Каковы цели финансового оздоровления

  • автор:

Процедура финансового оздоровления в рамках банкротства организаций впервые введена Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Такая законодательная позиция обусловлена особой значимостью данной процедуры для восстановления хозяйственных функций должника.

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ определен особый порядок финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия.

Финансовое оздоровление вводится в том случае, если предоставлено финансовое обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. При этом размер финансового обеспечения должен не менее чем на 20% превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания.

Финансовое оздоровление может вводиться арбитражным судом:

  • • либо на основании решения первого собрания кредиторов при условии, что предоставлено финансовое обеспечение;
  • • либо в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника предоставлена банковская гарантия.

График погашения задолженности должен предусматривать:

  • 1) погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр;
  • 2) начало погашения задолженности не позднее чем через один месяц после введения финансового оздоровления;
  • 3) погашение задолженности должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

Круг субъектов, имеющих право обращаться с ходатайством о введении финансового оздоровления, включает:

  • 1) учредителей (участников) должника;
  • 2) орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия;
  • 3) третье лицо (лица).

Лицо, которое принимает решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления, обязано за 15 дней до первого собрания кредиторов представить указанное ходатайство и необходимые документы, к которым относятся:

  • 1) график погашения кредиторской задолженности;
  • 2) сведения о предполагаемом обеспечении;
  • 3) план финансового оздоровления;
  • 4) протокол общего собрания учредителей (участников) должника, в котором фиксируется решение о предоставлении обеспечения;
  • 5) перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за введение финансового оздоровления;
  • 6) сведения о предлагаемом финансовом обеспечении;
  • 7) иные документы, предусмотренные законом.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено:

  • • залогом (ипотекой);
  • • банковской гарантией;
  • • государственной или муниципальной гарантией;
  • • поручительством;
  • • иными способами, не противоречащими закону.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено:

  • • удержанием;
  • • задатком;
  • • неустойкой;
  • • имуществом и имущественными правами, принадлежащими должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

На сумму требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Неустойка (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Последствия введения финансового оздоровления:

  • 1) приостанавливаются имущественные взыскания к должнику и взыскание денежных средств по судебным решениям, ранее вступившим в силу (за исключением выплат заработной платы, авторского вознаграждения, алиментов, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального ущерба);
  • 2) запрещаются:
    • – выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
    • – выделение доли (пая) участникам (учредителям) должника;
    • – приобретение ранее размещенных акций;
    • – зачеты встречных требований, если это нарушает очередность удовлетворения требований кредиторов;
    • – распределение прибыли между учредителями должника;
  • 3) вводятся четыре вида ограничений на сделки и операции с имуществом должника.

Должником могут совершаться следующие сделки с согласия:

  • 1) собрания кредиторов (комитета кредиторов):
    • – сделки с имуществом должника, балансовая стоимость которого более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату;
    • – выдача займов (кредитов);
    • – выдача поручительств и гарантий;
    • – учреждение доверительного управления имуществом;
  • 2) собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лиц, предоставивших обеспечение:
    • – принятие решений о своей реорганизации;
  • 3) административного управляющего:
    • – сделки, которые влекут увеличение кредиторской задолженности более чем на 5% суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
    • – сделки, связанные с уступкой прав требования и переводом долга;
    • – получение займов (кредитов);
  • 4) кредитора, требования которого обеспечены залогом имущества должника:
    • – сделки с имуществом, являющимся предметом залога.

На теоретическом и практическом уровнях актуальным в настоящее время является вопрос о содержании плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся:

  • 1) общей характеристики должника;
  • 2) источников получения средств должником;
  • 3) иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности и др.

Эти мероприятия могут носить различный характер (табл. 9.3).

Таблица 93

Содержание плана финансового оздоровления предприятия (примерное содержание)

Раздел плана

Экономические мероприятия

  • 1. Ликвидация убыточных производств.
  • 2. Перепрофилирование производства.
  • 3. Продажа части имущества

Финансовые мероприятия

  • 1. Определение источников финансирования.
  • 2. Определение форм инвестиций.
  • 3. Определение направлений использования финансовых средств

Организационно- управленческие

  • 1. Выбор наиболее оптимальной модели управления.
  • 2. Привлечение профессиональных менеджеров

Маркетинговые

  • 1. Дополнительная реклама о выпускаемой продукции.
  • 2. Определение ожидаемого спроса на продукцию.
  • 3. Проведение SWOT-анализа

Содержание графика погашения задолженности регламентировано в отношении сроков и порядка погашения задолженности (табл. 9.4).

Таблица 9.4

Содержание графика погашения задолженности, включенной в реестр требований кредиторов

Показатель

Период погашения задолженности

Начало погашения задолженности

Не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления

Окончание удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр

Не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления

Удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди

Не позднее чем через шесть месяцев после введения финансового оздоровления

Погашение задолженности по обязательным платежам, взимаемым согласно законодательству о налогах и сборах

В соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах

Порядок погашения требований кредиторов

1. В порядке очередности (ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г.

№ 127-ФЗ).

2. Ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае досрочного погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

Кризисные явления возникают на различных стадиях функционирования предприятий, что обусловлено рядом внутренних и внешних факторов, и являются механизмом саморегулирования деятельности экономических систем. Кризис является результатом негативных тенденций, накопившихся в деятельности предприятия и чаще всего обусловленных низкой эффективностью менеджмента. Если симптомы кризисных явлений вовремя не распознаны и не приняты меры по их устранению, то ситуация может привести к банкротству предприятий. В то же время кризисная ситуация заставляет руководство провести комплексный анализ деятельности предприятия, выявить причины сложившейся ситуации и определить подходы к формированию новой модели функционирования бизнеса. В данном контексте механизм банкротства может рассматриваться как возможность финансового оздоровления предприятия и сохранения его в качестве действующей бизнес-единицы.

Таким образом, понятия банкротства и финансового оздоровления неразрывно связаны между собой, что и было закреплено в названии органов, созданных для реализации законодательства в области банкротства предприятий. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 было утверждено Положение о Министерстве экономического развития РФ, в котором отмечено, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, а также является регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Законодательство о банкротстве также эволюционирует. Так, в 1992 г. был принят Закон РФ от 09.11.1992 № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в 1998 г. – Федеральный закон от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и, наконец, в 2002 г. – действующий и в настоящее Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который также трансформировался.

Необходимо разграничить подходы к формированию института банкротства в различных странах, что определяется целями, ради которых оно проводится:

  • – защита интересов кредиторов;
  • – сохранение должника в качестве действующего предприятия;
  • – защита и сохранение одновременно.

Отличительной чертой нового закона (но сравнению с предыдущими) является наличие процедур, целью которых является вывод предприятия из кризисной ситуации. В данном законе предусмотрены следующие процедуры банкротства:

  • – наблюдение;
  • – финансовое оздоровление;
  • – внешнее управление;
  • – конкурсное производство;
  • – мировое соглашение.

По сути, большинство процедур предусматривает возможность восстановления платежеспособности должника в целях продолжения бизнеса.

В ходе наблюдения должник или другие лица могут подать ходатайство о введении финансового оздоровления на срок не более 2 лет. Решение о введении данной процедуры принимается на собрании кредиторов и к нему прилагаются одобренный собранием кредиторов план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества. При этом назначается временный управляющий, анализируется финансовое состояние должника, составляется реестр кредиторов и проводится первое собрание кредиторов.

В Методических рекомендациях по составлению плана (программы) финансового оздоровления, утвержденных приказом Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 25.04.2007 г. № 57/134, указывается, что в нем должны содержаться перечень, экономические обоснования и сроки исполнения мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и предотвращение банкротства организации, с учетом предоставления права на реструктуризацию кредиторской задолженности по платежам в федеральный бюджет и (или) государственные внебюджетные фонды.

Разработка плана финансового оздоровления начинается с проведения анализа финансового состояния организации и выявления внутренних и внешних ресурсов. После этого вырабатываются мероприятия по восстановлению платежеспособности должника.

В план финансового оздоровления рекомендуется включать следующие разделы:

  • – резюме;
  • – общие сведения об организации;
  • – сведения о текущей деятельности организации;
  • – анализ текущего финансового состояния организации;
  • – план мероприятий по финансовому оздоровлению организации;
  • – приложения к плану финансового оздоровления.

Как видно из перечня разделов, данный документ

по своей структуре и содержанию можно с полным правом назвать бизнес-планом финансового оздоровления предприятия.

В «Резюме» кратко излагаются основные положения, содержащиеся в плане финансового оздоровления.

В разделе «Общие сведения об организации» указываются: наименование организации и ее организационноправовая форма, юридический адрес и краткие сведения об истории создания и деятельности организации. Приводятся характеристика структуры органов управления и данные о персональном составе органов управления организации, а также сведения об основных акционерах (участниках) организации и доле государства в ее уставном капитале.

Рис. 6.3. Направления анализа текущей деятельности организации

Если у организации имеются дочерние и зависимые общества, филиалы и представительства или она принимает участие в промышленных, финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях, то это также должно найти отражение в данном разделе.

В разделе «Сведения о текущей деятельности организации» проводится анализ как внешних, так и внутренних условий деятельности предприятия (рис. 6.3).

Внешние условия определяются отраслевой принадлежностью предприятия, его рыночным окружением и региональным расположением.

Дается характеристика состояния отрасли, в которой осуществляет свою деятельность организация, включая сведения о перспективах развития отраслевого производства, особенности ее государственного регулирования, сезонные колебания деятельности. Оценивается уровень конкуренции в отрасли, приводятся данные об основных конкурентах организации. Должны быть выявлены факторы, которые могут существенно повлиять на развитие отрасли в период реализации плана финансового оздоровления.

Значительное влияние на деятельность организации оказывает социально-экономическое положении города (региона, субъекта Российской Федерации), на территории которого функционирует организация, его географическое положение, экономические и налоговые условия, наличие торговых ограничений, финансовое стимулирование, что также должно найти отражение в данном разделе плана.

Внутренние условия определяются в первую очередь ресурсным потенциалом предприятия, который выражается в обеспеченности основными средствами, трудовыми ресурсами, сырьем и материалами, в уровне организации производства и сбыта продукции. В разделе приводятся данные о составе и структуре основных производственных фондов организации, основного и вспомогательного производства; перечень структурных подразделений предприятия; оценка уровня загрузки производственных и наличия мобилизационных мощностей. Должны быть указаны объекты непроизводственной сферы и затраты на их содержание, а также объекты с незавершенным строительством. Продажа таких объектов позволяет получить необходимые финансовые ресурсы и избавить предприятие от затрат, связанных с их содержанием.

Важнейшим ресурсом предприятия является его персонал. В связи с чем в разделе приводятся данные о численности персонала в каждом структурном подразделении, о фонде оплаты труда и уровне средней заработной платы.

Необходимо указать источники сырья, материалов и услуг с указанием наиболее крупных поставщиков, на которых приходится более 10% всех поставок для организации. Высокий уровень зависимости от нескольких крупных поставщиков делает положение предприятия неустойчивым и, наоборот, широкая сеть поставщиков способствует диверсификации денежных потоков, что позволяет избежать кассовых разрывов. Следует оценить, какое влияние на деятельность организации может оказать изменение количества поставщиков и цен на ресурсы в период реализации плана финансового оздоровления.

Часто в кризисные ситуации попадают предприятия, деятельность которых ориентирована на выполнение государственного оборонного заказа. При формировании цен на такую продукцию используются различные виды цен: фиксированные; ориентировочные; цены, возмещающие издержки; стимулирующие. Как правило, для определения цены используется установленный заказчиком норматив рентабельности, что значительно влияет на финансовые результаты деятельности организации. Оборонный заказ гарантирует предприятию получение источников финансирования. Поэтому при оценке текущей деятельности предприятия очень важны сведения о доле государственного оборонного заказа в общем объеме товарной продукции, а также о перспективе размещения государственного оборонного заказа в период реализации плана финансового оздоровления.

Определяющее влияние на финансовые результаты деятельности организации оказывают объем и структура выпускаемой продукции. В разделе необходимо указывать основные виды продукции (услуг), обеспечивающие более 10% объема реализации организации за 3 года. Необходимо приводить данные о текущих и планируемых объемах производства.

Существенным резервом повышения эффективности деятельности организации, роста прибыли и рентабельности являются не только производственные, но и сбытовые факторы. Необходимо указывать основные направления сбыта продукции (услуг) организации, на которые приходится более 10% выручки, приводить данные по ценам на продукцию в динамике и в сравнении с мировыми ценами, давать характеристику системе сбыта, включая сроки и формы расчетов за поставляемую продукцию. Как в отношении поставщиков ресурсов, так и в отношении потребителей продукции (услуг) нежелательной является зависимость от нескольких крупных контрагентов – это повышает неустойчивость организации. Цель такого анализа – выявить и оценить, как повлияет на деятельность организации изменение количества потребителей и цен на продукцию.

Также целесообразно дать характеристику организационной структуре предприятия, системе документооборота, внутреннему контролю, страхованию.

Рис. 6.4. Направления анализа финансового состояния неплатежеспособной организации

В разделе должны быть отражены сведения о ранее предоставленном праве на реструктуризацию кредиторской задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды и об арбитражных разбирательствах, в которых принимала участие организация, в частности о судебных решениях, предусматривающих обременение или отчуждение активов.

В разделе «Анализ текущего финансового состояния организации» приводятся результаты анализа текущего финансового состояния организации за период не менее 3 лет (рис. 6.4).

Финансовое состояние организации в первую очередь определяется структурой источников финансирования (структурой пассивов) и направлениями размещения капитала (структурой активов).

Цель анализа активов и пассивов заключается в оценке эффективности формирования и использования активов и соответствия сформированных обязательств. Особое внимание уделяется анализу причин, вызвавших значительное изменение отдельных статей баланса (более чем на 10%). В процессе анализа выявляется просроченная кредиторская задолженность и причины ее возникновения.

Финансовое состояние предприятия зависит от стабильного поступления прибыли, которая формируется при превышении доходов над расходами, в противном случае ее деятельность является убыточной. Поэтому одним из направлений анализа финансового состояния является анализ финансовых результатов.

В процессе анализа исследуется структура доходов и расходов организации. У эффективно функционирующей организации в общей сумме доходов и расходов подавляющую долю должны занимать доходы и расходы по обычной деятельности. Задачей анализа финансовых результатов является также определение факторов, вызвавших существенное изменение отдельных статей доходов и расходов (более чем на 10%).

При наличии убыточной деятельности выявляются ее причины и проводится анализ безубыточности. Целью такого анализа является определение точки безубыточности (критический объем производства), при достижении которой выручка от продаж окупает все затраты, т.е. прибыль предприятия равна нулю.

Коэффициентный анализ позволяет индикативно оценить динамику финансового состояния предприятия в различных аспектах: платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность. Алгоритм расчета показателей (табл. 6.3) приведен в Приложении № 1 к Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367.

Таблица 6.3

Показатели для анализа финансового состояния организации

Показатели

Алгоритм расчета

Характеристика

Коэффициент

абсолютной

ликвидности

Показывает ту часть краткосрочных обязательств, которая может быть погашена немедленно

Коэффициент текущей ликвидности

Отражает обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств

Показатель обеспеченности обязательств должника его активами

Отражает величину активов должника, приходящихся на единицу долга; скорректированные внеоборотные активы – сумму стоимости нематериальных активов (без деловой репутации и организационных расходов), основные средства (без капитальных затрат на арендуемые основные средства), незавершенные капитальные вложения (без незавершенных капитальных затрат на арендуемые основные средства), доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

Показывает период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет поступающей валовой выручки от продаж (валовая выручка – выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг без вычетов налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей, полученная за анализируемый период как в денежной форме, так и в форме взаимозачетов)

Коэффициент

автономии

(финансовой

независимости)

Показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствам и

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам

Отражает долю дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату, в совокупных активах (потенциальные оборотные активы, подлежащие возврату, включают списанную в убыток сумму дебиторской задолженности и сумму выданных гарантий и поручительств)

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах

Характеризует наличие просроченной кредиторской задолженности и ее удельный вес в совокупных пассивах организации

Чистые активы

Чистые активы отражают стоимость имущества, сформированного за счет собственных средств.

Из активов, принимаемых к расчету, исключается задолженность учредителей по взносам в уставный капитал.

Из обязательств, принимаемых к расчету, исключаются доходы будущих периодов

Удельный вес себестоимости в общем объеме выручки

Отражает долю затрат, приходящуюся на 1 руб. выручки от продаж

Рентабельность продаж

Показывает, сколько рублей прибыли получено организацией на 1 руб. выручки от продаж

Рентабельность активов

Характеризует степень эффективности использования имущества организации

Норма чистой прибыли

Характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации

Итогом данного раздела является выявление основных причин, повлиявших на изменение финансового состояния организации.

На основании результатов анализа деятельности организации, проведенного в предыдущих разделах, формируется «План мероприятий по финансовому оздоровлению организации» (рис. 6.5).

Основной целью плана финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, т.е. изыскание резервов для погашения его задолженности. В проекте графика погашения задолженности должны отражаться:

  • – сроки погашения по всем видам задолженности: по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, задолженности перед прочими кредиторами;
  • – обоснование возможности обеспечения его выполнения с указанием источника выплат реструктурированной задолженности;
  • – оценка изменения результатов деятельности организации и платежеспособности в случае предоставления реструктуризации в соответствии с проектом графика погашения задолженности.

Рис. 6.5. Структура раздела «План мероприятий по финансовому оздоровлению организации»

Реструктуризация задолженности предполагает проведение мероприятий по трансформации долговых обязательств предприятия в целях погашения требований его кредиторов. Могут использоваться различные способы реструктуризации задолженности: замена денежных расчетов на передачу кредиторам активов предприятия; перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную; рассрочка выплаты задолженности в соответствии с согласованным графиком; оформление задолженности в вексельной форме; перевод долга на третьих лиц; списание долга и др.

В перечне мероприятий по финансовому оздоровлению должны указываться:

  • – цели мероприятий;
  • – перечень мероприятий, в том числе согласованный перечень мероприятий, принимаемый акционерами (участниками) организации, кредиторами, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими единую государственную политику в соответствующей отрасли экономики, и третьими лицами (при наличии таковых);
  • – необходимые финансовые, материальные и трудовые ресурсы для выполнения мероприятий;
  • – планируемые источники финансирования данных мероприятий;
  • – оценка изменений результатов деятельности организации и платежеспособности в случае реализации указанных мероприятий.

Мероприятия по финансовому оздоровлению направлены как на погашение задолженности, так и на обеспечение прибыльности деятельности организации, что требует в первую очередь сокращения затрат предприятия. Они могут предусматривать:

  • – реорганизацию структуры управления предприятием и сокращение численности работающих;
  • – продажу объектов непроизводственной сферы и иных активов предприятия;
  • – снятие с производства устаревших видов продукции и закрытие убыточных производств;
  • – поиск новых каналов сбыта и совершенствование системы сбыта продукции;
  • – перепрофилирование предприятия.

Важнейшей предпосылкой успешной реализации плана финансового оздоровления является наличие системы контроля за его выполнением. В связи с этим в плане необходимо представить:

  • – описание системы контроля организации за выполнением мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления;
  • – анализ возможности финансового оздоровления и реализации альтернативных мероприятий в случае невыполнения ключевых мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления.

Для осуществления контроля за выполнением и анализом результатов, достигнутых в ходе реализации плана финансового оздоровления, необходимо сформировать соответствующую систему показателей, в связи с чем в плане должны быть отражены:

  • – прогнозные финансовые показатели, в том числе промежуточные, характеризующие результаты выполнения мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления. При этом рекомендуется использовать коэффициенты и показатели, которые применялись в разделе «Анализ текущего финансового состояния организации»;
  • – прогноз денежных потоков организации, основанный на прогнозных финансовых результатах выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению.

План финансового оздоровления отражает один из аспектов применения бизнес-планирования в деятельности предприятий и является инструментом вывода предприятия из кризисной ситуации.

Структурно-логические схемы к главе 13

Структура плана финансового оздоровления (бизнес-плана) неплатежеспособной организации содержит основные элементы традиционного бизнес-плана и состоит из восьми разделов.
В первом разделе плана финансового оздоровления приводится общая характеристика организации.
Во втором разделе представлены краткие сведения по плану финансового оздоровления:

  • срок реализации плана;
  • суммы, условия предоставления и сроки погашения государственной финансовой помощи;
  • финансовые результаты реализации плана и др.

Для планов финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий финансовыми результатами являются не привычные для планово-финансовых служб предприятий прибыль или рентабельность, а такие показатели как:

  • чистая текущая стоимость,
  • внутренняя норма рентабельности,
  • дисконтный срок окупаемости проекта.

В третьем разделе приводится анализ финансового состояния предприятия, вскрываются причины его финансового неблагополучия.
Четвертый раздел содержит:

  • перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия,
  • оценку потребности в финансовых ресурсах и их реализацию,
  • аналитические обоснования перечисленных мероприятий и выводы.

В пятом разделе должно содержаться описание и анализ товарных рынков, на которых «работает» и собирается «работать» предприятие.
Шестой раздел посвящен описанию и обоснованию избранных стратегий маркетинга и продаж.
В седьмом разделе плана раскрывается производственная программа предприятия, на основе которой определяется потребность предприятия в дополнительных ресурсах, в том числе и финансовых. Следует отметить, что для разработки данного раздела плана финансового оздоровления применяются традиционные методики, в частности, методики разработки промтехфинплана.
Восьмой раздел плана — финансовый план предприятия, включающий:

  • прогноз финансовых результатов, обоснование потребности в дополнительных инвестициях и источников финансирования,
  • модель дисконтированных денежных потоков
  • агрегированную форму прогнозного баланса предприятия.

Перечисление и краткая характеристика разделов плана финансового оздоровления (бизнес-плана) неплатежеспособного предприятия (организации) дает представление о сложности задач, стоящих перед его разработчиками.
Приступая к разработке плана финансового оздоровления, его создатели должны ознакомиться с методическими рекомендациями по его составлению.
По нашему мнению, нецелесообразно в данной главе более подробно обсуждать форму типового плана финансового оздоровления (бизнес-плана) и методические рекомендации к его составлению.
Сосредоточим внимание на практических аспектах разработки данного плана.
Основная цель разработки плана финансового оздоровления как особого вида бизнес-плана заключается в восстановлении и (или) укреплении платежеспособности предприятия.
Следовательно, необходимо уделить серьезное внимание проблемам взаимоотношений предприятия с его кредиторами и оценить риски банкротства, поскольку недостаточный учет данных рисков может поставить под сомнение саму возможность реализации плана финансового оздоровления во внесудебных процедурах.
Однако при отсутствии бюджетных средств на финансовую помощь неплатежеспособным организациям, план финансового оздоровления (бизнес-план) уже не может рассматриваться в качестве инструмента привлечения дополнительного финансирования в виде государственной финансовой поддержки.
План финансового оздоровления, как и любой другой бизнес-план, является и документом стратегического планирования, и руководством к действию. Поэтому план финансового оздоровления должен отражать реальную финансово-экономическую ситуацию на предприятии.
Несмотря на то, что план финансового оздоровления разрабатывается в соответствии с типовыми формами, он должен в полной мере отражать специфику деятельности предприятия во всех сферах деятельности: производственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной.
План финансового оздоровления (бизнес-план) — документ, все разделы которого должны быть взаимоувязаны. Представленные в различных разделах расчеты не должны иметь расхождений. Поэтому бизнес-план — документ, разрабатываемый итераêтивно.
Разработка плана финансового оздоровления начинается с проведения углубленного анализа финансового состояния предприятия. Желательно, чтобы период ретроспективного анализа составлял 2-3 года.
Основной целью проведения данного анализа является не расчет представленных в методических рекомендациях показателей, а выявление внешних и внутренних причин, повлекших за собой ухудшение финансового положения предприятия. На основе проведенного анализа и сделанных выводов разработчики намечают основные пути восстановления платежеспособности предприятия за счет мобилизации внутренних ресурсов, а при их недостаточности — за счет привлечения заемных ресурсов. Таким образом формируется план мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
Результаты расчетов, приведенных в соответствующем разделе плана финансового оздоровления, должны корреспондировать со сбытовой программой, планом производства и финансовым планом.
Разделы, посвященные рынку и конкуренции, а также деятельности предприятия в сфере маркетинга, являются важнейшими разделами бизнес-плана, поскольку только поддержание объема продаж (сбыта) на определенном уровне способно обеспечить выживание предприятия в условиях жесткой конкуренции.
При разработке данных разделов следует рассмотреть ряд вопросов, таких как:

  • определение спроса на выпускаемую продукцию или производимые работы, услуги (разумеется, платежеспособного, поскольку спроса неплатежеспособного просто не существует);
  • изучение рынка, определение возможностей данного товарного рынка и выделение на данном рынке собственного сегмента;
  • изучение воздействия конкуренции и других факторов, например, государственного регулирования;
  • прогнозирование объемов продаж и разработка стратегии маркетинга, которая может охватывать такие элементы как ценообразование, организацию сбыта продукции, рекламу, систему стимулирования продаж и др.

Тщательная проработка обоснования объемов сбыта выпускаемой продукции является обязательной составляющей работы по определению перспектив хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Степень детальности проведения таких исследований во многом зависит как от специфики предприятия, так и от стоящих перед разработчиками задач.
Обоснованный прогноз объемов продаж служит исходной точкой для разработки плана производства. На первом шаге разработчики должны убедиться в том, что предполагаемые объемы продаж при сложившихся на рынке ценах на выпускаемую предприятием продукцию не только обеспечивают достижение точки безубыточности, но гарантируют получение предприятием необходимых для его дальнейшего развития прибылей.
В том случае, если данное условие не выполняется, следует изучить дополнительные возможности по расширению доли на рынка, а также наметить мероприятия по сокращению издержек производства.
План производства, помимо необходимых расчетов, должен раскрывать общие подходы к производству, содержать характеристику основных технологических процессов, применяемых в производстве, характеристику материально-технической базы производства и основных видов используемого сырья, материалов, энергетических ресурсов, а также характеристику основных поставщиков.
В данном разделе формулируются требования к трудовым ресурсам. При формировании сводной сметы расходов и калькуляции себестоимости необходимо учитывать результаты реализации мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции.
Финансовый план разрабатывается на основе предыдущих разделов и служит для отражения ожидаемых финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому расчеты, приведенные в финансовом плане должны быть полностью увязаны с расчетами, представленными в остальных частях плана финансового оздоровления.
Особое внимание следует уделить точности и обоснованности приводимых в разделе показателей, поскольку именно финансовый план не только тщательно изучается потенциальным кредитором (либо инвестором), но подвергается оценке с точки зрения достоверности приведенных расчетов.
Практика показывает, что серьезные затруднения у разработчиков планов финансового оздоровления (бизнес-планов) вызывает выбор ставки дисконта.
Эта проблема решается с помощью общих методических подходов, известных в теории оценки, и не имеет каких-либо особенностей. Разработчики плана финансового оздоровления предварительно должны изучить базовый курс оценки бизнеса и недвижимости либо привлечь для подготовки данного раздела соответствующих специалистов.
Целью разработки и реализации плана финансового оздоровления является восстановление либо укрепление платежеспособности предприятия, при разработке финансового плана целесообразно дополнительно проработать графики погашения дебиторской и кредиторской задолженности.
Разработка, анализ и постоянный контроль за выполнением графика погашения кредиторской задолженности (графика предстоящих платежей предприятия) имеет особое значение для успешной реализации плана финансового оздоровления в целом, поскольку задержка текущих платежей предприятием на срок, превышающий 3 месяца, резко увеличивает риски, связанные с возможностью обращения кредиторов в арбитражных суд и возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника.
Только после того, как разработчики убедятся в полной взаимоувязке основных разделов плана финансового оздоровления, следует приступать к формированию первого и второго его разделов.
В первом разделе помимо различной адресной информации, организационной структуры предприятия и характеристики его руководящих работников (их образовательный уровень, квалификация, стаж работы и т. д.), целесообразно дать сжатое описание основных направлений деятельности предприятия и его краткую характеристику.
Только после того как план финансового оздоровления полностью сформирован, можно приступить к разработке раздела, содержащего краткое резюме. Наряду с количественными показателями, которые необходимо включить в данный раздел, желательно в очень лаконичной форме изложить основную концепцию бизнес-плана в целом.
Ознакомление с типовой формой плана финансового оздоровления (бизнес-плана) и изучение подходов к его разработке могут представлять большой практический интерес в силу расширения сфер их применения.
Такие планы составляются предприятиями не только в том случае, когда они ходатайствуют о предоставлении им бюджетных средств для восстановления платежеспособности. Данная типовая форма используется также для разработки проектов (планов) восстановления платежеспособности неплатежеспособными предприятиями за счет мобилизации их внутренних ресурсов, без привлечения средств государственной финансовой поддержки, когда используется рассмотренная схема формирования плана, за исключением проведения обоснованной потребности в финансовой помощи государства и возвратности предоставленных бюджетных средств.
Кроме того, типовая форма использовалась и арбитражными управляющими для разработки планов внешнего управления имуществом должника (в терминах Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» 1992 г.). Однако планы внешнего управления имеют свою специфику, что необходимо учитывать, применяя для их разработки типовую форму плана финансового оздоровления.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ 4

1.1. Система финансового оздоровления предприятия и ее целевые задачи 4

1.2. Структура, содержание и особенности составления плана финансового оздоровления 5

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 10

2.1. Оценка эффективности деятельности предприятия 10

2.2. Диагностика финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 17

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 25

3.1. Модели финансового оздоровления предприятия, основанные на результатах анализа. 25

3.2. Разработка стратегического (текущего) плана финансового оздоровления предприятия 25

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ВВЕДЕНИЕ

План финансового оздоровления представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов хозяйственной деятельности предприятия с целью восстановления его платежеспособности.

Методика разработки плана финансового оздоровления предприятия имеет свою специфику. Особенности этой методики вытекают из самой ситуации, в которой находится неплатежеспособное предприятие. Обычный план может составляться в расчете на благоприятную ситуацию в рамках инвестиционного проекта. Другой вариант предусматривает нормальное развитие предприятия в условиях сбалансированности позитивных и угрожающих факторов.

Другое дело ситуация неплатежеспособности предприятия. «Угрозы» уже осуществились, и планирование нацелено на выход из кризиса, прежде всего финансового. Поэтому первой фазой планирования является определение конкретных проблем, которые привели к неплатежеспособности.

Далее необходимо перейти от проблем, от «диагноза», ко второй фазе планированию, включающему планирование целей, средств достижения целей, ресурсов и контроля. По сути, здесь вырабатывается концепция выхода из кризиса, называются приоритетные направления антикризисной деятельности.

Наконец, третья фаза включает собственно составление плана. Полученная ранее информация о причинах кризиса и концепция выхода из него «укладываются» в определенные форматы планирования. В качестве таких форматов выступают основные функциональные разделы плана.

Подробнее рассмотрим план финансового оздоровления предприятия на примере обществе с ограниченной ответственностью Строительная Фирма «Сарет» (ООО СФ «Сарет»).

1.1. Система финансового оздоровления предприятия и ее целевые задачи

Система финансового оздоровления включает перечень срочных мер, позволяющих оперативно диагностировать зоны «кризисного поля» и предотвратить развитие и углубление кризисной ситуации. В процессе финансового оздоровления организации основное значение приобретает выявление и использование внутренних резервов для обеспечения ее финансовой стабилизации и снижения зависимости от заемного капитала. Она осуществляется в следующей последовательности:

  • восстановление платежеспособности организации путем погашения наиболее срочных обязательств;

  • обеспечение финансовой устойчивости организации в краткосрочном периоде;

  • достижение финансового равновесия в долгосрочной перспективе.

При разработке плана финансового оздоровления предприятия используется:

а) результаты ежегодных инвентаризаций, проводимых Должником;

б) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета;

в) данные учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, договоров, планов, смет, калькуляций;

г) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;

д) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Должника.

План содержит основные исходные данные Должника, а также следующие заключения и выводы, основанные на расчетах и документальных фактах:

а) дата и место его составления.

б) фамилия, имя, отчество внешнего управляющего, наименование и местонахождение СРО.

в) наименование арбитражного суда.

г) полное наименование, местонахождение, коды отраслевой принадлежности.

д) коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности Должника и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении Должника, и динамика их изменения;

е) причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;

ж) результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положение на товарных и иных рынках;

з) результаты анализа активов и пассивов Должника;

и) результаты анализа возможности безубыточной деятельности Должника;

к) вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности Должника;

л) вывод о наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

1.2. Структура, содержание и особенности составления плана финансового оздоровления

Структура и содержание плана финансового оздоровления включает следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия.

1.1. Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОК.ПО.

1.2. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.

1.3. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т. д., код СОАТО.

1.4. Подчиненность предприятия — вышестоящий орган, код СООГУ.

1.5. Вид деятельности (основной), код ОКОНХ.

1.6. Организационно-правовая форма предприятия.

1.7. Форма собственности, код СКФС, доля государства (субъекта Российской Федерации) в капитале, процент.

1.8. Включено в Государственный реестр РФ предприятий монополистов: федеральный, местный.

1.9. Банковские реквизиты.

1.10. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.

1.11. Организационная структура предприятия, дочерние предприятия.

1.12. Ф.И.О., телефоны, факсы администрации предприятия.

1.13. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы на предприятии).

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

2.1. Срок реализации плана.

2.2. Сумма необходимых финансовых средств.

2.3. Срок погашения государственной финансовой помощи.

2.4. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтный (динамический) срок окупаемости проекта).

2.5. Агент правительства, через которого осуществляется финансирование (наименование, реквизиты).

3. Анализ финансового состояния предприятия.

3.1. Характеристика учетной политики предприятия (способы ведения бухгалтерского учета — способы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»).

3.2. Сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности.

4.1. Перечень мероприятий, анализ, выводы.

5. Рынок и конкуренция.

5.1. Описание отрасли и перспективы ее развития (с указанием основных групп потребителей).

5.2. Рынки, на которые ориентирован бизнес.

5.2.1.Отличительные характеристики основных рынков и их сегментов.

5.2.2.Размеры основных рынков.

5.2.3.Проникновение на рынок.

5.2.4.Ориентиры для цен и балансовой прибыли.

5.2.5. Средства коммуникации.

5.2.6.Цикл покупок потенциальных потребителей.

5.2.7. Важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных рынках.

5.2.8. Второстепенные рынки и их основные характеристики.

5.3. Конкуренция.

5.3.1. Характеристика предприятий по их участию на товарном рынке.

5.3.2. Анализ, выводы.

5.4. Законодательные ограничения.

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

6.1. Стратегия маркетинга.

6.1.1 Стратегия проникновения на рынок.

6.1.2. Стратегия роста.

6.1.3. Каналы распределения.

6.1.4. Коммуникации.

6.2. Стратегия осуществления продаж.

6.2.1. Характеристика и анализ каналов сбыта.

6.2.2. Объем сбыта продукции по каждому каналу.

6.3. Продукты и услуги.

6.3.1. Подробное описание продукта (услуги).

6.3.2. Жизненный цикл продукта.

6.3.3. Исследования и разработки.

7. План производства.

7.1. Производственная программа предприятия.

7.2. Планируемый объем продаж продукции.

7.3. Потребность в основных фондах.

7.4. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу.

7.5. Расчет потребности в персонале и заработной плате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *