Классическая теория управления запасами

  • автор:

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

Смотреть что такое «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ» в других словарях:

  • Теория управления запасами — научная дисциплина (раздел исследования операций), посвященная выработке математических средств и методов оптимизации размеров различного рода запасов в производстве, снабжении и других областях. См. Управление запасами … Экономико-математический словарь

  • теория управления запасами — Научная дисциплина (раздел исследования операций), посвященная выработке математических средств и методов оптимизации размеров различного рода запасов в производстве, снабжении и других областях. См. Управление запасами. Таможенная декларация (Customs declaration) Таможенная очист … Экономико-математический словарь

  • Операций исследование — научный метод выработки количественно обоснованных рекомендаций по принятию решений. Важность количественного фактора в О. и. и целенаправленность вырабатываемых рекомендаций позволяют определить О. и. как теорию принятия оптимальных… … Большая советская энциклопедия

Управление запасами

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • что такое запас, с какой целью он формируется, из каких частей состоит, каковы положительные и отрицательные последствия его формирования;
  • • методы управления товарными и материальными запасами;
  • • функции и особенности складского хозяйства;

уметь

  • • применять методы АВС- и XYZ-анализа для классификации запасов материалов;
  • • использовать базовые статистические модели для прогнозирования спроса на материалы и товары;
  • • рассчитывать и использовать ключевые индикаторы эффективности процессов управления запасами для определения областей, требующих улучшений и стратегии развития планирования;

владеть

  • • статистическими методами прогнозирования спроса;
  • • методами АВС- и XYZ-анализа.

Теория управления запасами

Теория управления запасами разрабатывает методы вычисления величины запасов, обеспечивающих оптимальным путем удовлетворение будущего (не всегда определенного) спроса. При этом под запасом подразумевают товарно-материальные ценности, находящиеся на различных стадиях производственного или торгового процесса, ожидающие потребления. Образование запасов товарно-материальных ценностей на предприятии связано прежде всего с обеспечением нужд производственного или торгового процессов. Запасы позволяют предприятию накапливать ресурсы и тем самым повышать надежность экономического процесса. Исследователи классифицируют запасы по следующим видам (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Классификация запасов материалов предприятий по различным критериям

Производственные запасы – это запасы, создаваемые на различных стадиях производственного процесса с целью обеспечения его непрерывности. Примеры: запасы сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих; внутрипроизводственные заделы – цеховые, оборотные, резервные и другие запасы готовой продукции.

Складские запасы – запасы товарно-материальных ценностей, расположенные на складах, что, как правило, подразумевает их более длительный срок хранения, в отличие от производственных запасов.

Транспортные запасы – запасы, находящиеся в процессе грузо- переработки или в пути.

Текущие запасы – это запасы, предназначенные для обеспечения непрерывности производственного или торгового процесса. Возникновение текущего запаса обусловливается различием в партиях поставки и потребления (в том числе благодаря наличию оптовых скидок при увеличении закупаемой партии).

Страховые запасы – это запасы, предназначенные для покрытия рисков, возникающих вследствие случайных колебаний спроса, задержек при поставках товаров, в случаях отбраковки товаров и других непредвиденных обстоятельств. При этом чем больше страховой запас, тем меньше риск возникновения дефицита товара, а значит, и выше надежность торгового или производственного процессов.

Сезонные запасы – это запасы, которые предназначены для сглаживания сезонных колебаний спроса и предложения. Сезонности подвержен, например, спрос на прохладительные напитки, строительные материалы, кондиционеры, производство сельскохозяйственной продукции и ряд других товаров.

Запасы продвижения – это запасы, которые образуются в сети сбыта во время проведения рекламной кампании с тем, чтобы удовлетворить дополнительный спрос, который, согласно прогнозам, должен возникнуть в результате мер по продвижению товаров.

Запасы подготовительные – это запасы, которые образуются в процессе подготовки продукции к запуску в производство или к отпуску со склада потребителям.

Запасы в пути – это запасы, которые находятся в процессе транспортировки.

Спекулятивные запасы – это запасы, создаваемые с целью уменьшения убытков или получения дополнительной прибыли за счет изменения цен на продукцию в обозримом будущем, что позволяет предприятию обеспечить защиту от повышения закупочных цен.

Неликвидные (устаревшие) запасы – это запасы товаров, которые устарели физически или морально. В последнем случае можно сказать, что они находятся на последней стадии жизненного цикла.

К основным проблемам в области управления запасами па отечественных предприятиях следует отнести:

  • • низкую точность (стихийность) сложившейся методики управления запасами;
  • • нехватку статистической базы для расчета обоснованного уровня запасов;
  • • низкую надежность транспортных компаний, медленную, по сравнению с Европой и США среднюю скорость продвижения товаров по стране;
  • • низкую точность прогнозирования потребностей в товаре (для производства или продажи);
  • • слабую интеграцию различных звеньев цепи поставки (между предприятием и поставщиками материалов, предприятием и клиентами);
  • • отсутствие четкой долгосрочной стратегии развития процессов операционного планирования и управления запасами;
  • • слабое взаимодействие отделов, вовлеченных в процесс управления запасами.

Таким образом, для улучшения ситуации каждому предприятию необходимо рассматривать запасы не в качестве способа решить имеющиеся проблемы, указанные выше, а как на объект управления. Такой подход требует в первую очередь определения роли запаса для предприятия, т.е. несет ли он пользу или вред.

Помимо положительного влияния запасов на экономическую деятельность предприятия, они оказывают и явное отрицательное воздействие, что проявляется:

  • • в снижении скорости реакции предприятия па нужды потребителя, так как для внесения изменений в товар требуется распродать остатки старого;
  • • увеличение текущих затрат на поддержание и управление запасами, среди которых: капитальные издержки, связанные со снижением оборачиваемости инвестированного капитала; затраты на хранение запаса; стоимость рисков, связанных с утратой стоимости запаса (потеря, поломка, моральное устаревание, кража и т.п.); издержки поддержания и развития инфраструктуры, необходимой для управления запасами.

Отрицательные свойства поддержания запасов в конечном счете отражаются на увеличении стоимости реализуемой продукции и снижении конкурентоспособности организации на рынке.

Можно говорить о трех господствующих в настоящий момент точках зрения па запас: оптимизационной, минимизационной и максимизационной. Первая предполагает в целом позитивный взгляд на роль запаса в компании. Руководители, придерживающиеся оптимизационного взгляда на запас, стремятся с помощью математических моделей и алгоритмов добиться оптимального уровня запаса, который, с одной стороны, обеспечивал бы надежность экономических процессов и страховал от непредвиденных рисков, а с другой – не приводил бы к их чрезмерному завышению. Минимизационный взгляд на запасы рассматривает их как ширму, скрывающую проблемы предприятия (неточность моделей прогнозирования спроса, отсутствие интеграции с поставщиками и потребителями, большой процент брака продукции и т.п.). Использование максимизационного взгляда на роль запасов позволяет значительно повысить надежность производственного и торгового процесса, повысить независимость предприятия от спекуляции поставщиков и потребителей.

Определение стратегии управления запасами и целесообразности использования каждой из трех точек зрения на запас зависят от внешних и внутренних факторов и имеют примеры успешного использования на современных отечественных и зарубежных предприятиях.

Однако вне зависимости от господствующей на предприятии точки зрения на запас, его размер будет зависеть от особенностей партий поставок или производства и факторов, оказывающих влияние на риск возникновения дефицита товаров или материалов, среди которых можно выделить следующие основные риски:

  • • отклонение фактического спроса на товар от прогнозного;
  • • задержки в процессе транспортировки;
  • • поломки производственного оборудования;
  • • законодательные изменения (например, требования к таможенному оформлению);
  • • форс-мажорные ситуации и другие риски.

Для большинства предприятий основным фактором возникновения риска дефицита товара является неточность прогнозирования.

  • Дыбская В. В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. М.: ВИНИТИ РАН, 2002.

Теория управления запасами относится к числу наиболее молодых отраслей исследования операций, хотя отдельные результаты ее получены достаточно давно. Впервые подобная задача применительно к определению резервных денежных фондов была математически сформулирована Эджвортом Ф. в 1888 г. В начале XX века появился целый ряд статей по определению наиболее экономичного объема поставки марки материального ресурса на предприятие.

Основы современной теории управления запасами – постановка задачи, анализ влияющих на решение факторов, способ учета неопределенности в спросе – были сформулированы в работах Эрроу К., Гарриса В., Маршака С. и Дворецкого А. Разработка этих идей в дальнейшем была подхвачена в ряде статей, обсуждающих как отдельные аспекты самой теории, так и вопрос в целом.

В качестве примеров рассматриваемых задач в зарубежной литературе по управлению запасами можно привести следующие: определение «точки заказа», «оптимальной партии заказа» (с фиксированным заказом, с фиксированной периодичностью заказа), «системы с двумя фиксированными уровнями запасов» и т.д. В созданной теории рассматриваются, например, такие задачи как:

· управление запасами однородного продукта на изолированном складе при фиксированной задержке поставок;

· управление запасами при случайной задержке поставок;

· управление многономенклатурными запасами и т.д.

При решении этих задач рекомендовано оценивать экономичность (и, если удается, оптимизацию) управления запасами. Оцениваются стоимости: хранения, поставок, штрафных санкций и т.п., осуществляется статистический анализ спроса и т.д. В разработанной теории постановка практических задач управления запасами, как правило, приводит к многономенклатурным ситуациям, к необходимости совместного рассмотрения группы складов, случайным задержкам поставок по времени. Все эти факторы существенно усложняют расчет оптимальных стратегий. Ситуация, рассматриваемая при расчете, однако, сильно упрощается при выполнении каждого из следующих условий:

· поставка товаров производится от независимых поставщиков;

· штрафы за недостачу либо суммируются по всем номенклатурным позициям, либо отсутствуют совсем;

· на выбор параметров стратегий управления запасами не наложено общих для группы номенклатурных позиций ограничений или такие ограничения несущественны;

· критерием качества организации снабжения для каждого склада служит сумма затрат на данном складе;

· отношение среднеквадратического отклонения задержки поставок к ее среднему значению мало.

Согласно теории управления запасами, создание запасов почти всегда неизбежно и хранение их связано с ограничениями, налагаемыми политикой фирмы, направленной на получение прибыли. Запасы создаются для удовлетворения спроса. Из всех возможных путей решения этой проблемы наиболее приемлемым является создание запасов. Аналогично политика управления запасами также должна быть наилучшей альтернативой из всех возможных линий поведения. Наличие альтернативных линий поведения означает, что администрация предприятия обязана принимать решения. Следовательно, задачи управления запасами являются задачами принятия решений. Находится набор правил принятия решении, удовлетворяющих функции цели (такой, как, например, минимизация издержек), подверженной определенным ограничениям налагаемым политикой фирмы, наличием помещений, капитала, рабочей силы и т. д. В качестве критериев оптимизации обычно выбираются также следующие: минимальная величина совокупных издержек, минимальная величина запаса, максимальная вероятность бездефицитной работы, максимальная рентабельность, максимальная оборачиваемость оборотных средств.

Почти для всех методов решения этих задач требуется построение модели процесса (математической, статистической, имитационной). Обычно такие модели основаны на системе соотношений, связывающих интересующие нас переменные величины. Эти соотношения позволяют обнаружить и выразить противоречия в пределах операции и организации, а также дают возможность заменять один показатель другим.

Использование моделей для анализа и решения научных проблем – вопрос не новый. Моделирование является общим методом во многих науках. Модель Уилсона не является единственной или наилучшей моделью из числа имеющихся в настоящее время, в то же время она помогает понять поведение запасов и во многих практических случаях позволяет эффективно регулировать и контролировать уровни запасов.

Модель может принимать любую форму. Имитационные модели часто являются почти точным аналогом процесса управления запасами. Модели массового обслуживания являются статистическими и предполагают определенные допущения относительно распределения спроса и распределения моментов пополнения запасов и относительно их взаимодействия. В некоторых моделях соотношения между показателями кажутся слишком упрощенными, и тем не менее, эти модели дают полезные и важные результаты. Для того чтобы модель оказалась полезной, она должна удовлетворять требованиям: обеспечивать возможность применения математического аппарата (непосредственно, путем соответствующих упрощающих аппроксимаций или с помощью моделирования на вычислительной машине) и должна приводить к решениям или разумным выводам. Кроме того, модели, которые необходимо существенно изменять при небольших колебаниях характера процесса, имеют до некоторой степени ограниченную ценность. Еще более важно, чтобы в модели рассматривался и численно оценивался процесс принятия решений, приемлемый в реальных условиях. Модель, в которой обычные решения могут приниматься лишь после математических вычислений, совершенно не подходит для большинства торговых и промышленных предприятий. С другой стороны, неприемлема и модель, упрощенная до такой степени, что она становится слабо связанной с реальной действительностью. Таким образом, полезные и эффективные модели заключены между этими двумя предельными случаями. Наличие быстродействующих вычислительных машин позволяет применять все более сложные модели, а прогресс в понимании поведения запасов сможет расширить круг полезных моделей в сторону нижнего предела.

Классификация запасов по времени представлена на рис. 2.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различный системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный (или страховой) запас предназначен для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств.

Объем заказа Максимальный желательный запас

Пороговый уровень

Текущий запас

Гарантийный запас

Время

Рис. 2. Виды запасов по времени учета

При анализе управления запасами должны рассматриваться некоторые стоимостные показатели. Иногда в качестве такого показателя используют коэффициент оборачиваемости. В то же время, анализ издержек, уровень которых зависит от принимаемых решений по управлению запасами, показывает, что коэффициент оборачиваемости не является достаточной и полной оценкой эффективности товарно — материальных запасов. Имеется несколько касающихся материальных запасов видов издержек, которые не учитывает коэффициент оборачиваемости. Они включают издержки, связанные с заказом товаров, издержки по поддержанию и хранению требуемого уровня запасов, издержки дефицита.

Издержки заказа связаны с размещением заказов и прямо зависят от частоты, с которой они размещаются. Эти издержки включают расходы на ведение учетной документации, на подготовительно – заключительные операции, транспортные расходы по перемещению товаров между предприятиями и складами. Наиболее удобным, хотя и не наиболее точным методом определения расходов по подготовке, оформлению и подаче каждого заказа, является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работников отдела, материальные и накладные расходы) на число подаваемых за год заказов. В литературе предлагается и другой способ определения издержек заказа, а именно — точный хронометраж и выборочное обследование в целях определения средних затрат времени на подготовку и подачу заказов.

Во-вторых, существуют издержки хранения, которые включают стоимость капитала, омертвленного в запасах, затраты на содержание товара на складе и другие издержки, связанные с физическим присутствием товаров. Вкладывая деньги в запасы, фирма, таким образом, отказывается от использования этих средств для других целей (например, для приобретения нового оборудования, разработки новых продуктов, размещения средств в краткосрочных ценных бумагах и т.д.). Следовательно, стоимость капитала, должна учитываться при инвестировании в запасы. Расчетная стоимость может быть вычислена, исходя из стоимости получения банковской ссуды, чтобы инвестировать в запасы, процента по краткосрочным ценным бумагам, на который предприятие может рассчитывать при отказе от инвестирования в запасы, либо уровня прибыльности проекта капиталовложений, который нельзя осуществить при инвестировании в запасы, либо нормы рентабельности инвестиций в запасы. После определения стоимости капитала, необходимо добавить некоторые другие расходы, зависящие от размера запасов. Они обычно включают расходы по налогу на имущество и страхованию запасов, расходы из-за недостач или из-за ограничения срока хранения, операционные расходы, связанные с хранением запасов (например, за аренду занимаемых помещений, за пользование отоплением, светом и т.д.).

Таблица 1

6 . 1 . Классификация материальных запасов

Запас — форма существования материального потока. Если бы вся логистическая цепь, по которой движется материальный поток, работала как один конвейер, время ожидания можно было бы свести к нулю и отказаться от запасов. Однако в реальной жизни такого ожидать не следует.
Материальный поток на пути движения от истока до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке, поэтому различают запасы сырья, материалов, готовых изделий и т.д. По назначению запасы делят на производственные и товарные, которые в свою очередь по выполняемой функции делятся на три группы:
1) текущие;
2) страховые;
3) сезонные.
Рассмотрим более подробно каждый из этих видов запасов.

Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию, предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Товарные запасы в свою очередь подразделяются на товарные средства производства и товарные предметы потребления.

Текущие запасы — главная часть всех запасов, обеспечивающая непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств. Страховой запас служит своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить.При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Сезонные запасы появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:
• переходящие;
• подготовительные;
• неликвидные;
• запасы в пути и др.

К переходящим запасам относятся остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.

Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.

Неликвидные запасы — это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.

Запасы в пути — запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

Специалисты выделяют различные количественные уровни запасов во времени (рис. 6.1):
^ максимально желательный запас — это уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе;
^ пороговый уровень запаса, используемый для определения момента времени заказа следующих партий;
^текущий запас, который может в любой момент времени совладать с максимальным запасом, торговым уровнем и гарантийным (страховым) запасом.

6 . 2 . Управление запасами

Управление запасами в логистике — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения. Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов, можно разбить на несколько групп:
• отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;
• расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);
• оплата труда специального персонала;
• дополнительные налоги;
• постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:
• от простоя производства;
• упущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса;
• закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;
• потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель руководствуется конъюнктурой рынка, на котором действуют побудительные мотивы:
• возможность колебания спроса;
• сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;
• скидки за покупку крупной партии товаров;
• спекуляции на росте цен;
• снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;
• снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
• возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
• возможность немедленного обслуживания покупателей;
• сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
• упрощение процесса управления производством.

По перечисленным причинам, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.
Вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Если срок оформления или доставки заказа для торговой точки сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.
В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. При больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количество переходных запасов.
Для определения (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в системе материально-технического обеспечения используется формула:

J = SТ

где J — общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;
S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;
Т— среднее время транспортировки.

6 . 3 . Оптимальный размер запасов

Страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда возникает необходимость создания страховых товарно-материальных запасов.
Можно выделить несколько причин, по которым предприниматели заказывают больший объем товаров, чем требуется на данный момент:
• задержка получения заказанных товаров;
• возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе;
• предоставление скидок, получаемых заказчиком при покупке им крупной партии товаров;
• одинаковая величина транспортных, накладных и других расходов независимо от объема партии. (Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо от того, загружен полностью контейнер или нет.)

Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат, поэтому возникает необходимость в сокращении этих затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, и финансовыми затратами — с другой. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров или определением экономического (оптимального) размера заказа — EOQ (Есоnomic Оrder Quаnтiтy), который вычисляется по формуле:

где А — затраты на производство;
D — средний уровень спроса;
v — удельные затраты на производство;
r — затраты на хранение

Предлагаемые услуги в той или иной степени представляют собой функцию ее резервных запасов и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии со стратегией обслуживания заказчиков. И здесь возникает необходимость компромисса — между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов. Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов:
1) возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
2) колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
3) осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы достаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сценариев.

6.4. Контроль состояния запасов

Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Контроль за состоянием запасов и формирование заказа могут осуществляться периодически по системе:
• оперативного управления — через определенный промежуток времени принимается оперативное решение: «заказывать» или «не заказывать», если заказывать, то какое количество единиц товара;
• равномерной поставки — через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара;
• пополнения запаса до максимального уровня — через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой, т.е. число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки.

Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа.
Наиболее часто встречаются два вида контроля состояния запасов.
1. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас на момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать». Период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется. (Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и дозаказывает их до заранее определенной максимальной нормы.)
Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер закупаемой партии определяется по формуле:

Р = Змакс — (Зф — Звз )

где Змакс — предусмотренный нормой максимальный запас;
Зф — фактический запас на момент проверки;
Звз — запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.

Применять эту систему можно тогда, когда есть возможность заказывать:
^ один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика;
^ товары, на которые уровень спроса относительно постоянен;
^ малоценные товары и др.
2. Система с фиксированным размером заказов при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса). В момент достижения запасов порогового значения заказывается партия постоянного объема. Как только запас какого-либо товара достигает заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа).
В этой системе контроля состояния запасов размер заказа на пополнение запаса — величина постоянная. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные. При наличии широкой номенклатуры материалов (или ассортимента — для торгового предприятия) необходимым условием непрерывного учета фактического уровня запаса, т.е. условием применения данной системы, служит использование технологии автоматической идентификации штриховых кодов.
К системам со смешенным контролем состояния запасов также относится система с двумя уровнями.
3. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса) — фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас меньше минимального, то принимается решение «не заказывать».
4. Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запасов) — решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии определяется разностью максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа.

Рассмотрим основные различия между системами.
Системы с непрерывной проверкой фактического уровня запасов позволяют работать в условиях сравнительно низкого запаса, в то же время защищая предприятие от дефицита. Условиями применения этих систем являются: большие потери от отсутствия запасов; большие затраты на содержание запасов; высокая степень неопределенности спроса (т.е. спрос на товар плохо прогнозируется).
Применение данных систем позволяет экономить затраты по содержанию запасов за счет сокращения отвлекаемых в запасы финансовых ресурсов, а также за счет сокращения потребности в складских площадях и людских ресурсах. К недостаткам систем с непрерывной проверкой запасов относят необходимость постоянного контроля размера запасов.
Системы с периодической проверкой состояния запасов (с фиксированным интервалом) позволяют проводить учет остатков лишь периодически. Эти системы отличает более высокий средний уровень запаса. Данные системы хорошо работают в условиях, когда можно с достаточной степенью уверенности предугадать размер спроса. В противном случае неожиданно возросший спрос в период между заказами может привести логистическую систему к дефицитному состоянию. Основными условиями для применения систем с периодической проверкой состояния запасов служат: низкие затраты по содержанию запаса, хорошая предсказуемость спроса. К преимуществам системы относят отсутствие необходимости в постоянном контроле наличия запасов на складе, к недостаткам — сравнительно высокий уровень среднего запаса.

6 . 5 . Системы управления запасами

Учитывая значение запасов, исследование логистической системы должно строиться на следующих вопросах:
• какой уровень запасов необходимо иметь для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя;
• в чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики;
• какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии производственного процесса;
• должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия;
• каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами;
• каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания;
• как меняются затраты на содержание запасов в зависимости от изменения количества складов;
• как и где следует размещать страховые запасы?

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается выполнением таких задач, как:
• учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
• определение размера гарантийного (страхового) запаса;
• расчет размера заказа;
• определение интервала времени между заказами.
Для решения проблем, связанных с запасами, предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели.
1. Модель с фиксированным уровнем запаса, работающая следующим образом: на складе есть максимальный желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа (ОР) выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ. Так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки, поэтому следует принимать в расчет резервный запас (РЗ), служащий для предотвращения дефицита. Для определения максимального желательного запаса (МЖЗ) используется формула
МЖЗ = ОР + РЗ
2. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами, работающая следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до МЖЗ.
3. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня, работающая по следующей схеме: заказы делаются периодически (как во второй модели), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового значения, то делается дополнительный заказ. В зафиксированные моменты заказов расчет размера заказа осуществляется по формуле
Р3 = МЖЗ — ТЗ + ОП
где РЗ — размер заказа, шт.;
МЖЗ — максимальный желательный заказ, шт.;
ТЗ — текущий заказ, шт.;
ОП — ожидаемое потребление за время.
В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по формуле
РЗ = МЖЗ — ПУ + ОП
где ПУ — пороговый уровень запаса, шт.
4. Модель «минимум — максимум», работающая следующим образом: контроль за уровнем запасов осуществляется периодически и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ. При рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижению размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
Для получения ответа на вопросы: когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса (РЗ) рассматриваются два случая: спрос на продукцию (Пд ) — детерминированная или случайная величина. В первом случае:
РЗ = ПдTзп
где Тзп — время возможной задержки поставки.

Во втором случае время поставки и время возможной задержки поставки детерминированы. Значит ежедневный спрос за предыдущий период определяется как математическое ожидание М(Пд) и дисперсия Д(Пд ).
Спрос за четыре и более дней распределяется по нормальному закону с математическим ожиданием
М(Пд ) = QМ (Пд)
и дисперсией
Д(Пд ) = QМ(Пд)
где Q — время между моментом размещения заказа и его получения

Зададимся вероятностью возможного дефицита a = 0,1.
По таблице нормального распределения находим F(Ха) = 0,9, значит,
РЗ = Xаδ (Пд) + М(Пд )
Таким образом, находим уровень резервного запаса из условия, что вероятность возможного дефицита будет не более заданного.
Оптимальный размер заказа находится по формуле Уилсона:

где К — затраты на размещение одного заказа;
h — издержки на хранение одной единицы продукции за одну единицу времени.

Выше рассмотрена однопродуктовая модель. В реальных ситуациях заказы делаются не на отдельные виды продукции, а на множество (с одними транспортными расходами). При переходе к многопродуктовой ситуации расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются. Однако в этих случаях более эффективными оказываются вторая и третья модели.

6 . 6 . Система с фиксированными размером заказа и периодом времени между заказами

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения производства.
Существуют две основные модели системы управления запасами:
1) модель с фиксированным объемом заказа (Q-модель);
2) модель с фиксированным периодом между заказами (P-модель).
При управлении по Q-модели очередной заказ на поставку осуществляется в момент, когда запас материала снизится до порогового уровня (рис. 6.2). Это может произойти в любой момент и зависит от объема потребления.
Использование данной системы предполагает постоянный контроль остатка запасов.

Для управления запасами дорогостоящих ресурсов рекомендуется Q-модель, которая обеспечивает наименьший средний размер заказа. Однако для указанной модели характерна большая трудоемкость обслуживания, поэтому для менее дорогостоящих объектов применяется система с фиксированным временем между заказами.

Условные обозначения:
МЗ — момент времени, когда при достижении определенного объема запаса формируется следующий заказ;
Т1 — время поставки;
Т2 —время задержки поставки.
При управлении запасами по Р-модели размещение очередного заказа осуществляется через заранее определенный период (рис. 6.3).
При P-модели вычисление остатка запаса производится лишь по истечении контрольного периода времени. Р-модель имеет больший запас, поскольку ресурсов должно хватить до момента следующей поставки через фиксированный интервал.

6.7. Структуризация запасов

Правило «80—20» или метод анализа АВС используют для структуризации запасов, т.е. для выделения из всей номенклатуры запасов тех, оптимизация которых должна быть проведена

Условные обозначения:
Т — фиксированный интервал времени между поставками товара.

в первую очередь: на 20 % запасов приходится примерно 80 % их стоимости или динамики продаж, а на 80 % запасов — 20 % стоимости или объемов продаж. Отличие АВС-анализа от правила «80—20» состоит в том, что для его проведения всю номенклатуру запасов делят на три группы, а не на две.
В большинстве случаев номенклатура товаров настолько широка, что моделирование и анализ каждой позиции невозможны.
Для упрощения решения задачи проводят АВС-анализ, на основании которого все ресурсы делят на следующие группы: А — высокий стоимостный объем; В — умеренный стоимостный объем; С— низкий стоимостный объем. Для классификации запасов по значимости (АВС-анализ) определяют долю стоимости каждого наименования в обшей стоимости запасов, а затем располагают их в порядке убывания:
• в группу А включают примерно 20 % первых позиций упорядоченного списка, общая стоимость которых составляет 75—80 % суммарной стоимости запасов;
• в группу В включают примерно 30 % позиций, доля стоимости которых составляет до 70 %;
• в группу С входят оставшиеся позиции (примерно 50 %).

Цель этих процедур заключается в том, чтобы отделить существенные позиции от несущественных.
Наибольший эффект этот метод дает в сочетании с методом ХYZ, который позволяет произвести классификацию той же номенклатуры запасов, но в зависимости от динамики их потребления.
Группировка ресурсов при ХYZ-анализе осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации спроса на товар за определенный период времени, который рассчитывается для каждой позиции ассортимента:

К категории X относят ресурсы с коэффициентом вариации спроса менее 10 %. Они предсказуемы, характеризуются стабильной величиной потребления. Категория Y— это ресурсы, коэффициент вариации по которым изменяется в динамике от 10 до 25 %.
Ресурсы категории Употребляются нерегулярно, точность их прогнозирования невысокая, а коэффициент вариации — более 25%.
Совмещением результатов применения АБС- и ХYZ-методов анализа получаем девять групп запасов, для каждой из которых предприятие должно разработать свои варианты управления.
Группы АХ, АY и АZ требуют наибольшего внимания. Для них применяется модель с фиксированным размером заказа, рассчитывается оптимальный размер заказа и используется технология поставок «точно в срок».
Для ресурсов групп СХ, СY и СZ применяются упрощенные методы планирования, а функции управления ими, как правило, передаются низшим звеньям производственной цепочки.

6.8. Определение оптимального размера заказа

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
^ объема спроса (оборота);
^ транспортно-заготовительных расходов;
^ расходов на хранение.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение.
Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже.
Расходы на хранение растут прямо пропорционально размеру заказа. Для решения этой задачи необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение, т.е. определить условия, при которых

Собщ=Схран+Странсп

где Собщ — общие затраты на транспортировку и хранение;
Схран — затраты на хранение запаса;
Странсп — транспортно-заготовительные расходы.

Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой партии — S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.
Введем размер тарифа (M) за хранение товара. Он измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период. Стоимость хранения товаров за период T можно рассчитать по формуле

Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определяется по формуле

Эта формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как формула Уилсона.

6.9. Методы нормирования запасов

Под нормой запаса понимается расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров. При определении норм товарных запасов используют три группы методов:
1) эвристические, предполагающие использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют состояние рынка и принимают решение о минимально необходимых запасах;
2) технико-экономических расчетов, заключаемых в расчленении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы. Далее для выделенных групп отдельно рассчитываются страховой, текущий и сезонный запасы. Этот метод также позволяет достаточно точно определить необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика;
3) экономико-математические. Спрос на товары чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции, который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, в будущее.

Классификация товарных запасов 
 10758

Товары на пути движения от первичного источника их добычи до конечного потребителя могут накапливаться на любом участке. Поэтому различают запасы сырья, материалов, торговых изделий. Все запасы можно подразделить на две группы:

— производственные;

— товарные.

Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов–обеспечение бесперебойности производственных процессов.

Товарные запасы –это запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также товары, которые находятся на пути следования от поставщика к потребителю, хранятся на оптовых складах и в розничных торговых предприятиях.

Следующий критерий классификации запасов – функция, которую выполняют запасы. В зависимости от назначения товарные запасы подразделяют на следующие группы:

— текущие;

— страховые;

— сезонные.

Запасы текущие- основная часть производственных и товарных запасов. Такие запасы обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками. Их размер постоянно меняется.

Запасы страховые –предназначены для непрерывного обеспечения материалами и товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, таких как:

— отклонение в периодичности и величине поставок;

— задержки в пути;

— в случае непредвиденного возрастания спроса.Размер таких запасов не меняется.

Запасы сезонные -образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки (например, сельскохозяйственной продукции).

Также различают товарные запасы по следующим признакам:

— местонахождению –в торговых предприятиях, в промышленности, в пути;

— по срокам – на начало отчетного периода, переходящие – остатки ресурсов материальных запасов на конец отчетного периода;

— единицам измерения – абсолютные (в стоимостном в рублях и натуральном выражении в килограммах, штуках), относительные (в днях товарооборота, в разах оборота);

— по величине –максимальные товарные запасы (в день завоза товаров); минимальные товарные запасы (в день перед завозом); средние товарные запасы.

— запасы текущего хранения – для обеспечения бесперебойных нужд предприятий (торговых и промышленных);

— досрочного завоза – для обеспечения бесперебойной работы в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров;

— целевые товарные запасы – для осуществления определенных целевых мероприятий;

— неликвидные –длительно не используемые производственные или торговые запасы;

— запасы в пути – запасы, находящиеся в момент учета в процессе транспортировки.

Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важнейших задач торговых и промышленных предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает финансовое состояние предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов предприятия и определения соответствия величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.

По времени можно выделить различные количественные уровни запасов:

— гарантийный запас;

— текущий запас;

— пороговый уровень запаса;

— максимально желательный запас.

Классификация различных уровней запасов в процессе потребления во времени представлена на рисунке 10.

Максимально желательный запас — это уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами.

Пороговый уровень запаса – используется для определения момента времени заказа следующих партий, т.е. при величине запаса равной пороговому уровню формируется следующий заказ.

Текущий запас – запас в любой момент времени может совпадать с максимальным запасом, пороговым уровнем или страховым (гарантийным) запасом.

Гарантийный (или страховой) – товарный запас на случай непредвиденных обстоятельств.

Время

Рисунок 10 – Дифференциация товарных запасов по времени

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели представляют собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризации в торговых и промышленных предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом предприятия. Товарооборот –объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Товарооборот рассчитывается в закупочных ценах или ценах себестоимости.

Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующим формулам (4):

Q = З : Vодн или Q = , (4)

где Q – уровень товарных запасов в днях товарооборота;

З – товарный запас на конец анализируемого периода, руб.;

Vодн – однодневный товарооборот за анализируемый период, руб.;

V – объем товарооборота за анализируемый период, руб;

Д – количество дней в анализируемом периоде.

Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Вторым важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Время товарного обращения или товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. число дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, рассчитывается по следующей формуле (5):

Т = или Т = , (5)

где Т – товарооборачиваемость в днях товарооборота;

Зср – средний товарный запас за анализируемый период, руб.;

Vодн – однодневный товарооборот за анализируемый период, руб.;

V – объем товарооборота за анализируемый период, руб;

Д – количество дней в анализируемом периоде.

Средний товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле средней хронологической моментального ряда (6):

Зср = / (n – 1), (6)

где Зср – средний товарный запас за анализируемый период, руб.;

З1 , З2 , З3 , З4 , Зn — величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода, руб.;

n – количество дат, за которое берется величина запасов.

Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующим формулам (7):

Об = или Об = , (7)

где Об – товарооборачиваемость в числе оборотов;

Т — товарооборачиваемость в днях товарооборота;

V – объем товарооборота за анализируемый период, руб;

Зср – средний товарный запас за анализируемый период, руб.;

Д – число дней в анализируемом периоде.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период.

Анализ товарооборачиваемости осуществляется путем сравнения фактической товарооборачиваемости в днях отчетного периода с нормативной (планируемой) товарооборачиваемостью или с фактической товарооборачиваемостью аналогичного периода за предыдущий год. В результате выявляется ускорение или замедление данного процесса:

Т1 – Т0 = — ускорение + замедление ,

где Т1 – товарооборачиваемость в отчетном периоде, дни,

Т0 – товарооборачиваемость нормативная (планируемая) или прошлого аналогичного периода, дни.

Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная зависимость. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов по хранению товара, оплате процентов за пользование кредитом и т.д. Однако, необходимо учитывать следующие факторы:

— товарооборачиваемость замедляется – идет затоваривание склада;

— товарооборачиваемость растет или очень значительно превышает планируемую (срок хранения меньше одного дня) – работа «с колес», что чревато отсутствием товара на складе.

Общих показателей и нормативов, которые бы устанавливали требования к норме оборачиваемости, сегодня не существует. Каждое предприятие уникально, каждое предприятие обслуживает свой сегмент потребителей. Обычно торговцы непродовольственными товарами на западных предприятиях имеют значение скорости товарного обращения 6, если прибыльность 20-30%. Если прибыльность составляет 15%, то товарооборачиваемость приблизительно 8.

Пример:

Определите уровень товарных запасов за последнее число марта и апреля и рассчитайте товарооборачиваемость за II квартал исходя из следующих условных данных по предприятию:

Месяцы Товарный запас (З) на 1-е число месяца Объем товарооборота (V)за месяц
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль

1. Находим уровень товарных запасов в днях товарооборота:

Q = , Qмарт = (10270 х 31) / 10200 = 31,2 дней

Q апреля = (11540 х 30) / 8450 = 41 день

2. Товарооборачиваемость (время товарного обращения) за II квартал определяем по формуле:

Т = или Т =

Определяем средний товарный запас за указанный период:

Зср = / (n – 1),

Зср = / 3 = 11073 тыс. руб.

Определяем объем товарооборота за II квартал:

8450 + 11400 + 12100 =31950 тыс. руб.

Определяем товарооборачиваемость в днях товарооборота за II квартал:

Т = = (Зср х кол-во дней в анализируемом периоде) / Сумму объема товарооборота за три месяца = (11073 * 91) / 31950 = 31,5 дн.

3. Скорость товарного обращения определяем по формуле:

Об = Об = 91 : 31,5 = 2,9 об.

Уровень товарного запаса на последнее число месяца показывает, что при сложившихся темпах товарооборота запасы, имеющиеся на складе на 1 апреля, могут быть реализованы за 41 день торговли.

Товарооборачиваемость в днях показывает, что средний товарный запас II квартала оборачивается за 31,5 дня (при сложившихся тенденциях развития товарооборота) или за квартал делает 2,9 оборота.

Величина, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость являются взаимосвязанными показателями и зависят от следующих факторов внешней и внутренней среды предприятия:

— объем производства и качество продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

— сезонность производства;

— объемы импорта;

— широта и обновляемость ассортимента;

— звенность товародвижения;

— колебания спроса;

— насыщенность товарных рынков;

— распределение запасов между оптовыми и розничными предприятиями торговли;

— физико-химические свойства товаров, определяющие сроки их хранения и, следовательно, частоту поставок;

— уровень цен и соотношение спроса и предложения на конкретные товары и товарные группы;

— объем и структура товарооборота конкретного предприятия.

Изменения названных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *