Количество мировых судей в Москве

  • автор:

Е.А. Волосатых

ВИДЫ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

*В статье анализируются виды мировых судей в Российской империи и Российской Федерации. Основываясь на историческом опыте, автор делает вывод о целесообразности введения института почетных мировых судей в России.

Ключевые слова: мировой судья, правовой статус мирового судьи.

E.A. Volosatykh

TYPES OF JUSTICES OF THE PEACE IN RUSSIA: HISTORY AND MODERNITY

Keywords: justice of the peace, magistrate court, the legal status of magistrates.

Институт мировых судей впервые был введен в нашей стране во время реализации судебной реформы 1864 г. В 1917 г. большевики, придя к власти, отказались от мирового суда. Вновь это судебное учреждение появилось в России в результате принятия Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2014 г.)1. Таким образом, мировой суд является хронодискретным институтом и к его изучению может быть применена методология хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения2.

В Российской империи Судебные уставы 1864 г. вводили несколько видов мировых судей, различающихся правовым статусом. Исходя из текста Учреждения судебных установлений — одного из судебных уставов Александра II, можно сделать вывод, что законодатель предусмотрел три вида мировых судей: 1) участковые мировые судьи; 2) почетные участковые мировые судьи; 3) почетные мировые судьи. В 1867 г. появился еще один вид мировых судей — добавочные мировые судьи.

Традиционно исследователи мирового суда в Российской империи пишут об участковых и почетных мировых судьях. Это вполне оправдано, т.к. именно эти два вида мировых судей являлись доминирующими, что нашло отражение даже на уровне правосознания населения3. В дальнейшем мы остановимся на анализе статуса участковых и почетных мировых судей, но прежде скажем несколько слов о почетных участковых и добавочных мировых судьях.

Сочетание «почетный участковый мировой судья» встречается в тексте Учреждения судебных установлений 1864 г. всего один раз — в ст. 45: «Участковый мировой судья, отказавшийся от следующего ему по этой должности содержания, получает название почетного участкового мирового судьи, сохраняя оное во все время безвозмездного заведования участком». Из текста приведенной статьи следует, что правовой статус почетного участкового мирового судьи отличается

© Волосатых Евгений Андреевич, 2015

Заместитель председателя Нижегородского областного суда; e-mail: bvb09rus@mail.ru

от статуса участкового мирового судьи только в одном: первый добровольно отказывается от полагающегося ему денежного содержания. Очевидно, что вновь потребовать положенные по закону выплаты почетный участковый мировой судья мог в любой момент, превратившись обратно в обычного участкового мирового судью.

Обратим внимание, что тут не должно быть путаницы с почетным мировым судьей, должность которого, как мы увидим в дальнейшем, изначально не предполагала никакого вознаграждения. Звание почетного участкового мирового судьи не давало его обладателю никаких преференций и, естественно, таких мировых судей практически не было в стране. Как отмечает С.В. Лонская, ссылаясь на Отчет Министерства юстиции за 1866 г., по 113-ти мировым округам в 1866 г. почетных участковых мировых судей было всего 6, т.е. 0,5% от общего числа всех мировых судей4. В 1912 г. институт почетных участковых мировых судей был упразднен.

Другой вид мировых судей — добавочных, как говорилось ранее, появился уже после начала реализации судебной реформы 1864 г. — в 1867 г. Его создание было обусловлено тем, что по тем или иным причинам не везде хватало избираемых мировых судей, но правосудие отправлять было необходимо. Именно поэтому правительство и пошло по этому пути.

Впервые добавочные мировые судьи были введены в Санкт-Петербурге Высочайше одобренным мнением Государственного совета от 11 декабря 1867 г. «Об избрании в С.-Петербурге добавочных мировых судей, и о некоторых обязанностях почетных мировых судей, назначенных для исправления должности а участковых». Названным нормативным правовым актом Санкт-Петербургской ? городской общей думе разрешалось «в случае надобности» избирать сверх участ-з ковых и почетных мировых судей добавочных мировых судей. Их количество | не оговаривалось и определялось городской думой. Условия, порядок избрания I и утверждения добавочных мировых судей были такими же, как для прочих | мировых судей.

! Пункт 5 анализируемого документа четко устанавливал, что добавочные миро-

§ вые судьи вводятся для исполнения обязанностей участкового мирового судьи.

ф

| Устанавливались и обстоятельства, при которых это было возможно: | 1) болезнь участкового мирового судьи;

2) временная отлучка участкового мирового судьи; | 3) выбытие участкового мирового судьи;

| 4) высокая загруженность делами участкового мирового судьи.

Кроме того, решением съезда мировых судей добавочный мировой судья мог быть назначен непременным членом мирового съезда. Функции последнего в § соответствии со ст. 57 Учреждения судебных установлений 1864 г. носили рас-§ порядительный характер, а сама такая должность вводилась в местах, где про-| ходили срочные съезды мировых судей,

| Высочайше одобренным мнением Государственного совета «О распространении

на города Москву и Одессу силы Высочайше утвержденного 11 декабря 1867 г. мнения Государственного совета о добавочных мировых судьях» от 1 июня 1870 г. институт добавочных мировых судей был введен в Москве и Одессе.

15 февраля 1871 г. было Высочайше утверждено мнение Государственного совета «О назначении добавочного мирового судьи для города Екатеринодара», 220 в котором не содержать никаких отсылок к другим документам. Видимо, за-

конодатель уже рассматривал институт добавочных мировых судей как нечто устоявшееся и не требующее пояснений. Высочайше одобренным мнением Государственного совета был увеличен штат судебных установлений в Кубанской и Терской областях и в Черноморском округе за счет назначения для г. Екате-ринодара добавочного мирового судьи. Финансировался этот мировой судья из расчета 2800 руб. в год. Сюда входило собственно содержание добавочного мирового судьи, разъезды и прочие расходы.

Аналогичным закону от 15 февраля 1871 г. было Высочайше утвержденное мнение от 20 октября 1871 г. Государственного совета «Об упразднении Горского словесного суда во Владикавказском округе и о назначении добавочного мирового судьи для разбора дел осетинского населения». Таким образом, расширялся штат судебных установлений в Кубанской и Терской областях и в Черноморском округе. Расходы на содержание и деятельность добавочного мирового судьи планировались в размере 2800 руб. в год.

15 февраля 1871 г. одновременно с законом «О назначении добавочного мирового судьи для города Екатеринодара» было Высочайше утверждено еще одно мнение Государственного совета — «О назначении особого мирового судьи для города Ейска». Такое название нормативного акта формально дает основание утверждать, что в России появился еще один вид мирового судьи — особый мировой судья. Однако это было бы не совсем правильным по следующим причинам. Во-первых, в названном Законе отсутствуют какие-либо характеристики правового статуса особого мирового судьи, позволяющие установить его отличия от статуса других мировых судей. Во-вторых, по своей структуре и содержанию Высочайше утверждено еще одно мнение Государственного совета «О назначении особого мирового судьи для города Ейска» аналогично Высочайше одобренному мнению Государственного совета «О назначении добавочного мирового судьи для города Екатеринодара». В-третьих, на содержание и расходы особого мирового судьи г. Ейска выделялась точно такая же сумма (2880 руб.), как и на содержание добавочных мировых судей г. Екатеринодара и добавочного мирового судьи для разбора дел осетинского населения. Наконец, в-четвертых, больше ни в одном документе особый мировой судья не фигурирует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, следует согласиться с С.В. Лонской, что особого мирового судью следует рассматривать как добавочного5.

Содержание приведенных нормативных актов позволит сделать вывод, что добавочных мировых судей не могло быть много. Во-первых, они функционировали не повсеместно. Во-вторых, их введение носило чрезвычайный характер, связанный с нехваткой мировых судей или с высокой их загруженностью в отдельных местностях. Правда, не совсем понятно, зачем нужно было употреблять в нормативных актах понятие «добавочный мировой судья», если можно было просто изменить штатное расписание путем увеличения численности участковых мировых судей. Тем не менее, институт добавочных мировых судей оправдал себя, и 7 апреля 1886 г. было Высочайше утверждено мнение Государственного совета «О предоставлении уездным земским собраниям избирать добавочных мировых судей», которым закреплялось право уездных земских собраний, а в г. Санкт-Петербурге, Москве и Одессе — городских дум «в случае надобности, сверх участковых и почетных мировых судей, избирать еще, в нужном числе, добавочных судей». Тем самым институт добавочных мировых судей расширил свои территориальные рамки.

Чтобы получить право на избрание добавочных мировых судей, земские уездные собрания (или городские думы столиц и Одессы) должны были предоставить свои предложения министру юстиции и министру внутренних дел и получить их одобрение. В местностях же, где мировые судьи назначались, а не избирались, добавочные мировые судьи могли быть только там, где они предусматривались штатным расписанием.

Условия, порядок выбора и утверждения в должности для добавочных мировых судей были точно такими же, как для прочих мировых судей, и предусматривались Учреждением судебных установлений. То же касалось и назначаемых добавочных мировых судей.

Законом от 7 апреля 1886 г. определялись функции добавочных мировых судей. Они назначались для исполнения обязанностей участковых мировых судей в случае устранения, отсутствия, болезни или смерти последних, а также «для облегчения тех, которые чрезмерно обременены участковыми делами». Добавочный мировой судья также мог быть избран непременным членом мирового съезда. Все названные обязанности возлагались на добавочного мирового судью по постановлению мирового съезда.

В плане функциональных обязанностей и содержания добавочные мировые судьи приравнивались к участковым мировым судьям. Отличие добавочных судей от участковых состояло в том, что за ними не закреплялось собственного участка. Институт добавочных мировых судей оказался достаточно эффективным на практике, поэтому он, наряду с участковыми и почетными мировыми судьями, сохранился в России и по Закону о преобразовании местного суда от 15 июня 1912 г.

Основным видом мировых судей как в контексте практической значимости, так и в количественном отношении, в пореформенный период в Российской империи являлись участковые мировые судьи. В плане требований, предъявляемым к кандидатам в мировые судьи, и порядке их избрания правовой статус мировых судей был единым для всех их видов. Существенная разница заключалась в организации и обеспечении деятельности участкового и почетного мирового судьи.

Деятельность участкового мирового судьи ограничивалась территорией его участка, на котором он должен был пребывать безотлучно. В соответствии со ст. 42 Учреждения судебных установлений 1864 г. участковый мировой судья не мог занимать одновременно какую-либо государственную или общественную должность, кроме почетных должностей в местных богоугодных и учебных заведениях.

Деятельность участковых мировых судей была оплачиваемой. Средства на их содержание брались из земских сборов (в Санкт-Петербурге и Москве — из городских доходов). Помимо собственно жалования, участковому мировому судье деньги выделялись на разъезды, наем письмоводителя и рассыльного, а также на канцелярские расходы.

В отличие от участкового мирового судьи почетный мировой судья не имел закрепленного за ним судебного участка и не был обязан постоянно проживать на территории судебно-мирового округа. Почетный мировой судья во время пребывания его в округе был обязан рассматривать в пределах своей компетенции дела в тех случаях, когда обе стороны обращались к его посредничеству. Участковый же мировой судья мог начинать производство дела и по заявлению одной стороны.

Почетный мировой судья имел право занимать одновременно любые другие должности, кроме прокуроров, их товарищей и местных чиновников казенных управлений и полиции. При этом почетные мировые судьи осуществляли свою деятельность на безвозмездной основе: не предполагалась ни оплата их труда, ни компенсация канцелярских, командировочных и иных расходов.

На почетных мировых судей также возлагались некоторые дополнительные обязанности. Так, в соответствии со ст. 48 Учреждения судебных установлений почетные мировые судьи могли приглашаться для пополнения присутствия окружного суда в тех случаях, когда там было недостаточно судей. Также на основании ст. 43 Учреждения судебных установлений почетные мировые судьи (равно как и участковые мировые судьи соседних участков) по заранее установленному графику обязаны были замещать участкового мирового судью в случае его устранения, отсутствия, болезни или смерти.

Институт почетных мировых судей в Российской империи получил неоднозначную оценку среди исследователей. С одной стороны, как отмечает В.В. До-рошков, к оправлению правосудия привлекались люди, пользующиеся доверием у общества. Тем самым повышалось доверие населения к судам и выносимым ими решениям6. Исследуя материалы Нижегородской губернии, А.В. Киселева отмечает: «Если участковыми мировыми судьями были люди, избранные согласно законодательству, то почетными мировыми судьями становились лишь выдающиеся личности»7. Положительная сторона функционирования почетных мировых судей, на наш взгляд, состояла и в том, что на их финансирование не тратились средства из земских бюджетов (соответственно они направлялись на развитие медицины, образования и других важных социально значимых нужд). е

т

Обратим внимание еще на один момент: председателями съездов мировых судей и часто избирались именно почетные мировые судьи. а

С другой стороны, несмотря на количественное преобладание почетных ми- о

в

ровых судей над участковыми в течение всей истории мировой юстиции в доре- о

волюционной России8, по мнению большинства авторов, данный институт ока- з

зался малоэффективным. Основными причинами этого являлись загруженность |

почетных мировых судей по месту их основной службы, а также определенное е

недоверие основной массы подданных Российской империи — крестьянства к по- °

четным мировым судьям, как правило, представителям дворянского сословия9. р

Действующее законодательство не предполагает выделения каких-либо видов Ч

мировых судей. Все мировые судьи в Российской Федерации обладают единым |

правовым статусом. Различия имеются только в рамках законов субъектов РФ, К

определяющих порядок назначения или выборов мировых судей. По нашему м

мнению, пора уже унифицировать этот элемент статуса правовых судей, вклю- I

чив в федеральное законодательство нормы о назначении мировых судей на всей ¡§

территории страны. 00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, мы полагаем, что имеет смысл возродить в современной России 22

институт почетных мировых судей. Некоторые современные ученые считают 5 нецелесообразным предложение о его возрождении10. Главным аргументом в рамках этого подхода является неэффективность почетных мировых судей в дореволюционной России11.

Даже если согласиться со спорной отрицательной оценкой деятельности почетных мировых судей в Российской империи, то и в данном случае можно найти рациональное зерно. Естественно о слепом копировании дореволюционного 223

института речи не идет. Мы считаем неприемлемой идею о том, что некие люди должны отправлять правосудие на безвозмездной основе. Всякий труд должен оплачиваться. Из законодательства второй половины XIX — начала ХХ в. привлекательными нам кажутся нормы о замене почетными мировыми судьями участковых мировых судей в случае их отсутствия по тем или иным причинам, а также привлечение почетных мировых судей тогда, когда участковые оказались чрезмерно загружены делами.

Предлагаем возложить обязанности временно отсутствующих мировых судей на почетных мировых судей. Таковыми, на наш взгляд, могут быть судьи, находящиеся в отставке и проживающие в соответствующем населенном пункте (не обязательно на территории судебного участка). Исполнение обязанностей почетных мировых судей должно носить временный характер (на время отсутствия мирового судьи) и быть оплачиваемым в соответствии с действующим законодательством о мировых судьях. Естественно, судью, находящегося в отставке, можно назначить почетным мировым судьей только с его согласия.

1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 51, ст. 6270; 2014. № 20, ч. 1, ст. 4277.

2 См. : Демичев А.А Хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение как направление современной юридической науки // История государства и права. 2010. № 16. С. 2-7.

4 См.: Лонская С.В. Очерки истории мировой юстиции Российской империи (1864-1917 гг.): монография. М., 2013. С. 78.

5 См.: Там же. С. 84.

6 См.: Дорошков В.В. Мировой судья: Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004. С. 108.

10 См.: Головинская И.В. Уголовное судопроизводство у мирового судьи: дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2004. С. 83.

Набор данных позволяет получить подробную информацию о судебных участках мировых судей города Москвы, их местоположении на карте, а также полное наименование, определить юрисдикцию районного суда, ФИО мирового судьи, точный адрес, адрес электронной почты, телефон и факс. Всего в Москве создано 438 судебных участков мировых судей (Закон города Москвы от 15.10.2003 № 60 (ред. от 10.10.2012) «О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы». Закон города Москвы от 31.05.2000 № 15 «О мировых судьях в городе Москве» (ред. от 10.10.2012). Судебные участки располагаются во всех административных округах города Москвы из расчета численности населения от 15 до 23 тыс. человек на один судебный участок (ст. 4 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»).

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

— уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

— дела о выдаче судебного приказа;

— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

— дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— дела об определении порядка пользования имуществом;

— административные дела, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

— дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме перечисленных дел, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Материал подготовлен на основе информации data.mos.ru, ums.mos.ru, pravo.gov.ru.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Институт мировых судей в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации»

Актуальность темы диссертационного исследования. Произошедшие в Российской Федерации на рубеже XX — XXI в.в. кардинальные изменения политических и социально-экономических отношений предопределили понимание как приоритетных демократических принципов правового государства, обеспечение конституционных прав и свобод личности, взаимную ответственность государства и граждан. Реальным гарантом реализации таких постулатов должен стать независимый, эффективно функционирующий суд.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила правовые основы деятельности органов правосудия, а федеральное и региональное законодательство детализировало условия реализации конституционных предписаний, определило, в том числе, статус мировых судей. Вместе с тем, принятие в 2011 г. Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» поставило задачу реализации его принципиально новых установлений (прежде всего, института судебных присутствий) в процессе отправления правосудия мировыми судьями.

В юридической литературе нет недостатка в исследованиях, посвященных мировым судьям, однако практически все они преследуют цель его характеристики как части (элемента) судебной системы. В этом плане своевременным является научный анализ института мировых судей в контексте его взаимодействия и с правоохранительной системой Российской Федерации.

Не теряет, как представляется, своей актуальности и проблематика организации мирового суда, имеющего статус «суда субъекта Российской Федерации» в российском федеративном государстве, где особое значение приобретает необходимость обеспечения равного беспрепятственного доступа граждан к судебной власти. Трудно не обратить внимание на то обстоятельство, что отсутствуют конкретные предложения в части оптимизации финансово — экономического обеспечения мировых судей; требуют законодательного разрешения вопросы взаимодействия мирового судьи и его аппарата.

Не могут потерять своей актуальности научные труды о мировых судьях и в силу того обстоятельства, что законодатель не спешит изменить явное спорное отождествление «суда» и «мирового судьи», а также разработать терминологический инструментарий, определяющий сущность института мировой юстиции, сформулировать его задачи, определить перспективы развития.

Вышеперечисленные и многие другие проблемы требуют комплексного теоретико-практического исследования в целях выработки и определения путей совершенствования деятельности мировых судей в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации.

После октябрьской революции вопросы мировой юстиции рассматривались в контексте исторических этапов развития судоустройства в России, обусловленного судебной реформой 1864 г. (Б. В. Виленский, Н. П. Ерошкин, В. В. Зенькович, М. Г. Коротких, Н. Н. Полянский).

С принятием Концепции судебной реформы в РСФСР и Конституции РФ институт мировых судей становится предметом научного интереса ряда авторов; так, в историческом аспекте исследовались вопросы создания и деятельности мировых судов в работах С. В. Донской, М. В. Немытиной, А. Д. Поповой и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности института мировых судей в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования выступают законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с установлением основ статуса и организационного обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации; имеющие значение для познавательной и предметно-практической деятельности в указанной сфере правоотношений юридические нормы.

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение института мировых судей, определение его роли и места в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации, а также разработка рекомендаций теоретического и практического характера по совершенствованию указанного института.

Цель диссертационного исследования определила постановку и разрешение следующих задач:

— осуществить историко-правовой анализ становления и развития института мировых судей в России, а также сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного опыта организации деятельности мировой юстиции;

— на основе теоретического анализа конституционно-правовых основ и структуры судебной системы Российской Федерации сформулировать и обосновать авторскую концепцию в отношении понимания сущности и особенностей института мировых судей;

— раскрыть функциональную взаимосвязь целей, задач, функций и полномочий мировых судей как элемента судебной и правоохранительной систем Российской Федерации;

— определить пути совершенствования механизма наделения мирового судьи судебными полномочиями, принципов и способов формирования судебных участков;

— провести анализ вопросов взаимодействия мировых судей с другими правоохранительными органами: прокуратурой, полицией, органами дознания, органами предварительного следствия, службой судебных приставов, уголовно-исполнительными учреждениями, адвокатурой и др. изучить вопросы научной организации труда на судебном участке в условиях информатизации и автоматизации судебной системы, подвергнуть научному анализу процесс взаимодействия мирового судьи и его аппарата;

— предложить новый механизм финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей субъектами Российской Федерации;

— сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отдельные аспекты организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации.

Нормативную основу диссертационного исследования составили:

— Конституция Российской Федерации 1993 г.;

— Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2011г. № З-ФКЗ), Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. (в ред.

— международные правовые акты (в том числе, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и др.);

— законы субъектов Российской Федерации о мировых судьях.

Эмпирической базой диссертации стали обзоры соответствующей судебной практики, в том числе мировых судей в субъектах Российской Федерации; памятники права («Учреждение судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и др.).

Теоретическая основа диссертационного исследования.

Методологическую основу диссертационной работы составили общелогические методы научного познании (анализ, синтез, индукция, аналогия, дедукция), общенаучные (системный, структурно-функциональный, и др.) и частно — научные (сравнительно — правовой и формально-юридический) методы анализа государственно-правовых явлений и процессов.

Применение указанных методов позволило автору исследовать институт мировых судей, в том числе, во взаимосвязи с федеральными и региональными органами, структурами, институтами, всесторонне и объективно изучить круг вопросов, обозначенных в диссертационной работе, и сформулировать ряд предложений научно-теоретического и научно-практического характера.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

— сформулирован и обоснован авторский концептуальный подход к пониманию сущности и содержания института мировых судей, его места и роли в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации;

— разрешен ряд теоретических проблем, связанных с уяснением целевого и функционального назначения института мировых судей в условиях глобализации правовой формы и актуализации необходимости взаимодействия российской и зарубежной мировой юстиции;

— впервые в юридической литературе предложен принципиально новый механизм финансового обеспечения деятельности института мировых судей;

— внесен вклад в развитие теории судебной власти и правоохранительной деятельности на основе внедрения в практику работы мировых судей современных теоретических разработок в сфере научной организации труда и усиления властно-распорядительных полномочий мирового судьи по отношению к сотрудникам его аппарата;

— разработан комплекс теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования предопределена также его комплексным характером, разрешением наиболее актуальных проблем организации и деятельности института мировых судей как элемента не только судебной, но и правоохранительной систем Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны:

1. Вывод о том, что с точки зрения структурной характеристики в качестве элемента судебной и правоохранительной систем Российской Федерации институт мировых судей может быть определен как совокупность специальных должностных (мировых судей) и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (аппарат мирового судьи), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих их функционирование (управления по обеспечению деятельности мировых судей и т.п.), а также собственно судебных участков мировых судей (фактически имеющих статус односоставных мировых судов). Этот институт наделен возможностями правового воздействия на субъектов правоотношений, перечень которых определен федеральным законом (подсудность мировых судей), а порядок его организации и деятельности — законами субъектов Российской Федерации, что позволяет охарактеризовать его, в том числе, как социально — значимую комплексную региональную систему правоохраны, содействующую становлению Российской Федерации как подлинно федеративного государства.

2. Роль мировых судей в судебной системе предполагает, в первую очередь, снижение так называемой «нагрузки» на федеральную судебную систему; в правоохранительной — максимальное содействие обеспечению единого согласованного взаимодействия всех органов, структур, институтов осуществляющих правоохранительную деятельность как в «узком» (следственные органы, полиция, прокуратура и т.д.), так и в «широком» ее понимании (нотариат, адвокатура, общественные организации правоохраны). Такой теоретический подход в характеристике мирового судьи как элемента не только судебной, но и правоохранительной системы способствует уяснению его сущности и правовой природы.

3. Потенциал мировых судей как института, способного реально «приблизить» правосудие к населению может быть раскрыт на основе:

— реализации новых положений Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 г. на основе создания судебных присутствий мировых судей в отдаленных и малонаселенных муниципальных образованиях;

— закрепления в гражданском процессуальном законодательстве права физических лиц обращаться с исковым заявлением (заявлением о выдаче судебного приказа и т.п.) непосредственно к мировому судье по месту своего жительства.

4. Законодатель не определил цель введения института мировых судей, что обусловливает целесообразность дополнения Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей 1.1 — «Основные цели и задачи мировых судей» — следующего содержания: «Целью деятельности мирового судьи является обеспечение, охрана и защита прав и интересов личности, юридических лиц, государства. Основными задачами мирового судьи являются справедливое осуществление правосудия от имени Российской Федерации при рассмотрении им единолично по первой инстанции дел в порядке уголовного, гражданского, административного судопроизводства, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, усиление начал оперативности судопроизводства и его направленности на примирение сторон».

5. В целях реализации конституционных принципов федерализма и народовластия, конституционного права населения субъекта Российской Федерации на формирование органов государственной власти, представляется целесообразным наделение мировых судей властными полномочиями путем непосредственных прямых выборов населением судебного участка. Такая процедура в большей мере отвечает демократической форме российского государства и обеспечивает реальное участие граждан в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. В этой связи в Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6, 7, 8) необходимо внести изменения, не допускающие возможность альтернативы выборности мировых судей, исключив слова «назначаются», «назначен», «назначается», «назначения», «назначениях», и т.п. Следует также разработать и принять Федеральный закон «Об основах и принципах избрания мировых судей населением судебного участка в территориальных образованиях субъекта Российской Федерации».

6. В целях оптимизации деятельности мировых судей в судебной и правоохранительной системах Российской Федерации следует обеспечить стабильное их финансирование. Разрешить данную задачу можно на основе использования уже апробированного на практике механизма финансово -экономической организации местного самоуправления. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации необходимо наделить полномочиями по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности мировых судей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов федерального бюджета фонда финансовой поддержки института мировых судей и образуемых в составе расходов бюджетов субъектов Российской Федерации фондов финансовой поддержки института мировых судей.

7. Вывод о целесообразности законодательного закрепления за мировым судьей как руководителем суда полномочий по организации его работы, в том числе, по приему и увольнению работников аппарата мирового судьи. Необходимо дополнить Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации» ст. 3.1. «Мировой судья наряду с осуществлением полномочий судьи, осуществляет следующие функции: 1) организует работу судебного участка; 2) устанавливает правила внутреннего трудового распорядка на судебном участке и контроль за их выполнением; 3) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата; 4) распределяет обязанности между работниками аппарата; 5) принимает решения по вопросам поощрения работников аппарата или привлечения их к дисциплинарной ответственности; 6) осуществляет иные полномочия по организации судебного участка».

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в расширении сферы научных знаний о роли и месте мировых судей не только в системе судебной власти, но и в правоохранительной системе. Теоретическая значимость заключается также в понимании и характеристике судебной власти как многофункционального направления государственной деятельности, обеспечивающего эффективную защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и рекомендации могут использоваться в законотворческой деятельности для совершенствования правового статуса мировых судей, а так же в практической деятельности законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов государственной власти Российской Федерации. Положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть положены в основу дальнейших научных исследований по проблемам становления и развития института мировых судей. Теоретические выводы и практические предложения диссертанта призваны способствовать совершенствованию института мировых судей, улучшению подготовки и подбора кадров для судебных учреждений и т.д.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания в юридических вузах и на юридических факультетах учебной дисциплины «Правоохранительные органы», курса «Мировые судьи в правоохранительной и судебной системе Российской Федерации».

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов, апробированы и отражены автором в научных публикациях. Основные положения, выводы и рекомендации проведенного исследования получили апробацию в научных докладах и выступлениях на Международной научной Интернет-конференции молодых юристов «Новейшие научные исследования государства и права — 2011», 22.04.2011, Николаевский центр Одесской юридической академии, г. Николаев, Украина; Всероссийской конференции «Управление в органах внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики», 27.05.2011, Академия управления МВД России, гор. Москва; Круглом столе «Учебно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих», 25.10.2011 г., РАНХиГС, гор. Москва; ряде научно -практических конференций в Черкесске и Карачаевске в 2009-2011 г.г., на аспирантских семинарах в рамках Недели науки в Карачаево-Черкесском филиале Южного федерального университета.

Положения и выводы диссертационного исследования использованы автором при чтении лекций, проведении практических занятий с судьями и работниками аппаратов судов по курсу: «Институт мировых судей субъектов Российской Федерации» в Российской академии адвокатуры и нотариата (Институт).

Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

17 декабря 1998 года

N 188-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 338-ФЗ)

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 11.02.2010 N 6-ФЗ)

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

(в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 36-ФЗ)

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 6 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 338-ФЗ)

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

(в ред. Федерального закона от 30.11.2004 N 142-ФЗ)

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом требований настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 164-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, — независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

(п. 3 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *