Комментарии к кас РФ

  • автор:

Коллектив авторовКомментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический)

Авторский коллектив

Д.Б. Абушенко, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 4 (кроме ст. 39, 40, 42), 12);

К.Л. Брановицкий, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 10);

С.Л. Дегтярев, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 16–18);

Д.В. Конев, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 24 (в соавторстве с А.Н. Мочаловым));

М.А. Куликова, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 21, 22, 25, 28, 29, 37);

К.А. Малюшин, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 38);

А.Н. Мочалов, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права УрГЮУ (гл. 24 (в соавторстве с Д.В. Коневым));

К.О. Огнева, к.ю.н. (гл. 23 (ст. 229–233), 32);

Р.О. Опалев, к.ю.н., доцент (гл. 2, 11, 36);

Н.А. Панкратова, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 34 (кроме ст. 306), 35);

А.Г. Плешанов, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 13 (кроме ст. 137), 14);

И.В. Решетникова, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ, заслуженный юрист РФ (гл. 3, 5, 6);

С.В. Сидоркин, к.ю.н. (гл. 34 (ст. 306));

Е.А. Соломеина, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 33);

И.Н. Спицин , к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 20);

О.А. Степанова, к.ю.н. (гл. 23 (ст. 234–238));

И.Н. Тарасов , к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 27);

Е.А. Царегородцева, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 30, 31);

Список сокращений

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БК – Бюджетный кодекс Российской Федерации

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЕСПЧ – Европейский Суд по правам человека

Закон о введении в действие КАС – Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Закон о Верховном Суде РФ – Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»

Закон о военных судах – Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

Закон о государственной гражданской службе – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Закон о государственной судебно-экспертной деятельности – Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Закон о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок – Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

Закон о Конституционном Суде РФ – Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Закон о праве граждан на свободу передвижения – Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Закон о предупреждении распространения туберкулеза – Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17 января 1992 г. 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Закон о психиатрической помощи – Федеральный закон от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях – Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Закон о статусе судей – Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»

Закон о страховых взносах – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Закон о судах общей юрисдикции – Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Закон о судебной системе – Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Закон об адвокатуре – Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Закон об административном надзоре – Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Закон об арбитражных судах – Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Закон об исполнительном производстве – Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Закон об органах судейского сообщества – Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Закон об основных гарантиях избирательных прав – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Закон об оценочной деятельности – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

ЗК – Земельный кодекс Российской Федерации

КАС – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации

НК – Налоговый кодекс Российской Федерации

Основы законодательства РФ о нотариате – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-I

Правила оказания услуг почтовой связи – Правила оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 г. № 234

УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Принят Государственной Думой 20 февраля 2015 г. Одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 г.

(в ред. федеральных законов от 29.06.2015 № 190-ФЗ, от 30.12.2015 № 425-ФЗ)

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также – суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также – экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее – иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее – специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее – административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также – административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1. В ч. 1 комментируемой статьи определен предмет судебной деятельности по делам административного судопроизводства. Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В процессуальном порядке, предусмотренном КАС, осуществляется административное судопроизводство судами общей юрисдикции и ВС РФ, который после судебной реформы 2014 г. является высшим судебным органом для судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Административное судопроизводство осуществляется арбитражными судами в соответствии с АПК и другими федеральными законами, но не КАС, поскольку КАС в соответствии с правилами гл. 1 и 2 не распространяет свое действие на арбитражные суды.

2. В ч. 2 и 3 комментируемой статьи определены ключевые категории дел, отнесенные к ведению судов для рассмотрения в соответствии с КАС. Критерием их подразделения на виды является возбуждение дела по инициативе гражданина или организации, обращающихся за защитой своих в прав в сфере публично-правовых отношений (ч. 2 анализируемой статьи), либо осуществление судебного контроля за законностью действий органов, наделенных публичной властью, когда дело возбуждается по инициативе не граждан и организаций, а других лиц, а именно органов и должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в сфере публичного права.

3. В ч. 4 комментируемой статьи перечислены дела, которые также относятся к сфере деятельности органов власти. Однако судебный контроль за действиями указанных органов государственной власти и иных органов, наделенных публичными полномочиями, осуществляется другими судебными органами – КС РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, арбитражными судами, а также в отдельных случаях ВС РФ и судами общей юрисдикции вне рамок административного судопроизводства в соответствии с другими федеральными законами, в том числе и ГПК, а не КАС.

Например, в соответствии с гл. 36 ГПК осуществляется рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы ЗАГСа при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи. Органы ЗАГСа осуществляют полномочия публично-правового характера, но данная категория дел прямо отнесена к делам особого производства, рассматриваемым по правилам ГПК.

То же самое касается дел, указанных в гл. 37 ГПК, относительно рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Нотариус наделен определенными публично-правовыми полномочиями, поскольку в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации. Вместе с тем он не является должностным лицом и не входит в систему органов государственной власти, поэтому прямой судебный контроль за его действиями осуществляется в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с особым процессуальным порядком в рамках особого производства.

4. Согласно ч. 5 комментируемой статьи действие КАС не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку данные дела рассматриваются в соответствии с КоАП. Также действие КАС не распространяется на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера регулируется БК.

Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве

1. Порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

1. Комментируемая статья посвящена вопросам источников законодательства об административном судопроизводстве и определяет их традиционную иерархию: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, КАС и другие федеральные законы.

Как известно, в ч. 1 ст. 1 ГПК и ч. 2 ст. 3 АПК при выстраивании иерархии источников гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства приоритет среди федеральных законов отдается соответственно ГПК и АПК, поскольку другие федеральные законы, регулирующие порядок гражданского судопроизводства по ГПК и порядок судопроизводства по АПК, могут приниматься только в соответствии с ГПК и АПК.

В комментируемой статье нормы о таком приоритете в вопросах осуществления административного судопроизводства судами общей юрисдикции и ВС РФ по делам, отнесенным КАС к их подведомственности, не содержится. Означает ли это, что КАС не является основным источником правил административного судопроизводства для судов среди других федеральных законов, которые также могут регламентировать данные вопросы? Полагаем, что и применительно к КАС приоритет принадлежит нормам данного Кодекса, если другие федеральные законы не будет соответствовать ему и будут приняты не в соответствии с КАС. Основанием для такого ответа является ч. 3 комментируемой статьи, допускающая аналогию закона. Поэтому в данном случае при выборе источников законодательства для рассмотрения дел по КАС возможно применение по аналогии ч. 1 ст. 1 ГПК.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет традиционное правило о приоритете международных договоров применительно к правилам административного судопроизводства. В частности, возможно применение международных договоров и конвенций, регулирующих отдельные вопросы судопроизводства. Например, по вопросам судебных извещений допустимо применение в отношении иностранных участников процесса Конвенции о вручении за границей судебных и несудебных документов, поскольку «ничто не мешает государствам-участникам применять Конвенцию в их отношениях друг с другом к делам, относящимся к сфере публичного права…»1

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи необходимо обращать внимание на дифференциацию процессуальных норм и правил в отношении каждой конкретной категории дел административного судопроизводства в соответствии с КАС. Так, процессуальный порядок оспаривания нормативных правовых актов существенно отличается от рассмотрения дел о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и т.д.

4. Как уже отмечалось, КАС допускает применение процессуальных норм по правилам аналогии закона и аналогии права, если соответствующие процессуальные отношения не урегулированы прямо в КАС. В данном случае лучшим источником для применения норм в порядке аналогии закона может быть ГПК, поскольку именно на его основе построена система регулирования в КАС и сам КАС появился в результате выделения из ГПК ряда положений, относящихся к делам из публично-правовых отношений. В этом плане следует отметить, что основная часть положений КАС совпадает полностью либо соответствует по своему «духу» правилам ГПК и АПК, поскольку, например, ГПК до выделения из него норм КАС достаточно успешно регулировал порядок рассмотрения дел из публичных правоотношений, а АПК сохраняет в себе правила административного судопроизводства для рассмотрения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Поэтому для применения норм по аналогии закона лучшим источником будет ГПК, а также в отдельных случаях и АПК, которые являются классическими и базовыми процессуальными законами. Например, рассмотрение дел по коллективным административным искам в порядке ст. 42 КАС потребует применения по аналогии многих положений гл. 28.2 АПК, поскольку для регулирования такого сложного и относительно нового для российского процессуального законодательства института, как групповые иски и групповое производство, одной статьи КАС явно недостаточно (см. подробнее комментарий к ст. 42 КАС).

При применении норм процессуального права по аналогии необходимо отметить важную роль принципов гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, которые позволяют найти верное решение того или иного вопроса. В силу конституционного принципа равенства перед законом и судом порядок осуществления полномочий органов судебной власти в рамках как гражданского, так и административного судопроизводства в целом является единым, что видно при анализе отдельных правил и норм КАС, например о субъектах, о доказательствах и доказывании, об извещениях, о порядке подготовки и самого судебного разбирательства и т.д.

Ключевые принципы осуществления правосудия (аналогия права) сформулированы в гл. 1, 2 и особенно в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ, а также в целом ряде международно-правовых документов, например в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Большую роль в выявлении принципов осуществления правосудия играет КС РФ, принявший значительное число судебных актов по вопросам осуществления правосудия и права на судебную защиту. Поэтому, опираясь на ключевые принципы гражданского и административного судопроизводств, которые единообразно определены в ГПК, АПК и КАС, возможно и правильное применение процессуальных норм по аналогии для решения не урегулированных в КАС процессуальных вопросов при совершении отдельных процессуальных действий.

5. В ч. 5 комментируемой статьи определены правила действия норм КАС по времени. Здесь следует отметить, что административное судопроизводство осуществляется всегда в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения каждого отдельного процессуального действия. Поэтому процессуальному праву, в отличие от материального права, несвойственно «переживание закона», поскольку судопроизводство всегда осуществляется по правилам, действующим в момент совершения каждого конкретного процессуального действия.

1. Практическое руководство по применению Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов / Отв. ред. и пер. с англ. А.Н. Жильцов. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 38.

«Персональное оружие самообороны» Knight’s Armament Co. PDW

В последние годы идет активная разработка различных стрелковых систем класса PDW (Personal Defense Weapon – «Персональное оружие самообороны»). Оружие со сравнительно небольшими габаритами и относительно высокой огневой мощью представляет интерес для широкого спектра заказчиков. В качестве основных эксплуатантов такого оружия рассматриваются экипажи боевых машин, командиры и другие военнослужащие или силовики, которые не имеют возможности эффективно использовать «полноразмерные» автоматы или винтовки. Концепция PDW к настоящему времени завоевала популярность, и большинство крупных производителей стрелкового оружия уже «отметились» на этом поприще.


Не стала исключением и американская компания Knight’s Armament Co. (KAC), известная своими оригинальными разработками. Первые исследования, связанные с концепцией PDW, фирма KAC провела еще в восьмидесятых годах, однако тогда все работы остановились на стадии изучения перспектив нового оружия. В дальнейшем KAC несколько раз возвращалась к идее создания своей версии PDW, но особого успеха это оружие не имело и не вышло из стадии испытаний. Первый «полноценный» проект своего PDW компания представила только в 2006 году. Новое оружие получило незамысловатое название, полностью раскрывающее его суть, – KAC PDW.
Характеристики системы KAC PDW не позволяют однозначно классифицировать ее как пистолет-пулемет или автоматическую винтовку. Тем не менее, некоторые черты этого оружия позволяют отнести его как к пистолетам-пулеметам, так и к автоматам. Но ввиду внешнего сходства и некоторых особенностей для удобства в дальнейшем будем именовать KAC PDW автоматом, не забывая, однако, что эта стрелковая система является «Персональным оружием самообороны».
Характерной особенностью почти всех типов оружия класса PDW являются оригинальные боеприпасы, представляющие собой «гибрид» пистолетного и промежуточного патрона. С целью обеспечения требуемых характеристик огня в сочетании с малыми габаритами и весом оружейники уменьшают калибр пуль, сохраняя сравнительно высокую начальную скорость и дульную энергию. Для автомата KAC PDW тоже был выбран новый оригинальный патрон – 6х35 мм TSWG.
Патрон 6х35 мм TSWG был разработан в первой половине двухтысячных годов компанией Hornady. Этот боеприпас имеет относительно короткую гильзу бутылочной формы длиной 35 мм, изготавливаемую из латуни. Патрон общим весом 10,1 г оснащается пулей калибра 6 мм весом 4,2 г. По некоторым данным, патрон TSWG в базовой конфигурации комплектуется свинцовой оболочечной пулей экспансивного действия. За счет этого при малом калибре должно обеспечиваться высокое поражающее действие. На дистанциях до 200-300 м патрон 6х35 мм TSWG по ряду характеристик не уступает стандартному промежуточному боеприпасу НАТО 5,56х45 мм.

Автомат KAC PDW изначально разрабатывался под патрон TSWG, а его конструкция основывается на некоторых технических решениях, характерных для автоматического стрелкового оружия США. Так, ствольная коробка оружия разделена на две детали, как на винтовках M16 и M4. В верхней части коробки крепится ствол, а также располагаются механизмы затвора. В нижней находится ударно-спусковой механизм и приемная шахта магазина. Нижняя часть ствольной коробки выполнена на основе соответствующей детали винтовки M16.
Подобно основной массе современных автоматов KAC PDW использует газоотводную автоматику. Над стволом имеются две газоотводные трубки и два газовых поршня. По некоторым данным, два газовых двигателя используются для повышения надежности работы автоматики при использовании сравнительно маломощного патрона, дающего небольшое количество пороховых газов.
Затворная рама и возвратная пружина располагаются в верхней части ствольной коробки. Интересной особенностью автомата KAC PDW стали некоторые черты, свойственные не американским автоматическим винтовкам, но оружию советской/российской разработки. Так, запирание ствола у этого оружия происходит поворотом затвора, конструкция которого значительно напоминает соответствующие агрегаты автоматов Калашникова. Об оружии серии «АК» заставляет вспомнить и расположение возвратной пружины: она полностью скрыта внутри ствольной коробки.
Автомат KAC PDW оснащается нарезным стволом длиной 10 или 8 дюймов (254 и 203,2 мм). На внешней поверхности ствола имеются многочисленные полусферические выемки. Утверждается, что это позволяет облегчить ствол, а также улучшить его охлаждение при стрельбе. На стволе устанавливается дульный компенсатор, разработанный специально для автомата KAC PDW с учетом характеристик патрона 6х35 мм TSWG.
Ударно-спусковой механизм располагается в нижней части ствольной коробки. Он позволяет вести огонь как одиночными выстрелами, так и очередями. Флажки переводчика огня находятся на обеих сторонах ствольной коробки, над пистолетной рукояткой и предназначены для переключения большим пальцем. Переводчик огня имеет три позиции: блокировка механизмов, одиночный и автоматический огонь.


Для боепитания автомат Knight’s Armament Co. PDW использует оригинальные отъемные коробчатые магазины на 30 патронов. По своей конструкции они напоминают стандартные магазины НАТО для патронов 5,56х45 мм, но имеют заметно меньшие размеры. Магазин помещается в приемную шахту автомата, так же напоминающую используемые на американских автоматических винтовках. Защелка магазина унифицирована с существующим оружием.
Размещение всех агрегатов внутри ствольной коробки позволило выполнить приклад оружия складным. При необходимости он поворачивается на шарнире и помещается вдоль правой стороны автомата. Расположение треугольного рамочного приклада не мешает использованию оружия или выбросу стреляных гильз.
В соответствии с тенденциями последнего времени автомат KAC PDW имеет несколько универсальных планок Пикатинни, позволяющих оснащать его различным дополнительным оборудованием. Так, на верхней поверхности оружия имеется планка длиной почти со ствольную коробку. В базовой комплектации на этой планке устанавливается стандартный диоптрический прицел и мушка. При необходимости они могут быть заменены любым другим прицельным приспособлением, допускающим монтаж на универсальное крепление.
Автомат KAC PDW не имеет выраженного цевья. Вместо него оружие имеет вытянутый вперед перфорированный кожух ствола, составляющий единое целое со ствольной коробкой. На боковых поверхностях этого кожуха устанавливаются две планки Пикатинни, которые могут быть закрыты специальными пластиковыми крышками. Четвертая планка располагается под кожухом ствола и так же может быть закрыта крышкой. На большинстве опубликованных изображений автомат оснащен передней «тактической» рукояткой, смонтированной на нижней планке.
«Личное оружие самообороны» KAC PDW по виду, предназначению и некоторым характеристикам похоже на автоматические винтовки и автоматы. При этом оно имеет гораздо меньшие габариты и вес. Так, длина KAC PDW с 10-дюймовым стволом со сложенным прикладом равняется 495 мм. При разложенном прикладе длина превышает 730 мм. Использование ствола длиной 8 дюймов дополнительно уменьшает размеры оружия.
KAC PDW (10-дюймовый ствол) без боеприпасов весит всего 1,95 кг. Примкнутый магазин увеличивает вес оружия примерно на 400 г. Таким образом, автомат с боекомплектом из 3-4 магазинов весит не более 3,5-4 кг, что в сочетании с малыми габаритами облегчает его переноску и использование.
Газоотводная автоматика оружия обеспечивает скорострельность до 700 выстрелов в минуту. При использовании 10-дюймового ствола начальная скорость пули превышает 740 м/с. Прицельная дальность оружия – 300 м. Утверждается, что при стрельбе на таких дистанциях KAC PDW не уступает другим современным американским стрелковым системам, использующим патрон 5,56х45 мм.
Стрелковый комплекс KAC PDW впервые был представлен в 2006 году и с тех пор неоднократно демонстрировался на различных оружейных выставках. Оружие предлагалось заказчикам в двух конфигурациях, отличающихся друг от друга длиной ствола. В рекламных материалах делался акцент на выгодное соотношение размеров оружия и его огневой мощи. В частности, утверждалось, что в сложенном виде KAC PDW не мешает бойцу покинуть боевую машину, но позволяет сразу вступить в перестрелку с противником.
Однако, похоже, проект Knight’s Armament Co. PDW постигла та же участь, что и множество других оригинальных разработок в области стрелкового оружия, в том числе и класса Personal Defense Weapon. С момента первой демонстрации автомата KAC PDW уже прошло восемь лет, но до сих пор не появилось никакой достоверной информации о закупке этого оружия вооруженными силами или силовыми структурами. По некоторым данным, полицейские управления нескольких штатов США проявляли интерес к KAC PDW и даже выражали желание испытать это оружие на практике. Тем не менее, до сих пор система KAC PDW и патрон 6х35 мм TSRW нигде не приняты на вооружение.
Следует признать, оружие KAC PDW представляет определенный интерес с технической точки зрения. Инженерам компании Knight’s Armament Co. удалось создать оружие с огневой мощью, близкой к автоматическим винтовкам, в габаритах пистолета-пулемета. Помимо характеристик этой системы также следует отметить интересный подход к компоновке агрегатов оружия. По своей архитектуре KAC PDW напоминает состоящие на вооружении винтовки M16 и M4, что, вероятно, должно в некоторой мере упростить подготовку стрелков и использование оружия. Однако подобные интересные особенности автомата KAC PDW, похоже, так и не смогли заинтересовать потенциальных заказчиков и помочь оружию дойти до серийного производства.
По материалам сайтов:

Модель автомата (VFC) KAC PDW 10» (Black)

Подробное описание VFC KAC PDW 10»

Страйкбольный привод KAC PDW 10» от тайваньской компании VFC (VegaForceCompany) выделяется своей лёгкостью, компактностью и небольшими габаритами: цевье и верхний ресивер представляют собой монолитную конструкцию; приклад – складной, рамочного типа. Габариты винтовки сравнимы с размерами большинства пистолетов-пулемётов.

Привод прекрасно подойдёт, как для игр CQB формата, так и для боёв в лесах и на пересечённой местности. Например, при работе в тесных коридорах и небольших комнатах очень выручает возможность сложить приклад вбок, что значительно повышает маневренность, а при игре в лесу – облегчает перемещение с автоматом в руках.

Модель является точной копией боевой штурмовой винтовки KAC PDW, разработанной в 2006 году американской компании Knight’s Armament Company. Карабин отлично зарекомендовал себя в воинских и спецподразделениях ВС США.

Материалы изготовления

Цевье, ресивер, приклад, штатные прицельные приспособления, шторка затвора – металлический сплав. Пистолетная рукоять выполнена из прочного ABS-пластика. Дульный тормоз-компенсатор, внешний ствол, кнопки сброса магазина, флажки переключения режимов огня, кнопка сброса затворной задержки, кнопка, отвечающая за то, чтобы сложить приклад – стальные.

В комплекте с карабином KAC PDW 10» идут пластиковый механический магазин ёмкостью на 120 шаров, а также бокс AN/PEQ для размещения аккумулятора.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Установлен гирбокс версии 2. Базовый выхлоп автомата KAC PDW 10» достигает 125 м/с. Эффективная дальность стрельбы около 50 метров. Скорострельность: до 850 шаров в минуту.

Общая длина привода составляет 720 мм; со сложенным прикладом – 490 мм. Длина внутреннего стволика ~285 мм. Вес ~2,2 кг.

Иные характеристики

Разъём аккумулятора – мини тамия, выведен в цевье. Аккумулятор можно расположить в AN/PEQ боксе, который идёт в комплекте с приводом. Необходимо раскрутить три пина с помощью шестигранника, чтобы получить доступ к отсеку внутри бокса. Корпус AN/PEQ закрепляется на любой из RIS-планок на цевье автомата посредством закручивания винта.

Складной приклад скелетного (рамочного) типа позволяет существенно сократить длину автомата для облегчения транспортировки, перемещения с оружием, а также при работе в замкнутом пространстве. Зажав кнопку в основании приклада, пользователь может сложить его на правую сторону ствольной коробки.

Четыре универсальных направляющих планки расположены по бокам, под и над стволом автомата. Верхняя планка идёт по всей длине ресивера и цевья, что позволяет закрепить дополнительное прицельное приспособление – коллиматор или оптику, помимо штатных складных мушки и целика.

Hop-up регулируемый. Камера хоп-апа скрыта за шторкой затворной рамы: потяните на себя рычаг в верхней части ресивера, и шторка откроется. Кнопка на левой стороне ствольной коробки отвечает за снятие с затворной задержки.

Привод KAC PDW 10» является амбидексторным: кнопки сброса магазина и флажки переключения огня продублированы с обеих сторон ствольной коробки, что позволяет осуществлять необходимые по ситуации действия любой удобной рукой.

На корпусе и на самом прикладе предусмотрены отверстия для установки быстросъёмной антабки.

Комплектация:

  • Страйкбольный автомат VFC KAC PDW 10»;
  • Механический магазин на 120 шаров;
  • Бокс под аккумулятор (battery case) AN/PEQ.

Важно! Все комплектующие/дополнения (указаны в таблице, графа «Комплектация/дополнения»), идущие вместе с моделью страйкбольного оружия, поставляются бесплатно (в качестве подарка). При оформлении заказа, при желании, Вы можете выбрать, какие дополнения Вам нужны. При заказе комплектующие/дополнения, не отмеченные «галочками» в окне выбора дополнений, будут удалены из коробки!

Дульная энергия – менее 3 Дж

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Президент России подписал закон о введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ. Федеральный закон принят Государственной Думой 20 февраля и одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года.
Основные положения кодекса по плану вступят в действие с 15 сентября 2015 года, а положения, касающиеся электронного документооборота, — с 15 сентября 2016 года.

Предмет правового регулирования кодекса

Зачем нужен данный кодекс?
Основная причина введения данного кодекса — недостаточное правовое регулирование обжалования и сложности в обжаловании:
— неправомерных нормативных правовых актов:
— действий или бездействия органов власти;
— действий или бездействия органов военного управления, местного самоуправления, избирательных комиссий;
— невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.
Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», а также об общих принципах правосудия.
Таким образом, кодекс должен защитить физических и юридических лиц от нарушения и произвола чиновников, то есть лиц, действующих в официальном качестве.
Под действие кодекса также подпадают:
— некоммерческие организации, наделенные отдельными госполномочиями;
— приостановлении деятельности политической партии;
— приостановление деятельности общественного объединения;
— ликвидация религиозной или иной некоммерческой организации,
— прекращение деятельности СМИ.

Таблица

Предмет регулирования кодекса административного судопроизводства

Кодексом регулируется

Кодексом не регулируется

Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении:
— Верховным Судом Российской Федерации,
— судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел

Согласно Кодексу в порядке административного судопроизводства не могут рассматриваться дела, отнесённые к компетенции:
— Конституционного Суда Российской Федерации,
— конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации,
— арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации и в судах общей юрисдикции.
Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Действие Кодекса не распространяется на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Кодекс логически условно разделен на 3 части:
— в первой содержатся общие правовые нормы;
— во второй представлены особенности рассмотрения дел различных категорий;
— в третьей части предусмотрено разрешение дел в упрощенном порядке.
Подведомственность судам установлена в Главе 2 Кодекса об административном судопроизводстве.

Таблица

Подведомственность дел

Вид суда

Подведомственность дел

Подведомственность административных дел судам

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий

Административные дела, подсудные военным судам

административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами

Административные дела, подсудные районному суду

Административные дела, рассматриваемые в первой инстанции, которые не подведомственны военным судам, областным судам, судам округа, суду автономной области и суду автономного округа, дела, подведомственные Верховному Суду РФ

Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;
3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
11) в иных случаях, установленных Кодексом административного судопроизводства (статья 20)

Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

1) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
3) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

4) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
5) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
6) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
7) в иных случаях, установленных статьей 21 Кодекса

Следует обратить внимание, что подведомственность дел, рассматриваемых в разных судах, в других кодексах, регулирующих судопроизводство, не установлена. Это связано с тем, что кодексы рассчитаны на одну категорию дел, например, гражданские дела рассматриваются в рамках ГПК, административные — в рамках АПК, уголовные — УПК. В Кодексе административного судопроизводства фактически собрано несколько категорий дел.

Кто может обратиться за защитой в суд?

Лица, которые могут обратиться за защитой

Сроки судопроизводства

По общему правилу, все судопроизводство ведется в разумный срок.
В соответствии с требованием Европейского Суда по правам человека создать «национальное средство защиты от чрезмерной длительности судебного разбирательства и задержки исполнения решений судов» в связи с систематическим поступлением жалоб на Россию по поводу длительности судебного разбирательства (Письмо Секретаря Первой Секции (Палаты) Европейского Суда по правам человека Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека от 7 мая 2010 года) в российские законодательные акты внесены условия о разумности рассмотрения дел в судах. Указанное требование содержится и в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу «Бурдов против России (N 2)».
В Кодексе также предусмотрен в том числе институт ускорения рассмотрения административного дела.
Аналогичная норма содержится в АПК РФ. Ч.7 ст.6.1 АПК РФ говорит, что «заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем арбитражного суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения заявления председатель арбитражного суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела».

Виды судебных разбирательств

Судебное разбирательство может вестись открыто или в закрытом режиме. По общему правилу, любое судебное разбирательство является открытым.

Таблица

Виды судебных разбирательств

Открытое разбирательство

Закрытое разбирательство

Разбирательство административных дел во всех судах открытое

Назначается в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле
Назначается в случаях:
— необходимости сохранения коммерческой или иной тайны;
— содержащихся в административном деле сведений конфиденциального характера;
— в случаях, влияющих на неприкосновенность частной жизни граждан
— в иных обстоятельствах, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела

Аналогичная норма закреплена в статье 11 АПК РФ.

Иерархия нормативных актов

В нормативно-правовых актах, как правило, отсутствует иерархия актов, в этой связи гражданам и юридическим лицам достаточно сложно установить, каким актом им руководствоваться.
В этой связи иерархия нормативных актов позволяет:
— правильно применить норму права;
— оспорить нормативно-правовой акт, не соответствующий нормам законодательства.
Однако подобная иерархия установлена в статье 13 АПК РФ.
В статье 15 Кодекса административного судопроизводства представлена следующая иерархия нормативных актов.

Таким образом, нижестоящий в иерархии акт не должен противоречить вышестоящему и противоречащий нормативный акт, например, противоречащий международному договору, можно оспорить в порядке административного судопроизводства.

Куда подать исковое заявление?

Наиболее часто возникает вопрос, куда подавать исковое заявление? По общему правилу, например гражданского судопроизводства, иск нужно подавать по местонахождению истца.
В отношении административного судопроизводства заявление подается по месту нахождения административного ответчика (статья 22).

Общие случаи подачи иска

Существует также исключительная подсудность, то есть те случаи, которые рассматриваются в особом порядке.

Однако любое дело может быть передано в другой суд. В Кодексе определены 3 подобных случая:

1) административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными.
Одна из сторон может подать ходатайство о переносе дела в другой суд. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения. Суд принимает решение или о переводе дела в другой суд или об отказе.
Аналогичные нормы имеются в ГПК и АПК РФ.
Суд первой инстанции рассматривает дело единолично, суд апелляционной инстанции — коллегиально.

Участие в деле

Как и в АПК РФ (статья 40), в ГПК РФ (статья 34) в Кодексе административного судопроизводства определены лица, которые участвуют в деле.
Лицами, участвующими в деле, являются:

1) стороны;

2) заинтересованные лица;

3) прокурор;

4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
Обратите внимание!
В отличие от других кодексов административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
Это связано со спецификой самого Кодекса, ведь Кодекс нацелен на обжалование неправомерных действий органов исполнительной власти и нормативно-правовых актов.
Как в и АПК (статья 46), в Кодексе административного судопроизводства допускается несколько истцов и ответчиков. При этом истец может обратиться в суд с коллективным административным исковым заявлением. Отличия соучастия и коллективного иска состоят в следующем.

Таблица

Отличия соучастия и коллективного иска

Соучастие

Коллективный иск

предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков

многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия)

права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание

однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований

предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений

наличие общего административного ответчика (административных соответчиков)

использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав

Во всех процессуальных кодексах прописаны права участников процесса. И Кодекс административного судопроизводства — не исключение, в нем в статье 57 определены права участников. Однако Кодекс устанавливает и новые возможности судопроизводства посредством сети «Интернет». Такое судопроизводство позволяет:
— отслеживать дела в режиме онлайн;
— быстро реагировать на процессуальные действия;
— получать копии судебных актов.
Исключение составляют случаи предоставления документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен.
Документы подписываются усиленной электронной подписью. Конкретный вид электронной подписи, используемый для обращения за получением той или иной услуги, установлен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными собственноручно подписанному бумажному документу (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).
Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным законом «Об электронной цифровой подписи»).
Лица, участвующие в деле, вправе подавать ходатайства, предоставлять документы по телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Верховным Судом Российской Федерации. Четкий порядок размещения обращений в порядке административного судопроизводства будет еще определен Верховным Судом в рамках отдельного вида судопроизводства.

Этапы судопроизводства

В новом Кодексе используются устоявшиеся институты гражданского судопроизводства, как возбуждение производства по делу, возвращение искового заявления, оставление его без движения, отказ в принятии искового заявления, прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения.
Кроме того, по общему правилу, суды должны способствовать примирению сторон. Однако в некоторых случаях в рамках административного судопроизводства такое примирение невозможно.

Таблица

Возможность примирения сторон

Примирение сторон возможно

Примирение сторон невозможно

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Если это противоречит Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *