Как заниматься репетиторством

  • автор:

Учителям общеобразовательных школ на законодательном уровне вновь разрешено заниматься репетиторством. С начала учебного года учитель, он же репетитор французского языка, немецкого или английского сможет давать частные уроки своим же ученикам, «вне» и «на» территории учебного заведения. Последняя версия законопроекта «Об образовании», из которого и была изъята запретительная норма, в ближайшие дни будет отправлена в Госдуму, сразу же после рассмотрения данного законопроекта на заседании правительства.
По мнению экспертов, репетиторство является весомой частью дополнительных доходов педагогических составов школ, в случае его запрета учителя будут вынуждены уходить из школ в поисках более оплачиваемых рабочих мест. Ограничение, изначально содержащееся в новой законодательной версии «Об образовании», благодаря многолетним общественным обсуждениям, наконец-то было исключено. Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина рассказала, что буквально перед отправкой документа в Госдуму и правительство, запретительная норма была убрана под напором директоров школ, учительских составов, и отраслевых лоббистов.
Абанкина отметила, что ранее введённый запрет явился вынужденной реакцией на многочисленные родительские жалобы на то, что учителя вынуждают их доплачивать за уроки, объясняя свои требования нехваткой времени, отведенного на одного ученика госстандартом. Но в тоже время подобный запрет также явился причиной протеста педагогических школьных составов, так как они хорошо понимают всю пользу репетиторства во время усвоения новой школьной программы, необходимой для успешной сдачи ЕГЭ.
Предыдущая версия законопроекта предполагала, что в случае возникновения конфликтов интересов, когда учителем и репетитором предметником является один и тот же преподаватель, его судьбу должен был решать директор школы. Иными словами на администрацию школ возлагалась ответственность по «урегулированию или предотвращению конфликта интересов». Однако отношение многих директоров школ к таким учительским приработкам явно неоднозначное.
Леонид Наумов, директор столичной школы № 1505 отмечает, что с педагогической точки зрения как бы неправильно, когда педагог после уроков за деньги занимается со своими учениками. В то же время трудно найти другие нюансы, так как в селе или небольшом городе дети, желающие получить «твёрдые» знания, просто лишены иного способа подготовки. Что не скажешь про крупные города, тем более Москву, где учащиеся школ имеют право выбора, как учителей, так и репетиторов.
По оценке экспертов, каждый второй выпускник столичной школы в этом году обратился за помощью на ресурс www.VirtualAcademy.ru, специалистами которого являются не только учителя, но и вузовские преподаватели. Что интересно, расценки данных специалистов, несмотря на большой опыт работы, доступнее многих » школьных». К тому же, по мнению Леонида Наумова при «натаскивании» подростков у репетиторов — предметников есть свои преимущества, так как они действительно обладают большим опытом репетиторства и знают все особенности ЕГЭ.

Мысли «я хочу стать репетитором» маловато для того, чтобы делать свою работу профессионально. Посмотрим, что для этого нужно.Во-первых, профессиональному преподавателю необходимо владеть хорошими психологическими навыками. В то же время репетитор должен быть креативен. Нужно понимать, что репетитор является для ученика в первую очередь соратником и помощником.

Мало кто понимает, что быть репетитор — ответственная и сложная профессия. Есть стереотип, что работать репетитором — дополнительная подработка для преподавателя вуза или школьного учителя . В реальности настоящие мастера своего дела не является ни первым, ни вторым.

Что нужно, чтобы быть хорошим репетитором
Высшее образования и опыт — это главные требования к качественному преподавателю. Не будут лишними навыки в области психологии или педагогики. Практические навыки также важны. Следует понимать, что человек, который занят в данной сфере дольше, тем он стает более опытным и тем качественнее делает свою работу. Поэтому, тарифы репетитора со временем скорее всего будут расти. Проследить опытность преподавателя нелегко, поэтому стоить просить от своих учеников рекомендации. Отзывы есть своеобразным подтверждением вашей компетентности.
По большому счету быть репетитором может любой человек, который окончил вуз и имеет желание преподавать. Однако следует понимать, что данная сфера деятельности далеко не каждому подходит. Кроме знаний, нужно обладать личностными качествами, которые присущи хорошему педагогу.
Сюда можно отнести:
Ответственность. Это качество позволит вам поддерживать дисциплину учебы во время занятий и эффективно планировать уроки;
Интерес к предмету. Хороший преподаватель всегда дополняет свои знания и совершенствуется, а также делает лучше методику преподавания;
Доступное и понятное изложения материала. Знание того или иного вопроса, не говорит о том, что Вы легко объясните его другому. Хороший репетитор легко справиться с подобной задачей.
Пунктуальность дисциплинирует и дает возможность своевременно начинать и заканчивать занятия;
Умение быстро наладить контакт с учеником. компетентность и личное обаяние помогут построить доверительных отношений с учеником;
Лояльность к ошибкам ученика и терпеливость.
Если у вас есть данные качества, нужно начинать поиск учеников, а для практики и набора определенного опыта лучше всего начать заниматься с детьми своих знакомых.

Как репетитору найти учеников
Сегодня в сети есть много ресурсов, таких как «Репетиторы Украины», где можно разместить свою анкету с указанием города, в котором вы будете работать, района, куда Вы сможете выезжать на занятия, цены за урок, опыта работы и вашего образование, а также других полезных данных. В основном, репетиторы, которые начинают испытывать себя в этой профессии ищут работу на сайтах по трудоустройству. Например, на сайте HeadHunter есть целый раздел с объявлениями поиска вакансии репетитора в Киеве, а также других городах.

Нужна ли лицензия репетитора
Репетиторство — форма индивидуальной педагогической деятельности и для этого лицензия не нужна. Квалификацию нужно подтвердить соответствующим дипломом. Нужно понимать, что работа репетитором — предпринимательская деятельность и необходимо оформить свидетельство. Естественно, в таком случае вам придется платить налоги, тем самым разделяя ваши доходы с государством.Есть и другой вариант. Если репетитор имеет склонность к предпринимательству, он может основать свой собственный учебный центр. При этом нужно помнить, что неуплата налогов юридическим лицом, которым есть подобный учебный центр, карается штрафом. В таком случае организации нужна лицензия, которая позволяет вести преподавательскую деятельность.

Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.

Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство — это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.

Начните с практики

Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.

Поспрашивайте знакомых

Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.

Изучите литературу

Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».

Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.

Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы — например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.

Продумайте общий план работы

Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.

Начните искать учеников

Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.

Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях — на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики — репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.

Ещё один вариант — специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.

Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве — не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.

Выберите место для занятий

У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту — два рубля). Можно подумать о коворкинге — своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ — уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.

Оцените свои услуги

Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.

Проведите пробное занятие

Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы — ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.

Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.

Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей — это всегда и ваши победы.

Чтобы не допустить ошибок при начинании деятельности репетитора, рекомендуется изучить опыт успешных частных наставников.

  • Анализ чужого опыта сможет облегчить процесс формирования нового образа жизни, поскольку репетиторство – это в большей степени определенный стиль жизни, предполагающий нестандартные решения и значительную неопределенность ситуаций.
  • При организации своего дела стоит позаботиться об официальном оформлении.
  • Нарушение законодательных норм в области репетиторства может повлечь административную ответственность и достаточно крупные штрафы, но самое важное для любого педагога – это моральные терзания по поводу несоблюдения установленных требований к репетиторской деятельности.

Последовательность шагов к официальному оформлению репетиторства можно описать следующим образом:

1) выбор учебной дисциплины для частных уроков, исходя из имеющегося опыта и востребованности у учащихся;

2) определение своей аудитории по возрастному, территориальному, социальному признакам;

3) подготовка материалов, написание программы обучения, приобретение учебных пособий и дидактических материалов;

4) продумывание рекламной кампании по продвижению своих образовательных услуг: сайт в интернете, реклама в школах, метро, социальных сетях;

5) официальная регистрация в налоговых органах, выбор системы налогообложения в зависимости от вида деятельности. При упрощенной налоговой системе репетитор ежемесячно выплачивает 6% от своего дохода в бюджет государства.

При организации своего дела полезно составлять бизнес-план, который включает подробное описание, расчеты по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Репетиторство является одной из платных образовательных услуг, оказываемых как государственными и муниципальными образовательными учреждениями, так и негосударственными, а также гражданами – физическими лицами.

Как указано в 7 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2011г. № 505, исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Исполнителем, согласно Правилам, является, в том числе гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Репетиторство, как вид деятельности, на сегодняшний день лицензированию не подлежит.

Таким образом, гражданин, являющийся исполнителем по договору (репетитором), обязан предоставить потребителю информацию о наличии у него соответствующего образования, подтвержденного дипломом.

Но, в том случае, если потребитель осведомлен об отсутствии у репетитора специального образования, необходимого для оказания репетиторских услуг, тем не менее, выразил желание воспользоваться услугами, препятствий для заключения договора законодательство не содержит.

Регистрация репетитора в качестве индивидуального предпринимателя

В целях уклонения от налогообложения, лица, занимающиеся репетиторством, как правило, не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Это и понятно, выявить факт занятия данной деятельностью, а также систематическое получение репетиторами прибыли от оказания услуг довольно проблематично. Такого рода услуги, зачастую оказываются «на дому», без открытия официальных офисов. Тем не менее, гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, в том числе репетиторством, необходимо знать, что существует административная и уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП.

В указанных выше Правилах, содержится требование, в соответствии с которым, исполнитель — гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа (п. 9 Правил).

Административная и уголовная ответственность за деятельность без регистрации ИП

Статья 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство по статье 171 УК РФ наступает, если осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Санкция статьи предусматривает штраф в размере до трехсот тысяч рублей или взыскание заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы или арест на срок до шести месяцев.

Крупным размером признается доход, превышающий один миллион пятьсот тысяч рублей.

См. также иные статьи и судебную практику в рубрике «Трудовые споры»

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 26.04.2013г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *