Как построить дерево целей

  • автор:

Systematy.ru 2.2. Формирование и анализ системы целей. Дерево целей и задач.

Дерево целей – это средство управления проектом, применяемое на стадии инициации. Эта иерархия. Рассмотрим данный пример как прообраз проекта. Если взять лист. Используя наш пример и размышляя над ассоциациями, можно обнаружить очевидные тренды понятийной динамики. Дерево целей, дерево целей пример, дерево целей организации, построение дерева целей. Тема: Дерево целей. Тип: Реферат. В работе есть: рисунки 1 шт. Язык: русский. Разместил (а. Дерево целей – это графическая схема, которая демонстрирует разбивку общих целей. Дерево целей пример Метод построения ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ. Люди – существа целеполагающие.

588 × 540 — 9k — gif rik-company.ru Цели организации (предприятия, компании) 916 × 580 — 25k — png bbcont.ru Дерево целей организации – простой пример 652 × 629 — 72k — jpg studfiles.net Лабораторная работа 1.3 Тема: «Модель. Моделирование систем» 873 × 609 — 25k — png rik-company.ru Цели организации (предприятия, компании) 899 × 550 — 27k — png iaim.ru Пример Дерева Целей по Херри Алдеру 945 × 527 — 171k — jpg copdoc.ru целей на примере организации 550 × 298 — 27k — jpg womanadvice.ru Что такое дерево целей и задач? 660 × 467 — 54k — jpg projectimo.ru Дерево целей проекта: сущность метода и правила построения 600 × 389 — 98k — jpg rik-company.ru Цели организации (предприятия, компании) 825 × 558 — 22k — png e-educ.ru Цели и трудности целеполагания| E-educ.ru 463 × 310 — 34k — jpg abc.vvsu.ru ВГУЭС.

Что такое дерево целей и зачем оно нужно, есть соответствующая статья, или для наглядности можно воспользоваться примером уже построенного дерева личных целей по Х. Адлеру. Эта же статья посвящена практическим рекомендациям, как самостоятельно составить иерархию целей.

Что нужно для составления

Если вы только учитесь стратегическому планированию или строите дерево целей для себя, то кроме самого желания быть успешным, нужны: чистый лист бумаги А4 (на обучающем этапе – возможно стопка бумаги), ручка.

Если готовите презентацию дерева целей: в таком случае подойдут многие программы на ПК (Mind Manager, простенький SmartArt MS Word, …)

Этапы построения дерева целей

1. Формулировка стратегической цели. Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости. (пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – личностный рост, глобальная – выучить 5 ин. языков). Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину.

2. Записываем условия, под-цели способствующие осуществления глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие задачи или цели нужно решить, что бы осуществить цель номер 1? См. пример ниже.

2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен.

3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2, но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.

Общие рекомендации к построению

Достраиваем дерево на одном листе. Но если нужно что-то вычеркнуть для наглядности лучше начать с нового чистого листа.

Дробить цели нужно последовательно. Т.е. они должны быть подчинены друг другу, и не было больших прыжков.

Записывая ту или иную ступень в иерархии – важно помнить, всегда есть еще один вариант.

Самые мелкие цели – должны быть максимально простыми, реализация которых реализует, так же просто, более высшую цель.

Тренироваться и еще раз тренироваться. В идеале вы спустя некоторого времени достигнете такого успеха в построении целей – что будете делать это почти автоматически.

Не боятся ошибок. Ошибки – необходимое условие в успешном обучении.

Вот так на скорую руку я набрал макет дерева целей в МO SmartArt

УДК001Крыжановская Надежда Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинскkriganovskayanv@mail.ru
Формирование познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей
Аннотация.В статье обоснована роль целеполагающей деятельности в формировании познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов, выявлена сущность процесса педагогического целеполагания, проанализированы уровни и этапы целеполагающей деятельности будущих педагоговпсихологов,раскрыто содержание основных рабочих понятий, определеныосновные составляющие целеполагания в процессе формирования познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов.Ключевые слова: познавательнопрофессиональная активность, студенты, целеполагание, психологопедагогические условия.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Познавательнопрофессиональная активность –это личностное качество студента, проявляющееся в положительном отношении к учению, в инициативности и самостоятельности осуществления учебнопознавательной и учебнопрофессиональной деятельности, направленное на формирование профессиональной компетентности .Любая профессиональная деятельность предстает перед студентом (обучаемым, слушателем) в форме нормативноодобренногоспособа деятельности, в котором обобщен опыт предшественников. Осваивая будущую профессиональную деятельность, обучаемый превращает нормативноодобренный способ в индивидуальный способ деятельности. Процесс этого превращения есть формирование психологической системы деятельности.
Психологопедагогические концепции деятельности имеют в своей основе описания учебнопрофессиональной деятельности и направлены на разработку моделей будущих специалистов. Важным для нашего исследования является то, что познание деятельности можно рассматривать как разновидность когнитивной деятельности, предметом которой служит какаялибо деятельность . Будучи деятельностью, это познание определенным образом построено и организовано, развивается и функционирует над всем действием своей потребностноцелостной сферы, существует в исторически сложившихся и развивающихся формах, обладает множествами характеристик и познается в теории и на практике. Основной функцией учебного познания являетсяприобретение студентом профессиональноважных качеств, а продуктом –готовность к предстоящей профессиональной деятельности .Сказанное позволяет нам сделать ряд обобщений:1.Учебная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки направлена на овладение комплексом специальных теоретических знаний и практических умений и навыков. Она осуществляется на основании постулатов взаимодействияактивности, нормативности и вариативности, анализа и синтеза. Всё это позволяет нам рассматривать деятельностный подход как методологическую основу нашего исследования.УДК0012.Деятельность есть специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, поэтому познавательнопрофессиональнаяактивность определяет качественную составляющую учебнопрофессиональной деятельности.3.Сложность, вариативность профессиональных ситуаций,решаемых в процессе обучения студентов, разнообразие приёмов будущей профессиональной деятельности требуют особой подготовки студентов в процессе обучения в педагогическом вузе. Это предполагает интеграцию вербальных и невербальных способов передачи информации, различных вариантов действий для формирования гибких структур умений, процедур развёртывания и свёртывания образцов действий.При этом возможно посредством специально организованных форм и методов обучения последовательно повышать уровень познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза: от низшего к высшему–творческой активности. Так как любой процесс развития предполагает переход от одного структурного уровня к другому, более сложному, то для установления качественного состояния развития познавательнопрофессиональной активности мы использовали разработанную В.И. Долговой модель поуровневого подхода к развитию личности, которая применительно к нашему исследованию предполагает развитие познавательнопрофессиональной активностикак качестваличности студента, реализуемого в учебной деятельности от уровня стихийноэмпирического (1йуровень) к эмпирическому (2йуровень), а затем к творческому (теоретический) (3йуровень) . Эти уровнисоответствуют низкому, среднему и высокому уровням познавательной активности. Средний показатель развития познавательнопрофессиональной активности как качества личности, реализуемого в учебной деятельности,мы определяли, просуммировав индивидуальные показатели каждого студента и разделив их на количество студентов, участвующих в эксперименте. Реализуя поуровневый подход в нашем исследовании, развитие познавательнопрофессиональной активностистудентов педагогического вуза мыпредставилив виде системы взаимосвязанных функционально значимых качеств и компонентов: мотивационного, когнитивного, поведенческого, рефлексивного. Уровневые переходы обусловлены количественными и качественными изменениями элементов (знания, умения, владения) в зависимости от уровня развития стихийноэмпирического, эмпирического, теоретического и творческого потенциала студентов педагогического вуза.Успешность развития познавательнопрофессиональной активности во многом определяется степенью вовлечения студентов в целеполагающую деятельность по самоформированию данного качества. Познавательнопрофессиональная активностьбудущих педагоговпсихологовразвивается в том случае, еслиони получают удовлетворение от своего участия в учебнопрофессиональной деятельности. Именно потребность в совершенствовании профессиональных знаний и является основой активности. Поэтому при организации процесса формирования познавательнопрофессиональнойактивности у студентов педагогического вуза необходима целенаправленная деятельность всего профессорскопреподавательского состава, обеспечивающая формирование мотива достижения цели познания. Это позволит обучаемым достичь творческого уровня развития своей познавательнопрофессиональной активности на всех этапах обучения и в будущей профессиональной деятельности.Для нашего исследования важным является последовательное, целенаправленное изучение развития познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов, что в полной мере выполняет метод целеполагания «Дерево целей». УДК001Для формирования познавательнопрофессиональной активности важно то, что целеполагание может являться способом организации (и самоорганизации) деятельности студента в определенных педагогических целях.Чтобы понять, на каких этапах педагогического целеполаганияи каким образом происходит включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательнопрофессиональной активности, нам важно выяснить сущностьпроцесса педагогического целеполагания, проанализировать его этапы и разобраться, в соответствии с обобщенной схемой процесса целеполагания, в содержании действий профессорскопреподавательского состава педагогического вуза и студентов.Обычно целеполагание рассматривается как процесс постановки некоторым субъектом целей и задач для себя лично или для других субъектов. В общем случае этот процесс многократно повторяется. Результатом процесса целеполагания является цель –планируемый итог последующей деятельности субъекта. Деятельность, лишенная цели, непродуктивна, поэтому бессмысленна. Деятельность субъекта, никогда самостоятельно не ставящего себе цели, может управляться только извне. При необходимости самостоятельных действий деятельность такого субъектастановится хаотической, случайной, последствия ее могут быть разными–от потери ресурсов, напримервремени, до прямой катастрофы. Таким образом, процесс целеполагания является основой для организации любой деятельности . Основой целеполагающей деятельности в процессе формирования и развития познавательнопрофессиональной активности будущих педагоговпсихологов является этап построения иерархии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимоподдерживаемых целей–»дерева целей». Названный термин в рамках теории обучения введен в научный оборотБ.С. Гершунским . Под «деревом целей» следует понимать граф, его вершина–общие дидактические цели, иерархическая детализация которых для решения частных задач обучения происходит на более низких уровнях.Подготовка бакалавра психологопедагогического образования должна происходить не только на уровне профессиональных знаний, умений и навыков, но и с учетом развития познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза. Представим далее «дерево целей» исследования развития познавательнопрофессиональной активности у студентов педагогического вуза.
1.Генеральная цель:теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психологопедагогических условий развития познавательнопрофессиональной активности (далее –ППА) студентов педагогического вуза:1.1. Провести анализ состояния ППА.123451.11.21.32.12.22.42.333.13.23.34.14.24.34.44.55.15.25.35.4Генеральная цель4.6УДК0011.2. Теоретически обосновать возрастные особенности студентов.1.3. Обосновать методологические основы развития ППА.2.Дать сущностную характеристику процесса развития ППА:2.1.Раскрыть понятие «активность».2.2.Раскрыть понятие «познавательная активность».2.3.Раскрыть понятие «познавательнопрофессиональная активность».2.4. Показать соотношение понятий «активность» и «деятельность».3.Разработать модель психологопедагогических условий развития ППА студентов педагогического вуза:3.1.Разработать содержание компонентов.3.2. Разработать связи между этапами.3.3.Провести схематизацию модели.4.Разработать содержание,критерии, показатели и уровни развития ППА студентов педагогического вуза:4.1. Описать этапы исследования.4.2.Обосновать выбор методов исследования.
4.3.Обосновать выбор диагностического инструментария.4.4.Охарактеризовать уровни развития ППА.
4.5.Обосновать критерии и показатели развития ППА.4.6.Обосновать уровни модели развития ППА.5.Реализовать методы исследования, проанализировать результаты и программу развития познавательнопрофессиональной активности:5.1. Описать методы и результаты констатирующего эксперимента.5.2.Составить и реализоватьпрограмму развития ППА студентов педагогического вуза.5.3.Проанализировать результаты формирующего эксперимента.5.4.Составить психологопедагогические рекомендации по развитию ППА студентов педагогического вуза.Развитие познавательнопрофессиональнойактивности у будущих бакалавров психологопедагогического образования рассматривается нами как процесс постоянного движения и формирования, в основу которого положены следующие методологические идеи:
1)познавательнопрофессиональная активность рассматривается как процесс постоянного движения и развития; 2)познавательнопрофессиональная активность студента педагогического вуза формируется в учебнопрофессиональной деятельности; 3)анализ формирования познавательнопрофессиональной активности должен осуществляться с позиций системного, деятельностного подходов, учитывающих как психологопедагогические условия организации учебнопрофессиональной деятельности, так и особенности личности будущего педагогапсихолога.Для выявления основных параметров познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза и реализации психологопедагогических условийразвитияв нашем исследовании применен метод научного моделирования.В психологопедагогической литературе под «моделью» понимается представление способов обучения практической деятельности, основанное на личностно ориентированном подходе, с целью формирования какоголибо качества личности .Процесс развития познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза воплощается в смене этапов –от диагностического до результативного.УДК001Диагностический этап.Его задача –выявление имеющегося уровня развития познавательнопрофессиональной активности каждого студента и разработанность групповых и индивидуализированных обучающих программ на основе профессиональных задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень учебнопрофессиональной деятельности. Установочный этап. Начинался и протекал практически параллельно с предыдущим. Задачи, которые решались на этом этапе:возбудить интерес к самостоятельной исследовательской и активной мыслительной деятельности через знакомство будущих психологов с методами учебнопрофессиональной, исследовательской и активной мыслительной деятельностями; обеспечить правильное понимание студентами сущности такой деятельности и её роли в подготовке к будущей профессии через проведение со студентами бесед и специальных семинаров.Обучающий этап.Основная цель данного этапа –вовлечение студентов в активную самостоятельную исследовательскую, научноисследовательскую и учебнопрофессиональную деятельность. Задачами его были: изучение студентами основ дисциплин гуманитарного цикла и специальных дисциплин по дальнейшему развитию познавательнопрофессиональной активности; вооружение студентов алгоритмами решения профессиональных типовых задач; самостоятельная работа по опосредованным источникам информации; выполнение различных учебнопрофессиональных заданий (индивидуальных, самостоятельных, творческих, контрольных); контроль и самоконтроль за выполнениемзаданий по освоению учебнопрофессиональной деятельности.Результативный этап.Этот этап протекал параллельно с предыдущим. Выделение его как отдельного этапа продиктовано необходимостью наблюдения динамики формирования развития познавательнопрофессиональной активности у студента на протяжении всего периода опытноэкспериментальной работы. Его основная задача –получение преподавателем информации об уровне развития познавательнопрофессиональной активности ииспользования её для коррекциикак управленческой деятельности преподавателя, так и учебнопрофессиональной деятельности студента. Промежуточные контрольные срезы проводились по окончании каждого семестра, диагностические контрольные работы –по окончании каждой темы. Выполнение студентами задач и заданий, рассчитанных на определённый уровень деятельности, индивидуальных заданий на самостоятельную подготовку, контрольных работ, творческих работ (рефераты, доклады, альтернативные задания и т.п.), результаты курсовых экзаменов в сочетании с методами наблюдения, анкетирования, беседы –всё это служило средствами получения информации на данном этапе .Для научного обоснования приемов развития познавательной активности существенное значение имеет анализ уровней ее развития. В классической дидактике исследователями главным образом выделяется три уровня познавательной активности обучающихся: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий. Первый уровень –воспроизводящая активность –характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения в сходной ситуации по известному образцу, с опорой на ограниченную систему научных понятий и логических связей, с житейской позицией в оценке явлений действительности. Воспроизводящая активность проявляется в практической деятельности по выполнению заданий (работа с печатным материалом, дидактическими средствами обучения, выполнение лабораторной работы по инструкции УДК001ит.д.), в систематическом выполнении домашней работы, в вопросах педагогу по содержанию изучаемого материала. Второй уровень –интерпретирующая активность –проявление обучающимся эпизодического стремления к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший его вопрос. Характеризуется способностью обучающихся вести поиск оптимального решения учебныхзадач, опираясь на систему научных знаний и анализ конкретных условий. Основнойпоказательэтого уровня –большая устойчивость волевых усилий в познании сущности познаваемого явления, в овладении способами деятельности. Сущность деятельности педагога связана с использованием информационнопоисковых методов обучения, что и обеспечивает частичнопоисковый характер деятельности обучающегося. Третий уровень –творческая активность –характеризуется интересом и стремлением обучающихся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Особенность этого уровня активности –проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие интересы. Педагогическоесредстворазвития творческой активности обучающихся –организация их исследовательской деятельности. Творческий уровень характеризуется созидательнопреобразующей направленностью учебнопрофессиональной деятельности, способностью рационально использоватьтеоретические положения и закономерности на практике, социально значимыми результатами труда, отличающимися оригинальностью и новизной. Этому уровню активности студентов присущиспособность осуществлять перенос знаний и способов деятельности в условия, которые студентам не были известны, стремление проявлять устойчивый интерес к теоретическому осмыслению изучаемых явлений и процессов, к самостоятельному поиску решения учебных и научных проблем.Таким образом, включение студентов в целеполагающую деятельность по формированию познавательнопрофессиональной активности способствует эффективной организации образовательного процесса в педагогическом вузе.
Ссылки на источники1.Dolgova V. I., Krizhanovskaya N. V. Рsychological and pedagogical conditions of cognitiveprofessional activity development of pedagogical high school students// ВекторнаукиТольяттинскогогосударственногоуниверситета. –2014.–№2(28). –С. 158–161.2.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательнопрофессиональной активности у студентов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.–2010.–№1.–С. 71–80. 3.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Познавательнопрофессиональная активность студентов: монография. –М.: Перо, 2014. –205 с.4.Там же.5.Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессиональноважных качеств: монография.–Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. –314 с.6.Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике.–Киев,1974. –С.55.7.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности:учеб. пособие для студ.–М.: Академия.–2005.–400с.8.Кубрушко П.Ф., Мелентьева А.И., Назарова Л.И. Формирование профессиональнопознавательной активности студентов. Научноинформационный материал.–М.: Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина (ФГОУ ВПО МГАУ), 2010.–42с.
УДК001Nadezhda Kryzhanovskaya,
Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of Psychology,ChelyabinskState Pedagogical University, Chelyabinskkriganovskayanv@mail.ruFormation of cognitive professional activity of pedagogical universitystudents by means of «Tree of objectives” methodAbstract.The paperjustifiesthe role of goalsetting activities in formation of cognitive professionalactivity offuture teacherspsychologists;revealsthe essence of teaching goal setting;analyzes the stagesof goal settingof future teacherspsychologists;disclosesthe contents of main concepts;identifieskey components of goalsetting in processof formation of cognitive professional activity of future educational psychologists.Key words: cognitive professional activity, students, goal setting, psychological and pedagogical conditions.References1.Dolgova,V. I.&Krizhanovskaya,N. V. (2014) «Rsychological and pedagogicalconditions of cognitiveprofessional activity development of pedagogical high school students”,Vektor nauki Tol’jattinskogo gosudarstvennogo universiteta,№ 2 (28), pp. 158–161(in Russian).2.Dolgova,V. I.&Kryzhanovskaja,N. V. (2010) «Metodologija modernizacii processov formirovanija poznavatel’noprofessional’noj aktivnosti u studentov”,Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 1, pp. 71–80(in Russian). 3.Dolgova,V. I.&Kryzhanovskaja,N. V. (2014) Poznavatel’noprofessional’naja aktivnost’ studentov: monografija,Pero, Moscow, 205 p.(in Russian).4.Ibid.5.Dolgova,V. I.&Shajahmetova,V. K. (2009) Invariantnost’ professional’novazhnyh kachestv: monografija,REKPOL, Cheljabinsk, 314 p.(in Russian).6.Gershunskij,B. S. (1974) Prognosticheskie metody v pedagogike,Kiev, p. 55(in Russian).7.Smirnov,S. D. (2005) Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: ot dejatel’nosti k lichnosti: ucheb. posobie dlja stud., Akademija, Moscow, 400 p.(in Russian).8.Kubrushko, P. F., Melent’eva,A. I.&Nazarova,L. I. (2010) Formirovanie professional’nopoznavatel’noj aktivnosti studentov. Nauchnoinformacionnyj material,Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V. P. Gorjachkina (FGOU VPO MGAU), Moscow, 42p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

(Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-5-е изд., перераб. и доп.-М., 2006)

Концепция техники планирования «дерево целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными.

В том числе, дерево целей позволяет выявить, какие возможные комбинации обеспечат наилучшую отдачу. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели.

Метод дерева целей (рис.1) ориентирован на получение относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы формирования иерархических структур.

Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

Реклама Составленное дерево целей имеет систему решений на бумаге. То есть план по достижению ОСНОВНОЙ цели рис. 1 — I (1). Дерево целей может быть составлено и для любой цели: глобальной, месячной, годичной.

Принцип разбиения общей цели на подцели и задачи иллюстрирует схема, представленная на рисунке 2.

Когда составлено дерево целей, можно просмотреть, к чему приведет та или иная цель.
Например, цель (рис.2) «выпустить новый вид товара» может привести к снижению объема ранее выпускаемых товаров и, как следствие, к совершенно обратному результату — снижению прибыли. Именно дерево целей позволило это увидеть. А также, именно дерево целей позволит скорректировать данную цель и создать либо дополнительные рабочие места, либо, к примеру, проанализировать выпускаемую продукцию с целью выявления продукта с минимальной прибылью, дабы именно его заместить новым продуктом.

О том, какие должны быть цели (которые записаны в графах), о правилах их составления вы можете прочесть в статье «Как правильно поставить цель?». Правила в данной статье показывают, как именно нужно вписать цель, и в какой последовательности.

Чтобы закрепить результат изученного материала, рекомендую вам составить свое дерево целей. Если захотите получить анализ вашего дерева целей, пришлите его мне, будем анализировать.

В заключение статьи хочу пожелать вам составить эффективное, умное и зажигательное (мотивирующее вас на действие) дерево целей. И пусть оно поможет вам реализовать любую цель, любую задачу, любую мечту.
Успехов вам на увлекательном пути целеполагания и составления своих деревьев целей.

Теги: мотивация, система, цели, обучение, прогнозирование, техника планирования

Даже человек, далекий от бизнеса и маркетинга, понимает, насколько важно правильно формулировать цели, подцели, ставить перед собой сроки выполнения задач. Тем более грамотное планирование важно руководителю организации или специалисту по продвижению. Наиболее удобный способ подготовить «плацдарм» для подробной стратегии развития – составить дерево целей.

История целеполагания в бизнесе начинается в 1954 году Питером Друкером. Он впервые попробовал построить «дерево» – от цели компании он вывел персонализированные задачи для каждого сотрудника фирмы и задал планку по нужным показателям.

Со временем владельцы бизнеса отказались от идеи постановки отдельной задачи для каждого сотрудника. Сейчас чаще всего дерево целей имеет максимум 45 уровней, а мелкие задачи доносятся лишь до руководителей отдела.

Однако общий смысл остался прежним. Дерево целей – схематичное изображение, напоминающее либо перевернутую крону, либо корни. Во главе находится главная, самая крупная и важная цель. От нее ответвляются более мелкие, которые достигаются проще и быстрее. В результате получается структурированная схема, в которой в порядке иерархии обозначены мелкие этапы работы. Разноуровневые задачи, объединенные в одну систему, позволяют впоследствии и создать стратегический план, и рассчитать бюджет.

Конечно, можно не усложнять планирование и записать все задачи в виде одноуровневого списка. Однако по сравнению с разветвленным деревом простой список будет иметь ряд недостатков:

  • не получается ранжировать цели по значимости. Если имеющихся ресурсов не хватит, придется пожертвовать несколькими задачами. Но в рамках линейного списка не всегда выходит определить потеря каких целей нанесет меньший ущерб;
  • цели будут достигаться не системно, с разными промежутками времени. В итоге будет сложно поддерживать энтузиазм сотрудников;
  • не видна взаимосвязь между второстепенными целями.

Правила формулировки целей

Основная часть правильно составленного многоуровневого дерева – цели, прописанные в схеме. Цель предприятия – набор конкретных показателей, которые характеризуют эффективность ее работы или рост продаж.

Есть несколько критериев, которым должны соответствовать цели. Они обозначаются аббревиатурой SMART.

S – specific – конкретность. Необходимо прописать конкретные задачи. Плохой пример – «повышение эффективности компании». Хороший – «повышение продаж на 20% за первый квартал года». Важно донести цели до сотрудников. Если в формулировке есть какие-то термины, то можно дополнить дерево целей глоссарием.

M – measurable – измеримость. Должен быть конкретный показатель, который позволит оценить эффективность. Если напрямую оценить не получается, достаточно подобрать хотя бы косвенный показатель. Например, при постановке цели «увеличить долю рынка» может быть сложно измерить стартовую и финальную долю. Но возможно оценить количество покупателей, количество чеков.

A – achievable – достижимость. Психологический аспект постановки целей – определить оптимальную сложность. Если задача слишком проста, сотрудники могут отнестись к ней халатно. Но если перед отделами поставлена невыполнимая задача, то у сотрудников возникнет неприязнь к работе.

R – relevant – значимость. Цель должна быть значима с точки зрения развития бизнеса и достижения главной задачи. В идеале для этого цель оценивается большим количеством показателей. Однако надо учитывать, что слишком большое количество показателей и оценок усложнит работу отделов.

T – timed – временные рамки. Каждая задача обязательно привязывается к конкретным срокам выполнения. Если не обозначить сроки исполнения, то велик риск, что цель никогда не будет достигнута.

Если у компании нет конкретных целей, потом будет сложно понять, достигла ли она задуманного. А также нет стратегического плана и системы управления, которая обеспечила бы реализацию этого плана.

Группировка целей

Не все руководители бизнеса понимают, как управлять компанией с помощью дерева целей. Обычно все задачи группируют по направлениям: каждое направление отвечает за одну сферу работы компании.

Финансовые показатели

Самый частый «запрос» на вершине дерева – увеличение продаж, прибыли. Детализируется на ответвления, связанные с оборотом компании, повышением цены на товар или услугу, снижением затрат на закупку или производство. Обычно закрепляются за финансовым директором и его отделом, однако в частных случаях встречаются исключения. Примеры задач и показателей для контроля за реализацией целей:

  • рентабельность (увеличение рентабельности до N%);
  • оборот компании (каждый год оборот должен увеличиваться на N%);
  • размер долга перед кредитными организациями (снижение суммы обязательств на N% каждый год);
  • выработка на одного сотрудника компании (повышение на N% в год).

Работа с клиентами

Вторая по популярности головных целей – увеличение клиентов или повышение их лояльности. Обычно распадается на следующие подцели:

  • привлечение новых покупателей;
  • проведение клиентских мероприятий;
  • повышение качества обслуживания.

Выполнение задач поручается коммерческому директору, отделу маркетинга, директору по развитию. Чтобы оценить достижение целей, можно использовать такие показатели:

  • количество подписчиков в социальных сетях (увеличение на N% ежемесячно/ежегодно);
  • клиентская база данных для email-рассылки (увеличение на N% ежегодно);
  • количество новых клиентов (увеличение на N% ежегодно);
  • количество повторных заказов.

Продуктовые цели

Если грамотно составить дерево целей, можно выявить фронт работ в совершенствовании товаров и линеек продуктов. Например, расширить текущую линейку, создавать новые предложения. Вот какие показатели можно использовать:

  • доля определенного продукта (локомотива или новинки) в общем товарообороте;
  • время цикла создания товара или продукта;
  • срок окупаемости новинки;
  • доля товаров с высокой рентабельностью в общем товарообороте (увеличить долю до N%);
  • доля товаров с низкой рентабельностью (снизить ее до N% от общего товарооборота).

Операционная эффективность

Аспект, который редко рассматривают и пытаются улучшить руководители, – операционная эффективность компании. Она выражается в следующих подцелях:

  • сокращение сроков производства или доставки товаров в компанию-клиента;
  • автоматизация бизнес-процессов;
  • оптимизировать количество безопасных IT-серверов.

Чтобы контролировать достижение целей, используются такие показатели и формулировки:

  • конверсия (увеличение на N% ежегодно);
  • время доставки товаров клиенту (уменьшение на N% за год);
  • время подготовки коммерческого предложения;
  • количество претензий клиентов;
  • затраты на закупку товаров.

Обучение и мотивация сотрудников

Важное значение в развитии компании имеет взаимоотношение с сотрудниками. Если поставить цели перед начальником отдела продаж, можно поработать над мотивацией персонала. Поставив задачу перед отделом кадров, можно сократить текучку и обеспечить сотрудникам условия для их личностного и карьерного роста. Чтобы оценить эффективность работы, можно использовать следующие показатели:

  • средняя зарплата (увеличить ее на N% по сравнению с другими компаниями в этой отрасли);
  • размер премий и других мотиваций (увеличить их до N% от ежемесячного дохода сотрудника);
  • количество обучающих мероприятий для продавцов;
  • текучка кадров;
  • удовлетворенность сотрудников условиями работы.

Принципы построения

Есть несколько принципов, которые помогают правильно построить дерево целей:

  • брать в расчет имеющиеся ресурсы. Обычно главная цель – довольно большая и сложная. Сходу оценить, хватит ли ресурсов для ее достижения, сложно. Поэтому при создании дерева, во время прописывания дополнительных задач необходимо отталкиваться от доступных сил и средств. В этом случае дерево целей станет инструментом для анализа;
  • конкретно формулировать задачи. Чтобы дерево было эффективным, нельзя прописывать цели расплывчато. Должно быть ясно, чего необходимо достичь и как понять, что задача выполнена. Для этого на той же «ветке», где прописана цель, нужно указать конкретные параметры, по которым можно определить стадию выполнения;
  • разбивать сложную цель на этапы. Некоторые задачи требуют комплексного решения, все необходимые составляющие прописываются в виде подцелей. Дерево уточняется и расширяется до тех пор, пока весь процесс достижения головной цели не будет ясен. Для каждого этапа можно указать необходимые ресурсы, сроки реализации;
  • полное указание подэтапов. Выполнения всех подцелей должно быть достаточно, чтобы достичь главную цель. Если подцели выполнены, но все равно чего-то не хватает и что-то не учтено – дерево составлено неправильно или не до конца;
  • накладывать дерево на структуру предприятия. Если дерево состоит из нескольких элементов, то выполнение каждого этапа должно зависеть от определенного отдела фирмы. Если предприятие состоит из нескольких элементов, то все они должны принять участие в достижении общей цели.

Главный принцип составления дерева – учет особенностей конкретной фирмы. Поэтому если требуется как-то иначе персонализировать схему, то можно добавлять в дерево дополнительные этапы, ответвления или прописывать нужные детали.

Как построить систему

В идеале для составления дерева необходимо провести предварительный анализ всех сфер работы фирмы: количество продаж, размер чека, затраты на закупку или производство, каналы рекламы и пути сбыта. Только имея на руках полную информацию о работе компании, можно приступать к целеполаганию.

Для работы допускается использовать бумагу и карандаш, однако гораздо удобнее прописывать все цели в таблице Excel, приложении ЛидерТаск или специальных программах для Mind-Map. Работа начинается всегда с вершины: руководитель формулирует главную цель, которая будет расположена на верхнем уровне. Формулируются сроки достижения и критерии выполнения.

На втором шаге предстоит собрать руководителей всех отделов. Вместе с ними генерируются второстепенные задачи. Их выполнение должно автоматически привести к реализации головной цели. За каждым отделом можно сразу закрепить одну или две задачи.

На третьем шаге руководители отделов вместе с ключевыми сотрудниками своих департаментов составляют цели третьего уровня. Они дополняют цели второго уровня, уточняют их. По аналогии формулируются задачи следующих уровней.

Финальный этап – сдача дерева руководителю. Он должен проверить цели нижних уровней. Возможно, какие-то задачи пересекаются: на этом этапе схема оптимизируется. Допускается использование SWOT-анализа для выявления пробелов в дереве целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *