Лифт опасный производственный объект

  • автор:

Какие именно подъемные механизмы относятся к ОПО?

Какие именно подъемные механизмы относятся к ОПО?

Вопрос:

В Федеральном законе от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внесены изменения по лифтам — они теперь не опасные объекты. Прошу разъяснить, какие именно подъемные механизмы (лифты, эскалаторы, траволаторы) считаются опасными и при каких условиях (установленные в жилых домах, общественных зданиях, вузах, торговых центрах…)?

Ответ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующим выводам:

  • опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
  • опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры и особенности идентификации указанных опасных производственных объектов приведены в п.15 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов к опасным производственным объектам.

Обоснование:

В соответствии со п.1 ст.2 и п.3 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.

Отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта осуществляется в процессе идентификации опасного производственного объекта.

Идентификация опасных производственных объектов осуществляется на основе критериев идентификации, которые содержатся в приложении 8 к Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 года N 606, в соответствии с Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168.

Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры и особенности идентификации указанных опасных производственных объектов приведены в п.15 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов к опасным производственным объектам.

Григорович И.В.,
эксперт Линии профессиональной поддержки

Нужно ли регистрировать лифты как опасные промышленные объекты

Нужно ли регистрировать лифты как опасные промышленные объекты.

Ключевые проблемы

  • Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?

  • Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре?

  • Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов?

  • Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов?

  • Нужно ли страховать лифты?

Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?

Лифты относятся к грузоподъемным механизмам. Их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Поэтому они считались опасными производственными объектами (далее – ОПО). Как любые ОПО, они должны были быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Однако 4 марта 2013 года в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее – Закон № 116-ФЗ) были внесены поправки. В результате лифты исключили из категории ОПО. Также не упоминаются они и в классификаторе ОПО, а значит, у них нет класса опасности.

Вместе с ними перестали считаться ОПО и подъемные платформы для инвалидов (п. 3 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ).

Обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО была отменена с 15 марта 2013 года, когда поправки вступили в силу. Но фактически лифты остались ОПО. Такой вывод можно сделать из нормативных актов, принятых вслед за выводом лифтов из категории ОПО.

В первую очередь это ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»,ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Владельцы лифтов обязаны их страховать. Кроме того, за Ростехнадзором оставлена функция надзора за эксплуатацией лифтов.

Но обо всем по порядку.

Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре

До 1 января 2014 года владельцам лифтов рекомендовалось вывести их из реестра ОПО. Возникал вопрос, зачем это делать, если они и так больше не считаются ОПО. Однако разумное зерно в этом есть. Если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание провести проверку на предмет того, как выполняются требования промбезопасности. При этом будет проведено полное обследование грузоподъемного механизма, проверены такие документы, как положение о производственном контроле, план ликвидации аварийных ситуаций, заключение экспертизы промбезопасности др. И такие проверки могут проводиться раз в год.

Если выявят нарушения, штрафа не миновать. А возможно и приостановление деятельности организации. Воспрепятствовать деятельности инспектора в ходе проверки работодатель не сможет. Останется только надеяться на успешное обжалование действий и решений проверяющих. Но ведь на это уйдет немало сил и времени. Поэтому проще написать заявление в Ростехнадзор с просьбой исключить лифт из реестра ОПО.

К заявлению нужно приложить:

  • ранее выданную карту учета исключаемого ОПО;

  • ранее выданное свидетельство о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов);

  • копии документов, подтверждающих:

а) ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО (списания с баланса);

б) сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);

в) консервацию (на срок не менее года) ОПО;

г) смену организации – владельца ОПО;

д) факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);

е) изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.)1.

Настоятельно рекомендуем всем владельцам лифтов, которые этого еще не сделали, снять их с учета в Ростехнадзоре.

Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов

Хотя теперь лифты не являются ОПО, но надзор за их правильной эксплуатацией не отменили. Правда, теперь основой является ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов». На соответствие его требованиям и проводятся проверки.

Контроль за проектированием, изготовлением и монтажом ведет Росстандарт, а в процессе эксплуатации за выполнением норм промбезопасности следит Ростехнадзор. Но во время строительства и реконструкции объектов капитального строительства (дома, производственные здания и т. п.) контроль опять переходит к Ростехнадзору (подп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407).

И здесь мы получаем еще одно подтверждение, что лифт – все же весьма опасное сооружение.

Порядок проверки и ее сроки установлены Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»2.

Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов

Итак, владельцам лифтов необходимо соблюдать требования, установленные:

  • ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принят решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824);

  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 92-ст);

  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст);

  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 94-ст);

  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 95-ст);

  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 96-ст);

  • ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утвержден приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 98-ст);

  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Предупреждаем

Чтобы ввести в эксплуатацию лифт, необходимо провести оценку его соответствия Техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Для этого нужно подать заявку в аккредитованную лабораторию, которая проведет исследование. Затем владелец лифта должен оформить декларацию соответствия, приложив к ней результаты исследований, проектную документацию, паспорт лифта, монтажный чертеж, протокол проверки функционирования лифта.

В настоящий момент нет документов, регламентирующих постановку на учет лифтов в государственном реестре. Однако существует проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок ввода в эксплуатацию. Им предусматривается ведение учета лифтов в Ростехнадзоре. Там же будет прописан порядок подачи документов. Данный документ можно рассматривать как возврат к оценке лифтов в качестве ОПО.

Нужно ли страховать лифты

Выведя лифты из класса ОПО, законодатель все же признает их ОПО. Это вытекает из обязанности владельца лифта застраховать свою гражданскую ответственность.

Базовые ставки страховых тарифов зависят от количества лифтов. Они указаны в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, если в организации имеется не более 5 лифтов, базовая ставка страхового тарифа будет составлять 0,05 процента от страховой суммы. Если лифтов в организации от 6 до 10, базовая ставка поднимется до 0,10. Самая большая ставка предусмотрена для владельцев более 150 лифтов. В этом случае она составляет 1,5 процента от страховой суммы.

Размер страховой суммы для лифтов составляет 10 000 000 рублей (подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

Чтобы рассчитать стоимость страхового полиса на один год, нужно воспользоваться формулой:

СП = (СС × СТ) : 100, где

СП – стоимость полиса или страховая премия;

СС – страховая сумма;

СТ – страховой тариф.

Нетрудно определить, что минимальная стоимость полиса составляет 5000 рублей, а максимальная – 150 000 рублей.

В зависимости от уровня безопасности объекта страховая компания вправе применить понижающий коэффициент. На период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года установлен интервал понижающих тарифов от 0,7 до 1. С 1 января 2016 года граница интервалов расширится и составит от 0,6 до 1.

Таким образом, если страховщик сочтет возможным использовать максимальный понижающий коэффициент, то владелец не более 5 лифтов заплатит за страховку не 5000, а 3500 рублей.

За отсутствие страхового полиса собственник лифта может быть оштрафован на сумму от 300 000 до 500 000 рублей, а руководитель организации – от 15 000 до 20 000 рублей (ст. 9.19 КоАП РФ).

Потенциально опасные объекты и их характеристика

Среди множества объектов экономики (объектов хозяйственной деятельности — ОГД) выделяют определенную группу объектов, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения производственной аварии. Чаще всего это объекты, на которых используются или производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются опасные вещества или биологические препараты. Такие ОГД называют потенциально опасными объектами (ПНО) .

Опасными веществами для этих объектов Закон определяет химические, токсические, взрывные, окислительные, горючие вещества, биологические агенты и вещества биологического происхождения, представляющих опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды.

Все опасные вещества, которые могут вращаться на ПОО, по их свойствам НПАОП 0.00-3.08-02 разделяет на 7 категорий :

1) горючие (воспламеняющиеся) газы — газы, которые образуют в воздухе при нормальном давлении смеси, способствуют распространению пламени в детонационно или дефлаграционное режиме или могут гореть в воздухе в диффузионном режиме при истечении струей (факельное горение)

2) горючие жидкости — жидкости с температурой вспышки, равную или меньше 61 ° С в закрытом тигле или температурой вспышки, равную или меньше 66 ° С в открытом тигле (легковоспламеняющиеся жидкости согласно ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов «)

3) горючие жидкости, перегретые под давлением — горючие жидкости согласно ГОСТ 12.1.044-89, которые находятся в аппаратах, резервуарах или трубопроводах под давлением при температуре, превышающей температуру кипения при атмосферном давлении в 1,25 и более раз;

4) взрывчатые вещества — жидкие или твердые вещества или смеси веществ, которые под воздействием внешних факторов способны быстро менять свой химический состав, а этот процесс может саморозповсюджуватися с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов (класс 1 по ГОСТ 19433-88 — «Грузы опасные. Классификация и маркировка «)

5) вещества-окислители — вещества 5 класса опасности (по ГОСТ 19433-88). К этой категории относятся вещества, которые поддерживают процесс горения (например кислород, озон, хлор, оксиды азота и другие вещества в сжиженном состоянии)

6) высокотоксичные и токсичные вещества — вещества, обладающие свойствами, указанные в табл. 1.1 (ГОСТ 12.1.007-76)

Таблица 1.1

класс

вещества

ПДК в воздухе рабочей зоны, мг на 1 куб. метр

Средняя смертельная доза (LD50) при попадании в желудок, граммов на 1 кг веса тела

Средняя смертельная доза (LD50) при воздействии на кожу, мг на 1 кг веса тела

Средняя смертельная концентрация

(LD50)

воздухе миллиграммов на 1 куб. метр

Дискриминирующая доза мг на 1 кг веса тела

высоко

токсическое

<0,1

токсическое

0,1 … 1

15 … 150

100 … 500

500 … 5000

7) вещества, представляющие опасность для окружающей среды (высокотоксичные для водных организмов).

По видам аварий , которые могут произойти на ОПН и ПОО, исходя из свойств опасных веществ, и по влиянию поражающих факторов этих аварий категории опасных веществ объединяют в 3 группы :

• группа 1 (взрыв) — горючие (воспламеняющиеся) газы, горючие жидкости, перегретые под давлением, инициирующие (первичные), бризантные (вторичные) и пиротехнические взрывчатые вещества, вещества-окислители, вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов;

• группа 2 (пожар) — горючие (воспламеняющиеся) газы, горючие жидкости, горючие жидкости, перегретые под давлением, вещества- окислители, а также вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов;

• группа 3 (вредные для людей и окружающей среды) — высокотоксичные вещества, токсичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды (высокотоксичные для водных организмов), вещества, представляющие опасность для окружающей среды (токсические для водных организмов) и / или могут осуществлять долгосрочный негативное влияние на водную среду, а также вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов.

Однако не каждый ПНО способен создать такую аварию, которая может привести к возникновению очагов поражения и чрезвычайных ситуаций. Среди ПНО Закон выделяет отдельную группу объектов повышенной опасности (ОПО) , к которым относят цеха, хранилища, склады, станции и другие производства, где используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют опасные вещества в количествах, равна или превышает определенное Законом пороговое значение. Такие объекты являются реальной угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера .

Отнесение ПНО к ОПН, таким образом, основывается на величине пороговой массы опасного вещества, которая определяется или для индивидуальной опасного вещества, или для определенной их категории.

Нормативы пороговых масс опасных веществ для идентификации ОПН указаны в НПАОП 0.00-3.08-02 (табл. 1.2, 1.3)

Таблица 1.2

Нормативы

пороговых масс некоторых индивидуальных опасных веществ

Пороговая масса, тонн

Наименование опасного вещества

1 класс ОПН

2 класс ОПН

аммиак

аммония нитрат

Аммония нитрат (удобрения)

Арсенатний ангидрид, арсенатна кислота и / или ее соли

Арсенитний ангидрид, арсенитна кислота и / или ее соли

0,1

бром

хлор

Никелевые соединения (мелкодисперсный порошок),

монооксид никеля, диоксид никеля, триоксида

никеля, сульфид никеля (II), сульфид никеля (III)

Формальдегид (концентрация более 90 процентов)

водород

Фосфористый водород (фосфин)

0,2

Хлороводород (сжиженный газ)

алкильные группы свинца

ацетилен

этилена оксид

пропилена оксид

метанол

кислород

сероводород

Мышьяковистой водород (мышьяк)

0,2

серы диоксид

серы триоксид

7,5

Угольной кислоты дихлорангидрид (фосген)

0,75

0,3

Метилизоцианат

0,15

4,4 — метилен — бис (2 — хлоранилин) и / или соли в порошкообразном состоянии

0,01

Толуидиндизоционат

Примечание. Массовое содержание азота в аммонии нитратов и удобрениях на его основе должен составлять более 28%, а водные растворы аммония нитрата должны содержать более 90% азота.

Таблица 1.3

Нормативы

пороговых масс опасных веществ по категориям

Категория опасных веществ

Пороговая масса, тонн

1 класс ОПН

2 класс ОПН

Горючие (воспламеняющиеся) газы

горючие жидкости

Горючие жидкости, перегретые под давлением

Инициирующие (первичные) взрывчатые вещества

Бризантные (вторичные) и пиротехнические взрывчатые вещества

Вещества-окислители

высокотоксичные вещества

токсичные вещества

Вещества, представляющие опасность для окружающей среды (высокотоксичные для водных организмов)

Вещества, представляющие опасность для окружающей среды (токсические для водных организмов) и / или могут осуществлять долгосрочный негативное влияние на водную среду

Вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой

Вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов

Промышленные объекты, которые имеют в своем составе ОПН, должны также иметь декларацию своей безопасности.

По виду опасных веществ, используемых в производственном процессе, ПНО подразделяют на:

• взрыво- пожароопасные (ВНО)

• химически опасные (ХОО)

• радиационно опасные (РНО).

По функциональным признакам ПНО разделяют на гидротехнические сооружения, объекты энергетики, транспортные коммуникации и др.

На территории Полтавской области находится 117 ХОО, 76 ВНО и 41 РНО. Кроме этого, в области сосредоточены 2 потенциально пожароопасных объекта, 14 производственно опасных объекта, 7 гидродинамически опасных объекта, 2 потенциально опасных энергогенерирующих объекта, 9 потенциально опасных магистральных трубопроводов и транспортных коммуникаций, 9 потенциально опасных об объектов коммунально-хозяйственного комплекса.

В общем Государственный реестр Украины содержит данные о 9424 ПНО, в которые входят промышленные предприятия, шахты, карьеры, магистральные газопроводы, нефтепроводы, продукто-проводы, гидротехнические сооружения, узловые железнодорожные станции, мосты, тоннели, накапливаемые и полигоны промышленных отходов, места хранения опасных веществ.

К ВНО относят предприятия и производства, которые производят, используют, хранят или транспортируют вещества, способные гореть и взрываться. Типичными представителями пожароопасных объектов является деревообрабатывающие предприятия, склады и базы горючих материалов и т. Взрывоопасными объектами являются предприятия по изготовлению, хранению и транспортировке взрывчатых веществ, угольной и древесной пыли, мучные, нефтеперерабатывающие и другие предприятия такого рода. Аварии на этих предприятиях представляют собой чаще всего пожары и взрывы и сопровождаются повреждением и уничтожением материальных ценностей, травмированием и гибелью людей.

Химически опасные объекты (ХОО) имеют дело с токсичными химическими веществами в количествах, достаточных в случае выхода их в окружающее пространство при аварии для массового поражения людей и животных. К ХОО относят химические предприятия, производящие или использующие в технологических процессах СДЯР. Это могут быть водопроводные станции, станции по обеззараживанию канализационных стоков, холодильники, продуктопроводы, (амиако-, хлоропроводы) и другие объекты. В результате аварий на ХОО образуются зоны и очаги химического заражения, нахождение в которых людей, животных и растений связано с их поражением.

Радиационно-опасные объекты (РНО) представляют собой предприятия, работающие с техногенными источниками ионизирующего облучения. К ним относят предприятия ядерного топливного цикла, включающих в себя шахты и рудники по добыче ядерного топлива, обогатительные фабрики, предприятия по производству теплоизлучающих элементов, атомные электростанции, теплоэлектроцентрали, суда гражданского и военного назначения с ядерными энергетическими установками, предприятия по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Аварии на РНО связанные с образованием зон радиоактивного заражения. В некоторых случаях при крупных авариях они охватывают большие территории, которые могут быть полностью выведены на длительное время с хозяйственного оборота. Люди и животные, оказываются в пределах зон радиоактивного поражения, как правило, получают радиоактивные поражения различной тяжести.

Гидротехнические сооружения предназначены для использования водных ресурсов и для борьбы с вредным воздействием водной стихии. К ним относятся плотины, дамбы, валы, каналы, шлюзы, трубопроводы, тоннели, моли, водохранилища, хвосто- и шламохранилища горнометаллургических предприятий и другие инженерные сооружения. Совокупность гидротехнических сооружений представляет собой гидроузел. Гидроузлы могут быть назначены для получения электроэнергии, улучшение судоходства или лесосплава, забора воды для водоснабжения или орошения. Первые из них называются гидроэнергетических узлов, вторые — транспортных, третьи — водозаборных. К числу общих гидротехнических сооружений, входящих в состав гидроузла, относят плотины, водосбросы, водостоки и водоспуски, льодо- и шугоскиды, устройства для льодозахисту и льодозатримкы. Специальными сооружениями гидроузлов является судоходные устройства (шлюзы), здания гидроэлектростанций, устройства для лесосплава и другие сооружения. Потенциально опасными являются гидротехнические сооружения, на которых возможны гидродинамические аварии, связанные с распространением с большой скоростью воды.

NON MULT A, SED MULTUM

Шуга — рыхлые скопления твердой фазы агрегатного состояния вещества в его жидкой фазе состояния. В зависимости от количества льда шуга сохраняет способность течь как жидкость или теряет эту способность из-за возникновения пробок. При любом количестве шуги в жидкости снижается и текучесть. Водная шуга обычно формируется в водотоках или водоемах при температуре воздуха, близких к замерзанию воды (0 ° С), и состоит из льда.

При авариях, сопровождающихся повреждением или разрушением плотин гидроузлов , накопленная потенциальная энергия водохранилища высвобождается в виде волны прорыва, который образуется при выливании воды через проран в теле плотины. Имея огромную энергию, волна прорыва распространяется речной долиной на сотни километров, образуя широкий очаг поражения с разрушением зданий и сооружений, инфраструктуры, нанесением ущерба окружающей среде, гибелью людей и животных. При нахождении в зоне действия волны прорыва радиационно и химически опасных объектов возможно образование зон и, соответственно, ячеек химического и радиоактивного заражения. Возможны пожары и взрывы при разрушении пожаро- и взрывоопасных объектов, пожары в зданиях и сооружениях в результате короткого замыкания в электрических сетях.

К потенциально опасных объектов энергетики относят тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, газоперекачивающие станции, котельные и др. Аварии на объектах энергетики могут представлять собой пожары, взрывы котлов и сосудов, работающих под давлением, газовоздушных смесей при выходе газа в окружающее пространство. При масштабных авариях с газом возможно образование зон химического заражения. Типичными последствиями аварий на потенциально опасных объектах энергетики является повреждение и разрушение производственных зданий и сооружений, оборудования, травмирования и гибели людей.

Потенциальная опасность транспортных коммуникаций прежде всего связана с транспортировкой ними потенциально опасных веществ. Аварии на транспорте — явление довольно частое. Они обусловлены техническими неисправностями, плохим состоянием коммуникаций, человеческим фактором. Наибольшее количество аварий приходится на автомобильный транспорт, однако и на других видах транспорта — железнодорожном, воздушном, водном и трубопроводном — они возникают достаточно часто. Вид аварии, ее масштабы и последствия определяются видом транспорта, количеством и видом груза, транспортируемого. На транспортных коммуникациях принципиально возможные все виды аварий и последствий, которые имеют место на других ПНО.

Техногенная безопасность в Украине достигается за счет осуществления следующих мер:

• выявление всех факторов опасностей техногенного характера, включая выявление опасности выпускаемой продукции, технологических процессов, операций, производственных объектов и объектов жизнеобеспечения населения;

• оценки степени (степени) опасности объектов техносферы с применением комплексных методов оценки, которые предусматривают проведение учета пожароопасных и взрывоопасных и других потенциально опасных объектов, состояние электробезопасности, проверку надежности емкостей и сосудов, находящихся под давлением и т.д. , а также учета реальных гидрогеологических, климатических и погодных условий, выявление наиболее опасных узлов и объектов, способных в экстремальных условиях вызвать цепную реакцию и наиболее разрушительные последствия;

• разработка прогнозов относительно возникновения, развертывания во времени и пространстве чрезвычайных ситуаций техногенного характера, ликвидации их последствий, оценки размеров возможных потерь и убытков;

• разработка превентивных и профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение устойчивой и безаварийной работы объектов хозяйствования.

Опасности техногенного характера. Их краткая характеристика. Понятие о потенциально опасных объектах и их классификация.

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»

Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:

— на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;

— на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).


Техногенная опасность — состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило, техногенные ЧС возникают вследствие аварий, сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или) энергии.

Базовая классификация ЧС техногенного характера строится по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС:

· транспортные аварии (катастрофы);

· пожары, взрывы, угроза взрывов;

· аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

· аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ;

· аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

· внезапное обрушение зданий, сооружений;

· аварии на электроэнергетических системах;

· аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

· аварии на очистных сооружениях;

· гидродинамические аварии.

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др.

Техногенные опасности по воздействию на человекамогут быть механическими, физическими, химическими, психофизиологическими и т.д.

Под механическими опасностями понимаются такие нежелательные воздействия на человека, происхождение которых обусловлено вилами гравитации и кинетической энергии тел.

Действие электрического тока на человека носит многообразный характер. Проходя через организм человека, электрический ток вызывает термическое, электролитическое, а также биологическое действия.

Лазерное излучение представляет опасность для человека, наиболее опасно оно для органов зрения. Практически на всех длинах волн лазерное излучение проникает свободно внутрь глаза. Лучи света, прежде чем достигнуть сетчатки глаза, проходят через несколько преломляющих сред: роговую оболочку, хрусталик, стекловидное тело. Энергия лазерного излучения, поглощенная внутри глаза, преобразуется в тепловую энергию. Нагревание может вызвать различные

Опасными и источниками вибрации являются технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины, тяжелый автотранспорт.

Источниками электромагнитных полей радиочастот являются радиотехнические объекты, телевизионные и радиолокационные станции, термические цехи.

Значительными источниками теплового загрязнения среды обитания являются тепловые и атомные электростанции (ТЭС и АЭС).

Источниками ионизирующего облучения человека в окружающей среде являются космические облучения, облучение от природных источников, медицинские обследования, ТЭС и АЭС, радиоактивные осадки и т.п.

Потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки.
В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:

1. Радиационно опасные объекты
2. Химически опасные объекты
3. Взрыво- и пожароопасные объекты
4. Опасные транспортные средства
5. Опасные технические сооружения.

Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.

По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

1 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;

2 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;

3 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;

4 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;

5 класс — потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.

Ростехнадзор принял решение отменить свой приказ о перегруппировке опасных производственных объектов (ОПО), которая могла обойтись предпринимателям в 2 млрд руб. дополнительных расходов и создать сложности с исполнением закона об обязательном страховании. Как стало известно “Ъ”, в Минюсте проходит регистрацию приказ службы, возвращающий классификацию ОПО на состояние до января 2018 года.

Техническая реформа ОПО может вернуться в исходное положение спустя три месяца с момента своего старта. Как стало известно “Ъ”, в Минюст на регистрацию поступил приказ Ростехнадзора о распределении по классам опасности ОПО. Напомним, последнее изменение требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных объектов вступило в силу с 1 января 2018 года. Оно предполагает сокращение классификации ОПО с 203 до 87 наименований. Существует четыре класса объектов по степени их опасности. От класса зависит частота проверок ОПО. Четвертый класс объектов не проверяется, третий — проверяют раз в три года, второй — раз в год, объекты первого класса мониторят постоянно.

Перегруппировка, которую Ростехнадзор запустил с 1 января 2018 года, оставила без изменений только 21 их типовое наименование, 120 были изменены, из них 11 исключены (примерно 500 относящихся к ним объектов должны были перестать считаться опасными). При этом еще 51 вид объектов должен будет присоединиться к другим категориям — это должно было затронуть более 8 тыс. объектов, их владельцам пришлось бы заниматься планированием локализации и ликвидации последствий аварий, созданием систем управления промбезопасностью, разработкой деклараций промышленной безопасности и проведением экспертиз.

По оценкам РСПП, реформа стоила бы бизнесу 2 млрд руб. дополнительных расходов.

Кроме того, из-за отсутствия новых тарифов по страхованию ответственности владельцев ОПО перегруппированных категорий собственники объектов могли столкнуться с запретом на эксплуатацию. РСПП обращался к главе «Открытого правительства» Михаилу Абызову и руководству Ростехнадзора с просьбой отменить перегруппировку и дать время на подготовку к реформе (см. “Ъ” от 19 февраля).

Как разъяснила “Ъ” вице-президент НССО Светлана Гусар, приказ, который должен быть зарегистрирован в Минюсте, по сути, возвращает прежние типовые наименования опасных объектов, действовавшие до января 2018 года. «Часть объектов, которые в соответствие с законодательством о промышленной безопасности перестали считаться опасными объектами — исключены из приказа. Это участки отвала горных пород и по добыче торфа. Лифты, платформы подъемные для инвалидов и эскалаторы также исключены из перечня опасных объектов, но ответственность владельцев указанных объектов подлежит страхованию по закону,— говорит Светлана Гусар. По указанным объектом у страхового сообществ возражений нет, однако по остальным объектам предстоят дискуссии». По ее словам, страховое сообщество совместно с РСПП планируют участвовать в обсуждении при подготовки новой версии приказа Ростехнадзора.

Татьяна Гришина, Дмитрий Козлов

Как предлагается изменить противопожарное страхование

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) отправил в Госдуму предложения по введению обязательного страхования ответственности владельцев мест массового пребывания. Союз предлагает установить лимит выплат в 2 млн руб. за ущерб жизни и здоровью каждого посетителя и до 500 тыс. руб.— за вред его имуществу. Минфин не видит оснований для создания отдельного закона и предлагает расширить перечень опасных объектов путем включения в него торговых центров, кинотеатров, вокзалов, что автоматически приведет к обязанности их владельцев страховаться по схеме опасных предприятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *