Классификация ремонта автомобильных дорог

  • автор:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

УДК 625.76

ВАСИЛЬЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, докт. техн. наук, профессор, ded-sache@yandex.ru

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет,

125319, г. Москва, Ленинградский просп., 64

ЕФИМЕНКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, докт. техн. наук, профессор, svefimenko_80@mail.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

К ОБОСНОВАНИЮ ПРОТЯЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕКОНСТРУКЦИИ, МОДЕРНИЗАЦИИ, КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ И РЕМОНТУ, В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены вопросы совершенствования существующей классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Приведены новые элементы классификации работ по реконструкции транспортных сооружений, в частности модернизация. Дана вновь разработанная методика назначения сроков выполнения работ при реконструкции и модернизации автомобильных дорог, которая позволяет объективно обосновать ежегодно необходимую протяжённость участков эксплуатируемых автомобильных дорог, подлежащих различным видам работ по улучшению состояния и их транспортно-эксплуатационных свойств.

Ключевые слова: автомобильная дорога; классификация; содержание; ремонт; капитальный ремонт; модернизация; реконструкция; срок службы.

ALEKSANDR P. VASIL’EV, DSc, Professor, ded-sache@yandex.ru

© Васильев А.П., Ефименко В.Н., 2014

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

ROADWAY RECONSTRUCTION, MODERNIZATION, AND REPLACEMENT IN SUB-SOVEREIGN ENTITIES

Keywords: highway; classification; maintenance; roadway replacement; modernization; reconstruction; lifetime.

Существующая классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них предусматривает ряд мероприятий по сохранению и обеспечению транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств дорог в период эксплуатации. Эти мероприятия подразделяют на работы по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог1.

Каждая автомобильная дорога в процессе эксплуатационного функционирования в течение многих лет подвергается изнашивающему и разрушающему воздействию транспортных средств, а также неблагоприятному влиянию погодно-климатических условий, что определяет её физическое старение.

За время функционирования дороги происходят количественные и качественные изменения поколений автомобилей. Меняются динамические характеристики автомобильного транспорта, весовые параметры, габариты, скоростные и тормозные возможности. Это приводит к необходимости повышения требований к автомобильным дорогам, их геометрическим параметрам в плане и продольном профиле, включая форму и размеры земляного полотна, ширину, прочность, ровность и сцепные качества покрытий, к инженерному оборудованию и обустройству, к системам и методам организации и управления движением и т. д. .

Поэтому автомобильная дорога в процессе своего функционирования должна постоянно технически совершенствоваться, обеспечивая такие потребительские свойства, как скорость и безопасность движения автомобилей в любое время года, пропускная способность и уровень загрузки (возможность пропускать автомобили с определенными осевой нагрузкой, общей грузоподъёмностью и габаритами), кроме того, соответствовать экологическим и эстетическим требованиям.

1 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 16 ноября 2012 г. № 402 г. Москва. «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Опубликовано 5 июня 2013 г. в «РГ»-Федеральный выпуск № 6095. Вступает в силу 16 июня 2013 г. URL : www.rg.ru/2013/06/05/mintrans-dok.html.

С этой целью непрерывно осуществляют работы по содержанию элементов дорог, улучшают конструкции и обеспечивают соответствие геометрических параметров особенностям транспортных средств, участвующих в движении по конкретному титулу (рис. 1).

Рис. 1. Система работ по содержанию, ремонтам, совершенствованию и развитию существующей автомобильной дороги

По завершении строительства автомобильная дорога нуждается в постоянном уходе и сохранении (этап содержания). В течение её жизненного цикла потребуются ремонт и вновь работа по содержанию. После нескольких подобных итераций необходим капитальный ремонт, затем работа по содержанию, несколько ремонтов и опять капитальный ремонт.

Особое место в процессе эксплуатации занимает этап модернизации или реконструкции дорог без перевода в более высокую категорию, или класс (далее сокращение БИК-М), и цикл повторяется: содержание, несколько ремонтов и вновь содержание, снова капитальный ремонт, несколько этапов содержания и ремонтов и т. д. В конечном итоге при возрастании интенсивности движения дорога по многим показателям уже не отвечает требованиям сложившегося к тому времени и прогнозируемого движения транспортных средств. Приходит время её частичной или полной реконструкции, в процессе которой производят крупную перестройку, улучшают все параметры и характеристики.

Таким образом, дорога переходит в новое состояние, характеризуемое более высокими показателями качества и потребительских свойств, часто превышая стартовые, достигаемые при эксплуатации вновь построенного объекта (рис. 2).

Виды реконструкции П

Ч

БИК-М

Работы по содержанию и ремонтам К.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

С

0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 44 48 52 56 60

Годы

Рис. 2. Очерёдность работ по содержанию, ремонтам и реконструкции автомобильной дороги до перевода её в более высокую категорию:

П — полная реконструкция, лет; Ч — частичная реконструкция, лет; БИК-М — модернизация или реконструкция без перевода дороги в более высокую категорию; К.Р. — капитальный ремонт автомобильной дороги; Р — ремонт; С — содержание в процессе эксплуатации

Таков цикл функционирования каждой дороги. На практике наблюдаются отклонения от очерёдности этих этапов, но они не меняют общего положения. В процессе своего существования автомобильная дорога нуждается в непрерывных работах по уходу и периодическом восстановлении свойств за счёт ремонтов, улучшении технического состояния при капитальных ремонтах, совершенствовании и реконструкции.

Протяженность конкретных дорог или их участков, подлежащих ремонту или капитальному ремонту, обычно определяют, сопоставляя их фактическое состояние с нормативными критериями для назначения соответствующих видов работ. Основой планирования в этом случае служат результаты диагностики и оценки состояния индивидуального титула дороги, а также нормы межремонтных сроков службы дорожных покрытий.

Предлагаемый порядок определения осреднённой годовой протяжённости участков дорог, на которых (согласно межремонтным срокам службы дорожных одежд и покрытий) должны быть выполнены работы по ремонту или реконструкции, направлен на сохранение или повышение их технического уровня. Определение протяжённости таких участков находится в компетенции Федерального дорожного агентства (Росавтодор), органа управления отдельной автомобильной дорогой федерального значения и органов управления дорожным хозяйством каждого региона.

В состав указанных работ входят реконструкция, модернизация, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, поскольку работы по их содержанию ежегодно выполняются на всех эксплуатируемых дорогах.

Оптимизированные межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий разработаны В.К. Апестиным . Они получены из предположе-

ния полной обеспеченности финансированием работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог (табл. 1, 2).

Таблица 1

Нормы межремонтных сроков службы дорожных одежд до капитального ремонта (предложены В.К. Апестиным и А.П. Васильевым)

Дорожно-климатическая зона Рекомендуемый расчётный

Катего- Тип I—II III IV -V

рия дорожной межремон-

дороги одежды То, годы Кн Т>, годы Кн Т0, годы Кн тный срок службы Тд.о, лет

I-а, I-б, I-в Капитальный 12 0,98 14 0,95 18 0,88 20

II Капитальный 12 0.94 12 0,92 15 0,88 16

III Капитальный 12 0,92 12 0,90 15 0,85 16

Облегченный 12 086 12 0,85 12 0,84 15

Капитальный 12 0,85 12 0,84 12 0,83 15

IV Облегченный 10 0,85 10 0,84 12 0,82 13

Переходный 5 0,62 5 0,30 5 0,77 6

Облегченный 10 0,82 10 0,80 12 0,79 13

V Переходный 5 0,65 5 0,60 5 0,58 6

Низший 3 0,65 3 0,60 3 0,58 4

Примечания: 1. Межремонтные сроки проведения работ по капитальному ремонту Т0 соответствуют коэффициентам надёжности Кн, характеризующим ровность дорожных покрытии в конце межремонтного периода. 2. При планировании реконструкции автомобильной дороги в сроки менее указанных в табл. 1 межремонтный срок принимают равным периоду до реконструкции дороги без изменения коэффициентов надёжности. 3. Для автомобильных дорог с дорожными одеждами из асфальтобетонов типа А на основе полимерно-битумного вяжущего срок проведения работ по капитальному ремонту увеличивают на 8-10 % с округлением до целого количества лет. 4. Межремонтный срок проведения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения с жёсткими дорожными одеждами (с цементобе-тонным покрытием) принимают равным 25 годам. 5. Расчётные сроки службы автомобильных дорог приведены для дорожных одежд различных типов (капитальных, облегчённых и низших). В оптимизированных межремонтных сроках службы именно для этих одежд дан очень важный показатель — коэффициент надёжности дорожных одежд.

За расчётный срок службы дорожного покрытия принимают период времени, в пределах которого износ поверхности покрытия увеличивается (следовательно, уменьшается коэффициент сцепления) до величины, предельно допускаемой по условиям безопасности движения. Расчётный срок службы дорожной одежды соответствует временному периоду, в пределах которого её запас прочности уменьшается до уровня, при котором достигаются расчётная надёжность дорожной одежды и соответствующее ей предельное состояние покрытия по ровности .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что, с одной стороны, в перспективе ожидается рост доли легковых автомобилей в транспортных потоках до 60-75 %, а с другой стороны, предполагается повышение объёмов применения более прочных и мало-истираемых материалов для устройства верхних слоёв дорожных покрытий,

дорожных одежд из асфальтобетона типа А, ЩМА, асфальтобетона с полимерными добавками при строительстве слоёв износа и защитных слоёв из новых композитных материалов, можно ожидать увеличения сроков проведения работ по ремонту автомобильных дорог. Поэтому в табл. 1 и 2 даны ожидаемые увеличения расчётных сроков службы дорожных одежд и покрытий (примерно на 25 %).

Таблица 2

Межремонтные сроки службы дорожных покрытий до ремонта и между ремонтами с учётом критерия износа (по В.К. Апестину, А.П. Васильеву)

Типы дорожных одежд

Капитальные и облегченные нежёсткие дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием

Дорожно-климатическая зона Фактическая интенсивность транспортного потока по крайней правой полосе движения, авт/сут Межремонтный срок Тп, лет Рекомендуемый расчётный межремонтный срок службы Тп, лет

1-11 >4501 3 4

III >4001

1У-У >3001

1-11 2501-4500 4 5

III 2001-4000

1У-У 1501-3000

I—II <2500 6 8

III <2000

!У-У 201-1500

!-У <200 8 10

Жесткие дорожные одежды (с цементобетонным покрытием)

Для дорог федерального значения 12 15

Переходные и низшие типы дорожной одежды

Для автомобильных дорог !У-У категории 3 3

Примечание. Для верхних слоёв дорожного покрытия из асфальтобетона типа А, щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), асфальтобетона с полимерными добавками при устройстве слоёв износа срок проведения работ по ремонту автомобильных дорог увеличивают на 40-45 % с округлением до целого количества лет, рекомендуемый межремонтный срок для расчёта принимают равный 12 г.

Межремонтные сроки службы дорожных покрытий приняты за критерий назначения ремонта не только покрытия, но и всей автомобильной дороги по всем её элементам. Межремонтный срок службы дорожной одежды принимается за критерий назначения капитального ремонта дорожной одежды и всей автомобильной дороги также по всем её элементам. В классификациях работ по ремонту и содержанию дорог указано, что при выполнении высокого вида ремонта должны быть проведены все работы, предусмотренные более низким уровнем ремонтных работ, в том случае, если они не выполнены (по разным причинам) до запланированного вида ремонта .

При планировании годовой протяжённости дорог (или их участков) и объёмов работ по ремонтам и развитию технического уровня сети автомобильных дорог административных образований или регионов России их величину определяют путём суммирования данных по каждому из указанных видов работ.

В случае отсутствия результатов диагностики и оценки состояния автомобильных дорог можно воспользоваться методикой определения осреднён-ных годовых объёмов и протяжённости дорог или их участков, подлежащих различным видам улучшающих воздействий, используя нормативные межремонтные сроки службы для покрытий и дорожных одежд, а также их фактическое состояние.

Классификация видов реконструкции дорог в настоящее время не стандартизована, так же как и перечень работ по каждому элементу дороги и промежуток времени между строительством нового транспортного сооружения и его реконструкциями в процессе эксплуатации. Назрела необходимость разработки такой классификации, поскольку протяженность автомобильных дорог в России, требующих модернизации и реконструкции, близка к протяжённости вновь строящихся дорог. В то же время анализ отечественного и мирового опыта реконструкции дорог показывает, что любая реконструкция существующей дороги значительно отличается от строительства новой дороги или от работ по содержанию и ремонтам эксплуатируемой дороги по технологии, организации работ, применяемым дорожным машинам, оборудованию и др.

В связи с отсутствием в настоящее время официально утверждённой классификации работ по реконструкции, можно исходить из следующих положений, сформулированных нами с учётом отечественного и зарубежного опыта .

Модернизация дороги — это комплекс мер по развитию и совершенствованию геометрических параметров дороги, уширению и усилению земляного полотна, дорожной одежды, искусственных и других сооружений в пределах норм, соответствующих фактической категории дороги с учётом роста интенсивности движения и транспортных нагрузок без перевода дороги в более высокую категорию.

Анализ опыта эксплуатации дорог показывает, что модернизация, как правило, требуется через 5-10 лет после расчётного года, принятого при обосновании категории дороги на стадии проектирования, строительства новой или реконструкции существующей дороги. Высшей стадией развития

эксплуатируемой дороги является реконструкция, которая означает перевод её категории на одну или две ступени выше существующей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реконструкцию осуществляют при уровне загрузки дороги движением, приближающимся к предельно допустимому при существующих геометрических параметрах, прочности, ровности и других транспортно-эксплуатационных характеристиках, и необходимости её коренной перестройки.

Промежуток времени между строительством и реконструкцией дороги в среднем в 1,5-2 раза больше, чем до модернизаций и между ними (табл. 3).

Таблица 3

Срок службы автомобильных дорог до и после реконструктивных работ

Категория дороги Срок службы, лет

до модернизации и между ними Тм до частичной и полной реконструкции и между ними Трек

1-а, 1-б, 1-в, II 25-30 50-60

III 20-30 45-50

IV 15-30 40-50

V 15-20 35-40

Протяженность конкретных дорог или их участков, подлежащих модернизации, частичной или полной реконструкции, а также сроки их выполнения принимают, сопоставляя фактическое состояние дороги и дорожных сооружений со стандартизованными критериями для назначения соответствующих видов дорожных работ. В этом случае основой планирования являются результаты диагностики и оценки состояния каждого титула дороги. Эти же принципы приняты и при определении ремонтных и реконструктивных работ по отдельному титулу или по всей сети автомобильных дорог.

Опыт показывает, что загрузка существующих дорог возрастает во времени неравномерно по их протяжённости. Наиболее быстро интенсивность движения повышается на подходах к населённым пунктам, крупным транспортным узлам, аэропортам, речным и морским портам и т. п.

Поэтому потребность в модернизации или реконструкции возникает не одновременно на всей протяжённости существующих дорог. Некоторые участки дорог не потребуют модернизации, а тем более реконструкции в течение обозримого будущего.

Для учёта этого положения предлагается ввести коэффициент р, учитывающий долю протяжённости существующих дорог, на которых в ближайший обозримый период требуется или может потребоваться модернизация или реконструкция (табл. 4).

Таблица 4

Величина коэффициента, учитывающего долю протяжённости дорог, на которых необходимы модернизация или реконструкция

Категория дороги 1-а, 1-б, 1-в, II III IV V

Значение коэффициента р 0,85 0,60 0,40 0,30

Исходя из изложенных предпосылок предлагается следующий порядок и расчётные формулы для определения годовой протяжённости дорог, подлежащих реконструкции, модернизации, капитальному ремонту и ремонту.

Ежегодная протяженность автомобильных дорог 7-й категории Ь, км, подлежащих реконструкции, составляет

ь(1)

рек

где Трек — расчётный срок службы дорожной одежды до реконструкции, лет (см. табл. 3); р7 — доля дорог 7-й категории, нуждающихся в реконструкции в ближайший период.

Ежегодную протяженность автомобильных дорог, подлежащих модернизации или реконструкции без изменения категории дороги (БИК-М), определяют по формуле

Ь • М — Ь

т- _ 7 7 рек7 /ОЧ

ЬМ7 ~ Т , (2)

м7

где Тм — период между строительством или реконструкцией дорог 7-й категории, подлежащих модернизации, лет (см. табл. 3).

Ежегодную протяженность дорог, подлежащих капитальному ремонту, определяют из выражения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ьк.Р7 = Ь-(Ьрек + Ьм7), (3)

д.о!

где Ь7 — полная протяженность дорог 7-й категории, км (принимается по фактической протяжённости в текущем году); Тд.о7 — расчётный межремонтный срок службы дорожной одежды на перспективу, лет (принимают по табл. 1).

Ежегодную протяженность дорог 7-й категории, подлежащих ремонту, рассчитывают по формуле

Ь7 (Ьрею + ЬМ7 + ЬК.Р1 )

Т 7 у рек7 М7 К.Р7 у …

Ьрем7 = ^ , (4)

где Тп — расчётный срок службы дорожного покрытия на перспективу, лет (принимается по табл. 2 с учётом интенсивности движения).

Для облегчения вычислений все расчётные параметры заносят в единую таблицу (табл. 5).

Таблица 5

Расчётные параметры для определения протяжённости автомобильных дорог, ежегодно подлежащих ремонтам и реконструкции различных видов

Категория дороги Тип дорожной одежды Межремонтные сроки службы, лет Расчётные сроки между реконструктивными работами, лет Доля протяжённости дорог, подлежащих реконструкции рi

дорожных одежд дорожных покрытий до модернизации или реконструкции без изменения категории (БИК-М) до частичной или полной реконструкции

I-а, I-б, I-в, II(4) Капитальный 20 4 25-30 50-60 0,85

Капитальный (цементобе-тонный) 25 15 50 50-60 0,85

II(2) Капитальный 16 6 25-30 50-60 0,85

III Капитальный 16 6 25-30 45-50 0,60

Облегченный 15 8 20-30 45-50 0,60

IV Капитальный 15 8 20-30 45-50 0,40

Облегченный 13 7 20-30 40-50 0,40

Переходной 6 5 15-20 40-50 0,40

V Облегченный 13 6 15-20 35-40 0,30

Переходной 6 3 15-20 35-40 0,30

Анализ результатов расчётов даёт основание сделать вывод о необходимости существенно повысить годовую протяженность автомобильных дорог или их участков, подвергающихся ремонту и реконструкции. Это увеличение должно быть в 1,5-2 раза выше, чем в предшествующие годы, а с учётом накопившегося за многие годы недоремонта — выше примерно в 3 раза по сравнению с темпами роста транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств существующих автомобильных дорог.

При этом следует обратить особое внимание на необходимость ремонта и реконструкции дорог II и III категорий, поскольку их протяженность в общем составе сети автомобильных дорог во много раз превышает протяженность дорог других категорий.

В заключение необходимо отметить, что рассмотренная в статье методика расчётов основана на ранее установленных межремонтных сроках службы дорожных одежд и покрытий. Она позволяет объективно обосновать ежегодно необходимую протяжённость участков эксплуатируемых автомобильных дорог, подлежащих различным видам работ по улучшению состояния и их транспорт-

но-эксплуатационных свойств, а следовательно, и финансовые затраты на ремонт, капитальный ремонт, модернизацию или полную реконструкцию. Следует учитывать, что предлагаемая схема расчётов может быть эффективной при планировании работ на территориях административных образований и регионов России при условии их полного финансового обеспечения.

Библиографический список

1. Апестин, В.К. Методы оптимизации межремонтных сроков службы дорожных одежд и покрытий / В.К. Апестин. — М. : МАДИ-ГТУ, 2010. — 96 с.

2. Васильев, А.П. Планирование ремонтов / А.П. Васильев // Автомобильные дороги. -2014. — № 6. — С. 45-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работы по содержанию земляного полотнанаправлены на:

— сохранение его геометрической формы (засыпают промоины, исправляют бровки обочины, убирают оплывший грунт с откосов выемок и насыпей, подсыпают и укрепляют обрушившиеся откосы)

— обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов

— постоянное поддержание в рабочем состоянии водоотводных и водопропускных устройств.

— очистка и восстановлению дефектов водоотводных устройств, обочин и откосов (вырубка кустарника; удаление трав – гербециды, скос; очистка от мусора)

Содержание дорожных одежд. -Содержание дорог с усовершенствованными покрытиями.

— очистка покрытия от пыли и грязи

— поливка дорожных покрытий

— ликвидация скользкости от избытка битума

-остановка развития трещин

-Содержание дорог с переходными и низшими типами покрытий.

-профилирование после дождей по мере необходимости

-обеспыливание

Содержание автомобильных дорог в осенний период.

Работы по содержанию земляного полотнанаправлены на:

— сохранение его геометрической формы (засыпают промоины, исправляют бровки обочины, убирают оплывший грунт с откосов выемок и насыпей, подсыпают и укрепляют обрушившиеся откосы)

— обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов

— постоянное поддержание в рабочем состоянии водоотводных и водопропускных устройств.

— предупреждение переувлажнение земляного полотна атмосферными осадками, обеспечение минимальной влажности слагающих его грунтов (закрытие отверстий труб, планировка обочин, откосов и канав)

Содержание дорожных одежд. -Содержание дорог с усовершенствованными покрытиями.

-Очистка покрытия от пыли и грязи

-Содержание дорог с переходными и низшими типами покрытий.

-профилирование

-обеспыливание

Оценка технического состояния мостов и труб.

При содержании искусствен­ных сооружений регулярно проводят текущие осмотры (мостовые (масте­ра), дерев.- 1 раз в квартал; Ме, ж/б – 1 раз в полугодие; тоннели – 1 раз в месяц), очередные текущие осмотры (после паводков и ледохода, сильных ливней), периодические осмотры (начальник или главный инженер дорожного подразделения, мосто­вой мастер после паводка, землетрясений более 5 баллов, ремонта) и специаль­ные осмотры (мостоиспытательные организации испытывают сооружения нагрузкой, дерев. мосты периодически 1 раз в 5 лет, остал. мосты и трубы 1 раз в 10 лет, в результате — планы работ по содержанию и ремонту).

Содержание и ремонт водопропускных труб.

Основными задачами содержания водопропускных труб:

1. предупреждение образования дефектов в насыпи и проезжей части над ними и непосредственно в самих трубах

2. устранение мелких повреждений.

3. отслеживание состояния конструкций и материала (Ме, ж/б), состоянием стыков и соединений защитных покрытий и гидроизоляции, состояния насыпи и укреплений откосов, оголовков труб, русла на входе и выходе труб.

4. очистка летом труб летом от мусора и ила, а зимой от снега и льда.

5. зимой все трубы следует закрывать на входе и выходе от снега (отверстия в щитах – оттепели).

6.ремонт труб рекомендуется проводить в летний период.

Содержание дорог в осенний период имеет определенные особенности, связанные с уменьшением температуры и увеличением выпадения осадков, что влечет за собой значительное увлажнение земляного полотна и дорожного покрытия. Необходима тщательная очистка переездов, въездов на дороги с твердым покрытием с грунтовых дорог. Должны быть очищены и выровнены обочины, спрофилированы дороги с низшими покрытиями. С началом заморозков планировочные работы, удаление грязи становятся чрезвычайно трудоемкими.

Осенью подготавливаются щиты для закрытия отверстий труб и малых мостов с тем, чтобы при наступлении заморозков щиты установить на месте. В противном случае отверстия водопропускных сооружений могут быть забиты снегом и весной понадобится длительное время, чтобы снег растаял и водопропускные сооружения начали пропускать талые воды.

Тщательно очищаются от листьев, посторонних предметов кюветы, водоотводные канавы. Вся система канав и планировок, предназначенная для защиты дороги от весенних паводковых вод, должна быть приведена в рабочее состояние осенью до наступления морозов. На обочинах дороги, в местах, где возможны обледенения, особенно на спусках к мостам, складируются песок, шлак, соль, различные смеси. Устанавливаются колья для снегозащитных щитов, развозятся и в нужных местах складываются щиты. Там, где возможно образование пучин, дорожную одежду необходимо утеплять слоем котельного шлака толщиной 16-27 см. Шлак утепляет одежду и предотвращает глубокое промерзание грунтового основания, а весной при оттаивании ледяных кристаллов и линз в пучинистом грунте способствует распределению нагрузки от автомобилей на большую площадь, что облегчает условия работы переувлажненного грунтового основания дорожной одежды.

Полезное в сети: интересует, где узнать про мультилифт на базе автомобильного шасси, с установкой, недорого и быстро? Советуем обратиться к веб-ресурсу bigcarmarket.ru, автопорталу «BigCarMarket».

Содержание автодорог в зимний период

Основная цель зимнего содержания автодорог и дорожного покрытия — борьба со снегом и обледенением покрытия дорог. При снегопаде рыхлый снег уплотняется колесами автомобилей, образуется снеговая корка, которая резко уменьшает сцепление колеса с дорогой. Снеговая корка уплотняется, под действием колес становится неровной и очень затрудняет движение, делая его в ряде случаев небезопасным. Даже рыхлый снег затрудняет движение автомобилей. С усовершенствованных покрытий снег должен удаляться полностью, на переходных и низших разрешается оставлять тонкий слой уплотненного снега.

Мероприятия зимнего содержания автодорог, направленные на борьбу со снегом, можно подразделить на пассивные и активные. К пассивным относятся: посадка снегозащитных зеленых насаждений, установка снегозадерживающих решетчатых щитов, устройство снеговых валов, столбов, траншей и других препятствий. К активным мероприятиям относятся различные способы уборки снега, уже попавшего на проезжую часть дороги.

Выбор снегозащитных мероприятий производится на основе теоретических положений, разработанных учеными, в соответствии с местными особенностями рельефа, направлением и силой ветра, количеством и интенсивностью выпадения осадков. В процессе эксплуатации снегозащитные мероприятия уточняются наблюдением за их эффективностью работниками эксплуатационной дорожной службы.

Непосредственное выпадение снега на проезжую часть не вызывает особых затруднений для движения, так как количество его за один снегопад невелико. В европейской части СССР обычно толщина такого рыхлого снегового слоя не превышает 1-5 см, в отдельных случаях — 5-15 см и только в исключительных случаях — более 20 см.

В то же время при метелях толщина снегового слоя может достигать очень значительной толщины за счет снега, переносимого ветром. Перенос снега начинается при скорости ветра более 3- 5 м/с в зависимости от температуры и влажности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *