Кто такой лицензиар и лицензиат

  • автор:

Особенные разрешения для предпринимателей

Лицензирование отдельных видов деятельности

Статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ). В соответствии со статьей 2 этого закона лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на­ осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Перечень видов деятельности, требующих лицензии, строго определен статьей 17 Закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никто больше. Передача данного разрешительного документа одним лицом другому не допускается.

Для получения лицензии предприниматель должен представить необходимый набор документов в соответствующий отрасли его деятельности государственный орган. Это может быть МВД России – для частных охранных предприятий, ФМС – для предпринимателей, занимающихся трудоустройством граждан РФ за рубежом, Росздравнадзор – для предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью, Ространснадзор – для предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, и т.д. (перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45). Чтобы документы не потерялись, их нужно сдавать по описи, на­ которой лицензирующий орган ставит свою отметку о приеме документов.

В представляемый набор должны входить следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя с указанием лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный ­предприниматель намерен осуществлять;
  • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала, в случае если копия не заверена нотариусом);
    документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Закон № 128-ФЗ дает право помимо указанных бумаг требовать от предпринимателя копии таких документов, перечень которых определяется в соответствии с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Их наличие будет свидетельствовать, что предприниматель сможет выполнить лицензионные требования и условия. Лицензирующий орган также может попросить предпринимателя представить документы, которые предусмотрены для осуществления определенного лицензируемого вида деятельности, наличие которых предусмотрено федеральными законами, регламентирующими данный вид деятельности.

В то же время не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом № 128-ФЗ и иными федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор. Причем он варьируется в зависимости от вида деятельности предпринимателя (ст. 333.33 НК РФ). Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании можно продлить по заявлению лицензиата.

Кстати, работой без лицензии считается:

  • осуществление деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании;
  • ведение бизнеса после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;
  • осуществление деятельности в период приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий;
  • работа после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом;
  • ведение бизнеса по истечении срока действия лицензии, если этот срок заблаговременно не продлен;
  • необращение в лицензирующий орган за лицензией, хотя ­деятельность требует лицензирования.

Если предприниматель ведет деятельность, для которой необходимо специальное разрешение, но не получает его, то он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в соответст­вии со статьей 6.2 КоАп РФ предприниматель, занимающийся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии, будет оштрафован на сумму до 2 000 руб.

А статья 14.1 КоАП РФ предусматривает общее наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в размере до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной ­продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение условий, установленных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, грозит предпринимателю штрафом в размере до 4 000 руб. (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

К подобным нарушениям относятся:

  • несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и ­реализуемой продукции;
  • несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
  • осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии;
  • иные нарушения.

За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена также уголовная ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ).

Если такое произошло и предприниматель работал без лицензии, нанося ущерб гражданам или организациям, то он может быть наказан штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода (своего) за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Сертификация товаров, работ, услуг

Итак, лицензию вы получили. Но оказалось, что произведенные вами продукция или услуги должны быть сертифицированы. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

Фрагмент документа

Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ

Заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие ­выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить ­добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно для проверки на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23 Закона № 184-ФЗ). Его объектом может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Закон придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату соответствия независимо от схем обязательного подтверждения. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

Заявитель должен следить за тем, чтобы продукция соответствовала требованиям технических регламентов, и выпускать ее в обращение только после подтверждения соответствия (п. 2 ст. 28 Закона № 184-ФЗ).

Как определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации? Для этого необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013, которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Например, к числу сертифицируемых товаров относятся товары для детей, продовольственные товары, косметические товары и т.п.

Закон разрешает обращаться в любой из аккредитованных органов по сертификации. Это важно, поскольку услуги по сертификации являются платной и достаточно хлопотной процедурой. Значит, предприниматель может выбрать тот орган, где сертификацию проведут дешевле и быстрее.

Например, некоторые органы сертификации запрашивают для рассмотрения не менее 28 различных документов. В их число входят следующие:

  • заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТа Р;
  • приложение к заявке на сертификацию услуг;
  • анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли);
  • свидетельство о госрегистрации предпринимателя;
  • заключение ЦГСЭН;
  • журнал регистрации государственных проверок;
  • инструкция по охране труда;
  • график проведения инструктажа.

Если добавить, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать внушительных сумм (нескольких десятков тысяч рублей), то становится ясно, что очередное благое начинание государст­венных органов превращается в тяжелое бремя для предпринимателей. Поскольку на этапе становления бизнеса (да и в ходе его функционирования) сумма расходов за сертификацию, как и сама процедура прохождения ­сертификации, не каждому предпринимателю по карману.

Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее все-таки необходимо. Ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан, а, кроме того, статья 19.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.

Так, реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответст­вовать указанная продукция, а также недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение ­административного штрафа в размере до 1 000 руб. с конфискацией товаров.
В то же время за отсутствие обязательной сертификации лицо может быть привлечено к ответственности и по другим статьям КоАП РФ. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 20.4 КоАП РФ продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, влечет наложение административного штрафа в размере до 2 000 руб.

Кроме получения лицензий и сертификатов существует еще одна необходимая процедура – проведение обязательных медосмотров среди работников. Об этом читайте в следующем номере журнала.

Лицензиар

Лицензиар

Лицензия (lat. litentia) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.

Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне — лицензиату право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна.

В бизнесе

Отдельные виды деятельности лицензируются, то есть, ими разрешено заниматься только после предварительного получения разрешения от властей — лицензии.

В России перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством, а именно, законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законом РФ «О связи». Как правило, законом устанавливаются общие принципы и назначается государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии, а порядок выдачи лицензий определяется подзаконными актами. Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии наказывается в уголовном порядке (ст.171 УК РФ).

В патентном праве

Патентной лицензией или лицензионным договором называется договор, содержащий в себе разрешение патентообладателя использовать принадлежащее ему изобретение (полезную модель, промышленный образец) другому лицу. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

При исключительной лицензии лицензиату передается право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

В авторском праве

В данной области лицензией именуют лицензионный договор (ст.1235 ГК), то есть договор, по которому обладатель исключительного права предоставляет лицензиату право использования (то есть право копирования, распространения экземпляров, переработку, передачу по проводам и прочие, предусмотренные законом исключительные авторские права) произведения предусмотренными способами в предусмотренных пределах. При этом исключительные права на произведение не отчуждаются, в отличие от «договора об отчуждении исключительного права» (ст.1234 ГК).

При передаче прав на использование программ для ЭВМ возможен особый порядок заключения лицензионного договора путем изложения условий договора на обертке товара.

Так называемые лицензии на свободное программное обеспечение или лицензии на программное обеспечение с открытым исходным кодом являются реакцией сообщества разработчиков на установление копирайта на программное обеспечение и безвозмездно предоставляют определенные права каждому получившему экземпляр.

Экземпляры произведений, созданные правомерно — в соответствии с условиями лицензионного договора или же правообладателем самостоятельно. — называют в просторечии лицензионными. Копии, создание которых повлекло нарушение исключительных авторских прав, называют контрафактными или, в просторечии, пиратскими.

В других областях

Также «лицензией» называют разные другие виды разрешений — разрешение на охоту («лицензия на кабана»), разрешение на управление транспортным средством («водительская лицензия»), разрешение действовать как в боевой обстановке («лицензия на убийство») и т. п.

Термины и понятия

Перечень основных терминов лицензионной отрасли

Лицензирование (licensing) — это использование объектов интеллектуальной собственности в производстве, оформлении, рекламе товаров и услуг. Лицензирование объединяет интересы владельцев брендов, производителей и розничных торговых компаний, позволяя полностью раскрыть и расширить потенциал бренда.

На мировом лицензионном рынке существует несколько видов лицензирования:

– лицензирование персонажей и развлекательного контента – лицензирование товарных знаков и корпоративных брендов – лицензирование в сфере моды – лицензирование в сфере спорта – лицензирование в сфере искусства

Лицензиар (licensor) — юридическое \ физическое лицо \ индивидуальный предприниматель, собственник изобретения, патента, технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование своих прав в определенных пределах. Лицензиарами могут выступать патентообладатели, владельцы товарных знаков \ брендов, ноу-хау.

Лицензиат (licensee) – юридическое \ физическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности или использование объекта интеллектуальной собственности, соглашающиеся оплачивать вознаграждение (роялти).

Лицензионное агентство (licensing agency) — юридическое лицо, уполномоченный представитель лицензиара, наделенный правом вести переговоры от его лица, предоставлять лицензии, контролировать исполнение лицензионных договоров и осуществлять правовую защиту брендов.

Лицензионный договор (licensing agreement) — договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование объектов интеллектуальной собственности (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это соответствующее вознаграждение (роялти).

Срок действия лицензионного договора зависит от усмотрения сторон. При этом необходимо учитывать сроки действия патентов и свидетельств. Одновременно со сроком действия договора могут быть определены условия его вступления в силу, порядок продления или досрочного расторжения.

Гарантийные выплаты (guarantee payments) — не подлежащие возврату суммы, выплачиваемые единовременно при подписании лицензионного договора или частями в течение оговоренного времени, представляющие собой застрахованную стоимость лицензионного договора.

Лицензионные платежи (licen e payment) — выплата физическим или юридическим лицом владельцу интеллектуальной собственности или создателю ч.-л. (товарного образца, произведения искусства и т.д.) за право использования этой собственности в коммерческих целях. Лицензионные платежи устанавливаются в лицензионных договорах, исходя, как правило, либо из действительной экономической отдачи от использования лицензии, либо исходя из предполагаемой прибыли лицензиата.

Роялти (royalty) — компенсация за использование лицензионных прав, выплачиваемая лицензиару и представляющая собой определенный % от продаж лицензионного товара.

Территория действия договора (dogovor application territory) — это перечень стран (регионов), на территории которых лицензиату предоставляется право на использование патентов, свидетельств или ноу-хау. В зависимости от объема предоставляемых по лицензионному договору прав различают:

— территорию исключительного права — перечень стран (регионов), где лицензиату предоставлены монопольные права на использование предмета лицензии — территорию неисключительного права — перечень стран (регионов), где за лицензиаром сохраняются права на использование предмета лицензии и передачу их третьим лицам

Руководство по стилю брэнда (style guide) – руководство лицензиара (правообладателя) для лицензиатов по «сдаваемому в аренду» брэнду (обычно включает в себя принципы и руководство по дизайну, упаковке, представлению товара в ритейле, принцип контроля качества и т.д.). В первую очередь, обращается внимание на визуализацию, материалы и символы идентификации. Хорошо продуманные лицензионные отношения идут на пользу всем сторонам сделки — лицензиарам \ их агентам, лицензиатам, розничным торговцам и, в конечном счете, потребителям.

Каналы дистрибуции (distribution channels) – розничные сети, через которые организуется сбыт (осуществляются непосредственные продажи) лицензионной продукции.

Контроль качества (quality control) – контроль лицензиара за продукцией / услугами лицензиата, причем вопрос контроля качества является наиболее острым для компаний, сдающих бренды в аренду. Лицензиар имеет право проверять, насколько лицензиат поддерживает уровень качества продукции, насколько она соответствует по дизайну и характеристикам фирменному стилю брэнда.

DTR (Direct-To-Retail) – лицензионный договор, по которому лицензиар предоставляет права на использование брэнда ритейлеру напрямую (вместо производителя). В данном случае ритейлер самостоятельно несёт ответственность за оплату вознаграждения (роялти) и качество продукции.

Рейтинг представленности брендов (rating of brands representing in licensing) – это рейтинг, составленный на основе мониторинга розничных федеральных сетей \ специализированных магазинов, отраслевых выставок и тематических ярмарок.

Лицензия на курьерскую деятельность: нужна или нет?

Лицензирование деятельности — обширная тема для практики и обсуждения, с которой связаны многие вопросы и ситуации из жизни, в частности, условия ведения предпринимательства и ответственность за ведение такой деятельности без лицензии. В случае с курьерской доставкой документов на первый взгляд может сложиться впечатление, что исходя из рода деятельности и объекта доставки по закону потребуется лицензия на оказание услуг связи (пп. 36 п. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Почему это не так, подробно разберем ниже.

Зачем нужны лицензии?

Лицензия — это специальное разрешение на право осуществления субъектом предпринимательства конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (статья 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Данный удостоверяющий документ необходим для беспрепятственного осуществления специальных видов деятельности, которые имеют свою специфику, обусловливающую необходимость получения подобного разрешения.

Почему же в принципе так волнует вопрос получения лицензии?

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В случае с курьерами ситуация выглядит следующим образом: компания-перевозчик желает открыть новое направление деятельности — доставка документов курьером. Поискав в интернете что-либо, связанное с пересылкой корреспонденции, собственник бизнеса либо управленец находит, что для оказания услуг связи (а что же это, если не связь — мы же передаем документы!) по закону необходимо получение лицензии. Как следствие — пошлина, подготовка документов, подача в регистрирующий орган, простой предприятия на данном направлении до момента выдачи лицензии. В противном случае при занятии такой деятельностью без государственной санкции грозит штраф административного органа.

В этом контексте возникает вопрос: раз курьерские компании доставляют корреспонденцию, они оказывают услуги связи, на которые нужна лицензия?

Связь или не связь?

Основным камнем преткновения здесь будет разграничение именно содержательной части оказываемых услуг, то есть что они представляют из себя по существу.

Согласно действующему ОКВЭД («ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 20.02.2019)) курьерские услуги находятся в разделе почтовых и собственно курьерских услуг («53. Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность»):

  • 53.20.3 Деятельность курьерская
  • 53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта
  • 53.20.32 Деятельность по доставке еды на дом
  • 53.20.39 Деятельность курьерская прочая

Согласно статье 9 Федерального закона «О почтовой связи» в Российской Федерации действует почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом «Почта России», государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи (под которыми понимаются в том числе различные организации и индивидуальные предприниматели).

Если же обратиться к нормативному регулированию оказания услуг почтовой связи общего пользования, то согласно тому же Классификатору для этого необходимо руководствоваться ФЗ «О связи» и уже упомянутым ФЗ «О почтовой связи».

Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» деятельность юрлиц и ИП по возмездному оказанию услуг связи осуществляется исключительно на основании лицензии в области оказания услуг связи. Перечень услуг в данной области устанавливается Правительством Российской Федерации.

Соответствующим Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» утвержден «Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи», где среди прочего последним пунктом находим:

«20. Услуги почтовой связи». . .

Статьёй 2 ФЗ №176 «О почтовой связи» установлено, что почтовая связь — вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Под услугами почтовой связи в данной статье понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Почтовые отправления согласно данному документу есть адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры а письменная корреспонденция, в свою очередь, это простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты. То есть как раз то, что подлежит пересылке курьером.

Оператором почтовой связи признаётся лицо, имеющее право на оказание услуг почтовой связи, т. е. лицензию. А организацией почтовой связи — юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

Следует обратить внимание на ключевой показатель, характеризующий именно почтовую пересылку корреспонденции — тайна переписки, или тайна связи.

Статья 15 названного выше закона говорит о том, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством.

Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Ей вторит статья 63 ФЗ «О связи», предусматривающая соблюдение тайны связи, также возлагая обязанность по такому соблюдению на операторов связи.

А что делает по сути курьер? Он доставляет адресату груз в виде бумаги или иного похожего по своим свойствам носителя адресату, не обеспечивая тайны связи, т. е. как любой другой груз.

Судебной практикой давно разъяснено, что услуги по курьерской доставке документов не относятся к услугам почтовой связи, т. е. к услугам, требующим лицензии.

Для это необходимо обратиться к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2006 № 11803/05, где кроме уже упомянутого выше говорится том, что отправители могут реализовать свое намерение по доставке корреспонденции адресатам, не только сдав ее в качестве почтового отправления, но иным способом, в том числе посредством пересылки в качестве груза (вещи).

Законодательство не содержит запрета на перемещение (перевозку) корреспонденции в виде груза и не требует для такого рода деятельности получения лицензии на оказание услуг почтовой связи.

В рассмотренном ВАС РФ деле общество (заявитель) приняло конверт с вложением к перевозке именно в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах. На доставку груза оформлена не почтовая квитанция, а транспортная накладная, содержащая на оборотной стороне условия договора доставки груза, права и обязанности сторон. Для целей перевозки полученный конверт был вложен обществом не в почтовую, а в специальную упаковку, отличающуюся по своим параметрам от установленных Правилами оказания услуг почтовой связи.

Также указано, что при подобных обстоятельствах отправитель не вводится в заблуждение относительно характера оказываемых услуг и отсутствия у услугодателя статуса оператора почтовой связи.

Следовательно, квалифицировать действия курьерской организации как оказание услуги почтовой связи не представляется возможным.

Нужна помощь в выборе юриста? — Сообщите! Найдем нужного специалиста или создадим проектную группу для Вашего заказа.

Вывод: нужно или нет?

Резюмируя вышеприведенное разъяснение ВАС РФ, если ваша компания занимается курьерской доставкой документов, но при этом принимает конверт с каким-либо вложением к перевозке в качестве груза, то есть без обязательства по обеспечению тайны сведений, содержащихся в полученных документах, оформляет на доставку груза не почтовую квитанцию, а транспортную накладную и вкладывает полученный конверт не в почтовую, а в специальную упаковку, то в этих случаях отправитель понимает, что он отправляет свою посылку не с помощью почты, а как простой груз с помощью перевозчика (курьера).

Оказание таких услуг не квалифицируется как оказание услуг почтовой связи, требующее наличия лицензии.

Говоря иными словами, при оказании услуг связи (лицензируемой) вы передаете своему адресату текст, т. е. нематериальную составляющую, какую-либо информацию, сохранность от третьих лиц которой гарантирует оператор связи, имеющий именно для этих целей лицензию, а при курьерской доставке — бумагу, материальный носитель, если проще — по существу вопроса для курьера разницы между пустым листом и исписанным нет.

Поэтому для курьерской доставки документов, передаваемых как груз по накладной, лицензия согласно действующему законодательству не нужна.

Кораблин А.И., 29.08.2019 г.

ПО услуга или товар?

А чем вас УПД не устраивает как документ-основание для принятия к учету?
в УПД могут быть объединены данные счета-фактуры и любых передаточных документов (их аналогов):
— накладных ТОРГ-12 и М-15;
— актов приема-передачи основных средств (ОС-1), нематериальных активов;
— актов выполненных работ, оказанных услуг (по формам, предусмотренным договором), передачи прав.
Для того чтобы УПД мог исполнять роль первичного документа для целей бухгалтерского учета и налогообложения, он должен содержать все реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *