Как развить образное мышление

  • автор:

Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.

Образное мышление помогает нам:

  • расширять наш ассоциативный ряд,
  • «увидеть» проблему или задачу как картинку,
  • достроить ее недостающие элементы,
  • преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.

Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.

Такие живые мысленные образы

Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.

Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):

  1. Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
  2. Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
  3. Тот же автомобиль, двигающийся с места.
  4. Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
  5. Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
  6. Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
  7. Он же – на берегу моря.
  8. Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
  9. Он же, мчащийся на высокой скорости.
  10. Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.

Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.

С чем связан у вас образ «Шампанского»?

У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.

Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:

  • Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
  • Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
  • Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
  • И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.

Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!

С Викиум вы сможете развить образное мышление онлайн

Законы пространственных структур

Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».

Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.

Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.

Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.

Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –

  • увеличивайте и уменьшайте,
  • приближайте и отодвигайте,
  • раскрашивайте и меняйте форму…

Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.

На службе творческой мысли

Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?

Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).

Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…

Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.

Подкаст «Что такое осознанно мыслить образами?» | 14 минут, читает автор

Don’t believe me, just watch!

Приветствую, дорогие читатели Блога. На связи редакция. Под эгидой Магической уборки и тотального очищения внешнего и внутреннего мира от завалов, решила выволочь-таки на свет свои уже почти винтажные заметки и разделить их с широкой аудиторией.

Желание это сделать подкреплялось, во многом, вышеобозначенной причиной, а также частыми вопросами моего личного окружения, касаемо проекта «ОМ» и нашей непосредственной в нем деятельности.

«А что это вы там делаете, а?»…

Да, да! Даже мое нигилистически настроенное окружение пробуждается и начинает потихоньку высовывать голову из матричного бульона — подышать! Понимаете, да, что происходит? Это ж все про меня.

Честно, поначалу даже терялась от вопросов, не знала, что говорить, но потом решила, что проще всего будет просто рассказывать о своем личном опыте. Сработало. Правду говорят: «Не доказывай, покажи личным примером».

Сегодня на повестке мои размышления о том, что такое осознанно мыслить образами и еще несколько, тесно связанных с этим понятием, явлений. Для удобства собрала все мысли в подобие дневника.

Полагаю, наиболее интересно нижеизложенное будет для новичков, но и опытным образопробуждателям, как мне кажется, будет занятно окунуться в «подсознание соседа».

Что такое осознанно мыслить образами?

Обычно, при пробуждении образа сначала поднимается очень много, казалось бы, несвязанных друг с другом вещей. Так было и в этот раз. Я принимала все и, оказалось, что все они были об одном и том же. Это были опыты, которые я переживала, при каждой попытке перейти на новый уровень.

Эго часто приводит примеры, «подтвержающие» опасность образного мышления: «Мыслить образами опасно»; «Мыслить образами, значит, фантазировать. Неизвестно, до чего можно дофантазироваться»; «Фантазировать — равно бездельничать. Весело, но пользы никакой». Далее — разнообразные страхи, недоверие, сомнения. Шла дальше, принимая.

Пожалуй, финальный этап мне нравится больше всего. Очень интересное, волнующее состояние, будто рассказывают какой-то невероятный секрет. Раньше часто становилось «мало» моего привычного дыхания.

: 5 секретов дыхания, которые изменят вашу жизнь. Дыхание — это основа жизни, получение энергии из пространства и ключ к загадкам и тайнам нашего организма.

Всегда думала, что если глубоко дышать, то можно «спугнуть» мысли. Не могла одновременно и размышлять, и дышать. Со временем, пришла к выводу, что если дышать глубоко, то мысли идут интенсивнее и думать не думают «теряться». Надо же!

Постепенно, когда поток мыслей все-таки иссяк: «Что такое осознанно мыслить образами, как я знала это изначально?».

Я почувствовала, что это принятие, выбор способности, которая позволяет сотворять окружающую реальность, исходя из индивидуального внутреннего содержания каждого из нас.

Наверное, по ощущениям это можно сравнить со внезапным озарением, когда ломаешь голову над задачкой, ответ приходит, и он настолько очевиден, что становится искренне удивительно, как ты раньше не видел истины. Да просто не спрашивал!

Способность осознанно мыслить образами доступна абсолютно каждому

… и ею, вспомнив самому, можно делиться, помогать другим вспоминать о ней, пробуждаться — обретать мастерство.

Впервые тогда я услышала «внутренний голос»: «Жень, мы все можем. Правда! Смотри, у тебя уже получается, прямо сейчас». И это было не как «Я самая обаятельная и привлекательная» — механически заученное и, по сути, мертвое, это было правдиво. Это просто БЫЛО правдой. Я верила в то, что говорила и верила в то, что слышала. Я уже ЗНАЛА, что я это могу.

Вот так все просто. скажу больше, все настолько просто, что поначалу ошеломляет. Лично у меня так и было. Впрочем, чувство это приятное. Как если бы тебе подарили супернавороченный гаджет. Ты очень радуешься, тычешь в него пальцем, вертишь в руках восхищенно, но пока не до конца понимаешь, как с ним взаимодействовать, получая 100% пользы.

Тут, казалось бы, можно и закончить, но на деле начинается самое интересное — вопросы: что, да как, да почему?

: 9 наиболее часто задаваемых вопросов об образах: что такое образы, с точки зрения разных доктрин, как они рождаются в нашем подсознании и как те, или иные образы влияют на нашу реальность.

Почему нас так настораживает простота и легкость? Почему мы жаждем волшебства?

Мы все, подсознательно, выбирая для себя какой-то метод в качестве средства разрешения внутренних ситуаций, или поиска ответов на вопросы, ждем чего-то ТАКОГО… Этакого! Вот, чтоб прям обалдеть и, незадачливо почесывая затылок, произнести: «Отоноче!», постигая какую-то многовековую тайну бытия.

Помню, на одной из конференций, кто-то из девочек-спикеров упомянул, что у ее клиентов «нет результатов» (по их мнению, естественно). Вписавшись позже в Быстрый Старт в качестве студента, я поймала себя на мысли, что тоже подсознательно ожидала чего-то.

А что по сути? Почему «нет результатов»?

В финале «магического действа» у нас, по-прежнему, две ноги, две руки и голова, нам, по-прежнему, нужно есть и спать, потребности и желания (в целом) остались на месте. Нимб-то над головой не загорелся и крылья не отросли. Поэтому, наверное, поначалу и кажется, что эффекта нет. О, Боги, мы так и остались людьми! Как же так?

Это не совсем так, точнее, совсем не так. Не забывайте, что физическое отражение реальности начинается изнутри, нужно просто дать ему немного времени для воплощения, продолжая в ритме ТОТ не спеша и плавно вальсировать по жизни. Все внутри изменилось, это главное, и физика вашего внутреннего не заставит себя долго ждать.

Мне кажется, Уму нужно просто время, чтобы это осознать, собрать все до кучи. Осознать «новоприобретенную» способность выбирать и творить. Подружиться с ней.

: Здравствуйте, Я − Ваше эго. Мы с Вами знакомы очень давно, поэтому особо представляться нет надобности. Это я всегда рядом с Вами, и это именно я управляю Вашим миром.

Осознанное образное мышление и эго

Вопрос Эго встает неизменно, при развитии темы об осознанном творении и общественном сознании («системе»). Читала в свое время на эту тему, и наряду с полезным материалом, хватало и такого, где роль Эго была окрашена условно негативно: Эго нас держит в жестких (а иногда жестоких) тисках контроля, не отпускает погулять и неусыпно следит, как бы мы чего не натворили, поддавших зову Сердца. Конечно, это нонсенс.

В самом деле, если мы ПРИЗНАЕМ, что каждый волен выбирать и сотворять, а тут уж, кому — что, то, по меньшей мере, странно было бы говорить, что Эго дано нам во зло. Если мы можем выбирать, и нет ничего правильного или неправильного, то тогда я могу безбоязненно и свободно выбирать между системой (Эго) и свободой сотворять что-то своё вне ее.

Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что прежде, чем выбирать систему (в которой мы живем с рождения) надо бы попробовать и альтернативу. Только после этого выбор действительно станет ВЫБОРОМ. А покуда ты не бывал на «обратной стороне», но предпочитаешь систему, из-за обычного страха, например, — это не более, чем пустой апломб. Хотя и в этом случае, никто вас неволить не станет. Таков ВАШ выбор.

Эго для человека, и никак не наоборот. Если мы признаем, что Человек — Творец, то какое Эго может ему в действительности помешать? Если что-то и может, то это его (Человека-Творца), выбор, собственное нежелание что-либо предпринимать.

: Не давай себя дурачить твоему эго. Всем великим мужчинам и женщинам посвящается… Сколько у вас любви? А сколько смелости впустить любовь в свою жизнь?

Мне нравится ТОТ, как инструмент пробуждения истинных образов

В моей жизни не было множества проторенных троп, по которым я могла бы вволю побродить, в поисках себя же самой. Я лично считаю, что мне чрезвычайно в этом плане повезло.

Я по природе не скептик, но и в «чудеса» не верю. Точнее, верю, но их непременно должен совершать Человек. И я люблю, когда просто. Мы, люди, готовы «ковыряться» в себе годами, стараясь измениться или изменить (ну, или свалить на кого-нибудь вину, но я не об этом). Это факт.

Учитывая неимоверную человеческую склонность к самокопанию и энтузиазм, с которым мы это готовы делать, я прихожу к выводу, что это занимает значимую часть нашего подсознания. И тому подтверждение — методы, стремящиеся к разного рода раскопкам, выуживанию из подсознания «забытых писем». Их ведь тоже создают люди.

Оговорюсь, что я не против других методов и не за. Я считаю, что каждому свое. Изобилие есть и здесь: выбирай по душе и пользуйся, чем нравится. То, что я пишу — не реклама, но личный опыт и потому критике не подлежит априори.

«Вы все еще копаете? Тогда мы идем к вам»

— говорят ребята и приходят. Ко всем, кто просит. Ко всем, кто готов. И это главное, наверное, в Технологии — результат. И никаких копаний. Да. Никаких. Совсем.

Многие жители нашего пространства говорят, что всегда знали, что есть что-то простое. Я не знала ничего. Я особо ничем всерьез так и не успела увлечься (в плане пресловутого духовного развития). Потребность была, да, но дальше… Я уже упоминала, что люблю, когда просто. Пришло время чуть разъяснить.

«Просто» — это единственное состояние, в котором я МОГУ (ХОЧУ) и БУДУ что-то делать в принципе. Тыкаясь носом в стеклянные стены, за которыми маячило неосязаемое ЩАСТЬЕ, видя интуитивно, какие слои повылезут, решись я копнуть тут, или там — я отступала, не готовая к таким болезненным процессам.

: Семь страхов одного изобилия. Вы есть те, кто создали нас, создали все вокруг, вы — БОГИ, позабывшие на время себя.

Я, конечно, получила из всего того и опыт, и определенные результаты. Мое окружение тогда полностью изменилось. Так что я не была разочарована, но и удовлетворение не приходило.

Внутренний голос (а я уже знала, что он не лжет) настойчиво твердил, что время исступленных поисков и раскопок ушло! Потом я попала в проект.

Заразное просветление

Меня увлекает то, что в нашем пространстве все любимы, все приняты и совершенны. Правда. Однако это и не значит, что мы — смиренные овечки, которые подставляют под удары щеки и прочие поверхности с выпуклостями.

Мы — команда сильных людей, мы ценим творчество, в самом широком его значении. Мы говорим друг другу правду, и это помогает слышать правду по отношению к себе. Мне нравится, что я не должна меняться, но могу, если выберу так.

Но самое для меня чудесное, то, что ТОТ — интеллектуальный метод. Я не уверена, что смогу облечь это понимание в слова, но ТОТ легко пробуждает простые знания о непростых вещах. Это флюоресцентный коктейль из любви и принятия себя, сдобренный совершенством Вселенной. Так я это вижу.

: История одного просветления: «Я — есть все, и признание этого, разрешение себе быть разным — есть первый шаг на пути к открытию света». Полная версия.

Обретая мастерство осознанного творения, размышляя, вы, самым естественным образом, получаете все ответы. Осознавая глубину и силу своего подсознания, вы понимаете, что можете так много, что становится страшно. Точнее, духозахватывающе становится. И еще вы понимаете, что нет никакой глубины… ведь глубину можно измерить, а внутри вас находится нечто совершенно точно неизмеримое.

Вся Вселенная — находится в вас

Всё внутри вас. Это большое счастье и большая ответственность. Наверное, поэтому многие предпочли забыть об этой силе…

Кому-то для изменений нужны секунды, кому-то минуты, кому-то дни… Мне для принятия нужно с проблемой «переспать». У каждого своя скорость. Мои отношения с проблемой часто затягиваются, и не на одну ночь. За это время я успеваю понять, принять и найти ключи.

Знаете, Далай Лама сказал, что мир стал настолько сложным (совершенным?), что даже религия (как явление), нам больше не нужна. В том смысле, что современная религия больше не удовлетворяет потребностям этики современного человека, она слишком общая.

Недостаток образного мышления нельзя назвать бичом цивилизации, но многие люди уверенно скажут о себе: «Да, с воображением у меня туго». На этом этапе следует остановиться и пояснить сразу: образное мышление и воображение – это принципиально разные психологические процессы.

А что такое воображение? Воображение – это своеобразные и видоизмененные образы, возникающие в нужный момент из образной памяти. Рядовой обыватель обыкновенно не разделяет понятия образного мышления и воображения и активно привлекает последнее для решения стрессовых ситуаций, восстановления эмоционального равновесия и душевной гармонии, получения позитивного настроения, интересного взаимодействия с окружающим миром в лице коллег, знакомых, друзей. А вот образное мышление остается за бортом, спит себе мирно на донышке человеческих возможностей и понимает, милое, что человек даже и не догадывается о его существовании и необходимости извлечения.

Однако образное мышление – не генетически заложенная в человека характеристика: фантазию, креативность и воображение получает каждый в начале жизненного пути, и задача конкретного человека развить собственные творческие способности.

Зачем нужно образное мышление?

Чем раньше человек обращается к вопросу развития образного мышления, тем серьезнее будут успехи в этом. В детском возрасте не требуется специализированных тренингов: в игровой форме ребенок любого возраста способен представить воображаемый предмет или ситуацию и описать его/ее характеристики или действия – такие игры любимы детьми и не представляют затруднений. В некоторый момент ребенок приходит к пониманию, что органов чувств недостаточно для получения знаний или объяснения интересных явлений и событий, – помощником, восполняющим этот пробел в сопоставлениях, различии и раскрытии отношений и связей между происходящими окружающими явлениями, станет мышление.

Развиваемое с детства образное мышление в дальнейшем становится базой для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения и освоения профессии.

Для взрослых людей развитое образное мышление – это то, без чего не обойтись представителям творческих специальностей, в том числе современным web- и графическим дизайнерам и использующим в деятельности вербальные описания (например, журналистам и копирайтерам). Предложение «нарисовать что-нибудь красивое» или «написать что-нибудь интересное» не должно ставить таких специалистов в тупик: образное мышление сразу начинает креативно работать, обращаясь к аналитическим способностям личности.

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:

нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем;
образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит;
визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.

Образное мышление у ребенка

Детский возраст хорош тем, что ребенок, в отличие от закостеневшего в собственных привычках и возможностях взрослого, впитывает новое как губка, легко и просто выполняя творческие задания. Для детей различного возраста разработано множество методик развития образных представлений – в основном, они связаны с решением задач на мысленное представление ситуации и предметов в ней, реальные практические действия при этом не выполняются.

Многие задания на развитие образного мышления у ребенка начинаются с фразы «Представь, что…» — и фантазия ребенка понеслась! Детское образное мышление награждает представляемый объект многообразием свойств и несвойственными ему характеристиками – фиолетовый медведь, лиса с шестью ногами, птица размером с самолет и т.д. На этой стадии воображение неотделимо от наглядно-образного мышления и плотно сливается с ним.

Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.

Образное мышление у взрослого

Прежде чем ремонтировать собственное сознание, предлагаем оценить: как обстоят дела с образным мышлением? Несложный тест позволит объективно выявить степень развития образного мышления: возьмите любую из картинок (сложность ее зависит от вашей уверенности в себе) и буквально минуту разглядывайте ее, пытаясь отметить расположение линий, цветовой гаммы – основных тонов и оттенков, игру света и тени, сюжетную линию и т.д. Поняли, что отметили для себя все, что изображено? – закройте глаза и мысленно, по деталям, воспроизведите в сознании ту картинку, которую до этого наблюдали, добиваясь ее четкости в голове.

Если восстановление запомненного образа прошло без проблем – с образным мышлением все отлично, и ваша задача поддерживать его на должном уровне. Если картинка в уме так и не обрела четкие формы, осталась смазанной или частично не заполненной – над образным мышлением стоит поработать: подобные тренинги с запоминанием изображения рекомендуется повторять на одном примере не менее шести раз до обретения ясной картинки.

Усложняем задачу? Вместо картинки с понятным сюжетом предложите собственному образному мышлению абстракцию из узоров, точек, цветовых линий – запомните и воссоздайте его умственно. Неясность образа можно «отредактировать» постепенно, последовательно обращая внимание на конкретные признаки: формы и цвет, текстуры, размеры и т.д. Такие тренировки образного мышления, игры и упражнения для развития мозга полезны для поддержания тонуса мозговой деятельности на протяжении жизни.

Комплекс техник и методик для развития образного мышления взрослого человека

Психологами разрабатываются специализированные методики, помогающие осознать задатки собственного образного мышления, обратить внимание на его проблемы и развить его для дальнейшего активного использования. Предлагаем некоторые из них:

Мысленное представление реальных предметов: комнаты в квартире, бегущего по степи коня или капли утренней росы, друга детства, концертного зала, лица знакомого или недавно увиденного на улице человека и т.д. – что угодно, попадающееся каждый день на глаза или когда-либо виденное.
Мысленное представление несуществующих предметов: сказочных существ (Змея Горыныча, единорога, хоббита, Белоснежки и семи гномов и т.д.), молочной реки с кисельными берегами, скатерти-самобранки, многорукого бога Шивы, ангелов и т.д.
Мысленное представление недавнего события: спортивного соревнования или праздничного ужина, кинокартины с детальными лицами, обстановкой, цветовой гаммой, словами и звуками. Представляйте даже запахи.
Техника квадрата бокового зрения предлагает при сохранении взгляда в прямом направлении рассмотреть периферийное поле зрения. Закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденное, для облегчения задачи разбив периферийное пространство на четыре квадрата с анализом деталей в каждой части.
«Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.

6. Представление геометрических тел (плоских и объемных, от простейших шара и куба до многовершинных 3D-фигур) с усложнением задачи их размещением в пространстве и движением относительно друг друга. Начать рекомендуется с одного объекта, добиваясь четкого видения, а затем, добавляя другие, создавать их движение. Не концентрируйтесь на одном геометрическом теле, а удерживайте в поле мышления как можно больше четких законченных образов.

7. Работа с чувствами. Представляем положительную эмоцию: восторг, изумление, радость, удивление и т.д. Насколько наглядно удастся представить лицо стороннего человека или собственное лицо при переживании надежды, любви, апатии, ревности и т.д.?

Не рекомендуется пытаться насильно улучшить представляемые образы, если они оказались недостаточно четкими и яркими, — идея создания образа важна и полезна сама по себе. Отметьте базовые признаки (форма, текстура, цвет, размер, качество) и сконцентрируйтесь на них, постепенно углубляясь до деталей. Со временем образ станет устойчивым, а на его создание не понадобиться много времени.

Специалисты выделяют несколько форм воображения:

— агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
— гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
— заострение — подчеркивание каких-либо признаков;
— схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Никола Тесла, например, строил в уме трехмерные образы сложных машин с мельчайшей их детализацией, а затем воображал их работу в течение нескольких недель, мысленно проверяя ее качество, т. е. проводил тестирование в уме. Это называется эйдетическим воображением — когда мысленные образы имеют такую же точность, четкость и ясность, как реальные предметы и явления.

Не всем такое дано, разумеется. И говорят, что развивается эта способность трудновато. Но отчего не попробовать? Представьте себе, например, дверь в вашей спальне (гостиной, кабинете). Насколько яркий образ вы можете вызвать? Насколько подробный? Цветной или черно-белый? Насколько долго способны его удерживать «без расплывания»? Конечно, если только вчера вы ее мыли, получится лучше. Тогда проще почувствовать даже поверхность двери.

Реклама

Но на этом как раз и основана техника тренировки, которая предусматривает разглядывание предмета, затем мысленное его представление, а затем сравнение полученного мысленного образа с реальным. Пара полезных советов:
— если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно: форму, текстуру, размер, цвет;
— чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, т. е. смотреть, но не описывать его словами.

Ну, что там у вас под рукой? Карандаш, книга, телефон? Можно попробовать прямо сейчас, статья ведь «не убежит». Затем можно будет представлять то, чего поблизости нет: берег моря, березовую рощу, Спасскую башню Московского кремля… Эти картинки очень важно разглядывать во всех подробностях.

Теперь поучимся «окунаться» в цвет. Для начала представим, что вся комната наполнена пузырьками минеральной воды, и это нисколько не мешает в ней находиться. По мере того, как вам станет комфортно в этом пространстве, пузырьки могут приобрести другой цвет, к примеру, розовый. А потом они растворятся, и останется только цвет и ваше ощущение погружения в него. Можно пойти дальше: мысленно раскрасить пространство в разные тона и путешествовать по нему. Реклама

Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя музыкальные отрывки и звуки (птичий щебет, гул самолета и т. п.), а затем переходить к представлению звуков по абстрактному их определению: каким окажется яркий звук, страшный, мельхиоровый, веселый?

Так же можно поступить с различными запахами и вкусами, и после этого переходить к представлению чувств и ощущений. Вообразите себе, например, ощущение от того, что вы стоите на холме, от того, что рядом находится самый дорогой для вас человек и др. А затем — и того больше. Вы можете представить себе чувства и ощущения, научиться вызывать ощущение, не испытывая в данную минуту: удивление — не удивляясь, приятное волнение — будучи в спокойном состоянии и т. д.

И, наконец, идеи! Представьте себе идею Гармонии. Она может возникнуть в виде зрительного образа — конкретного или абстрактного, но может придти и в виде ощущения. Тогда рассмотрите ее или прочувствуйте, или рассмотрите и прочувствуйте — в зависимости от гаммы восприятия.

Это далеко не полный спектр техник развития образного мышления, но освоив их в принципе, его можно использовать в жизни. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата. Разумеется, начинать лучше с простых ситуаций: покупка новых туфель, поход в зоопарк. Здесь всего три правила: детализируйте картинку, вызывайте в себе чувство удовольствия от мысленного фильма и поставьте в нем хронологическую метку, т. е. дату.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. А самое главное — этим вы поможете развернуться мыслям своей души. Высокого им полета!

Теги: мышление, визуализация, образ, воображение

Наглядно-образное мышление — один из видов мышления, наряду с наглядно-действенным и понятийным мышлением.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями.

Отсутствие у дошкольников понятий отчетливо обнаружилось в экспериментах швейцарского психолога Ж. Пиаже.

Детям в возрасте около семи лет показывают два совершенно одинаковых и равных по объему шарика, сделанных из теста. Ребенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны. Затем на глазах у испытуемых один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к этому расплющенному шарику не прибавили ни одного кусочка теста, а просто изменили форму. Тем не менее испытуемые считают, что количество теста в лепешке увеличилось.

Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Думая об этой лепешке, дети смотрят на нее и видят, что на столе она занимает больше места (большее пространство), чем шарик. Их мышление, протекающее в форме наглядных образов (следуя за восприятием), приводит к выводу, что в лепешке теперь больше теста, чем в шарике.

Наглядно-образное мышление и воображение

Наглядно-образное мышление связано с воображением, но отличается от него. Наглядно-образное мышление имеет дело с реальными предметами, реальным процессом. А воображение — это воссоздание нужного образа из образной памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *