Карточка учета автомобильных шин

  • автор:

Скачать:

Учет автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента) на автотранспортных предприятиях имеет свои особенности по сравнению с учетом других материальных ценностей. Комплект автомобильных шин (по количеству колес) и одно запасное колесо (вместе с шиной) поступают на предприятие вместе с автомобилем и входят в общую стоимость автомобиля как инвентарного объекта основных средств.
Автомобильные шины, находящиеся на складах, а также в обороте службы технической эксплуатации, на станциях, на автомобилях технической помощи (в запасе), нормируются и учитываются в составе оборотных средств на счете 205 «Запасные части» (в аналитическом учете «Автомобильные шины на складе» и «Автомобильные шины в обороте») по учетной цене. Отдельно учитываются транспортно-заготовительные расходы, которые списываются непосредственно на себестоимость перевозок в том отчетном периоде, в котором были заменены шины.
Автомобильные шины, бывшие в употреблении, учитываются по цене, рассчитанной по остаточному пробегу до гарантийной нормы; негодные – по цене утиля, а отремонтированные методом наложения протектора – по цене обода плюс стоимость наложения протектора.
Автомобильные шины имеют специальную маркировку: размер, наименование или фирменный знак завода-изготовителя, год и месяц изготовления, серийный номер покрышки и др. Учет автомобильных шин отличается от учета других видов оборотных средств в связи с длительностью их использования. На складе на каждую автомобильную шину ведутся карточки соответственно по размерам, марке и цене.
Основными документами по поступлению автомобильных шин на склад и по их выдаче являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, накладные, спецификации, требования и т.д.
Правилами эксплуатации автомобильных шин установлены гарантийные нормы пробега новых шин без ремонта в течение пяти лет с момента их изготовления (в этот срок включается и время хранения на складе).
Учет пробега шин ведется регулярно по каждому автомобилю и по каждой покрышке на карточках учета пробега автомобильной шины.
Карточка учета пробега шин служит основанием для списания покрышек, непригодных для дальнейшего использования, для предъявления рекламаций заводу-изготовителю и премирования водителей. В карточке учета пробега покрышек пробег начисляют только на шины, находящиеся на ходовых колесах автомобиля. При постановке запасной крышки на ходовое колесо ее пробег начисляют по фактическому пробегу. В этой карточке ведется также учет ремонта покрышки и ее поступления из ремонта. Автомобильные шины, раньше установленного срока пришедшие в негодность в результате производственного дефекта, подлежат безвозмездному обмену заводом-изготовителем. На шины, списанные по производственным дефектам, составляются акты для предъявления рекламаций заводу-изготовителю.
Замена шин или оплата стоимости километража недопробега шин отражается в бухгалтерском учете следующими записями: при оприходовании снятой шины – по дебету счета 205 «Запасные части» (в аналитическом учете «Автомобильные шины, подлежащие обмену») и по кредиту счета 686, субсчет «Предстоящие затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», — на стоимость комплекта автомобильной шины согласно прейскуранту; при передаче шины заводу-изготовителю – по дебету счета 205 «Запасные части» (в аналитическом учете «Автомобильные шины, переданные для обмена на завод») и кредиту счета 205 «Запасные части» (аналитическом учете «Автомобильные шины, подлежащие обмену») – на стоимость комплекта автомобильной шины согласно прейскуранту; при получении новой шины – по дебету счета 205 «Запасные части» (в аналитическом учете «Новые автомобильные шины, переданные для обмена на завод») – на стоимость комплекта автомобильной шины.
В тех случаях, когда автотранспортное предприятие предъявляет претензию заводу-изготовителю за недопробег шины, при оприходовании снятой шины делается запись по дебету счета 205 «Запасные части» (в аналитическом учете «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению») или 206 «Прочие материалы» (в аналитическом учете «Автомобильные шины, не пригодные к восстановлению») и кредиту счета 686, субсчет «Предстоящие затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», — на сумму претензии, рассчитанной исходя из количества километров недопробега.
Источником средств для приобретения автомобильных шин и их ремонта является резервирование сумм на восстановление их износа и ремонт. Нормы отчислений на восстановление износа и на ремонт автомобильных шин установлены в процентах к стоимости комплекта (покрышка, камера, ободная лента) на 1000 км пробега. Эти нормы дифференцированы по видам, грузоподъемности автотранспорта, местонахождению автотранспортных предприятий.
Для определения размера начислений износа шин по автомобилю в целом норму затрат на 1000 км пробега умножают на количество колес на автомобиле (без запасного). Полученную сумму умножают на месячный фактический пробег автомобиля в километрах и делят на 1000.
Однако в течение месяца может иметь место недопробег против норм, или перепробег сверх норм. Поэтому сумма затрат за текущий месяц на восстановление износа и ремонт шин рассчитывается с учетом недопробега и перепробега по замененным шинам. Если автомобильные шины к моменту списания имели недопробег против установленной нормы, начисленная сумма износа увеличивается на сумму отчислений, приходящихся на недопробег, а при перепробеге соответственно уменьшается, за исключением суммы премий, выплаченных работникам предприятий за перепробег этих шин, включаемых непосредственно в себестоимость перевозок по этой статье затрат.
Замена отдельных автомобильных шин, а также покрышек, камер и ободных лент, выбывающих из-за непригодности для дальнейшей эксплуатации, в бухгалтерском учете отражается:

  1. по дебету 686, субсчет «Предстоящие затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин» — на стоимость автомобильных шин, выдаваемых взамен износившихся по прейскурантным ценам;
  2. по дебету счетов 901 или 921 – на сумму наценки и транспортных расходов по автомобильным шинам, выданным для замены износившихся;
  3. по кредиту счета 205 «Запасные части» – на фактическую себестоимость шин, отпущенных для замены износившихся.

Затраты на ремонт автомобильных шин также списываются за счет начисленного резерва. При этом производится запись по дебету счета 686, субсчет «Предстоящие затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин» и кредиту разных счетов в зависимости от характера затрат.
При сдаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы с обменом на восстановленные стоимость комплекта автомобильной шины согласно прейскуранту перечисляется внутри счета 205 «запасные части» с аналитического счета «Автомобильные шины, переданные шиноремонтному заводу для восстановления». Учет автомобильных шин, переданных для восстановления, ведется в натуральном и денежном выражениях.
При поступлении восстановленных шин на склад делается запись по дебету счета 205 «запасные части» (в аналитическом учете «Восстановленные шины» – в натуральном и денежном выражениях) по цене, включающей стоимость шин, пригодных для восстановления, и стоимость оплаченных ремонтных работ. При этом кредитуются счета: 205 «Запасные части» ( в аналитическом учете «Автомобильные шины, переданные шиноремонтному заводу для восстановления») -на стоимость шин; 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», — на сумму, причитающуюся шиноремонтному заводу за выполненные ремонтные работы.
При списании вследствие непригодности к дальнейшей эксплуатации шин, ранее восстановленных методом наложения протектора, начисленный резерв корректируется по учетной (балансовой) стоимости автомобильных шин, камер и ободных лент:

  1. при пробеге шин сверх норм резерв предстоящих расходов уменьшается за счет сокращения затрат по себестоимости автоперевозок (сторнировочная запись по дебету счета 901 или 921 и кредиту счета 686;
  2. при списании шин с пробегом ниже гарантийных норм при наличии у них производственных дефектов производится доначисление резерва с отнесением доначисленных сумм за счет завода-изготовителя или шиновосстановительного предприятия в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.

За увеличение пробега новых серийных и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин начисляются и выплачиваются премии водителям автомобилей и другим работникам автотранспортных предприятий.
При списании автомобильных шин для сдачи шиноремонтным заводам на восстановление или утиль сумма начисленного резерва на восстановление износа и ремонт автомобильных шин ежемесячно корректируется:

  1. при пробеге шин, не подвергшихся ремонту, ниже эксплуатационных норм и восстановленных шин ниже гарантийных норм сумма начисленного резерва предстоящих затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин увеличивается на начисленную на недопробег сумму с отнесением ее на себестоимость автоперевозок;
  2. при пробеге шин сверх норм сумма резерва предстоящих затрат соответственно уменьшается за счет сокращения расходов, включаемых в себестоимость автоперевозок.

Автомобильные шины, а также отдельные покрышки, камеры и ободные ленты, снятые с автомашины и непригодные для дальнейшей эксплуатации, приходуются автохозяйствами. При этом делается запись в бухгалтерском учете по кредиту счета 686, субсчет «Предстоящие затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин» и дебету счетов:

  1. 205 «Запасные части» — на стоимость шин, пригодных для восстановления и ремонта. По этим шинам должен быть обеспечен как суммовой, так и количественный учет;
  2. 206 «Прочие материалы», — на стоимость не пригодных к восстановлению шин, подлежащих сдаче в переработку.

Потери, связанные с недопробегом шин, и экономия, получаемая от перепробега шин, отражаются на себестоимости перевозок.
Экономически обоснованная величина резерва на восстановление износа и ремонт автомобильных шин в определенной мере оказывает влияние на конечные результаты финансовой деятельности автотранспортных предприятий.

Скачать:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *