Как правильно написать работу на категорию медсестры

  • автор:

Аттестация — серьезный этап в жизни каждого медицинского работника. Это возможность продемонстрировать свою квалификацию и опыт, изменить свой статус в коллективе и получить прибавку к зарплате. Однако часто процедура аттестации вызывает у медицинских сестер неоднозначную реакцию, нередко сопровождаемую страхом.

Первым камнем преткновения на пути присвоения заветной категории становится необходимость написать отчет. Просторы интернета пестрят просьбами, обращенными к тем, кто эту процедуру уже прошел, прислать, поделиться, продать, в конце концов, готовый отчет! Как театр начинается с вешалки, так и профессионализм медицинского работника начинается с умения демонстрировать результаты собственной деятельности.

Вместо того чтобы тратить время на непродуктивные переживания и действия, давайте проанализируем наиболее часто встречающиеся ошибки и наметим пути их преодоления!

***

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой подробное перечисление действий медсестры согласно функциональным обязанностям. Нередко он выглядит как один день из жизни медсестры и заканчивается словами «Мой рабочий день закончен», а отчет так и не начат…

При подготовке отчета следует помнить, что это не просто представление имеющихся данных за определенный период, а анализ собственной деятельности!

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2013 года № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» «…отчет о профессиональной деятельности специалиста за последний год работы для работников со средним профессиональным образованием, должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению, достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом».

Начните с изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок и проведение аттестации.

Подумайте, какие результаты были достигнуты вами за истекший период. Включайте в список все достижения, даже те, которые вам кажутся не очень значимыми. Какие профессиональные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Какие результаты работы считаете наиболее значимыми? Соотнесите результаты своей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми к первой или высшей квалификационным категориям.

***

Обратите внимание! Отчет пишется от первого лица. Выражения «медсестра должна выполнять, медсестра делает…» не используются, ведь это ваш отчет!

Обратите внимание! Для написания отчета используется деловой стиль, согласно которому главный акцент делается на точности передачи информации, не допуская двойственности толкований. Текст делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу.

Избегайте разговорных, жаргонных слов и выражений, например таких как «разнос направлений на анализы», «участники афганистана». А этот пример описания прививочной работы «…магазины и палатки по графику», как говорится без комментариев!

Выражайте свои мысли точно, чтобы не приходилось гадать, что скрывается за такими, например, фразами: «Прошла курс повышения квалификации в процедурном кабинете с присвоением 1 категории» или «…перед приемом готовлю инструменты: термометры, кушетку, мебель».

Помните, что грамотность – ваша визитная карточка для того, кто будет читать вашу работу!

***

Обратите внимание! Часто в отчетах медсестры указывают большое количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации. К ним можно отнести:

  • перечисление всей без исключения мебели, которая находится в кабинете;
  • перечисление не только сестринских, но и всех врачебных манипуляций, которые выполняются в подразделении;
  • указание всех адресов домов на участке с этажностью и другими подробностями и т.п.

Не следует приводить полностью, а тем более прикладывать к отчету стандартные инструкции по дезинфекции тех или иных изделий медицинского назначения и др. Исключением могут стать только материалы разработанные лично вами и являющиеся уникальными. В таком случае их следует размещать в приложении.

Обратите внимание! Совершенно недопустимо наполнять отчет пространными цитатами из различных учебников и учебных пособий (например, определение и основные этапы сестринского процесса; определение, виды и методы дезинфекции и т.п.).

***

Обратите внимание! Отчет не должен представлять собой сплошной текст. Четкая структура текста облегчит его восприятие экспертами и членами аттестационной комиссии, которые будут его оценивать. Писать работу логически завершенными частями гораздо проще.

Обобщая различные рекомендации по написанию аттестационных работ, можно выделить следующие составные части:

  1. Краткие биографические сведения.
  2. Краткая характеристика места работы.
  3. Результаты профессиональной деятельности.
    1. Количественные и качественные показатели.
    2. Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п.
    3. Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов
    4. Распространение опыта.
  4. Повышение квалификации.
  5. Общественная и социально-значимая деятельность.
  6. Выводы.
  7. Цели и задачи дальнейшего профессионального развития.

Итак, структура аттестационной работы ясна, давайте рассмотрим наполнение каждой части.

***

1. Краткие биографические сведения (не более 1 страницы)

Укажите, что и когда закончили, специальность, где работали, стаж в данной организации и в занимаемой должности, наличие квалификационной категории (какая, в каком году присвоена), перечислите курсы повышения квалификации (год окончания, полное название курса и учреждения, в котором курс проводился), наличие сертификатов и отмеченные наградами или грамотами достижения в работе.

2. Характеристика места работы (не более 1 страницы)

Сначала кратко расскажите о медицинской организации, где вы трудитесь в настоящее время: количество коек, число посещений, отметьте те особенности, которые отличают его от остальных организаций подобного рода.

Дайте краткую характеристику подразделения (отделения, кабинета и т.п.), в котором вы трудитесь. Расскажите об основных задачах и принципах его работы.

3. Результаты профессиональной деятельности
(основная часть работы, объем 3-5страниц)

Количественные и качественные показатели. Расскажите о своей деятельности в течение последнего года. Выберите показатели, характеризующие вашу работу (работа с пациентами, выполнение манипуляций, заполнение документации и т.д.).

Обратите внимание! Не стоит излишне подробно рассказывать о проветривании кабинетов и их уборке, лучше сконцентрироваться на результатах, приводящих к улучшению здоровья пациентов.

Количественные данные представьте в виде таблицы для наглядности, можно внести в таблицу данные за предыдущий отчетный период, чтобы провести анализ (это может быть количество манипуляций, структура контингента, динамика заболеваемости и т.п.). Можно сравнить свои показатели с аналогичными по подразделению, учреждению, региону. Каждую таблицу сопроводите поясняющим цифры текстом и сделайте выводы.

  • Что изменилось (или не изменилось)?
  • По какой причине?
  • Какие изменения это вносит в вашу работу?
  • Что сделано, что еще вам необходимо сделать?
  • Какие задачи стоят перед коллективом, какие вы ставите перед собой?

Меняется структура заболеваний, подходы к диагностике и лечению, появляются новые нормативные документы, следовательно, необходимо менять тактику обучения пациентов, работу по профилактике и т.п.

Обратите внимание! Перечень нормативных документов, регламентирующих вашу деятельность, должен быть полным и актуальным. Абсолютно недопустимо указание уже недействующих приказов!

Наиболее часто применяемые методики, выполняемые манипуляции и т.п. Расскажите о новых методах и технологиях, которые вы используете в своей работе. Не следует приводить полностью инструкцию к новому аппарату или подробное описание новой манипуляции. Лучше расскажите, с какими сложностями вы столкнулись при освоении, чему потребовалось научиться? Если вы обучали других медсестер, упомяните об этом. Может быть, вы владеете смежными специальностями, можете заменить коллег, расскажите.

Обратите внимание! Встречающаяся практически в каждом отчете фраза: «В свое работе использую инновационные технологии», не имеет права на существование без перечня этих самых технологий. В противном случае она не несет никакой смысловой нагрузки!

Противоэпидемические мероприятия. Расскажите, каким образом обеспечивается безопасность на рабочем месте и безопасность пациента.

Обратите внимание! информация должна иметь отношения к оценке вашей квалификации.

Расскажите, каким образом осуществляется контроль инфекционной безопасности на рабочем месте, какова ваша роль. Опишите ваши действия при возникновении аварийной ситуации.
Санитарно-просветительская работа, обучение пациентов. Этому разделу профессиональной деятельности медсестры в последние годы уделяется особое внимание. В отчетах напротив медсестры бывают предельно краткими.

Укажите подробно, какие беседы вы проводите с пациентами. Разрабатываете ли вы памятки, если да то на какие темы? Составляете ли вы планы бесед? Участвуете ли в выпуске санбюллетеней, оформлении уголков здоровья и т.п.? Участвуете ли в работе школ для пациентов, читаете ли лекции (например, в школах) и т.п.? Необходимо указать темы и количество за отчетный период (в таблице).

Распространение опыта. Для претендента на квалификационную категорию очень важно не только хорошо делать все самому, но и научить коллег. Опишите, каким образом вы передаете накопленный опыт. Это может быть:

  • работа со студентами во время практики;
  • преподавательская деятельность;
  • участие в адаптации молодых специалистов;
  • наставничество (закрепленное официально, с указанием фамилий);
  • наличие печатных работ и т.п.

4. Повышение квалификации (объем 1-2 страницы)

Повышение квалификации включает участие в работе конференций, семинаров, мастер-классов, профессиональных конкурсах. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место в этом занимает самообразование?

Обратите внимание! В этом разделе отчета не допустимы обобщения, сведения должны быть предельно конкретны! Например: «…Активно участвую в работе сестринских конференций» (каким образом, вы докладчик, организатор или слушатель?) или «…регулярно читаю специальную литературу» (уточните какую, составьте перечень за последний год).

Обязательно укажите даты и темы конференций, семинаров и др. подобных мероприятий, а также темы докладов, если вы с ними выступали.

5. Общественная и социально-значимая деятельность

Сюда относится работа в профсоюзе, Совете сестер, членство и участие в работе ассоциации медицинских сестер и т.д. Подробно опишите, в чем заключается ваша деятельность, что конкретно Вы сделали.

6. Выводы

Если вы не оставили без внимания аналитическую часть отчета, то выводы практически готовы. Теперь необходимо их кратко сформулировать! Из всех разделов выберите свои достижения, новые умения и навыки, доказательства вашей профессиональной активности, свидетельства участия в различных мероприятиях. Именно эти, кратко сформулированные данные, свидетельствуют о вашем соответствии заявленной квалификационной категории.

Цели и задачи дальнейшего профессионального развития

Поскольку ваш профессиональный путь не заканчивается с присвоением категории, то следует обозначить дальнейшие цели и задачи. Они также вытекают из сделанного вами анализа. Что еще вы планируете сделать, над чем Вам предстоит работать, что необходимо изучить и т.д.?

Обратите внимание! Вы формулируете задачи для себя, а не для всей организации.

Правила оформления

Обратите внимание! Оформлять отчет следует правильно и эстетично – это документ! Недопустимо наличие шрифтов разных видов, цветов и размеров.
Общий объем отчета не более 15-20 страниц. Редактор MS Word, шрифт «Times New Roman», размер шрифта (кегля) 14, междустрочный интервал 1,5. Текст не должен быть перегружен курсивом и иными шрифтами. Обязательно наличие содержания с указанием номеров страниц. Страницы отчета, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку. К отчету могут прилагаться иллюстрации, фотографии, разработанные вами методические рекомендации, памятки, ваши публикации и другой наглядный материал. Объем приложений до 10 страниц.
Обратите внимание! Подписываете отчет на последней странице Вы, старшая медицинская сестра и руководитель сестринской службы больницы.
Процедура аттестации полностью соответствует известной русской пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму!». Так что в первую очередь приведите в порядок «одежку» — свой аттестационный отчет. Затем переходите в подготовке ума. Для собеседования освежите в памяти основные положения нормативных документов, которые регламентируют вашу работу, уделите внимание оказанию неотложной помощи и противоэпидемическим мероприятиям.
Вспомните все свои профессиональные и жизненные успехи – это придаст уверенности в себе. Настройтесь оценить себя объективно, узнать, чего вы стоите на самом деле, – это смелый шаг сильной личности. Воспринимайте аттестацию, как возможность раскрыть свой потенциал и удача всегда будет с вами!

Тарасова И.В.,
статья опубликована в журнале «Сестринское дело» № 5 за 2013 год.

Как известно, наличие квалификационной категории подтверждает квалификацию медицинского работника и влияет на заработную плату. Стоматолог одной из поликлиник г. Кирова решил получить вторую категорию, попросил совета у коллег, но, как ни странно, выяснилось, что врачебных категорий ни у кого нет. Доктор обратился в отдел кадров, но тоже, как ни странно, ответа на свой запрос не получил. Пришлось обратиться на «Горячую линию» профсоюза «Действие».

Присвоение врачебной категории регулируется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. N 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Каждый врач имеет право получить категорию по нескольким специальностям одновременно, если они являются смежными. Главным требованием является стаж работы по требуемой специализации.

Требования для получения второй категории:

— не менее 3 лет практического стажа по специальности,

— личная явка, включающая тестирование, участие в оценке отчета, собеседование.

Требования для получения первой категории:

— не менее 5 лет практического стажа по специальности,

— личная явка, включающая тестирование, участие в оценке отчета, собеседование.

Требования для получения высшей категории:

— не менее 7 лет практического стажа по специальности,

— личная явка, включающая тестирование, участие в оценке отчета, собеседование.

Для получения категории специалист должен обратиться в региональный орган управления здравоохранением (минздрав, департамент, комитет, управление — в каждом регионе он свой) к ответственному секретарю аттестационной комиссии по своей специальности. Все вопросы касательно категории решаются именно через ответственного секретаря. Врач оформляет заявление на имя председателя аттестационной комиссии (в случае переаттестации заявление подаётся за четыре месяца до срока её наступления). В заявлении указываются паспортные данные, существующая категория (если есть) и дата её получения, квалификационная категория, на которую претендует врач, согласие на получение и обработку персональных данных, личная подпись и дата. Также в печатном виде заполняются аттестационный лист и отчет о проделанной работе за последние 3 года, утверждённые главным врачом и отделом кадров ЛПУ , где работает аттестуемый. В комиссию отправляют и копии документов об образовании (диплом, удостоверения, свидетельства, сертификаты специалиста), трудовой книжки и присвоении текущей квалификации (при её наличии), в случае изменения фамилии, имени, отчества — копия документа, подтверждающего факт их изменения.

Что из себя представляет аттестационный отчет врача? Он состоит из трех частей – введения, основной части и заключения.

Введение включает в себя данные о личности врача и о лечебном учреждении, где он занимает должность. Описываются характеристика отделения, его оснащенность и структура штата, показатели работы отделения в виде статистических данных.

Основная часть состоит из следующих пунктов: характеристика контингента, проходящего лечение в отделении; возможности проведения диагностических мероприятий; проведенная лечебная работа с указанными результатами по профильным заболеваниям; летальные случаи за последние 3 года и их анализ; внедрение инноваций.

Заключение отчета состоит из обобщения результатов, указания возможных проблем и примеров их решения, возможности совершенствования. При наличии опубликованных материалов прилагаются их копии. Указывается список использованной литературы и изученной за последние несколько лет.

В случае отказа руководителя организации, где работает специалист, в согласовании отчета последнему выдается письменное разъяснение о причинах отказа, которое прилагается к заявлению на получение квалификационной категории.

Документы направляются в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, посредством почтовой связи или предоставляются лично специалистом ответственному секретарю этой комиссии.

Проведение аттестации назначается не позже трех месяцев с момента поступления данных о специалисте. В случае несовпадения данных с требованиями к ним, поступает отказ в приеме документации (не позднее 7 дней с момента её регистрации). После устранения оснований, послуживших причиной отказа в принятии документов, специалист вправе повторно направить документы в аттестационную комиссию.

Секретарь согласовывает с председателем экспертной группы необходимой специализации срок проведения экзамена. Члены экспертной группы рассматривают аттестационные работы врачей на категорию, оформив на каждую из них рецензию, отображающую следующие данные: уровень практических навыков специалиста; участие в социальных проектах, связанных с медицинской сферой; наличие опубликованных материалов; самообразование аттестуемого; соответствие знаний и навыков заявленной категории врачей. Экспертиза должна происходить в 30-дневный срок с момента поступления отчета. Результат рецензии является показателем возможного итога аттестации.

Секретарь сообщает специалисту срок заседания, включающего проведение собеседования и тестирования (не позднее чем за 30 дней до этой даты). Тестирование считается пройденным при получении более 70% верных ответов. Собеседование проходит путем опроса аттестуемого согласно теории и практике, знание которых должно соответствовать запрошенной квалификации. Заседание сопровождается оформлением протокола, который подписывается членами экспертной группы и председателем. Итоговое решение отмечается в квалификационном листе. Право на пересдачу экзамена специалист получает только через год. Документ, подтверждающий получение, повышение, понижение категории или отказ в её присвоении выдаётся специалисту на руки или отсылается по почте ответственным секретарем аттестационной комиссии (в срок не позднее 120 дней со дня регистрации заявления на аттестацию или переаттестацию).

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в органе государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, в течение одного года с даты принятия аттестационной комиссией обжалуемого решения.

Аттестационная категория врача действительна на протяжении 5 лет после подписания приказа о её получении. По истечении времени специалист должен подтвердить текущую или получить другую категорию.

Аттестационная комиссия может принять решение о продлении срока действия по ходатайству главного врача лечебно-профилактического учреждения. Если врач отказывается от явки на комиссию, его категория снимается автоматически по истечении пятилетнего срока с момента присвоения.

Также администрация лечебного учреждения может отправить запрос в аттестационную комиссию, чтобы врач был лишен квалификации или чтобы она была повышена досрочно (специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее, чем через три года со дня получения настоящей категории). В таком случае направляются документы, позволяющие обосновать решение. Комиссия рассматривает вопрос в присутствии специалиста. Неявка без уважительной причины позволяет принять решение в его отсутствие. Со дня вынесения решения врач или лечебно-профилактическое учреждение могут обжаловать результат в 30-дневный срок. Для этого необходимо оформить заявление с уточнением причин несогласия и отправить в комиссию при региональном органе управления здравоохранением (минздраве и т.д.).

Приводим рекомендуемый образец аттестационного листа (заполняется специалистом в печатном виде).

Аттестационный лист

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) ________________________________

2. Дата рождения ______________________

3. Сведения об образовании*(1) _________________________________________

4. Сведения о трудовой деятельности*(2)

с _____ по ______ ______________________________________________________

(должность, наименование организации, местонахождение)

Подпись работника кадровой службы и печать отдела кадров организации,

работником которой является специалист.

5. Стаж работы в медицинских или фармацевтических организациях

__________________________________ лет.

6. Наименование специальности (должности), по которой проводится

аттестация для получения квалификационной категории ___________________

7. Стаж работы по данной специальности (в данной должности)

__________________________________ лет.

8. Сведения об имеющейся квалификационной категории по специальности

(должности)*(3), по которой проводится аттестация ______________________

9. Сведения об имеющихся квалификационных категориях по иным

специальностям (должностям)*(3) _______________________________________

10. Сведения об имеющихся ученых степенях и ученых званиях*(4) _________

11. Сведения об имеющихся научных трудах (печатных)*(5) ________________

12. Сведения об имеющихся изобретениях, рационализаторских предложениях,

патентах*(6) ___________________________________________________________

13. Знание иностранного языка __________________________________

14. Служебный адрес и рабочий телефон __________________________________

15. Почтовый адрес для осуществления переписки по вопросам аттестации с

аттестационной комиссией _______________________________________________

16. Электронная почта (при наличии): _________________________________

17. Характеристика на специалиста*(7): _________________________________

Подпись руководителя и печать организации, работником которой является

специалист.

18. Заключение аттестационной комиссии:

Присвоить / Отказать в присвоении ________________ квалификационную(-ой)

(высшая, первая, вторая)

категорию(-и) по специальности (должности) ____________________________

(наименование специальности (должности))

«___» ________ 20___ г. N ______*(8)

Ответственный секретарь

Экспертной группы подпись И.О.Фамилия

*(1) Указываются уровень имеющегося образования (среднее, высшее, послевузовское или дополнительное профессиональное образование), тематика курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки (для сведений о дополнительном профессиональном образовании), наименование присвоенной специальности, номер и дата выдачи документа об образовании, наименование организации, выдавшей документ об образовании.

*(2) Указываются даты начала и окончания трудовой деятельности в соответствующей должности, наименование организации-работодателя, ее местонахождение.

*(3) Указываются имеющаяся квалификационная категория, наименование специальности (должности), по которой она присвоена, и дата ее присвоения.

*(4) Указываются имеющиеся ученые степени, ученые звания и даты их присвоения.

*(5) Указываются сведения только о печатных научных работах, включая наименование научной работы, дату и место публикации.

*(6) Указываются регистрационный номер и дата выдачи соответствующих удостоверений.

*(7) Включает сведения о результативности профессиональной деятельности специалиста, его деловых и профессиональных качествах (в том числе оценка уровня ответственности, требовательности, имеющихся умений, практических навыков).

*(8) Указываются реквизиты протокола заседания Экспертной комиссии, на котором принималось решение о присвоении специалисту квалификационной категории.

Публикация подготовлена в рамках проекта «Правовая поддержка работников медицинских организаций в Российской Федерации и мониторинг актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений в условиях реформирования общественного сектора здравоохранения» с использованием средств гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *