Контроль за деятельностью ФСБ

  • автор:

Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

Адвокатура: понятие, принципы организации и деятельности, формы адвокатских образований, порядок образования и задачи

Адвокатура — профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям.Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ.

Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Минюста РФ и его органов, вправе не руководствоваться их инструкциями и рекомендациями.

Полномочия адвоката, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством РФ. В случаях, предусмотренных законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый адвокатским образованием.

Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи (опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь); запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов госвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений, и иных организаций;

2) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ;

Адвокат не вправе: 1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет незаконный характер;

Адвокат обязан:1)честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;

2)соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов РФ, совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатурой.

Адвокаты оказывают доверителям самую разнообразную юридическую помощь:

1. дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2. составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3. представляют интересы доверителей в конституционном судопроизводстве;

4. участвуют в качестве представителей доверителей в гражданском и административном судопроизводстве;

5. участвуют в качестве представителей или защитников доверителей в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

Лицензионные полномочия ФСБ

ФСБ России является лицензирующим органом, к ее ведению отнесено лицензирование деятельности по производству и обороту специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также иные лицензионные полномочия.

Юрисдикционные полномочия ФСБ

В юрисдикционной сфере органы и должностные лица ФСБ России наделены следующими полномочиями:

  • • к ведению пограничных органов ФСБ отнесено рассмотрение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 23.10 КоАП РФ;
  • • должностные лица ФСБ рассматривают дела о правонарушениях, посягающих на информационную безопасность Российской Федерации (ч. 1 ст. 23.45, п. 2 и 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП РФ);
  • • должностные лица ФСБ вправе применять меры административного пресечения, ограничивающие имущественные права лица и право на личную неприкосновенность. В их числе доставление, административное задержание, личный досмотр, арест товаров, транспортных средств и иных вещей (п. 7 и 8 ч. 1 ст. 27.2, п. 4 ч. 1 ст. 27.3, ч. 2 ст. 27.7, ч. 2 ст. 27.14 КоАП РФ);
  • • должностные лица пограничных органов ФСБ вправе применять административное задержание лиц, подозреваемых в совершении правонарушения, на срок до 48 часов (ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ);
  • • в некоторых случаях органы ФСБ самостоятельно исполняют административное наказание в виде административного выдворения (ч. 2 ст. 3.10, ч. 3 ст. 32.10 КоАП РФ).

Применение органами ФСБ разрешительных полномочий в основном обусловлено их правоохранительной деятельностью, а в некоторых случаях – хозяйственными функциями (например, осуществление разрешительных и надзорных функций в области промышленной и пожарной безопасности). Индивидуальные правовые акты ФСБ устанавливают запреты и ограничения хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства на государственной границе, приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; санкционирование в указанных случаях обусловлено исключительно целями пограничного контроля и обеспечения иных публичных потребностей.

  • См. подп. 22 п. 9 Положения о ФСБ, а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Применительно к вышеуказанным видам деятельности лицензионные процедуры регламентированы Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (см. п. 2 ч. 1 ст. 12 этого Федерального закона). Процедуры лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны, регламентированы Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», предписания базового Федерального закона о лицензировании в данном случае не применяются (см. ст. 27 вышеуказанного Закона РФ, а также п. 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»). См. также: Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций но проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.

Контроль и надзор за деятельностью органов ФСБ (стр. 1 из 7)

Введение

ГЛАВА I. Государственный контроль

1.1 Президентский контроль: сущность, содержание, современное состояние

1.2 Правительственный контроль, понятие и содержание

1.3 Понятие и сущность парламентского контроля

ГЛАВА II. Прокурорский надзор за исполнением федеральной службой безопасности законов РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы заключается в том, что исследуемая тематика создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с правонарушениями в сфере федеральной службы безопасности, нацеленной на реализацию конституционного положения, защиту прав и свобод граждан, укрепление законности в стране, на создание правового государства, а также улучшения организации и функционирования исполнительных органов государственной власти.

Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем, что должностные лица пограничных органов и пограничных войск ФСБ России осуществляют контроль за соблюдением административно-правовых режимов защиты Государственной границы — режима границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению, рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним, ведут дознание по делам отнесенных к их ведению. До тех пор пока не будут проведены серьезные мероприятия в стране по совершенствованию контрольной деятельности, реальных сдвигов не будет. В России на данный момент не существует правового механизма реализации важнейших, жизненно необходимых норм, для наибольшей эффективности реализации государственного контроля. Скопилось огромное количество правовых актов, не имеющих единства, которые необходимо систематизировать.

Степень изученности темы. Проблематика государственного контроля широко обсуждается в научной литературе. При написании данной дипломной работы использованы труды: Алёхин А.П., Бахрах Д.П., Козлова Ю.М., Конин Н.М., Попова Л.Л. Однако с учётом издания нового указа президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и с вхождением Федеральной пограничной службы в структуру Федеральной службы безопасности Российской Федерации назрела необходимость нового исследования и пересмотра отдельных взглядов и положений.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности контрольных органов.

Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля.

Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование контрольных органов Российской Федерации.

Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:

1) рассмотреть общее понятие и назначение государственного контроля;

2) непосредственно рассмотреть контроль в сфере федеральных органов безопасности;

3) рассмотреть виды государственного контроля в сфере деятельности федеральных органов безопасности.

Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:

1. Государственный контроль является важнейшей функцией государственного управления.

2. Органом, замыкающим систему контрольных органов исполнительной власти, является Правительство Российской Федерации.

3. Межотраслевой контроль федеральных органов исполнительной власти осуществляется за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц.

4. Отраслевой (внутриведомственный) контроль проводится органами одной отрасли или сферы деятельности в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности.

Глава I. Государственный контроль

1.1 Президентский контроль: сущность, содержание, современное состояние

Известно, что сущность всегда составляет основу любого объекта познания, потому что отражает внутренние содержательные характеристики и отношения, проявления, стороны. Можно считать, что это определение относится и к президентскому контролю.

Речь идет о реализации в соответствующем правовом и организационном поле президентского контроля в России, о том, насколько эффективно, например, глава государства, исходя из конституционных полномочий, имеет возможность контролировать деятельность органов исполнительной власти. При этом по основным вопросам автор высказывает личное мнение. Чтобы определить сущность президентского контроля, необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов, которые позволяли бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди иных близких понятий, каковыми являются контроль, надведомственный контроль и т.п. Термин «контроль» в научной и практической деятельности употребляется достаточно часто. Трудно найти автора, исследующего проблемы социального управления, который в той или иной мере не затрагивал бы цели, задачи, функции, принципы контроля, компетенции контрольных органов. Такое частое обращение к понятию контроля формирует мнение о достаточной изученности сущности этого понятия.

Вместе с тем это далеко не так. Анализ литературы по административному праву, социальному управлению свидетельствует о том, что в определении сущности контроля среди ученых нет единства. Авторы определяют его по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, деятельность, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д. Данные подходы, очевидно, не столько отражают стремление дать универсальную формулу понятия контроля, сколько являются следствием рассмотрения данного феномена через призму интересов представителей различных научных направлений — философских, управленческих, политических, правовых, кибернетики и др. Поэтому можно согласиться с позицией каждого из авторов, ибо в его индивидуальном подходе содержится какой-либо элемент того большого и емкого содержания, которым обладает понятие «контроль». В связи с этим важно избежать соблазна выработать единое многоаспектное понятие контроля. В словаре-справочнике по социальному управлению контроль определяется как проверка; наблюдение с целью проверки исполнения законов, постановлений, управленческих решений и т.п. Таким образом, можно констатировать, что контроль в целом — не что иное, как осуществление функции управления, суть которой заключается в том, чтобы проверять, наблюдать, отслеживать то или иное явление.

Функция управления — это, по утверждению, например, Г. В. Атаманчука, «реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, которое они воспринимают и на которое реагируют». К функциям управления он также относит следующие: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение, контроль. Такой же точки зрения придерживаются и ряд зарубежных специалистов, например, Р. Фалмер, К. Киллен и другие. Контроль сам по себе не представляет первичной деятельности, он касается действий, осуществляемых независимо от контроля. Вместе с тем контроль является и самостоятельным видом работы. Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица. Из буквального смысла такого определения следует, что контроль осуществляется в целях наблюдения и охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые направлены на то, чтобы выявить причины обнаруженных отклонений и определить пути их устранения для эффективного функционирования государственных органов власти. Такая формула определяется понятием «контрольная деятельность». Когда основной субъект президентского управления, например, Президент РФ, часть функций по контролю делегирует структурным подразделениям своего аппарата, тогда появляются специализированные контрольные органы, каковыми являются Главное контрольное управление Президента РФ, Государственная военная инспекция Президента РФ. Им главой государства вместе с обязанностями по контролю передана и часть властных полномочий, которые определены в положениях о данных органах, принятых соответствующими указами Президента. Вышесказанное может привести к иллюзии, что контроль включает и возможность контролеров давать обязательные для исполнения указания. Более того, и в тех случаях, когда контролирующий орган не наделен такими полномочиями, мнение проверяющих о наличии недостатков воспринимается проверяемыми как сигнал к действиям по их устранению без указаний от основного субъекта управления.

Таким образом, функция контроля зачастую понимается как деятельность по контролю, поскольку включает выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление этого положения с намеченными целями и задачами, оценку контролируемой деятельности, принятие мер по устранению вскрытых недостатков и недопущению их в будущем. Такое комплексное понимание не ограничивается наблюдением, фиксированием отклонений и информированием о них. Специфика контроля как функции управления еще и в том, что он проводится всеми государственными органами. «Сквозной» характер функции контроля предъявляет большие требования к ее конкретизации применительно к каждому уровню управления, к каждому государственному органу. Необходимы оптимальные пути распределения этой функции между органами и устранения параллелизма и дублирования.

Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности Российской Федерации

Правовые основы деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность ФСБ России является Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Данный Федеральный закон определяет «назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности» Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст. 1269..

Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

На основании Указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.

Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности (далее именуются — органы безопасности), уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

На основании Указа Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» «Управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках, в федеральном органе специальной связи и информации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях (далее именуются — объекты оперативного обеспечения)» Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г., N 7, ст. 797.

Участие органов безопасности в войсках в обеспечении безопасности части состава Вооруженных Сил Российской Федерации, входящей в состав объединенных вооруженных сил или находящейся под объединенным командованием, а также обеспечение безопасности объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, регламентируется федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Органы безопасности в войсках, обеспечивающие безопасность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в своей деятельности руководствуются также законодательством государств, на территориях которых находятся указанные объединения, соединения и воинские части.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» устанавливает что «на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям ФСБ России» Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности»//Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349..

Органы федеральной службы безопасности осуществляют ОРД для целей борьбы с преступностью, борьбы с терроризмом, контрразведывательных и разведывательных целей, обеспечения пограничной деятельности, обеспечения информационной безопасности.

В этих целях они вправе проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий; устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом; осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы; осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну; использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций; и др.

Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» «в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности» Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране»//Собрание законодательства Российской Федерации, 27 мая 1996 г., N 22, ст. 2594. Так, в соответствии с п.п. 29 п. 9 раздела 3 положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, «Федеральная служба безопасности организует участие органов и войск в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на государственной границе в пределах приграничной территории» Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 2003 г. N 33 ст. 3254.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закрепляет, что «пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств» Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 11 ст. 1146..

В соответствие с приказом ФСБ РФ от 11 января 2009 г. N 1 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере и признании утратившим силу приказа ФСБ России от 26 сентября 2005 г. N 568» «административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере определяет порядок и последовательность действий (административных процедур) органов федеральной службы безопасности при осуществлении полномочий по обеспечению охраны морских биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, охраны за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере» Приказ ФСБ РФ от 11 января 2009 г. N 1 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере и признании утратившим силу приказа ФСБ России от 26 сентября 2005 г. N 568″//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 марта 2009 г. N 12.

Приказ ФСБ РФ от 26 сентября 2005 г. N 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов» устанавливает, что «государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляется подразделениями ФСБ России, территориальными органами безопасности, пограничными органами в пределах полномочий, определенных положениями (уставами) о соответствующих подразделениях, органах. Пограничная служба ФСБ России является головным подразделением ФСБ России по осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов» Приказ ФСБ РФ от 26 сентября 2005 г. N 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 октября 2005 г. N 43.

Таким образом, проанализировав правовые основы деятельности ФСБ России, мы установили, что Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации. Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Введение

Конституция Российской Федерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительно пресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на страже законности.

За последние годы в России приняты законы и другие нормативные акты, существенно изменившие реализацию правоохранительных функций государства и условия надзора за их исполнением. Прежде всего, это касается оперативно-розыскной деятельности (ОРД), впервые законодательно признанной в качестве самостоятельного предмета правового регулирования.

Новые законодательные акты установили, что оперативно-розыскную деятельность могут проводить службы внешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраны Российской Федерации, т. е. структуры, не являющиеся органами дознания.

В юридической литературе фактически нет работ по проблемам прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Объясняется это тем, что в законодательстве до сравнительно недавнего времени отсутствовали прямые указания относительно задач функций и полномочий органов прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью.

В связи с принятием Федеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об оперативно-розыскной деятельности» перед органами прокуратуры поставлена задача осуществления постоянного и непрерывного прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность остаются спорными и в современной науке. Основные из них:

· определение объектов прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности;

· концептуальные расхождения в законах и проблемы прокурорского надзора;

· направления совершенствования правового регулирования надзора прокурора за осуществлением ОРД.

Исследование этих и других вопросов требует от ученых решения данных проблем, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение.

Цель работы состоит в изучении прокурорского надзора за исполнением законов Федеральной службой безопасности и Службы внешней разведки.

Прокурорский надзор за деятельностью ФСБ

Оперативно — розыскная деятельность и надзор за законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечивать не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативно-розыскных мероприятий, но и установленный законодательством Российской Федерации, а также ведомственными нормативно-правовыми актами порядок организации и проведения оперативно- розыскных мероприятий.

За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а также за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение этих сведений в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры и органов федеральной службы безопасности несут в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и Федеральным законом «Об оперативно — розыскной деятельности» ответственность, вплоть до уголовной.

Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, уполномоченным осуществлять надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, проверки соблюдения законности необходимо проводить:

· по обращениям граждан и должностных лиц;

· по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в связи с отсутствием положительных результатов при раскрытии преступлений, розыске подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам;

· при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания, определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а также указания прокурора;

· в соответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право давать такие указания.

При этом иметь в виду, что сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет проверок не входят.

Проверки должны проводиться только теми прокурорами, на которых возложено непосредственное осуществление надзорных функций. Копии (выписки) приказов с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направляются для сведения соответствующим начальникам органов федеральной службы безопасности.

У уполномоченных прокуроров должна быть оформлена соответствующая форма допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Прокуроры должны выписывать соответствующее предписание на проведение проверки и предъявлять его начальнику органа федеральной службы безопасности.

Предписание оформляются на официальном бланке прокуратуры. В предписании нужно указать фамилию, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а также при необходимости — другие сведения, вытекающие из ведомственных нормативных документов.

В управлениях и отделах (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры предписания подписываются начальникам соответствующих подразделений, заверяются их печатями подразделений по защите государственной тайны.

В управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах предписания подписываются начальникам управлений и заверяются их печатями управлений.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписываются руководителям прокуратур, заверяются их печатями подразделений по защите государственной тайны.

В прокуратурах районов и городов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписания подписываются прокурорам и заверяются их печатями прокуратур. Если уполномоченным прокурором назначен прокурор района или города, приравненный к нему военный или иной прокурор, предписание в установленном порядке выдается вышестоящим прокурором и незамедлительно направляется по назначению.

Оперативно — служебные материалы и иные документы изучаются в установленном нормативными актами порядке ведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органов федеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности.

Истребование таких материалов в прокуратуру производить в исключительных случаях.

При осуществлении проверок уполномоченным прокурорам он вправе :

· знакомиться с нормативными правовыми актами ФСБ России, регламентирующими порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, с учетно-регистрационной документацией, а также материалами дел оперативного учета, сигнальных и оперативных подборок (далее — дела оперативного учета);

· принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к отмене незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел, а также других незаконных решений начальников органов федеральной службы безопасности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

· требовать письменные объяснения от должностных лиц органов федеральной службы безопасности, допустивших нарушения закона при реализации своих полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

· принимать меры к устранению выявленных нарушений закона, привлечению виновных должностных лиц к ответственности, а также отстранению их от участия в работе по делам оперативного учета;

· в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке проводить проверки в отношении сотрудников органов федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в действиях которых усматриваются признаки состава преступления;

· при необходимости давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам дополнительных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать прекращения проведения таких мероприятий;

· высказывать предложения о направлениях работы по делам оперативного учета.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам необходимо не реже одного раза в полугодие о результатах надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности органами федеральной службы безопасности информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военным прокурорам в те же сроки — Главную военную прокуратуру. О наиболее грубых нарушениях закона сообщать безотлагательно.

Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратуре каждое полугодие анализировать состояние законности при осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно — розыскной деятельности, а также практику прокурорского надзора.

Итоговые справки направляются для обобщения в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности.

Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, подчиненных подразделений необходимо:

· представлять уполномоченным прокурорам перечни дел оперативного учета с указанием их условных наименований, регистрационных номеров, классифицирующих признаков, номеров журналов, в которых они зарегистрированы;

· по требованию уполномоченных прокуроров предъявлять в полном объеме дела оперативного учета и регистрационные документы, а также иные оперативно — служебные документы, необходимые для оценки законности проведения оперативно — розыскных мероприятий;

· создавать прокурорам условия, обеспечивающие надлежащую организацию и проведение проверок.

Предъявление уполномоченным прокурорам оперативно-служебных материалов должны производиться в порядке ведения секретного делопроизводства, установленном нормативными актами.

Начальники подчиненных подразделений после получения предписаний о проведении проверок должны незамедлительно письменно информировать об этом соответствующие территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках.

Руководители (начальники) подразделений ФСБ России, начальники территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках в течение суток после получения сообщений о проведении проверок должны письменно информировать об этом Инспекторское управление ФСБ России (начальники органов безопасности в войсках — через УВКР ФСБ России).

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов федеральной службы безопасности, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, предоставляются уполномоченным прокурорам только с письменного согласия указанных лиц и сотрудников, за исключением тех случаев, когда требуется их привлечение к уголовной ответственности.

Подлинники документов, исполненных лицами, оказывающими органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, и (или) факсимильные копии (в том числе фото- и ксерокопии) представлению не подлежат.

Дела оперативного учета и иные оперативно-служебные документы, в том числе судебные решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, относящиеся к разведывательной и контрразведывательной деятельности (государственная измена, шпионаж), представляются для проверки при наличии у прокурора данных, свидетельствующих о нарушении органами федеральной службы безопасности законодательства Российской Федерации.

Для надзора за соблюдением разрешенных сроков проведения оперативно-технических мероприятий по делам оперативного учета указанной категории прокурорам предоставляются специально предназначенные для этого оперативно-служебные документы. Установочные данные о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета, в таких документах не отражаются.

По окончании проверок составляются справки с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченных прокуроров, сроков, проверенных подразделений, материалов (без указания установочных данных проходящих по ним лиц), выводов, предположений прокуроров, выявленных недостатков, нарушений и принятых мер по их устранению.

Начальники подчиненных подразделений справки направляют в соответствующие территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках не позднее трех суток после окончания проверок.

Руководителями (начальниками) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках письменно информируется Инспекторское управление ФСБ России о результатах прокурорских проверок не позднее пяти суток после их окончания (начальникам органов безопасности в войсках — через УВКР ФСБ России). О выявленных нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, сообщается незамедлительно.

Контроль за выполнением настоящего указания Генеральной прокуратуры «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением ФЗ «Об ОРД» органами федеральной службы безопасности» возлагается на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности и заместителя Директора — начальника Инспекторского управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Указание направляется:

· начальникам управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам;

· руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках.

Его содержание доводится до сведения подчиненных работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *