Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях 2018

  • автор:

Ст.16 КоАП КО что это за статья

КоАП РФ, Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Цитата: 1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Консультант Плюс: примечание.

При совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 12.27, применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку (ст. 27.13 настоящего документа).

3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования —

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КоАП РФ, Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

Цитата: 1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста —

(в ред. Федерального закона от 22.04.2013 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ)

Консультант Плюс: примечание.

Норма Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ, которой статья 20.25 дополнена частью 4, признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Закон Калининградской области от 12 мая 2008 г. N 244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-6)
    • Статья 1. Законодательство Калининградской области об административных правонарушениях
    • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Закона
    • Статья 3. Общие положения
    • Статья 4. Виды административных наказаний, применяемых в соответствии с настоящим Законом
    • Статья 5. Установление подведомственности дел и осуществление производства по делам об административных правонарушениях
    • Статья 6. Порядок зачисления штрафов за административные правонарушения
  • Глава 2. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст.ст. 7-24.2)
    • Статья 7. (утратила силу)
    • Статья 8 (утратила силу)
    • Статья 9 (утратила силу)
    • Статья 10 (утратила силу)
    • Статья 11 (утратила силу)
    • Статья 12 (утратила силу)
    • Статья 13. Нарушение правил использования водных объектов общего пользования
    • Статья 14 (утратила силу)
    • Статья 15 (утратила силу)
    • Статья 16. Нарушение тишины и покоя граждан
    • Статья 17 (утратила силу)
    • Статья 18 (утратила силу)
    • Статья 19 (утратила силу)
    • Статья 20 (утратила силу)
    • Статья 21 (утратила силу)
    • Статья 22 (утратила силу)
    • Статья 23 (утратила силу)
    • Статья 24 (утратила силу)
    • Статья 24-1 (утратила силу)
    • Статья 24-2 (утратила силу)
  • Глава 3. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (ст.ст. 25-30)
    • Статья 25 (утратила силу)
    • Статья 26. Публичные действия, направленные на пропаганду педофилии, сексуальных (половых) отношений с несовершеннолетними, мужеложства, лесбиянства, бисексуализма среди лиц, достигших совершеннолетия (утратила силу)
    • Статья 27. Нарушение установленного законодательством Калининградской области правил продажи и распространения продукции эротического и (или) сексуального характера
    • Статья 28 (утратила силу)
    • Статья 28-1 (утратила силу)
    • Статья 28.1. Непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних
    • Статья 29. Непредставление в общественную комиссию образцов продукции сексуального характера
    • Статья 30. Размещение объявлений в средствах массовой информации об оказании сексуальных услуг (утратила силу)
  • Глава 4. Административные правонарушения в области охраны собственности (ст.ст. 31-37)
    • Статья 31. Действие (бездействие), препятствующее проведению контроля за соблюдением установленного законодательством Калининградской области порядка распоряжения собственностью Калининградской области
    • Статья 32. (утратила силу)
    • Статья 33. (утратила силу)
    • Статья 34 (утратила силу)
    • Статья 35 (утратила силу)
    • Статья 36. Незаконные действия с янтарем (утратила силу)
    • Статья 37 (утратила силу)
  • Глава 5. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста рублей до трех тысяч рублей (ст.ст. 38-42)
    • Статья 38. Нарушение правил выдачи специального разрешения на вырубку (снос) и (или) пересадку зеленых насаждений
    • Статья 38-1 (утратила силу)
    • Статья 38-2 (утратила силу)
    • Статья 38-3. Невыполнение требования о проведении компенсационного озеленения
    • Статья 38-4. Невыполнение условий специального разрешения на вырубку (снос) и (или) пересадку зеленых насаждений
    • Статья 39. Самовольное выжигание травы (утратила силу)
    • Статья 40. Невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам содержания мест захоронения (погребения)
    • Статья 41. Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления (утратила силу)
    • Статья 41-1. Уничтожение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Калининградской области, и нарушение среды их обитания (произрастания)
    • Статья 42. Нарушение гражданами установленного порядка заготовки древесины для собственных нужд, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд
  • Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и местного самоуправления (ст.ст. 43-56)
    • Статья 43. Нарушение правил использования официальных символов Калининградской области, символов государственной власти Губернатора Калининградской области, официальных символов муниципальных образований. Надругательство над официальными символами Калининградской области, символами государственной власти Губернатора Калининградской области, официальными символами муниципальных образований
    • Статья 44. (утратила силу)
    • Статья 45 (утратила силу)
    • Статья 46. Непредоставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта соответствующего местного бюджета
    • Статья 47 (утратила силу)
    • Статья 48 (утратила силу)
    • Статья 49 (утратила силу)
    • Статья 49-1 (утратила силу)
    • Статья 49-2 (утратила силу)
    • Статья 49-3 (утратила силу)
    • Статья 49-4. Нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления об организации предоставления муниципальных услуг
    • Статья 50. Невыполнение законных требований депутата областной Думы, депутата представительного органа муниципального образования
    • Статья 51. Невыполнение требований Уставного Суда Калининградской области
    • Статья 52 (утратила силу)
    • Статья 53. Нарушение установленного законом Калининградской области порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия
    • Статья 54. Воспрепятствование проведению депутатского расследования
    • Статья 55. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области
    • Статья 55.1. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области
    • Статья 55.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области
    • Статья 55-3. Неисполнение решения органа, образованного для обеспечения координации деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений в Калининградской области
    • Статья 56 (утратила силу)
  • Глава 7. Нарушения в промышленности, строительстве, на транспорте, предпринимательской деятельности (ст.ст. 57-72)
    • Статья 57 (утратила силу)
    • Статья 58. Нарушение правил размещения нестационарных торговых объектов
    • Статья 59. Торговля в местах, не отведенных для организации розничных рынков
    • Статья 60. Нарушение правил хранения и реализации пиротехнических изделий
    • Статья 61 (утратила силу)
    • Статья 62. (утратила силу)
    • Статья 63 (исключена)
    • Статья 64. Нарушение правил организации розничных рынков на территории Калининградской области
    • Статья 65 (утратила силу)
    • Статья 65-1 (утратила силу)
    • Статья 65-2 (утратила силу)
    • Статья 65-3. Нарушение правил землепользования и застройки
    • Статья 66 (утратила силу)
    • Статья 67. Нарушение сроков выдачи технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утратила силу)
    • Статья 68 (утратила силу)
    • Статья 69 (утратила силу)
    • Статья 70. Безбилетный проезд в пассажирском транспорте общего пользования (за исключением железнодорожного транспорта) городского, пригородного сообщения
    • Статья 71 (утратила силу)
    • Статья 72 (утратила силу)
  • Глава 8. Административные правонарушения в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства (ст.ст. 73-83)
    • Статья 73. Нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
    • Статья 73.1. Невыполнение требований нормативных правовых актов Калининградской области в сфере обеспечения сохранности зеленых насаждений
    • Статья 74. Нарушение правил содержания придомовых территорий в городах, поселках, сельских населенных пунктах Калининградской области (утратил силу)
    • Статья 75. Непринятие мер по организации мест для выгула домашних животных
    • Статья 76 (утратила силу)
    • Статья 77. Нарушение правил размещения (установки) объектов с кратковременным сроком эксплуатации
    • Статья 78. Нарушение правил установки, содержания, размещения, эксплуатации и демонтажа средств художественного оформления и наружной рекламы (утратила силу)
    • Статья 79 (утратила силу)
    • Статья 80. Нарушение порядка предоставления органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации, необходимой для ведения регионального кадастра отходов Калининградской области
    • Статья 81 (утратила силу)
    • Статья 81-1 (утратила силу)
    • Статья 82 (утратила силу)
    • Статья 83 (утратила силу)
  • Глава 9. Нарушения в сфере сельского хозяйства, земельных отношений и мелиорации земель (ст.ст. 84-85)
    • Статья 84 (утратила силу)
    • Статья 85. Нарушение требований законодательства области в сфере мелиорации земель
    • Статья 85-1 (утратила силу)
  • Глава 10. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 86-90)
    • Статья 86. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Статья 87. Мировые судьи
    • Статья 88. Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
    • Статья 88.1 Служба по экологическому контролю и надзору Калининградской области (утратила силу)
    • Статья 89. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Статья 90. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
  • Глава 11. Заключительные и переходные положения (ст. 91)
    • Статья 91. Введение в действие настоящего Закона

Закон Калининградской области от 12 мая 2008 г. N 244
«Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Калининградской областной Думой

четвертого созыва 24 апреля 2008 г.

ГАРАНТ:

См. справку о нарушении тишины и покоя граждан в Калининградской области

Решением Калининградского областного суда от 24 декабря 2010 г. заявление прокурора Калининградской области о признании недействующими статью 3, часть 1 статьи 13, статьи 20, 23, 24-1, 28-1, 38, 38-1, 38-2, 66, 73, 74, 79, 80, 81 и 84 настоящего Закона удовлетворено в полном объеме. Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2011 г. N 71-Г11-3 решение Калининградского областного суда от 24 декабря 2010 г. оставлено без изменения, кассационные жалобы Калининградской областной Думы, правительства Калининградской области — без удовлетворения

Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях

  • События
    • Все новости
    • Анонсы мероприятий
    • Повестки
      • Повестки заседаний Думы
      • Повестки заседаний комитетов
    • Архив
  • Регион
    • Общие сведения
    • История региона
    • Символика региона
    • Устав Калининградской области
    • Муниципалитеты области
    • Депутаты Госдумы от Калининградской области
    • Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Калининградской областной Думы 2016 года
  • Областная Дума
    • Общая информация
    • Историческая справка
    • Полномочия, задачи и функции
      • Закон КО «О Калининградской областной Думе»
      • Закон КО «О статусе депутата областной Думы»
      • Регламент Калининградской областной Думы
      • Устав (Основной Закон) Калининградской области
    • Структура
    • Руководство Думы
    • Аппарат (управления, отделы)
    • Полномочный представитель Губернатора в Думе
    • Представитель Думы в Совете Федерации РФ
    • Постоянные комитеты
      • Комитет по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и Регламенту
      • Комитет по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту
      • Комитет по сельскому хозяйству, землепользованию, природным ресурсам и охране окружающей среды
      • Комитет по бюджету, налогам и финансам
      • Комитет по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку
      • Комитет по экономической политике и развитию инфраструктуры
    • Депутатские фракции
      • Единая Россия
      • КПРФ
      • ЛДПР
      • Патриоты России
      • Справедливая Россия
    • Исполнение сметы расходов
    • Сведения о госзакупках
    • Список информационных систем
    • Политика защиты и обработки персональных данных
    • Противодействие коррупции
  • Деятельность
    • Законотворческая деятельность
      • Итоги деятельности
      • Программа законотворческой деятельности
      • Законопроекты
      • Официальный комментарий
    • Действующее законодательство
    • Порядок обжалования нормативных правовых актов
    • Работа с общественностью
      • Общественный Совет при Калининградской областной Думе
      • Координационный совет председателей Советов представительных органов муниципальных образований
      • Молодежная парламентская Ассамблея
    • Межпарламентские связи
      • Перечень Соглашений о сотрудничестве
      • Итоги межпарламентской деятельности
    • Парламентская Ассоциация Северо-Запада России
    • Почетные грамоты
  • Депутаты
    • Список депутатов
    • По партийным спискам
    • По фракциям
    • По адресу
    • Избирательные округа
    • График приема граждан
    • Сведения о доходах
    • О помощнике депутата
  • Пресс-центр
    • Актуальная тема
    • Документы для журналистов
      • Положение об аккредитации
      • Положение о пресс-конференциях
      • Журналисты, аккредитованные при областной Думе
    • Фоторепортажи
    • Аудио и видео
    • Подписка на новости
    • Большая районка
    • Конкурс «Мы область нашу создавали на века»
    • Сборники и Доклады о работе областной Думы
    • Экскурсия по областной Думе
    • Парламентский урок
    • Официальный публикатор
  • Контакты
    • Интернет приемная
    • Координаты областной Думы
    • График приема граждан
    • Телефонный справочник
  • Госcлужба
    • Вакансии
    • Требования
    • Сведения
    • Форма об адресах сайтов
  • Карта сайта

«Перегнули палку»: как штрафуют нарушителей режима самоизоляции в Калининграде и насколько это законно

С 1 апреля в России вступил в силу обновлённый Кодекс об административных правонарушениях. Документ вводит повышенные штрафы за «плохое поведение» во время пандемии коронавируса. Людей по всей России наказывают за несоблюдение режима самоизоляции, а недавно первые штрафы по новым пунктам КоАП получили несколько калининградцев.

Редакция Калининград.Ru подробно рассказывает о новинке в законодательстве и о том, как она отражается на повседневной жизни. Мы попытаемся оценить законность штрафов и приведём примеры из других регионов страны. Речь пойдёт и про молниеносные наказания, и про чтение книги с убытком в 15 тысяч рублей. В общем, будет интересно.

О чём речь?

Познакомьтесь с главными персонажами этого текста — статьёй 6.3 ч.2 и статьёй 20.6.1 федерального Кодекса об административных правонарушениях. Именно они вступили в силу 1 апреля после подписания президентского указа.

Статья 6.3 ч. 2 Нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий … в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 40 тысяч рублей

Статья 20.6.1 Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации
влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до 30 тысяч рублей

Появление этих статей примечательно. Устанавливая режимы повышенной готовности в регионах России, власти отвергли традиционный порядок действий. Обычно сначала принимаются «теоретические» законы, потом «практические» постановления, параллельно утверждаются штрафы — и некая новая норма вводится комплексно.

В нашем случае власти стремились максимально быстро ответить на коронавирусную угрозу. Сначала вышли постановления федерального правительства и региональных администраций, чуть позже к ним подтянули штрафы и новые редакции законов о чрезвычайной ситуации и чрезвычайном положении (да, это разные понятия). Именно эти законы устраняют всю «серую зону» правоприменения вокруг региональных требований к гражданам о самоизоляции.

За эти нарушения теперь правда штрафуют?

О, да! Первый протокол по новым статьям КоАП выписали ночью 1 апреля, через полтора часа после вступления в силу поправок. Мировая судья из Уфы Анфиса Валиуллина положила начало странностям при воплощении новых правил по самоизоляции. И дело даже не в турбоскорости наказания для уфимца, который вышел перепарковать машину во дворе и встретил полицейский наряд. Результат — протокол по статье 6.3 ч.2 и 15 тысяч рублей штрафа.

Во-первых, представители власти поставили под сомнение принцип подведомственности. Дела по статьям 6.3 ч.2 и 20.6.1 КоАП должны рассматривать районные суды — они находятся на ступеньку выше в иерархии, чем мировые. Во-вторых, есть проблема с конкретной статьёй и размером штрафа. Авторы поправок в КоАП, многие юристы и сотрудники прокуратуры, а также часть судей утверждают, что обычных граждан за нарушение самоизоляции нельзя наказывать по «жёсткой» и «дорогой» статье 6.3. Мы вернёмся к этому моменту чуть позже.

Дальше — больше. За первую апрельскую неделю полиция и суды в регионах России составили тысячи протоколов и постановлений по новым статьям КоАП. Калининград не стал исключением.

Сколько нарушителей поймали в Калининграде?

К утру пятницы, 10 апреля, известно минимум о шести протоколах в отношении находившихся на улице людей. Двое нарушителей получили устные замечания, а трое — штрафы в 15 тысяч рублей.

Самым известным стал 33-летний Михаил Журавлёв, чья история подробно освещалась в соцсетях и СМИ. Калининградец получил штраф, когда читал роман-антиутопию Евгения Замятина «Мы» на скамейке у Верхнего озера. Полицейские проигнорировали десятки гуляющих вокруг и довели случай с читающим калининградцем до судебного разбирательства.

Михаил Журавлёв потерял около пяти часов на все бюрократические процедуры и в тот же день, 6 апреля, получил на руки постановление судьи Натальи Беглик из Ленинградского районного суда, которое он намерен оспорить.

Беглик выписала Журавлёву 15-тысячный штраф по статье 6.3 ч.2. Так же поступила с двумя рыбаками судья из Московского района. А вот судья из Центрального района Алексей Полняков посчитал иначе. Он «в связи с малозначительностью правонарушения» назначил двоим калининградцам только устное предупреждение за несоблюдение самоизоляции. Шестой случай существенно отличается: Ленинградский районный суд оштрафовал жителя Калининграда, который вернулся из Израиля и должен был две недели провести дома. И да, наказание у него — всё те же 15 тысяч рублей.

Почему существует такая разница в наказании?

Вот мы и подошли к самому любопытному моменту во всей истории с поправками в КоАП. Дело в том, что полиция, судьи и чиновники в каждом конкретном случае по-разному трактуют закон. Единая позиция по применению статей 6.3 ч.2 и 20.6.1 КоАП не выработана — и вряд ли появится в ближайшее время.

Член адвокатской палаты Калининграда Галина Казакова считает, что всех нарушителей могут привлекать к ответственности по ч.2 статьи 6.3. «Если посмотреть федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, там буквально в статье первой есть понятие ограничительных мер — это карантин, и есть понятие профилактических мер. Вот эти профилактические меры, по сути дела, касаются основной массы населения. Но эти меры были рекомендательные до введения режима повышенной готовности, а после введения такого режима эти меры являются обязательными к исполнению», — пояснила она.

В российском судопроизводстве не действует прецедентное право, поэтому в схожих ситуациях могут выноситься разные решения. Разумеется, судьи обычно стараются не противоречить выводам коллег — и тем более разъяснениям Верховного суда.

Однако пандемия внесла свои коррективы и в эту практику: высшие уровни российской судебной системы перестали функционировать в обычном режиме ещё в конце марта. Поэтому судьи пока не получили разъяснений касательно новых штрафов.

«Было бы логично, если бы Верховный суд дал разъяснения по правоприменению этих статей. Потому что юристов тоже запутали. Я надеюсь, Верховный суд соберёт практику хотя бы за первую неделю, посмотрит и даст пояснение по применению этой нормы. Потому что без разъяснения каждый сам себе режиссёр — толкует как хочет. Это беда всех», — пояснила член адвокатской палаты региона Галина Казакова.

Как можно по-разному читать один и тот же закон?

Запросто. Свои предположения высказали (загибайте пальцы): полицейские и судьи на местах, авторы закона из Госдумы, липецкая прокуратура, а также судьи из Татарстана. Наверняка мы пропустили кого-то ещё.

Как указано выше, в регионах любят наказывать гуляющих граждан по «жёсткой» и «дорогой» статье 6.3 за «нарушение санитарных правил при возникновении угрозы распространения заболевания». В Госдуме же считают по-другому: статья 6.3 предназначена только для нарушителей карантина, предписанного Роспотребнадзором, — то есть для подтверждённых заболевших или россиян под подозрением (вернувшихся из-за границы, контактировавших с ними или ждущих результатов теста).

Нарушение режима самоизоляции со стороны россиян будет подпадать под правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность в главе 20 КоАП, — разъяснял замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин.

Схожую позицию занимает и помощник прокурора из Липецка — по её мнению, оштрафовать обычного человека можно на 1-30 тысяч рублей, но никак не на 15-40 тысяч. Сотрудник надзорного ведомства дала, пожалуй, самый подробный комментарий касательно штрафов за нарушение самоизоляции. Ольга Каширина понятно объяснила отличия статей КоАП, рассказала про права местных властей на время повышенной готовности и указала, какие предостережения сейчас могут выписывать сотрудники ГИБДД автомобилистам.

В случае со статьёй 20.6.1 речь идёт о нарушении правил поведения именно при введении режима повышенной готовности (как у нас), не санитарных норм, и это является правонарушением против общественного порядка и общественной безопасности.

К примеру, если гражданин нарушает постановление санврача о карантине — это статья 6.3, а если прогуливается в парке, жарит шашлыки в компании и прочее, то есть не соблюдает постановление главы администрации о режиме повышенной готовности и самоизоляции, то это статья 20.6.1 КоАП, — отмечала Ольга Каширина.

Наконец, в СМИ появилась информация, что в районные суды Татарстана поступило распоряжение приостановить дела по статье 6.3, заведённые на обычных людей.

Все материалы мы возвращаем, если с вами кто-то захочет разбираться — это будет МЧС. По вам не 6.3, а другая статья должна быть. Всё забудьте, что вам выписали. Если они захотят возобновить, то это уже не полиция будет, а МЧС. Они с вами свяжутся, если захотят, — цитирует kazanfirst.ru разговор с помощником судьи одного из оштрафованных.

В четверг, 9 апреля, Вахитовский райсуд Казани вынес первое решение по ст. 20.6.1. «Мужчина покинул место своего жительства, находился в общественном месте не имея при себе специального разрешения на передвижение в период действия запретов и ограничений, введённых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, тем самым нарушил запрет, установленный п. 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года № 208 „О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции”», — говорится в постановлении.

В Калининграде пока нет возможности привлекать к ответственности по более мягкой статье. «Я боюсь, что эта кампания быстро не закончится, потому что во второй части статьи 6.3 есть полномочия составлять протоколы в период, когда действует не просто режим повышенной готовности (как в статье 20.6), а когда есть реальная угроза распространения заболевания. Поэтому формально у них есть основания привлекать за нарушение самоизоляции по этой статье. Полиция как федеральный орган может применять статью 6.3, а субъект должен определить, кто может составлять протоколы по статье 20.6.1. В Татарстане приняли этот список, а у нас этого списка пока нет. Поэтому у нашей полиции руки связаны, они могут только по 6.3 привлекать», — разъясняет Галина Казакова.

Есть ли ещё в России регионы, где обычных людей
штрафуют, как обещали в Госдуме?

Да — например, Удмуртия. Там только за выходные 4-5 апреля по статье 20.6.1 КоАП оштрафовали 249 местных жителей (сравните рвение местных полицейских). Все нарушители самоизоляции из Удмуртии получают постановления на минимальную сумму в тысячу рублей.

И ещё немного подробностей про Татарстан. По данным СМИ, в республике суды прекратили или вернули обратно в полицию около 25% дел на нарушителей самоизоляции по статье 6.3. Сейчас местные власти составляют протоколы по статье 20.6.1. Как пишет «Коммерсантъ», 7 апреля президент Татарстана Рустам Минниханов утвердил список лиц, которые могут это делать. Полномочия получили сотрудники 12 ведомств и министерств, включая МЧС, министерство транспорта, государственную жилищную инспекцию, госкомитет по тарифам и другие. По данным государственной системы «Правосудие», с 7 апреля в суды было направлено 166 дел по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Кроме того, в Татарстане наблюдалась самая загадочная практика в России по наказанию. Судей из Казани смущало, что человек без работы в провинции должен заплатить за своё первое нарушение сразу 15 тысяч рублей. Поэтому некоторых граждан в Татарстане штрафовали на половину суммы — 7,5 тысяч рублей. Хотя, если быть точным, КоАП о наказаниях по принципу «меньше минимального» ничего не знает.

А ещё в Татарстане действует интересная система с получением разрешений на выход из дома. Всё очень технологично: ты отправляешь по SMS на специальный номер свой запрос (например, отнести продукты родителям-пенсионерам или пойти на почту), а тебе в ответ нередко приходит отказ.

И что, теперь по всей стране обычных людей
должны штрафовать только на тысячу рублей?

Если бы всё было так легко! Нельзя просто так взять и начать штрафовать по мягкой статье. После вступления в силу федеральных поправок в КоАП регионы должны составить дополнительные документы.

Первый — постановление, утверждающее список должностных лиц с правом выписывать протоколы по новой статье. В ряде регионов России такие приказы уже вышли, чуть выше мы рассказывали про опыт Татарстана.

Второй возможный документ — соглашение между местными властями и МВД. В нём чиновники из первого документа, по сути, разрешают полиции взять на себя полномочия и начать выписывать протоколы по конкретным статьям КоАП. До этого момента сотрудники МВД и чиновники не залазят на территорию друг друга.

По этой причине, например, в Калининграде долгие годы не получалось оштрафовать любителей парковаться на газонах — хотя соответствующие статьи были и в КоАП, и в городских правилах благоустройства. У полиции с ГИБДД не хватало «теоретических» полномочий, у инспекторов мэрии — «практических», а машины так и продолжали месить грязь возле многоэтажек.

«Власти субъекта должны определить, кто может привлекать к ответственности по статье 20.6.1. Сейчас у полиции нет полномочий это делать. Кроме того, власти могут подписать соглашение с МВД и передать им полномочия составлять протоколы по этой статье», — пояснила Галина Казакова.

Однако даже подписание документов не всегда оперативно исправляет ситуацию. Пагубная практика не обошла стороной даже Москву. В столице приняты все документы из «коронавирусного пакета» — постановление о режиме повышенной готовности и самоизоляции, постановление о выписывании протоколов и даже соглашение с МВД. В конце концов, там есть собственный кодекс об административных правонарушениях с собственными штрафами. Местные власти имеют право так делать и устанавливать свои наказания — главное, чтобы они не превышали штрафов из федерального КоАП.

Тем не менее собственную статью в Москве (барабанная дробь) … пока не применяют — там начали штрафовать по статье за неповиновение требованиям полиции. По ней, например, выписали постановление на знаменитого Иисуса Воробьёва, гулявшего с собакой на Патриарших прудах. А ещё завели сотни дел по «несправедливой» статье 6.3. И суды уже начали штрафовать нарушителей режима самоизоляции на 15 тысяч рублей.

По словам депутата Мосгордумы Кирилла Щитова, подобная практика ожидаема. «Для полиции приоритетом является работа в рамках именно федерального законодательства. Поэтому в случае, если полицейский выявляет нарушителей правил самоизоляции, то он применяет федеральную норму. Новая норма московского КоАП изначально задумывалась для применения в условиях столичной специфики. В городе более 12 млн населения, 1,7 тыс. людей на самоизоляции, приставить участкового к каждому невозможно. Для их контроля используются камеры видеонаблюдения и другие технологии», — цитирует депутата «Коммерсантъ».

Щитов пояснил, что если нарушителя зафиксирует камера, он получит штраф по КоАП Москвы. «Если же нарушение выявляется полицией при патрулировании, то в этом случае скорее будет применена норма КоАП РФ», — уточнил он.

Как же должны по уму штрафовать людей?

Зависит от времени, когда вы совершили правонарушение, — и в каком статусе вы это сделали. До введения режима самоизоляции получить протокол (да и то на символические 100-500 рублей) могли лишь граждане на обязательном карантине. То есть люди, приехавшие из-за рубежа либо получившие предписание от врачей или Роспотребнадзора, — и вышедшие из квартиры. Калининградская полиция отчитывалась, что до 1 апреля составила 24 протокола по соответствующей статье 19.4 КоАП «Неповиновение законному распоряжению должностного лица».

Получить протокол по статье 6.3 КоАП «Нарушение санитарных правил» до введения режима самоизоляции можно было разве что сотрудникам с медицинской книжкой, предпринимателям или должностным лицам. Например, вы руководите заводом и сбрасываете химикаты, не имея специального разрешающего документа, — и в итоге заплатите 20 тысяч штрафа. Сюда же — штрафы за дырки в линолеуме на полу морга. И сюда же — постановление о закрытии дома престарелых, если в заведении случилась вспышка чесотки.

По мнению большинства экспертов, в нынешней ситуации к обычным людям стоит применять статью 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности».

Вместо послесловия

Нормативные акты последнего времени требуют чёткого разъяснения со стороны тех, кто их разрабатывает и принимает. Поэтому ещё раз напомним, что в отсутствие нормальных разъяснений все мы (хоть власти, хоть журналисты, хоть обычные граждане) — можем говорить максимум о трактовках. Поэтому никогда не стоит быть безапелляционными в своих утверждениях.

И последнее: нет, режим ЧС, увы, не обязывает государство возмещать всем и всё, да ещё и в автоматическом режиме. Будьте умнее большинства популистов и читайте законы целиком, а не только нравящиеся отрывки. Если не сойдёте с ума от противоречий по ходу чтения, конечно.

P.S. Всё, что написано с этом материале, актуально на момент публикации. Нормативные акты, затрагивающие эпидемию коронавируса, меняются очень быстро. Будьте здоровы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *