Коды отходов по классификатору отходов

  • автор:

Код ФККО представляет собой действующий на территории РФ перечень нормативных постановлений по управлению отходами. Этот перечень представляет собой своеобразное информационное пособие, регламентирующее деятельность предприятий и лиц по утилизации бытовых и промышленных отходов. ФККО регулирует правила и условия списания ненужного материала с целью охраны окружающей среды.

Назначение ФККО

Федеральный Классификационный Каталог Отходов представляет собой систему, занимающуюся структурированием данных о списанных ресурсах и материалах. Корректировать каталог, отменять и утверждать пункты может только Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Данный перечень классифицирует отходы в соответствии со следующими пунктами:

  • происхождение;
  • опасные свойства;
  • агрегатное состояние;
  • негативное влияние на окружающую среду.

ФККО

Показатели ФККО значительно облегчают работу сотрудникам различных сфер – данные каталога используются для формирования отчётов и подведения статистических итогов в следующих областях:

Зачем нужен паспорт отходов

  • строительство природоохранных объектов;
  • транспортировка и заграничная перевозка отходов;
  • организация мер по защите экологии;
  • оценивание финансовых затрат при работе с отходами.

Значения Федерального анализа отходов облегчают ведение бухгалтерских работ, а также нумеруют уровень опасности списанного материала в соответствии с определённой категорией. Рассматриваемая структура была организована в 1997 году и с тех пор подверглась ряду преобразований. В искомой системе код представлял собой комбинацию из 6 цифр, но из-за увеличения наименований количество цифр было увеличено до 11.

Принцип работы

Принцип работы Классификатора отходов РФ основан на присваивании определённого серийного кода каждому роду отходов. Этот механизм классифицирует утилизированные материалы в 5 групп по параметру, связанному с вредным воздействием на природу (от неопасного до чрезвычайно опасного). Такое распределение помогает заранее рассчитывать денежные траты на перевозку и утилизацию отжившего материала.

Существует стандартный набор параметров, которые определяют итоговый код:

  • область производства;
  • уровень фракции;
  • химический состав и происхождение;
  • степень воздействия на окружающую среду.

Штраф за неправильное обращение с отходами и отсутствие паспорта

Специфические качества отмечают буквенным логотипом:

  • «Л» – легковоспламеняемые вещества;
  • «С» – материалы, способные к самовозгоранию;
  • «Т» – токсичные отходы.

ФККО распределяет классифицируемые отходы на 8 сегментов:

Структура ФККО на 2014 год

  • отходы сельского, рыбного и лесного хозяйств;
  • материалы от добычи ископаемых;
  • промышленные отходы предприятий;
  • бытовой мусор;
  • отходы электрической и газовой областей;
  • водопроводные материалы;
  • строительный мусор;
  • не поддающиеся анализу.

Стоит заметить, что Федеральный Каталог исключает классификацию продуктов фармацевтики, а также не работает с переработкой радиоактивных отходов. Для данных категорий установлены другие правила применения.

Описание структуры

В 2014 году значение кода ФККО было расширено до 11 цифр, каждая из которых обозначает соответствие утверждённым параметрам. Первые восемь цифр номера характеризуют происхождение мусора, седьмая и восьмая цифры отвечают за физические и химические свойства, а последнее число выражает класс опасности.

Седьмая и восьмая цифры содержат информацию о фракции и типе вещества:

Кодирование отходов

  • 10 – жидкое состояние;
  • 20 – твёрдый компонент;
  • 21 – отдельные части отхода;
  • 22 – в формате стружки;
  • 23 – в виде волокон;
  • 29 – другой вид;
  • 30 – дисперсии;
  • 31 – эмульсионные вещества;
  • 32 – суспензии;
  • 33 – пастообразные;
  • 39 – иной формат;
  • 40 – сыпучие вещества;
  • 41 – порошки;
  • 42 – пыль;
  • 43 – опилки;
  • 49 – другая форма;
  • 51 – твёрдый объект из одного компонента;
  • 52 – твёрдый объект из множества подобъектов;
  • 53 – с содержанием жидкости;
  • 54 – с содержанием газа.

Паспортизация опасных отходов

Транспортировка отходов всех типов опасности требует документ, разрешающий перевозку. Предприниматели и владельцы предприятий вынуждены более подробно знакомиться с принципом действия ФККО, чтобы предотвратить появление юридических проблем. Получение лицензии определённым лицом закрепляет за ним права по транспортировке, утилизации и размещению отходов в пределах установленных норм.

Росприроднадзор устанавливает ограничения, которые разрешают перевозку объектов по паспорту отхода. Многие материалы, имеющие высокий класс опасности, допускаются к размещению только при соблюдении строгого регламента, операция осуществляется при поддержке государства. Состояние большинства таких объектов контролируется государственными организациями.

Методы работы с системой

Навигация по каталогу ФККО

Существует несколько онлайн-ресурсов, предоставляющих доступ к системе. На одном из сайтов можно определить плотность отходов по коду. Поиск по наименованию объектов откроет информацию об уровне опасности и методе транспортировки. При отсутствии серийного номера есть возможность определить параметры груза, если указать составляющие его компоненты.

Если наименование отхода отсутствует в системе, то стоит обратиться в специальное учреждение, которое занимается решением подобных вопросов. Работа с сервисом ФККО осуществляется в несколько этапов. Для начала стоит определить то, какие виды негативного воздействия организация осуществляет на окружающую среду. Если предприятие производит сбросы отходов в воду или на рельеф, то это факт необходимо указать.

В ситуации, когда нужно произвести рециклинг отходов, оставшихся после строительства, начать стоит с заполнения паспорта объекта. Данному запросу соответствует сегмент №8 – строительный мусор. Существует множество кодов, каждый из которых соответствует определённому типу ремонтных отходов:

Примеры кодов ФККО

  • 82220101215 – лом из бетона;
  • 82230101215 – лом из железобетона;
  • 82291111204 – состав лома бетона и железобетона;
  • 81210101724 – элементы из дерева;
  • 81220101205 – осколки кирпича и плитки;
  • 81290101724 – нераспределённые демонтажные элементы;
  • 81910001495 – песок без загрязняющих веществ;
  • 81910003215 – щебень без загрязняющих веществ.

Некоторые примеры номеров ФККО из других областей:

  • 9120040001004 – несортированный мусор от бытовых помещений организаций, исключая крупногабаритный;
  • 1871030001005 – отходы бумаги и картона;
  • 1260020002004 – масла растительные отработанные;
  • 9120100100005 – пищевые отходы организаций общественного питания.

Расшифровка кода отхода

Контроль над изменениями

Учёт перерабатываемого сырья постоянно меняется, предприниматели едва успевают следить за правками, внесёнными в постановление. Получение паспорта сопряжено с ручным вводом данных, а в пределах одного предприятия может быть очень много наименований, требующих регистрации. Поэтому множество граждан нанимает специалистов, профессионально занимающихся оформлением подобных документов.

Структура Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Каждый год в редакцию материалов вносятся изменения, поэтому заинтересованным лицам стоит ежегодно проверять корректировки соответствующего положения. Ознакомление со свежим изданием ФККО гарантирует отсутствие проблем при обращении с опасными грузами.

Во избежание несанкционированных ситуаций стоит периодически проверять обновления в положении ФККО. Росприроднадзор является единственным органом, способным вносить изменения в структуру Федерального Каталога. Узнать о последней корректуре Каталога можно на официальном сайте документации РФ – в пределах онлайн-сервиса «Российская газета».

Сервис Каталога Классификации Отходов РФ обновляется регулярно, а несоответствие паспортов последним стандартам может создать проблемы у владельца документации. Поэтому рекомендуется проверять наличие новых редакций и изм­­­енения в положении Каталога.

Полный текст документа в архиве:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 сентября 2019 г. № 3-Т

Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь

На основании статьи 30 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» и подпункта 7.6 пункта 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 503, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить и ввести в действие с 9 декабря 2019 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 9 декабря 2019 г.

Министр

А.П.Худык

ОКРБ 021-2019

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАССИФИКАТОР РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КЛАССИФИКАТОР ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

КЛАСІФІКАТАР АДХОДАЎ, ЯКІЯ ЎТВАРАЮЦЦА
Ў РЭСПУБЛІЦЫ БЕЛАРУСЬ

CLASSIFIER OF WASTES OCCURRING IN BELARUS*

* Данный документ является техническим нормативным правовым актом, не подлежащим включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, в связи с чем Национальный центр правовой информации Республики Беларусь текстом данного документа не располагает.
Вы можете приобрести данный документ у его разработчика или официальных распространителей.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отнесение отходов к конкретному классу опасности, составление и утверждение паспорта отходов осуществляется только в отношении отходов производства и потребления, только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются такие отходы I-IV классов опасности (части 1 и 3 статьи 14).

Согласно статье 18 данного Федерального закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы. При этом в соответствии с пунктом 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обосновывается предлагаемое обращение только с отходами.

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, осуществляемая в отношении отходов I — IV классов опасности.

В соответствии с письмом Минприроды России от 13.07.2015 № 12-59/16226 отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам производства и потребления зависит от способа их удаления. Так в случае, если такие жидкие фракции планируются к удалению путем отведения в водные объекты после очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними регулируется нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Таким образом, принимая во внимание положения упомянутых Федеральных законов и руководствуясь письмом Минприроды России, от организации водопроводно-канализационного хозяйства, если она осуществляет удаление жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, путем очистки на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект, не требуется их отнесение к отходам конкретного класса опасности, составление и утверждение на них паспорта отхода, включение их в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и обезвреживанию отходов для их удаления.

Приведенная в письме позиция Минприроды России нашла отражение в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора № 445 от 18.07.2014, который включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков. Так, приказом Росприроднадзора от 22.10.2015 № 841, в частности, переименован блок 7 00 000 00 00 0 Каталога, наименование «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» дополнено словами «(за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)».

Таким образом, из блока 7 00 000 00 00 0, а вместе с тем и из Каталога в целом, фактически исключены воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты. В связи с этим, отходами из подтипа 7 32 000 00 00 0 «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы» Каталога, являются только те фракции из выгребных ям и подобных им устройств, что удаляются способом, исключающим их сброс в водные объекты после очистки.

Согласно правовой позиции Седьмого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 28.12.2015 № 07АП-8820/2015, а также позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлениях № Ф04-24833/2015 от 24.11.2015 и № Ф04-26141/2015 от 17.12.2015), основанной на указанном письме, сам факт отсутствия присоединения выгребных ям абонента к централизованной системе водоснабжения с учетом вывоза жидких бытовых отходов и помещения их в очистные сооружения, присоединенные к централизованной системе водоснабжения, не исключает оценки таких жидких бытовых отходов как сточных вод со всеми вытекающими из этого последствиями.

Правовая позиция Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда (постановление № А72-19538/2016 от 16 июня 2017 г.) подтвердила вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Росприроднадзора о привлечении водоканала к ответственности за отсутствие лицензии ввиду того, что он не осуществляет деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку как гарантирующая организация в рамках Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» транспортирует сточные воды, которые в дальнейшем поступают в очистные сооружения системы централизованного водоотведения города.

По запросу Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения Минприроды России в письме от 04.04.2017 № 12-47/9678 дало официальное разъяснение по вопросу обращения с жидкими фракциями, выкачиваемыми из выгребных ям.

Материалы предоставлены Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения

Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 3 октября 2014 г.

«О порядке паспортизации отходов»

В связи с многочисленными обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу паспортизации отходов I — IV классов опасности, а также подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности», Росприроднадзором подготовлены разъяснения по актуальным вопросам.

Вопрос 1.

Что относится к виду отхода, включенному в федеральный классификационный каталог отходов.

Ответ.

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393) (далее — ФККО). Документ опубликован в «Российской газете». В соответствии с пунктом 2 приказа данный документ вступает в силу с 1 августа 2014 года.

Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов».

Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.

Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода — для кодирования агрегатного состояния и физической формы.

Одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов;

Вопрос 2.

Необходимо ли хозяйствующим субъектам, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, оформлять паспорта на отходы I — IV классов опасности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» (далее — Постановление).

Ответ.

С 1 августа 2014, с даты вступления в силу Постановления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением.

При составлении паспорта на отход I — IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями Постановления.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 6 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных Постановлением (далее — Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта отхода подтверждают его отнесение к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на отходы I — IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Таким образом, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов.

Составление паспорта согласно Постановлению.

Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в случае, если хозяйствующим субъектом было произведено подтверждение отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности до 1 августа 2014 года, такие документы и обосновывающие материалы могут быть использованы хозяйствующим субъектом для оформления паспорта отхода I — IV класса опасности согласно требованиям Постановления при совокупности следующих условий:

1. Наличие соответствующих подтверждающих документов и обосновывающих материалов отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности.

К таким документам и материалам относятся:

— свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, выданное территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора), согласованный территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) паспорт на отход I — IV класса опасности;

— документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав отхода, заверенные хозяйствующим субъектом:

копии акта обора проб отхода, протокола результатов количественного химического анализа отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава отхода посредством соответствующих измерений;

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах);

— документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии-511), — в случае установления класса опасности отхода в соответствии с Критериями-511:

расчет класса опасности отхода для окружающей среды;

копии акта обора проб отхода для проведения биотестирования, протокола биотестирования отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511 по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

— информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме отхода, заверенные хозяйствующим субъектом.

Согласно письму Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 с 1 августа 2014 подтверждением отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенного в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО.

Необходимо обратить внимание, для отходов, включенных в ФККО, класс опасности отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО), но только при условии совпадения всех классификационных признаков отходов — происхождения, условий образования, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.

2. Наличие в указанных выше подтверждающих документах и обосновывающих материалах сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками вида отхода, включенного в ФККО и БДО (размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов»).

При этом необходимо понимать, что вид отхода, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав отхода, агрегатное состояние и физическая форма отхода.

На основании изложенного, в случае наличия у хозяйствующего субъекта на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды, то есть при условии, что ранее класс опасности вида отхода был подтвержден территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) и соответствует классу опасности вида отхода, включенного в ФККО и БДО, и при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, составляется паспорт на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, по форме, утвержденной Постановлением.

При этом копия оформленного, согласно требованиям Постановления, паспорта отхода I — IV класса опасности, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и описью вложения или направляются почтой с сопроводительным письмом, описью вложения и с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорт действует бессрочно.

Внесение изменений в паспорт не допускается.

Вопрос 3.

Какие документы необходимо оформлять на отходы V класса опасности.

Ответ

На виды отходов, отнесенные к V классу опасности для окружающей среды, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо наличие: документов, подтверждающих химический и (или) компонентный состав вида отхода; информации, включающей сведения о происхождении, условиях образования, агрегатном состоянии и физической форме вида отхода; при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии-511) — документов и материалов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с Критериями-511.

Вопрос 4.

В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы. Ранее класс опасности отходов для окружающей среды в установленном законом порядке не подтвержден. Чем необходимо руководствоваться предприятию для выполнения требований законодательства в части паспортизации отходов.

Ответ.

При паспортизации отходов I — IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» (далее — Постановление).

Согласно пункту 6 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно Постановления, для отходов, включенных и не включенных в ФККО, предусматривается различный процедурный порядок паспортизации. Минприроды России (письмо от 15.09.2014 № № 05-12-44/20925) указано на целесообразность при проведении с 1 августа 2014 года процедуры отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектам устанавливать класс опасности вида отхода:

1. На основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО,

либо,

2. При отсутствии вида отхода, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России. До вступления в силу указанных критериев необходимо руководствоваться Критериями отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии-511).

В настоящее время разработанный Минприроды России проект приказа «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, после завершения которой, будет в установленном порядке утвержден и направлен Минприроды России на государственную регистрацию в Минюст России.

Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в период отсутствия действующего нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды и их идентификации, необходимо руководствоваться следующим.

Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды (как включенных, так и не включенных в ФККО) хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и обосновывающие материалы:

— заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды с индивидуальными регистрационными данными хозяйствующего субъекта (в заявлении о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды указываются:

фамилия, имя, и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика);

— информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

— документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отхода, заверенные хозяйствующим субъектом с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта обора проб вида отхода, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений,

копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода посредством соответствующих измерений,

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах;

— документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — в соответствии с Критериями-511) — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511;

— копии акта обора проб вида отхода и документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — в соответствии с Критериями-511), по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

— предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;

— предложение о включении данного вида отходов в ФККО и БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования, — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — в соответствии с Критериями-511).

Территориальный орган Росприроднадзора проверяет комплектность представленных материалов заявителя (заявление с другими документами и обосновывающими материалами) и в течение 5 дней направляет их в ФБУ «ФЦАО», осуществляющее, в соответствии с п. 3 приказа Росприроднадзора от 24.12.2010 № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов I — IV класса опасности», проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации.

В случае выявления некомплектности материалов заявителя территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае непредставления заявителем в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов заявителя, территориальный орган Росприроднадзора возвращает заявителю заявление и прилагаемые к нему документы и обосновывающие материалы с мотивированным обоснованием причин возврата, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней.

Проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации осуществляется ФБУ «ФЦАО», которым в территориальные органы Росприроднадзора направляется —

либо заключение о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности;

либо заключение о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения;

либо заключение о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения;

в Росприроднадзор направляется — заключение о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности с предложением о его включении в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования;

Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения ФБУ «ФЦАО» уведомляет заявителя:

о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или

о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения;

о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа — Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения.

Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении данного вида отхода в ФККО и БДО уведомляют заявителя о включении данного вида отхода в ФККО.

Территориальный орган Службы обеспечивает хранение материалов, представленных заявителем.

Установлено, что территориальные органы Росприроднадзора информируют заявителя о результатах рассмотрения его материалов, в следующий срок:

при наличии в составе документов заявителя предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней;

при наличии в составе документов заявителя предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 90 дней.

Только при получении письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт, в порядке, установленном Постановлением.

При этом, копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и с описью вложения или направляются в его адрес почтовым отправлением с сопроводительным письмом и с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Вопрос 5.

Необходимо ли переоформлять разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности» (далее — Постановление).

Ответ.

В соответствие с разъяснительным письмом Минприроды России от 30.07.2014 № 05-12-44/16059, в связи с тем, что Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, сохранил преемственность с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786» (утратил силу с 01.08.2014), в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее — Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев:

при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации;

при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, с классом опасности этого вида отхода, установленного ФККО.

Росприроднадзор обращает внимание, что вся отчетность, представляемая в Росприроднадзор и его территориальные органы, а также все разрешительные документы в области обращения с отходами, поступающие в Росприроднадзор и его территориальные органы с 1 августа 2014 года, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Постановления.

Актуализированная информация по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после 1 августа 2014 г. размещается на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *