Коммуникативные технологии регулирования конфликта

  • автор:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Особое место в управлении конфликтами в организации занимают коммуникативные технологии, под которыми мы будем понимать самые разнообразные способы коммуникативного взаимодействия различных субъектов, имеющих отношения к реальным или потенциальным конфликтам. Некоторые из таких технологий рассматриваются в данной главе.

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Поэтому весьма важным представляется уяснение сути технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Технологии эффективного общения. Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению. Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения. Например, коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении, а перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны соперники особо нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит: «Кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция — конкуренцию»35.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Таких правил и норм достаточно много представлено в отечественной и зарубежной литературе3*. Здесь мы приведем наиболее простые из них с точки зрения использования, но весьма эффективные с точки зрения результата:

  • • Концентрируйте внимание на говорящем-, его сообщении.
  • • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.
  • • Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.
  • • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. К этому можно прибегнуть после получения информации и ее уточнения.
  • • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой информации партнером, не переходите к новым сообщениям.
  • • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.
  • • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Особого внимания заслуживают советы и рекомендации по межличностному общению всемирно известного американского специалиста в области человеческих отношений Дейла Карнеги (1888— 1955). Вот некоторые из них:

  • • Единственный способ одержать верх в споре — уклониться от него.
  • • Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите человеку, что он не прав.
  • • Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
  • • С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
  • • Заставляйте собеседника сразу же ответить вам «да».
  • • Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. ,
  • • Искренне стремитесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
  • • Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
  • • Подавайте свои идеи эффектно.
  • • Бросайте вызов, задевайте за живое.
  • • Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
  • • Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
  • • Дайте людям спасти свой престиж.
  • • Добивайтесь того, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете37.

Технологии рационального поведения в конфликте. Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора — плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия кон- фликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт38.

Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим что- либо или говорящим.

Второй способ избавление от гнева условно называется «заземлением». Он заключается в том, что вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, — его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий). С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

И еще один способ избавиться от гнева состоит в очищении энергетического поля, или ауры, вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и потереть руками над головой, представляя себе, что этими — движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Овладение рассмотренными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками. Поэтому ниже мы остановимся на некоторых приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов, которые доступны каждому человеку и не требуют специальной подготовки.

Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать «эмоциональной выдержкой». Ее можно сформулировать в виде первого правила самоконтроля эмоций, суть которого сводится к спокойной реакции на эмоциональные действия партнера. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, сдержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так», «Каковы его мотивы в данном конфликте», «Связано ли его поведение с индивидуально психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т.п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целый ряд целей. Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Второе правило самоконтроля эмоций называется рационализацией эмоций. Положительный эффект дает* обмен эмоциональными переживаниями в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями, в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе общения. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Третье правило самоконтроля эмоций сводится к поддержанию высокой самооценки в общении. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе чадто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать у себя высокий уровень самооценки и способствовать поддержанию высокой самооценки, чувства значимости у своего оппонента.

Особое место в технологиях рационального поведения в конфликтном взаимодействии отводится простым правилам, которые в литературе представлены в виде кодексов поведения, признаков «мудрого» поведения, табу в конфликтной ситуации и под другими названиями.39 Ниже приведены некоторые из таких правил.

Кодекс поведения в конфликтах (16 правил).

  • 1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен, нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним трудно или невозможно. Во время «взрыва» партнера следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Необходимо помнить, что человек в состоянии эмоционального возбуждения неуправляем, а его агрессивность объясняется перенасыщением отрицательных эмоций. Наилучший прием в такие минуты — представить, что вокруг вас есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Вы изолированы, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.
  • 2. Потребуйте от партнера спокойно обосновать претензии. В случае предъявления претензий в эмоциональной форме можно сказать ему о том, что людям свойственно путать факты и эмоции, и что вы будете принимать во внимание только факты и объективные доказательства. Отметать эмоции можно вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?», «То, что вы утверждаете, можно не обосновывать?» и т.д.
  • 3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, доверительно попросите у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос о чем-нибудь постороннем, но значимом для него. Напомните о том, что связывало вас в прошлом, и было очень приятным. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее… Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…»); выразите сочувствие в чем-либо. При этом важно, чтобы комплимент или сочувствие не прозвучали в форме иронии.

Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключили сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.

  • 4. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
  • 5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Помните, что отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится ее решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру может заставить вас уйти от решения проблемы. Это грубейшая ошибка. Причина ее — ваши эмоции. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с партнером проблему и сосредоточьтесь на ней.
  • 6. Предложите партнеру высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виноватых и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов, из которых позже выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и партнер должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным. Если вы не можете договориться о чём-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т.д.).
  • 7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте достоинства партнера. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. К примеру, можно сказать:»Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы — необязательный человек».
  • 8. Отражайте, как эхо, смысл его высказываний и претензий. Кажется, что все ясно, и все же: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?..», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Такая тактика устраняет недоразумения и, кроме того, демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает агрессию.
  • 9. В позиции «на равных» держитесь, как на острие ножа. Большинство людей, когда на них кричат или обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху — «родительская», снизу — «детская») неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — «взрослая»). Она удерживает партнера от агрессии и помогает обоим не «потерять свое лицо».
  • 10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает партнера, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
  • 11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда никому ничего не может доказать. Доказательство в конфликте вызывает всплеск отрицательных эмоций, которые блокируют способность понимать, учитывать позицию соперника и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Поэтому нужен спокойный обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. Такой обмен должен вестись на равных.
  • 12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в эмоциональный конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не надо требовать от «противника» замолчать. Как правило, такое требование малоэффективно или вовсе невыполнимо. Легче всего сделать это самому. Ваше молчание позволит выйти из ссоры и прекратить ее. Используя этот прием, важно помнить, что молчание не должно быть обидным для партнера, не должно приобрести форму издевки, злорадства или вызова. Молчание должно быть направлено исключительно на объект ссоры.
  • 13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку… А ты чего нервничаешь, злишься?.. Чего ты бесишься?». Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.
  • 14. Уходя, «не хлопайте дверью». Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».
  • 15. Говорите, когда партнер остыл. Если вы замолчали, а партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергайте этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна полностью исключать все, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний решающий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
  • 16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушить отношения. Выразите свое уважение и расположение партнеру и выскажите соглашение по поводу возникших трудностей. И если вы сохраните отношения и дадите партнеру «сохранить свое лицо», то вы не потеряете его как сотрудника.

Пять признаков «мудрого» поведения в конфликте.

  • 1. «Открытость» ума. Человек с «открытым» умом настроен на понимание доводов и аргументов, которые ему самому не пришли бы в голову. Он как бы «открыт» для восприятия того, чего не видит сам, занимая свою позицию. Он допускает многоальтернативный подход и понимает, что лучше иметь выбор.
  • 2. Позитивное отношение к оппоненту. «Мудрый» человек в отличие от «незрелого» даже в конфликте пытается увидеть в сопернике друга и лучшую сторону его личности. И это разумно. Ведь всегда легче договориться с другом, а не с врагом. Друг не агрессивен, настроен на взаимопонимание, хочет договориться, открыт, не подозревает тебя в нечестных намерениях и т. д.
  • 3. Рациональное мышление. У «мудрого» человека разум контролирует эмоции. И он отдается не стихиям и порывам, а дипломатии и трезвым мыслям. Он умеет отделять свои отношения, эмоции от самой проблемы и не смешивает их. Он решает две самостоятельные задачи. Одна — найти разрешение конфликта. Вторая — упорядочить при этом свои взаимоотношения с оппонентом. И важно сохранить хорошие отношения, даже если решение конфликта не найдено. К поиску решения можно вернуться и позднее.
  • 4. Сотрудничество. Типичное поведение (по статистике оно составляет 77% всех случаев) в конфликте — стремление к односторонним выигрышам, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только ориентация на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.
  • 5. Терпимость. Незрелый человек нетерпим к людям, их особенностям. Его раздражают их эмоции, непонимание, иная позиция или точка отсчета, другие ценности. «Мудрый» всегда терпим. Он признает право людей быть такими, какие они есть, и их право думать так, как они думают. Даже если оппоненты проявляют деструктивное поведение, «мудрый» воспринимает это как беду человека, а не его вину.

Одиннадцать «нельзя»:

  • 1. Нельзя критически оценивать партнера.
  • 2. Нельзя приписывать ему низменные или плохие намерения.
  • 3. Нельзя демонстрировать знаки превосходства.
  • 4. Нельзя приписывать ответственность только партнеру.
  • 5. Нельзя игнорировать его интересы.
  • 6. Нельзя видеть все только со своей позиции.
  • 7. Нельзя уменьшать заслуги партнера и его вклад.
  • 8. Нельзя преувеличивать свои заслуги.
  • 9. Нельзя раздражаться, кричать, нападать.

, 10. Нельзя задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.

11. Нельзя обрушивать на партнера множество претензий

Десять типичных ошибок конфликтующего человека.

  • 1. Он отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.
  • 2. Ведет себя негибко, не способен изменить тактику, переключиться на другое.
  • 3. Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс.
  • 4. Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил.
  • 5. Отвлекается от основной цели на другие, побочные, уходит в сторону от главной проблемы.
  • 6. Видит только один путь решения проблемы, не допуская поливариативности в ее решении.
  • 7. Работает только в предметной области, не может рефлексивно анализировать и двигаться к взаимодействию.
  • 8. Создает препятствия для свободной творческой полемики и генерирования идей, излишне критикует, нагнетает страхи т.п.
  • 9. Соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы.
  • 10. Боится риска.

Технологии регулирования конфликта

В процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

Предпосылки разрешения конфликта:

  • · достаточная зрелость конфликта;
  • · потребность субъектов конфликта в его разрешении;
  • · наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

Формы разрешения:

  • · уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
  • · согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
  • · взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
  • · перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

Способы разрешения:

Алгоритм управления конфликтом

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов — содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в табл. 3. конфликт провокация управление

В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:

  • · объективности и адекватности оценки конфликта;
  • · конкретно-ситуационного подхода;
  • · гласности;
  • · демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
  • · комплексного использования способов и приемов воздействия.

Таблица 3

Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений, которые представлены в табл. 4, а также использование различных видов психологической власти по разрешению конфликтов, разработанных Х. Корнелиус и Ш. Фэйр и отраженных в табл. 5.

Таблица 4 Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту

Таблица 4.5 Различия в подходах к применению власти по разрешению конфликтов, по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр

Информационные технологии урегулирования конфликтов

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6

Информационные технологии – ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранения слухов.
— на этапе латентного зарождения.
— обеспечивает регулирование конфликта
— способны снизить остроту противоречий
— способны привести к завершению
Поиск, выявления ложной, устранение ложной, централизация истины.
Важен доступ сторон конфликта к истине для решения конфликта.

18. Организационные технологии урегулирования конфликтов

Организационные технологии – решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников.
4 структурных метода разрешения конфликта:
— разъяснение требований к работе (инструкция, результат, правила, ответственность).
— использование координационных и интеграционных механизмов (промежуточные службы для координации подразделений).
— установление общеорганизационных комплексных целей
— использование системы вознаграждений (материальные – премия, повышение, призвание).
+ установление четкой иерархии в компании и использование принципа единоначалия.

19. Коммуникативные технологии урегулирования конфликтов

Коммуникативные технологии – организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения.
— Направлены на создание условий нормализации отношений, когда можно было бы договориться.
— Переговоры – обмен мнений, снятие остроты противостояния, понять оппонента, оценить соотношение сил, условия примирения и т.д.

20. Социально-психологические технологии урегулирования конфликтов

Социально-психологические технологии – работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе.
Социально-психологические приемы разрешения конфликтов:
1. Перевод конфликта на уровень социальной рефлексии. Условный «обмен ролями».
2.Исследование общественного мнения.
3. Способы урегулирования и разрешения конфликтов на индивидуальном уровне.
Социально-психологические методы профилактики конфликта:
— Метод согласия (вовлечение в общее дело).
— Метод доброжелательности (эмпатия – сопереживание).
— Метод сохранения репутации партнера (уважение к достоинству партнера).
— Метод взаимного дополнения (он силен здесь, а я тут, давай работать сообща).
— Метод недопущения дискриминации.
— Метод психологического «поглаживания» (положительная психологическая атмосфера).

21. Типология межгрупповых конфликтов.

Буртовая:
1) по субъектам:
• классовые,
• сословные,
• национальные,
• элитистские
• социопрофессиональные,
• поколенческие (отцы и дети),
• родовые или клановые и т.д.

22. Тактики поведения противоборствующих сторон при урегулировании межгрупповых конфликтов

Томас: пять способов регулирования конфликтов:
1. Соревнование (как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому).
2. Приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого).
3. Компромисс (нейтральный вариант).
4. Избегание (отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей).
5. Сотрудничество (консенсус, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон).
Стили ведения переговоров:
(1) Жесткий стиль. Соперничество. «Выигрыш»-«Проигрыш»
(2) Мягкий стиль. Приспособление. «Проигрыш»-«Выигрыш»
(3) Торговый стиль. Компромисс. «Выигрыш»-«Выигрыш», «Проигрыш»-«Проигрыш»
(4) Сотрудничающий стиль. «Выигрыш»-«Выигрыш»

23. Медиация: концепция, принципы, виды.

Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии беспристрастной, нейтральной стороны – медиатора, с целью выработки взаимоприемлемого решения.
Принципы медиации:
— Добровольность
— Конфиденциальность
— Равноправие сторон
— Беспристрастность медиатора.
Виды медиации (классификация Л. Боуля и М. Несика):
1) обзорная медиация (определение предмета спора, обозначение границ конфликта);
2) медиация урегулирования конфликта (у нас развита только этот вид);
3) медиация сдерживания конфликта (Выработка Правил диалога для разрешения);
4) медиация заключения договоров (во время переговоров по поводу закл. договора);
5) медиация выработки политического решения ( с учетом общественности);
6) превентивная медиация (предупреждение конфликта).
По порядку применения:
1)добровольная медиация;
2)обязательная медиация (по постановлению суда).
В зависимости от категории спорамедиация может быть:

· Медиация по экономическим спорам

· Семейная медиация

· Медиация по спорам по иным гражданским правоотношениям

· Медиация по трудовым и непосредственно связанным спорам

· Медиация по административным (в т.ч. налоговым и иным публично-правовым) спорам.

24. Формы участия третьей стороны в урегулировании конфликта. Функции медиатора.

Формы участия:

Третейский судья — наиболее авторитарная роль. Третейский судья изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения и не может быть оспорено.

Арбитр — также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит решение, которое также обязательно для выполнения, однако может быть обжаловано.

Посредник (медиатор) — более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за сторонами.

Помощник (модератор) — создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров: организует встречи оппонентов и их переговоры, но не вмешивается в обсуждение проблемы и принятие окончательного решения.

Наблюдатель — своим присутствием в зоне конфликта следит за соблюдением сторонами ранее достигнутых договоренностей, сдерживает их от взаимной агрессии.
Функции медиатора:
-Беспристрастный организатор
-Анализирующий конфликт
-Адвокат «дьявола» (итог в самом невыгодном свете, что заставит идти на сотрудничество)
-Хранитель психологического климата

1. организация переговоров и создание атмосферы для достижения соглашения.

2. побуждение стороны к анализу конфликта (понять позицию оппонента; свои силы)

3. активное слушание на всех этапах проведения медиации.

4. генерация идеи.

5. расширение ресурсов сторон (достоверной информацией или её поиском).

6. обучение сторон переговорам.

7. тестирование на реальность.

8. вентилирование эмоций

25. Техники медиации: вопросы, активное слушание, вербализация эмоций.

Техники вопросов — использование разнообразных вопросительных средств, направленных на получение новой информации.

Вопросительные средства:

— побуждают собеседника к высказыванию новой информации;

— могут восприниматься как навязчивые, создавать атмосферу допроса;

— направлены на расширение информационного поля беседы; по инициативе спрашивающего;

— тематика беседы определяется исключительно спрашивающим;

— спрашивающий находится в «закрытой» позиции по отношению к отвечающему.
1) Открытые вопросы
2) Закрытые вопросы
3) Альтернативные вопросы
Техники активного слушания — приемы вербального общения, основанные на принципе обратной связи, направленные на эффективное понимание собеседника.

функции:

* убеждают в правильности понимания собеседника,

* поощряют вербальную активность собеседника,

* расширяют информативное поле беседы,

* помогают контролировать тематику беседы,

* укрепляют и углубляют контакт с собеседником
Приемы активного слушания:

1.Безмолвное слушание

2.Уточнение

3.Повторение

4. Резюмирование

5.Перефразирование

6. «Отражение чувств» — выражение в словах эмоционального состояния собеседника.

7. «Вентиляция чувств» — смена эмоций

8. «Поглощение стрел» — терпеть негатив в свою сторону

Техники вербализации эмоций и чувств включают:

• непосредственную вербализацию собственных эмоциональных состояний партнера; («меня радует», «вас тревожит»).

• косвенную (опосредованную) вербализацию эмоций и чувств партнера; («я понимаю, что это вас беспокоит»).

• метафорическую вербализацию эмоциональных состояний партнера; (ты как «огонь»).

• вербализацию общности с партнером; (мы схожи).

• вербализацию значимости партнера. (ты значимый).

26. Медиационный процесс: модели и этапы медиации.

⇐ Предыдущая123456

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *