоляции, влекут штраф в размере 4000 руб., а с использованием транспортного средства – 5000 руб.

В случае повторного нарушения указанных выше требований штраф составит: для граждан – 5000 руб., для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 до 500 тыс. руб.

Как ранее писала «АГ», 2 апреля председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной боевой готовности или ЧС. Правила были введены в соответствии со ст. 10 Закона о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Согласно утвержденному перечню правом составлять протоколы о правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП наделяются министр РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации стихийных бедствий и его заместители; руководители структурных подразделений, их заместители, а также должностные лица органов полиции, МЧС России, Росгвардии, федеральной противопожарной службы и органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору.

Данными полномочиями также наделяются председатели комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также руководители профессиональных аварийно-спасательных формирований госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос», профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов РФ, в том числе созданных органами местного самоуправления, и иных органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

По мнению адвоката Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Никиты Тарасова, с учетом недавних изменений в КоАП принятие данного распоряжения представляется логичным.

Так, пояснил он, п. 18 ч. 5 ст. 28.3 КоАП, введенным в действие Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ, к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 Кодекса, были отнесены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанной нормой также было установлено, что перечень должностных лиц этих органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации, утверждается Правительством РФ.

Кроме того, п. 6.4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП (также введенным в действие с 1 апреля) к перечню лиц, имеющих право составлять протоколы по ст. 20.6.1 КоАП, были отнесены и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых должен утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации.

«Как видится, на практике принятие данного распоряжения, учитывая введение на территории России режима повышенной готовности, приведет к тому, что число лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП, значительно возрастет», – отметил Никита Тарасов в комментарии «АГ».

Управляющий партнер АБ «Беков, Исаев и партнеры» Якуб Беков оценил распоряжение как подзаконный акт, принятый во исполнение требований Закона о ЧС. «Правоприменительную практику по данной статье КоАП мы еще только увидим. В то же время, учитывая предыдущий опыт, в том числе свой личный опыт взаимодействия с органами полиции в части применения ими положений КоАП, составления материалов об административных правонарушениях, соблюдения сроков и порядка привлечения к административной ответственности тех или иных лиц, – можно предположить, что в половине случаев будут допускаться такие нарушения, которые не позволят судам, рассматривающим соответствующие дела, привлекать нарушителей к ответственности. То есть либо объективная сторона правонарушения вообще будет отсутствовать, либо будут иметь место дефекты доказательственной базы», – считает он.

Как отметил руководитель юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов, изначально по ст. 20.6.1 КоАП протоколы могли составлять только сотрудники МЧС и региональные чиновники. Сотрудников полиции в их числе не было. «Это привело к тому, что полиция в регионах стала массово оформлять нарушителей режима самоизоляции по более жесткой статье – 6.3 КоАП, а именно ч. 2, предусматривающей наказание от 15 до 40 тыс. руб. Тысячи дел по стране были возбуждены необоснованно, сотни из них уже рассмотрены с назначением многотысячных штрафов за поход в магазин, банк и за прочие формальные отступления от региональных ограничений», – пояснил он.

В то же время, подчеркнул эксперт, применение ст. 6.3 КоАП невозможно без персонального предписания со стороны Роспотребнадзора. «Правоприменительная практика стала меняться лишь с прошлой недели, – добавил он. – Теперь в регионах привлекают по ст. 20.6.1 КоАП, и если ранее для составления протокола полицейскому необходимо было ходить вместе с чиновником, то сейчас любой полицейский вправе составить протокол по ст. 20.6.1. Для Москвы эта ситуация менее применима в связи с возможностью назначения штрафа от 4000 до 5000 руб. согласно ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы».

Алексей Глухов также отметил, что власти Москвы ранее заключили соглашение с федеральным правительством и делегировали право на составление протоколов по московской статье полицейским. «Из этого можно сделать вывод, что исполнительные органы власти в России оказались неспособны обеспечить конвейерное составление протоколов на нарушителей режима самоизоляции и предпочли отдать эту функцию полиции», – подытожил он.

Координационный центр по оказанию правовой помощи рассказал об основаниях и особенностях привлечения к административной ответственности за нарушение правил карантина. Напомним, что мы информировали о наиболее распространенных случаях штрафования за нарушение правил карантина в своей инфографике.

Кто имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях?

В КоАП установлен перечень субъектов, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях за нарушение правил карантина:

— работники органов внутренних дел (Национальной полиции)

— работники органов здравоохранения — в случае заведомо ложного вызова скорой медицинской помощи;

— органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

— должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не создано исполнительных комитетов, — исполнительными органами, исполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов за нарушения, совершенные в местах, запрещенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

Каков алгоритм составления протокола?

Важно то, что протокол об административном правонарушении, в случае его оформления, составляется не позднее двадцати четырех часов с момента выявления лица, совершившего такое правонарушение. Оформляется он в двух экземплярах, причем один из них вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности под расписку. Такой протокол подписывается уполномоченным лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности. В случае, если имеются свидетели, они могут подписать этот протокол.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, отказывается подписать протокол, что тогда?

В случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая об этом запись. Вместе с тем, лицо, которое привлекается к административной ответственности, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Она также может изложить причины своего отказа от его подписания.

Еще одна важная деталь: при составлении протокола лицу, которое привлекается к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности. Об этом делается отметка в протоколе.

Какие права имеет лицо, которое привлекается к административной ответственности?

Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право:

— знакомиться с материалами дела;

— давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства;

— при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица;

— выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

— обжаловать постановление по делу.

Кто будет принимать решение о наложении такого штрафа?

Решение будет принимать суд на основании рассмотрения протокола об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Однако, в случае имеющейся информации о том, что такое лицо своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела, и при условии, что от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения, тогда это дело может быть рассмотрено в отсутствие этого лица.

Ни для кого не секрет, что в Москве сейчас действуют ограничения введенные Мэром.

Также, ни для кого не секрет, что введена ответственность за нарушение режима повышенной готовности (самоизоляции).

Но в связи с этим есть пара вопросов.

Кто составляет протоколы об административных правонарушениях в условиях режима повышенной готовности в Москве?

Мэр Москвы установил, должностные лица каких органов и организаций уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Должностные лица объединения административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) вправе составлять протоколы, например, в части:

— запрета спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий в Москве,

— запрета проведения в Москве вне зданий, строений, сооружений (помещений в них) массовых мероприятий без торговли;

— обязанности обеспечить социальное дистанцирование работников и посетителей вне помещений.

Должностные лица Департамента торговли и услуг города Москвы, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы будут составлять протоколы о нарушениях в сфере розницы, например:

— в части запрета проведения и посещения в городе Москве досуговых, развлекательных, и иных подобных мероприятий в торгово-развлекательных центрах с очным присутствием граждан и осуществлением торговли;

— в части запрета на работу ресторанов, кафе и иных предприятий общепита, кроме обслуживания на вынос, доставки заказов и организации питания работников.

Должностные лица Департамента образования и науки города Москвы вправе составлять протоколы в части запрета на посещение образовательных организаций.

Должностные лица Московской административной дорожной инспекции составляют протоколы в случаях, когда работодатели, оказывающие транспортные услуги, нарушают требования режима повышенной готовности.

Должностные лица Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составляют протоколы в связи с нарушениями в сфере услуг и образования, например, если выявлены нарушения:

— запрета работы салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных подобных объектов, за исключением тех, которые действуют на основании лицензии на медицинскую деятельность;

— запрета на посещение образовательных организаций, за исключением созданных дежурных групп;

— обязанности обеспечить социальное дистанцирование работников и посетителей в помещениях, где не ведется торговля.

Должностные лица МВД РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

В каком размере грозит ответственность за нарушение режима повышенной готовности?

Для урегулирования и установления ответственности за нарушение режима «самоизоляции» и карантина, а также установления ответственности за распространение фейковых новостей о коронавирусе были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, установленные Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вышеназванным Федеральным Законом внесены изменения в ст. ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ.

КоАП РФ Статья 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 100 до 500 руб.;

— на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий — влекут наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 15 000 до 40 000 руб.;

— на должностных лиц — от 50 000 до 150 000 руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 000 до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 150 000 до 300 000 руб.;

— на должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КоАП РФ Статья 20.6.1. «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 1 000 до 30 000 руб.;

— на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб.;

— на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -влекут наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 15 000 до 50 000 руб.;

— на должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 500 000 до одного 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В Кодекс города Москвы об административных правонарушениях также были внесены соответствующие изменения.

Статья 3.18.1. Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы»

1. Неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч руб.;

— на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб.

2. Невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере 4 000 рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере 5 000 руб.;

— на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;

— на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 000 руб.

Исходя из толкования вышеуказанный норм, а также разъяснений, данных депутатами государственной думы Российской Федерации и опубликованных в «Российской Газете» усматривается, что ст. 6.3 КоАП РФ касается не всех нарушивших режим самоизоляции, а ответственность наступает для тех, кто вернулся из неблагополучных в плане распространения вируса стран и нарушил карантин, кто инфицирован и не соблюдает режим.

Для всех остальных граждан, нарушивших режим самоизоляции, ответственность наступает по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Стоит отметить, что не подлежат административной ответственности граждане, направляющиеся к месту или из места осуществления трудовой деятельности, если организация, входит в перечень организаций, на которую не распространяется Указ Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020, а также граждане, покинувшие квартиру в целях обращения за экстренной медицинской помощью, для похода в ближайший продовольственный магазин или аптеку, для выгула домашних животных (на расстоянии не более 100 метров от дома), и выноса мусора.

В соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утвердить прилагаемый перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2020 г. N 975-р

1. Должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

2. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместители, в том числе первый заместитель Министра, статс-секретарь — заместитель Министра и заместитель Министра — главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

3. Руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений.

4. Должностные лица территориальных органов МЧС России — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

5. Руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальных подразделений федеральной противопожарной службы), их заместители.

6. Руководители пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, их заместители, руководители структурных подразделений указанных пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности, их заместители и должностные лица этих структурных подразделений.

7. Руководитель структурного подразделения центрального аппарата Минпромторга России, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

8. Должностные лица Росгвардии:

директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, его первые заместители (заместители);

начальники (руководители) структурных подразделений Росгвардии, их заместители;

командующие округами войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — войска национальной гвардии), их заместители;

начальники территориальных органов Росгвардии, их заместители;

командиры (начальники) соединений, воинских частей (подразделений (органов), военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций) войск национальной гвардии, их заместители;

начальники структурных подразделений территориальных органов Росгвардии, их заместители;

начальники подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии, их заместители;

должностные лица Росгвардии, ее территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора);

должностные лица отрядов мобильных особого назначения;

должностные лица подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии;

оперативный дежурный (дежурный) по управлению оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, территориальному органу Росгвардии, управлению соединения, воинской части (подразделению (органу), военной образовательной организации высшего образования и иной организации войск национальной гвардии;

начальник караула, помощник начальника караула, начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона, комендант, заместитель коменданта, дежурный помощник коменданта, дежурный по войсковым нарядам, начальник патрульной группы, начальник войскового наряда;

должностные лица отдела контроля оборудования и эксплуатации инженерно-технических средств охраны важных государственных объектов управления боевой службы по охране важных государственных объектов Главного управления охраны объектов Росгвардии;

начальник отделения (группы) контроля оборудования и организации эксплуатации инженерно-технических средств охраны — заместитель начальника отдела организации охраны важных государственных объектов управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии;

заместитель начальника отдела организации охраны важных государственных объектов управления Южного округа войск национальной гвардии;

старший офицер отделения (группы) контроля оборудования и организации эксплуатации инженерно-технических средств охраны отдела организации охраны важных государственных объектов управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии;

старшие офицеры отделов организации охраны важных государственных объектов управлений Восточного и Южного округов войск национальной гвардии;

главный государственный санитарный врач Росгвардии, его заместители;

должностные лица Департамента медицинского обеспечения Росгвардии;

главные государственные санитарные врачи территориальных органов Росгвардии, их заместители;

начальник Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии, его заместители;

начальники отделов (отделений), врачи медико-профилактического дела Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии;

главный государственный ветеринарный инспектор Росгвардии;

должностные лица Департамента тылового обеспечения Росгвардии;

главный государственный инспектор Росгвардии по пожарному надзору, его заместители;

государственные инспектора Росгвардии по пожарному надзору;

начальник военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии, его заместитель, начальник военной автомобильной инспекции оперативно-территориального объединения (соединения) войск национальной гвардии, его заместитель;

начальник отдела (отделения, группы, лаборатории), его заместитель, старший помощник (помощник) начальника отделения, главный инспектор, старший офицер, старший инспектор (инспектор), старший инструктор, старший техник (техник) военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии.

9. Должностные лица органов ведомственной охраны, подведомственной Росжелдору.

10. Председатели (заместители председателей) комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее организаций.

11. Руководители профессиональных аварийно-спасательных формирований постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

12. Руководитель структурного подразделения Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

13. Руководители профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.

14. Руководители подразделений противопожарных служб субъектов Российской Федерации, их заместители.

15. Руководители созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их заместители.

16. Руководители профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами местного самоуправления, их заместители.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Оформление по правилам

Л. Гончарова, судья

Житикаринского районного суда

Костанайской области

В последнее время значительно увеличилось поступление в суд административных дел, при этом их оформление не всегда соответствует требованиям административного законодательства. Ст. 636 КоАП определен круг должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административных правонарушениях. Глава 32 Кодекса устанавливает подведомственность административных дел и перечень наименований государственных органов, должностных лиц, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Ст. 638 КоАП предусматривает, что в случаях, когда требуется выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после обнаружения факта совершения административного правонарушения, но при осуществлении монополистической деятельности — после принятия соответствующего решения по результатам расследования или проверки, а по административным правонарушениям в области налогообложения либо использования бюджетных средств, а также в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений — по окончании соответствующей проверки.

В случае, когда требуется проведение экспертизы, протокол об административном правонарушении составляется в течение суток с момента получения заключения экспертизы.

Согласно ст. 640 КоАП протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется для рассмотрения судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать это дело. Данное требование закона применяется в тех случаях, когда должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе само рассмотреть дело и наложить административное взыскание, а также в иных случаях, предусмотренных КоАП, исключающих рассмотрение дела лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 622 КоАП лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер взыскания арест, может быть подвергнуто административному задержанию до рассмотрения дела, но не более сорока восьми часов.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления физического лица в соответствии со ст. 619 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления, удостоверенного медицинским работником.

Для принятия решения о возбуждении административного дела, а следовательно, составления протокола об административном правонарушении, у должностного лица есть трое суток. Еще трое суток предоставлено для направления протокола в суд, а по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер взыскания административный арест, протокол об адмправонарушении может быть направлен в суд в течение 48 часов после его составления.

При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 623 КоАП при исчислении сроков не принимается в расчет тот час и те сутки, которыми начинается течение срока, в него включается и нерабочее время, срок исчисляется после ноля часов первых суток и истекает в двадцать четыре часа последних суток срока. Это правило не относится к исчислению сроков при задержании.

Содержание протокола об административном правонарушении должно соответствовать требованиям части 2 ст. 635 КоАП. Здесь указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело (для физических лиц — фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, РНН и т.д.; для юридических лиц — наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица, регистрационный номер налогоплательщика и банковские реквизиты); место, время совершения и существо административного правонарушения; статья особенной части настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, номер, дата метрологической проверки, показания технического средства, если оно использовалось при выяснении и фиксации административного правонарушения; иные сведения, необходимые для разрешения дела, а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные кодексом, о чем делается отметка в протоколе.

Согласно ст. 647 КоАП РК дело об административном правонарушении, совершение которого влечет арест, выдворение за пределы страны, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию не позднее сорока восьми часов с момента его задержания.

Зачастую восполнить неполноту представленных материалов в предусмотренный законом срок для их рассмотрения не представляется возможным, особенно в выходные или праздничные дни. Несоблюдение требований ст. 635 КоАП РК, а также неполнота представленных материалов влекут возвращение материалов дела в орган (должностному лицу), составившему протокол. Имеются факты, когда административное дело было направлено в суд, и человек, привлекаемый к адмответственности, находился в состоянии алкогольного опьянения, что недопустимо. Производство по административному делу возможно только с момента его вытрезвления. В противном случае производство по делу может быть признано недействительным.

Выполнение предусмотренных административным законодательством требований повысит качество подготовки административных дел и позволит избежать их возврата в орган (должностному лицу), составивший протокол, на доработку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *