Комплексные кадастровые работы

  • автор:

Об утверждении типового регламента работы согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ

В соответствии со статьей 42.10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Администрация Курской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить типовой регламент работы согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений руководствоваться Типовым регламентом при формировании согласительных комиссий по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курской области А.Б. Смирнова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Временно исполняющий

обязанности Губернатора

Курской области Р.В. Старовойт

УТВЕРЖДЕН

постановлением Администрации Курской области

от ______________ № _____

ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Типовой регламент работы согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ (далее — Типовой регламент) разработан на основании Главы 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Федеральный закон №221-ФЗ).

1.2. Настоящий Типовой регламент определяет состав, полномочия и порядок работы согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ (далее — Согласительная комиссии).

Согласительная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Курской области, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Типовым регламентом.

СОСТАВ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

2.1. В состав Согласительной комиссии включаются по одному представителю с предоставленными им в установленном порядке полномочиями от:

1) комитета по управлению имуществом Курской области;

2) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия собственника в отношении соответствующих объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности;

3) органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы;

4) органа местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят поселения, на территории которых выполняются комплексные кадастровые работы;

5) Управления Росреестра по Курской области;

6) саморегулируемой организации, членом которой является кадастровый инженер (в случае, если он является членом саморегулируемой организации);

7) уполномоченного в области градостроительной деятельности органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы;

8) общего собрания членов товарищества, если комплексные кадастровые работы выполняются в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

2.2. Председателем Согласительной комиссии является глава администрации городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, либо уполномоченное им лицо.

2.3. Состав Согласительной комиссии утверждается распорядительным актом органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которых выполняются комплексные кадастровые работы.

ПОЛНОМОЧИЯ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

К полномочиям Согласительной комиссии относятся:

1) рассмотрение возражений заинтересованных лиц, указанных в части 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ, относительно местоположения границ земельных участков принадлежащих на праве:

— собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

— пожизненного наследуемого владения;

— постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

— аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет);

2) подготовка заключения Согласительной комиссии о результатах рассмотрения возражений заинтересованных лиц, указанных в подпункте 1 данного раздела, относительно местоположения границ земельных участков, в том числе о нецелесообразности изменения проекта карты-плана территории в случае необоснованности таких возражений или о необходимости изменения исполнителем комплексных кадастровых работ карты-плана территории в соответствии с такими возражениями;

3) оформление акта согласования местоположения границ при выполнении комплексных кадастровых работ;

4) разъяснение заинтересованным лицам, указанным в подпункте 1 данного раздела, возможности разрешения земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке.

ПОРЯДОК РАБОТЫ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

4.1. Согласительная комиссия формируется в течение двадцати рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ органом местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы, либо органом местного самоуправления муниципального района, если объекты комплексных кадастровых работ расположены на межселенной территории.

4.3. В целях согласования местоположения границ земельных участков, являющихся объектами комплексных кадастровых работ и расположенных в границах территории выполнения этих работ, согласительная комиссия проводит заседание, извещение о проведении которого осуществляется в порядке, установленном частью 8 статьи 42.10 Федерального закона № 221-ФЗ.

4.4. Проект карты-плана территории одновременно с извещением о проведении заседания согласительной комиссии размещаются заказчиком комплексных кадастровых работ на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии официального сайта) и направляются в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 42.10 Федерального закона № 221-ФЗ.

4.5. Согласительная комиссия обеспечивает ознакомление любых лиц с проектом карты-плана территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, в соответствии с регламентом работы согласительной комиссии.

4.6. На заседании согласительной комиссии представляется проект карты-плана территории, разъясняются результаты выполнения комплексных кадастровых работ, порядок согласования местоположения границ земельных участков и регламент работы согласительной комиссии.

4.7. При выполнении комплексных кадастровых работ согласование местоположения границ проводится в отношении земельных участков, местоположение границ которых подлежит обязательному согласованию в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.

4.8. Возражения заинтересованного лица, определенного в части 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ, относительно местоположения границ земельного участка, указанного в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 42.1 Федерального закона № 221-ФЗ, могут быть представлены в письменной форме в согласительную комиссию в период со дня опубликования извещения о проведении заседания согласительной комиссии до дня проведения данного заседания, а также в течение тридцати пяти рабочих дней со дня проведения первого заседания согласительной комиссии.

4.9. Заседание Согласительной комиссии считается правомочным при присутствии не менее двух третей членов от общего состава Согласительной комиссии.

4.10. При голосовании каждый член Согласительной комиссии имеет один голос.

4.11. Решения Согласительной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов Согласительной комиссии. При равенстве голосов председатель Согласительной комиссии имеет право решающего голоса.

По результатам обсуждения Согласительной комиссией принимаются решения:

— о признании местоположения границ земельного участка (участков) согласованным в предусмотренных пунктом 1 части 17 статьи 42.10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» случаях;

— о нецелесообразности изменения проекта карты-плана территории в связи с необоснованностью представленных заинтересованными лицами возражений относительно местоположения границ земельных участков;

— о внесении исполнителем комплексных кадастровых работ изменений в проект карты-плана территории в соответствии с представленными заинтересованными лицами возражениями относительно местоположения границ земельных участков;

— о признании местоположения границ земельного участка (участков) спорным в предусмотренном пунктом 2 части 17 статьи 42.10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» случае;

— о направлении заказчику комплексных кадастровых работ для утверждения оформленного исполнителем комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории в окончательной редакции.

4.12. Председатель Согласительной комиссии:

— осуществляет общее руководство деятельностью Согласительной комиссии;

— ведет заседание Согласительной комиссии.

4.13. По результатам работы согласительной комиссии составляется протокол заседания согласительной комиссии, форма и содержание которого утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также составляется заключение согласительной комиссии о результатах рассмотрения возражений относительно местоположения границ земельных участков.

Протокол заседания, заключение о результатах рассмотрения возражений относительно местоположения границ земельных участков подписывается членами Согласительной комиссии.

В целях обеспечения ознакомления заинтересованных лиц с решением Согласительной комиссии орган местного самоуправления городского округа, городского и сельского поселений, на территориях которых выполнялись комплексные кадастровые работы, в течение пяти рабочих дней со дня составления протокола размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4.14. В течение двадцати рабочих дней со дня истечения срока представления предусмотренных пунктом 4.8 Типового регламента возражений Согласительная комиссия направляет заказчику комплексных кадастровых работ для утверждения оформленный исполнителем комплексных кадастровых работ проект карты-плана территории в окончательной редакции и необходимые для его утверждения материалы заседания согласительной комиссии.

Вопрос: Что такое комплексные кадастровые работы?

Ответ: На территории Вологодской области уже второй год проводятся комплексные кадастровые работы (ККР).

Комплексные кадастровые работы – это осуществляемые за счет бюджета работы по установлению границ земельных участков, зданий на определенной территории.

В текущем году ККР проводятся на территории города Вологды, Верховажского, Вожегодского, Тарногского, Нюксенского, Усть-Кубинского, Харовского, Тотемского, Чагодощенского, Шекснинского, Междуреченского районов, Кичменгско-Городецкого района.

Вопрос: Зачем нужны комплексные кадастровые работы?

Ответ: В результате выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется:

— уточнение местоположения границ земельных участков; расположенных на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

— исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости;

— осуществляется образование новых земельных участков.

Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ для граждан обернется сплошными «плюсами»:

во-первых, проведение межевания земельного участка гражданина будет происходить за счет государственных средств – платить за межевание не придется;

во-вторых, межевание, как правило, будет осуществляться совместно с соседними участками, что в дальнейшем препятствует возникновению споров по границам с соседями.

в-третьих, не нужно будет обращаться в региональное Управление Росреестра с заявлением о внесении границ земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Вопрос: Каким образом осуществляется информирование вологжан о проведении комплексных кадастровых работ?

Ответ: Публикация извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется в печатном средстве массовой информации района, где будут проводиться комплексные кадастровые работы.

Кроме того, указанная информация размещается на информационных щитах органов местного самоуправления муниципального района, сельского поселения, на территории которого планируется выполнение комплексных кадастровых работ, а также на сайте Росреестра (региональной вкладке Управления).

Вопрос: Как узнать проводятся ли комплексные кадастровые работы в отношении вашего земельного участка, жилого дома и т.п.?

Ответ: Для этого необходимо знать в каких кадастровых кварталах проводятся кадастровые работы, а также кадастровый номер вашего объекта недвижимости. Кадастровый квартал определяется первыми одиннадцатью цифрами в кадастровом номере объекта недвижимости. Если первые одиннадцать цифр кадастрового номера вашего объекта недвижимости и кадастрового квартала, в котором проводятся кадастровые работы, совпадают, значит, в отношении вашего объекта недвижимости будут проводиться комплексные кадастровые работы.

Вопрос: Как выполняются комплексные кадастровые работы?

Ответ: Основанием для выполнения комплексных кадастровых работ является государственный или муниципальный контракт.

Заказчиком комплексных кадастровых работ выступает уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа).

Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры, которые выполняют работы на основании контракта.

Комплексные кадастровые работы проводятся в следующем порядке:

исполнитель разрабатывает проект карты-плана территории, далее

согласительная комиссия согласовывает местоположение границ земельных участков; и в заключении заказчик утверждает и представляет карту-план в Управление Росреестра по Вологодской области.

На первой этапе кадастровые инженеры выполняют большой объем работы: получают или собирают необходимые документы с исходными данными. В том числе кадастровый инженер получает сведения из ЕГРН, адресного реестра, архивов органов местного самоуправления, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем; уведомляет правообладателей объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, о начале их выполнения; подает в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН сведений об адресах электронной почты и (или) о почтовых адресах правообладателей объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы; подготавливает проект карты-плана территории.

Согласование границ проводит согласительная комиссия.

Исполнитель представляет заказчику проект карты-плана территории для утверждения последним и представления его в Управление Росреестра по Вологодской области.

Необходимо знать, что результатом проведения комплексных кадастровых работ является внесение в ЕГРН точных сведений о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Это приведет к повышению уровня юридической защиты прав и законных интересов правообладателей, устранению кадастровых ошибок, допущенных при определении местоположения границ объектов недвижимости, снижению количества земельных споров.

Вопрос: Может ли поменяться площадь земельного участка при проведении комплексных кадастровых работ?

Ответ: При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Однако законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка.

В частности, по общему правилу площадь земельного участка в результате уточнения границ может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории.

Вопрос: Возможно ли по каким-либо причинам повторное проведение комплексных кадастровых работ?

Ответ: В силу закона повторное выполнение комплексных кадастровых работ не допускается. Поэтому гражданам необходимо интересоваться сведениями, которые сообщает заказчик комплексных кадастровых работ.

Следует заметить, что правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению комплексных кадастровых работ. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

Вопрос: Какие на сегодняшний день результаты ККР?

Ответ: ККР уже показали свою эффективность, прежде всего экономическую.

Так, в 2018 году ККР осуществлены на территории 13 кадастровых кварталов в отношении 630 земельных участков, в 2019 году — на территории 64 кадастровых кварталов в отношении 7543 объектов недвижимости, включая 4817 земельных участков и 2726 объектов капитального строительства.

На выполнение ККР в 2018 году из федерального, регионального, местного бюджетов было выделено 972,1 тыс. рублей.

В 2019 году суммарные объемы финансовых средств, предусмотренных на выполнение ККР в 2019 году на территории Вологодской области, составили 8581,2 тыс. рублей.

По информации Департамента имущественных отношений Вологодской области в 2020 году проведение комплексных кадастровых работ на территории Вологодской области продолжится. Такие работы будут проводиться в Бабушкинском, Великоустюгском, Верховажском, Кичменгско-Городецком, Междуреченском, Никольском, Сокольском, Тарногском, Усть-Кубинском, Харовском, Чагодощенском, Шекснинском муниципальных районах области в отношении 3955 объектов недвижимости.

4.2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

УДК 349.417/.418:528.44(09)

Д.Ю. Терентьев СГГА, Новосибирск

КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

В статье кратко рассмотрены основные этапы развития кадастровых работ в России за последние двадцать лет, дано описание основных изменений в сфере земельных отношений, связанных с кадастровыми работами.

Государственный кадастр недвижимости, объекты недвижимости, кадастровые работы, землеустройство, межевание, нормативно-техническое обеспечение.

D.Yu. Terentyev

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

CADASTRAL WORKS: HISTORICAL EXCURSUS

Земельные отношения в России на современном этапе довольно часто претерпевают быстро текущие изменения. Земля, как и X веке является объектом налогообложения и требует оценки, именно поэтому роль кадастровых работ велика и по сей день. Кроме того они являются основным инструментом формирования базы для функционирования земельного рынка.

Принятый 24 июля 2007 года Федеральный Закон «О государственном кадастре недвижимости” стал основным инструментом регулирования кадастровых отношений при ведении государственного кадастра недвижимости на современном этапе. В данном законе впервые в ст. 1 п. 4 было дано законодательное определение кадастровым работам, в соответствии с которым кадастровые работы это работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведений о недвижимом имуществе

Возросшая роль кадастровых работ за последние 20 лет была обусловлена рядом важных реформ проведённых в 90-ых годах прошлого века, которые создали фундамент для развития рынка земли в постсоветское время.

Началом земельной реформы 90-х годов принято считать вступление в силу в 1990-м году закона «О собственности в СССР” и «Основ

законодательства о земле” , которые положили начало радикальным изменениям (реформированию) существующего земельного строя. При этом была ликвидирована монополия на землю союзного государства, введено множество форм собственности и субъектов права .

Цель и основные задачи земельной реформы заключались в следующем:

— Переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);

— Приватизация земель;

— Децентрализация права собственности на землю;

— Обеспечение рационального использования земли.

Для ее реализации были приняты законы РСФСР «О земельной реформе” и «О крестьянском фермерском хозяйстве” , основной целью, которых являлось: разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов рынка, владеющих землей на правах частной собственности, а утвержденный в 1991 году Земельный кодекс , узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков.

В то же время речь шла пока только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота и был введен мораторий на куплю-продажу, дарение и иные сделки с земельными участками (за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10 лет .

В марте 1992 года были утверждены новые формы свидетельств о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения .

С целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов было утверждено «Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов», которое определило основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков” .

В связи с ростом объема кадастровых работ в России в этот же период широкое распространение получили спутниковые технологии. Их преимущество перед обычными методами съемки было впечатляющим, поэтому, несмотря на высокую стоимость оборудования, они быстро стали находить широкое применение в топографо-геодезическом производстве. Однако отсутствие опыта выполнения работ и знаний по новым технологиям не позволяло их эффективно использовать. Сказывалось существенное отсутствие литературы на русском языке в этой области техники .

Существенное развитие спутниковых технологий в период 1992-1997 гг. позволило увеличить точность в 5 раз и переместить основные причины ошибок из тропосферы, орбит и фазовых центров к ошибкам глобальной системы отсчета, специфическим ошибкам пунктов, атмосферным градиентам .

Необходимость выполнения больших объемов землеустроительных работ привели к разработке соответствующих нормативно методических документов нашедших свое отражение в «Единой технологии кадастровых и топографо-

геодезических съемок для целей инвентаризации и ведения кадастра в городах и поселениях в 1994-1995 гг.” утвержденной в апреле 1994 г. и принятой в 1996 году «Инструкции по межеванию земель” , которая стала основополагающей при выполнении кадастровых работ и определила основные аспекты их выполнения.

Для юридического закрепления прав на недвижимое имущество и сделок с ним в 1997 году был принят Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” . Главными задачами закона являлись развитие основных положений Гражданского кодекса Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и создание необходимых условий для их реализации.

Основными результатами земельной реформы, достигнутыми к концу 20 столетия стали:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Ликвидирована монополия государственной собственности на землю;

— Введена плата за пользование землей; ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков;

— Сформирована основа земельного рынка и его инфраструктуры;

— Создана автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю;

— В ряде регионов осуществлена массовая оценка земель и ценовое зонирование территорий.

В ходе реализации федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации на 1996-2000” , утвержденной в 1996 году, целью которой являлись разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра как государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории Российской Федерации проведение единой политики в области земельного кадастра, был разработан и утверждён Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» . Данный закон регулировал отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.

В 2001 году был принят Федеральный закон «О землеустройстве» , целью которого являлось обеспечение рационального использования земель и их охраны, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Для систематизации и обобщения всех нововведений, принятых с начала земельной реформы в 2001 году был принят новый Земельный кодекс , который определил основные направления развития земельных отношений:

— Установление принципов земельного законодательства;

— Определение участников и объектов земельных отношений;

— Установление прав и обязанностей собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков;

— Установление платы за землю и определения стоимости земельного участка.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевания объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В связи с этим 17 февраля 2003 года были утверждены следующие документы: «Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» и «Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства » .

В настоящий момент основным регламентирующим документом при ведении кадастровых работ по прежнему остается «Инструкция по межеванию земель” , существенные изменения коснулись лишь форм представления результатов кадастровых работ. Изначально это было межевое дело, в 2001 году с принятием Федерального закона «О землеустройстве” было введено землеустроительное дело, а в 2007 году с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости” была введена новая форма отчетности — межевой план .

Таким образом, кадастровые работы на современном этапе являются необходимым видом работ при ведении государственного кадастра недвижимости и в частности Государственного кадастрового учета объектов недвижимости. При этом основным видом является межевание земельных участков с целью получения местоположения границ земельных участков и их площадей. Основными документами являются «Инструкция по межеванию земель” и «Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства”.

Изменения земельного законодательства, произошедшие в области определения понятий объектов землеустройства и объектов, государственный учет которых осуществляет государственный кадастр недвижимости , приводят к мысли о необходимости разработки единого нормативного документа, который установил бы общие требования к технологии выполнения кадастровых работ, определению местоположения и площадей объектов недвижимости и их точности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коротеева, Л. И. Земельно-кадастровые работы. . — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 158 с.

2. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре

3. Российская Федерация. Законы. О собственности в СССР

: Закон СССР от 06.03.1990 № 1305-1 // Консультант Плюс.

4. Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.1990 г. // Консультант Плюс.

7. Земельный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993) // Консультант Плюс.

8. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении форм

свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения : Постановление

Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 // Консультант плюс.

9. Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов (утв. Роскомземом 17.05.1993) // Консультант Плюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. О единой технологии кадастровых и топографо-геодезических съемок : Приказ Роскомзема от 20.04.1994 N 26 // Консультант Плюс.

16. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства : Постановление Правительства РФ от 07.06.2002 N 396 // Консультант плюс.

18. Инструкция по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996) // Консультант Плюс.

19. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков” (вместе с «Требованиями к подготовке межевого плана”) : Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 // Консультант плюс.

20. Ерофеев, Б.В. Земельное право России : учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 656 с.

21. Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (ред. от 18.04.2003) // Консультант Плюс.

22. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (1996-2000 годы)» : Постановление Правительства РФ 03.08.1996 № 932 // Консультант Плюс.

23. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» : Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2008) // Консультант Плюс.

По общим правилам комплексные кадастровые работы выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. Заказчиком проведения таких работ выступают органы местного самоуправления и органы государственной власти в городах федерального значения. Исполнителем являются кадастровые инженеры, выполняющие работы как индивидуальные предприниматели или как сотрудники юридического лица, в рамках государственного контракта, заключенного в соответствии с законодательством. В ходе проведения работ на территории решаются следующие задачи:

  • уточняется местоположение границ земельных участков;
  • устанавливается или уточняется местоположение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках;
  • обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, и сооружения (за исключением линейных объектов);
  • обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, скверами, и другими общественными объектами.

Результатом комплексных кадастровых работ является подготовка проекта карты-плана территории, сведения по которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Этот документ является универсальным для целей землепользования, планирования и зонирования территорий.

Органы местного самоуправления заинтересованы в качественном проведении комплексных кадастровых работ, максимальном наполнении ЕГРН сведениями о ранее учтенных земельных участках, которые одновременно являются объектами налогообложения в части местных налогов. На сегодняшний день для многих муниципалитетов вопрос полноты сведений об объектах учета содержащихся в ЕГРН, остается актуальным.

Нововведения, внесенные Законом № 150-ФЗ, затрагивают широкий спектр вопросов в части проведения комплексных кадастровых работ, от планирования и организации до оформления результатов.

В первую очередь хочется отметить, что указанным законом введена возможность проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания, в случаях, когда такой проект не должен утверждаться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Следующим нововведением является то, что комплексные кадастровые работы теперь могут выполняться кадастровым инженером, который является работником юридического лица — заказчика работ, при условии, что кадастровые работы выполняются для собственных нужд. Специалиста можно будет оформить в штат, на основании трудового договора. Кадастровый инженер в ходе проведения работ сможет использовать в работе технические паспорта, оценочную и иную документацию, хранящуюся в организациях технического учета и инвентаризации, бесплатно.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 150-ФЗ в ст. 42.1. Федерального закона «О кадастровой деятельности», комплексные кадастровые работы теперь будут проводиться с учетом особенностей и требований соответствующего отраслевого законодательства в отношении:

  • земельных участков, занятых объектами общего пользования, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
  • земельных участков сельскохозяйственного назначения, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности;
  • земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  • лесных участков в случае, если образование таких лесных участков предусмотрено проектной документацией лесных участков;
  • земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, расположенных в границах территории, по которой уже утвержден проект межевания территории.

Кроме того, в соответствии с внесёнными новациями, расширен перечень земельных участков, в отношении которых комплексные кадастровые работы проводиться не должны. К ним относятся земельные участки, являющиеся предметом договоров об освоении территории, в целях строительства стандартного жилья, а также земельные участки, комплексное развитие которых будет осуществляться как по инициативе правообладателей объектов недвижимости, находящихся в границах территории, так и по инициативе муниципалитетов.

Важным нововведением является и то, что теперь в Федеральном законе от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлен порядок выявления самовольного занятия земельных участков, а также порядок уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными в ЕГРН. В ходе проведения комплексных кадастровых работ, в случае выявления земельных участков и недвижимых объектов, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у пользователей объектов отсутствуют правоустанавливающие документы, кадастровый инженер будет направлять сведения о выявленных объектах (включая сведения о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений на земельном участке) в:

  • муниципалитет, являющийся заказчиком комплексных кадастровых работ,
  • территориальный орган Росреестра,

т.е. органы, уполномоченные на осуществление государственного земельного контроля и надзора соответственно, для принятия ими соответствующих мер.

Закон № 150-ФЗ внес изменения и в срок осуществления государственного кадастрового учета на основании подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории. В связи с тем, что карта-план территории — документ достаточно объемный, теперь сведения в ЕГРН на его основании будут вноситься в течение 15 рабочих дней, вместо ранее установленных 5 дней. Также вышеуказанным законом расширен перечень реестровых ошибок, которые будут устраняться Росреестром самостоятельно, в случае уточнения границ земельных участков, площадь которых имеет расхождения с данными ЕГРН.

В заключении следует отметить, что данный закон был разработан по инициативе Минэкономразвития России в результате анализа итогов выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году в трех пилотных регионах – Республике Тыва, Астраханской и Белгородской областях. Кроме того, были учтены предложения субъектов по доработке федерального закона «О кадастровой деятельности».

В 2018 году комплексные кадастровые работы выполнялись в 13 регионах: республиках Башкортостан, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, Пермском, Хабаровском краях, Амурской, Вологодской, Псковской областях, городе Севастополе. В 2019 году работы будут проведены еще в 33 субъектах Российской Федерации.

Данные работы проводятся в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013г. № 903. Основными целями мероприятий программы является обеспечение полноты сведений государственного кадастра недвижимости, повышение уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей, устранение кадастровых (реестровых) ошибок, допущенных при определении местоположения границ земельных участков, а также снижение количества земельных споров.

Общий объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ, согласно Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» за весь период действия программы составит 652 млн. руб. Мероприятия программы проводятся по направлению, касающемуся, развития системы повышения качества сведений содержащихся в ЕГРН, на условиях софинансирования, с использованием средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. Распределение средств по годам и уровням бюджета представлено в диаграмме.

Данной программой предусмотрено проведение кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, имеющих высокий налоговый и инвестиционный потенциал.

Таким образом, проведение комплексных кадастровых работ, является одной из позиций в реализации целевых моделей по созданию благоприятного инвестиционного климата российских территорий.

Фактически комплексные кадастровые работы позволяют провести полную инвентаризацию всех земельных участков и объектов недвижимости на соответствующей территории, что дает возможность актуализировать налоговую базу по имущественным налогам в отношении объектов недвижимости, вовлечь их в хозяйственный и налоговый оборот.

Совершенствование порядка проведения таких масштабных мероприятий, как комплексные кадастровые работы, очень своевременно и важно для решения вопросов общего значения в сфере земельных отношений, тем более, с такой серьезной финансовой поддержкой из федерального бюджета. Качественно проведенные комплексные кадастровые работы обеспечивают эффективное использование земли и объектов недвижимости и, как следствие, увеличение доходной части бюджетов всех уровней.

Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере земельных и имущественных отношений вы можете обратиться к ведущим экспертам Компании БФТ и получить квалифицированную консультацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *