Как сдавать металлолом

  • автор:

Пригодность металла к многократному повторному использованию в производстве новых изделий делает его важным сырьевым материалом для промышленности. Сбор лома черных металлов (сталь и чугун) и их переработка в качественное сырье для металлургической отрасли позволяют экономить ценные природные ресурсы железную руду и уголь, а также снижают количество вредных выбросов в атмосферу.

Для рассмотрения вопроса о качестве сбора и переработки лома и отходов необходимо исследовать все этапы эволюции лома от момента заготовки до переработки и собственно потребления.

Кругооборот металла в промышленности в разных странах имеет свою специфику. В Рос сии после того, как металл стал ломом, его заготавливают, т.е. скупают у ломосдатчиков (пред приятий) и у населения, затем везут на ломоперерабатывающие предприятия для дальнейшей обработки, после чего сортовой лом1 черных металлов отправляется потребителям.

Движение лома и отходов черных металлов для дальнейшего рассмотрения можно представить в следующих этапах: Заготовка -> Переработка -> Потребление.

Этап заготовки металлолома

Лом и отходы черных металлов подразделяются на следующие виды:

  • бесхозный металлолом, который неизвестно кому принадлежит;
  • бытовой лом и отходы из личного имущества населения;
  • военный и судовой лом, лом из предметов военной техники, боеприпасов, судов и других плавучих средств;
  • амортизационный лом (все металлические изделия, оборудование, машины и т.д., не пригодные для дальнейшего использования);
  • оборотный лом, который образуется как отходы в процессе производства и перерабатывается на том же заводе, где образуется.

По оценке экспертов рынка лома черных металлов, ежегодно в России собирается порядка 40 млн. т черного лома. Если доля оборотного лома составляет 10 15 млн. т, то товарный лом дает 25 30 млн. т.

Для определения цены на вторичные черные металлы их проверяют по качеству и металлургической ценности. Главные критерии оценки качества это физическая и химическая однородность, степень чистоты и плотность.

Лом и отходы черных металлов являются предметом международной торговли, поэтому все перерабатываемые сорта принято подразделять на следующие основные группы:

  • 1) качественные сорта (габаритный массивный лом, шредированный новый лом);
  • 2) средние сорта (габаритный толстый лом, лом чугуна, смешанный лом из новой стали);
  • 3) низкокачественные сорта (лом из старой стали, загрязненный лом, пакетированный лом, стружка).

Российская классификация лома и отходов черных металлов по ГОСТ 278775 отличается от типовой зарубежной классификации. Тем не менее, российский лом по ГОСТ 13А можно сопоставить с первой группой, а все остальные виды лома и отходов за исключением железно дорожного отнести ко второй и третьей группам. Старый (ржавый и загрязненный) и негабаритный лом (для разделки), как правило, оценивается на порядок ниже. Распространенные в ГОСТе брикеты и пакеты (6А, 7А, 8А, 9А, 10А, 23А) из-за непредсказуемого на практике состава интересуют потребителей металлолома весьма ограниченно. Сейчас более распространенные легковесные сорта лома на мировом рынке чаще всего являются сырьем для шредирования.

Россия отличается от других стран динами кой развития ломозаготовки как промышленной отрасли. В Советском Союзе заготовка и переработка лома и отходов проходили централизованно. Отечественные металлурги и машиностроители работали на полную мощность, и заготовка лома как стратегического сырья имела большое значение. Практически весь собранный в стране металлический лом потреблялся отечественными металлургическими предприятиями. На экспорт поставлялось не более 10% всего объема заготовки лома черных металлов. Задача вторчерметов СССР состояла в том, чтобы собирать накапливающийся в стране лом вплоть до стружки и выполнять поставленные планы по заготовке и сдаче лома.

Рыночная реорганизация изменила систему ломозаготовки в России. За последние двадцать лет приоритеты государства с рыночной экономикой в корне поменялись: доля экспорта увеличилась в разы, причем экспорт охватывал самые качественные сорта (ЗА, железнодорожный лом и т.п.). По тоннажу экспорт вдвое превышал потребление лома внутри страны. Объемы заготовки черного лома сократились примерно в 2 раза. Помогали этому в 1990-е гг. такие процессы, как разоружение, конверсия, а потом и сдача на лом устаревших производственных фондов многих предприятийбанкротов. Наиболее востребованной тогда оказалась технология резки массивных конструкций.

Ломозаготовка для экспорта достигла таких масштабов (вплоть до воровства), что правительству пришлось вводить таможенные пошлины на экспорт лома. Государство попыталось структурировать рынок оборота цветных и черных металлов, что в итоге ему и удалось. В настоящее время для проведения операций с металлическим ломом и отхода ми требуется получение соответствующей лицензии. Количество неконтролируемых государством пунктов приема значительно сократилось. Сейчас «новые” ломозаготовительные компании, безусловно, заинтересованы в наиболее рентабельных в переработке тяжелых сортах лома, которые имеют прекрасный экспортный потенциал.

Вопрос сбора легковесного, крупногабаритного амортизационного лома, требующего значительных затрат для дальнейшей обработки, обострился. В 2004 г. доля легковесного смешанного лома с толщиной стенки 6 мм в ломозаготовке в России составила 40%. С этого момента наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению процента тяжеловесного толстостенного металлолома в общем объеме заготовки.

Из-за низкой технической оснащенности ломозаготовителей имеет место хронический «недосбор” низкокачественного лома в металлообработке и в строительстве, также значительное количество амортизационного лома образуется в непроизводственной сфере (автомобили, суда, тара). Остается без внимания бесхозный или полубесхозный лом разрушающихся зданий, строительных и производственных конструкций и механизмов. И почти весь этот легкий и старый лом оказался сейчас в России практически не востребован. Это объясняется тем, что в области первичной заготовки лома работают в основном мелкие и слабо оснащенные предприятия и частные лица, не заинтересованные в инвестициях в дорогостоящее оборудование.

Основными технологиями являются газопламенная (автогенная) резка, имеющая большие ограничения при работе с тонкостенным, легким, засоренным ломом, и пакетирование, превращающее металл в прессованный лом с высоким процентом загрязнения вредными примесями и включениями.

Сегодня ломозаготовители видят свою задачу в том, чтобы быстро собрать более-менее ценные отходы металла и сдать их ближайшему переработчику.

Значительную специфику в данный процесс добавляют огромные российские расстояния и растущие транспортные тарифы. В настоящее время дальняя перевозка непереработанного легкого лома нерентабельна.

Вывод: российские заготовители не в состоянии напрямую обеспечить потребителей (металлургов) более-менее качественным ломом в силу крайне ограниченного присутствия таково го в общем объеме собираемого товарного лома, а также из-за собственной низкой технической оснащенности, не позволяющей оказывать какое-либо существенное воздействие на качество заготавливаемого лома.

Этап переработки металлолома

Переработка собранного заготовителями лома и отходов черных металлов осуществляется на специализированных предприятиях, которые являются посредниками между сборщиками и потребителями лома. Переработка металлолома это трудоемкий процесс, требующий специального оборудования и предварительной сортировки и классификации сырья. В результате переработки качество лома приводится в соответствие с существующими стандартами по составу, степени чистоты, габаритам, массе, плотности, осыпаемости и предельному содержанию легирующих элементов. К сожалению, на данном этапе в России таких компаний насчитываются единицы.

Некоторые предприятия на всех этапах процесса применяют дорогостоящее оборудование, как правило, зарубежного производства. Основная коммерческая цель переработки сделать из дешевого низкосортного, легкого, засоренного лома качественный, чистый, высоковостребованный рынком сортовой лом со значительной добавленной стоимостью.

Многие перерабатывающие компании осуществляют переработку легковесного лома с по мощью прессножниц фирм Henschеl, Fuchs, Leimbach, Меtso Lindemann, Jnterseroh Franken Rostoff GmbH & Co KG, ZDAS, на которых ме талл режется и подпрессовывается (перерабаты вается в группу 3АН). Выше по качеству можно получить шредированный лом (резаный / дробленый) с небольшим размером фракций (50 200 мм). При этой технологии образуются от дельные куски металла малого размера, а такие примеси, как куски электропроводки, алюминиевая фольга, удаляются путем многоступенчатой сепарации.

Современные линии измельчения и сепарации (например, шредеры фирм Меtso Lindemann, Henschеl, Lynx и др.) производят дробленый лом высокого качества. На мировом рынке давно стала стандартной категория лома Steel Scrap Shredded (стальной лом шредированный), которая котируется на рынке по самой высокой цене и считается наиболее ликвидной позицией.

Использование шредированного лома выгодно и удобно в металлургическом процессе. Проще становится загрузка лома, обеспечивающая равномерно плотную укладку его в печи. Шихта быстрее прогревается, что ускоряет время плавки, снижает расход энергии (до 15%); как следствие, повышается качество выплавляемого металла.

На Западе переработка лома с помощью шредеров неуклонно расширяется. На сегодняшний день в мире работает свыше 750 шредерных установок от 1 до 10 л.с., тогда как в России имеется не более пяти единиц такого оборудования.

Не удивительно, что окупаемость инвестиций в дорогостоящее оборудование является главным вопросом для переработчиков лома и отходов. Оценки ряда аналитиков постоянно варьируются в зависимости от динамики цен на раз личный лом, тарифов на перевозки и т.д. Сей час заметным считается экономический эффект от применения прессножниц при переработке более 1000 т, а для шредеров более 5000 т лома в месяц. Такие грузопотоки лома имеются в сотнях российских населенных пунктов, однако современное оборудование имеют только десятки городов.

Понимая, что качество продукции это, прежде всего, деньги, наиболее дальновидные переработчики разрабатывают у себя системы менеджмента качества и сертифицируют их в соответствии с требованиями международных стандартов (например, ISO 9001:2000).

Если качество лома гарантировано тщательной организацией производственных процессов, установлением контрольных показателей, постоянным мониторингом на всех циклах производства, анализом требований потребителей и своевременной реализацией корректирующих и превентивных мероприятий, то у потребителей не останется сомнений при выборе поставщика такого лома.

Этап потребления металлолома

Потребителями лома являются металлургические комбинаты и трубные заводы. В индустриально развитых странах сталь получают пре имущественно электроплавильным способом, где лом составляет до 100% шихты, а качество лома является определяющим критерием в качестве выплавляемой стали. В России исторически сложилось сталеплавильное производство без учета необходимости максимального использования лома. Отсюда и излишние мощности по выплавке чугуна, производству кокса и железорудного сырья.

Начавшаяся в последние пять лет медленная переориентация на преимущественное развитие электростали (пуск 2 ДСП на ОАО «ММК”, строительство минизаводов в Ревде, Ярцево, Абинске и т.д.) позволит увеличить потребление лома до масштабов сегодняшней заготовки, и, следовательно, в центре внимания ста нет вопрос качества заготовки и переработки, а нынешняя кризисная ситуация и жесткая конкуренция ускорят этот процесс.

В 2006 г. специализированной инжиниринговой фирмой LABEA были проведены исследования для испанского сталеплавильного концер на «Селса Групп” (Celsa Group) на четырех мини заводах с одинаковой производительностью в 600 тыс. т стальной заготовки в год. В ходе исследования рассчитывался экономический эффект от увеличения металлургического выхода всего лишь на 1% (тонны произведенной стали /тонны использованного лома) за счет применения лома более высокого качества по чистоте и засоренности. В результате исследования были по лучены следующие данные:

  • снижение расхода энергии составило 8 10 кВт•ч на тонну заготовки, что дало годовую экономию в 385 тыс. евро;
  • уменьшился расход извести на 2 кг на тон ну заготовки, что позволило сэкономить в год 193 тыс. евро;
  • увеличилась производительность за счет экономии энергии, что составило 25 355 т заготовки в год;
  • улучшилось качество стали за счет высокого качества лома.

В современной металлургии (электрометаллургии) качество лома является важным фактором, оказывающим влияние как на экономическую эффективность производства, так и на его производительность, качество и себестоимость продукции. Следовательно, те переработчики, которые предлагают рынку лом более высокого качества, вправе рассчитывать на более высокие цены на свою продукцию и на конкурентные преимущества.

Что же касается заготовки и хронических проблем с недобором низкокачественного легко го лома вследствие низкого уровня технической оснащенности сборщиков, то рано или поздно ломопереработчики обратят свое внимание на этот сектор рынка и направят сюда свои инвестиции. Ведь уже сегодня все шредерные компании по переработке лома (две в Москве и Московской обл. «ПК ВТОРМЕТ” и ООО «Орис ПРОМ”; одна в Санкт-Петербурге ООО «Хетек” и одна в Краснодаре) жалуются на недостаточную загрузку. И это притом, что ресурсы черного лома в указанных регионах просто огромны.

Значительный недосбор лома наносит весомый экономический ущерб стране. Сумма, еже годно теряемая экономикой из-за неполного сбора и переработки образующегося черного лома, составляет более 0,5 млрд. долл. в год. Несобранный металлолом безвозвратно теряется. Только от коррозии страна ежегодно лишается около 5 6 млн. т черных металлов.

В результате недосбора металлолома также оказывается пагубное воздействие на экологическую ситуацию в России. Вместе с оксидами железа в почву и грунтовые воды попадает значительное количество и других соединений, крайне отрицательно влияющих на окружающую среду.

Н.Л. Удальцова
Всероссийский заочный финансовоэкономический институт
«Экономические науки» №7 2009

Всем уже давно известно, что бизнес со сбором металлолома дает отличную возможность зарабатывать, однако для этого лом нужно сначала найти. Настоящие бизнесмены не ищут определенный вид металла, они собирают абсолютно все, что можно сдать в пункт приема, однако перед этим добывают лом из изделий и сортируют его.

Собираем металлолом

Организация бизнеса с металлоломом невозможна без определенных моментов, таких как поиск, сбор, сортировка, хранение и сдача.

Для того, чтобы стать квалифицированным сборщиком лома, нужно быть физически подготовленным и иметь хорошее здоровье, позволяющее переносить тяжелые чугунные ванны и другие крупные запчасти. Кроме того, нужно иметь необходимые инструменты и приспособления, а также транспорт. Без знаний, как правильно собирать металлолом, видов металла и того, как его нужно извлекать из устройств тоже не обойтись.

Важно! Металлосборщик должен также ориентироваться в тонкостях сдачи лома, так, например, сдавать выгоднее именно зимой, когда цена за 1 кг выше, чем летом. Это объясняется тем, что добывать металл под слоем снега труднее, день короткий и времени на сбор намного меньше. Опытные сборщики собирают металлолом весной и летом, хранят его на протяжении года, а затем сдают зимой.

Собирать лом можно в тех местах, в которых действиях не нарушаются законом. Одним из экзотических мест является пляж. Нередко там можно увидеть людей с металлодетекторами, которые ищут потерявшиеся сережки, кольца и цепочки и драгоценных металлов.

Иногда сборщики меняют тактику и просто расклеивают объявления, в которых сообщают, что помогут избавиться от ненужного железного мусора, приедут и все сами заберут. Это, по праву, также можно назвать одним из способов, как собирать металлолом.

Как и из чего стоит извлекать металл

Не всегда лом лежи лежит на поверхности, очень часто его нужно извлечь из объектов металлического вторсырья.

Медь является самым дорогим металлом из всех. Ее можно добыть, если поместить в костер трансформаторы, двигатели и другие изделия, в которых она предположительно содержится. Золу с такого костра не рекомендуется распылять на огороде, в ней содержаться токсичные вещества и вывозить ее стоит на официальную свалку.

Разборку двигателей и трансформаторов можно делать и с помощью болгарки. Такой процесс займет несколько подходов. В первую очередь болгаркой снимается торцевая часть обмотки двигателя, после чего можно смело доставать обмотку из статора целыми секциями, а не отдельными проводками. После извлечения из пазов ее режут поперек и легко снимают из сердечника. Пластины сердечников на лом не принимаются, однако они являются отличным наполнителем для бетонных работ.

Важно! Благоприятным временем для поиска лома является весенние выходные (особенно время после традиционного «субботника»). Именно в это время все стараются избавиться от ненужного хлама и мусора, не обременяя себя поиском в нем железных деталей для сдачи.

Собирать лом металла можно и из старых опор линий электропередачи, если вы знаете как это делать. В бетонных столбах содержаться десятки килограмм стальной арматуры. Для этого, правда, нужно хорошая физическая подготовка и кувалда, с помощью которой и разбиваются столбы.

Оборудования для поиска

Для того, чтобы знать, как собирать металл, нужно определить его точное местонахождение.

Популярной бюджетной моделью является JJ-Connect Adventure, ее преимущество заключается в стоимости, которая быстро окупается и в наличии основных функций, необходимых для поиска. Однако при плохих погодных условиях электроника дает сбой, а глубина, которую ловит прибор, маленькая.

Справиться с поиском на водных просторах металлоискатель не может и в этом случае собирают металлолом поисковые магниты.

Магниты бывают двух видов:

  • Односторонние
  • Двухсторонние

Для того, чтобы использовать магнит, его достаточно опустить в воду и плыть по реке, притягивая к себе железные детали. Притягивать можно вес от 80 до 600 кг, в то время как вес самого магнита колеблется между 1 и 6 кг.

Следует запомнить, что на земле мы ищем металлолом металлоискателем, а на воде магнитом.

Обойтись без режущих инструментов и приспособления для перевозки лома на короткие расстояния очень трудно, они обязательно должны быть в арсенале каждого сборщика.

Транспорт для сбора металла

Наиболее важным приспособлением для сбора является транспорт. На нем собранный лом доставляют в пункт приема.

Это может быть:

  • Легковой автомобиль. Если вы являетесь начинающим сборщиком, багажника легкового автомобиля будет достаточно, так как он вместит в себя несколько десятков килограмм. Однако, перевозить большее количество железа не выгодно, это займет несколько поездок и отразиться на неоправданной стоимости бензина.
  • Прицеп. Вместительность прицепа составляет не более 750 килограмм, которых будет вполне достаточно, чтоб заниматься сбором лома и делать в день пару рейсов.
  • Грузовая газель. Такой вид транспорта необходим, чтоб заниматься профессиональным сбором лома. Вместимость грузовой газели равняется примерно тонне. Еще более оптимальным вариантом станет бортовой УАЗ 33-03, однако его стоимость выше.

Наличие собственного транспорта или возможность покупки грузового не всегда есть у сборщиков. Однако бросать «железное» хобби или бизнес не стоит, в этом случае достаточно позвонить в пункт приема, и они пришлют свою машину. Прибыль от сдачи будет немного меньше планируемой, но она все же будет.

Техника безопасности

Не приступайте к сбору лома, если вы не знаете техники безопасности. В противном случае такое занятие понесет вам убытки и в первую очередь для вашего здоровья.

К элементарным правилам техники безопасности относят:

  • Специальная одежда и обувь. Основная задача одежды защищать тело от пыли, влаги и грязи. Она должна максимально полностью покрывать тело, не оставляя оголенных участков. Что касаемо обуви, она должна быть с супер плотной и прочной подошвой. Оптимальным вариантом станут прорезиненные ботинки. Особенное внимание следует обратить на экипировку, если местами поиска металла станут свалки или предприятия промышленной направленности.
  • Аккуратно и не спеша производить сбор. Ранения от острых железных краев могут повлечь за собой травмы, а если в них содержится ржавчина или частицы земли, есть риск заразиться столбняком или болезнями похуже. Защитная одежда и медленные и рассудительные действия особенно важны при копе металла.
  • Законность действий. Процесс сбора металлолома должен быть легальным и происходить в тех местах и с тех объектов, которые не запрещаются законом.
  • Очки. Очки являются частью защитной обмундировки. Без них не обойтись при резке черного металла болгаркой.

Финальной точкой в бизнесе с ломом является пункт приема. Тут тоже следует быть крайне осторожным. Часто пункты приема предоставляют бесплатные услуги по оценке стоимости сырья, однако следует помнить, что бесплатно не бывает ничего. Если потом обратить на стоимость за 1 кг, можно заметить, что цена окажется ниже, чем в других пунктах приема.

Доставка, сортировка, демонтаж или порезка – это все услуги, которые предоставляют пункты приема, воспользовавшись которыми, вы уменьшаете свою прибыль.

— переработку металлических и неметаллических отходов, мусора и прочих предметов во вторичное сырье, обычно с применением процесса механической или химической переработки Металлические отходы включают отходы и лом черных и цветных металлов (в том числе драгоценных), неметаллические — отходы резины, текстильных материалов, бумаги и картона, драгоценных камней, отходы и лом пластмасс, стекла, прочие неметаллические отходы и лом. В группировку включена переработка материалов из отходов в форме: во-первых, отделения и сортировки восстанавливаемых материалов от неопасных потоков отходов (т.е. гниющего мусора) или, во-вторых, отделения и сортировки смешанных регенерируемых материалов, таких как металлы, бумага, пластмасса, использованные банки от напитков Примерами механических или химических процессов утилизации являются: — механическое дробление металлических отходов от подержанных автомашин, стиральных машин, велосипедов и т.д.;
— механическое сокращение объема больших железных частей типа железнодорожных вагонов;
— измельчение металлических отходов, автомобилей, отслуживших свой срок и т.д.;
— прочие методы механической обработки, такие как сжатие, прессовка для уменьшения объема;
— извлечение металлов из фотографических отходов, например фотопленки и бумаги
Эта группировка не включает:
— производство новых готовых продуктов из (действительно произведенного) вторичного сырья, типа крученной пряжи из имеющегося запаса, производство целлюлозы из бумажных отходов, утилизацию протекторов шин или производство металла из металлических отходов, см. соответствующие группировки в разделе C (ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА);
— переработку ядерного топлива, см. Код ОКВЭД 20.13;
— переплавку железных отходов и лома, см. Код ОКВЭД 24.10;
— получение вторичного сырья в процессе сжигания или окисления, см. Код ОКВЭД 38.2;
— обработку и утилизацию неопасных отходов, см. Код ОКВЭД 38.21;
— обработку органических отходов для последующей утилизации, включая производство компоста, см. Код ОКВЭД 38.21;
— регенерацию энергии (энергетическую утилизацию отходов) в процессе сжигания неопасных отходов, см. Код ОКВЭД 38.21;
— обработку и утилизацию переходных радиоактивных отходов больниц и т.д., см. Код ОКВЭД 38.22;
— обработку и утилизацию ядовитых, загрязненных отходов, см. Код ОКВЭД 38.22;
— оптовую торговлю вторичным сырьем, см. Код ОКВЭД 46.77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *