Как проверить работу учителя

  • автор:

Результативность проверки образовательной организации, как и любого мероприятия, зависит от качества подготовки к ней. Поэтому специалисту МОУО, куратору проверяемого образовательного учреждения и являющемуся де-факто организатором этого мероприятия, необходимо тщательно к ней подготовиться. Примерная программа подготовки может включать следующие элементы, которые будут варьироваться в зависимости от ее вида.

1. Определение и оформление темы, целей и задач проверки.

2. Подборка нормативной базы в соответствии с темой, целями и задачами проверки, изучение документов.

3. Сбор и анализ информации о деятельности проверяемой образовательной организации в соответствии с темой, целями и задачами проверки. Ознакомление с материалами предыдущей проверки по данной теме.

4. Формирование плана – задания, который устанавливает особенности данного вида контроля и должен обеспечить достаточную информированность руководителя образовательной организации.

Предметом контроля могут быть:

  • осуществление образовательной организацией видов деятельности, предусмотренных учредительными документами;
  • выполнение образовательной организацией муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
  • соблюдение образовательной организацией стандартов оказания муниципальных услуг;
  • обеспечение образовательной организацией открытости и доступности информации о своей деятельности;
  • другое, определяемое учредителем.

При этом примерными направлениями проверки могут быть:

  • Нормативная база образовательной организации. Руководство и контроль в осуществлении образовательного процесса в образовательной организации.
  • Участие образовательной организации в реализации мероприятий по модернизации образования, региональных и муниципальных целевых программах. Сетевое и дистанционное обучение.
  • Реализация прав граждан, на получение дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, дополнительного образования. Обучение на дому. Семейное образование и самообразование.
  • Анализ реализации ФГОС, выполнения учебных планов, программ по учебным дисциплинам.
  • Информатизация образовательного пространства и профессиональной деятельности работников образовательной организации. Введение ЭД и ЭЖ. Школьный сайт. Интернет.
  • Организация питания детей. Организация работы по привитию обучающимся навыков здорового образа жизни.
  • Организация и система работы с одаренными детьми и инновационной деятельности.
  • Методическая работа, аттестация педагогических кадров, введение профстандарта педагога.
  • Работа органов государственно – общественного управления (Совета, Управляющего совета и др.).
  • Организация воспитательной работы, занятости обучающихся в каникулярное время, охват их досуговой (в т. ч. спортивной) деятельностью. Дополнительное образование.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений.
  • Оценка качества знаний обучающихся, организация итоговой аттестации в различных формах (ГИА, ЕГЭ), мониторинги.
  • Оказание платных образовательных услуг.
  • Работа администрации по обеспечению учебного процесса средствами обучения, в т.ч. учебной литературой, создание медиатеки и библиотеки электронных учебников.
  • Состояние здания и объектов учреждения образования, материально-техническое оснащение муниципального образовательной организации.
  • Эффективность управления финансовыми ресурсами, в том числе в части стимулирующих выплат педагогам с учетом результатов труда, введение эффективного контракта.
  • Состояние работы по предупреждению травматизма обучающихся, воспитанников, сотрудников, антитеррористическая работа.
  • Организация работы летних оздоровительных площадок на базе образовательных организаций.
  • Социальная защита обучающихся и воспитанников, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Другие.

5. Подбор состава комиссии по проверке образовательной организации, в т.ч. сторонних экспертов и экспертных организаций (при необходимости). Председателем комиссии по проверке образовательной организации, как правило, является руководитель или заместитель руководителя МОУО.

6.Согласование подготовленных материалов с руководителем отдела, заместителем руководителя МОУО.

7.Корректировка материалов и окончательное согласование.

8. Подготовка проекта приказа (распоряжения) МОУО по проведению проверки, в котором согласно действующему законодательству должно быть отражено:

  • наименование органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
  • наименование образовательной организации, ее место нахождения;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в т. ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов по осуществлению муниципального контроля;
  • перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

К распорядительному документу прилагаются:

  • состав комиссии;
  • План-задание;
  • План — график работы комиссии.

10. Согласование проекта приказа с руководителем отдела, заместителем руководителя МОУО.

11.Корректировка проекта приказа.

12.Представление проекта приказа на подпись руководителю.

13. Подготовка план-графика работы членов комиссии и согласование его с экспертами, руководством образовательной организации.

14. Проведение совещания (инструктажа) с членами комиссии, экспертами с участием руководства образовательной организации, уточнение плана-графика работы комиссии и экспертов во время проверки.

15. Вручение руководителю образовательной организации распорядительного документа (не позднее, чем за три дня до начала проверки).

Примечание. Характер проверочных материалов, подготавливаемых экспертами, целесообразно согласовать с руководителем проверки и работниками образовательной организации. Эксперты, привлекаемые к проверке, должны быть аттестованы (иметь соответствующие сертификаты).

При проведении комплексной проверки подготовка должна начинаться примерно за месяц до ее организации.

Для достижения большей эффективности при подготовке к проверке целесообразно воспользоваться технологиями тайм-менеджмента.

Основные понятия (для справки)

Контроль (в менеджменте) — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей, представляющий собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также для стимулирования успешной деятельности.

Эффективность контроля — это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств. Степень эффективности тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата.

Контроль за деятельностью образовательных организаций осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

В зависимости от формы контроля могут проводиться выездные или документарные проверки, а в зависимости от основания проведения контроля — плановые и внеплановые.

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до начала процедуры проверки с целью установления готовности образовательной организации, ее персонала и системы управления.

Текущий контроль – контроль, осуществляемый в процессе реализации учреждением деятельности, путём анализа оперативных данных, текущей отчётности учреждений.

Последующий контроль – контроль, осуществляемый в процессе реализации образовательной организацией деятельности, путем анализа отчетности образовательной организации о непосредственных результатах деятельности, проведения проверок деятельности образовательной организации.

Документарные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения МОУО. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в отчетах о деятельности образовательной организации, имеющихся в МОУО, в предоставленных ею документах, а также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» При необходимости МОУО могут быть запрошены дополнительные документы в виде заверенных копий.

В ходе документарной проверки проводятся:

  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах образовательного учреждения;
  • оценить соответствие деятельности образовательного учреждения обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю,

то проводится выездная проверка.

Выездные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения образовательной организации. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в образовательной организации.

В ходе выездной проверки проводится:

  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных
    библиотечно-информационных ресурсов, кадрового обеспечения);
  • анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (учебных помещений, сооружений, учебного лабораторного оборудования и иных средств обеспечения образовательного процесса);
  • экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ;
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Плановые проверки – проверки, проводимые в соответствии с заранее утверждённым планом. Плановые проверки образовательной организации проводятся не чаще чем один раз в три года.

Внеплановые (оперативные) проверки — проверки, проводимые при поступлении в МОУО мотивированных обращений физических или юридических лиц о ненадлежащем качестве оказываемых образовательной организацией услуг (выполняемых работ); при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников учреждения; при обнаружении в представленных образовательной организацией документах нарушений, связанных с предметом контроля.

Мониторинг системы образования – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы образования муниципалитета.

Комплексная проверка – проверка деятельности образовательной организации по нескольким направлениям деятельности.

Тематическая проверка– проверка деятельности образовательной организации по определённому направлению.

а) нормативные документы:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680 «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях».

б) материалы сайтов ряда муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, статьи «Порядок организации и проведения проверок образовательных учреждений» («Справочник руководителя образовательного учреждения», №7, 2012 г.).

«Путём оценивания»: малограмотные чиновники проверяют учителей

Марина Балуева, сопредседатель МПРО «Учитель», Санкт-Петербург

Одно из информационных агентств сообщает: «18 тыс. педагогов проэкзаменуют по предметам, которые они преподают в школах 45 регионов. Также учителей подвергнут проверке на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности.

В октябре 2018 года экзамены должны будут сдать учителя русского языка и литературы, математики и информатики, истории, экономики, права, обществознания и предметов «Родной язык и родная литература», «Россия в мире», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В 2019 году Рособрнадзор планирует проверить ещё 40 тыс. учителей из 70 регионов. Экзамен придётся сдавать преподавателям географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранных языков, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий».

Орфография, синтаксис и стиль оригинала, по всей видимости, сохранены, и по ним без труда можно догадаться, кто именно надиктовал журналистам это сообщение. Конечно же, представители управленческих структур сферы образования! Потому что именно таким языком они разговаривают в последнее время и с обществом, и с управляемыми ими учителями. Одна только фраза «учителей подвергнут проверке на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности» стоит многого.

Но проверять «на профессионализм» будут учителей.

В «Инструктивных и методических материалах для учителя-участника», предоставленных в сети интернет, сказано следующее:

«Уровневая оценка предметных и методических компетенций учителей осуществляется путем оценивания результатов выполнения диагностических работ с использованием стандартизированного инструментария и экспертного оценивания».

Сдерживая сарказм по поводу троекратного использования однокоренных слов в одной фразе (ну, обделила природачувством слова авторов данной инструкции, что делать) попытаемся понять, чего же хотят эти проверяющие от учителей. Ведь Рособрнадзор, по сообщениям прессы, собирается не оценивать, а только «исследовать компетенции» учителей. Таким образом, поступающая информация противоречива, и закономерно встает вопрос: проверяющие намерены таки оценивать или исследовать? Это важно, потому что это разное. И что такое «компетенции»?

По словарю Ожегова «компетенция» это 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав. Примеры: «компетенция суда», «дело не входит в чью-нибудь компетенцию».

Причём, согласно словарю Ушакова у данного слова нет множественного числа.

И, даже если Рособрнадзор решил переступить через правила русского языка, то по семантике слова все равно остается непонятным, что это ведомство собирается исследовать. Круг вопросов, в которых осведомлены учителя? Но это уже из области антропологии. Круг полномочий и прав? Это юриспруденция. При чём здесь образование?

Есть, правда, ещё слово «компетентность». Его часто путают со словом «компетенция» разные малограмотные люди, а такжеанонимные авторы образовательных реформ. Согласно некоторым словарям это просто абстрактное существительное, образованное от прилагательного «компетентный», то есть разбирающийся в каком-либо вопросе, а по некоторым словарям «компетентность» — это «обладание компетенцией». И только словарь Ушакова говорит определённо: у слова «компетентность» тоже нет множественного числа. Что не мешает весь период школьных реформ Министерству образования (а теперь уже Министерству просвещения) использовать эти слова во множественном числе, в самых невероятных контекстах, и явно путая. Нам сплошь и рядомприходится слышать и читать, что учителя должны обладать необходимыми (перечисляется) компетентностями (или компетенциями), а также о том, что учителей на эти компетентности надо проверять, исследуя компетенции. То ли исследуя, то ли оценивая. Главное при этом не потерять, по возможности, ясность мышления.

Скажете, ну не надо придираться. Ну, кто-то оговорился в самом начале образовательных реформ в нашей стране. Ну, спутал два похожих слова, не очень понимая, что они значат. Ну, все равно, мол, этот бюрократический новояз не приживется. Поговорят, да забудут.

Можно было бы согласиться, если бы не некоторые обстоятельства. Доходят слухи, что Рособрнадзор уже объявляет: 20 процентов учителей русского языка не справились при тестировании с каким-то словом. О, ужас! А в каком-то регионе половина учителей математики не справились с тестовым заданием. Вау! Вот он, оказывается, в чем корень зла, вот почему пробуксовывают реформы! Учителя ничего не знают сами! Правда, результаты не публикуются, а демоверсии тестов, представленные в интернете, поражают с одной стороны, примитивностью заданий, с другой стороны, довольно невнятным зачастую изложением задач.

Оно неудивительно: с принятым в бюрократических кругах стилем изложения мы имели возможность вкратце ознакомиться выше. Насколько это доступно человеческому пониманию, судите сами. Но если кто-то по наивности думает, что учителя и ныне обязаны учить тому, что знают сами, то он глубоко ошибается. По нормативам принятого недавно федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учитель, прежде всего, «учит учиться» и обучает «универсальным учебным действиям», так как «знаниевая парадигма» (оцените словосочетание) отошла в прошлое и теперь нужны «компетенции», которые авторы реформ видят в умении найти все нужное в интернете. На внедрение ФГОС потрачены громадные деньги.

Тогда почему учителей проверяют на знания?

Согласитесь, это очень удобно – объявить учителей причиной провала реформ. И направить весь пыл на их, негодников и негодниц, проверку и переобучение. Весь пыл и деньги, разумеется. Попутно что-то отделив и себе за труды и нервные растраты. Учителей, которые получали дипломы в российских вузах, и которые раз в пять лет устанавливают свою квалификационную категорию с помощью аттестационных комиссий. Хочется спросить: возникли сомнения в качестве работы данных учреждений? Почему тогда проверяют не данные учреждения, а получателей предоставляемой ими госуслуги в области образования? Почему опять проверяют учителей? Почему опять убивают их время и треплют их нервы?

Логично предположить, что данные ведомства (втайне, несмотря на ФГОС) все же заинтересованы в том, чтобы учителя лучше знали преподаваемые предметы вкупе с методикой их преподавания. Однако, открою страшный секрет. Никакое реальное повышение квалификации учителем, совершенное вне пределов системы образования, учителю в школьной системе засчитано за повышение не будет. Учитель иностранного языка, если сдаст, к примеру, на международный сертификат, в школьной системе никаких баллов не получит. Так же как и учитель-словесник, если станет подрабатывать корректором или редактором в издательстве, или даже издаст собственную книгу, не станет, по мнению Рособрнадзора, лучше знать свой предмет. То же про учителя истории, участвующего в археологических экспедициях или географа, путешествующего по миру. Никакое самообразование не доказать вообще. Это, по мнению органов обучения и переобучения, контроля и надзора, полный ноль.

А что пойдет учителю в зачет? Правильно. Курсы повышения квалификации в рамках системы образования. Оплачиваемые из кармана образовательной организации, а чаще всего из кармана самого учителя. К слову, стоимость курсов от пяти-шести до шестидесяти-семидесяти тысяч. Бизнес и ничего личного.

«Усилим подготовку школьных учителей, более половины из них должны быть охвачены национальной системой профессиональной подготовки и повышения квалификации» сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства 27 сентября.

Вот какие комментарии под этим сообщением в социальных сетях.

«Записала последние свои курсы (филология) на диктофон. там есть все, кроме филологии и разумной педагогики. Всем желающим послушать бред сумасшедшего высылаю бесплатно».

«На таких курсах еще больше тупеешь, такой бред несут ..я некоторые вещи под дулом пистолета не заставлю делать».

«Опять курсы за счёт обучаемого ?»

«Видимо деньги деть стало некуда. Не зарплаты ведь УЧИТЕЛЯМ повышать…»

«А мне не нравятся многие курсы, которые предлагают для обязательного прохождения… а те которые нравятся — комиссия не засчитывает»

Добавлю от себя. Сама я на последних курсах училась делать так называемую «технологическую карту» урока. Это именно то, чем заменили пресловутый план-конспект. 36 часов училась это делать. Постигала премудрость, в какой графе какие слова писать. Это называлось «курсы по ФГОС». А когда зашла на курсы переподготовки учителей иностранного языка,услышала там, что будут преподавать «ФГОС», а иностранные языки преподавать не будут, так как (цитирую) «предполагается, что вы их уже и так знаете». На чем основано было предположение осталось загадкой, поскольку вступительных проверок по иностранному языку на эти курсы не «предполагалось».

Сама я преподаю английский. По моему предмету «исследование компетенций» назначено на 2019 год. Но – любопытство не сдержать – залезла я в «инструктивные материалы» по русскому языку и литературе. Потому что кроме преподавания английского я еще и журналист, и автор трех книг художественной прозы. Но если захочу преподавать российскую словесность, по мнению Рособрнадзора, все равно не буду обладать нужными «компетенциями» для преподавания оного предмета. Пока не оплачу соответствующие курсы.

Нужды нет, что ныне вакансий в школах становится все больше, и за ушедших педагогов часто уроки ведут совсем не те, кто «компетентны», а кто просто согласился вести, если таковые вообще нашлись.

Ну, все равно свое некомпетентное мнение выскажу. Вот демоверсия по русскому языку и литературе. Отрывок из произведения известного писателя. Задание. На поставленный учителем вопрос, о чем этот отрывок текста, один из учеников отвечает «О том, что литература – глупое занятие, уводящее человека от реальности» Многие в классе с ним согласились. Что делать учителю? Предлагается 1. Упрекнуть ученика в непонимании и оставить эту точку зрения без внимания 2. Возмутиться и вступить в спор 3.Предложить снова обратиться к тексту и внимательно его перечитать 4. Развить возникшую ситуацию, сформулировав проблемную задачу. Здорово!Почему-то ясно, что единственный верный ответ, это номер четыре! И почему это так сразу ясно? Почему никто никогда не признается, что упрекает, возмущается, спорит и высказывает свою точку зрения? Словом, ведет себя как живой человек? Да потому что всех учителей давно уже обучили всему на «курсах по ФГОС», затратив громадные деньги, обучили выдавать в нужной ситуации то, что нужно. И это «нужное» может не иметь никакого отношения ни к реальности, ни к знаниям. А, если кто-то, выполняя данный тест, с какого-нибудь перепугу выберет » вступить в спор» или «обратиться к тексту и внимательно его перечитать», тот будет объявлен «некомпетентным». Ошибочка выйдет!

И вот на это, так называемое, «исследование» тратится драгоценное время учителей. И на этом, так называемом,»исследовании» будут базироваться далеко идущие выводы.

Кроме того, создатели теста, видимо, слыхом не слыхивали о 47 статье Закона об образовании, дающей учителю право выбора методик и подходов в своей работе. Это называется «академические свободы», если кто не знает (Минпрос не знает точно). И именно в рамках академических свобод ответ напоставленный в тесте вопрос предполагает достаточно большое разнообразие вариантов.

Например, спорить можно по-разному, не обязательно с возмущением (почему создатели теста связали воедино спор и возмущение?). А можно, наоборот, сказать ученику, что его точка зрения имеет право на существование, предложив ученику доказать свой тезис. Можно разбить класс на команды и устроить диспут. Можно очень многое сделать в этом случае, что будет неправильно, некомпетентно с точки зрения создателей теста, потому что обучение представляется им линейным процессом с единственно верными методическими ответами (недаром бюрократы от образования ввели термин «методический аудит»). Впрочем, на наши возражения они нам не ответят. Они с нами не общаются.

Профсоюз «Учитель» уже неоднократно высказывался по поводу того, что академические свободы учителей нарушаются в Российской Федерации постоянно. Также постоянно учителей принуждают тратить время и силы на ненужные и в лучшем случае бесполезные мероприятия вроде данного тестирования. Причем число проверяющих, контролирующих и навязывающих «единственно верное» решение неуклонно растет. Например, на одном из недавно прошедших совещаний министр О.Васильева поделилась радостью: «»В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры». То есть, в переводе с бюрократического метаязыка на нормальный: существующих надстроечных учреждений (отделы образования, научно-методические центры, академии постдипломного учительского образования и прочее) недостаточно, будет создано большое количество новых рабочих мест, позволяющих за непыльную работу без всякой ответственности получать приличные деньги. И это при том, что в школах растет количество вакансий. Учителя не выдерживают недоплат, унижений, адских условий труда. Если в двухтысячных на короткий период школы удалось более или менее укомплектовать кадрами, то сегодня учителей уже ощутимо не хватает. Однако делать эту работу привлекательной, судя по всему, никто не собирается.

Вот ещё напоследок из социальных сетей, от группы авторов:

«На школьного учителя надвигается новая чума — ЕФОМ. Сия аббревиатура означает «единые федеральные оценочные материалы». Слово «федеральные» вставлено в эту конструкцию не случайно: новация подаётся от имени государства. Её заявленная цель — «установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации» (цитата из поручений президента РФ по итогам заседания Государственного совета от 23.12.2015)».

Не случайно на недавно прошедшие общественные слушания по новым правилам аттестации учителей представители независимого МПРО «Учитель» приглашены не были. Потому что МПРО «Учитель», созданный ещё в девяностые годы, а ныне входящий в состав Конфедерации Труда России, последовательно отстаивает интересы и права учителей, а вместе с ними и здравый смысл.

Исследователи такого явления в жизни человечества, как бюрократия, пришли к выводу, что до определенной степени она необходима, поскольку обеспечивает упорядоченность, структурированность процессов в различных областях человеческой деятельности. Но, развиваясь, управленческие структуры следуют тенденции все большего обслуживания собственных интересов, на которых в итоге и замыкаются. Мне кажется, наше российское образование сейчас находится именно на этой, последней стадии. Без общественного контроля над бюрократическими структурами явно не обойтись. Конечно, контроля, требующего прозрачной финансовой отчетности. Идеальной реформой образования было бы полное упразднение существующей бюрократической надстройки с заменой на очень скромные координирующие системы. Поскольку каждая школа, если она грамотно укомплектована качественными кадрами (ответственность за это лежит на директоре, а контроль на родителях и Управляющих советах) имеет все, чтобы обучить ребенка и выпустить его в жизнь.

Контроль за деятельностью педагогов

Посещение уроков:
что наблюдает и оценивает администратор?

Е. Кучеренко, заместитель директора школы № 1415, г. Москва

Контроль за деятельностью педагогов, может быть, не самая приятная функция школьного администратора, но куда от нее денешься. Вот и приходится, такова уж должность, время от времени посещать уроки, оценивать их уровень, анализировать на основании увиденного своими глазами и услышанного собственными ушами профессиональную компетентность, знания и умения твоего коллеги-педагога.
Главное, чтобы такие посещения, как, впрочем, и вся система контроля, осуществлялись с целью повышения качества образовательного процесса, помогали учителям совершенствоваться, овладевать мастерством. Совершенно недопустимо, когда директор или завуч совершает спорадические «наскоки» в непредвиденно подвернувшиеся часы. Неожиданное появление на уроке грозной фигуры администратора способно вызвать лишь нечто напоминающее финал гоголевского «Ревизора». Учитель испуган, ученики скованны, а урок скомкан, и толку от такого посещения никакого. Важно, чтобы все это носило планомерный, обдуманный характер, а учитель непременно заранее был оповещен о том, кто, когда и с какой целью явится к нему на урок. Скажу, что школьному администратору бывает непросто анализировать различные виды уроков, тем более если он не является профессионалом в том или ином предмете, и особенно когда дело касается разнообразных творческих занятий. При посещении конкретного урока необходимо учитывать, во-первых, общую или частную цель, которая достигается на нем, а во-вторых, общие или частные факторы, подлежащие контролю.
Собственная многолетняя практика позволила нам выработать определенные значимые критерии для успешного анализа деятельности учителя. Сразу оговоримся, что предлагаемая нами схема предназначена преимущественно для использования на уроках естественно-научного и физико-математического циклов.
Пометки в рабочем блокноте
Итак, вхожу в класс, устраиваюсь понезаметнее, так, чтобы лишний раз не бросаться в глаза ученикам, не отвлекать их внимания. Раскрываю рабочий блокнот и делаю пометки.
Перво-наперво фиксирую (по приведенной ниже таблице) наличие или отсутствие в ходе урока определенных фаз, этапов взаимодействия учащихся с учителем, соблюдение их временных рамок и динамики (см. табл.1).
Четкий распорядок урока и его соблюдение учителем способствуют формированию у учащихся определенной рабочей установки, готовности к последовательному выполнению необходимых действий. Известно, что способность школьников контролировать собственное поведение формируется путем присвоения внешних по форме действий. Вяло протекающий, «аморфный» урок не способствует пробуждению умственной активности. А чрезмерное затягивание одних этапов ведет к неминуемому «урезанию» остальных. Конечно, существуют разные обстоятельства, влияющие на динамику отдельных фаз урока, но наличие между ними явно определенных границ обязательно.
Последующие страницы моего рабочего блокнота предназначены для наблюдения за выделенными в предыдущей таблице формами и качеством осуществления основных учебных взаимодействий.
Начало урока. Мотивирование учащихся на плодотворную совместную работу.
Часто этот этап «проглатывается» мимоходом, будто бы подразумевается, что ученики и так должны знать, зачем пришли на урок. Мотивирование предполагает возникновение у детей желания работать с учителем и уверенности в том, что они смогут быть успешными на сегодняшнем уроке, а учитель будет стремиться к позитивному взаимодействию с каждым из них.
Проверка домашнего задания. Фронтальная, осуществляемая самим учителем. Взаимопроверка детьми друг друга. Самопроверка, в ходе которой одним из учащихся демонстрируется заведомо правильное домашнее решение и происходит обсуждение, сравнение результата с результатами остальных учащихся.
Повторение изученного материала. Отмечаю уровень активности и участия в работе всех учащихся, удается ли учителю устойчиво задействовать у школьников произвольное внимание или дело ограничивается редкими непроизвольными включениями. Верно ли методически подобран предлагаемый к повторению материал, насколько актуально его повторение в контексте данного урока.
Таблица 1

Изложение нового материала. Оценивается фактологическая, научная точность. Отражает ли предлагаемый к изучению материал современные научные представления в данной предметной области? Реализован ли учителем генетический принцип подачи нового материала «от простого — к сложному», актуализирована ли его связь с изученным ранее? Использует ли учитель в учебном взаимодействии технические средства обучения: макеты, модели, таблицы, графики, видео, мультимедиа и т.д.
Опирается ли учитель, излагая новый материал, на содержание имеющегося у школьников учебника? Ведь при самостоятельной домашней проработке вновь изученного материала ученик обратится к конкретному учебнику, а значит, на уроке ему должно быть разъяснено содержание всех приведенных в изучаемом параграфе таблиц, графиков, схем, формул. Ученик не обязан самостоятельно разбираться в учебнике. Это должен сделать учитель, дав на уроке исчерпывающие сведения, необходимые для усвоения его содержания. Небрежность учителя в использовании учебника оборачивается трудноразрешимыми учебными проблемами для его учеников.
Закрепление пройденного материала. Этот этап и его содержание должны закономерно вытекать из предыдущего этапа изложения нового и логично, непротиворечиво переходить в представление домашнего задания. Основное внимание обращается здесь на тщательность подбора упражнений для повторения, соответствие их заявленной теме занятия. Использование в ходе повторения разных видов деятельности: устная или письменная форма работы — заполнение таблиц, элементов предметных тестов и т.п.
Домашнее задание. В основе своей оно должно содержать инвариантную часть изложенного материала, то есть требовать для успешного выполнения лишь тот минимум навыков, которым должны овладеть все школьники. Вариативная часть в виде всяческих «сюрпризов» и «неожиданностей» повышенной трудности должна задаваться «сверх программы» по выбору для тех пытливых умов, кто пожелает углубленно овладеть предметными знаниями. В домашнем задании должны присутствовать задачи, требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний. Общий объем задаваемого на уроке домашнего задания не должен превышать рамок, определенных учебным планом для данного типа школы.
И, наконец, подведение итогов урока. Это важный этап, венчающий всю совместную деятельность учителя и школьников в течение часа. Иной раз бывает так, что домашнее задание учитель диктует уже после звонка с урока, а итоги подводит лишь с теми учащимися, кого интересует оценка собственной работы и кто готов задержаться для этого на перемене. Подведение итогов должно происходить в ходе урока, еще до звонка. Учитель должен еще раз обратить внимание учащихся на изученную тему и логически завершить все предыдущие учебные взаимодействия. Оценить результативность отдельных учащихся и класса в целом, объявить полученные оценки, поблагодарить за совместную работу и попросить подать дневники.
Беседа с глазу на глаз
Как уже отмечалось выше, система урочного контроля направлена на повышение качества образовательного процесса. Планируемые результаты могут быть достигнуты только в атмосфере уважения, доверия, доброжелательности и успешности. Следовательно, не менее важным аспектом контроля, чем непосредственное присутствие администратора на уроке, является обсуждение с учителем хода проведенного занятия. В этом нам помогают рабочие пометки, сделанные в приводимой выше схеме, которая, кстати, не является секретом от учителей, они заранее знают принятые нами критерии оценивания.
В обсуждении урока мы придерживаемся следующих правил: учителя необходимо поблагодарить за сделанную работу, подчеркнуть его успешность, расположить к продуктивному диалогу; обсуждение проводится с глазу на глаз непосредственно после окончания урока (на перемене), пока еще у учителя свежи в памяти все нюансы, а на доске присутствуют и материальные следы работы — надписи, схемы, таблицы и т.п.; никогда не обсуждается то, что непосредственно не происходило на уроке, также не используются никакие мнения третьих лиц; производится качественный анализ урока, но опускаются количественные оценки; при указании на недостатки и просчеты требуется крайняя корректность. Все «плюсы» и «минусы» называются точно и вещественно; в конце разговора перед учителем ставятся конкретные задачи в его дальнейшей деятельности.
Что же дают такие посещения школьной администрации? Результаты завучи докладывают на административных совещаниях при директоре. Первый вопрос, который всегда обсуждается, — соответствие учителя своей квалификации. Ведь может случиться так, что педагог де-факто работает гораздо лучше, чем формально требует его квалификационная категория. Тогда есть основания рекомендовать его при аттестации на более высокую категорию. Второй момент, который удается прояснить благодаря посещению урока, — это неопределенность и противоречивость оценок, даваемых педагогу учащимися, их родителями и коллегами. Пока директор или завуч лично не побывали на его уроке, они вынуждены пользоваться чужим мнением. Можно предположить, что непосредственное посещение урока обладает особым видом педагогической валидности — достоверности вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента. Не вдаваясь в теоретические подробности, заметим, что посещение урока для учителя и администратора — это все-таки естественный эксперимент, а не простое «включенное» наблюдение. Указанный личностный момент столь ценен для школьного администратора, что непосредственное наблюдение за работой учителя не может быть заменено никаким другим видом административного контроля.
Общая система контроля
У учителя ни в коем случае не должно возникать мнение, что его «выхватили из общей массы» и проверяют с особым усердием и пристрастием. Для этого в школе должна работать отлаженная система общего административного контроля (посещение уроков лишь часть его), позволяющая педагогу осваивать требования организации, привыкать к принятой здесь корпоративной культуре и профессиональным нормам трудового поведения.
Каждый раз в начале учебного года педагоги знакомятся с тематическим планированием. На его основе создается единый график контроля, что, в свою очередь, исключает как перегрузку учащихся, так и незапланированные, спонтанные визиты представителей администрации.
В ходе учебного процесса осуществляется регулярное наблюдение за деятельностью учителя через изучение и анализ документации. Так, проверка классных журналов позволяет отслеживать прохождение программы, способы контроля знаний, объективность оценок, а проверка рабочих тетрадей — убедиться в осуществлении учителем обратной связи. В конце каждой четверти проводятся собеседования с учителями-предметниками по технологическим картам, которые дают возможность анализировать качество знаний и степень обученности по каждому классу. Технологическая карта имеет единую форму. Вот как она выглядит.
Образец технологической карты учителя-предметника за 200 __ — 200 ___ учебный год по четвертям
1. Ф.И.О._______2. Предмет ______. 3. Разряд (какой, когда присвоен) __. 4. Даты открытых уроков _________. 5. Последние курсы повышения квалификации _______.
6. Тема по самообразованию _____. 7. Выступления на педсоветах с опытом работы…
8. Победители школьных, районных, других олимпиад (фамилия учащегося, класс) ______________.
9. Какая помощь необходима со стороны администрации ________.
Классные руководители при собеседовании сдают сводную ведомость, форма которой включает в себя показатели по отдельным предметам и по каждому ученику.
Образец отчета классного руководителя за ____ четверть (полугодие) 200__ -200 ___ учебного года
1. Класс ______.
2. Ф.И.О. классного руководителя ______________________________.
3. Число учащихся на начало четверти (полугодия) _________; на конец четверти (полугодия)__________.
4. Фамилии выбывших и прибывших ______________________________.
5. Успевают только на «5»: ___________, на «4» и «5»:________________.
6. Имеют по одной «4»: _____________, «3»: ________________________.
7. Не успевают: _________________________________________________.
Результативность обучения по четвертям


В индивидуальных беседах представляется возможным также обсудить информацию, полученную от родителей и учащихся. В дальнейшем результаты работы с учителями выносятся на педсовет.
* * *
Мы уверены, что в процессе осуществления контроля за работой учителя необходимо отказываться от командно-административной системы управления и переходить к профессиональному сотрудничеству, что и позволит педагогу раскрыть свои творческие способности.

Личностные качества педагога

педагогический профессиональный обучение личностный

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель — не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи профессиональное становление педагога может быть рассмотрено как непрерывное развитие личности, для которой характерны :

— высокая гражданская ответственность и социальная активность;

— любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

— подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

— высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

— потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

— физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств. Среди них — педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит свое выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество работает, не считаясь со временем.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Такое качество предполагает проявление одновременно и чувства меры, и сознательной дозировки действий, способности уверенно контролировать их. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том. чтобы выбрать соответствующий стиль и тон, время и место педагогического действия. Педагогический такт во многом зависит от личностных качеств педагога, его кругозора, культуры. воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой на которой вырастает доверительное отношение между учителем и учениками.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. Выдающийся отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал, что справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю . Особенно отчетливо педагогическая справедливость проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Определение профессиональной пригодности педагога

Под профессиональной пригодностью понимается «совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии» .

Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку педагога.

Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Н.Н. Никитина, подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный . Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания .

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний, и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

LiveInternetLiveInternet

BelikIA все записи автора В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстаm
Так, под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку педагога. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.
Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма — своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю.

Профессиограмма учителя. Е.В.Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
Педагог — не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.
В профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога — система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция — отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.
Наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой личности педагога по праву считается убежденность. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обостренное чувство долга и ответственности; стремление к повышению своей педагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников, способность нести культуру
Следующая важнейшая характеристика педагога — направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства — интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Профессионально- педагогическая направленность личности проявляется и в таких качествах, как педагогический долг и ответственность.
В понятии «профессиональный долг» сконцентрированы требования к личности педагога как к профессионалу: осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к избранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом.
В содержании этого понятия находят отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Такие требования представляют своеобразный кодекс педагогической морали.
Необходимым качеством для учителя является педагогический такт — интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость — своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель-это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.
В.А.Сухомлинский писал: «Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости — вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1969.-С.83).
Проявлением индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоутверждение неразрывно связано со служением обществу. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Стремление к образованию, его непрерывность следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста педагога.
Познавательная активность включает в себя стремление к учению (желание, интерес), сосредоточенность на предмете познания.
Сущестсвует несколько видов деятельности: конструктивная, организаторская, коммуникативная.
Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.
Аналитические умения складываются из следующих частных умений:
— разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
— осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
— находить в психолого-педагогической теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
— правильно диагностировать педагогическое явление;
— вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
Особую группу аналитических умений составляют рефлексивные умения. К ним относятся умения анализировать свои собственные действия.
Прогностические умения. Управление педагогическим процессом предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат.
В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, что именно учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; как будет воспринят материал в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого.
Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени.
В зависимости от направленности педагогической задачи прогностические умения можно объединить в три группы:
— умения прогнозировать развитие коллектива, развитие системы взаимоотношений;
— умения прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками;
— умения прогнозировать ход педагогического процесса: трудности учащихся, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т. и.
Проективные умения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует следующую структуру проективных умений:
— переводить цели и содержание образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
— учитывать потребности и интересы учащихся, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые качества;
— определять основные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса;
— отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных творческих дел;
— планировать индивидуальную работу с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков и развития их способностей, творческих сил и дарований;
— отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
— планировать систему приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
— планировать способы создания личностно-развивающей среды и поддержания связей с родителями и общественностью.
Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским как общепедагогическим относятся мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.
Мобилизационные умения — это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.
Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.
В процессе общения с учащимися информационные умения проявляются в способности логически правильно строить и вести рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.
Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся и класса в целом.
Ориентационные умения представляют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной и исследовательской деятельности, к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям, а также к совместной творческой деятельности учащихся.
Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.
Перцептивные умения -это умения понимать других (учащихся, учителей, родителей): их личностные особенности и ценностные ориентации.

В совокупность перцептивных входят следующие умения:
— определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;
— находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его непохожим на других, а может быть, и на самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
— видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализации, фаворитизму, «эффекту ореола» и др.).
Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса. На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, поставить себя на их место, «слиться» с ними, увидеть окружающий мир и происходящее в нем их глазами.
Умения общения в педагогическом процессе — это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.
Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.
Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств — правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.
Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *