Какая ответственность за превышение должностных полномочий

  • автор:

Превышение должностных полномочий (ст. 286 Уголовного кодекса РФ) может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Неправомерные действия должностного лица при превышении должностных полномочий должны быть непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта, когда он выступает не как частное, а как официальное лицо. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.
Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.).
Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом государственных или общественных интересов — это в значительной степени оценочное понятие. Прежде всего существенным следует считать нарушение должностным лицом конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ). Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью. Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так и упущенной выгоды. Существенное нарушение прав и законных интересов организации может быть связано с незаконным вмешательством в ее деятельность, ограничением свободы предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, повлекшими крупные убытки для организации, ограничением конкуренции и т.п. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства можно видеть в создании серьезных помех и сбоев в работе государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, подрыве авторитета органов государственной власти и органов местного самоуправления, сокрытии и попустительстве совершению преступлений и т.п.
Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо.
Комментируемое преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или неконкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично.
Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.
Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ).
По части 1 ст. 286 УК РФ наступает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет.
Квалифицированным видом превышения полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) является совершение соответствующих деяний лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов — Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Счетной палаты РФ, судьи, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ и др.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, — президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.
Действия наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 УК РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.
Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.
Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий — это высказанное намерение совершить вышеназванные действия.
Квалификацией по ч. 3 ст. 286 УК РФ охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК РФ.
Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК РФ.
Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.
К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии»). Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым, а также основанным на использовании электрической энергии, радиоактивных излучений и биологических факторов.
Ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье).
Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д.) состоят на вооружении органов милиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, судебных приставов, органов правительственной связи и информации, ведомственной и вневедомственной охраны.
При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования.
Причинение тяжких последствий является признаком особо квалифицированного превышения должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). При этом необходимо, чтобы имелись все другие объективные и субъективные признаки этого состава. Эти тяжкие последствия должны быть связаны с нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. К тяжким последствиям, в частности, рекомендуется относить: крупную аварию; причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку; дезорганизацию работы государственного или муниципального органа, а также учреждения; нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п.
По ч. 3 ст. 286 УК РФ наступает ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Принятие такого решения или совершение такого действия, которым создается предпочтение для принимающего решение лица, его близкого или какого-либо третьего лица. Злоупотребление служебным положением может принимать разные формы, например, использование общественных средств, злоупотребление доверием и т.д.

Согласно записке АКЗ, предпосылкой коррупционного использования служебного положения является то, что должностное лицо обладает компетенцией для совершения соответствующего действия, но либо не выполняет своего обязательства, либо превышает свою компетенцию, либо использует ее с нарушением правил дискретности.

Коррупционное использование общественных средств – это использование предназначенных для выполнения общественного задания материальных или прочих ресурсов с нарушением должностным лицом служебных обязанностей в интересах самого должностного лица или третьего лица, если это влечет за собой неравное или необоснованное преимущество для должностного лица или для третьего лица с точки зрения общественного интереса. Примером такого злоупотребления, например, является использование автомобиля в личных целях или, тем более, для получения побочного дохода; а также использование подчиненного для выполнения личных дел и пр. Согласно пояснительной записке АКЗ, коррупционным использованием общественных средств не считается использование общественного средства в интересах должностного лица или третьего лица в таком объеме, в котором исходя из обычая и принципа разумности предполагается использование средства должностного лица в общественных интересах. Таким образом, использование средств учреждения для собственных нужд (напр., написание частного письма ручкой учреждения) само по себе не является коррупционным случаем.

Присвоение, злоупотребление доверием и мошенничество могут принимать очень разные формы. Если они совершены должностным лицом, что часто речь идет о коррупции. Например, речь не идет о коррупции, если уличный продавец часов вместо дорогих фирменных часов продает покупателю подделку или если маклер по недвижимости мошенничеством отнимает у стариков их жилье. Присвоение и мошенничество со стороны должностного лица может выражаться в незаконных распоряжениях подчиненным, в непредставлении определенных данных, в совершении незаконных сделок и т.д. При помощи бухгалтерского учета можно создать и использовать поддельные счета или другие бухгалтерские документы, содержащие ложную информацию. Также можно не зарегистрировать определенные сделки и пр. Таким образом, такое нарушение бухгалтерских правил само по себе не является коррупцией, но может быть подготавливающим или скрывающим коррупцию действием. Примером мошенничества может быть и то, если участвующие в конкурсе госзакупок лица не получают равного обращения, и для одного из участников создаются льготные условия, или конкурс не проводится, хотя это должно было быть сделано.

Информация об изменениях:

Указом Президиума ВС РСФСР от 3 декабря 1982 г. в статью 170 настоящего кодекса внесены изменения

Изменения вводятся в действие с 1 января 1983 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 170. Злоупотребление властью или служебным положением

Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы, если оно совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило существенный вред государственным или общественным интересам, либо охраняемым законом правам и интересам граждан, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или увольнением от должности.

Злоупотребление властью или служебным положением, если оно вызвало тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Под должностными лицами в статьях настоящей главы понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.

© 2003 г. И.Р. Сичинава

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, И ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ: ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ

Следует обратить особое внимание на проблему разграничения составов превышения мер при задержании преступника (ч. 2 ст. 108 УК РФ и ч. 2 ст. 114 УК РФ) и составов превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Между ними существует определенное сходство в тех ситуациях, когда субъектом преступления является сотрудник милиции.

Согласно ч. 1 ст. 286 УК РФ, это — «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». К таковым могут быть отнесены деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, если они совершены: а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

В примечании к ст. 285 УК РФ дано понятие специального субъекта данного состава преступления — «должностное лицо». Ими являются «лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно — распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ».

Анализ данной статьи позволяет сделать вывод, что к должностным лицам следует отнести всех сотрудников милиции и других правоохранительных органов, которые в данном случае выступают как представители власти.

Формы превышения должностных полномочий в советское время получили закрепление в постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» от 30.03.90 г. № 4. Таковыми признаются совершение должностным лицом действий:

— если они относятся к полномочиям другого должностного лица;

— которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

— единолично тех, которые имеет право совершить только коллегиальный орган;

— которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать .

Особое значение имеет второй вид превышения должностных полномочий — совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте. Объективная сторона данного состава преступления предусматривает не только совершение действий, которые бы явно (для всех) выходили за пределы полномочий, но и повлекли бы существенное нарушение прав и законных интересов граждан. Данная формулировка является очень расплывчатой и устанавливать — имело ли место нарушение прав и законных интересов — нужно в каждом конкретном случаи с учётом всех обстоятельств случившегося .

Гораздо более важное значение имеют квалифицирующие признаки деяния: а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Под применением насилия следует понимать такие действия виновного, когда они сопряжены с нанесением потерпевшему побоев, причинением телесных повреждений, а также ограничением его свободы , т.е. причинение тяжкого вреда здоровью, средней тяжести, легкого вреда здоровью, побоев и истязаний. Угроза применения первого может выражаться в психологическом воздействии на потерпевшего, когда виновный угрожает наступлением вышеуказанных последствий, и у жертвы есть реальные основания этого опасаться. Применение оружия и специальных средств означает использование их по своему функциональному назначению. Здесь вопрос о психологическом воздействии стоит особо. Если должностное лицо угрожает оружием, при этом зная, что оно не заряжено либо неисправно, но потерпевший об этом не знает, то такие действия следует квалифицировать по п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Под оружием следует понимать «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также основные части оружия, определяющие его функциональное назначение» . Таким образом, данный квалифицирующий признак распространяется на все виды оружия (огнестрельное, газовое, холодное и т.д.). Специальные средства получили свое закрепление в законе «О милиции» (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, све-

тозвуковые средства отвлекающего воздействия; средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки, электрошоковые устройства) .

Признак «тяжкие последствия» является оценочным и определяется в каждом конкретном случае отдельно. Как полагают Ю.И. Скуратов и В.М. Лебедев, в случае убийства при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, содеянное нужно квалифицировать по совокупности с ч. 3 ст. 286 УК РФ, тогда как причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью при задержании лица совершившего преступление, совершенное должностным лицом, должно квалифицироваться только по ст. 286 УК РФ . Полагаем, это мнение весьма спорно. Работники милиции или другие представители власти, а также военнослужащие за превышение пределов необходимого причинения вреда при задержании не могут привлекаться к уголовной ответственности по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за должностные или воинские преступления. Это может привести лишь к ограничению прав представителей власти по сравнению с другими гражданами и поставить их в неравное с ними положение . Право на задержание преступника предоставлено всем, но если для отдельного гражданина задержание преступника является его правом и моральным долгом, то для работников милиции и военнослужащих задержание преступника является обязанностью. На работников милиции эта обязанность возложена законом, невыполнение ее во всех случаях является преступным бездействием, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность.

Наделенные определенными служебными полномочиями по задержанию преступников, работники милиции и военнослужащие обязаны действовать даже в случае крайней опасности, которая им угрожает. Именно они в основном задерживают наиболее опасных преступников, рискуя своей жизнью. Поэтому, когда отдельные работники милиции или военнослужащие причиняют преступнику вред, явно не соответствующий характеру и опасности совершенного им преступления, они должны нести ответственность за это наравне со всеми гражданами, и их положение не может отягчаться только потому, что они являются представителями власти.

Привлечение представителей власти и военнослужащих, превысивших во время исполнения служебных обязанностей пределы необходимого причинения вреда при задержании преступника, к уголовной ответственности по статьям УК о должностных и воинских преступлениях, по сути дела, означало бы исключение в отношении их

применения общих правил ответственности за вред, причиненный при задержании. Это может привести лишь к усилению ответственности за превышение мер, необходимых для задержания преступника. Кроме того, при осуждении работников милиции или военнослужащих по статьям Уголовного кодекса о должностных или воинских преступлениях наступила бы уголовная ответственность и за нанесение легкого вреда здоровью при задержании преступника, т.е. за действия, которые при совершении их любым гражданином не признаются преступлением.

Такая позиция предполагает, что работники милиции и военнослужащие должны караться строже, чем любой другой гражданин, совершивший аналогичное действие. Это было бы явной несправедливостью в отношении лиц, которым в силу особенностей их службы часто приходится, рискуя своей жизнью и здоровьем, задерживать преступников.

В заключение хотелось бы конкретизировать основные отличия составов превышения мер, необходимых для задержания преступника, (убийства и причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью) от состава превышения должностных полномочий:

а) при превышении мер, необходимых для задержания, должностное лицо действует в пределах своей компетенции, но превышает условия правомерности либо выходит за пределы своих полномочий, однако делает это при чрезвычайных обстоятельствах; при превышении же власти должностное лицо всегда выходит за пределы своей компетенции;

б) с субъективной стороны превышение мер, необходимых для задержания преступника, совершается умышленно или по неосторожности; при превышении власти лицо действует только умышленно;

в) мотив превышения мер необходимых для задержания — стремление задержать преступника, не считаясь с тем, что это будет достигнуто путем причинения излишнего вреда; мотив превышения власти характеризуется ложно понятыми интересами служебной необходимости;

г) при превышении мер субъектом преступления может быть как частное, так и должностное лицо; при превышении власти — только должностное лицо;

д) при превышении мер, необходимых для задержания, криминальная ситуация возникает вследствие противоправных действий потерпевшего; при превышении власти эту ситуацию зачастую создает должностное лицо.

Литература

1. Бюллетень Верховного Суда СССР 1990 г., № 3.

2. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000. С. 109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Закон «Об оружии» 20.05.93 г., ст. 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *