Конвенция 102

  • автор:

С 27 февраля 2020г для России становятся обязательными стандарты Конвенции № 102 Международной организации труда

| 27 февраля 2020 г.

С 27 февраля 2020 года для нашей страны становятся обязательными стандарты Конвенции № 102 Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах социального обеспечения». Самая известная из них — размер пенсии должен быть не менее 40 процентов от заработной платы. Есть еще ориентиры по больничным листам, пособиям по безработице и медицинскому обслуживанию. Всего — семь позиций.

Закон о ратификации конвенции вступил в силу 1 января 2019 года. А теперь — и сама конвенция.

Но, оказывается, по некоторым позициям мы уже обогнали нормы МОТ. А есть стандарты, где еще придется усиленно поработать, рассказал в интервью «Российской газете» профессор Финансовой академии при правительстве РФ, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Александр Львович, так по каким стандартам мы уже добились ориентиров МОТ?

Сафонов: В принципе, почти по всем. Это касается разделов по обеспечению в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, материнством, инвалидностью, по случаю потери кормильца. Но по каждому направлению надо двигаться вперед.

Взять, к примеру, обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Есть закон, Фонд социального страхования. Все это соответствует мировым канонам. Но закон не распространяется на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам и на самозанятых.

А что нужно «подправить» в обеспечении по материнству?

Сафонов: Ничего. Здесь мы уже давно являемся стандартом для западных стран. И всегда были передовиками — еще с советских времен.

Например, в Германии оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком после рождения длится 14 месяцев, а у нас — 18 месяцев. И каждый год в России происходит индексация пособий по материнству.

Обеспечение по инвалидности у нас тоже на уровне стандартов МОТ. Но нам надо идти вперед и добиваться более высокого обеспечения. Особенно для семей с детьми-инвалидами.

С медициной мы укладываемся в стандарты?

Сафонов: В принципе, да. В конвенции говорится, что граждане имеют право на медицинское обслуживание без какой-либо дискриминации. И у нас есть экстренная бесплатная медпомощь, больницы, поликлиники, полисы ОМС.

И все это одинаково доступно не только работающему населению, но и нетрудоспособному. Плюс достаточно много сделано, чтобы узаконить возможность мигрантов получать медицинскую помощь по расширенному пакету. Конечно, недостатки есть. Мы их знаем.

Еще один раздел — «Обеспечение по болезни». Здесь еще со времен СССР мы имеем развитую систему страхования.

Все жду, когда вы скажете: «Но…»

Сафонов: По больничным — скажу. Но… есть проблема. Она связана с тем, что обеспечение по болезни предусматривает участие человека в нормальных трудовых отношениях. За него работодатель производит отчисления во внебюджетные фонды: соцстрахования и обязательного медицинского страхования. По аналогии с Пенсионным фондом, только там другие проценты.

У фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования (ОМС) те же проблемы с самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и работниками теневого сектора экономики. Все эти люди не защищены через инструмент социального страхования на случай болезни.

Как решить эту проблему? Обязать самозанятых и «индивидуалов» платить взносы?

Сафонов: Это должно быть сделано в обязательном порядке. Как минимум, закрепить минимальный уровень выплат. Мы должны приучать людей к культуре страхования. Что есть не только риск потери здоровья, но и заработка.

А как вы относитесь к тому, что у нас есть потолок выплат по больничным? Заболев, люди теряют заработок. Поэтому очень многие не берут его вовсе. Может, как в СССР, сделать 100-процентную оплату? Или государство не потянет?

Сафонов: Вопрос не в силах государства. Вопрос в тарифе: сколько люди готовы за это заплатить.

А ситуация, действительно, очень серьезная. Сейчас система пособий по больничным приводит к тому, что люди ходят на работу нездоровыми. В условиях, когда возникают разного рода заболевания, как коронавирус, это фактически угроза не только конкретному человеку, а всему трудовому коллективу. А может, и городу.

Мы должны понимать, что нахождение человека на больничном — это не преференция, а логичная тема, которая вытекает из программы увеличения продолжительности жизни населения. Причем здорового периода жизни. Потому что любая недолеченная болезнь превращается в хроническую, а то и приводит к инвалидности.

Так сколько мы должны заплатить, чтобы не терять на больничном заработок?

Сафонов: Это надо считать в каждом конкретном случае. Но сначала необходимо предоставить право тем, кто получает достаточно высокую зарплату, сохранить свой доход на больничном за счет небольшого дополнительного тарифа.

Предположим, мы делим программу социального страхования по болезни на две части. Первая — стандарт, который сейчас существует (взносы в Фонд соцстраха платит за работника работодатель). И при начислении больничных в 2020 году максимальный размер дневного пособия не должен превышать 2301,37 рубля. Умножьте на 21 рабочий день, получите предел за месяц чуть более 48,3 тысячи рублей.

Понятно, переходить, например, с 200 тысяч рублей зарплаты на 48 тысяч — тяжело. И если человек хочет иметь более высокий уровень защищенности на случай болезни, то для него надо предусмотреть дополнительно вторую программу — добровольное личное софинансирование. Но это должен быть посильный тариф.

Какие разделы Конвенции № 102 ратифицировала Россия

Раздел II «Медицинское обслуживание», III «Обеспечение по болезни», V «Обеспечение по старости», VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», VIII «Обеспечение по материнству», IX «Обеспечение по инвалидности» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца».
rg.ru/2020/02/27/reg-cfo/vyplaty-po-bolnichnym-listam-mozhno-uvelichit.html

102-я Конвенция

Напомню, что 102-я Конвенция была принята в 1952 году. Она установила минимальные нормы по всем основным социальным направлениям, включая медицинское обслуживание, обеспечение по материнству, безработице, старости, инвалидности, в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, по случаю потери кормильца. Однако даже Советский Союз с весьма высоким уровнем социальной защиты не решился ее ратифицировать.

Вопрос о ратификации Конвенции поднимался в 90-е годы прошлого века. Но тогда наша страна была не готова к этому шагу, ратификация стала бы еще одним невыполненным обязательством государства перед населением.

Сегодня российское законодательство в целом соответствует большей части требований и стандартов Конвенции. За последние годы был подготовлен ряд законов, которые создали базу для ее ратификации: например, в 2013 году мы приняли законы по совершенствованию пенсионной системы. По отдельным видам социального обеспечения наше законодательство даже превосходит требования Конвенции: в частности, по поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья. Этому в том числе способствовала ратификация в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов.

Госдума неоднократно официально обращалась к правительству с просьбой ускорить внесение проекта федерального закона о ратификации 102-й Конвенции МОТ. Дело в том, что парламент не может инициировать принятие такого закона самостоятельно. В соответствии с Конституцией России международные договоры, к которым относится и Конвенция, могут быть внесены в Госдуму на ратификацию или президентом, или правительством.

Наши призывы наконец-то были услышаны, и министерство труда и социальной защиты подготовило соответствующий проект федерального закона. Но мы понимаем, что у нас все еще остается целый ряд проблем, связанных с ратификацией.

Во-первых, необходимо поэтапно повышать размер пособий по безработице и семейных пособий. Их нынешний уровень не соответствует требованиям Конвенции.

Во-вторых, согласно этому документу коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40 процентов. Надо стремиться к соблюдению этой нормы. Тем более аналогичное обязательство зафиксировано в правительственной стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.

Проект методики расчета коэффициента замещения прежней зарплаты для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца разработан министерством труда. Он нуждается во внимательном рассмотрении и широком обсуждении.

Сейчас наша страна переживает непростое время: на Россию оказывается беспрецедентное внешнее давление в виде санкций, из-за падения цен на нефть ухудшилась экономическая конъюнктура. Но мы считаем, что магистральный путь становления Российской Федерации как социального государства не должен зависеть от экономических трудностей. Поэтому участники парламентских слушаний рекомендовали правительству ускорить подготовку ратификации 102-й Конвенции МОТ и одновременно разработать план приведения российского законодательства в соответствие с ее требованиями.

Обзор документа

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 349-ФЗ “О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)” (не вступил в силу)

4 октября 2018

Принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года

Одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года

Статья 1

Ратифицировать Конвенцию о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенцию N 102), принятую на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 28 июня 1952 года, с принятием в соответствии с пунктом «b» статьи 2 указанной Конвенции обязательств в отношении раздела II «Медицинское обслуживание», раздела III «Обеспечение по болезни», раздела V «Обеспечение по старости», раздела VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», раздела VIII «Обеспечение по материнству», раздела IX «Обеспечение по инвалидности» и раздела X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
3 октября 2018 года
№ 349-ФЗ

Обзор документа

Конвенция охватывает все основные сферы соцобеспечения, включая медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, по безработице, по старости, по материнству, по инвалидности, по случаю потери кормильца, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, семейное обеспечение.

Определены покрываемые риски, минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.

Предусмотрено четкое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком. Коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%. Типовым бенефициарием определен мужчина с женой пенсионного возраста, находящейся на его иждивении.

Возраст, при достижении которого предоставляется обеспечение по старости, не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране.

Конвенция ратифицирована с принятием обязательств в отношении разделов II «Медицинское обслуживание», III «Обеспечение по болезни», V «Обеспечение по старости», VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», VIII «Обеспечение по материнству», IX «Обеспечение по инвалидности» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Подписан закон о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102).

Конвенция подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.

Статья 2 Конвенции позволяет государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.

Федеральным законом предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной области).

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, названный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.

Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской Федерации пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов заработной платы.

Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100 процентов заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100 процентов заработка).

Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».

Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка. Согласно позиции Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции (в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).

Таким образом, Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.

Темы

  • Социальная сфера

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 3 октября 2018 года, 18:49

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/58705

Текстовая версия

Россией ратифицирована Конвенция N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», принятая в г. Женеве 28 июня 1952 года

Федеральный закон от 03.10.2018 N 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)»

Конвенция охватывает все основные сферы социального обеспечения, включая медицинское обслуживание — (раздел II), обеспечение по болезни — (раздел III), обеспечение по безработице — (раздел IV), обеспечение по старости — (раздел V), обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием — (раздел VI), семейное обеспечение — (раздел VII), обеспечение по материнству — (раздел VIII), обеспечение по инвалидности — (раздел IX), обеспечение по случаю потери кормильца — (раздел X).

По каждому из этих разделов Конвенция дает определение покрываемых рисков и фиксирует минимальные требования относительно круга защищаемых лиц, размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг, продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения.

Согласно настоящему Федеральному закону, Россия ратифицировала указанную Конвенцию с принятием обязательств в отношении раздела II «Медицинское обслуживание», раздела III «Обеспечение по болезни», раздела V «Обеспечение по старости», раздела VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», раздела VIII «Обеспечение по материнству», раздела IX «Обеспечение по инвалидности» и раздела X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *