Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения

  • автор:

Понятие и виды выплат компенсационного характера

Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения – законодательно установленное обеспечение, дополняющее систему социальных пособий и предназначенное для лиц, которым при определенных обстоятельствах оказывается нужной социальная поддержка. В отличие от пособий, вводимых законами РФ, эти выплаты могут устанавливаться и иными законодательными актами:

  • указами Президента РФ;
  • постановлениями Правительства РФ.

Компенсационные выплаты направлены на возмещение потерь дохода, возникающих при некоторых социальных обстоятельствах. Например, при рождении ребенка и уходе за ним, уходе за нетрудоспособным человеком, потере здоровья при техногенных авариях или на военной службе.

Компенсационные выплаты по видам можно разделить на предназначенные лицам:

  • имеющим детей;
  • ухаживающим за нетрудоспособным человеком;
  • пострадавшим при техногенных авариях;
  • обучающимся в учебном заведении;
  • военнослужащим и членам их семей;
  • оказавшимся вынужденно переселенными;
  • ставшим инвалидами.

Выплаты имеют разную периодичность и могут быть разовыми, ежемесячными или ежегодными.

Выплаты на детей

Эти выплаты предназначены лицам, фактически ухаживающим за ребенком до 1,5 или 3 лет, и осуществляются согласно указу Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 (документ действует в отношении пособий в сумме 50 руб. на детей, родившихся до 31.12.2019. Подробности см. ) и постановлению Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206. Их могут получить при условии оформления отпуска по уходу:

  • Родители, в т. ч. приемные, опекуны, иные родственники ребенка – по месту своей работы.
  • Матери-военнослужащие (контрактницы) и матери, находящиеся в составе воинских формирований на заграничной территории, – по месту службы.
  • Матери, оформлявшие отпуск по уходу за ребенком, уволенные при ликвидации организации и не получающие пособие по безработице, – в органах соцзащиты.

О назначении пособия лицам, ухаживающим за ребенком, подробнее читайте в материале «Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет».

См. также «Новые пособия на детей в 2020 году — таблица».

Для получения пособия до 1,5 лет нужно подать заявление на работе (службе). К нему нужно будет приложить копии свидетельства о рождении, приказа на отпуск, трудовой книжки и справку службы занятости. Выплату можно получить за весь срок отпуска при условии обращения за ней не позже 6 месяцев с начала этого отпуска. При пропуске этого срока оплате будут подлежать только те 6 месяцев, которые непосредственно предшествовали дню обращения.

В регионах обычно имеют место свои законодательные документы, предусматривающие компенсацию органами опеки расходов опекунов (попечителей) на содержание детей до 18 лет (питание, одежда, игрушки, книги, предметы личной гигиены). Так, например, в Москве принят закон «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» от 15.12.2004 № 87. Такая выплата является ежемесячной.

Малоимущие семьи вправе оформить так называемые путинские выплаты. Подробности см. в статье «Президентские выплаты при рождении ребенка в 2019 — 2020 годах».

Кроме того малоимущие семьи вправе рассчитывать на продление выплат до достижения ребенком возраста 7 лет. О нюансах читайте в материале «Обнародована единая упрощенная процедура назначения пособий на детей от 3 до 7 лет».

Компенсации по уходу за нетрудоспособными

Компенсации, выплачиваемые трудоспособному, но не работающему лицу в связи с уходом за нетрудоспособным гражданином, регулируются Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 и постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343.

Их платят человеку за каждое нетрудоспособное лицо (инвалида 1 группы, но не с детства, либо престарелого), за которым он осуществляет постоянный уход. Выплата ежемесячная, производится ПФР, составляет 1 200 руб. и корректируется на районный коэффициент.

Для ее получения необходимы 2 заявления, 2 удостоверения личности и 2 трудовых книжки (от ухаживающего и того, кому нужен уход), справки, подтверждающие отсутствие доходов иных видов у ухаживающего и необходимость ухода для того, кому он нужен. Документы, уже присутствующие в деле нетрудоспособного человека, повторно представлять не потребуется.

Для ухода за ребенком-инвалидом до 18 лет существуют свои ежемесячные выплаты (Указ Президента РФ от 26.02.2013 № 175):

  • родителям, в т. ч. приемным, опекунам (попечителям) – 5 500 руб.;
  • иным лицам – 1 200 руб.

Эта выплата также учитывает районный коэффициент и для родителей является дополняющей пенсию, получаемую ребенком-инвалидом. Им для оформления такой выплаты представление дополнительных документов не понадобится. А иное лицо собирает для ПФР пакет документов, аналогичный тому, который необходим для выплаты компенсации по уходу за взрослым человеком. При этом документы, уже имеющиеся в деле ребенка-инвалида, повторно подавать не нужно.

Оба вида выплат начинаются с месяца обращения в ПФР и продолжаются до наступления месяца, следующего за месяцем исчезновения обстоятельств, послуживших причиной для осуществления ухода или получения компенсации за него.

Пошаговую инструкцию по оформлению компенсации по уходу за нетрудоспособным гражданином можно найти в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Платежи участникам техногенных аварий

Компенсации, полагающиеся лицам, пострадавшим от техногенных (в т. ч. радиационных) аварий предусмотрены законами РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.

Первый закон предусматривает такие ежемесячные выплаты:

  • Лицам, получившим инвалидность при ликвидации последствий аварии – 1 000 руб. (3 группа), 2 500 руб. (2 группа) и 5 000 руб. (1 группа). В случае смерти участника ликвидации этот платеж продолжают получать его иждивенцы в размере, соответствующем их доле в общей сумме выплаты за вычетом доли кормильца.
  • На питание, в т. ч. на питание детей до 14 лет – 300 руб.
  • На продтовары – 200 руб.
  • Возмещение вреда здоровью – 250 руб.
  • За проживание на территории аварии – от 20 до 40 руб.
  • За продолжение работы на территории аварии – от 50 до 200 руб.
  • За потерю кормильца – 92,66 руб.
  • На питание малолетних детей – от 180 до 230 руб.
  • На питание обучающихся и преподающих в образовательных учреждениях на территории аварии – 70 руб.

Правила этих выплат, осуществляемых органами соцзащиты, содержит постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907, в котором для групп выплат приведены свои наборы документов, обосновывающих право на получение компенсации, и особенности их предоставления.

См. также «Производственная травма — выплаты и компенсации в 2018 году».

Кроме того, закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 и постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 содержат указание на выплаты, осуществляемые раз в год или разово. К ежегодным относятся компенсации за:

  • вред здоровью (для получивших инвалидность или лучевую болезнь) – от 400 до 500 руб.;
  • вред здоровью (для временно находившихся в зоне аварии) – от 100 до 300 руб.;
  • оздоровление – 100 руб.;
  • потерю кормильца детям – 100 руб.

Единовременно выплачивают:

  • пособие по переезду в другое место жительства – 500 руб.;
  • возмещение расходов на переезд;
  • возмещение вреда от аварии, выразившегося в наступлении инвалидности: 5 000 руб. (3 группа), 7 000 руб. (2 группа), 10 000 руб. (1 группа);
  • за потерю кормильца – 10 000 руб., а его родителям – 5 000 руб.

Указанные в законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1 суммы выплат ежегодно индексируются. С 01.02.2016 для них установлен коэффициент 1,07 (постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42).

Согласно второму закону (от 10.01.2002 № 2-ФЗ) лицам, получившим воздействие радиации, полагается ежемесячно компенсация за:

Указанные суммы также должны ежегодно индексироваться. Конкретные величины выплат по продовольствию и питанию на период с 01.01.2015 установлены постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1411. С 2016 года изменений в них нет. Платежи за дозу облучения в 2015 году не индексировались (закон о бюджете на 2015 год от 01.12.2014 № 384-ФЗ).

Выплатами по продовольствию и питанию занимается служба соцзащиты, а платежами за дозу облучения – ПФР.

Выплаты обучающимся

Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 установлена ежемесячная выплата по месту учебы в сумме 50 руб. (с корректировкой на районный коэффициент) студентам (аспирантам), взявшим академотпуск в связи с состоянием здоровья.

Протяженность такого отпуска не превышает 1 года. Чтобы выплата была полной, обратиться за ней нужно не позже 6 месяцев с начала отпуска. Для оформления потребуются заявление и копия приказа об отпуске. Выплачиваемые средства учебное заведение учитывает так же, как и стипендии.

Компенсации военнослужащим и членам их семей

Закон РФ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 № 306-ФЗ предусматривает такие выплаты:

  • При смерти военнослужащего, связанной с исполнением им воинских обязанностей, члены его семьи единовременно получат 3 млн руб. Далее им при условии соответствия определенным критериям (возраст, инвалидность, отсутствие второго брака) ежемесячно на всех будет выплачиваться компенсация в размере 14 000 руб.
  • После смерти инвалида, получившего инвалидность при выполнении воинского долга, члены его семьи, также соответствующие определенным критериям, будут ежемесячно получать на всех сумму 2 800 руб. (3 группа), 7 000 руб. (2 группа), 14 000 руб. (1 группа).
  • Непригодный к дальнейшей службе военнослужащий при увольнении с нее единовременно получит от 1 млн руб. (призывник) до 2 млн руб. (контрактник). Далее, если он стал инвалидом на службе, ему ежемесячно будут платить 2 800 руб. (3 группа), 7 000 руб. (2 группа), 14 000 руб. (1 группа).

Перечисленные выплаты должны ежегодно индексироваться, но после индексации, сделанной на 01.01.2015 с коэффициентом 1,055 (постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1609), повышение суммы выплат временно приостановлено (закон РФ от 06.04.2015 № 68-ФЗ).

Указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 и постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 устанавливают ежемесячную выплату в размере 50 руб. женам военнослужащих, которые не могут трудоустроиться по месту службы мужа. Выплата осуществляется по месту службы на основании заявления военнослужащего, к которому прилагаются свидетельство о браке, справки о местонахождении жены и ее трудовая книжка.

Платежи переселенным вынужденно

Для лиц, признанных вынужденными переселенцами, установлены следующие единовременные компенсационные выплаты:

  • За проезд и провоз багажа к месту временного поселения – в размерах, не превышающих ограничений, установленных п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 713.
  • Денежное пособие в размере от 100 до 150 руб., предусмотренное постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 724.

Для получения этих выплат подается заявление в ФМС РФ, к которому прилагаются удостоверение личности и свидетельство о регистрации ходатайства лица о признании его вынужденным переселенцем.

Выплаты инвалидам

Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 670 содержит правила выплаты единовременной компенсации взамен легкового автомобиля инвалидам, которые были поставлены на учет в органах соцзащиты в связи с намерением получить автомобиль, но отказались от этого намерения. К ним относятся инвалиды, ставшие таковыми в результате боевых действий, воздействия радиации, трудовых увечий, общих заболеваний, инвалидов с детства.

Инвалиды по зрению, которые обеспечиваются собакой-проводником, получают ежегодную компенсацию расходов на ее содержание, установленную постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 708.

Приказ Минтруда РФ от 23.09.2014 № 657н предусматривает выплату инвалидам компенсации за приобретенные ими самостоятельно технические средства реабилитации или протезно-ортопедические изделия.

Оплату расходов на технические приспособления и на собаку-проводника осуществляет ФСС. Порядок определения суммы, причитающейся к выплате за технические средства, и перечень документов, необходимых для ее получения, приведены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 № 57н.

В соответствии со ст. 17 закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ, инвалиды, имеющие по медицинским показаниям автомобиль, могут получить в органах, назначенных для этого местной администрацией, 50%-ную компенсацию расходов на ОСАГО.

Пенсионеры и инвалиды, проживающие в районах Крайнего Севера, 1 раз в 2 года вправе рассчитывать на компенсацию расходов на проезд к месту отдыха (ст. 34 закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 № 4520-1). Возврат средств делает ПФР по заявлению с подтверждающими документами. Правила этого возврата содержит постановление Правительства РФ от 01.04.2005 № 176.

О том, какие льготы по уплате НДФЛ имеют инвалиды и пенсионеры, читайте в материале «Ст. 217 НК РФ: вопросы и ответы».

Итоги

Система социальных компенсаций охватывает достаточно широкий круг вопросов и в каждом конкретном случае требует внимательного изучения условий и правил их получения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Одним из важнейших средств управления является система материальной мотивации персонала. Данное средство обычно обозначается как «заработная плата». В современном менеджменте — это компенсация трудовых затрат.

Компенсация трудовых затрат включает в себя три компонента:

1. Заработная плата;
2. Денежное вознаграждение за вклад в достижение целей организации;
3. Надбавки, выплаты, льготы.

Компенсация может оказывать двоякое воздействие на сотрудника — мотивирующее и демотивирующее.

Неэффективная система вознаграждения может вызвать у работников неудовлетворенность, например, размером или способами определения и распределения вознаграждения, что всегда влечет за собой снижение производительности труда, падение качества, нарушение дисциплины. Недовольные компенсацией сотрудники могут вступать в открытый конфликт с руководителями организации, прекратить работу, организовать забастовку или покинуть организацию.

Исследование вовлеченности Узнать больше

В свою очередь, эффективная система компенсации стимулирует производительность работников, то есть повышает эффективность использования человеческих ресурсов.

Цели системы материальной компенсации

Основное значение системы компенсации состоит в соединении материальных интересов сотрудников со стратегическими задачами организации. Это утверждение определяет цели системы компенсации.

Цели системы компенсации в развитии человеческих ресурсов организации В качестве одной из целей системы компенсации выступает привлечение персонала в организацию. Организации конкурируют между собой на рынке труда, стремясь привлечь специалистов, необходимых им для достижения стратегических задач. В этом смысле система компенсации должна быть конкурентоспособной применительно к той категории работников, которые требуются организации.

Также целью системы компенсации может являться сохранение сотрудников в организации. Если вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, то сотрудники могут начать покидать ее. Во избежание потери ценных сотрудников, на профессиональное обучение и развитие которых организация затратила определенные средства, руководители должны обеспечить конкурентоспособность системы компенсации.

Мотивация персонала — не только кнут и пряник

Стимулирование производственного поведения

Вознаграждение должно ориентировать работников на те действия, которые необходимы для организации. Производительность, творчество, опыт, преданность философии организации должны поощряться через систему компенсации.

Контроль за издержками на рабочую силу.

Продуманная система компенсации позволяет организации контролировать и эффективно управлять затратами на рабочую силу, обеспечивая при этом наличие требуемых сотрудников.

Поскольку издержки на рабочую силу являются основной статьей расходов для большинства современных организаций, эффективное управление ими имеет принципиальное значение для общего успеха организации.

Административная эффективность и простота.

Система компенсации должна быть хорошо понятна сотруднику организации и проста для администрирования, не требуя значительных материальных затрат и трудовых ресурсов для обеспечения ее бесперебойного функционирования.

Соответствие требованиям законодательства.

Вознаграждение сотрудников в той или иной мере регулируется государственным законодательством, игнорирование которого может привести к судебным и административным санкциям против организации, что связано со значительными материальными и моральными издержками.

Понятие компенсационных выплат, их классификация

Наряду с пенсиями, пособиями, страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к социальному обеспечению в денежной форме относятся также компенсационные выплаты и субсидии. Сложившаяся система данных выплат достаточно динамична и имеет тенденцию к расширению, как за счет расширения оснований для выплат компенсаций и субсидий, так и круга их получателей.

Необходимость введения законодательством компенсаций обусловлена объективно существующими в обществе причинами (необходимость ухода за малолетним ребенком либо нетрудоспособным лицом, вынужденный академический отпуск по медицинским показаниям и др.), существование же других диктуется чрезвычайными событиями (авария на ЧАЭС, на производственном объединении «Маяк»).

Компенсации предусмотрены не только социально-обеспечительным законодательством, но и трудовым (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), гражданским законодательством (компенсация морального вреда и др.). При этом компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков, а также определение видов и размеров компенсационных выплат в законодательстве, а не в договорном порядке.

Несмотря на то, что в науке права социального обеспечения компенсационные выплаты давно являются самостоятельным видом социального обеспечения, законодательство о социальном обеспечении не содержит легального определения такой правовой категории как «компенсация».

Компенсации очень схожи с пособиями, некоторые ученые их даже отождествляют. Действительно, данные выплаты имеют много общего: во-первых, как правило, ограничены по времени их выплаты, во-вторых, как и большая часть пособий, носят нестраховой характер и выплачиваются за счет средств бюджетов различного уровня.

Компенсационные выплаты классифицируются по различным основаниям (по источнику финансирования, сроку выплаты, целевому назначению). Несмотря на то, что все эти выплаты не являются страховыми, у них могут быть различные источники финансирования (бюджеты различных уровней, средства организаций). По сроку выплаты компенсации могут быть как единовременные, так ежемесячные и периодические. По целевому назначению одни компенсации направлены на возмещение временно утраченного заработка (стипендии), другие — на возмещение вреда здоровью, третьи — на возмещение различного рода дополнительных расходов (на проезд, санаторно-курортного лечения и др.), а четвертые — на возмещение утраченного имущества (жилья) и т.д.

Во исполнение Указа Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан» постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206 был утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, в который внесены изменения постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 494.

В соответствии с указанными выше актами ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются:

  • студентам и аспирантам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организацией, и женщинам-военнослужащим, находящимся как в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, так и в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, престарелыми гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе или достигшими 80 лет, компенсация назначается на основании Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 и составляет 1200 рублей в месяц.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривает компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее размера, установленного на федеральном уровне. На федеральном уровне предусмотрены размеры компенсации, дифференцированные в зависимости от числа детей в семье. Так, на первого ребенка компенсируется не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На второго ребенка размер компенсации не может быть менее пятидесяти процентов размера такой платы, а на третьего ребенка и последующих детей — не менее семидесяти процентов. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (статья 65 Закона № 273- ФЗ).

Компенсационные выплаты предусмотрены Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, помещения их на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным. Размер этих единовременных выплат зависит от времени пребывания в местах лишения свободы или психиатрических лечебных учреждениях.

Очень широкий перечень компенсационных выплат предусмотрен для граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Они по целевому назначению могут быть классифицированы на компенсационные выплаты:

  • направленные на возмещение вреда здоровью пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф;
  • семьям пострадавших в случае смерти лица;
  • возмещающие стоимость путевки на санаторно-курортное лечение в случае невозможности его прохождения;
  • на приобретение продовольственных товаров;
  • возмещение материального ущерба в связи с утратой имущества;
  • возмещение стоимости питания в школах и школьных учреждениях, если дети не посещают их по медицинским показаниям.

Компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате радиационной катастрофы, одни из немногих, которые государство регулярно индексирует1.

Лица, получившие профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, имеют право на компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, проезда и ряда других расходов в соответствии с

Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

В связи с введением взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме введен соответствующий вид компенсационной выплаты инвалидам 1 и П групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей -инвалидов. Цель данной компенсации — возмещение расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жиого помещения и коммунальных услуг1. Кроме того, ст. 169 Жилищного кодекса РФ дополнена новой нормой, предусматривающей, что законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере 50% ,восьмидесяти лет — в размере 100%, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигших возраста семидесяти лет, — в размере 50%, восьмидесяти лет, — в размере 100%2.

Субсидии по системе социального обеспечения

Широкое распространение в последнее время получили и такие выплаты по системе социального обеспечения как субсидии на приобретение или строительство жилья, направленные на улучшение жилищных условий граждан, а также на оплату жилья и коммунальных услуг. Не так давно российское законодательство предусмотрело еще один вид субсидий — субсидии для безработных граждан для создания собственного бизнеса.

Законодательное определение субсидий содержится в статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в которой указано, что субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Но это понятие не носит универсального характера и не может использоваться для характеристики всех видов субсидий, предусмотренных современным законодательством о социальном обеспечении.

Можно сказать, что субсидия в праве социального обеспечения -социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная для использования в целях, установленных в законе.

Правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. На региональные органы власти возложены функции не только по исполнению нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне, но и функции по нормотворчеству в указанной сфере, а в некоторых случаях и по финансированию социальных выплат (например, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг финансируются бюджетами субъектов Российской Федерации).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотрены статьей 159 Жилищного кодекса РФ. Правила предоставления этого вида субсидий утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в ред. постановления Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 734).

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Указанные выше Правила предусматривают перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о получении субсидии.

Определение нормативной площади жилья и стоимости жилищно-коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, например, Законом г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 (в ред. Закона г. Москвы от 30 октября 2013 г. №57) предусмотрен следующий стандарт нормативной площади жилого помещения, с учетом которого производится расчет субсидий, для одиноко проживающего гражданина — 33 кв. м. общей площади жилого помещения; семьи из двух человек — 42 кв. м.; семьи из трех и более человек — 18 кв. м. на каждого члена семьи.

Названным выше Законом установлен также стандарт максимально допустимой доли расходов граждан в г. Москве на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи: 1) при среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина свыше 800 руб. в месяц, но не более 2000 руб. в месяц — 3%; 2) при среднедушевом доходе свыше 2000 , но не более 2500 руб. в месяц — 6%; 3) при среднедушевом доходе свыше 2500 руб. в месяц — 10%. Если среднедушевой доход составляет 800 и менее рублей в месяц, граждане освобождаются от оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в пределах нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Особое правило предусмотрено, когда среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы, в этом случае максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи уменьшается исходя из коэффициента, рассчитанного в соответствии с порядком, установленным Жилищным кодексом РФ (ст.159).

Таким образом, указанные субсидии являются видом социального обеспечения, предоставляемым малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с целью снижения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. ФЗ от 03.02.14 г. и с изм. от 04.06.14.) гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Специальные правила оплаты жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплаты денежной компенсации в связи с этими расходами предусмотрены для членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти. Для их изучения следует обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» (в ред. постановления Правительства РФ от 27 мая 2014 г. № 441).

Социальная выплата на приобретение жилья, предоставляемая за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Общие положения государственной политики по поддержке строительства и приобретения жилья гражданами определены в Указе Президента от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья». Круг лиц, имеющих право на получение названной выплаты, система органов, ее предоставляющих, а также порядок определения размера социальной выплаты предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» (в ред. постановления от 18 февраля2013 г.). Постановление закрепляет широкий перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках указанной выше целевой программы «Жилище». К ним отнесены, например, военнослужащие и члены их семей, а также другие приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; военнослужащих, подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС; граждан, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и многие другие.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, предоставляется только один раз. Размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, которая определяется исходя из: норматива общей площади с учетом численности семьи; норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по РФ, определяемого один раз в полугодие уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На территории отдельных субъектов РФ применяется к нормативу стоимости 1 кв. м. общей площади повышающие коэффициенты.

Свои особенности в порядке предоставления и определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также граждане, выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. (ФЗ от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

  • жилого помещения в собственность бесплатно;
  • жилого помещения по договору социального найма;
  • единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Аналогичные правила предоставления субсидий предусмотрены и для государственных гражданских служащих ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».

Предоставление субсидий на приобретение жилья, как уже выше говорилось, оформляется государственным жилищным сертификатом (за исключением — федеральных госслужащих). Государственный жилищный сертификат — именной документ, подтверждающий право гражданина на приобретение (строительство) жилья

Субсидии безработным гражданам для создания собственного бизнеса установлены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым федеральный бюджет софинансирует региональные программы по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Требования к получателям субсидий на организацию бизнеса устанавливаются законодательством субъектов РФ. Типичным получателем субсидии на открытие собственного дела является гражданин, достигший 18 лет и зарегистрированный в качестве безработного в государственных органах содействия занятости населения; представивший свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и бизнес-план, а также заключивший договор об организации самозанятости с центром занятости населения.

Размер субсидий безработным гражданам, установленный на федеральном уровне равен 12-кратной максимальной величине пособия по безработице, при этом регионы могут повышать размер субсидии, финансируя сумму, превышающую указанную величину, из средств регионального бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *