Льготы малому бизнесу

  • автор:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ В ВИДЕ ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ

ОБЪЕКТОВ (ДАЛЕЕ — НТО) В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъектов МСП), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии предпринимательства).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства региональные программы развития субъектов МСП — это нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития МСП, в том числе отдельных категорий субъектов МСП, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются федеральными программами развития субъектов МСП, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с частью 2 указанной статьи при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки субъекты МСП должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 указанного закона, и условиям, предусмотренным соответствующими программами развития субъектов МСП.

Таким образом, наличие программы развития субъектов МСП, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, ФАС России приходит к выводу о необходимости наличия в программах поддержки субъектов МСП критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.

При соблюдении указанных условий предоставление государственных и муниципальных преференций субъектам МСП в соответствии с федеральной, региональной, муниципальной программой развития субъектов МСП может осуществляться без согласования с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При отсутствии соответствующих программ развития субъектов МСП у органов власти отсутствуют правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, предоставление государственных или муниципальных преференций таким хозяйствующим субъектам с предварительного согласия антимонопольных органов возможно в иных целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Важно!

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Минздрав разослал на согласование в ведомства спешно подготовленный по заданию Дмитрия Медведева законопроект о более щадящем повышении страховых взносов для малого бизнеса, занятого в производственной и социальной сферах. Как следует из имеющегося у «Ъ» проекта, льготу предполагается предоставлять по закрытому перечню из 17 видов экономической деятельности, вне которого оказалось большинство предприятий, оказывающих услуги населению, в том числе общественное питание и перевозка пассажиров. Как предприятия будут доказывать, что занимаются именно тем видом бизнеса, а не иным, и кто это будет, в конечном счете, определять проект не объясняет.

Более плавное увеличение налогов для части малого бизнеса стало одной из главных новостей прозвучавшего на прошлой неделе послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Президент объявил, что в 2011 и 2012 годах малые предприятия в «производственной и социальной сферах» вместо 14% будут платить взносы по ставке 26% (остальной бизнес — по 34%). Объединение «Опора России» сразу же подсчитало, что под льготу подпадет лишь 15-17% предприятий малого бизнеса — основная часть мелких предпринимателей (по разным оценкам, от 50 до 80%) работают в торговле, которую власти признали не нуждающейся в поддержке.

Премьер Владимир Путин 1 декабря поручил Минздраву в ускоренном порядке подготовить законопроект, разъясняющий, какие именно предприятия смогут воспользоваться льготным периодом. Еще до появления этих критериев вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что льгота должна достаться только компаниям, использующим упрощенную систему налогообложения. Поясним, что часть малого бизнеса находится на общем режиме уплаты налогов и платит взносы по ставке 26%, а не 14%, как «упрощенцы» и плательщики вмененного налога (ЕНВД).

Исходя из такой трактовки президентского заявления, Алексей Кудрин оценил потери бюджета от льготы в 41 млрд руб. за два года.

Совещание по концепции проекта у помощника президента Аркадия Дворковича прошло в минувшую пятницу, 3 декабря, и уже вчера Минздрав разослал документ на согласование ведомствам. В Минздраве вчера отказались комментировать проект, однако «Ъ» удалось ознакомиться с его содержанием. В тексте возобладал подход Минфина к трактовке президентского обещания: под малым бизнесом была понята лишь малая его часть — организации и индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку». Между тем, по данным «Опоры», упрощенную систему используют лишь 35% всех малых предпринимателей, еще 55% платят ЕНВД, а 10% вносят все «стандартные» налоги.

Урезав таким образом малый бизнес на две трети, Минздрав предложил закрытый перечень из 17 подпадающих под льготу видов деятельности — он составлен в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Среди них производство пищевых продуктов, производство минеральных вод и других безалкогольных напитков, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи и обуви, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство мебели, спортивных товаров и игрушек, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность в области спорта.

На один из главных вопросов, как именно будет определяться принадлежность того или иного предприятия к этим видам деятельности, проект не отвечает. В нем лишь сказано, что порядок такого подтверждения утвердит правительство. В пояснительной записке к проекту отмечается, что «расширение сферы применения льгот возможно только при условии создания эффективного механизма идентификации плательщиков страховых взносов» — тем самым Минздрав признает сложности отделения льготников от остальных предпринимателей. В финансово-экономическом обосновании к проекту сообщается, что на компенсацию потерь от льготы федеральный бюджет должен будет перечислить Пенсионному фонду 25,9 млрд руб. в 2011 году и 28,98 млрд руб.— в 2012-м.

В Минфине «Ъ» сообщили, что пока законопроект в это ведомство не поступал. В Минэкономики документ получили и уже начали дискутировать по нему с Минздравом — в экономическом ведомстве хотят по возможности расширить круг льготников. Отметим, в списке Минздрава не нашлось места ни общепиту, ни гостиницам, ни транспортным компаниям, оказывающим услуги населению. «Наша позиция заключается в том, что под льготу не подпадают только предприятия, работающие в торговле, в сфере предоставления финансовых услуг и операций с недвижимостью. Все остальные должны подпадать»,— заявила вчера глава Минэкономики Эльвира Набиуллина. По ее словам, отдельно следует обсудить аптеки — «это «пограничная зона», хотя формально они торговые предприятия, но у них есть большая социальная функция». Оспаривает Минэкономики и проведенное Минздравом «усечение» малого бизнеса по принципу режима налогообложения. «Мы считаем, что льгота должна быть распространена на весь малый бизнес — вне зависимости от того, работает ли он на общем или на специальном налоговом режиме»,— сказал «Ъ» директор департамента инвестиционной политики Минэкономики Сергей Беляков.

Вадим Вислогузов

Налоговые льготы охватывают 29 видов деятельности малого и среднего бизнеса

Комплексные меры поддержки предприятий, пострадавших в период действия карантинных ограничений, охватывают более миллиона субъектов МСБ.

Как сообщил в ходе отчетной встречи с населением министр национальной экономики Руслан Даленов, только налоговые льготы охватывают предприятия МСБ по 29 различным секторам экономики, передает пресс-служба Министерства национальной экономики РК.

«Развитие МСБ — главный фактор диверсификации экономики, обеспечения занятости, макроэкономической стабильности, а также производства товаров и услуг для населения. Как известно, в текущей ситуации ограничительные карантинные меры оказали прямое влияние на МСБ, особенно на микробизнес. Поэтому, для поддержки МСБ предоставлены налоговые стимулы, расширяется кредитование и принимаются меры по дальнейшему облегчению условий ведения бизнеса», — отметил министр.

В частности, напомним, мерами налогового стимулирования предусмотрена отсрочка до 1 июня 2020 года для всех субъектов малого и среднего бизнеса на уплату всех налогов и социальных платежей.

В наиболее уязвимых секторах экономики до конца года обнулена ставка налога на имущество.

Для производителей сельскохозяйственной продукции по землям сельскохозяйственного назначения снижена до нуля ставка земельного налога до конца года.

Снижена ставка НДС с 12% до 8% для реализации и импорта социально значимых продовольственных товаров до 1 октября 2020 года.

В наиболее пострадавших секторах экономики с 1 апреля до 1 октября 2020 года установлены нулевые ставки по налогам и социальным платежам с фонда оплаты труда.

Это 0% индивидуальный подоходный налог с зарплаты, обязательные пенсионные взносы, социальный налог и социальные отчисления, взносы на обязательное медицинское страхование.

В целом, налоговые льготы получили субъекты малого бизнеса, работающие в 29 секторах экономики.

Также, добавил министр, важной поддержкой микро- и малого бизнеса стала реализация инициативы Главы государства, озвученной в прошлом году — освобождение от налога на доходы микро- и малого бизнеса на три года (с 2020 по 2022 годы)

«В результате более 1 млн. субъектов микро- и малого предпринимательства за три года сэкономят порядка 382 млрд. тенге по налогам», — отметил Даленов.

Также принят комплекс мер по расширению доступа бизнеса к финансированию, поскольку именно доступность кредитов и залогов «является фактором развития МСБ, особенно микробизнеса».

«Поэтому, в госпрограмму «ДКБ 2025» будет включено новое направление — «микрокредитование малого и микробизнеса». Финансирование будет доступно по ставке не более 6% за счет субсидирования. На сегодня ставки по таким кредитам высокие. Новое направление позволит получить кредиты по ставке 6%. Кредиты будут выдаваться до 5 млн. тенге на пополнение оборотных средств и до 20 млн. тенге — на производственные нужды. Это позволит охватить большой круг представителей микробизнеса», — подчеркнул Даленов.

При этом решается и вопрос предоставления залога. Фондом Даму будет обеспечено гарантирование до 85% основного долга займа. Министр отметил, что новое направление микрокредитования планируется запустить в течение месяца.

См. также:

Расширен перечень отраслей, которым предоставляется отсрочка платежей по кредитам

Дополнительную налоговую амнистию проведут в Казахстане

Государство в 2019 году в 11 раз увеличит субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях — до 7,2 млрд руб. Планируется распространить льготы и на другие отрасли Читать в полной версии Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Государство готово в 2019 году компенсировать российским банкам 7,2 млрд руб. недополученных доходов при кредитовании по льготным ставкам малых и средних предприятий (МСП) в приоритетных отраслях. Это следует из проекта федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы, с которым ознакомился РБК. В бюджете на текущий год на эти цели заложено в 11 раз меньше — 635,5 млн руб.

Расходы на субсидирование кредитов МСП планируется увеличить за ближайшие шесть лет еще почти в десять раз, до 66,6 млрд руб. в 2024 году. Общая сумма расходов на шестилетку на эти цели запланирована на уровне 190,9 млрд руб.

Речь идет о выдаче кредитов на проекты в приоритетных отраслях по ставке 6,5%. Согласно действующим правилам, разницу с рыночными ставками в размере 3,1% по кредитному договору для среднего и 3,5% для малого бизнеса банкам возмещает бюджет. Если заложенные в этом году средства позволяют выдать кредитов на 20 млрд руб., то в 2019 году речь может идти уже о льготном кредитовании более чем на 200 млрд руб. Программа льготного кредитования МСП была утверждена постановлением правительства от 30 декабря 2017 года и начала действовать в этом году.

Увеличение поддержки малого и среднего бизнеса осуществляется во исполнение нового майского указа президента РФ Владимира Путина, который поручил правительству увеличить количество занятых в сфере МСП до 25 млн человек к 2024 году (по состоянию на 1 июля 2018 года — 19,2 млн человек), а в послании Федеральному собранию поставил цель — нарастить вклад МСП в ВВП до 40% (по данным МЭР, в этом году 19,9%).

В настоящее время правительство разрабатывает национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающий в том числе и меры, способствующие увеличению кредитования МСП. Одна из обозначенных целей — увеличить объем кредитного портфеля малого и среднего предпринимательства с 4 трлн (на 31 декабря 2017 года) до 9 трлн руб. (в 2024 году), следует из предварительной документации к проекту.

Изменить правила

Сами правила льготного кредитования малого и среднего бизнеса к 2019 году также могут поменяться. Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства, которое предусматривает распространение льгот на кредиты для МСП не из приоритетных отраслей. Для них ставку предполагается рассчитывать по формуле «ключевая ставка плюс 2 п.п., но не более 8,5%», тогда как для МСП из приоритетных отраслей ставка по-прежнему не должна превышать 6,5%. Возмещать банкам планируется 3,5% за кредиты малому и 3,1% — среднему бизнесу из приоритетных отраслей, а за кредиты МСП, которые работают по другим направлениям, — 2%.

Какие отрасли считаются приоритетными

К приоритетным отраслям относятся сельское хозяйство, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, а также отрасли экономики, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники (этот список впоследствии может корректироваться).

С внесением в программу изменений, в частности, можно ожидать рост спроса на льготные кредиты со стороны предприятий оптовой и розничной торговли, считает эксперт группы банковских рейтингов АКРА Михаил Доронкин.

В Минэкономразвития пояснили, что предлагаемые изменения позволят увеличить количество льготных кредитов, что в итоге будет способствовать более активному развитию малого бизнеса и росту его доли в ВВП. «На конец 2018 года планируется апробация новых параметров программы для последующего распространения на 2019 год», — добавили в ведомстве.

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Министерство также планирует расширить число банков — участников программы, в первую очередь за счет некрупных региональных банков, которые имеют опыт кредитования субъектов МСП, рассказали РБК в МЭР. Сейчас в программе задействовано 15 банков. Среди них четыре системно значимых — Альфа-банк, Россельхозбанк, ВТБ, Сбербанк и 11 региональных — РосЕвроБанк, «Акцепт», «Интеза», банк «Левобережный», «Санкт-Петербург», Запсибкомбанк, КБ «Ассоциация», Примсоцбанк, банк РНКБ, банк ТКБ и МСП Банк. В течение 2018 года 15 уполномоченных банков заключили 1056 льготных кредитных договоров с субъектами МСП по программе на общую сумму 48,4 млрд руб., сообщили РБК в Корпорации МСП.

Пока паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не утвержден, говорить об окончательных объемах финансирования программы рано, отметили в МЭР и Корпорации МСП.

Успешно освоить субсидии

Запланированное в проекте бюджета финансирование программы Минэкономразвития по льготному кредитованию малого и среднего бизнеса действительно существенно, отмечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Это большие суммы, но, думаю, они могут быть реализованы, поскольку для многих субъектов МСП эта программа — возможность выжить и реализовать свои проекты», — говорит он.

Программа льготного кредитования МСП действительно работает. «Конечно, у компаний могут возникать определенные трудности, они сталкиваются с серьезной бюрократией, и это неудивительно: чтобы получить кредит на таких выгодных условиях, компания должна соответствовать множеству требований. При этом лично я видел довольно большой перечень предприятий, которым в рамках этой программы удалось получить кредиты», — утверждает Корочкин.

Программа Минэкономразвития предоставляет гораздо более выгодные условия малым и средним предприятиям по сравнению с одновременно действующей программой ЦБ по стимулированию кредитования МСП в приоритетных отраслях (ставка для кредитов объемом не менее 3 млн руб. — 10,6% для малого бизнеса и 9,6% — для среднего), подчеркивает вице-президент «Опоры России». И расширение этой программы, по его мнению, продиктовано потребностью увеличить помощь субъектам МСП: «Нет отраслей, которые бы были неприоритетными для малого и среднего бизнеса, весь сегмент МСП нуждается в материальной поддержке».

По мнению Михаила Доронкина, предлагаемые нововведения будут способствовать более успешному «освоению» банками лимита субсидий. Ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерина Михлина, в свою очередь, отметила, что оценить возможный эффект от предлагаемых изменений по льготному кредитованию МСП пока трудно. Сохранение напряженной ситуации на валютном рынке, а также ожидаемое замедление темпа роста ВВП продолжат сдерживать рост кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до конца этого года, считает она.

В банке РНКБ соглашаются, что меры по расширению программы льготного кредитования будут иметь положительный эффект. «Очень важно, что государство закладывает дополнительные средства в бюджет на предоставление новых льготных кредитов в рамках данной программы в следующем году. Это будет способствовать дальнейшему развитию малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, строительству новых объектов, реализации новых инфраструктурных проектов и производств и в целом улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых потребителям», — говорят в РНКБ. В Сбербанке также одобряют расширение льготного кредитования, отмечая, что поддерживают «все программы, которые помогают сохранять и приумножать средства клиентов». В других банках — участниках программы на запросы РБК не ответили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *