Креативная индустрия

  • автор:

Креативные индустрии: экономическая ценность и культурное содержание

«Творческие индустрии», или «Креативные индустрии» (Creative Industries) являются в современной экономике одним из ключевых секторов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

В понятие креативных индустрий включаются:

  • Реклама
  • Дизайн
  • Архитектура
  • Декоративное искусство и ремесла
  • Мода
  • Кино и производство видео и DVD
  • Музыка и звукозапись
  • Исполнительские искусства
  • Телевидение
  • Радио
  • Интернет
  • Изобразительное искусство
  • Литература и издательское дело
  • Мультимедиа и компьютерные игры
  • (Музеи и организации культуры)

Наиболее известным и общепринятым определением творческих индустрий является определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

История понятия

Термин «креативная индустрия» начал использоваться в 90-е годы прошлого столетия. «Творческие индустрии» – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, в которой экономическая ценность неразрывно связана с культурным содержанием. Творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры «добавленной ценностью», создаваемой благодаря предпринимательским умениям и основанному на новом знании таланту обращения с электронными и иными современными средствами коммуникации. Эти индустрии способны приумножать экономический эффект хорошо знакомых классических гигантов культуры, но, все же, основное внимание уделяют культуре современной, потому что без эксперимента, без вовлеченности в актуальную действительность никакая культура не сможет обновлять и реактивировать себя. В этом смысле творческие индустрии являются источником инновации и конкурентоспособности, столь необходимых городской культуре при условии стремительной глобализации в нашем неумолимо меняющемся мире.

Таким образом, творческие индустрии — это:

  • тип социокультурных практик, в основе которых лежит творческая, интеллектуальная составляющая (изобразительные и исполнительские искусства, кино, видео и мультимедиа, мода, ремесла, литература и издательское дело, реклама, дизайн и архитектура);
  • ключевой сектор инновационной экономики, способствующий экономическому росту и социальному развитию городов и территорий.

Event LIVE продолжает серию материалов, посвященных теме креативной экономики и креативных индустрий, тему творчества и роста ценности нестандартных решений и подходов – в самых разных секторах экономики. Мы решили погрузиться в этот вопрос, предложить вашему вниманию как уже существующий контент – своего рода реферативное изложение работ разных авторов из разных источников — British Council, фонд Calvert 22, PwC, материалы Петербургского Международного Экономического Форума 2017 и другие, так и новые статьи и материалы.
Например, о том, какова структура экспорта и импорта креативной продукции в разных странах мира, уже шла речь в статье Е.К. Жарова Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса

В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:

  • предотвращать безработицу
  • создавать рабочие места для молодых специалистов
  • содействовать реструктуризации производства
  • способствовать росту выпуска традиционных видов продукции
  • открывать ценность современной культуры и инновации
  • развивать информационную экономику – «экономику знания»
  • предоставлять «мягкие» инфраструктуры для культурного туризма
  • споспешествовать возрождению пришедших в упадок городских районов
  • вдохнуть новую жизнь в утратившие актуальность исторические памятники и заброшенные промышленные строения
  • обеспечивать эффективную социальную реабилитацию маргинальных групп населения.

Отдельный аспект в определении креативных индустрий составляют «ширина» и «глубина» понятия. Энди Пратт (Andy C Pratt) указывал, что «ширина» в определении культурных индустрий важна, когда речь идет об оценке потенциала занятости в креативных индустриях. Важно учитывать (или не учитывать) людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах. Пратт отмечал, что этот подход дает новую институциональную структуру, которая «невидима» в большинстве политик. Британский департамент культуры, медиа и спорта, впрочем, сделал эту структуру «видимой», включив понятие «культурного сектора» во многие недавние документы. А «креативные индустрии» рассматриваются как субсектор в этом более широком секторе.

Используя «широкое» определение, мы должны иметь в виду, что большинство включенных в него типов деятельности имеют слабое отношение к форме и содержанию культурного продукта. Непосредственное производство DVD-плееров – это принципиально другой тип деятельности, чем производство фильмов или программ, для просмотра которых мы используем эти плееры.

Одно из возможных частичных решений этой проблемы – попытка точно очертить разницу между теми, кто осуществляет прямой креативный вклад, и другими работниками, ассоциированными в производство культурных продуктов. Тем не менее, чиновники и эксперты во многих странах поддерживают наиболее широкие дефиниции, оставляя в стороне более специфические разделения

«Ивент индустрия в креативной экономике: как сохранить конкурентоспособность в новом мире» — ключевая тема VII Евразийского Ивент форума и Форума Event LIVE (Санкт-Петербург, 17-20 января 2018).

На стратегической сессии Форума 19 января эксперты рассуждали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.

Креативные индустрии как антикризисный инструмент

В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику становится все более весом, т.к. их развитие способствует росту расходов в области культуры, они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации.

Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры — является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики.

Где изучают креативные индустрии?

  • Кафедра креативных индустрий Факультета туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета
  • Магистерская программа «Медиапроизводство в креативных индустриях», Высшая школа экономики
  • Высшая школа экономики. Дисциплина Инновации в экономике впечатлений на магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» (управление организациями и проектами в сфере креативных индустрий и туризма)
  • Кафедра информационных технологий в креативных и культурных индустриях, Гуманитарный институт Сибирского Федерального Университета
  • Креативные индустрии и менеджмент в сфере культуры факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов
  • Факультет свободных искусств и наук СПбГУ

Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развитости и стабильности общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты. Основной целью этого перехода является построение развитой экономики путем создания инновационной среды, а главный инструмент в достижении этой цели –это «строительство» креативных городов, фундаментом которых являются творческие индустрии. Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое. В России тема «креативных городов» и творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание именитых российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной и экономической политике регионов.

Креативные индустрии восполняют сокращение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.

Подготовка материала: Елена Четыркина, руководитель департамента маркетинга, Выставочный научно-исследовательский центр R&C. Комплексный материал подготовлен эксклюзивно для Event LIVE, при перепечатке материала в объеме более 50% активная, открытая для индексации гиперссылка на страницу с публикацией обязательна. Фото на превью Surian Soosay. Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)

Елена Зеленцова: «Творческие индустрии – один из ключевых инструментов городского развития»
British Council. People. Professor Andy Pratt
Елена Зеленцова: «Творческие индустрии – один из ключевых инструментов городского развития»
«Креативный капитал городов – 2016» (фонд Calvert 22, PwC), с. 5
Материалы Петербургского Международного Экономического Форума 2017
Зотова, Л.Р. (2015). Креативный город: творческие индустрии и развитие городов. Креативная экономика, 9(11), 2015

Креативная индустрия: инструмент эксплуатации или развития общества

Креативная индустрия всячески обходит стороной и не замечает политэкономическую основу своего существования. Реальные функции современного брендинга, маркетинга, дизайна и рекламы выводятся за пределы социальной критики, а политэкономическое приближение к анализу деятельности креативной индустрии объявляется чуждым и неприменимым к ней.

Креативная индустрия «автоматически» попадает, в терминах некогда популярного Ричарада Флориды, в «креативный класс», но на самом деле, в терминах все того же Флориды является «обслуживающим классом». Креативная индустрия обслуживает бизнес, как хотят нас уверить, без последствий для общества.

Это очень хорошо видно на примере истории дизайна, который примерно до середины 70-х годов ХХ века сохранял напряженные социальные поиски и научное понимание общества в рамках социального прогресса и культуры, но в 80-е превратился в коммерческий бизнес-сервис или же маргинальное «искусство для искусства». Маркетинг и брендинг ни какой социальной миссии и ответственности уже не содержали.

Современная креативная индустрия занимается «принуждением» к потреблению (отчуждению заработной платы у работника) посредством гуманитарных и коммуникативных технологий, но подобный взгляд для ее представителей немыслим и невозможен. Так, маркетологи вполне искренне верят, что работают «на благо» потребителя.

Действительно, креативная индустрия вносит существенный вклад в современную экономику, только современная экономика привела общество к глубокому кризису. В этом качестве брендинг, маркетинг, дизайн и реклама уже давно не отвечают реальным интересам общества, принося пользу только капиталу.

Задачей формирования реалистического понимания социальной действительности является «вскрытие» подобных «обманов» социально-политической системы. Креативная индустрия должна быть рассмотрена в рамках общественной пользы. Впрочем, до сегодняшнего дня подобная постановка проблемы не имела смысла.

Реальность изменилась

Только сейчас для российской креативной индустрии начинается новая эпоха. Причем не благодаря внутренней эволюции, а во многом вопреки ей, прежде всего вследствие внешних фундаментальных исторических изменений, произошедших после весны 2014 года.

Мир изменился. Реальность изменилась. Россия возвращает себе политическую и экономическую субъектность. Это заставляет переосмысливать и перенастраивать модели производства и потребления и, естественно, их инструменты.

Способна ли креативная индустрия в существующем качестве решать позитивные задачи формирующейся новой политэкономической реальности? Ведь в противном случае она становится естественным тормозом развития страны.

Российская креативная индустрия пытается дистанцироваться и не замечать произошедших изменений и работать так, как будто бы ничего не случилось, заниматься «привычным ремеслом». Но понимает ли в таком случае креативная индустрия общество, в котором и для которого работает? И насколько адекватно?

Проблема заключается в том, что креативная индустрия в нынешнем ее виде работает не на общество, и, как многие представители бизнеса, принципиально не связывает себя с ним общими ценностями, интересами и судьбой. Впрочем, иначе и не могло сложиться в условиях колониальной модели потребления, при полном отсутствии собственного понятийного аппарата (даже на уровне адекватного перевода на русский), концепции общества и общественной пользы.

Напомним, что в СССР такая концепция была. Был и актуальный для своего времени перевод того же термина «дизайн», английское название которого практически не употреблялось, а дискуссия вокруг профессии велась на высочайшем интеллектуальном уровне (см. например, доклад Г.П. Щедровицкого «Замечания об обучении дизайнеров» 1968 г.).

Таким образом, рынок интеллектуальных услуг России должен измениться качественно. Для этого необходимо расширить операционное пространство и понятийный аппарат по линиям политической идеологии и экономики.

Новые функции креативной индустрии

Новыми задачами для российской креативной индустрии в изменившихся политических, геополитических и экономических условиях является переориентация на внутренние производство и потребление, а также евразийскую интеграцию.

В среднесрочной, а то и в краткосрочной перспективе одним из самых актуальных направлений станет евразийское пространство, реальной платформой которой является Евразийский экономический союз. Но без идеологии (смыслового и коммуникационного обеспечения процессов евразийской интеграции) здесь делать просто нечего.

Маркетингу, брендингу, дизайну и рекламе придется заново учиться политическому и социальному мышлению. В новых условиях к чисто коммерческим неизбежно прибавляются политические и идеологические функции, которыми, пусть и в скрытом виде, пользуются в т.н. «первом мире».

Креативная индустрия становится гуманитарным и коммуникационным инструментом региональной и национальной стабильности, при условии, если включает положительные социальные смыслы и государственную идеологию. Креативная индустрия должна стать частью государственной пропаганды, избавившись от либерально-капиталистических представлений и мантр о том, что бизнес и государство существуют отдельно.

«Переждать» исторические изменения не получится. Позитивных результатов без понимания происходящих фундаментальных и системных изменений не будет, а перестановка акцентов внутри креативной индустрии (например, с брендинга на маркетинг и наоборот), копирование западных моделей без их понимания, поиск новых решений в старых парадигмах — ничего не даст.

Говорить о развитии креативной индустрии вне рамок смены парадигмы социального развития и обеспечения национальных интересов, неотъемлемой частью которых в свою очередь является ответы на внешние угрозы, больше невозможно. И неприемлемо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *