Кто относится к руководителям

  • автор:

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

СТАТУС РУКОВОДИТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

От правильного понимания правового положения руководителя юридического лица, его прав и обязанностей напрямую зависят ответы на вопросы относительно его назначения, приема на работу и увольнения.

По общему правилу, предусмотренному ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь, руководитель организации — это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Основной особенностью, которую необходимо учитывать при рассмотрении вопросов труда руководителя организации, является разграничение руководителя как физического лица и руководителя как исполнительного органа юридического лица.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.

В предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через собственника имущества (учредителей, участников).

Таким образом, руководитель организации — это не просто физическое лицо, а в первую очередь исполнительный орган юридического лица. Физическое лицо, занимая должность руководителя организации, исполняет функции такого органа, действуя в интересах юридического лица, реализуя его права и исполняя обязанности.

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ РУКОВОДИТЕЛЯ

ИЗБРАНИЕ (НАЗНАЧЕНИЕ) РУКОВОДИТЕЛЯ

В связи с тем что руководитель — это не просто работник организации, но ее исполнительный орган, прием на работу физического лица, исполняющего обязанности руководителя, предваряет его избрание (назначение) на должность участниками (собственником) коммерческой организации.

Согласно ст. 49 ГК порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами.

Например, ст. 90 ГК определено, что высшим органом управления обществом с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Кроме того, в обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, избирается общим собранием участников хозяйственного общества либо советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с учредительными документами хозяйственного общества (ст. 54 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями (далее — Закон о хозяйственных обществах)).

ПРИМЕР 1

Недавно созданное общество с ограниченной ответственностью начинает свою деятельность. Учредителям необходимо принять на работу директора.

В этих целях необходимо провести общее собрание и избрать руководителя. Он может быть избран из числа как участников, так и сторонних лиц. Принятое решение оформляется протоколом общего собрания. В протоколе может быть указано лицо, уполномоченное на подписание трудового договора (контракта) с избранным руководителем.

Права и обязанности единоличного исполнительного органа хозяйственного общества определяются Законом о хозяйственных обществах, законодательством о труде и учредительными документами, а также договорами (контрактами), заключаемыми этим лицом с хозяйственным обществом.

Назначение руководителя унитарного предприятия имеет свою специфику, т.к. у унитарного предприятия отсутствуют участники, имеется лишь единственный собственник. Так, в соответствии с п. 1 ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (см. п. 4 ст. 113 ГК).

УКАЗ МЭРА МОСКВЫ О Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы

Тип документа:
указ
Номер документа:
20-УМ
Дата подписания:
31.03.2005
Кто подписал:
Ю.М. Лужков
Дата окончания:
Полный текст:

МЭР МОСКВЫ

УКАЗ

от 31 марта 2005 года N 20-УМ

О Реестре должностей государственной гражданской

службы города Москвы

В соответствии с Законом города Москвы от 26 января 2005 года N 3 «О государственной гражданской службе города Москвы», в целях обеспечения единых условий прохождения государственной гражданской службы города Москвы:

1. Утвердить Реестр должностей государственной гражданской службы города Москвы (далее — Реестр), включающий в себя обобщенные наименования должностей государственной гражданской службы города Москвы (далее — должности гражданской службы), классифицированные по органам государственной власти города Москвы и их аппаратам, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы (далее — государственные органы), категориям и группам (приложение). Полное наименование должностей гражданской службы, отнесенных Реестром к категориям «руководители», «помощники (советники)», определяется в соответствии с утвержденной структурой государственного органа.

2. Установить, что введение двойных наименований должностей гражданской службы допускается в случаях:

2.1. Возложения на заместителя руководителя государственного органа или заместителя руководителя структурного подразделения государственного органа функций по непосредственному руководству подчиненным подразделением. Статус и денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы заместителя руководителя государственного органа или заместителя руководителя структурного подразделения государственного органа, при возложении на них дополнительных функций определяются по первому наименованию должности.

2.2. Возложения на руководителя структурного подразделения государственного органа, его заместителя или соответствующего специалиста функций главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера или бухгалтера. При этом наименования должностей гражданской службы начинаются с наименований «главный бухгалтер», «заместитель главного бухгалтера» или «бухгалтер». Статус и денежное содержание лиц, замещающих указанные должности, определяются по второму наименованию должности.

3. Установить, что введение должностей гражданской службы, предусмотренных Реестром, производится в пределах утвержденных в установленном порядке предельной численности и фонда оплаты труда соответствующих государственных органов.

Введение должностей, не предусмотренных Реестром, не допускается.

4. Признать утратившими силу:

— указ Мэра Москвы от 17 июня 2002 года N 29-УМ «О Реестре государственных должностей государственной службы города Москвы»;

— пункты 2, 3, 4 указа Мэра Москвы от 17 декабря 2002 года N 50-УМ «О внесении изменений и дополнений в указы Мэра Москвы от 13 февраля 2002 года N 11-УМ, от 17 июня 2002 года N 29-УМ и от 6 сентября 2002 года N 39-УМ»;

— пункт 1 указа Мэра Москвы от 1 июля 2003 года N 25-УМ «О внесении дополнений и изменений в указы Мэра Москвы от 17 июня 2002 года N 29-УМ и от 13 февраля 2002 года N 11-УМ»;

— пункт 1 указа Мэра Москвы от 27 августа 2003 года N 39-УМ «О внесении дополнений и изменений в указы Мэра Москвы от 13 февраля 2002 года N 11-УМ, от 17 июня 2002 года N 29-УМ и от 6 сентября 2002 года N 39-УМ».

5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Коробченко В.А.

Мэр Москвы

Ю.М.Лужков

Приложение

к указу Мэра Москвы

от 31 марта 2005 года N 20-УМ

РЕЕСТР

должностей государственной гражданской

службы города Москвы

Раздел I

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской

службы города Москвы в Аппарате Мэра

и Правительства Москвы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Высшие должности

Первый заместитель руководителя

Заместитель руководителя

Начальник управления

Руководитель Пресс-службы, пресс-секретарь Мэра Москвы

Начальник самостоятельного отдела

Заведующий приемной

Первый заместитель начальника управления

Первый заместитель руководителя Пресс-службы

Заместитель начальника управления

Заместитель начальника самостоятельного отдела

Заместитель руководителя Пресс-службы

Заместитель заведующего приемной

Главные должности

Начальник отдела в управлении

Начальник управления в Пресс-службе

Начальник самостоятельного отдела в Пресс-службе

Руководитель группы в управлении

Заведующий сектором в самостоятельном отделе

Руководитель группы в Пресс-службе

Заведующий сектором в приемной

Заместитель начальника отдела в управлении

Заместитель начальника управления в Пресс-службе

Ведущие должности

Начальник отдела в управлении Пресс-службы

Заведующий сектором в отделе управления

Заведующий сектором в самостоятельном отделе Пресс-службы

Заведующий сектором в отделе управления Пресс-службы

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «помощники (советники)»

Наименование должностей

Высшие должности

Советник Мэра Москвы

Главные должности

Помощник Мэра Москвы

Советник Вице-мэра Москвы

Помощник Вице-мэра Москвы

Советник первого заместителя Мэра Москвы

Помощник первого заместителя Мэра Москвы

Советник руководителя Аппарата

Помощник руководителя Аппарата

Советник заместителя Мэра Москвы

Помощник заместителя Мэра Москвы

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Высшие должности

Старший референт Мэра Москвы

Главные должности

Референт Мэра Москвы

Референт Вице-мэра Москвы

Референт первого заместителя Мэра Москвы

Референт руководителя Аппарата

Референт заместителя Мэра Москвы

Ведущие должности

Советник

Консультант

Специалист-эксперт

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Раздел II

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы в аппарате Московской городской думы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Высшие должности

Первый заместитель руководителя

Заместитель руководителя

Начальник управления

Начальник самостоятельного отдела

Заведующий приемной

Руководитель аппарата фракции

Первый заместитель начальника управления

Заместитель начальника управления

Заместитель заведующего приемной

Заместитель начальника самостоятельного отдела

Заместитель руководителя аппарата фракции

Главные должности

Начальник отдела в управлении

Руководитель группы

Заведующий сектором в самостоятельном отделе

Заведующий сектором в приемной

Заместитель начальника отдела в управлении

Ведущие должности

Заведующий сектором в отделе управления

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «помощники (советники)»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник депутата

Помощник депутата

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Специалист-эксперт

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Раздел III

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы города Москвы в аппарате Контрольно-счетной палаты Москвы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Высшие должности

Начальник управления

Начальник инспекции

Начальник самостоятельного отдела

Заведующий приемной

Заместитель начальника управления

Заместитель начальника инспекции

Заместитель начальника самостоятельного отдела

Заместитель заведующего приемной

Главные должности

Начальник отдела в управлении

Начальник отдела в инспекции

Заведующий сектором в управлении

Заведующий сектором в инспекции

Заместитель начальника отдела в управлении

Заместитель начальника отдела в инспекции

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «помощники (советники)»

Наименование должностей

Главные должности

Советник председателя

Помощник председателя

Советник заместителя председателя

Помощник заместителя председателя

Ведущие должности

Советник аудитора

Помощник аудитора

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Главные должности

Референт председателя

Референт заместителя председателя

Ведущие должности

Советник

Консультант

Специалист-эксперт

Главный специалист

Главный инспектор

Старшие должности

Ведущий специалист

Ведущий инспектор

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Специалист 2-й категории

Раздел IV

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы в аппарате Московской городской избирательной комиссии

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Высшие должности

Руководитель

Заместитель руководителя

Начальник управления

Первый заместитель начальника управления

Заместитель начальника управления

Начальник самостоятельного отдела

Заместитель начальника самостоятельного отдела

Главные должности

Начальник отдела в управлении

Руководитель группы

Заведующий приемной

Заведующий канцелярией

Заведующий самостоятельным сектором в управлении

Заведующий сектором в самостоятельном отделе

Заместитель начальника отдела в управлении

Ведущие должности

Заведующий сектором в отделе управления

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «помощники (советники)»

Наименование должностей

Главные должности

Советник председателя

Помощник председателя

Ведущие должности

Советник заместителя председателя

Помощник заместителя председателя

Советник секретаря комиссии

Помощник секретаря комиссии

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Главные должности

Референт председателя

Пресс-секретарь

Ведущие должности

Советник

Консультант

Специалист-эксперт

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Специалист 2-й категории

Раздел V

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы города Москвы в Аппарате уполномоченного по правам ребенка в городе Москве

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Главные должности

Начальник отдела

Заведующий приемной

Заместитель начальника отдела

Заместитель заведующего приемной

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «помощники (советники)»

Наименование должностей

Главные должности

Советник уполномоченного

Помощник уполномоченного

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Специалист-эксперт

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Раздел VI

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы города Москвы в отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Высшие должности

Руководитель*

* Если руководитель не является членом Правительства Москвы.

Первый заместитель руководителя

Главные должности

Заместитель руководителя

Начальник управления

Начальник самостоятельного отдела

Начальник инспекции

Заместитель председателя Административной комиссии при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях

Ведущие должности

Заместитель начальника управления

Заместитель начальника отдела

Заместитель начальника инспекции

Начальник отдела в управлении

Заведующий сектором

Заведующий лабораторией

Заместитель начальника отдела в управлении

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «помощники (советники)»

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Ответственный секретарь Административной комиссии при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях

Главный инспектор

Старшие должности

Ведущий специалист

Инспектор

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Главный инспектор

Старшие должности

Ведущий специалист

Инспектор

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Специалист 2-й категории

Специалист

Заведующий канцелярией в судебных участках

Секретарь судебного заседания

Раздел VII

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы в префектурах административных округов города Москвы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Высшие должности

Первый заместитель префекта

Заместитель префекта

Руководитель аппарата

Заместитель руководителя аппарата

Начальник управления

Начальник самостоятельного отдела

Ведущие должности

Заместитель начальника управления

Заместитель начальника самостоятельного отдела

Заместитель председателя Административной комиссии префектуры административного округа города Москвы по делам об административных правонарушениях

Начальник отдела в управлении

Заведующий приемной

Заведующий сектором

Заместитель начальника отдела в управлении

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «помощники (советники)»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник префекта

Помощник префекта

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Ответственный секретарь Административной комиссии префектуры административного округа города Москвы по делам об административных правонарушениях

Старшие должности

Ведущий специалист

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Старшие должности

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Специалист 2-й категории

Специалист

Раздел VIII

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы города Москвы в отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы, созданных в административных округах города Москвы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Главные должности

Начальник управления

Начальник инспекции

Директор агентства

Ведущие должности

Заместитель начальника управления

Заместитель начальника инспекции

Заместитель директора агентства

Начальник отдела в управлении

Начальник отдела в инспекции

Заместитель начальника отдела в управлении

Заместитель начальника отдела в инспекции

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Главный инспектор

Старшие должности

Ведущий специалист

Инспектор

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории

«обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Главный специалист

Главный инспектор

Старшие должности

Ведущий специалист

Инспектор

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Специалист 2-й категории

Специалист

Раздел IX

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы в управлениях (отделах) отраслевых

и функциональных органов исполнительной власти

города Москвы, расположенных на территории

районов города Москвы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Ведущие должности

Начальник управления (отдела)

Заместитель начальника управления (отдела)

Начальник отдела в управлении

Заместитель начальника отдела в управлении

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Старшие должности

Главный специалист

Ведущий специалист

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории

«обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Старшие должности

Главный специалист

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Специалист 2-й категории

Специалист

Раздел X

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы в управах районов города Москвы

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «руководители»

Наименование должностей

Главные должности

Глава управы

Первый заместитель главы управы

Заместитель главы управы

Ведущие должности

Руководитель аппарата

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Заведующий сектором

Заместитель председателя Административной комиссии управы района города Москвы по делам об административных правонарушениях

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории «специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Старшие должности

Главный специалист

Ответственный секретарь Административной комиссии управы района города Москвы по делам об административных правонарушениях

Ведущий специалист

Таблица 3

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей государственной гражданской службы

города Москвы, относящихся к категории

«обеспечивающие специалисты»

Наименование должностей

Ведущие должности

Советник

Консультант

Старшие должности

Главный специалист

Ведущий специалист

Младшие должности

Специалист 1-й категории

Специалист 2-й категории

Специалист

Какие работники относятся к категории руководителей организации?

Особенности труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации закреплены в главе 18 (ст. 252-261) Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК). Вместе с тем в случаях, связанных с трудовой деятельностью руководителей организаций, нормы данной главы ТК следует рассматривать в соотношении с другими положениями названного кодекса (например, ст. 27, 36, п. 1 ст. 47, ч. 5 ст. 48, ч. 1 ст. 348, п. 2 ст. 403 и др.).

В свою очередь, под организацией понимается юридическое лицо.

Справочно

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (п. 1 ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Нормы главы 18 ТК относятся к числу дифференцирующих правовых предписаний, т.к. в дополнение к общим положениям ТК, регламентирующим труд любой категории наемных работников, они предусматривают обеспечение регулирования труда граждан, являющихся руководителями юридических лиц (организаций).

При этом необходимо учитывать, что статьи, включенные в главу 18 ТК, касаются регулирования трудовой деятельности работников, относящихся к числу т.н. «первых руководителей», т.е. являющихся генеральными директорами, директорами, председателями правлений, управляющими и другими руководителями организаций. На них возлагаются наиболее широкий объем обязанностей и ответственность за реализацию исполнительно-распорядительных функций, направленных на качественное выполнение всеми работниками организации возложенных на них трудовых обязанностей. В этой связи следует отметить, что в части второй ст. 252 ТК обращено внимание на то, что положения главы 18 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм. Следовательно, это в полной мере относится к руководителям организаций как государственной, так и частной форм собственности независимо от того, являются они коммерческими или некоммерческими юридическими лицами. Исключение из этого правила составляет случай, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.

В то же время термин «руководитель» может иметь различное значение, поскольку затрагивает деятельность как руководителей организаций, так и деятельность иных лиц, относящихся к данной категории.

На заметку

Пунктом 6 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 (далее – Общие положения ЕКСД), определено, что к категории «руководители» (код категории – 1) относятся служащие, в рамках определенных полномочий осуществляющие организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности.

Наименование должности руководителя зависит от уровня управления, организационной структуры, характера полномочий, ответственности и других факторов (руководитель организации, руководитель обособленного подразделения, руководитель структурного подразделения, другие руководители, их заместители).

Наименования должностей руководителей организаций устанавливаются следующие: генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий.

При этом наименование должности «генеральный директор» применяется, как правило, для наименования должности руководителя организации, имеющей дочерние предприятия, подчиненные организации, обособленные подразделения, при условии, что указанное наименование установлено учредительными документами, если иное не предусмотрено законодательством.

Наименование должности руководителя обособленного подразделения (филиала, представительства) устанавливается аналогично применению наименований должностей руководителей организаций (за исключением должности «генеральный директор»).

Должность «менеджер» относится к категории руководителей и при необходимости может предусматривать наличие подчиненных работников.

Кроме того, в п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2003 г. № 643 «О некоторых мерах по упорядочению наименований должностей руководителей организаций и сокращенных наименований юридических лиц» определены следующие наименования для должностей руководителей организаций: генеральный директор; директор; заведующий; начальник; председатель; управляющий.

В то же время руководители, независимо от наименования должности, относятся к работникам, имеющим статус «служащий».

В соответствии с п. 2 Общих ЕКСД наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых содержатся в выпусках ЕКСД, включены в общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125 (ОКПД).

Согласно части первой ст. 252 ТК руководитель организации – это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами (п. 1 ст. 49 ГК).

Таким образом, необходимо отметить, что руководитель организации обладает особым правовым статусом. На него распространяется действие норм как трудового, так и гражданского законодательства, поскольку он выступает одновременно и как орган управления организации, и как представитель соответствующего юридического лица.

В пределах своей компетенции руководитель организации как единоличный исполнительный орган действует от имени этой организации без доверенности, в т.ч. представляет интересы данной организации и совершает сделки от ее имени.

Непосредственно в сфере регулирования трудовых отношений руководитель юридического лица, поскольку оно в силу закона является нанимателем, а руководитель организации – уполномоченным должностным лицом нанимателя (абз. 7 ст. 1 ТК), вправе принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. К тому же руководитель организации в соответствии с правами и обязанностями, вытекающими из ТК, наделен правом, в частности, утверждать структуру и штатное расписание юридического лица; заключать и расторгать с работниками трудовые договоры (контракты), издавать приказы о приеме на работу, увольнении с работы; поощрять работников за успехи в труде, привлекать их к дисциплинарной и материальной ответственности и т.п.

Законодателем установлено и определенное ограничение для руководителя организации, которое получило закрепление в части второй ст. 255 ТК, где указано, что руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.

Исполнительный орган юридического лица может быть также и коллегиальным. К коллегиальным исполнительным органам организации относится, например, правление (дирекция) хозяйственного общества. Наименование, компетенция, состав и порядок формирования исполнительных органов юридического лица определяются законодательством и учредительными документами юридического лица.

Справочно

1. Согласно части первой ст. 54 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозобществах) лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, члены коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, в т.ч. лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган, избираются общим собранием участников хозяйственного общества либо советом директоров (наблюдательным советом) в соответствии с уставом хозяйственного общества.

2. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива (ч. 2 и 3 п. 1 ст. 110 ГК).

3. Органами управления в кооперативе являются:

— общее собрание (собрание уполномоченных);

— правление;

— председатель правления (п. 34 Положения о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок».

В случаях, установленных законодательством, юридическое лицо может существовать и без единоличного и коллегиального исполнительного органа.

Так, полномочия руководителя организации (унитарного предприятия, хозяйственного общества) могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему). Соответствующие правила в отношении сказанного получили закрепление в части второй п. 4 ст. 113 ГК (касается унитарных предприятий) и части девятой ст. 53 Закона о хозобществах (касается хозяйственных обществ). Однако необходимо учитывать, что если такие отношения возникают, то они носят характер не трудовых отношений, а относятся к гражданско-правовым отношениям.

Организационно-распорядительные функции выполняют также и заместители руководителей организаций, другие руководители.

На заместителей руководителей возлагаются должностные обязанности по руководству определенным направлением (видом) деятельности организации, ее структурного или обособленного подразделения, а также выполнение обязанностей руководителей организаций при их отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).

Вместе с тем нормы главы 18 ТК не распространяются на заместителей руководителей организаций, руководителей обособленных структурных подразделений, структурных подразделений, других лиц, отнесенных законодательством к числу руководителей. Поэтому на данных лиц распространяются общие нормы законодательства о труде, регулирующие труд наемных работников. В то же время в актах локально-нормативного регулирования организаций отраслей экономики могут устанавливаться как для руководителей организаций, так и для иных категорий работников, имеющих статус «руководитель», дополнительные гарантии, способствующие эффективному осуществлению данными работниками возложенных на них функциональных обязанностей.

РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Смотреть что такое «РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА» в других словарях:

  • руководители среднего звена — координируют и контролируют работу младших начальников. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, и иногда возникает необходимость разделить данную группу на два уровня: верхний средний и низший средний.… … Словарь экономических терминов

  • РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА — руководители, координирующие и контролирующие работу младших начальников. Этот организационный уровень наиболее многочисленный в системе управления, и иногда возникает необходимость разделить данную группу на два уровня: верхний средний и низший… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Пирамида управления — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Пирамида управления схема, иллюстрирующая иерархию отношений подчинения в организациях … Википедия

  • Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве какового может выступать общество в целом и его отдельные сферы экономическая,… … Социология: Энциклопедия

  • чековая форма контроля затрат — в хозрасчётных подразделениях сельскохозяйственных предприятий, форма оперативного контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также за производством продукции, выполнением работ и услуг с помощью… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • Хедхантинг — Хэдхантинг(от англ. headhunting охота за головами, где head голова и hunting охота) это одно из направлений поиска и подбора персонала ключевых и редких, как по специальности, так и по уровню профессионализма… … Википедия

  • Мелкий бизнес — (Small bisness) Понятие малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Информация о понятии малого бизнеса, история развития и особенности малого бизнеса Содержание Содержание Малый бизнес в Ограничение по статусу Ограничение по… … Энциклопедия инвестора

  • Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… … Энциклопедия инвестора

  • Чёрные полковники — Неофашизм … Википедия

Как определить, какие должности относятся к служащим

Работающий персонал подразделяется согласно выполняемым функциям. Каковы факторы, влияющие на определение категорийности персонала, какие должности относятся к рабочим, а какие к служащим, расскажет эта статья.

Какие категории персонала бывают

Классификация персонала по категориям

Всего существует две категории работников: рабочие и служащие. Ко второй категории относятся:

  • административный персонал;
  • управленцы;
  • инженеры;
  • кадровики.

В классификаторе подразделения персонала всего существуют две категории профессий, к таковым относятся:

  1. Рабочие. Эти работники заняты на непосредственном производстве. Они занимаются выпуском продукции, на которой и специализируется данное предприятие. Причем производственные площади они должны содержать в надлежащем состоянии.
  2. Служащие. К ним относятся работники, не занятые непосредственным изготовлением продукции, однако их деятельность косвенно либо напрямую связана с производством. Они могут выполнять задачи по решению важных вопросов технологии, а также выполнять вспомогательную работу.

С учетом категорийности персонала, стоит различить главные факторы, которые оказывают влияние при подразделении на классы. Кадровые ресурсы — это самый основной элемент производственных сил, именно они являются основой при развитии экономических источников.

В производственном процессе фигурирует несколько основных моментов, а именно:

  • выполнение производственных задач согласно уровню мастерства;
  • влияние образовательного уровня;
  • степень профподготовки;
  • повышение квалификации по выполняемым работам;
  • какая мотивация приводит к выполнению задач качественно;
  • специалистами установлено, что есть непосредственная зависимость материального состояния сотрудников и способности экономики быть конкурентоспособной от категорийности работающего персонала.

Внутренние критерии производства:

  • продукция должна соответствовать требования стандартов;
  • как организован на предприятии технологический процесс.

Внешние критерии производства:

  1. Влияние уровня демографии.
  2. Общественные моральные нормы.
  3. Юридические принципы.
  4. Критерии, характеризующие рынок рабочих вакансий.

Как распределяется персонал по категориям

Распределение персонала по категориям

К внешним факторам, влияющим на развитие производства, в том числе на выпуск востребованной обществом продукции относятся:

  1. Показатель численности трудоспособного населения.
  2. Уровень грамотности рабочего и служащего персонала.
  3. В какой сфере занятости производятся работы.
  4. Правильное распределение производственных сил.

Не менее важны при оценке характеризующих параметров количество и качество выпускаемой товарной продукции.

Персонал подразделяется на следующие категории:

  1. Трудовые ресурсы. Сюда относят население, которое способно выполнять производственные задачи, при этом обладает определенным возрастом и образованием. Это непосредственно выполняющие трудовые функции граждане, а также потенциальные работники.
  2. Иные работники. Это сотрудники с опытом работы и уровнем профподготовки, деятельность которых осуществляется по временному трудовому соглашению.

Субъекты хозяйствования способны решать задачи, которые не соответствуют главному их назначению. Поэтому возникают трудности при определении значимости работающих на вспомогательном производстве.

Всего отличают две подгруппы, а именно:

  • занятых на выполнении важных задач производственного процесса или непосредственным обслуживанием технологического оборудования;
  • вспомогательные работники, выполняющие функцию по обслуживанию первой подгруппы работников.

При начислении заработка обязательно учитываются эти моменты.

Образование групп по категорийности персонала

Классификация персонала производится исходя из следующих критериев:

  1. Руководящий состав.
  2. Специалисты в структуре организации.
  3. Рабочий персонал.
  4. Обслуживающий персонал.

В состав руководящего состава входят следующие работники:

  • директора и начальники;
  • управляющие работники;
  • начальники участков;
  • мастера участков;
  • заместители по всем направлениям.

К специалистам относят следующих работников: бухгалтеры, экономисты, инженеры, юристы, социологи, нормировщики и иные. К служащим относят: секретарей, чертежников, агентов, учетчиков, делопроизводителей и иных.

Персонал подразделяется на: производственный и вспомогательный.

Кто относится к служащим

Служащие: кто к ним относится

Работающие на предприятии или в организации сотрудники, занимающиеся умственным трудом, являются служащими. Эти категории людей заняты практически во всех производственных сферах: в машиностроении, строительстве, образовательных учреждениях и иных организационных структурах. Если гражданин трудится в области обеспечения социальной защиты, то требуется соответствующее образование и непременно творческий подход к выполнению задач.

К служащим также относят государственных служащих, менеджеров и иных чиновников, а на промышленных предприятиях необходимо создание штата инженеров и специалистов.

Деятельность сотрудников, относящихся к служащим, направлена на обеспечение нормального функционирования госаппарата, а также оказание услуг для населения и поддержание государственной экономической структуры.

Безусловно, для такой работы необходима соответствующая квалификация, которая подтверждается образованием. Но далеко не всегда диплома достаточно, бывает и такое, что нужно образование: специалист, бакалавриат или магистратура.

Для того чтобы грамотно решать производственные задачи, необходимо знать законы и нормативные акты, методики по линии педагогии, а также способности организовывать мероприятия. Должность служащего является ответственной, и поэтому требования к кандидатам повышенные.

Список по профессиям

Документ, определяющий списочный состав служащих — это единый классификатор. В перечне всего 35 частей, в него входят работники следующих профессий:

  • воспитатели всех учреждений;
  • дежурные по предприятиям или организациям;
  • работники кассовых аппаратов или кассиры;
  • медицинские сотрудники;
  • полицейские;
  • работники детективных агентств;
  • секретариат;
  • логисты;
  • таксисты;
  • работники сферы контроля.

Все перечисленные профессии, а также производные от этих должностей, должны иметь соответствующее образование.

О профессиях «государственный и муниципальный служащий»

Госслужащий — кто это?

Рабочий и служащий — эти две профессии отличаются друг от друга, так как одни производит продукцию собственноручно, а второй решает умственные задачи. Служащие часто встречаются в муниципальных образованиях и в иных государственных структурах, они исполняют роль контроля за общим процессом, а не реализовывают свои услуги и не выполняют работу. В своей деятельности они руководствуются государственными нормативами.

В трудовом дне государственного служащего содержится несколько последовательных этапов:

  1. Изучение достоверной информации.
  2. Ведение переписки с организационными структурами.
  3. Способность принимать важные решения.
  4. Обеспечение контроля за работой подчиненных.
  5. Участие в общественных и иного характера мероприятиях.

Для трудовой деятельности в муниципальных образованиях принимаются граждане со специальным образованием, но если позволяет штатное расписание, то можно задействовать лиц с более узкой специализацией. Это могут быть бухгалтеры, юристы, специалисты по ОТ, медики, архитекторы и иные сотрудники. Довольно часто были и остаются востребованными секретари и делопроизводители.

В чем разница между служащим и специалистом

Оказывается, между служащим и специалистом имеется небольшая разница, поэтому эти категории сотрудников не нужно путать:

В самом определении «специалист» заложено довольно емкое понятие. Этот сотрудник должен уметь разбираться в своей сфере деятельности очень хорошо и знать все тонкости, так как за его плечами существует большой опыт работы или его образование позволяет обладать такими знаниями.

После прохождения обучения в вузе, как правило, присваивается категория «специалист». На должностях специалистов работают многие, а деятельность их по профессиям может быть разной. В структурах организаций существуют разные оценки этим категориям работников: от простого специалиста до ведущего.

Служащий — это сотрудник, трудовая деятельность которого связана с решением умственных задач. Главное его отличие — чтобы он работал на кого-либо, например, был торговым представителем или оказывал услуги по разработке проектно-сметной документации.

Однако в большинстве случаев разницу между специалистом и служащим обнаружить не представляется возможным. К примеру, финансист будет считаться не только специалистом, но и служащим одновременно.

У специалиста имеется социальный статус, и он также выполняет работу в профессиональной сфере. Специалист означает, что сотрудник трудиться по своей профессиональной сфере, а служащим считается работник социальной сферы.

О категории должностей госслужбы смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *