Ликвидация должности нотариуса

  • автор:

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Нотариальный округ — территория деятельности нотариуса устанавливающаяся в соответствии с администратинно-территориальным делением государства. В городах, имеющих районное или иное административно-территориальное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города (пример Москва, Санкт-Петербург являются едиными нотариальными округами).

В пределах своего округа нотариус выполняет все действия, также удостоверяет все документы, с которыми к нему обращаются граждане. Однако следует иметь в виду, что некоторые нотариальные действия законодатель предписывает совершать в определенном месте или определенным нотариусом. Выдача свидетельства о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества относятся к компетенции государственных нотариусов, если они имеются в округе, и только при их отсутствии такие нотариальные действия совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой. Договор о возведении жилого дома на отведенном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту отведения земельного участка; принятие заявления о согласии принятия наследства или об отказе от него — по месту открытия наследства (ст. 64 Основ).

Нотариус, как правило, должен и обязан совершать нотариальные действия в нотариальном округе, установленном приказом органа юстиции при назначении его на должность, но совершение нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя и при отсутствии в это время в нотариальном округе нотариуса.

Нотариальные действия обычно совершаются в нотариальной конторе, но по просьбе клиента нотариус для совершения нотариального действия может выехать по месту нахождения клиента. При этом в удостоверительной надписи на документе и в реестре для регистрации нотариальных действий записывается место совершения нотариального действия с указанием точного адреса. В этом случае государственная пошлина или тариф взыскиваются в полуторократном размере, и заинтересованные лица возмещают нотариусу фактические транспортные расходы.

Нотариальные действия, как правило, совершаются в день обращения к нотариусу. Однако нотариус вправе отложить и приостановить совершение нотариального действия при наличии определенных оснований. Основанием для отложения служат:

А) необходимость истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц

Б) направление документов на экспертизу

Срок отложения не может превышать 1 месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

По заявлению лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более 10 дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено, если же от суда было получено сообщение, то совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.

ПОРЯДОК УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА

В результате изучения настоящей главы студент должен:

  • – иметь представление о публично-правовом статусе нотариусов;
  • – знать основные правила доступа к профессии нотариуса, порядок и условия освобождения от должности нотариуса;
  • – уметь правильно ориентироваться в территории деятельности нотариуса;
  • – знать права и обязанности нотариуса, основания и порядок его привлечения к ответственности;
  • – уметь применять на практике при защите собственных интересов полученные знания о страховании нотариальной деятельности;
  • – иметь практические навыки по ведению нотариального делопроизводства.

Учреждение должности нотариуса

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Основ о нотариате должность нотариуса учреждается в порядке, определяемом Минюстом России совместно с ФНП.

В развитие указанной нормы Основ о нотариате разработан Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, утвержденный приказом Минюста России от 23.12.2009 № 430 и решением правления ФНП от 28.08.2009 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должностей нотариусов».

В соответствии с данным Порядком полномочиями по учреждению должности нотариуса наделен территориальный орган юстиции по согласованию с нотариальной палатой субъекта РФ. Должности нотариусов учреждаются в каждом нотариальном округе и их количество соответствует количеству должностей нотариусов в нотариальном округе, установленному субъектом РФ. В установленном порядке подлежат учреждению должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и (или) нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе. Решение об учреждении должности нотариуса оформляется приказом территориального органа юстиции.

Необходимость в учреждении должности нотариуса возникает после принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об увеличении количества должностей нотариусов в нотариальном округе либо после издания территориальным органом Минюста России приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность частнопрактикующего нотариуса. При наступлении любого из названных обстоятельств территориальным органом Минюста России или нотариальной палатой незамедлительно инициируется решение об учреждении должности нотариуса, которое должно быть принято не позднее 15 дней после наступления какого-либо из указанных обстоятельств.

В отношении учреждения должности нотариуса в государственной нотариальной конторе установлены дополнительные требования. Во-первых, такое решение может быть принято только при наличии государственной нотариальной конторы, которая открывается и упраздняется Минюстом России или по его поручению его территориальным органом. Во-вторых, приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта РФ, так как на последний возложена обязанность по финансовому и материально-техническому обеспечению государственных нотариальных контор, расположенных на территории субъекта РФ.

Имеются некоторые особенности и при учреждении должности нотариуса в случае перевода нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность частнопрактикующего нотариуса. В указанной ситуации издаваемый приказ территориального органа юстиции должен содержать помимо решения о переводе еще два решения: решение об учреждении должности частнопрактикующего нотариуса и решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе.

В приказе об учреждении должности нотариуса указывается основание принятия данного решения и наименование нотариального округа, в котором учреждается должность нотариуса.

Как уже говорилось, количество учреждаемых должностей нотариусов в нотариальном округе должно соответствовать общему количеству должностей нотариусов в этом округе, определенному органом государственной власти субъекта РФ. Полномочиями по определению количества должностей нотариусов в нотариальных округах субъекты РФ наделены на основании подп. 28 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». С учетом компетенции органов государственной власти в различных субъектах РФ решение о количестве должностей нотариусов в нотариальных округах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, может приниматься законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется субъектом РФ в порядке, утверждаемом Минюстом России совместно с ФНП. Такой порядок разработан и утвержден приказом Минюста России от 26.11.2008 № 275 «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе».

Согласно указанному Порядку количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется, как правило, не чаще одного раза в год. Однако установленное общее правило не означает, что количество должностей нотариусов не может изменяться чаще, если для этого возникли необходимые основания.

Субъект РФ определяет в каждом нотариальном округе общее количество должностей нотариусов, которое не дифференцируется на количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, и на количество нотариусов, занимающихся частной практикой. Такая градация происходит в последующем при учреждении должности нотариуса по решению территориального органа юстиции с нотариальной палатой.

Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе готовятся территориальным органом Минюста России и нотариальной палатой в субъекте РФ. В отношении компетенции территориального органа юстиции следует отметить некоторую имеющуюся несогласованность между указанным приказом Минюста России и его же приказом от 21.05.2009 № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации». Если в Порядке определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе такими полномочиями наделено только Управление Минюста России, то в приказе от 21.05.2009 № 146 выполнение этих полномочий возложено и на Главное управление Минюста России. Принимая во внимание, что министерский приказ от 21.05.2009 № 146 издан позднее приказа от 26.11.2008 № 275, представляется, что названными полномочиями обладают все территориальные органы Минюста России. В ином случае, например в Москве, где образовано Главное управление Минюста России, предложения о количестве должностей нотариусов вообще бы не могли быть подготовлены.

При подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе территориальный орган юстиции и нотариальная палата действуют согласованно. Но если кто-нибудь из них не будет согласен с предложением другого, то тот из них, кто разработал соответствующие предложения, может направить их в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, проинформировав его об отсутствии мнения соответственно территориального органа юстиции или нотариальной палаты либо о их возражениях в отношении указанных предложений.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе должно определяться исходя из критериев, установленных указанным Порядком определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе. За основу такого определения берется критерий, предусматривающий обязательность наличия в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса. Вторая и последующие должности рассчитываются с учетом численности населения в нотариальном округе. Установлена следующая градация численности населения в нотариальном округе для определения количества должностей нотариусов:

  • – в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, – один нотариус на 15 000 чел.;
  • – в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, – один нотариус на 20 000–25 000 чел.;
  • – в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), – один нотариус на 25 000–30 000 чел.

В упомянутом Порядке определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе не говорится о том, какое население принимается во внимание для подсчета необходимого количества должностей нотариусов в нотариальном округе: лишь постоянно проживающее в населенных пунктах, входящих в состав нотариального округа, или с учетом приезжих граждан. Вместе с тем толкование данного вопроса имеет важное значение для определения количества должностей нотариусов в городах федерального значения, в республиканских, краевых, областных, окружных центрах, где доля приезжих довольно высока. Неопределенность в данном вопросе может привести к разногласиям между территориальным органом юстиции, нотариальной палатой и органом государственной власти субъекта РФ по определению точного количества должностей нотариусов в нотариальном округе. Возможно, именно данное обстоятельство явилось причиной таких разногласий в Томской области, Хабаровском крае, в Республике Хакасия, в которых, по мнению ФНП, произошло необоснованное увеличение количества должностей нотариусов соответственно на 32, 10 и 6 единиц .

В соответствии с п. 7 названного Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе к предложениям территориального органа юстиции и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе должны прилагаться документы, содержащие следующую информацию о каждом нотариальном округе: количество населения и совершенных нотариальных действий за год; удаленность населенных пунктов друг от друга и транспортное сообщение между ними; возможность самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе. Представляется, что указанная информация, кроме информации о количестве населения, может иметь значение для определения количества должностей нотариусов только в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений и в границах муниципальных районов, и лишь в установленных минимальных и максимальных пределах численности населения. Как только численность населения в нотариальном округе превысит установленный в указанном Порядке определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе максимальный предел, количество нотариусов в обязательном порядке подлежит увеличению. Для определения количества должностей нотариусов в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, всегда единственно значимой будет являться только информация о количестве населения, поскольку для таких нотариальных округов установлена всего одна цифра численности населения в 15 000 чел., которая и принимается во внимание при определении количества должностей нотариусов.

Вместе с тем установленный Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе содержит исключение из общего правила обязательности следования вышеуказанным критериям при определении количества должностей нотариусов. Речь идет об уменьшении количества должностей нотариусов. Решение по данному вопросу может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе вакантных должностей нотариусов. То есть если вакантных должностей нотариусов в нотариальном округе не будет, то, несмотря на снижение численности населения ниже установленного минимального предела, количество должностей нотариусов не может быть уменьшено.

Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 декабря 2009 г. N 430

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА

Утверждаю прилагаемый Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса.

Министр

А.В.КОНОВАЛОВ

Утвержден

решением Правления

Федеральной нотариальной палаты

от 28 августа 2009 г.

Утвержден

Приказом Министерства юстиции

Российской Федерации

от 23.12.2009 N 430

ПОРЯДОК

УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА

2. Решение об учреждении и ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации (далее — территориальный орган) по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) в рамках установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа.

3. Приказом территориального органа об учреждении или ликвидации должностей нотариусов в соответствии с частью второй статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате учреждаются или ликвидируются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и (или) нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Приказ территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса издается в пятнадцатидневный срок после:

а) принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

б) издания территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в установленном порядке приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.

С этой целью территориальным органом или нотариальной палатой незамедлительно инициируется принятие решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса.

5. Решение о ликвидации должности нотариуса может быть принято только в отношении вакантной должности нотариуса.

Решение об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе возможно только при наличии на территории субъекта Российской Федерации государственной нотариальной конторы. Приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. При наступлении обстоятельства, указанного в подпункте «б» пункта 4 настоящего Порядка, принимается решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе и об учреждении должности нотариуса, занимающегося частной практикой, которое оформляется приказом территориального органа.

7. В приказе территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса указываются:

основание принятия решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса;

наименование нотариального округа, в котором учреждаются или ликвидируются должности нотариуса.

8. Приказ территориального органа об учреждении должности нотариуса, принятый в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Порядка, является основанием для издания распоряжения территориального органа об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Порядок учреждения и ликвидация должности нотариуса

В части 1 ст. 12 Основ устанавливается, что должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой. С этим положением тесно связано требование ч. 2 ст. 12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Число должностей нотариусов должно строго регулироваться. Если нотариусов окажется больше, чем необходимо, то некоторым из них придется искать дополнительный заработок, причем зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом нотариус может попасть в зависимость от коммерческих или иных структур, что, конечно же, недопустимо.

Точная численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному нотариальному округу. При этом должна быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число занимающихся частной практикой и работающих в государственных нотариальных конторах.

При установлении численности нотариусов основным критерием должна быть реальная потребность данного региона в определенном количестве нотариусов, способных обеспечить надлежащее нотариальное обслуживание.

Количество должностей нотариусов и их соотношение (занимающихся частной практикой и государственных) может устанавливаться как на определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и устанавливаться новые квоты.

Штатная численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, должна соответствовать количеству государственных нотариальных контор (т.с. количество государственных нотариусов как минимум не должно быть меньше количества нотариальных контор), в противном случае вопрос должен решаться только в совокупности с решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата об упразднении соответствующих нотариальных контор в установленном порядке.

Нотариальные действия совершаются любым нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных в Основах: ст. 36 (выдача свидетельств о праве на наследство и принятие мер к охране наследственного имущества); ст. 47 (нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников: родителей, детей, внуков); ст. 56 (удостоверение договоров о возведении жилого дома, отчуждении жилого дома и другого недвижимого имущества); ст. 62-64 (получение заявлений о принятии наследства или об отказе от него, принятие претензий от кредиторов наследодателя и охрана наследственного имущества); ст. 69 (оплата расходов за счет наследственного имущества); ст. 70 (место и сроки выдачи свидетельства о праве на наследство); ст. 74 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов); ст. 75 (выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга); ст. 87 (принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг); ст. 96 (предъявление чека к платежу и удостоверение неоплаты чека); ст. 109 (международными договорами Российской Федерации могут быть установлены иные правила совершения нотариальных действий). Могут быть и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Важнейшим делом является назначение на должность нотариуса с наделением соответствующими полномочиями, которое производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата (Федеральной регистрационной службы), или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Цель конкурса — отбор на должности нотариусов наиболее достойных лиц, имеющих глубокие профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту охраняемых законодательством интересов граждан и юридических лиц. Порядок его проведения регламентируется специальным положением.

Территориальный орган Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальной палатой объявляет конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов в случае учреждения дополнительных должностей нотариусов или освобождения имеющихся. К участию в нем допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.

К заявлению прилагаются: выписка из трудовой книжки, заключение по итогам прохождения стажировки или отзыв нотариуса о деятельности претендента, копии решения квалификационной (апелляционной) комиссии и лицензии на право занятия нотариальной деятельностью. По желанию претендента к заявлению могут быть приложены диплом о присвоении ученой степени, список научных трудов, а также публикаций и др.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса.

Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лица, победившего в конкурсе, на должность нотариуса. Копия приказа в течение 3 дней с момента его издания направляется в нотариальную палату для сведения.

Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Каждый нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу определенного содержания, текст которой приведен в ст. 14 Основ: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку». Затем нотариус, принявший присягу, ставит свою подпись на листе бумаги под текстом присяги и указанный лист подшивается в его личное дело, хранящееся в органе юстиции.

Субъекты Российской Федерации вправе установить иной текст присяги, чем тот, который предусмотрен ст. 14 Основ.

Основы четко регламентируют основания увольнения нотариуса. Нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, можно уволить только в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

  1. осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
  2. ограничения дееспособности или признания недееспособности в установленном законом порядке;
  3. по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 148 «Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса»

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 июня 2015 г. N 148

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЗАМЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННО ОТСУТСТВУЮЩЕГО НОТАРИУСА

Утвердить прилагаемый Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса.

Министр

А.В.КОНОВАЛОВ

Утвержден

решением правления

Федеральной нотариальной палаты

от 18 мая 2015 г.

приказом Министерства юстиции

Российской Федерации

от 29 июня 2015 г. N 148

ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННО ОТСУТСТВУЮЩЕГО НОТАРИУСА

I. Общие положения

1.1. Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса (далее — Порядок) определяется в соответствии с требованиями статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее — Основы) и устанавливает основания замещения временно отсутствующего нотариуса, передачу полномочий нотариуса лицу, его замещающему, прекращение замещения временно отсутствующего нотариуса.

1.2. Замещение временно отсутствующего нотариуса представляет собой передачу его полномочий по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или временной невозможности исполнения им своих обязанностей по уважительной причине.

Перечень уважительных причин отсутствия нотариуса (далее — перечень уважительных причин) устанавливается Федеральной нотариальной палатой.

1.3. Нотариальная палата осуществляет контроль за соответствием причины (причин) замещения временно отсутствующего нотариуса перечню уважительных причин и соблюдением порядка передачи полномочий нотариуса по совершению нотариальных действий лицу, его замещающему.

1.4. Территориальный орган Минюста России (далее — территориальный орган) совместно с нотариальной палатой осуществляют контроль за соблюдением нотариусами и лицами, их замещающими, Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России от 16.04.2014 N 78 (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2014, регистрационный N 32095) (далее — Правила нотариального делопроизводства).

1.5. Замещение временно отсутствующего нотариуса осуществляется в соответствии с Порядком помощником нотариуса, при невозможности замещения временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса — иным лицом, соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ, при отсутствии иного лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, — другим нотариусом.

1.6. При замещении временно отсутствующего нотариуса запрещается:

одновременное исполнение обязанностей нотариусом и лицом, его замещающим;

одновременное исполнение обязанностей временно отсутствующего нотариуса двумя и более лицами, его замещающими;

одновременное исполнение обязанностей нескольких временно отсутствующих нотариусов.

1.7. Основанием для замещения временно отсутствующего нотариуса является приказ территориального органа о наделении соответствующего лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса.

II. Порядок представления документов лицами, желающими замещать временно отсутствующего нотариуса

2.1. Для наделения помощника нотариуса полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса помощник нотариуса представляет в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — нотариальная палата) следующие документы:

документ, удостоверяющий личность;

заявление с просьбой о наделении полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временного отсутствующего нотариуса с указанием фамилии, имени и отчества нотариуса и нотариального округа;

письменное согласие нотариуса о наделении помощника нотариуса полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса;

диплом о высшем юридическом образовании, выданный имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования;

копию трудового договора или трудовой книжки;

справку из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо, желающее исполнять обязанности нотариуса, не состоит у них на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости;

заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств.

2.2. Для наделения лица, соответствующего требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ, полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса указанное лицо представляет в нотариальную палату следующие документы:

документ, удостоверяющий личность;

заявление с просьбой о наделении полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временного отсутствующего нотариуса с указанием фамилии, имени и отчества нотариуса и нотариального округа;

письменное согласие нотариуса о наделении лица, соответствующего требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ, полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности на период временного отсутствия нотариуса с указанием срока и причин замещения;

диплом о высшем юридическом образовании, выданный имеющей государственную аккредитацию образовательной организацией высшего образования;

трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;

лицензию на право нотариальной деятельности или выписку из протокола квалификационной комиссии, подтверждающую сдачу квалификационного экзамена после 1 января 2015 г.;

справку из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что лицо, желающее исполнять обязанности нотариуса, не состоит у них на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости;

заявление об отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства или иностранных государств.

2.3. В случае отсутствия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, нотариальная палата с согласия нотариуса того же нотариального округа направляет в территориальный орган предложение о наделении такого нотариуса полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса с указанием срока и причин замещения.

2.4. Для наделения нотариуса другого нотариального округа полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса нотариальная палата с согласия такого нотариуса направляет в территориальный орган предложение о наделении нотариуса полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса с указанием срока и причин замещения.

2.5. Копии документов, указанных в пунктах 2.1 — 2.4 Порядка, формируются сотрудником нотариальной палаты в дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса.

Наличие у лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, лицензии на право нотариальной деятельности или сданного после 1 января 2015 г. квалификационного экзамена, нотариальная палата проверяет самостоятельно в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), посредством получения выписки из реестра нотариусов. Выписка, подтверждающая наличие лицензии на право нотариальной деятельности или сданного после 1 января 2015 г. квалификационного экзамена, помещается в дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, которое хранится 75 лет.

2.6. В течение двух рабочих дней со дня поступления в нотариальную палату документов, указанных в пунктах 2.1 — 2.2 Порядка, нотариальная палата дает согласие на наделение соответствующего лица полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса или отказывает в выдаче такого согласия.

Основаниями для отказа в выдаче согласия нотариальной палаты о замещении временно отсутствующего нотариуса являются:

несоответствие лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ;

неполное представление документов и сведений, а равно представление недостоверных сведений или документов;

привлечение лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, к дисциплинарной ответственности в течение года до подачи заявления;

осуществление лицом предпринимательской деятельности или иной деятельности, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности.

Согласие нотариальной палаты или отказ в выдаче согласия документируется в деле лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса.

2.7. При согласии нотариальной палаты наделить лицо полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса, нотариальная палата в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения направляет в территориальный орган документы, представленные лицом, желающим замещать временно отсутствующего нотариуса, и письменное согласие, указанное в пункте 2.6 настоящего Порядка.

При наделении полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса другого нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в том же нотариальном округе, или нотариуса другого нотариального округа нотариальная палата направляет в территориальный орган согласие соответствующего нотариуса осуществлять нотариальные действия в случае временного отсутствия нотариуса, предложение нотариальной палаты о назначении такого нотариуса, а также перечень нотариальных действий, требующих использования архива временно отсутствующего нотариуса, и нотариальных действий, совершение которых отнесено к исключительной компетенции временно отсутствующего нотариуса.

2.8. Указанные в пункте 2.7 настоящего Порядка документы, поступившие из нотариальной палаты, формируются уполномоченным федеральным государственным гражданским служащим в личное дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, которое хранится 75 лет.

В течение пяти рабочих дней со дня представления нотариальной палатой документов, указанных в пункте 2.7 настоящего Порядка, территориальный орган рассматривает поступившие документы, проверяет наличие лицензии на право нотариальной деятельности или сданного после 1 января 2015 г. квалификационного экзамена у лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, в реестре нотариусов и издает приказ о наделении лица полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса или отказывает ему в наделении указанными полномочиями.

Приказ о замещении временно отсутствующего нотариуса помощником нотариуса издается на весь срок действия трудового договора с нотариусом, если иное не указано в согласии нотариуса.

Приказ о замещении временно отсутствующего нотариуса лицом, соответствующим требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ, или другим нотариусом издается на срок временного отсутствия нотариуса, указанный в его заявлении.

Основаниями для отказа в издании приказа о замещении временно отсутствующего нотариуса являются:

несоответствие лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса, требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ;

неполное представление документов и сведений, а равно представление недостоверных сведений или документов.

При замещении временно отсутствующего нотариуса нотариусом другого нотариального округа территориальный орган в установленном порядке издает приказ об изменении территории деятельности нотариуса, наделяемого полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса.

Копии приказов территориального органа об изменении территории деятельности нотариуса, наделяемого полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса, наделении лица полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности в случае временного отсутствия нотариуса или об отказе в наделении такими полномочиями направляются в нотариальную палату не позднее двух рабочих дней со дня принятия соответствующего приказа и помещаются в дело лица, желающего замещать временно отсутствующего нотариуса.

Сведения о лицах, замещающих временно отсутствующего нотариуса, вносятся в реестр нотариусов в соответствии с Основами.

2.9. Для наделения помощника нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности временно отсутствующего нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, помощник такого нотариуса представляет в территориальный орган документы, указанные в пункте 2.1 Порядка, которые рассматриваются территориальным органом в соответствии с пунктом 2.8 Порядка.

III. Передача полномочий нотариуса замещающему его лицу и прекращение замещения временно отсутствующего нотариуса

3.1. При передаче полномочий нотариуса замещающему его лицу период замещения временно отсутствующего нотариуса исчисляется в днях и часах. Прекращение замещения временно отсутствующего нотариуса отражается в единой информационной системе нотариата и Журнале учета приема-передачи полномочий, дел нотариуса и печати в соответствии с Правилами нотариального делопроизводства и Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17.06.2014 N 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2014, регистрационный N 32716). Документы, подтверждающие наличие уважительных причин временного отсутствия нотариуса, хранятся в соответствующем номенклатурном деле нотариуса.

При наделении нескольких помощников нотариуса полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности на период своего временного отсутствия нотариус издает распоряжение о порядке его замещения помощниками.

3.2. Не допускается одновременное совершение нотариальных действий нотариусом и лицом, его замещающим. При передаче полномочий нотариуса электронный ключ нотариуса блокируется. При прекращении исполнения полномочий временно отсутствующего нотариуса электронный ключ лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, блокируется. Активация электронного ключа лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, осуществляется только после блокировки электронного ключа нотариуса.

Нотариус вправе в любое время приступить к осуществлению своих полномочий, при этом полномочия замещающего лица прекращаются. Издания приказа о прекращении замещения временно отсутствующего нотариуса не требуется.

3.3. Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, прекращаются:

в случае приостановления полномочий нотариуса;

в случае прекращения полномочий нотариуса;

на основании письменного заявления лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса;

на основании письменного заявления нотариуса;

в случае выявления несоответствия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, требованиям частей первой и второй статьи 2 Основ;

в случае привлечения лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, к дисциплинарной ответственности при осуществлении им нотариальной деятельности.

Территориальный орган издает приказ о приостановлении или прекращении полномочий лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, с указанием причины приостановления или прекращения указанных полномочий.

Сведения о приостановлении или прекращении полномочий лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, вносятся в реестр нотариусов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *